Здоровый образ жизни в школе статья

Обновлено: 05.07.2024

Основные направления воспитательной работы по приобщению школьников к здоровому образу жизни определены в статье.

Оценить 1111 0

Здоровый образ жизни школьника

Автор статьи:

Светлана Вячеславовна Мостовая

Учитель начальных классов

Здоровый образ жизни школьника

Одним из самых главных условий здоровья человека является здоровый образ его жизни, критериями которого являются: отсутствие вредных привычек, физическая активность, питание и режим дня. Не секрет, что далеко не каждый человек соблюдает эти критерии.

Приобщить к здоровому образу жизни учащихся начальной школы – наша приоритетная задача.

Конечно, нелегко приучить их к новому образу жизни, но сделать это необходимо в начальной школе, когда учащиеся более открыты и эмоционально способны принять правильно изложенную информацию.

Поэтому в начальной школе необходимо научить детей вести здоровый образ жизни. Совместная работа педагога и родителей, направленная на приобщение детей к правильному здоровому образу жизни, сможет принести положительный результат.

Цель педагогической деятельности - внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий сберегающих здоровье учащихся и воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни.

Учитель может сделать для сохранения здоровья учеников гораздо больше, чем врач. Знания о здоровье человека, социальной среде, умения и навыки по их сохранению помогают развитию личностных качеств ребёнка, то есть формируют культуру здоровья, имидж здорового образа жизни.

Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие задачи:

Изучить состояние здоровья детей в классе;

Создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, учить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта.

Формировать мотивацию к здоровому образу жизни, умению рационально организовывать собственную деятельность, учитывая состояние здоровья.

Познакомить с формами активного отдыха и их влиянием на здоровье человека;

Осуществлять воспитание с целью профилактики вредных привычек.

Основными направлениями воспитательной работы по решению задач были выделены:

1. Использование на уроках таких элементов, которые бы постепенно убеждали школьников к ведению здорового образа жизни (факты, аргументы, примеры, задачи, убеждение).

2. Демонстрация своего отношения (учитель, родитель, ученик) к здоровому образу жизни, к вредным привычкам, подчеркивание своего мнения, но не в формальных оценках и фразах, а в искренних высказываниях, в которых бы читалось личное убеждение.

3. Работа с родителями учащихся: обсуждение с родителями вопросов приобщения учащихся к здоровому образу жизни, инструктирование о методах родительской педагогики по данному вопросу; привлечение к совместной подготовке, проведению и участию во внеклассных мероприятиях.

Работа с младшими школьниками по воспитанию здорового образа жизни имеет свою специфику, определяемую с одной стороны, организацией обучения в начальной школе (один учитель, возможность осуществлять воспитание в тесной связи с обучением), а с другой – психологическими особенностями школьников младших классов.

С чего начать работу? Анкетирование, проведенное в классе, показало, что большой процент родителей (92%) следят за здоровьем своих детей, 45% считают, что ребенок должен заниматься спортом или посещать бассейн, 84% следят за правильностью питания ребенка дома, 65% ограничивают время компьютерных игр и просмотр телевизионных передач.

Вместе с этим, родители отметили, что учебная нагрузка в школе возрастает, ослабевает контроль со стороны родителей, дополнительные занятия и репетиторы несут большую нагрузку на физическое и психическое состояние ученика.

Вместе с родителями на родительских собраниях была выработана единая стратегия по приобщению учащихся к здоровому образу жизни.

В основу этой стратегии были заложены следующие основные направления:

1. Оптимально составленный рациональный режим дня с чередованием учебного времени, посещения дополнительных занятий, кружков, спортивных секций с оптимальной физической нагрузкой и времени, отведенного для отдыха, прогулок на свежем воздухе и сна;

2. Внешние условия, являющиеся залогом хорошего эмоционального состояния (питание, соблюдение гигиенических норм, закаливание, комфортная обстановка и освещение в школе и дома, удобная одежда школьника и т.д., благоприятная обстановка в семье);

3. Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни через:

- беседы (учителя, медработника, родителей);

- чтение и обсуждение литературных произведений, затрагивающих тематику здорового образа жизни;

- просмотр художественных фильмов по данной тематике;

-встречи с интересными людьми (спортсменами, сотрудниками правоохранительных органов, музейными работниками и т.д.),

- беседы с учащимися на тему здорового образа жизни и вреде наркотиков, алкоголя, табака и т.д.- классные часы, конкурсы рисунков и коллажей, викторины, задания в своей тематике отражающие основные понятия здорового образа жизни;

- практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами, по уходу за одеждой и обувью;

-поездки и путешествия по тематике перекликающиеся с тематикой правильного образа жизни.

Учитывая выбранные совместно с родителями направления работы по формированию здорового образа жизни детей, родителями были составлены

индивидуальные планы здорового образа жизни школьника.

Здоровый образ жизни формируется из множества составляющих,

причем каждый компонент по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет все совместные усилия.

Если мы научим учащихся с раннего возраста беречь и укреплять свое здоровье и будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

1. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. М.; Просвещение, 1987.

2. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М.: Педагогика, 1975.

3. Криворучко Т.С. Динамика показателей функционального состояния организма учащихся с 1 по 8 класс. // В кн.: Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания. М. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

4. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.- №2.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.

6. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.

Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения — важнейшая социальная задача государственного значения.

При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.

Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.

Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности.

Правильное питание школьника должно быть:

сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;

Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной работы, семейной жизни.

Необходимо сопровождать, а не направлять развитие ребёнка, не решать проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно. Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток.
Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма.
Значение режима дня состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма. В конечном счете соблюдение режима дня способствует и укреплению здоровья.
Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.

Режим дня школьников включает следующие компоненты:

Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:


Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника.

Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.

Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна.

Потребность в сне составляет:

в 10-12 лет – 9-10 часов,

в 13-14 лет – 9-9,5 часов,

в 15-16 лет – 8,5-9 часов.

Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию.

Поэтому нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разговоры – все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим.

Народная мудрость гласит:

Внимание к питанию школьников важно потому, что именно в этом возрасте наиболее часты ошибки в его организации.
Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.

Ребенок — младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье.
Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое дело — привычка.
Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе — вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми.


Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровье младшего школьника.

С поступлением в школу для ребенка начинается один из сложнейших переходных периодов. Привычный вид деятельности — игра меняется на учебную деятельность. Основной формой работы становится урок, предъявляющий для него новые требования. Его обязанности, помимо учебы, часто дополняют занятия языками, посещение спортивных секций, музыкальной или художественной школы, всевозможных кружков. При этом, отправляя детей в школу, родители хотят, чтобы их ребенок был успешным в учебе и общении со сверстниками. И порой совсем забывают о здоровье, которое в этот период жизни требует к себе особо пристального внимания.

Т. Ф. Акбашев, один из основателей валеологии называет здоровье характеристикой запаса жизненных сил человека, которая задается природой и реализуется или не реализуется человеком [1].

Многомерность и динамичность состояния здоровья, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его социальные функции описывается Т. В. Карасевой [5].

В. П. Казначеев так же выражает смысл понятия о здоровье человека с позиции системного комплексного подхода [4].

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра и красоты.

Соблюдение комплекса мероприятий, направленных на сохранение, укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни. Чтобы понять, на чем и как строиться планирование здорового образа жизни младшего школьника, рассмотрим, факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье и пути их устранения:

‒ Длительное сидение с неправильной осанкой за партой во время уроков, а также при выполнении домашней работы. Портфель, в который укладываются учебники, а также многочисленные рабочие и проверочные тетради, атласы, пособия — тяжелая ноша для младшего школьника (при покупке портфеля родителями не всегда учитываются необходимые характеристики для комфортного ношения груза в нем). Следствием чего может стать сколиоз — одно из часто встречающихся заболеваний у детей младшего школьного возраста. Важное место в консервативном лечении и профилактике детского сколиоза отводится средствам оздоровительной физической культуры. Одним из наиболее эффективных путей профилактики и коррекции отклонений в состоянии позвоночного отдела опорно-двигательного аппарата является плавание. Правильно выбранный портфель / рюкзак так же играют немаловажную роль.

‒ Не соблюдение режима труда и отдыха (отсутствие перерыва между занятиями в школе и выполнением домашнего задания, чрезмерная нагрузка после школы в нескольких секциях / кружках одновременно, следствием чего может стать уменьшение количества часов, отводимых на сон и т. д.). Режим — основа нормальной жизнедеятельности младшего школьника, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития. Основные компоненты режима: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена. Разумное чередования труда, отдыха, физических нагрузок способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами.

‒ Длительное сидение, связанное с выполнением домашнего задания, требованиями дисциплины на перемене в школе, склонность к пассивному отдыху — просмотр телевизора, компьютерные игры приводят к уменьшению двигательной активности, которая, по сути, является одним и важнейших компонентов в формировании здорового образа жизни. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50 %, что отражается на функционировании сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма школьника. Компенсировать нехватку двигательной активности возможно занятиями в спортивных секциях, которые кроме телесной оказывают влияние на становление психики человека. Формируют такие качества как: целеустремленность, умение работать в команде, способность контролировать свои желания, инициативность, самостоятельность, наблюдательность и др. В то же время, правильно организованное физическое воспитание способствует развитию логического мышления, памяти, воображения.

‒ Происходит повышение нагрузки на органы зрения. Избежать ухудшения зрения, помогут простые, правила: не читать лежа и в транспорте; хорошо оборудовать рабочее место в классе и дома (освещение должно быть достаточным и равномерным), для младшего школьника, по возможности, подбирайте книги с крупным шрифтом.

‒ В этом возрасте происходит уменьшение контроля со стороны родителей и зачастую ребенок неправильно пользуется полученной свободой. В этом возрасте учащаются случаи простудных заболеваний. несчастных случаев на дороге и других травм. Дети на свое усмотрение изменяют пищевой рацион (игнорируют полноценный обед, а на карманные деньги приобретаются булки, чипсы и соленые орешки и т.п.).

Для того чтобы младший школьник мог безопасно пользоваться предоставленными свободами, его к этому следует подготовить. Разговаривая с детьми об опасностях, поджидающих на улице, не стоит забывать о воспитании правильных убеждений и навыков. Предоставляя ребенку свободу, необходимо проверять, насколько хорошо он справляется с возложенной на него ответственностью.

Сопротивляемость растущего организма к факторам внешней среды, вызывающим состояние стресса, следует повышать, проводя процедуру закаливания.

Рациональности питания младшего школьника возможно достичь, соблюдая ряд принципов: регулярность, разнообразие, восполнение энерготрат, безопасность питания.

Подводя итог, еще раз выделим рассмотренные выше компоненты, на которых базируется ведение здорового образа жизни:

‒ Соблюдение режима дня.

‒ Общая гигиена организма.

  1. Акбашев Т. Ф. Третий путь / Т. Ф. Акбашев. — М. — 1996.
  2. Апанасенко Г. А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование?/ Г. А. Апанасенко // Валеология. — 1996. — № 2. — с. 9–14.
  3. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 1990.
  4. Казначеев В. П. Основание формирования программы общей и частной валеологии / В. П. Казначеев // Валеология. — 1996. — № 4. — с. 75–82.
  5. Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т. В. Карасева //Начальная школа. — 2005. — № 11. — с. 75–76.
  6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: Оникс-ЛИТ, 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): младший школьник, здоровый образ жизни, нравственное здоровье, ребенок, безопасность питания, двигательная активность, Длительное сидение, домашнее задание, личная гигиена, учебная деятельность.

Ключевые слова

Похожие статьи

Личная гигиена младшего школьника | Статья в журнале.

младший школьник, здоровый образ жизни, ребенок, нравственное здоровье, безопасность питания, личная гигиена, домашнее задание, Длительное сидение, двигательная активность, учебная деятельность.

Формирование здорового образа жизни у детей младшего.

здоровье, образовательный процесс, двигательная активность, учитель, учебная деятельность, урок, ребенок, здоровый образ жизни, школьник, младший школьник. Теоретические аспекты ценностного отношения к здоровому.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни.

На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного.

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник. Одной их важнейших проблем современного образования является проблема сохранения здоровья наций.

Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста. В крайнем случае, пока достаточно велика естественная двигательная активность ребенка.

К вопросу сохранения здоровья младших школьников

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, двигательная активность, начальная школа, учащийся

здоровье, гигиеническая информация, начальное общее образование, учебный процесс, безопасный образ жизни, проведение.

Теоретические аспекты ценностного отношения к здоровому.

здоровый образ жизни, здоровье, культура здоровья, формирование здорового образа жизни. Исследование проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников.

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового.

здоровье, образовательный процесс, двигательная активность, учитель, учебная деятельность, урок, ребенок, здоровый образ жизни, школьник, младший школьник. Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном.

Использование здоровьесберегающих технологий, как системный.

здоровье, образовательный процесс, двигательная активность, учитель, учебная деятельность, урок, ребенок, здоровый образ жизни, школьник, младший школьник. Составляющие здорового образа жизни младшего школьника.


На современном этапе развития человеческого общества проблема сохранения здоровья подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной.

Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодёжи России. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Школьники не всегда могут противостоять негативному влиянию со стороны окружающей среды. Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни также повышают требования к физической и психической выносливости детей, их адаптационным способностям. Важными факторами поддержания здоровья являются качество жизни и ЗОЖ (здоровый образ жизни) человека, внешней среды и заболеваниям, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, личная гигиена, экологически грамотное поведение, психическая и эмоциональная устойчивость, сексуальное воспитание, отказ от вредных привычек, безопасность труда и поведения, позволяющая избежать травм и других повреждений.

Основными задачами родителей и педагогов являются сформировать у учащихся убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни:

  1. Позитивных факторах, влияющих на здоровье, правильном (рациональном) питании, о полезных продуктах, рациональной организации режима дня учебы и отдыха, двигательной активности;
  2. Дать представление о негативных факторах риска здоровью детей, такие как (гиподинамия, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.);
  3. Существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их вредном влиянии на здоровье;
  4. Влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения обучающихся с компьютером, мобильным телефоном, просмотром телепередач;
  5. Научить детей составлять, анализировать и контролировать свой режим дня, делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, выполнять правила личной гигиены, элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

Сформировать: представление об основных компонентах здорового образа жизни, потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

3c03d-clip-38kb.jpg

Режим дня, учебы и отдыха

Режим дня – это определенный распорядок труда, отдыха, питания и сна. Режим – это в первую очередь самодисциплина, добровольное выполнение принятых на себя обязательств. Он приучает каждого к организованности, разумному использованию своего времени.

Ритмичность свойственна человеческому организму, отдельным его органам и системам. Поэтому организация и строгое соблюдение режима дня, предусматривающего переход от бодрствования ко сну и наоборот, выполнение гигиенических процедур, различные виды деятельности, отдых, прием пищи в одно и тоже время и др., в соответствии с возрастными особенностями, создают наилучшие условия для жизнедеятельности организма детей и подростков.

Физиологический режим дня обоснован выработкой условных рефлексов, которые со временем закрепляются подчас на всю жизнь в виде устойчивых навыков и привычек и оказывают положительное влияние на функции организма: привычка ложиться спать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию, организм лучше восстанавливает силы; прием пищи в определенное время способствует хорошему аппетиту и помогает лучше усвоению пищи и т.д.

Установить единый распорядок дня для всех учащихся, естественно, невозможно, но основные его моменты должны соблюдаться каждым:

Формирование позитивного отношения к режиму дня, как и воспитание любых гигиенических навыков, успешнее проходит в начальной школе. От детей нужно мягко, но настойчиво требовать выполнения режима ежедневно без принуждения, т.к. вызывает у большинства из них внутреннее сопротивление. Составить режим дня с учетом особенностей семьи и интересов ребенка не столь трудно. Труднее научит школьника выполнить его. Разъяснительная работа в школе, твердость и повседневный контроль со стороны родителей помогут ребенку соблюдать режим и это станет обязательным в поведенческом стереотипе ребенка.

Одним из важнейших моментов режима дня является отдых, так называемый активный, который заключается в смене одного вида деятельности другим занятие физкультурой и спортом, прогулки, игры, пребывание на свежем воздухе.

Правильный режим дня школьника з залог крепкого здоровья и хорошей учебы.

Читайте также: