Жернаков бессонница краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

О том, что еще Сталин уничтожил советскую генетику и кибернетику, а последующие времена, если не считать кратковременного ренессанса физического в шестидесятые годы, в семидесятые уже привели опять к полному вырождению, запрету на инакомыслие. У Крона есть замечательная как раз сцена, где докладчик-демагог громит одного из ведущих ученых этого вымышленного института за то, что тот пытается стащить советскую физиологию со столбовой дороги, а над ним золотыми буквами цитата из Маркса о том, что в науке нет столбовых дорог. Это довольно характерная вещь.

В романе происходят два таких что ли сдирания всех масок: сначала, во-первых, герой Крона, вот этот Юдин, во многих отношениях альтер эго, убеждается в том, что его позитивная научная и советская жизнь на поверку далеко не так удачна и далеко не так счастлива. Его лучший друг Павел Успенский, со смерти которого начинается роман, и смерть которого является как бы толчком, разбудившим Юдина, на самом деле украл, умыкнул у него возлюбленную, аспирантку Бету, Эльжбету, Елизавету. Потом выясняется, что и вся жизнь Успенского была, несмотря на их тесную дружбу, чередой предательств и научных компромиссов. И деятельность его в науке во многом была опять-таки результатом, как сегодня сказали бы, пиара, а по большому счету, конечно, он занимался в основном, как очень многие тогдашние ученые, больше административно-хозяйственной деятельностью, нежели научной. И талантливых людей не защищал, а иногда, когда мог, покровительствовал, когда не мог, сдавал. И в общем, это первый слой, который снимается в первых двух частях романа.

Ну и в третьей части выясняется, что административно-хозяйственная деятельность была на самом деле не так плоха, потому что она очень многим приличным людям позволяла выжить. Что Бета не так-то уж любила главного героя, и он много раз оскорблял ее равнодушием. И вообще в своем холостяцком одиночестве он закостенел и других людей разучился понимать. Главное же выясняется, что плохие люди не так уж плохи, а хорошим, вот что самое печальное, не так уж нужна творческая свобода, вообще не очень нужна им свобода. Им довольно уютно выживать в том мире, который описывает Крон, в мире клеветы, подсиживания, опять-таки имитации вместо науки, что это гораздо более в человеческой природе, нежели бескорыстное служение.

Больше того, выясняется, что, когда случился ХХ съезд, разоблачивший тогдашнюю антинауку, это привело к новому взлету карьеризма. И на этой разоблачительности поднялись новые фальсификаторы, которые ничем не отличались от Лысенко, то есть корень сидел гораздо глубже. И кстати говоря, Крон честно пытается, помните, как Томас Манн и Фауст, он пытается нащупать точку, развилку, с которой все пошло не так. Он доходит даже до того, что, там довольно обширный в романе кусок о том, как главный герой, попав в Париж на конференцию, едет в музей-квартиру Ленина. Этот кусок невыносимо ходульный, конечно, и там посещают они этот музей, посещают парк, где гулял Ленин, и герою начинает даже казаться, что в детстве, может быть, его и видел, когда ему было три года, и какой-то с высоким лбом с рыжими усами человек к нему нагнулся и веселыми глазами на него посмотрел.

Может быть, с Ленина все пошло. Может, он пытается так, очень по-шестидесятнически в Ленине нащупать какой-то источник вдохновения, но этого не получается. Получается, что вообще человеческая природа гораздо больше приспособлена к лжи, к конформизму и имитации, чем к научному поиску и какому-либо служению. Получается, что состояние сна для всех гораздо удобнее, чем состояние бессонницы.

И тогда он начинает понимать, что вот тот Павел Успенский, которого он знал, был гораздо мудрее, чем ему казалось, потому что он позволял людям такими быть, позволял им и карьеризм, и фальсификации, и уклонение. Он не требовал от них большего. И вот этот механизм перерождения советской власти под нужды обывателя особенно мучителен и нагляден, когда речь заходит о науке. Потому что в науке, казалось бы, требуется правда, и тут выясняется, что правда никому не нужна. Там же, кстати, там есть такой гардеробщик, легенда этого института выдуманного, старик Антоневич, вот он вообще промышляет, даже не промышляет, он ничего с этого не имеет, но это как такой чеховский швейцар Паисий, который от катара посоветовал употреблять сулему, он лечит травками. И тут вдруг оказывается, что травки Антоневича куда более целительны, куда более полезны, чем вся передовая медицина.

Но не будем забывать, что это же роман 1977 года, то есть это о времени увлечения всей этой парамедициной, паранаукой, йогой, инопланетянами, уринотерапией, всякой ерундой. И вдруг оказывается, что для людей это целительно, и что людям это нужнее, чем идеалы. В общем, как это ни страшно, по роману Крона возникает страшное ощущение, что идеальное состояние человека — это мещанин. И не надо его трогать, и не надо его извлекать из этого состояния, потому что любые попытки его оттуда извлечь, они приводят к трагедии.

Этот роман в традиции 1977 года, и вообще в традиции поздних семидесятых, он довольно сильно зашифрован. Во-первых, он очень велик, чрезвычайно он перетяжелён по объему. Во-вторых, он страшно многословен. Это, в общем, так нужно, потому что действительно автор драматург, ему нужна речевая характеристика героя, и поэтому самоупоённая, изобильная, тяжеловесная, с массой вставных конструкций речь Юдина, она ему такая нужна. Тогда действительно время таких самоуспокоенных эгоистов, о которых замечательно писал Крелин, хирург, врач и ученый, тоже, кстати, в одной из своих тогдашних повестей, что кому на Руси жить хорошо, так это сорокалетним одиноким холостякам-эгоистам. Это время эгоизма, время душевного сна. И если для этого человека наступает время бессонницы, то и то уже чрезвычайно хорошо, потому в его самоуспокоенности появляется хоть какая-то брешь.

Вот видите, у Грековой герой проходит тот же путь, и когда сначала приходит на место классического ученого классический партийный деятель, мы начинаем его ненавидеть. Он еще требует со всех отчета, как они время тратят, а потом мы узнаем, что он добрый, что он ухаживает за парализованной тещей, что он сотрудникам кафедры помогает в каких-то бытовых вещах. И оказывается, что все не так ужасно, оказывается, что, может быть, требования истины и таланта, они и не нужны, а нужен не гений, а человек, который умеет жить, и дает жить другим. Вот как это ни ужасно, к этому выводу начали в конце семидесятых годов приходить очень многие.

Я, правда, не льщу себя надеждой, что после нашего разговора о полузабытой книге Крона, все кинутся эту книгу искать. Да и читать ее трудно, даже мне вот сейчас перечитывать ее перед этим разговором было трудно. Она затянута, тяжела, и в ней очень тоже ощущается, знаете, такая позднесоветская избыточность, когда вроде и стиль красив и гладок, и цитаты присутствуют, и намеки ловятся, но при этом, в отличие от сухой, лаконичной, горячей прозы Трифонова, это какое-то такое студенистое, медузообразное нечто. Но в этом желеобразном тексте заложена очень важная мысль, и в истории его создания тоже.

Ведь от Крона никто не ждал, что этот советский маринист военный вдруг возьмет и напишет такую точную вещь о пороках советского мышления. Вот и здесь так же, и герои его тоже, с которых постепенно срываются маски, оказываются не теми. В общем, во времена застоя, таких, как сейчас, надо, мне кажется, избегать чересчур однозначных оценок и суждений. И застой только тем и хорош, что он все-таки предполагает некоторую задумчивость, некоторую многозначность, некоторую возможность пристально разглядеть вещи. Потому что потом, когда все опять побежит, эти открытия забудутся, и все опять радикально упростится.

И неслучайно поэтому, что книга Крона, которая была сенсацией 1977 года, уже в 1987 году, во время гораздо более радикальных разоблачений, никому ничего не говорила. А у нас сейчас есть, на самом деле, идеальный повод задуматься о природе человека, и о том, к чему она, собственно, более склонна.

Вообще для конца семидесятых годов еще, помимо обращения к научным всяким темам и кругам, то, что само по себе, ученые стали героями литературы — это само по себе уже очень характерно, потому что наука, в идеале, должна быть совестью общества.

Вот в этой книге, пожалуй, самый интересный образ — это Бета. Почему она Бета? Не только потому, что она Эльжбета, а потому что бета традиционно следует за альфой, и как бы всегда остается на втором плане. А вот Бета, с ее решительным мужским шагом, с ее высоким ростом, с ее радикализмом в суждениях, она наиболее здесь симпатичный человек.


И важно, что из жизни героя она вытесняет совершенно влюбленную в него Ольгу. Ольга просто влюблена, она добра, она трогательна, но она просто влюблена, она легко сдается на его ухаживания, ее не надо уговаривать. А когда выгорает ее чувство, она так же легко его покидает, уезжает, выходит замуж за военного и рожает дочку у себя в Саратове. То есть у нее нет на самом деле вот этой глубины.

А Бету надо осаждать долго, она женщина сильная, принимающая точные решения, нравственно точные в том числе. Поэтому, вот это обращение к образу сильной женщины, это еще одна важная черта эпохи. Я боюсь, что из всего романа в читательской памяти остаются прежде всего вот эта Бета в ее черном свитере и пуховом платке, потому что это вот тот образ сильной героини, по которому всегда так тосковала преимущественно мужская русская литература.

Действие новой повести Николая Жернакова происходит все в той же милой сердцу писателя холмогорской деревне, с которой тесно связаны его предыдущие произведения. Долгие годы не навещали братья Федот и Степан Кокорины свою старую мать в родном Кузоменье, на берегу лесной речки Шеньги. Редко за последнее время бывала здесь и их старшая сестра Дора. Съехались они все вместе, чтобы проводить мать в ее последний путь. И теперь перед лицом смерти они по-новому, сурово и строго осмысливают свою жизнь. По-разному сложилась она у каждого из них.

Действие новой повести Николая Жернакова происходит все в той же милой сердцу писателя холмогорской деревне, с которой тесно связаны его предыдущие произведения. Долгие годы не навещали братья Федот и Степан Кокорины свою старую мать в родном Кузоменье, на берегу лесной речки Шеньги. Редко за последнее время бывала здесь и их старшая сестра Дора. Съехались они все вместе, чтобы проводить мать в ее последний путь. И теперь перед лицом смерти они по-новому, сурово и строго осмысливают свою жизнь. По-разному сложилась она у каждого из них.

Бессонница (2014)

Количество серий: 16

В ролях: Мачей Штур, Анна Антонова, Владислав Павлов, Юлия Юрченко, Эдуард Флёров, Александр Сетейкин, Алексей Матошин, Вероника Вернадская, Александр Константинов, Юлия Галкина, Дмитрий Астапенко, Андрей Курилов, Виктория Фишер, Дарья Повереннова.

Страна и год: Россия, 2014 г.

Дата выхода в РФ: 3 июня 2019

О сериале

Содержание серий

Бывший заключенный Коваль начинает мстить своим врагам. Алина в парке стреляет в Иру и Олега, собиравшихся поупражняться в стрельбе в тире, и ранит беременную работницу заведения. Она получает предупреждение от судьи Волкова. Ольга рассказывает Саше, почему согласилась участвовать в игре: она хочет отомстить Ковалю, виновному в смерти ее мужа и сына. После неудачной попытки застрелить Коваля Саша привозит Ольгу в загородный дом, полный оружия и наркотиков.

Движимый местью Коваль занят поисками следователя, подкинувшего улики. При этом Коваль не подозревает, что о его планах становится известно Саше. Злата следит за доктором, который должен украсть антидот для Жени. Алина пытается достать новый пистолет взамен отобранного судьей. Марина знакомится с одним из VIP-игроков, Виктором, который, оказывается хорошо знал ее мужа. Он сообщает, что смерть Андрея не была несчастным случаем.

Коваль мстит следователю, когда-то посадившему его пожизненно. Саша и Ольга пытаются убить Коваля. Судьям становится известно, что кто-то ведет нечестную игру и одному из игроков оказывается поддержка. Алина похищает машину вместе с ее владелицей, совершает налет на магазин. VIP-игроки должны принять решение, оставлять ли ее в игре. Даша сообщает Леше, что девочка, которую он сбил, жива и сейчас находится в больнице.

Алина начинает охоту за Ирой. Антон предлагает Ковалю помочь ему убить его отчима, с которым у него личные счеты. Судьи проверяют игроков, отобранных бывшим судьей Евгением. Даша просит о помощи своего коллегу Диму: он должен следить за одним из судей, который, как она думает, выведет ее на организатора.

Судья начинает провоцировать игроков, стравливая их между собой. Он сообщает Олегу, что один из игроков, стритрейсер Алексей, стал причиной увечий его дочери. Ольга провоцирует Коваля, пытаясь загнать его в ловушку. Даша связывается с судьей Златой и требует помощи, грозя разоблачить ее связь с бывшим арбитром, а ныне игроком Женей. Женя встречается с победителем одной из прошлых игр и просит его достать средство от бессонницы. Из игры выбывает первый участник — Олег. Пытаясь скрыться с места ДТП, виновником которого он стал, он попадает под машину.

Игроки узнают о гибели Олега. Даша и Леша добиваются встречи со Златой и Женей. Даша требует от Златы информацию о судьях и организаторах игры, угрожая сообщить другим судьям о ее любовной связи с Евгением. Ольга уговаривает Сашу забрать Иру из отеля. Туда же отправляется Алина, чтобы убить Иру. Саше удается ее опередить и застрелить Алину. Коваль и Антон грабят почтовое отделение. Ира находит еженедельник Олега и узнает, при каких обстоятельствах тот попал в игру.

После сорокового часа у игроков появляется право вызывать друг друга на дуэль. Первым этим предложением пользуется Саша. Он посылает запрос Ковалю, и тот соглашается. Марина пытается узнать подробности убийства мужа. Ради этого она с помощью Виктора решается на рискованный эксперимент со здоровьем.

Марина и Злата, пытаясь узнать больше об Ире, отправляются на встречу с врачом, который лечил девочку от необычной болезни. Саша оставляет Ольгу и Иру и отправляется в одиночку охотиться на Лёшу. Тем временем Антон, одержимый желанием отомстить за смерть Коваля, подбирается к Ольге.

Игроков остаётся трое. Евгений проникает в казино, чтобы совершить убийство Марины, которая решала сообщить VIP-игрокам истинную причину смерти мужа. Но в переполненном зале ему удаётся её только ранить. За нарушение правил проекта и проникновение в казино его дисквалифицируют. Судьи пускаются по его следу, не подозревая, что часы фиксируют пульс совсем другого человека, а среди них — предатель. Узнав, что Женя дисквалифицирован, Леша забирает Иру из полицейского участка, чтобы попрощаться и… уснуть. Ему делают спасительный укол и сообщают, что победителем должен стать Леша, потому что самая большая ставка сделана на победу Иры.

Читайте также: