Плюсы общения в школе

Обновлено: 05.07.2024

Практикующий социальный психолог. Работает со школьниками с 2007 года.

Как понять, что у ребёнка проблемы с общением

Может казаться, что у школьника всё хорошо: нормальные оценки, учителя не жалуются на поведение, одноклассники не обижают. И в то же время ребёнок несчастлив. Возможно, дело в том, что у него не получается завести себе друзей. Вот несколько признаков, по которым это легко понять:

  • ребёнок неохотно ходит в школу и возвращается из оттуда грустным;
  • в разговорах не упоминает одноклассников;
  • отказывается звонить или писать ребятам, если нужно узнать домашнее задание;
  • никто не приглашает ребёнка в гости, и сам он никого не зовёт.

Почему возникают проблемы с общением

Старшее поколение часто винит в этом гаджеты. На самом деле дети чаще всего используют смартфоны и планшеты как раз для общения: обсуждают видео в ТикТоке, делятся контентом, дискутируют в соцсетях.

И всё же бывают случаи, когда ребёнок предпочитает виртуальное общение потому, что в реальности ему трудно найти друзей. Происходить это может по разным причинам.

Причина 1. Застенчивость

Излишняя робость и нерешительность не позволяют ребёнку подойти и заговорить с другими детьми, поучаствовать в игре или ответить у доски.

Решение: Чтобы свободно сходиться с людьми, нужно преодолеть стеснительность. Для этого у ребёнка не должно быть проблем с самооценкой. Избежать их можно, если относиться к ребёнку внимательно, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его успехи, а критиковать только по делу и конструктивно.

Причина 2: Отношение в семье

Если вы поддерживаете добрые отношения с окружающими, приглашаете в гости друзей, заботливы и внимательны к близким — у вашего ребёнка сложатся правильные представления о том, как общаться с другими людьми. Прекрасные примеры дружбы можно найти в литературе и кино. Обсуждайте отношения героев и их поступки — правильно ли они поступают в тот или иной момент, и что бы сделал ребёнок на их месте.

Как научить ребёнка общаться со сверстниками

Причина 3. Отсутствие навыков общения

Другие дети сторонятся ребёнка, который не умеет вести себя в обществе: дерётся, отбирает вещи, кричит и не слушает других.

Решение: Такое поведение — повод задуматься, не копирует ли он кто-то из близких или из телевизора. В любом случае необходимо научить ребёнка общаться со сверстниками. Расскажите о правилах, которые надо соблюдать, чтобы другие дети хотели дружить с ним:

  • не обижай других;
  • ничего не бери без разрешения и не выпрашивай;
  • если хочешь присоединиться к игре — попросись, но если отказали — не навязывайся;
  • делись тем, что тебе нравится;
  • если тебе доверили секрет — храни его;
  • не ставь себя выше других;
  • учитывай чужие интересы;
  • если друг попал в беду — помоги чем можешь;
  • если друг затеял плохое — останови его;
  • если сам поступил плохо — признайся и больше так не делай;
  • принимай помощь и советы от других ребят.

Эмпатия поможет ребёнку понять, что чувствуют другие, а эмоциональный интеллект позволит разобраться в собственных чувствах. Помогите ребёнку развить эти качества — они незаменимы для цивилизованного общения.

Причина 4. Неудачный опыт

Ребёнок попытался завязать новые знакомства, но столкнулся с грубостью или сам по неосторожности повёл себя нехорошо. Теперь он обижен, зол и отказывается общаться с другими детьми.

Позволять ребёнку учиться на своих ошибках — не значит оставлять наедине с проблемой.

Причина 5. Неумение постоять за себя

Часто детей воспитывают с мыслью, что нужно быть послушным и добрым со всеми. Бывают ситуации, когда это может обернуться против ребёнка. Например, он не может противостоять агрессии других детей и ведётся на их подначки. В результате ребёнок разочаровывается в общении и предпочитает одиночество.

Решение: Ребёнок должен быть готов к тому, что не все дети будут относиться к нему хорошо. Оградить сына или дочь от всех неприятностей не получится, но можно научить правильно на них реагировать.

Причина 6. Отсутствие круга общения

Никто из одноклассников не разделяет интересов ребёнка, или ему самому неинтересно общаться с ними.

Решение: Помогите ребёнку найти друзей в другом месте. Посещайте центры детского развития, театральные студии, секции и кружки — ребёнок лучше сойдётся с детьми, которые любят то же, что и он.

Держите дома игры, в которые можно играть компанией и приглашайте в гости детей, знакомьтесь с их родителями.

Главное — подбирайте круг общения ненавязчиво. Если ребёнку не хочется общаться с каким-нибудь мальчиком или девочкой — он имеет на это право.

Причина 7. Интроверсия

У ребёнка интровертивный тип личности: в шумных компаниях ему тревожно и некомфортно.

Решение: Интроверсия — это не проблема. Людям с таким характером приятно быть наедине с собой, они привыкли полагаться на себя и не нуждаются в постоянном общении. Если ваш ребёнок интроверт, не стоит заставлять его общаться с другими детьми — таким образом вы можете травмировать его психику.

Изображение на обложке: Polina Khrystoieva / Dribbble

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Обратить внимание родителей на формы, стиль общения школьников: достоинства и недостатки.

2. Показать влияние окружающей обстановки в семье, коллективе, воздействие телевизионных передач и т. д.

Роль общения в жизни школьника.

Задачи собрания:

1. Обратить внимание родителей на формы, стиль общения школьников: достоинства и недостатки.

2. Показать влияние окружающей обстановки в семье, коллективе, воздействие телевизионных передач и т. д.

Вопросы для обсуждения:

1. Значение общения ребенка в семье.

2. Проблемы общения в детском коллективе.

3. Задачи школы и коллектива класса по преодолению проблем в общении.

План проведения собрания:

I. Подготовительная работа (Анкетирование учащихся). Результаты анкетирования используются классным руководителем при обсуждении темы собрания.

II. Родительское собрание.

Введение в проблему.

Ребёнку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребёнка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена возможность установить более тесный контакт с ребёнком.

Человек не рождается с готовым запасом знаний о мире, он осваивает их в ходе общения с родителями, сверстниками, учителями, через средство массовой информации. Мы живем в обществе и связаны с ним тысячами нитями. Любые отношения в обществе жизни: семейные, дружеские – это отношения конкретных людей. Человек не может жить, не общаясь с другими людьми. Ценить общение начинает каждый, кто по тем или иным причинам лишен его, оставаясь, долгое время в одиночестве, без поддержки. Оно столь же необходимо и естественно, как дыхание и сон. Возникает вопрос: "Умеем ли мы общаться? Общительны ли мы?"

В основу семейного воспитания необходимо положить следующие принципы.

Принятие ребенка — это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят, несмотря ни на что.

Принять ребенка — значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире.

Признание — это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства, уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей — это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Признание — это еще и терпение родителей. Признание формирует у детей чувство собственной значимости и необходимости в своей семье.

Признание родителями собственного ребенка — это создание в собственной семье таких ситуаций, когда ребенок имеет возможность не только отвечать на вопросы родителей, но и задавать им свои вопросы, от которых они не отмахиваются, дадут ответ уважительно и серьезно.

Не менее значимым чувством для ребенка является любовь. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребенок-подросток не подпускает к себе, сторонится родительских объятий; в такой ситуации нельзя искать причину только в ребенке. Это может быть связано с тем, что в дошкольном или младшем школьном возрасте проявление любви cо стороны родителей ребенок ощущал на себе достаточно редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании

Любовь необходима ребенку еще и для того, чтобы он мог адекватно реагировать на те требования, которые к нему предъявляются в семье. Если требования есть, но любви ребенок не ощущает, эти требования останутся невыполнимыми.

Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иронии, издевательств и обвинений. Они исправляются при наличии любви.

Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь ее холить и лелеять в подростковом -пожнешь сполна в старости, — она вернется к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей

Принцип доступности. Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра.

Если ребенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость.

Быть доступным для ребенка — это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку cвoи переживания и помочь ему пережить его страдания, проговорить и oбcудить их вовремя.

Быть доступным — это значит иметь право на совместный поиск истины со своим малышом. Когда ребенок начинает искать истину в подворотне, одной из причин такого положения вещей является родительская недоступность и неприкосновенность

Родители! Всегда помните, что одна из важных сфер жизнедеятельности ребенка- не только общение с родителями но и общение со сверстниками. Учеба при этом отходит на второй план. Для детей главное – не просто быть рядом. Но и занимать среди них удовлетворяющее ребенка положение (лидер, авторитет, друг). Важно научить ребенка быть лично ответственным за успешность общения с окружающими.

Чем раньше ребенок начнет проявлять ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность

Нет ничего более страшного в семейном воспитании детей, если один родитель позволяет, а другой запрещает. Еще страшнее если один из родителей вместе с ребенком что-то скрывает от другого родителя, боясь его гнева.

Потворствуя ребенку в его неблаговидных поступках, скрывая проступки, мы способствуем вседозволенности, потере собственного уважения в глазах ребенка, создаем условия для усугубления конфликтной ситуации, теряем остатки собственного авторитета

Авторитетность родителей в глазах ребенка — это, прежде всего желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой для отца и матери она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители объяснили, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.

Авторитет же родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда. Авторитет родителей во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощение

Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье, если у членов его семьи не выработана такая привычка.

Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.

Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребёнком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.

Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от их взрослых детей.

Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и иной старостью, очень грустной и очень тоскливой.

Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.

Ребёнок живёт во вражде — он учится быть агрессивным.

Ребёнок живёт в упрёках — он учится жить с чувством вины.

Ребенок растет в терпимости — он учится понимать других.

Ребенка хвалят — он учится быть благородным.

Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей.

Ребенка поддерживают — он учится ценить себя.

Ребёнка высмеивают — он учится быть замкнутым.

Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.

Давайте учиться быть хорошими родителями!

Авторитетность родителей в глазах ребенка – это, прежде всего, желание ребенка говорить родителям правду. Авторитет родителей не "приобретается” автоматически с появлением ребенка он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей должны поспевать за веяниями времени и моды, должны учиться у своих детей, стараться быть не только полезными своим детям, но и интересными им.

Тема, которую мы обсуждаем, надеюсь не оставит вас безучастными ибо она затрагивает один из самых важных вопросов каждой семьи – воспитание детей, а для некоторых из вас воспитание единственного ребенка в семье.


В воспитании личности ребёнка должны принимать участие не только учителя и школа, но и очень важно взаимоотношение в семье,связь ребёнка с родителями.

Содержимое разработки

Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе.

(Ф. Честерфилд, английский писатель)

Миссия родителей и учителей – научить ребенка быть ответственным за свои поступки

Для соблюдения ребенком ответственности и формирования у него навыков самодисциплины необходимы определенные условия. Одним из главных условий является наличие у ребенка в семье определенных обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно.

Очень часто ошибочность поведения родителей состоит в том, что они стараются брать ответственность за все поступки ребенка на себя, что обрекает их на неудачи и проблемы воспитания.

Воспитывать у ребенка ответственность – это значит использовать как метод воспитания ограничение. Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в собственных детях является твердость, умение сказать ребенку “нет”. Нет ничего более страшного в семейном воспитании детей, если один родитель позволяет, а другой – запрещает. Еще страшнее, если один из родителей вместе с ребенком что – то скрывает от другого. Потворствуя ребенку в его неблаговидных поступках, скрывая поступки, мы способствуем вседозволенности, создаем условия для усугубления конфликтной ситуации, теряем собственный авторитет.

Тысячелетиями именно семья была главной сферой педагогического воздействия на детей.
В семьях, где родители находят время для общение со своим чадам, готовы поговорить с ним по душам, помочь делом и словом у ребенка формируется позитивная самооценка, уверенность в собственных силах.

Если внимания не хватает – ребенок чувствует себя ненужным. В дальнейшем это может помешать ему, строить доверительные отношения с друзьями, коллегами по работе, будущим супругом.

Однако если внимания слишком много, если родители стремятся контролировать не оставляя шанса проявлять самостоятельность, такая гиперопека может так же отразится далеко не самым лучшим образом.

Бывает и так, что родители гораздо чаще и охотнее ругают детей, чем хвалят их. Если дети вместо родительской ласки получают одни упреки и наказания, они будут делать все возможное, чтобы обратить на себя внимания папы и мамы. В ход пойдут плохая учеба, драки с одноклассниками, скандалы в семье.

Выход из ситуации один: задуматься о принципах родительского воспитания и постепенно постараться перестроить всю систему взаимоотношений с ребенком, если ваши отношения носят эмоционально-конфликтный характер. А если сегодня ваши отношения гармоничны, то эти знания помогут вам в дальнейшем избежать тех трудных ситуаций, которые могут назреть в ваших семьях.

Признание ребёнка – это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе и своих силах. Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять его поступки, даже неправильные, стараются вместе с ним разобраться, что побудило совершить тот или иной поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание – это в какой-то мере и терпение родителей. Терпение заключается не в том, что бы терпеть поступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы давать ребенку время прочувствовать и осознать совершенное им.

Признание ребёнка предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи на любое, пусть самое незначительное усилие со стороны ребенка.
Признание – это на стенах квартиры рисунки и стихи ребенка, самое видное место для его поделок, грамот, благодарственных писем.

Признание имеет огромное воспитательное значение, поэтому оно не может быть эпизодическим. Если же такое случится, то дети начинают этим пользоваться и манипулировать.

Родительская любовь – не менее значимый принцип. Есть еще в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. По мнению психологов, ребенок нуждается в любви и ласки независимо от возраста. Детям нужно, что бы их обнимали и целовали не менее 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребенок подросток не допускает к себе, сторонится родительских объятий; в такой ситуации причина не только в ребенке. Это может быть связано с тем, что в дошкольном или младшем школьном возрасте проявление любви и ласки со стороны родителей ребенок ощущал достаточно редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании.

Как часто приходиться слышать, что очень заняты, много работаете, и не хватает времени на общение с детьми. Подобное поведение нарушает следующий важный принцип общения в семье –

Принцип доступности. Быть доступным это значит, в любую минуту найти в себе силы и отложить все свои дела, свою работу, что бы пообщаться с ребенком. В общении с ребенком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносит на “потом”. Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком – это не значит без конца читать ему мораль или делать с ним уроки. Быть доступным для ребенка – это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, поговорить и обсудить их вовремя.

Миссия родителей – научить ребенка быть ответственным за свои поступки.

Очень часто ошибочность поведения родителей состоит в том, что они стараются брать ответственность за все поступки ребенка на себя, что обрекает их на неудачи и проблемы воспитания.

Воспитывать у ребенка ответственность – это значит использовать как метод воспитания ограничение. Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в собственных детях является твердость, умение сказать ребенку “нет”. Нет ничего более страшного в семейном воспитании детей, если один родитель позволяет, а другой – запрещает. Еще страшнее, если один из родителей вместе с ребенком что – то скрывает от другого. Потворствуя ребенку в его неблаговидных поступках, скрывая поступки, мы способствуем вседозволенности, создаем условия для усугубления конфликтной ситуации, теряем собственный авторитет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый классный час на тему "Твоё общение в школе?"

- формирование общения подростков среди сверстников,

- формирование у детей навыков эффективного общения,

- помощь учащимся в получении знаний о роли общения в становлении человеческой личности,

- показать, как на общение влияет индивидуальность человека, способы воздействия на человека посредством общения, какие существуют формы общения.

- дать информацию подросткам об особенностях становления личности и межличностном общении, что особенно актуально в период отрочества и юности, когда общение очень значимо.

Образовательная : исследовать и обобщить представления современного школьника о таком явлении, как общение;

Воспитательная : формирование жизненной позиции каждого ученика, воспитание гражданского самосознания, духа терпимости, взаимопонимания;

Развивающая : активизировать познавательные возможности учеников, сделать общение позитивным, более свободным и непосредственным.

Возраст детей. 13-14 лет.

Оборудование:

Форма проведения. Беседа с элементами тренинга.

Место проведения. Классная комната, рабочие столы стоят полукругом. Обучающиеся сидят на стульях..

Ход классного часа

Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть на нашем занятии. Давайте проверим, с каким настроением вы пришли на урок. Посмотрите на доску: вы видите 9 символов, обозначающих настроение. Вам нужно будет взять карточку с вашим именем и прикрепить к тому символу, который соответствует вашему настроению.

– Выберите эту эмоцию. А пока вы выбираете, я включу вам музыку. Потому что она тоже создает определенный эмоциональный настрой.

( После того как рисунки готовы, двое детей собирают и наклеивают их на ватман.)

- Мы не думаем о том, как дышим и о воздухе вспоминаем только тогда, когда нам его не хватает. Мы общаемся, друг с другом постоянно, безотчётно, как дышим. И только почувствовав себя одиноким, непонятым или оскорблённым, задаёмся вопросами: “Как я общаюсь? И правильно ли я это делаю?”

- Между тем общаться можно грамотно и безграмотно. Ваша манера общения - это то, что стоит между вами и другим человеком, а то и обществом. Иногда это стена, которая вас разделяет. Если вы хотите, чтобы она существовала – ваше право. А если не хотите, но она возникает, что делать? Ведь неумение общаться – это своеобразный тупик, оно формирует у человека чувство ущербности, неполноценности, озлобленности и даже может привести к болезни – психоневрозу.

- С другой стороны – общение преобразует духовное состояние одного человека в общее достояние субъектов общения: познаются новые отношения, мысли, переживания, идеалы. Счастье или несчастье человека во многом определяется характером общения с людьми, его наличием или отсутствием.

- Тема нашего сегодняшнего занятия, как вы уже догадались, - общение. В вашем возрасте это самый важный момент.

- Что такое общение?

- Что нужно для того, чтобы общение состоялось?

- Одинаково ли вы общаетесь и с родителями, и со сверстниками, и с продавцом в магазине?

- Это нам и предстоит сегодня выяснить. Но сегодня мы будем подробно говорить об отношении сверстников.

- У вас на столах апельсины. У меня тоже есть апельсин. Если я отдам апельсин одному ученику, а он подарит мне свой апельсин, у нас у каждого все равно останется по одному апельсину. Согласны? Если у меня есть идея и у каждого из вас есть идея, то мы обменяемся идеями, тогда у каждого из нас будет много идей. Согласны? Так вот, у меня есть идея на практике раскрыть смысл высказывания Л.Фейербаха: “Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком” (Презентация. Слайд 4.) Как вы понимаете это высказывание? (Ребята высказывают свое мнение)

-Когда наступит лето?

- Какого цвета российский флаг?

- Сколько лет Новоборскому?

- Кто такой Гагарин?

- Плачут ли богатые?

- Зачем я задаю все эти вопросы?

(Ученики высказывают свое мнение)

- Для того чтобы состоялось общение.

- Общение начинается с диалога, а диалог – с постановки вопроса.

У Сократа есть высказывание: “Заговори, чтоб я тебя увидел” (Слайд 5.) Так вот, я “увидела вашу интеллектуальную реакцию, ваше настроение. Я поняла, что наш диалог должен состояться.

- Поскольку диалог – это форма общения, давайте для того, чтобы продолжить наше общение, мы уточним правила поведения. Вы можете их дополнить, если сочтете нужным.

- Не перебивать говорящего.

- Говорить от первого лица.

- Не спорить, а высказывать свою точку зрения.

- Говорить тогда, когда разрешит учитель.

- Внимательно слушать, чтобы твое высказывание было по теме разговора.

- Есть дополнения к правилам?

(обсуждаются предложенные правила)

- Примем эти правила за основу.

- Давайте поговорим о том, как вы, обучаясь вместе семь лет, научились общаться друг с другом? Или общению не надо учиться? Давайте по порядку.

(Дети, согласно установленным правилам, высказывают свою точку зрения)

Общение - это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми.

Общаться мы учимся с раннего детства.

- Каким бывает общение, какие эмоции при этом испытывает человек?

Общение бывает официальное и неофициальное. (Стр. 32) (официальное общение проходит в поликлиниках, на почте, в сберкассе и т.д.)

Общение в школе зависит от интересов учащихся.

- Общение может носить как положительный, так и отрицательный характер. (Стр. 32 пособия) Это общение официальное можем мы назвать ещё и дружеским общением. А есть ещё и неофициальное общение. Где оно происходит?

Вне стен школы: на дискотеке, на улице, дома или во время перемены.

(Дети высказывают свою точку зрения)

- Вот у вас в классе какое общение преобладает?

(Дети высказывают свою точку зрения: и формальное во время уроков и неформальное во время перемен)

- Во время уроков общение деловое, а на переменах и во внеурочное время, в основном, дружеское.

- Можно сказать, что деловое общение - это общение людей, имеющих разные интересы, но выполняющих какое - то общее для всех дело.

Как правило, общаются люди, имеющие общие интересы: музыка, танцы, спорт, чтение художественной литературы, компьютерные игры, филателия, рыбалка и.т.д. – это социально приемлемое общение. Но ведь у некоторых людей есть и другие интересы, которые их объединяют, являются общими. Например, вредные привычки: курение, алкоголь, воровство - это социально неприемлемое общение. Существуют законы, предусматривающие наказание за курение в общественных местах, за употребление алкоголя, воровство и.т.д. (стр. 33)

- А как народная мудрость говорит об общении? (Ответы детей.)

- Вот если взять деловое общение, какие факторы влияют на то, что приятно с человеком общаться или нет?

(Дети высказывают свою точку зрения)

- Итак, подведем итог.

Приятно общаться, когда человек:

- опрятен, вежлив, умён, доброжелателен, справедлив, честен

На основе тестов, сделан такой вывод:

- 2 человека считают, что в классе они держатся либо на силе и страхе окружающих, либо, наоборот, слабы и беззащитны из-за особенностей характера. Их настоящая жизнь вне школы, и они не получают того, что необходимо каждому человеку в их возрасте – нормального человеческого общения.

- 2 человека непросты для общения, стараются доминировать в классе и казаться лучше всех. Но это на самом деле не так, просто дети не совсем верно ответили на вопросы.

- у 5 человек положение в классе нормальное, у них можно поучиться многому. С ними легко и интересно общаться всем.

Школа – идеальное место для нормального формального общения. Послушайте, какие правила общения предлагает психолог Аркадий Егидес.

- Не обязан, а сделал.

- Активное выражение благодарности, несмотря на то, что ее не ждут.

- Снятие вины с партнера, самообвинение.

- Приглашение к обсуждению.

- Положительное за глаза.

- Сделал сверх договора.

- Юмор без адреса и юмор на себя.

- Приглашение к совместному принятию решений.

- Дать себя перебить активное слушание.

- Щедро дарить свое общение.

- Фокусировать на партнера нужное ему внимание людей.

- Мы уже говорили с вами на классных часах о том, то умение слушать важнее умения говорить, но на деле это не всегда получается. Рассмотрим следующую ситуацию, вернее проблему школьного общения – неумение слушать другого человека… (стр.34-35 пособия)

- Мы обсудили с вами, что такое общение, какое оно бывает и т.д.

А теперь ответьте на вопросы по выбору на стр.35.

1) п.ч. от общения в школе многое зависит в дальнейшей жизни человека, правильно общаясь, приобретаем многие важные качества, такие как самостоятельность, трудолюбие, выдержка, стремление стать положительным и т.д.

2) личный опыт м.б. положительным, а м.б. отрицательным. Очень важно сделать правильный выбор.

3) Важно уже в школе уметь выбирать хороших друзей.

4) Подражать нужно только положительным примерам.

5) Уметь уважать мнение другого человека, его взгляды и чувства; тогда и вас все будут понимать и принимать такими, какие вы есть.

6) Формальное – официальное, неформальное – неофициальное.

- Продолжаем работать с книгой. Выполнение задания на стр. 36 № 1.

В том, что в каждом классе есть свои белые вороны, т.е. дети не похожие своим поведением на остальных, есть свои плюсы, а именно, люди, если не сломались перед таким давлением, которое воспроизводят на них свои же одноклассники, становятся сильными личностями, если они не смогли выстоять их давлению, то они превращаются в обычную серую толпу. А те, после перехода в другой коллектив, теряются, они не знают, что им делать, ведь в школе на их стороне были сила, здесь же они ничего не имеют и, по всей вероятности, иметь не будут.

(Дети, согласно установленным правилам, высказывают свою точку зрения)

- Правильное общение - это действительно роскошь! Люди искренне делятся с другими своей добротой, вниманием, уважением, вежливостью и получают взамен доброту, внимание, уважение, вежливость. Потребность в новых впечатлениях является одной из важнейших потребностей человека. И утоляем мы ее с помощью других людей, с помощью процесса общения.

- А теперь скажите, пожалуйста, что нового узнал каждый из вас из нашей встречи?

(Дети по очереди рассказывают о новых знаниях, полученных на классном часе, о своих впечатлениях)

В заключение нашего разговора мне бы хотелось поделиться с вами правилами Дейла Карнеги (Слайд 13.), соблюдение которых позволяет понравиться людям (правила на плакате и на отдельных листах, подарить детям индивидуально каждому).

- Искренне интересуйтесь другими людьми.

- Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

- Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.

- Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

- Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.

- Прочитать вслух и постараться их запомнить (можно вложить их в дневник).

Попробуйте использовать эти правила на практике (в общении с родителями, друзьями, родными и т.д.).

- Все данные правила можно выразить в одной мысли:

Народная мудрость гласит: “У человека один рот и два уха, чтобы меньше говорить и больше слушать” (слайд №16).

- Какие проблемы могут возникнуть у человека, если правила, выведенные нами сегодня или правила Дейла Карнеги нарушаются?

(с человеком перестанут общаться, или с ним будет неинтересно общаться и т.д.)

- Дорогие ребята! Наш с вами урок подходит к завершению. Давайте обобщим сказанное. Человеческое общество разумно, и мы должны понимать, что наша сила в единстве, а не в разобщенности. Вас объединяет и молодость, и желание учиться, и желание успешно окончить школу, и множество увлечений и интересов. Это единство помогает вам легче жить, учиться и преуспевать. Теперь, когда вы узнали об общении немного больше, я надеюсь, что вы сделаете для себя правильные выводы. Нас сегодня объединила дружба, молодость, желание учиться и общаться, наша школа! Идеальное место для общения – так можно определить нашу сегодняшнюю встречу. (музыка)

- А теперь я попрошу вас на карточке с вашим именем нарисовать тот символ, который соответствует тому настроению, с каким вы уйдете. Давайте сравним, у кого настроение изменилось в лучшую сторону, у кого осталось прежним, у кого стало хуже.

– Скажите, пожалуйста, у кого из вас в ходе нашего урока изменилось настроение?

– Что повлияло на твое настроение?

- Очень приятно, что от урока вас осталось хорошее впечатление. Спасибо за работу на уроке.

- Хочется думать, что все, о чем мы говорили сегодня вам, очень пригодится в жизни, научит вас правильно общаться, чтобы мир стал прекрасным и удивительным.

Читайте также: