Викторина по профориентации в школе

Обновлено: 08.07.2024

Подготовил: педагог – психолог МБОУ Вишневский УВК Паламарчук А.С.

Цель: расширить представления учащихся об огромном и многообразном мире профессий.

Задачи:

- закрепление знаний в рамках элективного курса по профориентации;

- развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе;

- формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях.

Участники : команды учащиеся 9, 10, 11 классов.

Наглядный материал, оборудование: ноутбук, проектор, карточки с заданиями, цветные таблички для команд, ручки

Форма проведения: познавательно – развлекательное занятие.

Ход проведения.

Команда 9 класса

а) переворачиватели пингвинов;

б) профессиональный ныряльщик со скал;

в) живой манекен;

д) конструктивный читатель.

Команда 10 класса

а) телевизионный смотритель;

б) исследователь панд;

в) шоколадный инженер;

г) автор предсказаний для китайского печенья;

д) дегустатор чая.

Команда 11 класса

а) испытатель роскошных постельных и спальных принадлежностей;

б) ныряльщик за жемчугом;

в) дизайнер спичечного коробка;

г) продавцы слез;

д) менеджер экзотического острова.

Правильные ответы: конструктивный читатель, телевизионный смотритель, дизайнер спичечного коробка.

Ребята, в следующем конкурсе вашей задачей является отгадать профессии, зашифрованные в картинках. Цена каждого правильного ответа – 1 балл.

Правильные ответы: почтальон (курьер), журналист, стюардесса, архитектор.

Ребята, каждый год появляются все больше и больше разнообразных профессий. Потребности людей растут, делаются новые открытия. И неизвестно как будет выглядеть рынок профессий через десяток лет.

Ваша задача в данном конкурсе состоит в том, чтобы придумать профессию будущего, чем этот специалист будет заниматься, что он будет обязан знать, чтобы добросовестно выполнять свою работу.

Максимальный бал за этот конкурс – 5 баллов.

В следующем конкурсе вам предстоит отвечать на вопросы. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.

- В Германии эти сезонные рабочие должны иметь рост не менее 180 сантиметров, бас и бороду. Спецо­дежда им выдается бесплатно. Какого она цвета?

Ответ: крас­ного. Это Санта-Клаусы.

- Человека, какой профессии романтично называют дирижером неба?

Ответ: авиадиспетчеры.

- Не только тайный, но и рекламный. Кто это?

Ответ: агент.

- Как в средневековой Японии называли професси­ональных шпионов, скрытно выполнявших сложное зада­ние?

Ответ: ниндзя.

Ответ: космонавт.

Ответ: ани­матор – кинематографист, работающий в мультипликации.

- Архивариус – это профессия или имя греческого бога?

Ответ: профессия.

Логические задачи многие компании взяли их на вооружение и используют на собеседованиях. Например задача про конфеты M&M's (Как делают конфеты M&M's?) была придумана примерно в 1990 году Джоном Сполски, занимавшимся в Microsoft рaзрaботкой электронных тaблиц Excel и считается одной из самых сложных. Ее сочли слишком трудной даже коллеги Сполски, когда тот рассказал им о своей идее, пишет Пaундстоун.

Процесс производства M&M's, конфет, которые выпускает компания Mars, подобен тому, который используют для шлифовки драгоценных камней: сердцевины конфет отливаются в специальных формах, затем их помещают во вращающийся барабан. Пока конфеты находятся в барабане, на них напыляют сахарную глазурь. Так как конфеты постоянно находятся в движении, они не слипаются и становятся идеально-гладкими.

Более простую логическую задачу, которую так же использую при собеседовании я предлагаю решить вам.

Задача: один человек живет на 13-м этаже, но на лифте поднимается до 12-го, далее идет пешком. Когда спускается лифтом, то с 13-го. Почему?

Ответ: человек — ребенок, или же человек маленького роста. До кнопки 13 он просто не дотягивается.

Сейчас я буду перечислять профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности.

Примеры: психолог (педагог – психолог, инженер-психолог), дизайнер (web-дизайнер, дизайнер одежды), учитель (учитель географии, учитель истории).


Материалы, использованные при подготовке к уроку :

- Тюшев Ю. – Выбор профессии: тренинг для подростков;

- Грецов А., Бедарева Т. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников.

Данная викторина проводится как внеклассное мероприятие по профориентации.

ВложениеРазмер
viktorina_mir_professiy.docx 23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Активизация процесса профессионального самоопределения, расширение представлений о мире профессий.

1. формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему;

2. информирование воспитанников об особенностях выбора профессии.

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из главных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт “тон” всему дальнейшему профессиональному пути. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Данную викторину предлагаю провести как внеклассное мероприятие по профориентации.

- Карточки с заданиями для команд, карточки со словами: компьютер, деньги, лень, отпуск, родители, друзья, каникулы, лето, профессия, рыбалка, день, школа;

-табло с цветными кругами, 2 дротика;

-карточки со словами: хочу, могу, надо.

Участники викторины : ведущий, жюри, команды (по 5 человек). Жюри за каждый правильный ответ ставят 1 балл. Подсчитывается общее количество баллов, побеждает команда, набравшая максимальное количество баллов

I. Организационный момент

У меня растут года,

Будет мне семнадцать,

Где работать мне тогда?

  • Приветствие. Участники называют свое имя и профессию на первую букву своего имени (создание позитивного настроя на занятие).
  • Участники делятся на две команды, выбирают капитана команды.
  • Утверждение состава жюри.
  • Объяснение правил игры.
  • Слово капитанам команд (“Защита названия команды”).

II. Основная часть

Мы начинаем профориентационную викторину “В мире профессий”.

(Подводится подсчет баллов. Озвучиваются результаты 1 задания)

Командам предлагается одна профессия (например, врач, парикмахер, шофер, официант). Каждая команда должна прорекламировать выбранную профессию. Время на подготовку 3 минуты. Жюри присваивает баллы от 1 до 5 за наиболее удачную презентацию профессии.

(Озвучиваются результаты 2 задания)

От каждой команды выдвигается 1 человек для следующего задания. Ему необходимо придумать небольшое стихотворение или рассказ используя следующие слова: компьютер, деньги, лень, отпуск, родители, друзья, каникулы, лето, профессия, рыбалка, день, школа. Жюри присваивает баллы от 1 до 5 за самое оригинальное стихотворение или рассказ о профессии.

(Озвучиваются результаты 3 задания)

Командам нужно совместными усилиями составить резюме от имени Петрова Ивана Сергеевича, о приеме на работу в нашу школу кочегаром. Пока команды готовятся к ответу, проведем конкурс болельщиков:

1. Он финансовый факир, В банк к себе вас ждёт … (банкир)

2. Расчёт зарплаты – знать пора – Проводят в срок … (бухгалтера)

3. От вирусов злобных компьютер наш чист: Программы и файлы спас … (программист)

4. Спрятан здесь вопрос такой: Доктор с ниткой и иглой

Как зовётся? Вспоминай И быстрей ответ давай. (хирург)

5. Как воздушная принцесса

В форме лётной … (стюардесса)

6. Вот уж мал костюмчик мой, Новый мне сошьёт ….. (портной)

7. Лесов строительных он житель, Возводит нам дома … (строитель)

8. Под оркестр поёт наш хор,

9. Кто по адресу любому

Подвезёт вас прямо к дому

На авто зеленоглазом? Отвечайте, дети, сразу! (таксист)

10. Натянутый холст, краски, треножник-

Пишет с натуры картину … (художник)

11. С сумкой тяжёлой обходит район, Письма нам в ящик кладёт … (почтальон).

(Озвучиваются результаты 4 задания)

Капитаны команд по очереди выходят к доске и дротиком попадают, в какой либо круг. Каждый круг обозначает профессию. Ведущий задает вопросы знатокам профессий.






1. Работает с бумагами, цифрами;

2. В конце месяца составляет отчет;

4. Он считает зарплату;

5. Приход, расход – его любимые слова.

1. Профессия связана с животными;

3. Им был Айболит;

4. В городе существуют лечебницы, где они работают;

1. Он работает с техникой;

2. Всегда в движении;

3. Он видит разные населенные пункты;

5. Любит крутить баранку.

1. Любит сочинять и описывать истории;

2. Он автор небольших произведений;

3. Иногда приходиться работать в горящих точках;

4. То же, что и корреспондент;

5. Сотрудник газеты, журнала .

1. Обычно крепкого телосложения;

2. Исполняет обязанности на границе предприятия;

3. Им иногда выдают оружие;

4. Их услугами пользуются почти все организации;

5. Они отвечают за сохранность имущества

1. Они участвуют в боевых действиях;

2. Бывают наемные и призывные;

3. Суворов имел эту профессию;

4. То же, что и солдат;

5. Служат в военном городке.

Электрик. 1. Он работает с проводами;

2. Его профессия опасна;

3. Знает где 220, а где 380;

4. Он есть и в школе;

5. Если у Вас погас свет, обращайтесь к нему.

(Озвучиваются результаты 5 задания)

- Что нужно делать, чтобы получить профессию? Зачеркните не нужное.

( Командам раздаются листы с напечатанными на них высказываниями, то, что они считают не правильным – зачеркивают).

1. Получить аттестат об образовании.

2. Поучиться в вечерней школе.

3. Поступить в училище по выбранной специальности.

4. Посещать училище по настроению.

5. Окончить училище и получить специальность.

6. Проходить практику по специальности.

7. Не посещать практические занятия, хватит и теории.

III. Слово жюри (подводятся итоги, благодарят участников за работу).

Вед: Выбор профессии является важным моментом в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни.… При выборе профессии следует учитывать желание, интересы, склонности - все это мы обозначим словом "хочу" (показ карточки). Обязательно нужно обратить внимание на возможности личности, т.е. знание, способности, психологические особенности, особенности здоровья - это мы выразим словом "могу". А также необходимо учитывать запросы рынка труда, потребность в кадрах "надо".

- Дорогие ребята! При выборе профессии не забывайте эти слова: “хочу”, “могу”, “надо”.

V. Обратная связь участников группы :

1. Что для вас было сегодня полезным?

2. Что вы узнали нового?

Счастливого пути! В мир профессий!

1. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1990.

2. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. – М., 2001г.

3. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Воронеж, 2003г.

4. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, - М. 2005г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий профориентационной игры "В мире профессий"

Сценарий и мультимедийная презентация профориентационной игры "В мире профессий" . Данная разработка может быть полезна всем специалистам, занимающимся профориентационной работой в учр.


Урок-викторина "В мире профессий"


Пояснительная записка Данная авторизованная программа профориентационного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования «Програм.

Викторина "В мире профессий"

Целевые установки: закрепить знания о разных профессиях, формировать представления о важности и значимости всех профессий, воспитывать уважение к людям труда, их деятельности и ее результатам.


Внеклассное мероприятие по трудовому обучению: викторина "В мире профессий"

Мероприятие в рамках "Недели труда".


Профориентационная викторина "В мире профессий"

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем, о том, кем он желает стать, о своей будущей трудовой деятельности. Вопрос о поиске, выборе профессии является .


Рабочая программа внеурочного профориентационного курса "В мире профессий"

Рабачая программа может быть использована педагогом для проведения внеурочных занятий и классных часов по профориентации в 5 - 7 классах (с целью ознакомления с различными профессиями).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ игра Парад профессий- 9-11 кл и педагоги.doc

Парад профессий

(познавательная игра для учащихся 9-11 классов и учителей)

Цель: расширить представления учащихся об огромном и многообразном мире профессий.

Четыре команды по 7 человек: команды учащихся 9,10,11 кл. и учителей. Если не смогут ответить команды, то шанс получить жетон есть у зрителей.

За каждый правильный ответ –1 балл.

1. Анаграммы-профессионалы

Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий. (на доске)

РВАЧ = В - - - (мед.работник)

СОПЛО = П – - - - (дипломатический представитель)

ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)

ДЕКОР = Д - - - - (портовый рабочий)

ФИАКР = Ф - - - - (волшебная цирковая профессия)

КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)

АЛЬКОВ = К - - - - - (мастер ручной ковки)

АВДОТКА = А - - - - - - (юридическая профессия)

СТАРИНА = С - - - - - - (младший мед. работник)

ТРАВИНКА = А - - - - - - - (продавец старины)

КРЕДИТОР = Д- - - - - - - (руководитель предприятия)

ТОМАТ + ГОЛОС = С - - - - - - - - - (зубной врач)

БАНЩИК + РАБА = Б- - - - - - - - - (ударная профессия)

РИСК + ПАЧКА = С - - - - - - - - (женщина-музыкант)

АД +МИНИСТР + РОТА = А (руководящее должностное лицо)

2. Омонимы – профессионалы

Задание: отгадать слова, имеющие два значения, одно из которых – название профессии. Кто быстрее поднимет сигнал готовности – тот первым и отвечает.

Не только аварийная машина, но и уборщица в учреждении. (Техничка)

Не только бытовой прибор для обработки паркетных полов, но и работник, занимающийся натиркой таких полов. (Полотёр)

Не только вещество, хорошо проводящее эл.ток, пропускающее через себя звук и теплоту, но и железнодорожный служащий, сопровождающий вагон. (Проводник)

не только справочник о каком-либо историческом месте, музее, но и прежнее устаревшее название гида. (Путеводитель)

Не только человек, прислуживающий игрокам на бильярде и ведущий счёт, но и цветной фломастер для нанесения отметок в тексте. (Маркер)

Не только передовой работник, добивающийся высоких результатов в труде, но и музыкант, играющий на ударном инструменте. (Ударник)

Не только сто рублей, но и придворный чин на Руси до 17 века. (Стольник)

Не только многолетняя медоносная трава семейства розоцветных, но и торговец мукой и зерном в прежнее время. (Лабазник)

Не только плоский чемоданчик для бумаг и книг, но и специалист в области внешних отношений. (Дипломат)

Не только детская игра, включающая в себя набор деталей, но и работник, занимающийся разработкой новых устройств и изделий. (Конструктор)

Не только консервирование в солёном растворе, но и дипломатический представитель высшего ранга. (Посол)

Не только линия, дающая наглядное представление о характере изменения математической функции, но и художник, рисующий карандашом и тушью. (График)

Не только один из двух стеклоочистителей автомобиля, но и профессионал, отвечающий за порядок и чистоту во дворе и на улице. (Дворник)

Не только учёный-физик, но и специалист, занимающийся наблюдением за работой машин. (Механик)

Не только литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений, но и специалист по раскрытию уголовных преступлений. (Детектив)

3. Профессии- синонимы.

Задание: назвать иначе представителей предложенных ниже профессий. Команды поочерёдно друг за другом выполняют задание (на раздумывание времени не даётся)

Педагог - …(учитель, преподаватель),

Врач - …(лекарь, доктор),

Стоматолог - …(дантист, зубной врач),

Портной, портниха - …(швец, швея),

Фокусник -…(иллюзионист, факир),

Задание: вам необходимо на прочитанные утверждения либо согласиться, либо нет.

1. Она - балерина, он – балерун. (Нет, танцовщик).

2. Она – стюардесса, он – стюардесс. (Нет, стюард).

3. Она – конькобежка, он – конькобегун. (Нет, конькобежец).

4. Она – доярка, он – подойник. (Нет, дояр).

5. Она – швея, он – швец. (Да, это устаревшее, сейчас – портной).

6. Она – медсестра, он – медбрат. (Да).

7. Он – профессор, она – профессура. (Нет, она тоже профессор).

8. Он – кузнец, она – кузница. (Нет, тоже кузнец).

9. Он- певец, она – певица. (Да)

10. Он – водолаз, она – водолазка. (Нет, тоже водолаз. Водолазка – свитер с высоким воротом).

11. Он – истопник, она – истопница. (Нет, истопница).

12. Он – рыбак, она – рыбачка. (Да).

13. Он- моряк, она – морячка. (Да).

14. Он – матрос, она – матроска. (Нет, тоже матрос).

15. ОН – лифтёр, она – лифтёрша. (Да).

16. Он – штукатур, она – штукатурка. (Нет).

17. Он – каменщик, она – каменка. (Нет, каменщик).

18. Он – гимнаст, она – гимнастёрка. (Нет, гимнастка).

19. Он – мельник, она – мельница. (Нет, мельник).

20. Он – музыковед, она – музыковедьма. (Нет, музыковед).

5. ПРОФИ-ТЕСТ.

Задание: поднять карточку с номером правильного ответа.

1. Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремёсла?

- Джанни Родари;

2. Кто на съёмках кинофильма вместо актёра прыгает из окна третьего этажа дома?

3. Где работают крупье?

4. Где работает брокер?

5. Представители какой профессии в давние времена заменяли врачей?

6. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациентов?

- анестезиолог;

7. Кто надевает во время работы самый дорогой в мире костюм?

- космонавт. (цена – около 9 миллионов долларов)

9. Кто из перечисленных лиц не работает в худ.музее?

- ресторатор. (занимается ресторанным бизнесом).

10. Что делает визажист?

11. Кто такой статист?

- специалист по статистике;

- человек со статной фигурой;

- автор газетных и журнальных статей;

- актёр, исполняющий второстепенные роли.

12. Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?

- конферансье;

6. ПРОФИ-ВИКТОРИНА (с залом)

Задание: По очереди команды отгадывают вопросы-загадки.

1. Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)

2. Как звали первую женщину – лётчицу? (Баба-Яга)

3. Кого и жарким летом можно увидеть на катке? (асфальтоукладчика)

4. Кто на работе играет и получает за это зарплату, а не выговор? (актёр, музыкант)

5. Архивариус – это имя бога или профессия? (профессия – кладовщик документов)

8. Что изучает селенолог – химический элемент селен и его соединения или Луну? (Луну)

9. Этот великий россиянин освоил более 15 профессий. (Пётр Первый)

10. Кто обслуживает корову и ЭВМ? (оператор)

11.Как называют и парфюмера, составляющего духи, и человека, сочиняющего музыку? (композитор)

12.Как иначе называют коллегу по работе? (сослуживец)

13. Без чего не могут обойтись охотники, математики и барабанщики? (без дроби)

16. Назови орудие труда оперного певца. (голос)

17. Что делает вокалист? (поёт0

18.Как в прошлом называли слугу в трактире – половой или посудный? (половой)

20. Степлер – это человек, танцующий чечётку или канцелярская принадлежность? (канц.принадлежность)

- Подсчитаем жетоны. Выявим команду-знатока по профессиям. Среди зрителей определим лучшего знатока.

Автор: Маслова Лилия Николаевна, учитель химии, ГУО "Средняя школа №7 г. Витебска"
Представленный сценарий внеклассного мероприятия по химии можно использовать для учащихся 9-11 классов в рамках недели химии, недели профориентации, как сценарий классного часа.



Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: способствовать расширению представлений воспитанников по основам выбора профессии; поддерживать интерес к выбору профессии.

Материалы и оборудование: презентация, жетоны, конфеты (за индивидуальные ответы), карточки с пословицами, разрезанная картинка дома, карточки с названиями профессий, картинки.

Не профессия выбирает человека, а человек профессию.
Сократ

Друзья, берегите минуту и час
Любого из школьных дней!
Пусть станет профессором каждый из вас
В профессии нужной своей.
М. Раскатов

Ход мероприятия

Профессия - это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается один раз и на всю жизнь. Но как бывает тяжело выбирать! Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом. Вот поэтому уже сейчас вам нужно готовиться к серьезному выбору. А что вы знаете о профессиях, мы сегодня и узнаем.

Профессий много на планете,

Но выбрать вы должны лишь ту,

Что всех дороже вам на свете,

Чтоб посвятить себя труду.

Класс делится на 2 команды. Также можно зарабатывать индивидуальные жетоны, например, отвечая на дополнительные вопросы ведущего.

Психолог читает начало предложения, дети заканчивают в рифму, добавляя слово - название профессии. Каждая правильно названная профессия оценивается в один жетон.

В школе учит нас …(учитель),

А дворец возвёл …(строитель),

Вам лекарство даст … (аптекарь),

Почитать …(библиотекарь),

Булку испечёт вам … (пекарь),

Сварит снадобье вам … (лекарь),

Привезёт домой … (шофёр),

В школе у дверей … (вахтёр),

Вам укол назначит… (врач),

Скрипку в руки взял… (скрипач),

Снимок сделает … (фотограф),

И оставит вам автограф,

В космос мчится …(космонавт)

Или смелый … (астронавт).

Самолётом правит…(лётчик),

Трактор водит… (тракторист),

Электричку – … (машинист),

Стены выкрасил … (маляр),

Доску выстругал… (столяр),

В шахте трудится … (шахтёр),

В доме свет провёл… (монтёр),

В жаркой кузнице – … (кузнец),

Кто всё знает – молодец!

Готов поделиться мечтою своею,

Строителем хочется стать поскорее.

Дома и дворцы научусь возводить

И школы, куда будут дети ходить.

Викторина. Команды отвечают на вопросы по очереди. За каждый правильный ответ дается один жетон. Если команда затрудняется или отвечает неправильно, право ответа переходит к другой команде.

Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)

Кто погружается в работу с головой? (водолаз)

Кто работает со вкусом? (дегустатор – с латинского «отведыватель)

Кто на работе витает в облаках? (пилот)

Кто работает играючи? (актер, музыкант)

Кто живет припеваючи? (певец)

Врач, который видит пациента насквозь (рентгенолог)

Кто выносит сор из избы? (уборщица)

Профессионал, набивающий цену молотком (аукционист)

Кто дареному коню в зубы смотрит? (ветеринар)

Самый сладкий мастер (кондитер)

Молотобоец в белом халате (невропатолог)

Реаниматор машины (автомеханик)

Профессиональный подсказчик (суфлер)

Главнокомандующий на съемочной площадке (режиссер)

Дирижер банкета (тамада)

Повар дальнего плавания (кок)

Сидит дед, в сто шуб одет, кто мимо пробегает, у того он шубу отбирает (гардеробщик)

Какого профессионала можно найти в пачке? (балерина)

Не только тайный, но и рекламный (агент)

Невесомый профессионал (космонавт)

Гид книжной страны (библиотекарь)

В работе каких специалистов каждый день происходят перемены? (учитель)

Задание. Составить из разрезанной на части картинки рисунок дома. Правильно выполненное задание оценивается в три жетона. Еще один жетон дается за скорость той команде, которая выполнила задание первой.

Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришел на помощь заболевшим жителям Африки (доктор)

Профессия коротышки из Цветочного города по имени Тюбик (художник)

Какой профессии научились три поросенка, когда строили свои домики? (строитель)

Профессия коротышки Пилюлькина из Цветочного города (врач)

Профессия дяди Степы из стихотворения С.В. Михалкова (милиционер)

Кто спас Красную Шапочку? (охотники)

Кем стали животные из Бремена – осел, собака, кот и петух? (музыканты)

Не молот железо кует, а (кузнец) молотом бьет.

Без топора не плотник, без иглы – не (портной).

Каков (тракторист), таков и трактор.

Длинная нитка – ленивая (швея).

Умелый (охотник) зря стрелу не выпустит.

(Рыбака) сеть кормит.

У (врача) лечись, у умного учись.

Каков (строитель), такова и обитель.

Плох (пастух), который к волчьему вою глух.

Хорош (садовник), хорош и крыжовник.

Учитель (учебник, глобус, мел)

Врач (стетоскоп, термометр, лекарство)

Ученый (колба, пробирка, микроскоп)

Повар (кастрюля, поварешка, набор специй)

Парикмахер (ножницы, фен, лак для волос)

Швея (игла, сантиметр, нитки)

Строитель (мастерок, уровень, молоток)

Музыкант (ноты, гитара, микрофон)

Рыбак (удочка, поплавок, крючок)

Художник (палитра, мольберт, кисть)

1. Она - балерина, он – балерун. (Нет, танцовщик).

2. Она – стюардесса, он – стюардесс. (Нет, стюард).

3. Она – конькобежка, он – конькобегун. (Нет, конькобежец).

4. Она – доярка, он – подойник. (Нет, дояр).

5. Она – швея, он – швец. (Да, это устаревшее, сейчас – портной).

6. Она – медсестра, он – медбрат. (Да).

7. Он – профессор, она – профессура. (Нет, она тоже профессор).

8. Он – кузнец, она – кузница. (Нет, тоже кузнец).

9. Он- певец, она – певица. (Да)

10. Он – водолаз, она – водолазка. (Нет, тоже водолаз. Водолазка – свитер с высоким воротом).

11. Он – рыбак, она – рыбачка. (Да).

13. Он- моряк, она – морячка. (Да).

14. Он – матрос, она – матроска. (Нет, тоже матрос).

15. ОН – лифтёр, она – лифтёрша. (Да).

16. Он – штукатур, она – штукатурка. (Нет).

17. Он – каменщик, она – каменка. (Нет, каменщик).

18. Он – гимнаст, она – гимнастёрка. (Нет, гимнастка).

19. Он – мельник, она – мельница. (Нет, мельник).

20. Он – музыковед, она – музыковедьма. (Нет, музыковед).

Задание. Ответить на вопрос, выбрав правильный вариант ответа из трех предложенных. Если команда ответила неправильно, другая команда может попытаться дать свой ответ. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Какой писатель познакомил детей всего мира с тем, чем пахнут ремесла?

Б) Сергей Михалков

В) Джанни Родари

Где работает брокер?

За чем обращаются к флористу?

А) за лекарствами

Б) за цветами

В) за морепродуктами

Представители какой профессии в Средние века успешно заменяли врачей?

Где работает крупье?

Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?

В) культуролог

С представителем какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?

А) трубочист

Кто погружает в глубокий сон пациента перед операцией?

В) анестезиолог

А) Кто успел, тот и съел

Б) И волки сыты, и овцы целы

В) Без труда не вытянешь и рыбку из пруда

Кто кого, согласно русской пословице, видит издалека?

А) рыбак рыбака

Б) астроном астронома

В) охотник охотника

Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?

Кто осуществляет в суде защиту подсудимого?

Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?

Б) конферансье

Что делает визажист?

Б) пластические операции

Назовите фольклорного погонщика телят.

Кем, согласно пословице, является человек для своего счастья?

Как называется специалист по монтажу в кинематографии?

Кто должен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?

1. Как в феодальной Руси 10-18 вв. назывались крупные купцы, которые вели межгородскую и зарубежную торговлю?

2. Кто на службе средневекового русского князя ведал пчеловодством и мёдоварением?

г) Конюший.
3. Чем или кем при российском дворе заведовал шталмейстер?

а) Царскими покоями;

б) Царской псарней;
в) Царскими конюшнями;

г) Дворцовыми слугами.
4. Кто заведовал в помещичье время всей псовой охотой?
а) Ловчий;

б) Доезжачий;
в) Выжлятник;

г) Борзовщик.
5. Как назывались торговцы всякими мелочами, сопровождавшие войска в дальние походы?

а) Маркитанты;

б) Военторговцы;
в) Коммивояжёры;

г) Мародёры.
6. Для мастеров-ложкарей подмастерья заготовляли деревянные чурки под будущие ложки. Процесс назывался именно так. Как?

б) Бить баклуши;
в) Тянуть канитель;

7. Как в России до революции назывались сословные объединения купцов?
а) Гильдии;

б) Лицеист;
в) Лицедей;

г) Обличитель.
10. Кому раньше помогали ретушёры?
а) Пожарным;

б) Композиторам;
в) Фотографам;

Подведение итогов викторины. Награждение команд.

Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!

И все портные в городе
За ним ушли б домой!
Ходили блюди голые
По улице зимой.

Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
- Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!

Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой!

Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофер:
- Возить людей не хочется!
И выключил мотор.

Троллейбусы, автобусы
Засыпало б снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком!

Сказал учитель в школе бы:
- Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!

Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучеными
До старости росли.

Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда.

И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придет наутро в класс
И пекари старательно
Хлеб испекут для вас.

Любое дело выполнят,
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.

Мы все семьею дружною
В одной стране живем
И каждый честно трудится
На месте на своем!

Читайте также: