Профилактика нарушений дисциплины в школе

Обновлено: 04.07.2024

Профилактика правонарушений в школе.

Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает – он тоже трудный. У нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду.

Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.

В повседневной практике учителю приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях учитель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.

Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто не посещают школу, плохо ведут себя на уроках, дерутся. Среди них много второгодников. Воспитанием таких детей в семье обычно не занимаются. Дети предоставлены сами себе. Они агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают противозаконные действия.

Дети зачастую отражают образ жизни своих родителей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

• отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

• незнание их интересов и потребностей;

• политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

• усиление влияния псевдокультуры;

• неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

• отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

• чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

• сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного

• потеря эмоциональных контактов с детьми.

Педагогическая запущенность – это часть общей социальной запущенности. Трудные дети – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.

Большую часть жизни в период с 7 до 17 лет ребенок проводит в школе. Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении.

План работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и с неблагополучными семьями

№ Мероприятие Ответственные Сроки исполнения

1. Подготовка и утверждение плана работы социального педагога на год, планов совместной работы с ПДН, ГИБДД, КДН. Социальный педагог Сентябрь

2.. Участие в выявлении учащихся, имеющих пробелы в знании фактического учебного материала, систематически или эпизодически не посещающих школу. Работа с журналами прошлого года, постановка на ВШК. Социальный педагог Август и в течение учебного года.

3. Оформление учетных документов на учащихся, поставленных на ВШК. Классные руководители Сентябрь и по мере постановки

4.. Корректировка банка данных и составление списка детей по социальному статусу:

- Социально - неблагополучные Социальный педагог Сентябрь

5.. Выявление причин непосещения учебных занятий учащимися, состоящими на ВШК, Классные руководители Ежедневно

6.. Осуществление контроля, за посещением уроков учащимися, состоящими на ВШК, контроль за поведением данных учащихся на уроках. Классные руководители Ежедневно

7. Осуществление регулярного взаимодействия с родителями учащихся, состоящих на ВШК, изучение домашних условий данных учащихся, проведение профилактических бесед индивидуально и на родительских собраниях. Классные руководители 1 раз в месяц и по мере необходимости

8. Индивидуальная работа с данной категорией учащихся, проведение профилактических бесед, диагностических исследований, привлечение к выполнению посильных поручений. Диагностика внеурочных интересов учащихся, требующих особого педагогического внимания, вовлечение в деятельность музыкально-эстетической студии, спортивных секций, креативных групп и других внеурочных занятий, осуществляющихся как в школе, так и вне школы. Классные руководители В течение года

10. Контроль, за посещением учащимися, требующими особого педагогического внимания, выбранных ими дополнительных занятий. Классные руководители В течение учебного года

11. Проведение бесед, посвященных пропаганде здорового образа жизни, профилактике безнадзорности, наркомании и правонарушений, оказание помощи классным воспитателям по проведению такого рода классных часов, предоставление дополнительных материалов по данной тематике. Социальный педагог 1-е полугодие

12. Профилактические беседы о вреде табакокурения и алкоголизма с учащимися 7-11 классов. Социальный педагог, классные руководители 2-е полугодие

14. Проведение декады по профориентации. Социальный педагог

Специалисты ЦЗ Январь

17. Беседа сотрудников ПДН ОВД с учащимися по профилактике подростковой преступности в соответствии с планом совместной работы. Социальный педагог, сотрудники ПДН 2-е полугодие

18. Информирование учащихся о их правах и обязанностях при задержании милицией. (на классных часах.) Социальный педагог, классные руководители Март

19. Плановая индивидуальная встреча с учащимися, состоящими на ВШК Социальный педагог По мере необходимости

20. Взаимодействие с учителями по решению конфликтных ситуаций, возникающих в процессе работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания. Социальный педагог По мере необходимости

21. Участие в заседании Совета по профилактике правонарушений. Зам. директора, социальный педагог 1 раз в четверть и по мере необходимости

22. Собеседование с отделом дополнительного образования воспитывающей деятельности и социальной защиты детства о летнем отдыхе учащихся. Социальный педагог Апрель-май

24. Взаимодействие с ПДН ОВД осуществляется согласно утвержденному плану совместной работы. Социальный педагог Согласно плану

25. Анализ проделанной работы Социальный педагог В конце года

26. Сдача отчетов Социальный педагог По запросу

Работа с детьми, состоящими на учете в школе и ПДН

1. Корректировка банка данных о трудновоспитуемых учащихся:

- изучение индивидуальных особенностей детей;

-изучение социально-бытовых условий;

-изучение социума по месту жительства. Сентябрь Классные руководители

2. Собеседование с учащимися, состоящими на ВШУ с целью выяснения их отношения к школе, обучению, взаимодействия со сверстниками В течение года Классные руководители, социальный педагог

3. Проведение классных часов по анализу проблемных ситуаций. По мере необходимости Кл. рук.

4. Информировать родителей о постановки на временный учёт их детей. Сентябрь Кл. рук

5. Вести учёт успеваемости учащихся в конце четверти (беседы с учеником). 1 раз в четверть Кл. рук

6. Вести учёт правонарушений в школе. В течение года Соц. педагог

7. Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми учащимися, семьями по разбору возникающих проблемных ситуаций. В течение года Соц. Педагог

Администрация школы

8. Заслушивать учащихся, состоящих на учё те на:

-школьном совете профилактики,

- пед советах, совете школы В течение года Соц. педагог,

Председатель Совета школы

9. Проводить педагогические рейды на квартиры учащихся, состоящих на учёте, беседы с их родителями, установление причин отклоняющего поведения 1 раз в четверть Работники ОВД

10. Оказывать материальную помощь детям

-в организации свободного времени. В течение года Соц. педагог

11. Составлять социально-психологическую характеристику на учащихся, поставленных на учёт. По мере необходимости Соц. педагог,

12. Выявление проблем адаптации учащихся и коррекция асоциального повеления подростков. В течение года Классные руководители

15. Изучение психологических особенностей ноябрь Соц. педагог

16. Посещение классных часов, уроков По понедельникам Социальный педагог

17. Посещение на дому проблемных учащихся, Постоянно в течение учебного года Классные руководители,

19. Проведение заседания, с целью предупреждения бродяжничества несовершеннолетних, совершения ими противоправных действий, хулиганских поступков 1 раза в четверть Социальный педагог

20. Проведение тестирования проблемных учащихся с целью выяснения индивидуальных особенностей, личностной ориентации;

выяснение причин и проблем школьника По мере необходимости Классные руководители,

Постоянно в течение учебного года Классные руководители, социальный педагог

22. Проведение профориентационной работы с учащимися из семей, оказавшихся в СОП Март-июнь Классные руководители, социальный педагог

Работа с родителями

1. Внести изменения и дополнения в картотеку неблагополучных семей. сентябрь Соц. педагог

2. Проводить индивидуальные беседы с родителями:

-об обязанностях по воспитанию и содержанию детей,

-о взаимоотношениях в семье,

-о бытовых условиях и их роли в воспитании и обучении. В течение года Классные руководители

3. Посещать квартиры неблагополучных семей. В течение года Класс. руководители.

4. Заслушивать родителей о воспитании, обучении, материальном содержании детей

-на совете профилактике,

-на административных планёрках,

-на педсоветах. В течение года Соц. педагог,

5. Оказывать помощь в организации

-летнего отдыха детей,

-занятие в свободное время. В течение года Соц. педагог

6. Содействие в организации летнего оздоровительного отдыха детей. Апрель, май Класс. руководители, социальный педагог

7. Родительский лекторий:

Администрация школы.

8. Участие в заседаниях комиссии ПДН По необходимости Соц. Педагог

10. Собеседование с родителями, уклоняющимися от воспитания подростков; Постоянно в течение учебного года Классные руководители, социальный педагог

Правовые знания для учащихся и их родителей

1. Знакомство учащихся с уставом школы, своими обязанностями и правами. Сентябрь

январь Классные руководители 1-11 классов

2. Проводить встречи с работниками правоохранительных органов. В течение года Соц. педагог

3. Проводить встречи со специалистами по различным областям знаний медицины:

-инфекционистом. В течение года Соц. педагог,

4. Проводить беседы с учащимися на классных часах по теме

Работа совместно с школьным Советом по профилактики

Цель: оказание административного и педагогического воздействия

№ п\п Содержание мероприятий Сроки Ответственные

1 Утверждение плана работы на учебный год.

Итоги трудоустройства учащихся в летний период. Сентябрь Социальный педагог

2 Утверждение индивидуальных программ профилактической работы с несовершеннолетними и семьями несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Сентябрь Кл. рук

3. Предварительные итоги успеваемости и посещаемости уроков учащимися, состоящими на учете в ПДН и ВШУ. Октябрь, декабрь, март, май Кл. рук

4. Профилактические беседы с учащимися пропускающими уроки без уважительной причины. По мере необходимости Кл. рук.

5. Подведение итогов работы за I полугодие классных руководителей и учителей по предупреждению неуспеваемости и повышению посещаемости занятий проблемными учащимися. Декабрь Администрация

7. Прогнозирование трудоустройства учащихся в летнее время (дети, относящиеся к социальной группе риска) Апрель Социальный педагог.

8. Организация досуга учащихся в летнее время, трудоустройство. Май Завуч по УВР

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ

№ п\п Мероприятия Срок Ответственный

1. Заседание Мо классных руководителей:

-значение изучения личности учащихся в совершенствовании работы по их нравственному воспитанию

-роль классного руководителя в повышении уровня развития классного коллектива и воспитание каждого школьника

-общечеловеческие ценности и их место в воспитании Ноябрь

Март Социальный педагог, психолог

Заместитель директора по воспитательной работе

2. Индивидуальное консультирование по возникшей проблеме По мере необходимости Классные руководители, социальный педагог

5. Совместное посещение семей с целью изучения социально-бытовых условий жизни Октябрь, ноябрь и по мере необходимости Классные руководители, социальный педагог

Социальный педагог Тимощенко Е. Э.

Правовая квест-игра по профилактике правонарушений и преступлений Правовая квест-игра по профилактике правонарушений и преступлений Цель: профилактика правонарушений и преступлений в подростковой среде.

Профилактика детского травматизма Детский травматизм кажется неизбежным злом, особенно в летний период — на каникулах тяжело контролировать ребенка и ограждать его от опасностей.

Профилактика и коррекция дисграфии Консультация логопеда Нарушение письма. Коррекция дисграфии В последние годы возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями.

Профилактика подросткового суицида Профилактика подросткового суицида. По данным детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и.

Система работы ДОУ по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Реализация Федерального закона №120-ФЗ Раннее выявление неблагополучных семей – главная задача детского сада при реализации Федерального закона № 120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах.

Проблемы дисциплины среди обучающихся могут возникать из-за:

  • опозданий;
  • пропусков уроков и учебных дней без уважительной причины;
  • внешнего вида;
  • поведения на уроках; на переменах; в гардеробе; в столовой; за пределами школы; на экскурсиях ; в театрах и т. д.

К мероприятиям по профилактике нарушений дисциплины относятся:

o классные часы (с привлечением педагога-психолога , социального педагога , администрации);

o собрание обучающихся по параллелям;

o информация на стенде;

o информационные буклеты.

2. Наблюдение с фиксацией случаев нарушения дисциплины.

3. Создание работниками школы благоприятных условий для соблюдения правил поведения учащимися:

o неукоснительное соблюдение дисциплины работниками школы;

o наличие обратной связи между учителями-предметниками , классными руководителями, родителями;

o взаимодействие классного руководителя, учителя-предметника, педагога-психолога по вопросам правильной рассадки учащихся;

o предоставление учащимся необходимого времени для подготовки к уроку;

o перед началом урока проверка каждым учителем-предметником внешнего вида учащихся;

o четкое разъяснение учителем-предметником требований к уроку;

o присутствие учителя физической культуры в раздевалке спортивного зала;

o тщательная подготовка классными руководителями всех проводимых с классом мероприятий, которая предполагает взаимодействие дежурного администратора, заместителей директора по воспитательной работе (далее – ВР) и по учебно-воспитательной работе (далее – УВР), социального педагога, родительского комитета в целях формирования сознательной дисциплины у учащихся образовательного учреждения (далее – ОУ).

Мероприятия по профилактике и предупреждению опозданий

1. Информируют учащегося и родителей о расписании уроков и звонков (дневник, буклет); о правах и обязанностях учащихся, зафиксированных в Уставе ОУ.

2. Ведут карту фиксации пропусков уроков и учебных дней.

3. Заключают с родителями соглашение, договор и т. п.

1. Информируют классного руководителя об опозданиях (заполнение информационного листка в журнале).

2. Постоянно поддерживают контакт с классным руководителем (совместный анализ причин пропусков уроков)

1. Информирует классных руководителей об особенностях детей группы риска.

2. Выявляет и сопровождает детей группы риска.

3. Анализирует листок опозданий совместно с классным руководителем, дежурным администратором

1. Информирует о правилах поведения в ОУ (буклет, родительские собрания, классный час).

2. Ежедневно информирует классного руководителя об опоздавших.

3. Ведет дисциплинарный журнал и заносит фамилии опоздавших в случаях систематического нарушения

Заместитель директора по ВР

1. Организует обсуждение проблемы опозданий на общешкольных мероприятиях (дискуссии, деловые игры).

2. Проводит акцию "Самый дисциплинированный класс" и др. в целях стимулирования сознательной дисциплины

Заместитель директора по УВР

1. Информирует классных руководителей и родителей о правилах поведения в ОУ в соответствии с его Уставом.

2. Участвует в работе дисциплинарной комиссии, проводит работу с родителями и учениками в особо сложных случаях

Родительский комитет, родители

1. Проводят рейды "Родители против опозданий".

2. Приглашают родительский актив в школу с целью привлечения внимания к проблеме опозданий (встреча детей утром, анализ листков информирования и т. д.)

3. Привлекают родителей к решению проблемы опозданий ребенка (соблюдение режима дня, контроль его выполнения)

Воспитание законопослушной личности, профилактика противоправного поведение учащихся, воспитание культуры поведения.

ВложениеРазмер
plan_raboty_po_profilaktike_pravonarusheniy_i_raboty_s_trudnymi_uchashchimisya.docx 27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

План работы по профилактике правонарушений и работы с "трудными" учащимися

2018– 2019 учебный год

Цель: воспитание законопослушной личности, профилактика противоправного поведение учащихся, воспитание культуры поведения.

  • Создание банка данных на "трудных" учащихся и учащихся требующих особого педагогического внимания
  • Индивидуальные беседы с "трудными" подростками и учащимися, требующих особого педагогического внимания .
  • Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий.
  • Выявление детей, склонных к правонарушениям .
  • Изучение состояния здоровья учащихся
  • Индивидуальный план работы с каждым "трудным" ребенком
  • Центр правовой помощи. Работа кружка "Правовой всеобуч"
  • Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми данной категории
  • Посещение на дому. Изучение ЖБУ
  • Изучение семьи. Изучение трудностей в обучении, общении и их причины
  • Родительский университет "Социальная адаптация детей". Психолог

Беседы :
- "Законы школьной жизни"
- "Ответственность за порчу школьного имущества"

  • День здоровья
  • Дисциплинарная линейка
  • Совет профилактики правонарушений "Причины трудновоспитуемости подростков"

  • Октябрь
  • Вечерний социально-педагогический рейд. Посещение детей на дому.
  • Изучение личности учащихся
  • Изучение семьи (семейных отношений)
  • Изучение интересов и способностей учащихся
  • Вовлечение учащихся с кружковую деятельность.
  • Индивидуальная консультация для родителей: "Роль семьи в развитии способностей ребенка".
  • Контроль за организацией питания учащихся
  • Акция "Милосердия" нуждающимся детям
  • Консилиум "Оказание социально-педагогической и психологической помощи, нуждающимся детям"
  • Правовой всеобуч

- "Преступление и правонарушение"
- "Как не стать жертвой преступления"
- "Ответственность несовершеннолетних перед законом"
- "Профилактика пьянства и алкоголизма"

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Как организовать профилактику нарушений дисциплины среди обучающихся

Образовательная организация проводит профилактику нарушений дисциплины среди обучающихся, чтобы предотвратить конфликтные ситуации и правонарушения.

Какая бывает дисциплина

Дисциплина бывает: внешняя – по принуждению и внутренняя – самодисциплина. Последняя способствует формированию личности человека. Задача образовательной организации и педагогов – выработать у обучающихся внутреннюю дисциплину. Она позволит сформировать деловой настрой на занятии, развить сосредоточенность и создать условия для плодотворного учебного процесса.

Чтобы проводить профилактику нарушений дисциплины, работайте комплексно с разными целевыми группами – обучающимися и их родителями, педагогами.

Как работать с обучающимися

Выбор форм и методов воспитательного воздействия зависит от состояния дисциплины в коллективе, возраста обучающихся, требований конкретного учебного занятия, авторитета классного руководителя и других условий.

Пример выбора методов

В дружном и сплоченном коллективе широко используйте силу общественного мнения. Если в таком коллективе обсудить поведение недисциплинированных обучающихся, то они не захотят повторять свое поведение в будущем.
Внимание: не применяйте физическое или психическое насилие по отношению к обучающимся (ч. 3 ст. 43 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Когда поддерживаете дисциплину, уважайте человеческое достоинство обучающихся и педагогических работников.

Все мероприятия по профилактике нарушений дисциплины разделите на общие для всех обучающихся, и специальные – для нарушителей, например, для обучающихся, кто прогуливает уроки, не выполняет задания, грубо или вызывающе себя ведут.
Общая профилактика

Чтобы провести мероприятия общей профилактики, укрепляйте порядок и дисциплину в образовательной организации различными методами, например:

1) повышайте требования к обучающимся в зависимости от возраста
Чем старше обучающиеся, тем более дифференцированными и сложными должны быть требования к дисциплине. Развивайте у обучающихся инициативу и самостоятельность в учении, труде, приучайте к самоконтролю и самооценке.

Требования можете выражать в форме просьбы, совета, одобрения, осуждения, намека, предупреждения, пожелания или в прямой, категорической форме. При этом соблюдайте определенную технику – владейте голосом, мимикой, жестами, умейте держать себя в руках. Не выходите за пределы профессиональной позиции, оставайтесь в роли наставника, педагога – во внешнем имидже, стилистике речи, деловом этикете, в требовательности и непредвзятости. В зависимости от конкретных условий и особенностей ребенка, характера его поступка педагог может предъявить требования или повышенным, твердым голосом, или мягким, спокойным.

2) разъясняйте нормы и правила поведения
Рассказывайте о том, что, зачем и как нужно делать, отвечайте на все вопросы обучающихся о дисциплинарных требованиях полно и прямо, сохраняйте справедливость и беспристрастность. Используйте литературные и кинематографические примеры. Развивайте у обучающихся идейные, положительные мотивы дисциплинированности.

3) приучайте обучающихся к дисциплине как привычке на занятиях и в труде
Уделяйте внимание правильной организации процесса обучения, занятости и активности обучающихся на уроке. Каждый урок должен начинаться с четкой организации начала работы. Основное время урока должно быть хорошо структурировано, динамично построено, формы и содержание деятельности обучающихся должны чередоваться и давать возможность добиться успеха каждому обучающемуся. Если урок организовали плохо, недостаточно продуманно, то обучающиеся на таком уроке ищут выхода для своей энергии, так как их силы не заняты полезным делом.

4) применяйте меры поощрения, а в необходимых случаях – наказания
Поощряйте отдельного обучающегося, а иногда и всю группу за хорошее, примерное поведение – это укрепляет веру в свои силы, вызывает у обучающихся желание в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны. Особенно поощряйте обучающихся за умение находить и выполнять дела, нужные коллективу.
Вместе с тем, не нужно поощрять то, что вошло в жизнь, превратилось в привычку.

Внимание: не злоупотребляйте поощрениями. Они перестанут служить стимулом для дисциплины – обучающиеся к ним привыкнут и не будут ценить.
Не оставляйте без внимания факты нарушения дисциплины отдельными обучающимися. Нарушителей дисциплины и порядка в образовательной организации, на улице, в общественных местах наказывайте. Наказание не должно унижать личность обучающегося. Наказание не достигает цели, если его налагают в состоянии раздражения. Эффективное наказание следует сразу за проступком, относится к настоящему времени. Оно не распространяется на все поведение или личность обучающегося, а касается только конкретного деяния и всегда содержит в себе информацию о том, как стоило поступить правильно. Порицание или выговор обучающемуся делайте коротко, ясно, твердо и требовательно, но без запальчивости и раздражения. Не оценивайте личность обучающегося, не касайтесь его семьи, дружеских и романтических отношений, особенностей внешности, не высказывайте свои представления о его будущем.

Чтобы организовать профилактику нарушений дисциплины:

1) информируйте обучающихся:

• проводите классные часы с привлечением педагога-психолога, социального педагога, представителей администрации, сотрудников отделения по профилактике правонарушений несовершеннолетних ОВД;

• проводите собрания обучающихся совместно с другими группами;
• размещайте информацию о требованиях к дисциплине, ее значении на стендах.

2) наблюдайте за обучающимися и фиксируйте случаи нарушения дисциплины, выявляйте проблемные области в поведении обучающихся каждой группы;

Специальная профилактика проводится классным руководителем в несколько этапов и с помощью специалистов (педагога-психолога, соц. педагога и др.)

Приемы поддержания дисциплины на уроках в начальной школе

Прием - прерывание

- Выключите свет и помолчите – прием работает, когда в классе темно.

Прием - отвлечение

Прием - поощрение хорошего поведения

Не обращайте внимание на плохое поведение ученика, а поощряйте того, кто сидит рядом и ведет себя хорошо.

Хвалите разных учеников.

Пишите имена лучших учеников за урок на доске.

Прием - пересаживание

Пример. Педагог предлагает ученику провести 5 минут на стуле размышлений. Этот стул не похож на другие, стоит в любом месте класса, отдельно от других стульев.

Приемы актерского мастерства

Уйти в конец класса, продолжать урок оттуда.

Неожиданно перейти на шепот или басы. Можно также вдруг начать говорить с каждым словом все медленней и медленней — увеличивая паузы и растягивая гласные.

Провести эстафету на скорость. Чтобы за короткое время мобилизовать весь класс, условия таких эстафет должны быть очень простыми. По очереди вставать с места и называть, например, находящийся в комнате предмет определенного цвета или качества (или с определенной буквой в названии). Можно называть любое слово: например, существительное женского рода, имя литературного героя или город и т.п.

Игровые приемы по поддержанию дисциплины

Неожиданное начало урока (дети не могут успокоиться, включиться в урок, шум)

«Встаньте, потянитесь, улыбнитесь соседу справа, слева, мне. Сегодня будет очень интересный урок. Тема зашифрована на доске…

Радуга внимания

Педагог готовит 7 белых альбомных листков с цветным кругом размером 7 см в центре. Цвет каждого круга соответствует одному дню недели: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый.

Лист укрепляется на доске, включается спокойная классическая музыка. 30 секунд ученики молча смотрят на круг, затем 30 секунд с закрытыми глазами удерживают образ круга перед собой. Если урок начинается после урока физкультуры или после большой перемены, то лучше начинать урок с этого упражнения. Также упражнение может применяться для снятия напряжения в середине урока.

Кто меня слышит

Этот прием очень действенный, но его нельзя использовать часто.

Дружное ЭХО

На хлопок учителя (или ритмический узор из нескольких хлопков) класс должен ответить дружным хлопком. Усложнениями в задании-упражнении могут быть: отбивание ведущим серии хлопков (3-6) в определенном (сложном) ритме; замена хлопков постукиванием по стулу, стене, коленям или притоптыванием.

Класс старается безошибочно выполнить простые движения по команде учителя. Один хлопок — команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка — команда ногам: нужно встать или сесть. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то по двум хлопкам они должны сесть. Меняем последовательность и темп хлопков.

Читайте также: