Здоровьеформирующая среда в школе

Обновлено: 04.07.2024

1 Здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе школы

2 Педагогическая помощь ученику в поиске его уникального жизненного предназначения – задача школы 21 века Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также является одной из характеристик национальной безопасности.

3 Введение новых образовательных стандартов второго поколения для начальной школы. Любые изменения в образовательной политике государства в школе, связаны с очень серьезными здоровьезатратами как учащихся, так и педагогического коллектива. 40% педагогов по данным НИИ ИСРОО не готовы к реализации Программы (отсутствуют программы переходного периода на новые стандарты второго поколения, подготовка кадров на низком уровне, не адаптирована критериальная база на уровне ОУ, нет серьезных изменений в содержании образования, новых учебников и многие учителя не владеют методиками объективного контроля, идеологией управления учебным процессом, не умеют работать на конечный результат, часть учителей психологически не готова к новым переменам).

4 Системные изменения в школьной модели оздоровления Нормативно- правовая база Проекты Повышение квалификации Диагностическая и критериальная системы Модель укрепления и развития здоровья школьника Здоровье- сбережение Здоровье- формирование Отдельная система Дидактическая единица в образовательных программах Стандартизированные критерии и измерители Не стандартизированн ые критерии и измерители Учитель-родитель-ученик Саморегуляция самовосстановление

5 Здоровьеформирующее образование характеризуется процессуальными и ресурсными изменениями. Процессуальные изменения затрагивают все, что связано с организацией образовательного здоровьесберегающего процесса Здоровьеформирующее образование Обучение культуре здоровья Профилактическая деятельность образовательных учреждений Здоровьеформирующие технологии в деятельности образоватедьных учреждений Результат здоровьеформирующего образования: Целостная гармоническая личность с высоким уровнем духовно-нравственной, физической,интелллектуальной культуры, конкуррентноспособная и легко адаптирующаяся к изменениям в социокультурной среде

6 Здоровье развивающие технологии Здоровье формирующие технологии Позиция учителя активная Позиция ученика активная Позиция учителя пассивная Позиция ученика активная Здоровье сберегающие технологии Позиция учителя активная Позиция ученика пассивная Различение позиций учителя и ученика при реализации различных технологий здоровья

7 пп Здоровьесберегающие технологииЗдоровьеформирующие технологии 1ЗУНыСЛИПы 2Пассивная позицияАктивная позиция 3Использование готовых маршрутов здоровья и условий здоровьесберегающий среды Формирование собственных стратегий оздоровительных маршрутов, изменение условий окружающей среды по вектору здоровьеформирования. 4Использует знания по готовым алгоритмам в разных жизненных ситуациях Осознанно формирует стратегию поведения в разных жизненных ситуациях 5Используют механизмы саморегуляции и самовосстановления общего характера, без учета своих индивидуальных особенностей развития интеллектуальной, социальной, физической и нравственных сфер. Использует знания механизмов саморегуляции и самовосстановления на основе глубокого знания своих индивидуальных особенностей развития интеллектуальной, социальной, физической и нравственных сфер. 6Формирует свою систему ценностей, с учетом ценностей здоровья. Формируется приоритетность ценностей здоровья, над остальными жизненными ценностями Сравнительные характеристики здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий

9 Сохранение и укрепление здоровья обучающихся представляет собой сложную проблему, решение которой зависит не только от: состояния самих обучающихся; объема и структуры учебного материала; применяемых технологий обучения; но также от: соблюдения периодичности в организации циклов деятельности; устранения имеющихся точек сбоя; пополнения запасов энергии обучающихся; усиления их учебных возможностей, и т.д.

10 Здоровьеформирующее образование – это педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у субъектов позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимого условия жизнеспособности.

11 В образовательной практике – это может проявляться в формировании у субъектов педагогического процесса: способности к позитивному саморазвитию в различных жизненных обстоятельствах, уверенности в себе, развитию чувства компетентности и собственной ценности; мотивации укрепления здоровья, посредством установки на ценность собственного здоровья; приобретения знаний о своем здоровье; овладения способами, охраняющими и умножающими здоровье; умения применять формы накопления здоровья к особенностям своего организма; культуры здоровья, направленной на ответственное отношение как к своему, так и здоровью окружающих, на стремление сохранить и приумножить свой природный потенциал, гармонизацию личности, готовность поддержать свое душевное равновесие и окружающих, способность воспринимать и создавать прекрасное.

12 К основным принципам здоровьеформирующего образования относится: Системность. Здоровье является целостным многомерным понятием. На состояние здоровья оказывают влияние биологические, психологические и социальные факторы. Формирование концепций здоровья должно быть на основе взаимообусловленного сочетания медико-биологического знания и ориентации человека как субъекта деятельности. Превентивность. Задача педагогической науки – создать превентивную педагогику, которая смогла бы предупреждать возможности педагогических отклонений и находить средства их устранения. Сущность принципа превентивности состоит в изучении причин, факторов, закономерностей отклоняющегося поведения детей и молодежи; применении методов его предупреждения и коррекции; формировании установок здорового образа жизни.

14 Социокультурная направленность личности. Показателями социокультурной направленности личности являются: конкретизация жизненных целей; самоидентификация; коммуникативные умения инавыки; отношение к культурным нормам; самосохранительное поведение, которое играет важную роль в формировании позитивного отношения индивида к здоровому образу жизни. Под принципом социокультурной направленности личности можно понимать процесс формирования системы мотивов, ориентирующих человека на созидательную деятельность, здоровый образ жизни, признание себя субъектом собственного развития. Еще Д. Лэббок писал, что здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства.

15 Здоровьесберегающая образовательная среда образовательного учреждения. К основным показателям здоровьесберегающей среды образовательного учреждения можно отнести: гуманистическая направленность эмоциональ- поведенческого пространства; учет индивидуально-возрастных особенностей обучаемых; всемерное развитие творческой личности; организация лечебно-профилактических и информационно- просветительских мероприятий; содействие самореализации самоутверждению субъектов образовательного процесса; соблюдение санитарно-гигиенических норм; коррекция нарушений соматического здоровья, включающая использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса; оздоровительная система физического воспитания; разработка и реализация дополнительных образовательных программ по формированию культуры здоровья, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек.

18 Разработка научно-методического сопровождения модульной системы обучения. Модульное обучение позволяет каждому обучающемуся достигать запланированных результатов за счет: организации обучения индивидуально, парами и в малых группах; индивидуального темпа продвижения и саморегуляции учебных результатов; изменения формы общения обучающего и обучающегося; оценки по конечному результату, безоценочного контроля внутри учебного модуля, что снимает напряжение, неуверенность, страх перед оценкой. Модульная технология оказывает позитивное влияние и на педагога (преподавателя, воспитателя), позволяя преодолеть неудовлетворенность своим трудом, снять психологическую усталость. Организация медико-психолого-педагогического мониторинга здоровья обучающихся, педагогов и создание на его основе компьютерной базы данных. На основании результатов мониторинга цели и задачи построения здоровьеформирующего образования должны быть разделены на общие, стратегические и частные.

19 Индивидуально-дифференцированный подход педагогов к обучающимся, который предполагает: наличие в образовательном учреждении различных вариантов образовательных (учебных) программ, учебников, учебно- методических комплектов и дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и тем самым индивидуализировать процесс обучения и воспитания; постоянный систематический анализ и оценку способов разработки обучающимися программного материала (не только их эффективность, но и соответствие психофизиологическим особенностям обучающихся, оценка их влияния на интеллектуальное и личностное развитие с учетом эмоционально- волевых и интеллектуальных усилий); использование разнообразных форм занятий, современных методов и технологий обучения и воспитания; переход в условиях образовательного учреждения к многобальной системе оценивания; особые требования к профессиональной подготовке и личности педагога.

23 Стимулирование мотивации субъектов педагогического процесса на саморазвитие культуры здоровья: развитие способностей самопознания, самонаблюдения, самоуправления, самосовершенствования и самореализации, здоровье творческой активности; личностно-ролевое участие обучающихся в организации образовательного процесса, мероприятиях оздоровительного характера; формирование потребностей здорового образа жизни, стрессоустойчивых установок. Обеспечение санитарно-гигиенических условий образовательного (воспитательного) процесса, которые включают требования к зданию, естественному и искусственному освещению, воздушно-тепловому режиму, оборудованию помещений, организации питания, помещениям пищеблока, режиму жизнедеятельности, дневной и недельной учебной нагрузке, двигательному режиму обучающихся и их гигиеническому обучению, оборудованию и организации учебных занятий в компьютерных классах.

24 Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательном (воспитательном) процессе: предупреждение возникновения проблем развития; помощь в решении актуальных задач обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, взаимоотношениями со сверстниками, педагогами и родителями) и т.п. Несомненно, что на разных ступенях образования задачи психолого- педагогического сопровождения обучения и воспитания различны. В дошкольном образовании – это может быть ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе. Для начальной школы –определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности младших школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации, творческих способностей. Основная школа – это адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смслового самоопределения и саморазвития подростков, помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения и наркозависимости. В старшей школе – помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциональных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы старшеклассников, способности к целеполаганию, развитие псиосоциальной компетентности.

26 Разработка и реализация комплексной программы здоровьеформирующего образования, включающей, во- первых, внедрение системы мер связанных с улучшением организации питания, педагогически целесообразной занятости свободного времени обучающихся, организации здорового досуга и отдыха, лечебно-профилактических мероприятий, психологической помощи и поддержки всем субъектам образовательного процесса; во-вторых, внедрение комплекса дополнительных образовательно- просветительских программ, направленных на формирование культуры здоровья у субъектов образовательного процесса; в-третьих, повышение уровня психолого-педагогического мастерства педагогов, использование современных технологий в пропаганде здорового образа жизни, возможностей для этого учебных дисциплин и курсов.

29 Основные этапы внедрения системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в процессе освоения ООП (основных общеобразовательных программ) : 1) целеполагание 2) целеосуществление 4) целеобогащение 3) целеутверждение Процесс управления качеством здоровьеформирующего образования представляет собой систему повторяющихся этапов (I- IV) с повышением качества знаний, мотивации и здоровья школьников после успешного завершения каждого цикла управления.

Ценность нации, равно как и отдельной личности, определяется ее здоровьем и интеллектом. В настоящее время, именуемое эпохой информационных технологий, развития взаимосвязей с международным сообществом, государство осуществляет модернизацию российской школы, существенно изменяя требования к ее выпускникам.

Современная российская школа активно реализует идеи гуманистической педагогики и педагогические технологии, обеспечивающие саморазвитие, самосовершенствование учащегося как творческой личности.

Образовательные учреждения сохраняют структурные основы и управленческие начала единой государственной школы (единые образовательные стандарты, рекомендуемый перечень учебных предметов и объем знаний). С другой стороны, школа должна обеспечивать образовательные услуги для удовлетворения потребностей заказчика, которым является рыночный социум или отдельный предприниматель.

Однако реализация такого подхода к обучению наталкивается на ряд трудностей.

Установление равновесия между целями развития общества и задачами

государственной системы образования связано необходимостью инновационной деятельности учителя современной. Именно учитель служит главным источником передачи социального опыта новым поколениям. Каждый учитель, педагогический коллектив, образовательное учреждение несут законодательную ответственность за национальное достояние – здоровье граждан России.

Новые задачи реформирования российского образования не только открывают возможность организации здоровьеформирующей деятельности в общеобразовательном учреждении, но и указывают на необходимость организации и регламентации этого вида деятельности.

Основополагающим документом, определяющим и защищающим права ребенка в мировом масштабе, является Конвенция о правах ребенка, ратифицированная практически всеми государствами мира. Главная цель Конвенции – максимальная защита интересов ребенка, обеспечение приоритетности его интересов в обществе, провозглашение его в равных со взрослыми прав. Этот документ возлагает на принявшие его государства правовую ответственность за свои действия в отношении детей. Это первый документ, регулирующий отношения взрослых и детей, требования которого приобретают силу норм международного права.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года отмечено, что здоровьесбережение должно стать составляющей любой образовательной модели. Исходя из идей национальной доктрины образования, можно констатировать, что соблюдение права ребенка на охрану здоровья в образовательном учреждении является необходимым условием для повышения качества образования и показателем достигнутого качества образования.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Приведенный обзор нормативно-правовых документов всех уровней дает дополнительное представление о сущности проблемы сохранения здоровья детей в образовании и намечает пути решения обозначенных вопросов.

Одной из задач научного исследования проблемы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся является разработка модели управления качеством образования и медико-психолого-педагогического мониторинга в условиях информатизации системы образования.

Управление качеством образования на основе информационных технологий и медико – психолого - педагогического мониторинга представляет собой реконструированную организационную структуру управления образовательным учреждением и, по сути, является главным условием здоровьеформирующей деятельности.

В этой деятельности важная роль отводится реализации программы информатизации образования на уровне управления образовательным процессом (сбор, хранение, анализ и использование информации); созданию единой службы сопровождения образовательного процесса, включающей психологов, социального педагога, медицинского работника, учителя физкультуры. Цель службы сопровождения – организация системной деятельности, обеспечивающей педагогическую поддержку учащимся и комфортные условия труда педагогам.

По мнению многих исследователей целесообразным и необходимым считается объединить разрозненные усилия по здоровьеформирующей деятельности субъектов внутришкольного управления (психолог, врач, социальный педагог, преподаватель физкультуры, учителя и воспитатели) в единую службу сопровождения развития учащихся в образовательном процессе.

Непосредственным руководителем службы является заместитель директора школы. В зависимости от условий конкретного образовательного учреждения по решению совета школы может вводиться специальная должность заместителя директора по сопровождению учащихся в образовательном процессе, либо эти обязанности возлагаются на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

В качестве коллегиального органа управления единой службой сопровождения развития учащихся в образовательном процессе выступает медико-психолого-педагогический консилиум (МППк), реализующий собой линейно-штабной тип управленческих структур.

Следует отметить, что ЕВСС не является чем-то принципиально новым для современной школы.

В контексте исследования эти внешние по отношению к школе инфраструктурные подразделения (районные, муниципальные, региональные, федеральные) рассматриваются как внешняя здоровьеформирующая среда, тесным образом взаимосвязанная с внутренней здоровьеформирующей средой школы в соответствии с отмеченным ранеесистемным характером управления.

При таком подходе сопровождение развития учащегося в образовательном процессе представляет собой системную технологию оказания комплексной квалифицированной поддержки на разных этапах его обучения, которая включает психологический, медико-биологический, социальный, физический, педагогический компоненты.

В этой связи сопровождение в целом и каждый отдельный вид сопровождения развития учащихся в образовательном процессе имеет полифункциональный характер и включает следующие функции: диагностику, профилактику, консультирование, развитие, коррекцию, просвещение, экспертизу.

Полифункциональное сопровождение способствует личностному и профессиональному самоопределению и развитию учащегося, а также разрешению его проблем в образовательном процессе.

В положении о EBCC определяются организационно - методические основы деятельности, основными из которых являются следующие:

  • на основе системного подхода разработка критериев оценки адекватности дидактических средств обучения морфофункциональным и физическим качествам детей на разных этапах обучения;
  • содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании здоровьеформирующей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся;
  • обеспечение оптимального развития школьников (согласно нормам развития в соответствующем возрасте);
  • содействие всем участникам образовательного процесса в формировании универсальных учебных действий, необходимых для реализации устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

Задачи службы сопровождения:

  • разработка индивидуальных и коллективных программ оздоровления обучающихся, дополнительных образовательных программ, организационно-педагогических рекомендаций, направленных на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
  • просвещение родителей с целью повышения компетентности в вопросах формирования куль туры здорового и безопасного образа жизни.

Основные направления (виды) деятельности:

  • отбор системы надежных информативных критериев оценки функционального состояния и уровня физической подготовленности детей в динамике учебного года и на разных этапах обучения;
  • проведение исследований по влиянию различных образовательных программ на уровень здоровья учащихся;
  • разработка научно-обоснованных подходов к управлению функциональным состоянием и физической подготовленностью обучающихся;
  • формирование потребности в познании основ культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • подготовка научно-методических публикаций по проблеме исследования;
  • обобщение и пропаганда опыта образовательных учреждений по созданию здоровьеформирующего образовательного процесса;
  • организация и проведение научно-практических семинаров и конференций по теоретическим и прикладным аспектам здоровьеформирующей деятельности ОУ;
  • установление контактов с ведущими научными центрами России, работающими в рамках фундаментальных и прикладных направлений в воспитании здорового подрастающего поколения.

Основные функции службы сопровождения:

Единую внутришкольную службу сопровождения можно рассматривать как эффективную форму интеграции и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, администрации школы, классных руководителей и воспитателей, учителей-предметников, социальных педагогов, педагогов-психологов, медицинского персонала, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов) для достижения высокого качества образования при условии сохранения здоровья обучающихся. Такая трактовка теоретических и практических аспектов сопровождения обучающихся в образовательном процессе находится в полном соответствии с представлениями о расширении целей образования, в число которых, согласно Концепции модернизации российского образования, включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цыпленкова Н.А., педагог-психолог МБОУ Школа № 29 г.о. Самара

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально- экономического развития страны.

а) биологическое здоровье (характеризуется способностью к размножению, воспроизведению себе подобных);

б) физическое здоровье (связано с дыханием, питанием, выделением и кровообращением);

в) психическое здоровье (связано с восприятием, памятью, мышлением и другими психическими процессами);

г) социальное здоровье (характеризуется трудоспособностью, социальной активностью и нравственным здоровьем личности) [7, с 13-19]

В Уставе Всемирной организации здравоохранения записаны важнейшие постулаты, рекомендуемые все странам:

здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения;

правительства стран несут ответственность за здоровье своих народов, и эта ответственность требует принятия о пределенных социальных и медико-санитарных мероприятий.

Здоровье человека отражает одну из наиболее приоритетных сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом человека на физическое, духовное, социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни. [4, с 59]

В данной работе здоровье рассматривается как комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его социальные функции.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.

2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний за последние 10 лет во всех возрастных группах. Частота функциональных нарушений увеличилось в 1.5 раза, хронических болезней - в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.

3. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов.10-11 лет - 3 диагноза, 16-17 лет - 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников - подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

Обозначенные проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая должна и может сделать образовательный процесс здоровьесберегающим.

Шк ола, являясь важнейшим звеном социализации детей должна способствовать формировани ю индивидуального способа здорового образа жизни . Принцип сохранения и укрепления здоровья, связанный с педагогическим воздействием, является интегративным: его соблюдение обеспечивает человеку совершенствование механизмов сохранения и повышения адаптационных резервов своего организма путем целенаправленного оздоровления собственного образа жизни.

Таким образом, оценка современного состояния и тенденций здоровья детей и подростков свидетельствует о серьезно неблагополучии, которое может привести к существенным ограничениям в реализации ими в будущем биологических и социальных функций.

Здоровьесохраняющее образование возможно только при создании в общеобразовательном учреждении благоприятной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей сохранение и развитие здоровья школьников. Существенными признаками такой среды являются социально-медицинские, психофизиологические и педагогические условия. Единство названных условий во времени и образовательном пространстве позволяет относиться к сохранению и развитию здоровья школьника как целостному медико-психолого-педагогическому явлению. [4, 59]

Моделирование здоровьесберегающей среды – установление системы показателей, отражающих специфику структуры и функционирования образовательной среды во взаимосвязи всех ее компонентов с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Выделяют параметрические и характеристические модели. Для создания параметрической модели необходимо выделение всех частных параметров (температуру воздуха и относительную его влажность, окраску стен и т.д.), что затрудняет использование модели в практических целях ввиду их большого количества.

Каковы же средовые отношения для учащихся? Рассматривать их необходимо с обозначения значимых для школьника потребностей. В основе потребностей лежит пирамида А. Маслоу. На нижней ступени пирамиды лежат биологические потребности, которые должны быть удовлетворены в первую очередь. Это потребности в двигательной активности, в режиме дня и смене деятельности, питании, оптимальных параметрах физических факторов среды. Выше располагаются потребности в безопасности, любви и признании, которые значимы всегда и для всех они также должны удовлетворяться в ходе образовательной деятельности. [3, c 184-188]

Согласно концепции Г.К. Зайцева необходимо создавать условия для удовлетворения специфических возрастных базовых потребностей школьников. Для младших школьников – это потребности в игре, подражании, свободе выбора и др.

Для среднего школьного возраста доминирующее значение имеют потребности в свободе и актуализируются потребности в самопознании и поиске смысла, для старшего школьного возраста – социальные потребности в самосовершенствовании, самоуважении, самовыражении и самоопределении, а также вспомогательные – в саморегуляции деятельности и творческой активности. [2, 94-96]

Исходя из потребностей ребенка, можно выделить характеристики образовательной среды, значимые для сохранения его здоровья и рассматривать их как описательную компонентную модель образовательной здоровьесберегающей среды.

Необходимо также выделить основных субъектов образовательной среды, деятельность которых определяется содержанием, степенью и оптимальность компонентов модели. Это администрация, педагоги, учащиеся, родители. В определенной степени влияют на здоровье школьников также школьный психолог, социальный педагог, медицинский и другой персонал школы.

Главным критерием психологического благополучия образовательного пространства является безопасная среда, атмосфера комфорта, в которой исчезают барьеры, снимаются психологические защиты и энергия ребенка тратится не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество. Никакие успехи не принесут пользы, если они основаны на страхе перед взрослыми, на подавлении личности ребенка. [8, c 88]

К сожалению, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися и их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами – планирует свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни[5, 200]

Здоровьесберегающие технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Учебно - образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим технологиям, если при реализации системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов. [7, 24]

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим .

1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

4. образовательные технологии здоровьесберегающей направленности .

Из всего вышесказанного следует, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.

Список литературы

Ананьев В.А. Психология здоровья. – СПб.: Речь, 2006. – 384с.

Гладышева, О. Системная модель здоровьесберегающей школы //Директор школы.-2009.-№7.-С.94-100

Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. – Ростов н /Д: Феникс, 2009.

Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб.: Речь, 2002. – 256с.

Середина Л.В. Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии //Начальная школа.- 2010. -№11.-С.61-63

Севрук А.И., Юнина Е.А. Здоровьесберегающий урок: концепция, технологии, мониторинг//Школьные технологии, 2004, №2, С.200-208.

Соловова Н.А. Здоровьесберегающая деятельность педагога: формы, методы, средства. Учебно-методическое пособие. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2007.

Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365с.

Логика жизнедеятельности здоровьеформирующего образовательного пространства МОУ СОШ № 12 (Приложение №1)
Данная система работает по принципу мониторинга, целью которого является прогнозирование направлений учебно-воспитательного процесса на основе сравнения результатов психолого-педагогической диагностики оценивания по определенным параметрам, по которым оценивается ученик в отдельности - класс – школа. Работа ориентирована на то, чтобы на основе анализа и интерпретаций результатов улучшить качество обучения, воспитания и развития здоровой личности. Она дает принципиально новую содержательную информацию о качестве педагогической работы самого учителя.

На основе разностороннего анализа определены образовательные цели МОУ СОШ № 12:
1) создание воспитательно-образовательной среды, способствующей воспитанию личности устойчивой в окружающем мире;
2) оказание образовательных услуг в области физической культуры и спорта (оборонно-спортивный профиль).

Администрация школы уделяет должное внимание созданию материально-технической базы:
1.В школе созданы условия для совмещения обучающимися - спортсменами города занятий спортом и учебой:
- имеется соответствующая технически оснащенная база для занятий различными видами спорта,
- в практику введено мобильное расписание уроков с учетом проведения по времени двух тренировок в день,
- школой накоплен опыт работы по взаимодействию со спортивными школами, когда особую значимость в учебно-воспитательном процессе приобретает роль тренера – наставника.
2. Школа является базовой для прохождения учебной практики студентов ВГАФК, ВГПУ.
3. Созданы условия для получения непрерывного образования обучающихся (сотрудничество с колледжем современных технологий).
4. Сильный преподавательский состав: из 36 педагогов-9 имеют высшую,16-I категорию.
5. Учебный план школы предлагает изучение широкого спектра дисциплин.
6. Техническая оснащенность:
- имеются компьютерные классы с доступом в Интернет,
- кабинет ОБЖ.

Методический совет занимаются реализацией программы развития школы на основе полученных данных.
Методический совет и методические объединения по предметам руководят разработкой и реализацией концепции урока, сберегающего здоровье. На данный момент разработана и утверждена методическим советом программа наблюдения (Приложение № 4), целью которой является оценка создания здоровьеформирующей среды на уроке в свете современных требований к качеству образования, содержанием которой является оценка:
- обстановки и гигиенических условия в классе (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса, доски, наличие звуковых раздражителей);
- числа видов учебной деятельности (норма 4-7 видов);
- средней продолжительности и частоты чередования различных видов учебной деятельности (норма 7-10 мин).
- числа видов преподавания (словесный, наглядный, аудио, визуальный, самостоятельная работа (норма - не менее 3-х видов).
- чередования видов преподавания (норма – не позже чем через 10 – 15 мин).
- наличие и выбор поэтапного применения на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения.
- место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
- контроль со стороны учителя за посадкой обучающихся, чередованием ли позы за партой в соответствии с видом работы.
- физкультминутки и др. оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание, продолжительность.

Наличие в содержательной части урока:
- вопросов, связанных со здоровьем,
- формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности,
- выработка понимания сущности здорового образа жизни,
- выработка индивидуального способа безопасности поведения.

Наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности.
Психологический климат на уроке.
Наличие на уроке эмоциональных разрядок (шуток, муз минуток )
Плотность урока (норма – не менее 60% и не более75-80%)
Момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности.
Темп и особенности окончания урока.

МОУ СОШ № 12 связывают давние связи сотрудничества с Волгоградской государственной академией физической культуры. Ежегодно студенты академии проходят практику на базе спортивного комплекса школы. Многие выпускники школы, которыми гордится школа стали студентами ВГАФК. Большое внимание на данном этапе сотрудничества уделяется разработке дальнейших путей взаимодействия, а именно: в научно-практической работе и организации совместного тренировочного процесса.
По данному направлению необходимо решить ряд актуальных задач, ответить на ряд назревших вопросов: каким образом выстроить образовательный процесс, чтобы обучающиеся-спортсмены могли совмещать 4-5 часовые тренировки, время, отведенное на соревнования и программу общеобразовательной школы, и при этом процесс обучения сделать качественным и не навредить здоровью.

Читайте также: