Агротехнологическое направление в школе
Обновлено: 04.07.2024
1. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск: Якуткнигоиздат,1979.-182с.
2. Баишева М.И. Этнопедагогические воззрения народа саха (на материале олонхо) .- Дис…канд. пед.наук.-Якутск,2004.-225с.
3. Божович Л.И. Избранные проблемы формирования личности: избранные психологические труды/ под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.:-Воронеж: инст-тпрак-й псих-и, 1995.-209с.
5. Данилов Д.А., Корнилова А.Г. Социально-воспитательная работа в сельском социуме: региональные аспекты организационно-педагогического обеспечения / Д.А.Данилов. Новосибирск: Наука,1999.-135с.
7. Корнилова А.Г. Этнические традиции как фактор социального воспитания. Наслежно-улусное воспитание. - М.,1997. Ч.1-П. С.16-17
9. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (С использованием материалов этнопедагогики саха).-М.: Академия,2000.-176 с.
10. Мордовская А.В., Птицына О.Н. Выбор школьниками будущей профессии: Учебное пособие.- Якутск: Изд-во Якутского ун-та,1997.-79 с.
12. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. – Пермь,1996.-147 с.
16. Резапкина Г.В. психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. - Генезис,2005.-208 с.: ил
17. Чимитова С.Ц. Этнопсихологические особенности воспитания бурятской молодежи: автореф.дисс….канд.пед.наук.-М.,1993.-196 с.
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономические изменения, перемены во всех сферах нашего общества влияют на жизненные профессиональные ориентиры подрастающего поколения. В условиях социальных перемен наиболее значимой становится проблема самоопределения личности старшеклассника, ответственного за свои поступки, осознающего результаты выбора всего жизненного и профессионального пути. Сегодня все чаще затрагиваются проблемы движения агрошкол на современном этапе модернизации российского образования, вопросы обновления содержания образования в условиях агрошколы. В сельской местности ухудшаются условия хозяйственно-экономической деятельности, снижается уровень материального обеспечения, под угрозой образовательные перспективы детей из малообеспеченных семей. Школе отводится особое место в социальной жизни села, в воспитании человека-труженика, который сможет эффективно распоряжаться главным богатством – землей.
Сельская школа – это важный компонент российской системы образования, которая сохраняет значительные возможности влияния на социализацию выпускника сельской школы, а через него – и на формирование всего сельского социума, основу которого в будущем должны составлять жители, активно влияющие на производственную, бытовую и информационную культуру села.
Цель исследования: изучение и обоснование психолого-педагогических условий социализации выпускников в условиях села.
Методы исследования:
- анализ научной литературы;
- моделирование и проектирование при построении гипотезы, прогнозирование результатов.
- статистическая обработка данных.
Как и другие сельские школы, наша школа имеет возможности эффективного педагогического воздействия, предоставляемые сельской школой:
- охват разными формами обучения и воспитания всех учащихся школы;
- большие возможности для осуществления индивидуального подхода к учащимся ;
- тесная связь школы с семьями учащихся с другими социальными институтами села;
- определяющая роль школы как центра воспитательной работы на селе.
Перечисленные особенности можно однозначно отнести к числу способствующих успеху в обучении и воспитании сельских школьников. Однако есть и факторы, негативно влияющие на результаты педагогического процесса. Часть негативных факторов обусловлена спецификой социально-экономических условий села. Приведем некоторые из них:
- большая загруженность сельских жителей домашней работой, не способствующих личностному развитию ( личное подсобное хозяйство);
- меньший, по сравнению с центром улуса, с другими населенными пунктами, доступ к информации (плохая инфраструктура);
- высокая инертность сельской среды, противодействие к нововведениям.
Школа на современном этапе ставит перед собой задачи выпустить в жизнь человека не только знающего, но и компетентного в вопросах профессиональной самореализации, способного к самостоятельному хозяйствованию на земле и социальной адаптации в обществе.
Таким образом, обучение на деятельностной основе заключается в том, что оно переориентировано с усвоения готовых форм знаний на процесс их получения и функционирования, что позволяет осуществить социальную адаптацию к современным жизненным условиям на селе, способствует профессиональному самоопределению, позволяет добиться высоко поставленных целей и задач
Агротехнологический компонент предусматривает введение элективные курсы,программы для всех обучающихся школы.
На основе этих компетенций педагогами были разработаны элективные курсы, программы по агротехнологическому направлению в 1-11 классах.
Целенаправленная работа агрошколы дает детям многое. Не только приобщение к коллективному труду, но и дает возможность вести поисковую деятельность. Эта программа нацелена на увеличение трудовой деятельности в условиях сельскохозяйственных работ, на проведение экспериментальных работ, с целью формирования и укрепления умений и навыков практической работы. Детям дается возможность вести поисковую деятельность, отслеживать результаты работы и самим делать соответствующие выводы. Одной из задач была социализация ребят к тем условиям, в которых они будут жить, находить способ выживания в трудных экономических условиях рыночных отношениях.
На сегодня взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями села - обязательная составляющая работы педагогического коллектива. Социальное партнерство проявляет себя в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды. Это расширяет круг общения участников образовательного процесса, позволяет учащимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения. Многое делается для формирования социокультурного пространства образовательного учреждения. Проект состоит из 19 подпроектов, которые направлены на реализацию агроэкотехнологического образования не только школьников, но и населения. Руководители подпроектов имеют опыт работы по выполнению концепции агроэкотехнологического образования в общеобразовательной школе. Данный опыт и компетенции позволяют им работать и с населением села, распространяя навыки для жителей наслега.
Таким образом, социальная карта наслега является показателем реальных условий развития личности обучающегося, в которых живет индивид.
Обучающимся удовлетворены тем, что они учатся в агрошколе. Агрошкола дает им такие навыки работы, как обращение с транспортом, уход за растениями, трудовая деятельностьПредпринимательской деятельностью желают заниматься 36% опрошенных.
Анкетирование родителей
Для выявления отношения родителей к обучению профильных предметов был проведен социологический опрос. Количество респондентов: 46
По каким учебным предметам по агротехнологическому профилю вы бы хотели, чтоб ребенок учился
автодело, трактороведение – 13 (46%), агрономия, растениеводство – 7 (25%), животноводство – 7 (25%), предпринимательство – 7 (25%), по всем предметам – 2 (7%)
Нравятся ли вам учебные предметы агротехнологического профиля, которые в данное время изучаются в нашей школе:
да – 18 (64%), частично – 10 (36%)
Как вы думаете для чего нужен агротехнологический профиль в школе
в основном ответили, что для трудового воспитания, для процветания сельской местности, для развития собственного хозяйства, дела.
Оцени агротехнологическое направление школы
отлично – 45%, хорошо – 35%, вполне устраивает – 20%.
По итогам социологического опроса можно сделать вывод:
- прослеживается рост мотивации к обучению профильных предметов по агротехнологическому компоненту. Особенно родители хотят, чтобы их ребенок имел свидетельства тракториста, водителя
Выбор села как места жительства по окончании учебы.
По итогам опроса среди обучающихся 10-11 классов 47% опрошенных после окончания учебного заведения желают работать в сельской местности.
Анализ профессионального самоопределения и становления выпускников нашей школы с 2010-2015 учебного года показал:
- за этот период обучения школу окончили 60 обучающихся, из них выпускники с высшим образованием – 38%, со средним специальным образованием – 32%. После окончания ВУЗов, ССУЗов в сельской местности работает 31% выпускников.
Вышесказанное свидетельствует о важности включения в содержание школьного образования основ теории и организации предпринимательской деятельности на базе школы. Актуален вопрос и об организации профильной предпринимательской подготовки старшеклассников, выработки у них практических навыков предпринимательской деятельности как важного элемента социальной защиты школьников на рынке труда.
По итогам анкетирования среди обучающихся выявлено следующее:
- желание заниматься предпринимательской деятельностью в селе;
- рост мотивации к профильным предметам;
- выбор села как места жительства по окончании у
Выводы:
Материалы исследований позволяют выделить возможности эффективного педагогического взаимодействия, профильного обучения агрошколы:
- Охват разными формами обучения и воспитания всех обучающихся школы:
- Тесная связь школы со всеми институтами воспитания
- Определяющая роль школы как центра развития села.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате данной работы можно сделать следующие выводы, что основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Многолетняя практика показала, что в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Цель системы образования Республики Саха (Якутия) до 2030 года – становление каждого гражданина республики в качестве субъекта собственной социально значимой деятельности, способного принимать решения в ситуациях выбора, готового взять на себя ответственность.
Проведенное нами исследование по изучениюуспешной социализации личности в условиях сельской школы подтвердило достоверность выдвинутой нами гипотезы и сформулировать следующие выводы:
- Изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы способствовали сущности и понятию процесса социализации старшеклассников в условиях сельской местности.
- При проведении исследования мы учитывали целостность развития личности старшеклассника в контексте его саморазвития, самовоспитания и самосовершенствования. Это и определило нашу методологическую позицию исследования, технологии работы, организационных путей реализации задач педагогической деятельности. Упорядоченные, систематизированные усилия всех участников образовательного процесса, их сплочение в реализации экспериментальной программы позволили добиться значимых результатов в достижении поставленной цели.
- Позитивная динамика социализации выпускников школы стала возможной в результате:
- Организации содержательной и целенаправленной работы, предусматривающей социализацию личности с учетом интересов, потребностей, способностей , а также социо-этнокультурных особенностей самих обучающихся.
Эксперимент доказал не только содержательность проведенной работы со старшеклассниками, но и способствовал осознанию обучающимися серьезности, ответственности, деятельного участия в выборе профессии и жизненных планов.
Такой подход старшеклассников, положительные результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования свидетельствуют о самодостаточности выдвинутых нами условий и правильности поставленной гипотезы в исследовании.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Константинова Александра Николаевна –
заместитель директора по УВР,
Антонова Варвара Дмитриевна –
заместитель директора по производству
Главной идеей Рассолодинской средней общеобразовательной школы является создание единого образовательного пространства, в котором должны взаимодействовать социальные структуры села в интересах повышения качества образования. Педагоги школы понимают, что гармоничное развитие школьника обеспечивается деятельностным образовательным пространством, влияющим на развитие детей в зависимости от вложенных усилий на получение результата обучения в совместном труде с родителями.
Коллектив агрошколы постоянно поддерживает преемственность в трудовом воспитании по возрастной линии усиления и развития: детский сад - начальная школа - среднее звено - старшеклассники.
В селе присутствует положительное отношение родителей к труду детей и поддержка преобладающим большинством их создания хорошей материально-технической базы для школы. Благодаря такому отношению школа имеет опытно-исследовательскую лабораторию, учебно-производственную мастерскую, опытный и производственный участки, теплицу, посевное поле, необходимую прицепную технику.
Учащиеся 7-10 классов работают на прикрепленных участках пашни площадью 1 гектар - морковь, 1 гектар - свекла, учатся выполнять все необходимые агротехнические приемы: прополка сорняков, рыхление междурядий, двухразовое прореживание, подкормка минеральными удобрениями. Педагоги заинтересовывают их в достижении хороших показателей результатов труда, от этого зависит получение премии за качественное перевыполнение планового задания. При этом учитывается развитие экономических, предпринимательских умений и навыков, т. е. определенных сатабыл обобщенного и универсального качества.
Опытно-исследовательская работа ведется ежегодно круглый год в агролабораториях начальных классов, оранжерее школы и пришкольном интернате. В зимней оранжерее школы насчитывается около 60 видов комнатных растений из 28 семейств . Разнообразие видов выращиваемых в оранжерее растений является большим подспорьем на уроках биологии по изучению морфологии, физиологии и систематики растений. Разводимые калифорнийские черви тоже используются на уроках и вызывают у детей живой интерес. Приобретенные на учебно-опытном участке сатабыл способствуют усвоению теоретического материала по биологии и основам агрономии.
Виды деятельности школы: самофинансирование, организация полноценного питания с наименьшей доплатой родителей, пополнение материально-технической базы, перевод школы в режим развития и т.д., соответствуют зову времени. Они помогли сравнительно быстро и легко включиться всему школьному коллективу в производственные, трудовые процессы, которые предполагали:
- восстановление плодородного слоя земли на опытном и производственном участках;
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Образовательные
1 . Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
2. Приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
3 . Закрепление этих знаний на практике.
Воспитательные
1. Формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
3. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Развивающие
1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)
2 . Развитие кругозора учащихся.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
Формы и методы работы
- игровая;
- познавательная;
- краеведческая;
- просмотр презентаций и видеофильмов;
- проектная деятельность;
- встречи с интересными людьми;
- конкурсы;
- посещение библиотек;
- праздники;
- трудовой десант;
- экскурсии
Сформулируйте профессиональную цель и задачи
5 основных типов профессий:
профессии, связанные с с изучением живой и неживой природы,
с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний
растений и животных
(ветеринар, агроном, овощевод, зоотехник, ветврач и т. д. )
профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и накладкой технических устройств,
эксплуатацией технических средств,
ремонтом техники (механик, строитель, электрик и т.д)
профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием,
бытовым обслуживанием, правовой защитой
(учитель, врач, воспитатель, следователь, журналист и т. д. )
человек – знаковая система
профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами,
с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами
(чертежник, корректор, бухгалтер, операторы ЭВМ и т. д. )
человек – художественный образ
профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных произведений
искусства по эскизу, образцу
(писатель, актер, художник, музыкант и т. д. )
Интересы и склонности являются сильным побудительным фактором,
обусловливающим выбор профессии.
ИНТЕРЕСЫ
СКЛОННОСТИ
Развитие интересов
Педагог, учитель (Образование)
Виды ответственности:
- консалтинг;
- разработка учебных курсов;
- предложения по индивидуальным методам обучения;
- создание творческой атмосферы на занятиях;
- подготовка и проведение занятий;
- подготовка учащихся к жизни, их адаптация;
- внедрение новых методов и средств обучения;
- организация встреч со школьниками и родителями;
- развитие индивидуальных способностей;
- адекватная оценка успехов учащихся;
- подготовка и переподготовка по преподаваемым курсам;
- контроль за домашней работой учащихся, результатами их тестирования;
- общение с родителями, учащимися, другими педагогами и руководством;
- участие в конференциях, семинарах.
Описание видов работ: Сегодняшние школьники не только технологически, но и по образу мышления оказываются не адаптированными к бурно развивающимся жестким реалиям жизни. Однако и сами педагоги находятся в такой же ситуации. Поэтому формальная педагогика - педагогика интерпретации школьных учебников, педагогика натаскивания и контроля оказывается непригодной. Сегодня, как никогда ранее, оказывается востребованной способность школьника учиться самому и, прежде всего, тому, что позволяет успешно адаптироваться к реалиям рынка. В условиях крайне недостаточного бюджетного финансирования в России реальное решение подобной задачи возможно только в системе дополнительного развивающего и профессионального обучения на основе инвестиций родителей и организаций-спонсоров. Однако работа в этой системе предъявляет к педагогу качественно иные (в сравнении с традиционным государственным всеобучем) требования: знание реальных требований рынка труда, постоянное изучение и внедрение новых технологий обучения, использование современной компьютерной мультимедийной техники, создание на занятиях атмосферы самомотивации и самообразования. Цель такого педагога — не предмет (физика, география и т.д.), а овладение учащимся современными (универсальными) способами и средствами освоения данного (и любого другого) предметного содержания.
Образование: Университетское педагогическое образование, специальные курсы или самообразование в сфере актуальных технологий обучения и других необходимых областях знания.
Место работы: Государственные и частные школы, курсы, система дополнительного образования.
Возможная карьера:
Педагог может стать методистом, руководителем или сотрудником более высокого ранга в системе образования. Квалифицированные педагоги имеют хорошие перспективы в частном секторе образования.
Тенденции: Во всем мире более 28% выпускников сразу же после школ начинают деловую карьеру. Школы России в лучшем случае готовят к поступлению в вуз, после которого также вряд ли возможна без дополнительной подготовки деловая карьера. Бурное движение страны к рынку, колоссальные изменения на рынке труда требуют качественно иных выпускников школ. А это невозможно сделать без педагога нового типа. Уменьшение рождаемости, появление частного сектора в образовании, развитие домашнего образования, экстерната и т.п. все это создает ситуацию конкуренции в школьном образовании, которая и служит главным стимулом выдвижения и продвижения педагогов и школьных администраторов нового типа.
Основная цель работы агрошколы: создание условий для реализации концептуальных положений, способствующих становлению и воспитанию будущего хозяина земли, отвечающего современному социально - экономическому состоянию сельского социума, придерживающегося традиции сельского образа жизни.
Задачи агрошколы: - Разработать информационно-правовую базу создания и функционирования статуса сельского образовательного учреждения; - Изменить содержание образования в направлении создания оптимальных условий для развития познавательных способностей каждого учащегося через углубленное естественнонаучное содержание и разнообразные формы учебно-познавательной деятельности; - Организовать сотрудничество с учебными и научными заведениями, лабораториями; - Разработать психолого-педагогические условия для обеспечения профессиональной ориентации выпускников на сельскохозяйственные специальности и специальности, востребованные в сельском социуме; - Создать учебно-методическую модель, направленную на формирование гражданского самосознания на основе любви к малой родине, знаний о ее истории, традициях, культуре, уникальности сельского быта; - Разработать условия для формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся, обеспечения их физического и психологического развития в соответствии с возрастными нормами; - Отработать технологии формирования у школьников приемов и форм коммуникации, норм культурного поведения, умения устанавливать деловые контакты, вести себя толерантно с различными категориями населения; - Создать условия для обеспечения социальной защиты выпускников основной и средней ступени школы при их трудоустройстве и поступлении в средние и высшие специальные учебные заведения; - Создать условия для развития личностного потенциала каждого учащегося как основу самоактуализации, профессионального самоопределения и самореализации в сельском социуме.
- Зимняя оранжерея
Учебная деятельность
курсы агротехнологического профиля
Формы учебно-познавательной деятельности
классно-урочная форма
лабораторно-практические занятия
производственная практика
познавательные конкурсы
работа на пришкольном участке
предметные олимпиады
факультативы
Учебно-производственная деятельность
Программы по технологии
Программы по освоению профессии
Социально-культурная деятельность
программы медицинского обслуживания
программы психологического и социально-педагогического сопровождения образовательного процесса.
программы дополнительного образования декоративно-прикладного, художественного, фольклорного творчества
программы домоводства (вязания, шитья, макраме, кулинарии и т.д.)
программы физического воспитания
Научно-исследовательская деятельность
Работа научного общества учащихся
Опытно-экспериментальная работа учащихся
Научно-исследовательская деятельность
Научные учреждения
ЯНИИСХ СО РАН
Ботанический сад ИБПК СО РАН
Учебные
заведения
ЯТЭК г. Якутск
Тюнгюлюнский техлицей
ЯСХТ г. Якутск
Республиканский лицей
ГПТУ-19 г. Якутск
ЯГСХА г. Якутск
Центр немецкой культуры
Департамент охраны природы
Консультационный центр МСХ РС(Я)
Цель: Повышение эффективности воспитания личности и взаимодействия школы с семьями, социумом в условиях агрошколы .
- Задачи:
- Усилить совместную деятельность педагогов с родителями.
- Организовать социальное партнерство местных администраций, общественных организаций, семьи в области социального воспитания и развития личности.
- Создать условия для повышения эффективности деятельности педагогов через активизацию работы школьных методических объединений.
- Активизировать работу органов ученического самоуправления и деятельность детских общественных объединений.
- Усилить работу классных руководителей по гражданскому, правовому, патриотическому и трудовому воспитанию, по формированию культуры здоровья.
- Привитие учащимся основ земледелия и формирование научно-исследовательского мировоззрения.
Содержание воспитательной работы:
- обновление и усиление воспитательной работы совместно с родителями, привлечение родителей, общественности к активному сотрудничеству в развитии личности детей и подростков;
- создание условий для совершенствования деятельности классных руководителей по формированию культуры здоровья;
- организация условий исследовательской деятельности учащихся для развития навыков научного поиска
- развитие личностных основ выбора профессии в условиях создания учебно-трудовой деятельности.
- обеспечение доступности дополнительного образования, досуговой деятельности для всех школьников;
- создание условий для развития ученического самоуправления и детского движения;
- профилактика правонарушений;
- социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.
- Концепция модернизации дополнительного образования РФ до 2010 г.
- Межведомственная программа развития воспитания детей и молодежи в РС(Я) на 2004-2007 г.г.
Проекты, программы:
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БАЗА :
ПЛОЩАДЬ СЕЛЬХОЗ УГОДИЙ – 80,4 ГА
ПАШНИ БЭРБЭКЭЙ – 11,2 ГА,
УЛАХАН ААН – 32,2 ГА,
УЧЕБНО-ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО :
- ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК ( ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ОПЫТНИЧЕСКИЙ УЧАСТОК) (1500 КВ.М)
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
Информация о мероприятиях подготовки и проведения празднования 100-летия образования Якутской АССР
Агротехнологический профиль в школе – воспитание хозяина своей судьбы, родной земли
Сегодня уже стало понятно, что введение агротехнологического профиля позволит учащимся получить определённые трудовые навыки в школе, что поможет в дальнейшем быстрее самореализоваться в самостоятельной жизни, ведь только приобретая профессиональные навыки, молодой человек будет уверен, что он востребован в постоянно меняющихся современных условиях.
Тему 3-го модуля по инновациям и научному сопровождению деятельности агрошкол, организации проектной и исследовательской деятельности школьников в агрошколе представили Л.Б.Тен (МО РС(Я), А.И.Новгородова (ИРОиПК). В раскрытии содержания данного модуля особо следует отметить выступление А.В.Чугунова, д.с/х.н., профессора ЯГСХА, академика АН РС(Я), о задачах агропрофилированных школ по совершенствованию учебного процесса и научно-исследовательской работы обучающихся. Афанасий Васильевич, акцентируя внимание слушателей на реальные факты из жизни сельской школы, подчеркнул, во-первых, преимущества агротехнологических щкол в воспитании чувства хозяина родной земли, психилогическом и физическом развитии школьников. Во-вторых, подчеркнул, что в совершенствовании учебного процесса важную роль играет наличие учебно-исследовательских лабораторий в связи с природой как основы основ сельского хозяйства, ибо вся деятельность специалиста сельского хозяйства любого профиля должна строиться с учетом возможных нежелательных воздействий сельскохозяйственного производства на окружающую среду. В-третьих, сегодня важно включение агрокомпонентов в образование по всем предметам. В-четвертых, подчеркнул, что важно не количество агрошкол, а качество. Как отрицательный момент отметил отсутствие учебного пособия, УМК по агротехнологическому профилю, потому сегодня стоит проблема: когда, кого, как учить? Как один из важных моментов Афанасий Васильевич подчеркнул, что в агротехнологических школах должны обучать специалисты сельского хозяйства: ветеринары, агрономы, инженеры и т.д., которые должны пройти переподготовку по педагогике. Далее, акцентировал внимание директоров на то, что при поступлении в ЯГСХА требуется сдача ЕГЕ по математике профильного уровня, а не базового.
среды для развития предпринимательства школьников выступил Н.С.Жирков, исполнительный директор Союза агрошкол РС(Я), Г.И.Адамов (ИРОиПК) – о роли и места образовательной среды в воспитании нового хозяина земли, ибо известно, что земля является единственным источником богатства, и лишь сельское хозяйство способно его приумножать.
Г.И.Алексеева, д.п.н., директор ИРОиПК отметила, что данные курсы проводятся по инициативе Министерства образования РС (Я) именно для директоров агрошкол с целью оказания научно-теоретической и практической помощи. Далее, Галина Ивановна отметила, что основное внимание акцентировано на образовательные программы, и это не случайно, т.к. идет процесс введения ФГОС, финансирование предусмотрено по программам каждой школы.
П.П.Кондратьев, к.п.н., один из основателей агрошкол в республике, рассказал о том, как в 60-70-е годы начиналиработу в Диринской агрошколе (Чурапча). Петр Петрович отметил, что сегодня взгляд на агрошколу другой, он направлен на формирование компетенций и т.д.
Следует отметить, и активное участие директоров агрошкол Чурапчинского, Верхневилюйского, Горного, Кобяйского и других улусов в обсуждении заданной темы, которые поделились опытом работы на местах, отметили наболевшие вопросы в организации образовательной деятельности агрошкол: о переквалификации и зарплате мастеров производственного обучения, о строительстве автодрома и животноводческого комплекса, о включении агрокомпонентов в образовательные предметы и разработке компетенций по каждому направлению (фермер, предприниматель…). Также отметили, что при выдаче лицензии и оформлении документов школы как агротехнологического профиля следует обращать внимание на реальную картину, а не решать рейтинг школы по отчету на бумаге, притом каждая агрошкола должна иметь свой Устав, а МТБ должна соответствовать всем современным требованиям и т.д.
Л.М.Коколова, д.вет.н., зав.лабораторией ЯНИИСХ, поделилась опытом работы ученых-аграрников с детьми в Малой сельхозакадемии, с агрошколами, к сожалению, отметила Людмила Михайловна, сегодня это направление желает лучшего, активности. В конце своего выступления Людмила Михайловна внесла предложение: Форум юных исследователей, проводимый на базе Тулагинской СОШ, НПК по интеллектуальному потенциалу детей проводить при поддержке МО, чтобы они вошли в мероприятия МО по агротехнологическому профилю.
Все участники круглого стола и курсов повышения квалификации выразили слова благодарности организаторам мероприятия за актуальность и своевременность проведенного мероприятия.
Материалы подготовила М.Старостина, специалист отдела по связям с общественностью ИРОиПК
Читайте также: