Жанр романа и традиции романтической повести краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

О жанре произведения

Жанр этого литературного произведения – бессомненно роман. Именно роману характерна многоплановость композиции, несколько сюжетных линий, объединенных одним центральным сюжетом, составляющим жизнь главного героя. Инновационной является композиция этого произведения:

  • События не развиваются хронологически, как это принято в классических романах;
  • Каждая глава представляет собой отдельное произведение, которое может быть опубликовано отдельно, поскольку имеет собственную законченную композицию.

Правда, все главы объединены между собой единым литературным героем. Во всех частях романа в той или иной степени присутствует Григорий Александрович Печорин.

Герой романа

Герой романа Григорий Печорин – собирательный образ. Благо за время непродолжительной службы Михаил Юрьевич много насмотрелся на сослуживцев, чтобы выделить в них общие черты характера, особенности своего поколения. В романе описаны места, где Лермонтов бывал сам. Но это не значит, что Лермонтов писал Печорина с себя.

Расположение глав, хронология и общая композиция

Композиция отдельных частей романа

Часть 1

В первой части романа главы расположены следующим образом:

  1. Бэла
  2. Максим Максимыч
  3. Журнал Печорина
  4. Предисловие
  5. Тамань
  • экспозиция: встреча автора с Максимом Максимычем;
  • завязка повествования – портрет Печорина, рассказ об Азамате:
  • развитие сюжета – свадьба, знакомство с Беллой, конь Казбича, похищение, Белла у Печорина;
  • кульминация: похищение Беллы из крепости, ее ранение и гибель.
  • развязка: похороны Беллы и окончание службы Печорина в крепости, Максим Максимыч расстался с автором.

Эта глава тоже важна для понимания образа Печорина, так как в ней автор знакомится со своим будущим героем. Хронологически, это конец событий, происходящих в жизни Печорина. В этой главе Лермонтов дает портрет главного героя, который направляется в Персию. Композиция этой главы построена так:

  • Завязка – приезд автора во Владикавказ и новая встреча с Максимом Максимычем.
  • Развитие событий Максим Максимыч узнает о приезде Печорина, ждет встречи с ним.
  • Кульминация – встреча Максима Максимыча с Печориным, холодность Печорина и обида штабс-капитана.
  • Развязка – прощание автора с Максимом Максимычем. Автор получает дневники Печорина.

Журнал Печорина. Тамань

  • В экспозиции автор описывает городок, куда прибыл поздно вечером, дом, отведенный для постоя, людей. Весь пейзаж довольно непригляден и мрачен.
  • В завязке повести Печорин становится свидетелем встречи контрабандистов. Наутро Печорин узнает, что место, где он остановился, нечистое, пытает слепого мальчишку, куда и зачем тот ходил ночью, знакомится с Ундиной.
  • Кульминация сюжета – Ундина заманивает Печорина кататься на лодке и пытается сбросить его в воду. Печорин выплывает, возвращается в избу.
  • Развязка. Опасаясь, что Печорин донесет властям на контрабандистов, Ундина и Янко покидают городок. Слепой и старуха остаются одни.

Часть вторая

Княжна Мери

Повесть о княжне Мери – самая большая и многоплановая в романе. В ней прослеживается несколько сюжетных линий тесно связанных и переплетенных между собой: Печорин и Вера, Княжна Мери и Грушницкий, Печорин и Грушницкий, взаимоотношения Печорина и Вернера.

Композиция главы выстроена следующим образом:

  • Экспозиция романа описывает город Пятигорск, куда приехал Лермонтов.
  • Завязка сюжета начинается у источника, куда приходят местная и приезжая аристократия. Печорин встречает Грушницкого, который заочно представляет ему семейство Лиговских. Печорин представляет своего приятеля, доктора Вернера. Печорин узнает, что возможно, Вера тоже здесь.
  • Развитие сюжета: встреча Печорина с Верой, Печорин защищает княжну на бале, ревность Грушницкого и Веры, заговор против Печорина.
  • Кульминация – дуэль, убийство Грушницкого, болезнь княжны Мери и отъезд Веры.
  • Развязка – отъезд Веры, объяснение Печорина с Мери, Прощание с доктором Вернером.

За дуэль с Грушницким Печорин был сослан подальше в крепость.

Фаталист – глава небольшая, и, пожалуй, самая мистическая, рассказывающая о том, как Печорин предсказал гибель одному из сослуживцев.

  • Завязка сюжета – игра в карты
  • Развитие событий – пари, и выстрел с осечкой;
  • Кульминация – Печорин узнает о гибели Вулича. Его зарубил шашкой местный казак; Печорин участвует в опасном мероприятии – поимке пьяного, разбушевавшегося казака и обезоруживает его.
  • Развязка – Печорин в крепости рассказывает о произошедших событиях, но тот не совсем понимает его.

Роман "Герой нашего времени" Лермонтова - одно из самых ярких произведений русской классической литературы XIX века.

В этой статье представлены материалы о жанре, направлении, стиле и композиции романа "Герой нашего времени": анализ жанрового своеобразия, особенностей произведения.

Жанровое своеобразие романа "Герой нашего времени"

В целом жанр романа "Герой нашего времени" можно определить как психологический роман. Однако каждая из пяти повестей несет в себе признаки различных жанров.


Так, повесть "Бэла" написана в жанре путевого очерка с элементами авантюрной новеллы. В этот очерк путешествующего офицера (автора романа) включен рассказ Максима Максимыча о похищении Бэлы.

Повесть "Максим Максимыч" написана в жанре путевого очерка. Остальные три повести - "Княжна Мери", "Тамань", "Фаталист" - написаны в форме дневника. Повесть "Княжна Мери" также имеет черты "светского романа".

Жанр, направление, стиль и композиция романа "Герой нашего времени"

Хотя внешне роман Лермонтова ограничен интимно-психологическими рамками, но его общественно-философский и политический смысл достаточно ясен: душевный мир и поведение Печорина раскрыты как явление эпохи, а не как индивидуальное явление.

Избранная в качестве художественной формы документальность путевого очерка придает правдоподобие всему повествованию, в том числе истории самой Бэлы — и прием этот наверняка оказывал на читателей, современников Лермонтова, сильное воздействие.

Еще одной особенностью повести, отличающей ее от прежних романтических новелл, является то, что повествование ведется от лица не автора, а героя-рассказчика. Причем этот рассказчик из условного персонажа (каким он был в ту пору обычно) вырастает в совершенно реальный образ,насыщенный конкретными чертами и явно противопоставленный главному герою романа.

Заключительными строками рассказа Лермонтов подчеркивает важность для него фигуры Максима Максимыча. Более того, автор дает понять, что глубоко уважает людей, которые стали прототипами образа Максима Максимыча — русского человека, несущего нелегкую службу. который. обладает целым рядом высоких моральных качеств, среди которых выделяется не только верность долгу и дружбе, но и умение поддерживать нормальные отношения с местным населением.

("Полное собрание сочинений Лермонтова в 10 томах", том 6, 2002 г., примечания к роману "Герой нашего времени" М. И. Никитина)

Это были материалы о жанре, направлении, стиле и композиции романа "Герой нашего времени" Лермонтова: анализ жанрового своеобразия, особенностей произведения.

Жанровое своеобразие романа

Однако Лермонтов несколько видоизменяет эту традицию, объединив несколько повестей не образом единого рассказчика (как это было у Гоголя и у Пушкина), а с помощью образа главного героя – молодого офицера Г.А. Печорина. Благодаря такому писательскому ходу, автор создает новый для русской литературы жанр социально-психологического романа, который позже будет продолжен в творчестве его последователей Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и других.

Для писателя на первый план выходит внутренняя жизнь его главного героя, внешние же обстоятельства его жизни становятся лишь фоном для развития сюжета.

Композиционные особенности произведения и их влияние на жанр романа

Здесь также присутствует описание светского общества, которое одинаково чуждо как главной героини произведения – княжне Лиговской, так и главному герою – Г.А. Печорину. Как и Татьяна Ларина, Мери влюбляется в мужчину, который кажется ей воплощением ее идеала, однако она, признавшись ему в любви, также получает от него отказ. Дуэль Печорина с Грушницким сюжетно близка дуэли, которая состоялась между Ленским и Онегиным. Более молодой и пылкий герой Грушницкий на этой дуэли погибает (также, как погиб Ленский).

Однако Лермонтов несколько видоизменяет эту традицию, объединив несколько повестей не образом единого рассказчика (как это было у Гоголя и у Пушкина), а с помощью образа главного героя – молодого офицера Г.А. Печорина. Благодаря такому писательскому ходу, автор создает новый для русской литературы жанр социально-психологического романа, который позже будет продолжен в творчестве его последователей Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и других.

Для писателя на первый план выходит внутренняя жизнь его главного героя, внешние же обстоятельства его жизни становятся лишь фоном для развития сюжета.

Композиционные особенности произведения и их влияние на жанр романа

Тест по произведению

Ключеʙые слоʙа: герой, жанр, стᴎль, роман, обраᴈ, Лермонтов.

Стоит отметить, что рассказчик становится действующим персонажем в произведении, который наделен определенными характерными качествами и вполне очевидно занимает противоположную главному герою позицию. На последних страницах романа М. Ю. Лермонтов показывает, насколько для него был значим Максим Максимыч. Мало того, автор нам ясно подчеркивает, что относится с большим уважением к людям, которые похожи на его Максима Максимыча — человека, который верно служит нелегкую службу. Человека, который отличается не только отменными моральными качествами, но и умеет дружить с разными людьми, независимо от их статуса и социального положения. А в лице главного героя автор показывает обычного человека, каким он сам его видит, основываясь на том, скольких людей таких он на своем пути повстречал.

Данное произведение было создано в жанре романа, который состоял из определенного количества повестей. Стоит отметить, что для времени, в котором данная работа была написана, такая ее форма являлась нормой. И все же, Лермонтовым были изменены основные особенности в этом жанре, что позволило ему вести повествование от лица одного из героев произведения, который рассказывал историю другого человека. Благодаря такому нестандартному решению, автором была создана социально-психологическая картина, которую взяли за основу такие писатели, как Достоевский, Тургенев и многие другие. Писатель в первую очередь хотел отобразить центрального персонажа достаточно продуманным и ярким. Он показал череду его жизненных обстоятельств, с которыми Печорин столкнулся. Благодаря этому, образ персонажа получился столь понятным.

Композиционная структура произведения была нарушена тем, что с хронологической точки зрения, данная работа представляет различные временные отрезки, о которых ведется рассказ. Вначале рассказывается о том, как Печорин влюбился в Бэллу, и забрал девушку с собой. Несмотря на то, что она потом сама полюбила Григория, ей это принесло только несчастья. Максим Максимович не раз осуждал действия героя, не понимая, почему он действует так, что логически объяснить его решения просто невозможно. Далее, происходит хронологическое несоответствие по времени, где читателю повествуют о будущем времени и о после смертном дневнике Печорина, который сыграет в данном произведении немаловажную роль. Стоит отметить, что жанровая композиция и структура данного произведения позволила писателю раскрыть весь его авторский потенциал, что соответственно стало большим шагом на его пути к успеху.

Замысел

жанр произведения герой нашего времени

Особенно ярко такие черты проявились в творчестве французского просветителя Руссо. Также можно провести параллели между сочинением автора и произведениями Байрона, Бестужева-Марлинского. Создавая свое оригинальное сочинение, автор ориентировался в первую очередь на реалии своего времени, что и отразилось в названии. По словам самого писателя, он стремился создать общий портрет своего поколения – молодых интеллигентных людей, которые не могут ничем себя занять и тратят свои силы на бесполезные занятия, которые вредят, как им самим, так и окружающим.


Композиция отдельных частей романа

Часть 1

В первой части романа главы расположены следующим образом:

  1. Бэла
  2. Максим Максимыч
  3. Журнал Печорина
  4. Предисловие
  5. Тамань
  • экспозиция: встреча автора с Максимом Максимычем;
  • завязка повествования – портрет Печорина, рассказ об Азамате:
  • развитие сюжета – свадьба, знакомство с Беллой, конь Казбича, похищение, Белла у Печорина;
  • кульминация: похищение Беллы из крепости, ее ранение и гибель.
  • развязка: похороны Беллы и окончание службы Печорина в крепости, Максим Максимыч расстался с автором.

Эта глава тоже важна для понимания образа Печорина, так как в ней автор знакомится со своим будущим героем. Хронологически, это конец событий, происходящих в жизни Печорина. В этой главе Лермонтов дает портрет главного героя, который направляется в Персию. Композиция этой главы построена так:

  • Завязка – приезд автора во Владикавказ и новая встреча с Максимом Максимычем.
  • Развитие событий Максим Максимыч узнает о приезде Печорина, ждет встречи с ним.
  • Кульминация – встреча Максима Максимыча с Печориным, холодность Печорина и обида штабс-капитана.
  • Развязка – прощание автора с Максимом Максимычем. Автор получает дневники Печорина.

Журнал Печорина. Тамань

  • В экспозиции автор описывает городок, куда прибыл поздно вечером, дом, отведенный для постоя, людей. Весь пейзаж довольно непригляден и мрачен.
  • В завязке повести Печорин становится свидетелем встречи контрабандистов. Наутро Печорин узнает, что место, где он остановился, нечистое, пытает слепого мальчишку, куда и зачем тот ходил ночью, знакомится с Ундиной.
  • Кульминация сюжета – Ундина заманивает Печорина кататься на лодке и пытается сбросить его в воду. Печорин выплывает, возвращается в избу.
  • Развязка. Опасаясь, что Печорин донесет властям на контрабандистов, Ундина и Янко покидают городок. Слепой и старуха остаются одни.

Сравнение с Онегиным

Первая часть

Добрый капитан искренно пытался дать хотя бы какое-то объяснение эксцентричным поступкам своего сослуживца: похищению Бэлы, его любовь к ней и быстрое охлаждение чувств, его видимое, кажущееся безразличие к ее ужасной смерти. Однако Максим Максимыч, человек очень простой и бесхитростный, так и не смог понять причину душевных метаний Печорина. Рассказчику он только говорит о том, что последний представлялся ему человеком очень странным, поскольку с его появлением последовала целая цепь странных и трагических событий.

Читайте также: