Жалобы на питание в школе казань

Обновлено: 05.07.2024

Начиная с января 2021 года учеников 1-4 классов школ РФ обязаны обеспечить бесплатным горячим питанием. Кормить детей в школе должны не менее одного раза за учебный день. Тем, кто учится в 1 смену обязаны предоставить завтрак, а детям, занимающимся во вторую смену, должны предложить обед. Как на завтрак, так и на обед ученики младших классов должны получать минимум одно горячее блюдо помимо горячего напитка.

Школы обязаны предоставлять качественное, здоровое и полноценное горячее питание . На практике же это не всегда так. Можем ли мы, родители, повлиять на это? Зависит от многих факторов, в первую очередь от администрации школы и ее готовности к диалогу. Если вы пробовали говорить с учителем или даже директором, а ваш ребенок все равно жалуется на холодный рис и непонятные сосиски, то попробуйте следующий вариант.

Оставляем отзыв на сайте госуслуги.

Если вас и вашего ребенка устраивают школьные завтраки или обеды, вы можете оставить положительный отзыв. Если вас что-то не устраивает - то это ваш шанс донести до администрации школы и вышестоящих инстанций информацию об имеющихся проблемах.

Мэр Казани поручил депутатам и чиновникам лично проверить качество школьного питания, чтобы успеть внести корректировки к 1 сентября.


Фото: Марат Мугинов

В совещании приняли участие руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ Марина Патяшина, заместитель главы муниципального образования Казани Людмила Андреева, руководитель Исполкома Денис Калинкин, первый заместитель руководителя Исполкома Рустем Гафаров, руководители подразделений Исполнительного комитета, главы всех районов, заведующие районных отделов образования и директора школ.

Все слабые стороны необходимо будет проанализировать и за время приближающихся летних каникул принять меры, чтобы к 1 сентября недочеты были устранены.

Для того, чтобы облегчить труд школьных поваров, в школы поставляются мясные полуфабрикаты, готовые мучные, кондитерские изделия и очищенные овощи. Готовые к термообработке, они позволяют экономить время для приготовления большого объема блюд, отметила спикер.

В этом году в департамент поступило 43 замечания: через мобильное приложение, социальные сети и через обращения директоров школ. Наибольшее количество нареканий – это жалобы на холодную еду, сообщила в завершение выступления директор департамента.

График питания утверждается с учетом расписания уроков и количества посадочных мест в столовых, однако в школах с полным двухсменным режимом сложно обеспечить всех детей горячим питанием, учитывая время перемен. Например, в 12 школах города на одно посадочное место приходится более 9 учащихся с учетом одноразового питания, отметил начальник Управления образования и призвал коллег обратить внимание на эту проблему.

Наряду с успеваемостью учащихся организация питания в школьных столовых должна быть одним из основополагающих факторов при оценке работы директоров, добавил он.

В мэрии Казани подвели итоги эксперимента по родительскому контролю за школьным питанием, в котором приняли участие почти 7 тыс. мам, пап, бабушек и дедушек. За три месяца количество жалоб на невкусную или остывшую еду сократилось более чем на треть. Получив срез данных, глава Управления образования казанского исполкома Ирек Ризванов заявил, что проблемы часто возникают не из-за самой еды, а из-за неправильной организации работы пищеблоков.

Как родители онлайн-отзывы оставляли

В мэрии отметили, что по итогам трех месяцев на 35% сократилось количество жалоб на школьное питание. Начальник Управления образования Ирек Ризванов заявил, что часто нарекания родителей поступают даже не по поводу вкусовых качеств блюд, а по организации процесса.

— Например, остывшая еда — это вопрос не качества продуктов, а именно организации питания. Благодаря родительскому контролю работу пищеблоков где-то действительно удалось улучшить. К примеру, в гимназии №126 иначе расставили мебель, расширив проходы, чтобы увеличить проходимость и ускорить все процессы. Кроме того, пересмотрели линию раздачи: если раньше горячие блюда размещались в начале, то теперь замыкают раздачу у кассы. В ряде школ, например в лицее №23, отладили систему свободного выбора блюд с зеркальной подачей — дети подходят с двух сторон, что ускоряет очередь. Также ввели дополнительный комплекс для старшеклассников стоимостью 45 рублей, куда входят суп, который варят непосредственно в школе, и выпечка. Другой интересный пример в школе №87. Родители, которые ранее отказывались от питания своих детей в школе, посетили столовую в рамках родительского контроля и, убедившись в качестве питания, пересмотрели свое мнение, — привел он примеры изменений в системе питания.

Ризванов отметил, что по итогам эксперимента многие родители, которые ранее жаловались на еду, полагаясь только на слова детей, увидели, что чаще всего это вопрос лишь субъективных вкусов.


Всего Управление образования получило 80% от ожидаемого количества онлайн-отзывов родителей. Нехватку оставшихся 20% признали организационными недочетами.

— По некоторым школам, активно заполнявшим журналы в январе, впоследствии данные вносились не каждый день, хотя родители в школе были. Но они, например, использовали бумажные журналы родительского контроля. Имеет место человеческий фактор: где-то мама спешила на работу и не успела заполнить чек-лист, где-то, может быть, сотрудник школы не успел объяснить, как это сделать. До всех руководителей доведена информация о приоритетности электронного журнала и необходимости его ежедневного заполнения.

Эксперимент, по словам чиновника, будет продолжен и задача — довести заполняемость электронных чек-листов до 100%.

Дети не хотят есть рыбу и овощи

Гендиректор Департамента продовольствия и социального питания Казани Рима Мухамедшина напомнила, что журналы родительского контроля школьного питания ввели еще в апреле 2019 года, но они были в бумажном виде, а пожелания носили рекомендательный характер. Переход на электронную форму позволил оперативно реагировать на поступающие обращения в режиме онлайн. Она подвела итоги эксперимента.

— По результатам третьей четверти в электронном формате журнала сделано 6912 записей, из них 97,5% имеют положительный отзыв. Так, в январе на момент посещения родителями в семи школах отсутствовало меню на информационном стенде, в феврале — в пяти, в марте меню было вывешено во всех школах. Представленные блюда меню не соответствовали заявленным: январь — восемь, февраль — две школы, март — одна школа. Родители также оценивали чистоту обеденного зала. Замечания в январе были по шести школам, в феврале — по трем и в двух школах в марте. По температурному режиму замечания от родителей мы получили из 14 школ, в феврале и марте — уже из трех. Слаженная работа администрации школ и сотрудников школьных пищеблоков, плавающий график перемен, а главное — его соблюдение, а также закупленные ранее для 70 школ сервировочные тележки помогли снизить данный показатель.

Но, главное, конечно, качество блюд. В ходе проекта 134 родителя высказали свои предложения и замечания. Справедливости ради нужно сказать, что если в январе было 69 жалоб, то в марте — уже только 11. Среди основных претензий — недоваренные или переваренные макароны, невкусная кабачковая икра, крупно нашинкованный лук, жесткие фрикадельки, разбавленный компот. Но большинство замечаний касалось избытка или недостатка соли и сахара.

Мухамедшина отметила, что последняя претензия — это дело вкуса, и обратила внимание, что с этого года вступили в действие новые санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания. В частности, в них пересмотрен подход к количеству сахара в детском рационе: у младшеклассников норма сократилась с 40 до 30 граммов в день, у детей от 11 лет и старше — с 45 до 35.

Мэр Казани выразил надежду, что за оставшуюся четверть качество работы школьных столовых только улучшится.

— Все очень вкусно, проварено, мягкое, скажем так, по-домашнему. Питание сбалансировано: белки, углеводы; компот, были еще мандарины, выпечка. Яблоки всегда в свободном доступе: можно либо поменять, либо докупить. Чай, например, на выбор — лимон/без лимона, всегда с сухофруктами. Если вдруг что-то остыло, старшеклассники всегда могут подогреть (микроволновка в свободном доступе) либо попросить, чтобы подогрели.

Сравнив фото с реальностью, у специалистов департамента появились сомнения: они считают, что порочащие школьную столовую фотографии, скорее всего, сделаны в другом месте. Да и авторы присланных снимков не ответили на звонки журналистов.


- Мы все проверяем, пробу снимаем. У нас все в спецодежде. Продукция поступает в коробках. Мы их распаковываем, прожариваем, - говорит повар школы №16 Светлана Черняк.

Но все же самые главные эксперты - дети. Многие рассказали, что ходят в столовую с удовольствием, потому что обеды здесь теперь вкусные.

Это подтверждают пустые тарелки. Но все-таки есть и те, у кого аппетит отбили надолго.

- Мой друг нашел жука. Я потом боялся есть в столовой. Это не так давно было, - рассказывает один из школьников.

За качеством питания в школе следят очень тщательно - каждый день комиссия снимает пробы. Родители, которые сомневаются в качестве обедов, могут прийти и попробовать представленные в меню блюда, а свои впечатления - оставить в журнале посещения.


Жалобная книга больше похожа на сборник благодарностей - десятки родителей оставили в ней свои положительные отзывы. Однако истории про насекомых в обедах не раз всплывали в соцсетях – их рассказывали учащиеся разных школ. Специалисты департамента видят в этом желание пользователей Интернета привлечь к себе внимание.

Читайте также: