Адаптация детей 1 2 лет к детскому саду

Обновлено: 06.07.2024

Сегодня не принято даже говорить о яслях. Большинство мам посмотрит на вас, в лучшем случае, как на безумную. Самые ярые сторонницы домашнего воспитания навсегда клеймят позором, назовут кукушкой, станут перешептываться о том, как вы ненавидите своего ребенка.

Конечно, психологи советуют отдавать детей в сад не раньше трех лет, а то и вовсе не отдавать. Однако не всегда и не у всех есть возможность сидеть без работы так долго. Разбираться с причинами необходимости в яслях доверим мамам самостоятельно. Поговорим об адаптации детей раннего возраста в саду, о ее сложностях и особенностях.

Что влияет на способность к адаптации в детском саду/яслях?

Детский сад – это, в первую очередь, коллектив. Причем коллектив ребенку незнакомый. Другие дети и чужие взрослые едва ли вызовут положительную реакцию с первой минуты. Однако опыт мам показывает, что есть малыши, которые охотно идут в садик с первых дней. Другие могут закатывать истерики в течение целого года. От чего это зависит:

Сколько длится и как проходит адаптация в детском саду/яслях у малышей от года?

Продолжительность адаптации зависит от вышеперечисленных факторов и от индивидуальных особенностей ребенка, его привязанности к матери. Процесс может занять от двух недель до двух месяцев. В особо тяжелых случаях говорят даже о годе привыкания к саду. Однако воспитатели яслей утверждают, что дети до двух лет гораздо лучше адаптируются и быстрее вливаются в коллектив, чем ребята, которых отдали в садик в два-три года.

Этапы адаптации в яслях:

В идеальной вселенной все это умещается в месяц. Социализированные дети могут привыкнуть спать в садике с первых дней.

Что делать маме?

Набраться терпения, успокоить нервы, настроить себя и малыша на позитивный лад. Пусть ребенок воспринимает ясли как праздник. Если у вас нет положительного опыта посещения детского сада, пусть тот член семьи, у которого он есть, расскажет малышу о яслях.

Дорогие друзья, если у вас есть вопросы или интересующие вас темы, прошу вас оставить комментарий под статьей. Ваше мнение очень важно!

Наступает новая жизнь, когда маленький ребенок впервые выходит в мир. И начинается большая жизнь обычно с детского сада.

Что такое адаптация?

- Вхождение в новую среду и приспособление к новым условиям социального существования, к новому режиму.

- Комплекс процессов и действий, направленных на приспособление к изменяющимся условиям существования.

Уровни адаптации :

Психологический уровень адаптации (предстоит привыкнуть)

• К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы)

• Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать

• Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами

• Необходимости отстаивать свое личное пространство

Физиологический (надо привыкнуть)

• К новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости сидеть, слушать, выполнять команды)

• Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам

Степени адаптации

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду :

1 – 16 дней - легкая адаптация

20-40 дней – адаптация средней тяжести

от 40 до 64 дней – тяжелая адаптация

Три степени тяжести прохождения адаптационного периода

• Легкая адаптация - к 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенокнормально ест не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений.

• Средняя адаптация - поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие насколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость не более 2-х раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений или несколько снизился.

• Тяжелая адаптация - характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев и дольше) и тяжестью всех проявлений.

Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с :

Слишком сильная зависимость ребенка от мамы;

Чрезмерная тревожность родителей;

Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;

Воспитание ребенка в духу вседозволенности;

Неврологическая симптоматика у ребенка : астеничность, гиперактивность и т. п. ;

Отсутствие в доме адекватного малышу режима дня.

Типичные ситуации, с которыми сталкиваются родители, когда ребенок начинает ходить в детский сад (начало адаптационного периода)

Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу.

Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны.

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., как вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери (подробно о привязанности мы уже говорили ранее), и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко — у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы — в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.

Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях — 7-10 дней, в детском саду в 3 года — 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц. Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.

Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

Если вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. Вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.

Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе. Что тут можно порекомендовать?


Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет — девочку и 3,5 лет — мальчика.

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ: РЕЖИМ
Нередко трудности адаптации к детскому саду бывают вызваны тем, что ребенку никак не удается привыкнуть к новому режиму. Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена – это, безусловно, дополнительный стресс. Узнайте режим вашего садика и начинайте постепенно вводить его дома, адаптировать к нему ребенка. Хорошо, если вы сделали это за месяц-полтора до того, как малыш впервые окажется в саду. Ребенку будет от этого только лучше, ведь все детские сады функционируют в одном режиме, рекомендованном педиатрами и детскими неврологами.


АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: СПАТЬ ПОРА

Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью. Длительное недосыпание нередко является причиной невротических состояний, характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих случаях дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми. Невротические состояния могут сопровождаться снижением аппетита и сопротивляемости организма к заболеваниям. Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов ночью и 2–2,5 часа – днем. При этом максимальная продолжительность непрерывного бодрствования не должна превышать 6 часов.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: ДОБРОЕ УТРО, МАЛЫШ!

Утреннее пробуждение ото сна тоже важный момент. Конечно, самое лучшее – это самостоятельное пробуждение, но такое в 7.30 утра происходит не всегда. Если ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается малыш не сразу, тяжело, долго не может включиться в дневную деятельность, капризничает, бывает вял и пассивен. Разбудите малыша на 10 минут пораньше, позвольте ему немного понежиться в постели до полного пробуждения.

Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать себя раскованно и свободно, которую будет в состоянии самостоятельно легко снимать и надевать. Не обязательно она должна быть новой и дорогой. Ни ребенок, ни воспитатель не должны быть озабочены тем, что вещь помнется или испачкается, – это создает дополнительное эмоциональное напряжение. Время, проводимое ребенком в группе в первые недели, следует увеличивать очень постепенно, возможно, вначале по началу стоит оставлять только до обеда. Увеличить время пребывания можно только при хорошем эмоциональном состоянии ребенка.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: ТЫ УЖЕ БОЛЬШОЙ!

Старайтесь, чтобы малыш умывался, одевался, засыпал и аккуратно ел за общим столом, пользуясь вилкой и ложкой, пил из чашки. Проследите, сколько времени у него уходит на то, чтобы съесть обед, – обычно в саду на него отводят 30 минут. Важно также, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи в туалете и сообщать взрослым о такой необходимости.

Чем лучше эти навыки развиты у ребенка, тем меньший эмоциональный и физический дискомфорт он испытывает, оказавшись вдали от мамы в незнакомом коллективе.

Как бы хорошо ни был малыш подготовлен к детскому садику, на первых порах ему будет трудно. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка. Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей. Малыш в этот период перегружен впечатлениями, следует щадить его нервную систему.

По возвращении домой из садика часто бывает, что ребенок засыпает раньше обычного, но при этом не просыпается рано. Значит, ему необходимо больше отдыхать для восстановления сил. Если вы пронаблюдали такую ситуацию, постарайтесь на следующий день забрать малыша пораньше и, приведя его домой, сразу вымыть и покормить. Возможно, ему еще трудно спать в садике, в новом помещении, с другими детьми. Если ребенку не удается поспать в тихий час, то это нормально, что он восполняет недостаток сна вечером. Спросите у воспитательницы, спит ли ваш ребенок в детском саду и сколько.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: НИКАКОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

Отложите на время все нововведения. Сейчас не подходящий момент, чтобы менять няню, делать в квартире ремонт или устраивать кроху в новый кружок. В детском саду ребенок расходует много энергии, как эмоциональной, так и физической. У него уже достаточно новых впечатлений. Он обычно перегружен новыми сведениями и устает к вечеру. Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку. После возвращения домой малыш ужинает и занимается тихими играми: ему надо успокоиться, а возможно, даже побыть наедине с собой.

Ребенок целый день не видит родителей. Когда он приходит домой, ему нужно от мамы с папой то, чего он не получает в садике: участия, позитивного внимания взрослых и возможности выговориться. Поэтому, приведя кроху домой, не бросайтесь сразу выполнять домашние дела. Побудьте с ним вдвоем, поиграйте или почитайте вместе. Дети разные. Для одного будет достаточно музыки и сказок в садике, и он предпочтет побегать по двору перед сном. Другой, напротив, набегался за день и с удовольствием послушает интересную историю.

Не спешите домой после садика, остановитесь по пути на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой. Это поможет перестроиться с детского сад на домашнюю обстановку. Обсудите с малышом прошедший день, терпеливо выслушайте его, ответьте на все вопросы и обязательно поддержите, если произошла малейшая неприятность.

Не пугайте садиком

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

Наболевшая тема — адаптация. Нам 1,2 2-ю неделю ходим по 1,5 часа и плачем. Приходит туда весело! Как только воспитатель дверь открывает непосредственно в группу, так Даня сразу в меня цепляется. Отдаю его и ухожу. Стараюсь сохранять спокойствие как тут пишут, но что-то как-то не помогает! Сегодня пойду в аптеку за валерианкой.

фото 18626_1

Детям раннего возраста особенно тяжело привыкать к условиям дошкольного учреждения.

Они ещё слишком привязаны к матери и боятся всего нового, незнакомого. Каждый малыш при посещении детского сада испытывает трудности во время адаптации – привыкания организма к отличающемуся от раннего опыту жизни.

С первых дней жизни дома ребёнку прививаются особые правила – определённый режим сна и бодрствования, виды деятельности, питание, характер взаимоотношений с окружающими, запреты и прочее.

Во время приспособления к яслям поведение и реакции ребёнка меняются – малыш много плачет и раздражается, меньше и реже ест, плохо спит, утрачивает уже приобретённые навыки, часто болеет. Однако подобные симптомы являются закономерной реакцией на новые условия жизни.

Ясли – это неизведанное пространство, новые лица, иерархия взаимоотношений. Процесс адаптации требует больших затрат психической энергии, физических сил. Особенности привыкания зависят от индивидуально-личностных качеств ребёнка.

Чтобы облегчить этот процесс, снизить воздействие психотравмирующих факторов, важно заблаговременно подготовить малыша к изменениям, а на протяжении всего периода адаптации оказывать комплексную помощь, поддержку.

Возраст малышей в такой группе

По закону можно отдавать малыша в садик с любого возраста – например, хоть с 6 месяцев. Но преимущественно в ясельную группу принимают малышей, которые уже хорошо ходят самостоятельно, без поддержки – то есть примерно с 11-12 месяцев. Основной же возраст малышей ясельных групп – 1,5-2,5 года.

Как проходит период?

Адаптация малышей к яслям проходит несколько периодов, характеризующихся выраженностью определённых негативных реакций.

фото 18626_2

Острая фаза. На первом этапе наблюдается максимальная мобилизация детского организма. Малыш постоянно пребывает в возбуждённом, напряжённом состоянии.

Он плаксив, нервозен, капризен, истеричен как в стенах дошкольного образовательного учреждения, так и дома.

Адаптации невозможно избежать – это естественная реакция организма на изменившиеся условия. Одни дети успешно справляются со стрессом за несколько недель, другие пребывают в эмоциональном напряжении несколько месяцев.

Сложности

Приспособление к новым условиям жизни в раннем возрасте осложнено возрастными особенностями развития. У малышей ещё не до конца развита подвижность нервных процессов – они менее мобильны, их сложно отвлечь или заинтересовать новой игрушкой.

Не все дети успевают освоить способы вербального взаимодействия – поэтому не всегда правильно воспринимают речь взрослого, обращённую к ним. Малыши не могут похвастаться опытом общения с разными людьми, успокоить их бывает крайне сложно.

Какие схемы существуют?

Практика позволила выработать определённые схемы по включению малышей в ясельную группу. Каждый родитель должен определиться с подходящим вариантом, опираясь на личностные особенности своего малыша.

Предварительная подготовка

фото 18626_3

Многие родители начинают жить по режиму детского сада задолго до первого дня пребывания в нём:

  • ранний подъём;
  • похожее меню;
  • обеденный сон;
  • знакомство с разными видами деятельности;
  • организация взаимодействия со сверстниками (например, на игровой площадке);
  • оставление ребёнка с другими родственниками или близкими друзьями.

Плюс такого подхода заключается в том, что ребёнок заранее, постепенно привыкает к альтернативной реальности. Он понимает, что дом и мама, знакомые игрушки – это не единственное, что есть в этом мире. Малыш с готовностью начинает проявлять познавательный интерес в ненавязчивой обстановке.

Минус этой схемы адаптации выражается в смешивании понятий – малыш не будет видеть разницы между пребыванием дома и в яслях, если станет жить по круглосуточному расписанию. Психофизическая разгрузка после посещения детского сада также важна и необходима.

Режим посещения

Некоторые родители предпочитают вводить малыша в новую среду постепенно – ходить пару раз в неделю по несколько часов. С одной стороны, ребёнок так будет чувствовать себя комфортно, с другой – появится капризность, нежелание соблюдать правила, режим, любые требования, противоречащие собственному желанию.

Другие взрослые предпочитают поместить малыша в ясли сразу на весь день, водить его в дошкольное учреждение систематически, без пропусков и прогулов по уважительной причине.

Безусловно, такие действия сократят период адаптации, но и могут нанести непоправимый вред психическому здоровью ребёнка.

Сопровождение

Некоторые родители предпочитают находиться неподалёку. Так, малыши, видя присутствие взрослого в непосредственной близости, безусловно, легче переживают нахождение на новой территории. Однако это не исключает усугубления ситуации, когда совместное посещение детского сада закономерно прекратится.

При выборе той или иной стратегии поведения следует опираться на индивидуальные особенности малыша. Если ребёнок энергичен и активен, с воодушевлением познаёт окружающий мир, имеет опыт общения со сверстниками, гиперопека ни к чему.

Если же малыш отличается замкнутостью, сторонится всего нового, чрезмерно привязан к матери, то к процессу адаптации стоит подойти с пониманием и сделать всё, чтобы малышу было максимально комфортно, спокойно.

Как вести себя взрослым?

И воспитатель, и родитель могут поспособствовать благоприятному протеканию адаптации к яслям. Соответствующая помощь, поддержка способны облегчить психоэмоциональное состояние ребёнка.

Основная задача родителя – заранее подготовить малыша к посещению яслей.

фото 18626_4

Нельзя помещать ребёнка в незнакомую среду просто так, без предварительной подготовки.

  1. Само пребывание в дошкольном учреждении целесообразно начинать с нескольких часов и увеличивать это время впоследствии постепенно.
  2. Родителям рекомендуется обучить малыша всем правилам личной гигиены дома. Так ему будет проще привыкнуть к требованиям воспитателя.
  3. Целесообразно выработать и определённый режим питания, отказаться от перекусов, а также привить навыки пользования столовыми приборами. Важно объяснить ребёнку, что нужно съедать порцию целиком – иначе ему попросту не будет хватать энергии, а испытываемый физический дискомфорт он объяснить не сможет.
  4. Дневной сон – неотъемлемая часть подготовки к посещению детского сада, к этому тоже придётся привыкнуть. В яслях малыши спят, потому что их досуг динамичен, насыщен, разнообразен. Если ребёнок отказывается от дневного сна дома, следует более ответственно отнестись к организации свободного времени.
  5. Одежда и обувь должны быть удобными, практичными. Малыш не должен бояться испачкать или помять её. Движения не должны быть стеснены, а при необходимости ребёнок должен самостоятельно уметь обслуживать себя – целесообразно отказаться от сложной шнуровки, застёжек, креплений.
  6. Следует разрешать брать с собой в ясли только те игрушки, которыми он готов поделиться, которые не жалко испортить или потерять.

Нельзя забывать, что обман, даже обусловленный резким изменением обстоятельств, может стать очень тяжёлой правдой для ребенка, поколебать его доверие к родителю и свести на нет все усилия по успешной адаптации в саду.

Воспитатель также играет важную роль в процессе адаптации ребёнка. Качество взаимодействия с малышом и с родителями влияет на то, как в целом пойдёт весь процесс и как быстро он закончится.

Чтобы адаптация прошла безболезненно, воспитателю, в первую очередь, нужно установить контакт с родителями и договориться, чтобы они приводили детей с интервалами в 10 минут. Это позволит встретить каждого малыша и найти с ним общий язык, облегчить процесс расставания с родителем.

Важно установить доверительные отношения с детьми, чтобы они чувствовали себя в безопасности:

  • проявлять ласку, доброжелательность, интерес;
  • предлагать помощь;
  • чаще улыбаться;
  • тактильный контакт;
  • вовлечение в групповые игры;
  • интересоваться о настроении, самочувствии.

Интерьер помещения должен быть уютным – предметы декора, уголки для уединения, чистый, мягкий ковёр, разнообразие игрушек.

Признаки успешного привыкания

Об успешном завершении адаптации можно судить по поведению и самочувствию ребёнка. Малыши перестают болеть, отказываться от еды, хорошо спят, активно взаимодействуют со сверстниками, открыто, без стеснения обращаются за помощью к воспитателю.

Ошибки родителей и воспитателей

фото 18626_5

Главная ошибка родителей при переходе в дошкольное учреждение – это попытки воздействовать на ребёнка, не обращая внимание на явную демонстрацию негативных реакций.

Многих детей приводят в сад буквально насильно – в слезах и истерике. Для ребёнка такие обстоятельства становятся психотравмирующими.

Большинство родителей серьёзно загружены по работе, но это не повод проявлять незаинтересованность, не общаться с ребёнком по дороге домой, не спрашивать о проведённом в саду дне.

Малышам хочется и нужно:

  1. делиться эмоциями;
  2. опытом;
  3. получать одобрение со стороны.

Воспитатель должен найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, ведь впоследствии педагог становится для малышей второй мамой, значимым взрослым, к которому всегда можно обратиться за помощью.

Если какой-то малыш весь день отстранён и безынициативен, важно уделить ему особое внимание. Принципиально важная задача любого воспитателя – неустанно следить за поведением, настроением, самочувствием каждого малыша.

Халатное отношение к их физическому или психическому здоровью способно спровоцировать развитие серьёзных расстройств.

Нужны ли ясли вообще?

фото 18626_6

Каждый родитель вправе самостоятельно решать, когда отводить ребёнка в садик и делать ли это в принципе.

Ранняя адаптация протекает куда сложнее, непонимание всей серьёзности происходящего может привести ко всевозможным негативным последствиям.

С другой стороны, раннее посещение детского сада, при чётком соблюдении всех рекомендаций, поможет облегчить дальнейший переход в школу, стать ребёнку более самостоятельным. В детском саду созданы все условия для полноценного, всестороннего развития, схожих показателей которого сложно добиться в домашних условиях.

Маленькие дети закономерно вызывают особое беспокойство у родителей, поэтому многие из них попросту отказываются от посещения яслей в целях сохранения психического благополучия.

Если хотя бы один из родителей имеет возможность уделять ребёнку внимание дома – организовывать полезный досуг, прививать навыки самообслуживания, заниматься обучением и воспитанием, обеспечивать условия для взаимодействия малыша со сверстниками, отказ от яслей может быть оправдан.

Во всех остальных случаях посещение детского сада – это полезный, жизненно ценный опыт, который нужен каждому ребёнку.

Заключение

Процесс адаптации в раннем возрасте всегда проходит болезненно как для детей, так и родителей. Взрослые в силах облегчить привыкание, ускорить период приспособления к новым условиям, предупредить развитие патологических процессов.

Соблюдая определённые рекомендации, зная об индивидуальных особенностях ребёнка, возможно создать благоприятные условия, в которых бы малыш чувствовал себя комфортно.

Читайте также: