Здоровье ребенка и школьная нагрузка

Обновлено: 05.07.2024

Состояние здоровья школьников определяет состояние общества. В современной школе возрастают нагрузки на учащихся, поэтому физическое состояние с возрастом школьника ухудшается.

ВложениеРазмер
vliyanie_uchebnoy_nagruzki_na_zdorove_shkolnikov.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная нагрузка и здоровье школьников

Учитель биологии Муравьева Л.А.

Состояние здоровья школьников определяет состояние здоровья общества. Но нагрузки на детей в этом возрасте огромны. Поэтому неслучайно, что физическое состояние с возрастом школьника лишь ухудшается. Дети не просто устают – они не хотят идти в школу. Таким образом, у них вырабатывается стойкое отвращение к процессу учебы. Развитие детей в значительной мере связано с биологическими потребностями растущего организма – сном, суточной двигательной активностью, пребыванием на воздухе. На эти процессы, по подсчетам ученых, требуется не менее 15 ч. в сутки, однако регламентируемая нагрузка на ученика старших классов в неделю больше. Если в младшей школе она составляет 41 ч. в неделю, то в старшей она может достигать 78 ч. в неделю. Поэтому, если все просуммировать, получается, что детям не хватает часов в сутках, чтобы выполнить предъявляемые к ним требования. Один из способов решения проблемы – это переход на 12-летнее образование, т.к. это напрямую связано с общим снижением нагрузки на детей. Мы всегда гордимся тем, что объем вкладываемой в детей информации гораздо выше, чем у их сверстников за рубежом. При этом такой громадный объем у нас втиснут в гораздо меньшее число лет обучения. Данные исследований свидетельствуют: при повышенной нагрузке в начальной школе резко увеличивается количество неврозов. Такая же картина наблюдается и в средней школе. Предполагалось, что введение профильного обучения в старших классах поможет разгрузить детей. Но этого не произошло – наоборот, нагрузка даже возросла. Наблюдается совершенно четкая закономерность: больных детей в классах с углубленным изучением предметов заметно больше, чем в обычных. Использование программ, многие из которых рассчитаны на продвинутый уровень образования, не соответствует учебно-познавательным возможностям большинства учащихся. Ребенок физиологически не способен освоить какой-то определенный материал, не важно, сколько времени мы отведем на изучение материала, 6 или 20, он все равно его не усвоит. Каждый учитель знает: в программе школы есть такие темы, которые способен освоить далеко не каждый. И это не зависит от мастерства учителя – сиди хоть час, хоть два, многие дети все равно не усвоят их. Ведь не только по количеству часов, но и по содержанию наши программы по сравнению с зарубежными более загружены. Действительно, сейчас мы наблюдаем огромный разрыв между школой и вузом в требованиях к преподаванию предметов. Доходит до абсурда. Сама по себе идея ЕГЭ, может, и неплохая, но когда начинаешь рассматривать итоги экзамена, сравнивать шкалы оценок, видишь: там, где школа ставит 5, конкретный вуз ставит 3 выходит, школу вынуждают работать на пять с десятью плюсами, только чтобы удовлетворить требования вуза. Но это прямое поощрение перегрузок! Но почему-то об этом не говорят. В качестве одного из решений проблемы перегрузок был предложен переход с пятидневки на шестидневку, но нет ни одной школы, где введение шестидневки действительно разгрузило бы детей. Наоборот, родители сетуют на то, детей лишили одного выходного и приходится оправдываться, что у школы не выбора.

Традиционно в ПТУ шли те дети, которые не вполне успевали в средней школе. И это нормально. Если ребенок не в силах освоить предметы старших классов, не нужно заставлять его делать это. Однако и тут есть свои серьезные проблемы. Дело в том, что помимо профессиональной подготовки в училищах ребятам все равно стараются дать основную школьную программу. И для этого увеличивают количество уроков и их продолжительность, что отрицательно сказывается на здоровье учащегося. И как следствие – более чем у половины детей развивается утомление и ухудшается здоровье с 1-го по 3-й год обучения в ПТУ. Что делать в этой сложившейся ситуации? На государственном уровне принято решение о разработке стандартов общего образования второго поколения. Планируется, что в них будут заложены гигиенические требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ и ресурсное обеспечение. Впервые в требования к содержанию результатов общего образования планируется внести обязательный пункт о сохранении и укреплении здоровья, формирование у учащихся способности заботиться о собственном здоровье.

Все больше и больше становится самых различных способов организации учебного процесса. За последние годы изменилась реальная трудность учебных предметов не говоря уже о гигиенической регламентации использования современных информационно-компьютерных технологий.

В течение многих лет Институтом возрастной физиологии изучалось влияние гигиенических условий обучения на детский организм и психику. И следует сказать, что по напряжению сердечно-сосудистой системы состояние ребенка в первые недели адаптации к школе сравнимо с состоянием космонавта в невесомости, т.е. ученики начальной школы, находятся в экстремальной ситуации. А таких периодов в жизни школьника за все время обучения набирается очень много. Потому что потом идет период полового созревания, который начинается еще в 10-11 лет, в 5-6 кл. когда нагрузка растет по экспоненте, но никто не интересуется функциональным состоянием ребенка.

Следующий фактор, влияющий на состояние физического и психического здоровья школьников – это несоответствие методик и технологий обучения ни функциональным возможностям ребенка, ни тому огромному объему информации, который мы стремимся вложить в его голову за очень короткое время.

Бич современного школьника – гипокинезия . Имея в сутки всего 29 мин. прогулок на воздухе, о каком здоровом поколении можно мечтать? Поэтому нельзя укрепить здоровье ребенка без грамотного ведения уроков ФЗК есть еще одно опасение которого боятся физиологи – это спортизация ФЗК, когда дети не посещают уроки под предлогом, что посещают спортивные секции. Но занятие на секции – это не урок! ФЗК призвана прививать детям любовь к подвижному образу жизни, давать азы безопасности при занятии на спортивных снарядах, учить правилам спортивных игр, это урок физической грамотности.

С одной стороны, у всех есть понимание того, как можно изменить ситуацию с перегрузкой учащихся, существуют замечательные разработки и соответствующие документы. С другой стороны, все констатируют факт: перегрузка в школе реально существует, и она, безусловно, наносит вред здоровью детей. Предполагаются следующие направления деятельности:

- реальная разгрузка содержания общего образования

- комфортно организованная предметно-пространственная среда

- контроль и коррекция самочувствия детей

- обеспечение психологического комфорта на занятиях

- эффективные методы обучения

- повышение удельного веса и качества занятий физической культурой.

Здоровьесберегающие технологии, рекомендованные на федеральном и региональном уровне, применяемые на уроках биологии

Проблема физического и психического здоровья детей всегда волновала родителей и учителей. В настоящее время она усугубилась в связи с увеличением учебной нагрузки, ухудшением факторов окружающей среды, питания. Внедрение инновационных технологий обучения сопровождается интенсификацией обучения, увеличением недельной, увеличением количества времени выполнения домашних заданий. Это приводит к снижению уровня двигательной активности учащегося. Значительное снижение двигательной активности приводит к задержке роста и развития, ухудшению состояния здоровья, уменьшению адаптационных возможностей организма школьника.

Школьная среда – мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростков. Возможность компенсировать ее негативное влияние позволяют здоровьесберегающие технологии.

Основную задачу по профилактике нарушений здоровья вижу в комплексе мер по снижению влияния неблагоприятных факторов, связанных с инфраструктурой школы и организацией учебного процесса.

Элементы системы использования здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности:

1. В рамках региональной программы ОЗОЖ в 9 кл. осуществляю преподавание тем медико-гигиенического блока.

4. Использую 4-7 видов учебной деятельности за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем учитываю, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий, что способствует росту утомляемости. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности составляет в среднем 7-10 мин. Использую разнообразные виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа – не менее трёх видов за урок).

Здоровьесберегающие технологии реализую на уроках 100% со всеми обучающимися.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ ПМ. 01 - максимальная учебная нагрузка -277 часов.; ПМ.03 - максимальная учебная нагрузка 184 часа,ПМ.04 - максимальная учебная нагрузка 141 час.Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ"

Владения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями даёт возможность обучающимся приобрести необходимые знания и умения. Обуча.


РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ ПМ. 01 - максимальная учебная нагрузка -270 часов.; ПМ.03 - максимальная учебная нагрузка 187 часа,ПМ.04 - максимальная учебная нагрузка 121 час.Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ"

Владения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями даёт возможность обучающимся приобрести необходимые знания и умения. Обучающийся в ходе освоен.


Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных.


Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных.


Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных.


Влияние учебной нагрузки на здоровье обучающихся МКОУ СОШ № 2, с. Бешпагир

Научно-исследовательская работа на тему "Влияние учебной нагрузки на здоровье обучающихся МКОУ СОШ № 2. с. Бешпагир". Цель работы: изучить влияние учебной нагрузки на учащихся нашей школы и их от.


Обобщение опыта по теме "Оптимальные физические нагрузки - залог здоровья школьника."

Эффективность занятий физическими упражнениями во многом зависит от правильной физической нагрузки, т.е. величины воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Нагрузка имеет две стороны.


С началом учебного года как никогда остро встаёт вопрос о нагрузках в школе. Дети жалуются на большую загруженность основными предметами и факультативами, а учителя, в свою очередь, сетуют на то, что не успевают подготовить учеников к ЕГЭ и проверочным работам.

Данная статья посвящена теме школьных нагрузок. В ней вы узнаете, как регламентируются учебные нагрузки в школе, а также чем опасно переутомление у школьников и как его избежать.


Содержание:

Что нужно знать об учебной нагрузке в школе?

Начнём с того, что такое учебная нагрузка в школе и как она распределяется.

Учебная нагрузка – это количество часов, необходимое для усвоения учебной программы, по которой учатся школьники.

Нагрузка обучающихся должна учитывать физиологические особенности детского организма. Поэтому не учителя и директора школ решают, сколько уроков в день должно быть у того или иного класса, а СанПиН, принятый в 2010 году в Российской Федерации.

Этот документ и определяет максимальную допустимую нагрузку на школьников. С его учётом педагоги составляют учебный план и расписание уроков.

Теперь давайте рассмотрим наиболее важные положения СанПиНа, касающиеся школьных нагрузок:

Продолжительность учебной недели


Как мы видим, первоклассники учатся 5 дней в неделю, зато у старшеклассников учебная неделя длится почти 40 часов, и это ещё без учёта дополнительной нагрузки!

Продолжительность учебного дня


Здесь СанПиН не делает особой разницы между учениками 7-х и 11-х классов, считая, что 7 уроков в день могут выдержать и те, и те. Но обязательным требованием является 1 день в неделю со щадящим расписанием и самым малым количеством уроков.

В какие часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала школьниками?

Что касается распределения учебных предметов, то, согласно исследованиям, наибольшая работоспособность мозга у среднестатистического школьника приходится на 10-12 часов. Поэтому Санитарные Правила рекомендуют сложные предметы проводить вторым, третьим или четвёртым уроком.

Дополнительные занятия

Все дополнительные занятия и факультативы – только в те дни, когда в расписании меньше всего уроков и с обязательным перерывом после основной нагрузки.

Домашние задания


СанПиН также установил временные нормы по выполнению учениками домашних заданий, но их, скорее, можно считать рекомендациями, поскольку у каждого ребёнка свои индивидуальные особенности. Кому-то хватает и часа, чтобы сделать все устные и письменные задания, а для кого-то и полдня мало, чтобы выучить всё заданное на дом.

Но давайте всё же посмотрим, какое максимальное время должно быть потрачено ребёнком на домашние задания согласно Санитарным Правилам.

Итак, первоклассникам повезло больше – они освобождены от домашних заданий. Ученики начальной школы должны потратить на приготовление уроков не более 1,5 часа. В среднем звене время увеличивается до 2-2,5 часов. Старшеклассникам разрешается выполнять домашнюю работу не более 3 с половиной часов.

Внешкольная нагрузка

Сюда относятся занятия в кружках, музыкальных и художественных школах, а также спортивных секциях. Согласно Правилам, такая деятельность должна составлять от 6 часов в неделю и больше.

Вот такие нормативы по учебной и внеучебной нагрузке должны быть у российских школьников.

В действительности картина может быть совсем другая. Учителя практикуют и 3 контрольных работы в день, и несколько факультативов подряд, и классные часы после седьмого урока.

Поэтому неудивительно, что большинство учеников переутомляются и чувствуют себя плохо после напряжённой учебной недели.

Далее мы с вами узнаем, в чём же состоит опасность чрезмерной загруженности ребёнка.


Как показывает практика, не только повышенная загруженность в школе может вызвать переутомление у ребёнка.

Психолог попросила описать обычный Димин день.

Зачастую родители действительно перегружают ребёнка различными кружками и секциями, заботясь о его разнообразном досуге и забывая о том, что детскому мозгу тоже нужен отдых.

Чем же опасна повышенная загруженность ребёнка?


Повышенные учебные и внеучебные нагрузки, нарушение режима сна и отдыха, малоподвижный образ жизни неизбежно приводят к:

  • синдрому хронической усталости;
  • психическому истощению;
  • потере мотивации к учебной деятельности;
  • появлению хронических заболеваний.

С 2005 по 2015 год было проведено масштабное исследование здоровья московских школьников. Оказалось, что за 11 лет обучения в школе у детей стали на 52,8% чаще выявляться хронические болезни.

Что было выявлено у мальчиков:

  • болезни желудочно-кишечного тракта;
  • бронхиальная астма;
  • ожирение;
  • плоскостопие.

Девочки, в свою очередь, страдали:

  • дефицитом массы тела;
  • гипертонией;
  • неврозами и депрессией;
  • проблемами со зрением.

Исследователи также установили, что наиболее тяжёлыми в психологическом и физическом плане для мальчиков стали начальная школа и 11-ый класс, а для девочек – старшие классы.

Признаки переутомления


О том, что ребёнок не справляется со школьными нагрузками, свидетельствуют следующие признаки:

  • сын или дочь часто жалуется на плохое самочувствие, головные боли, отсутствие аппетита. Выглядит бледным, усталым, вялым;
  • появились проблемы со сном (ночью долго не может уснуть, а утром – проснуться, весь день ходит сонным);
  • стал часто раздражаться по любому поводу, резко меняется настроение;
  • пропал интерес к учёбе, снизилась успеваемость;
  • ребёнку стало сложно сосредоточиться, стал невнимателен, допускает нелепые ошибки;
  • появились дрожания рук, глазные тики, навязчивые движения.

Эти проявления говорят о физической и психической перегрузке. Что же могут в данной ситуации сделать родители?


  • Бич нашего времени – малоподвижный образ жизни. В первую очередь, у школьников. Большую часть дня они проводят за партами, дома делают домашние задания, а остальное время проводят за гаджетами. Даже наличие уроков физической культуры не особо спасает положение.

Помогите себе и ребёнку. От умственного переутомления спасёт любая двигательная активность: длительные прогулки, плавание, боулинг, йога – выбирайте то, что подходит именно вам.

Задумались о том, в какую секцию отдать ребёнка и какой спорт для него выбрать? Читайте подробный материал на эту тему для девочек и для мальчиков.

  • Полноценное питание, свежий воздух и крепкий сон – лучшие помощники в борьбе с переутомлением, как умственным, так и физическим.
  • Ребёнок должен понимать, что плохая оценка в дневнике не означает плохую оценку его как личности. Ошибиться может каждый, вся наша жизнь состоит из ошибок. Школа даёт нам лишь базовые знания. Главная задача – правильно их применить в дальнейшем.
  • Учитывайте реальные возможности и склонности ребёнка. Если он тяготеет к изучению русского языка и литературы, отдайте в гуманитарный класс, если к точным наукам – в математический.

Не заставляйте сына или дочь реализовывать ваши несбывшиеся желания. Не получится из ребёнка гениального химика, если он живет спортом или музыкой.

  • Домашние задания – это сфера ответственности самого ребёнка, но никак не ваша. Да, он может попросить у вас помощи, но делать за него уроки вы не обязаны. Ваша задача – следить за тем, чтобы ребёнок делал перерывы и не засиживался допоздна за учебниками и тетрадями.
  • Не злоупотребляйте досуговой деятельностью ребёнка. Пусть у него будет время для отдыха и ничегонеделания. Кружки и секции – только по интересам и в разумном количестве.
  • Современный мир перегружен информацией. Мы получаем её отовсюду: из Интернета, телевидения, социальных сетей. И не всегда эта информация полезна для нас, а особенно для ребёнка. Детский мозг как губка впитывает в себя всё, что подаётся с экранов.

Также полезным и для детей, и для родителей будет нахождение в состоянии информационного вакуума: без телефонов, смартфонов и Интернета. Эта может быть долгая прогулка по лесу или поездка на выходные в деревню.

  • Традиционная ошибка всех родителей: ребёнок приходит из школы домой, и что самое первое спрашивает мама или папа? Правильно, какую отметку получил сын или дочь и не нахватал ли двоек. Это сродни расспросам дошкольника – что он сегодня кушал и спал ли в тихий час.

Дорогие родители! Чаще интересуйтесь не только оценками, но и психологическим благополучием ребёнка: что его радует в школьной жизни, а что огорчает, нет ли у него конфликтов с одноклассниками или проблем во взаимоотношениях с учителями.

  • Особенно сильное переутомление у школьников бывает перед экзаменами или контрольными работами. Плюс учителя могут нагнетать и без того тревожную обстановку.

Поддерживайте ребёнка в это непростое для всех время. Следите за рационом и соблюдением режима дня. Ребёнок должен делать перерывы в подготовке и чаще бывать на свежем воздухе.

Запомните, дорогие родители! Легче справляются со школьными нагрузками те дети, чья жизнь насыщена разнообразными событиями и не ограничивается одной лишь школой. Ведь важны не оценки в дневнике, а здоровье и психологическое благополучие ребёнка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Гнилуша Задонского муниципального района Липецкой области

Здоровье ребенка и школьная нагрузка.

Учитель начальных классов

Что же больше всего подрывает здоровье учеников? Ответ понятен и прост –это школьные перегрузки.

Но нагрузки на детей в этом возрасте огромны. Поэтому неслучайно, что физическое состояние с возрастом школьника лишь ухудшается.

Я поинтересовалась у своих учеников и их родителей сколько времени у них уходит на выполнение домашних заданий. 11 учеников ответили: от 1 часа до 1,5 часов (их родители ответили так же), 2 ученика – до 2-х часов, 1- иногда до 3 часов, и 1- иногда до 4 часов. Я думаю, что у последних 2 учеников если взять среднее значение, то, наверное тоже будет около 1,5 часов.

Дети с 1 по 5 класс не должны спать меньше 9,5–10 часов. Они должны пробежать, пройти, проскакать за день около 7 км. Причем 3 км – за те часы, что находятся в школе! Иначе дети просто не выдержат тех статических и психоэмоциональных нагрузок, которые им приходится переносить во время уроков. Проще говоря, не смогут спокойно сидеть, слушать, вникать, запоминать.

Гулять они каждый день должны 3 часа.

Справляется ли школьник со всеми умственными нагрузками, что из благих побуждений на него навалили, или его здоровье трещит от этих нагрузок по швам, можно определить по некоторым косвенным признакам.

Симптомы хронического переутомления такие : (это больше для родителей)

Ребенок не может вечером долго заснуть, хотя зачастую ложится спать позже положенного времени.

Садясь за домашние уроки, не может сразу сосредоточиться – долго копается, перебирает бумажки, карандаши, ищет учебники… Учителя жалуются, что на уроках он вертится, не слушает объяснений, на вопросы отвечает невпопад.

Аппетит стал плохим.

Младший школьник стал чересчур возбужденным, подвижным, а подросток – постоянно грубит. Подвижность ребенка – защита от перегрузок. А грубость в подростковом возрасте – признак эмоционального дискомфорта.

У ребенка часто болит голова, может подняться артериальное давление. Скачками давления от перегрузок особенно страдают девочки.

Нам нужно думать о требованиях ко всем гигиеническим условиям – зданиям, освещенности, мебели и т.д. но мы также должны подумать о том, что создает для ребенка самую сильную ситуацию ухудшения состояния здоровья. Анализируя результаты исследований, которые проводились различными группами ученых в течение последних 60 лет, можно выделить в качестве главных причин стресс, вызванный ограничением времени. За последние 50 лет школьная нагрузка выросла более чем в два раза. Серьезным фактором риска перенапряжения является низкая физическая активность современных детей. Сегодня ребенок все чаще проводит досуг не на прогулке, а перед экраном телевизора или компьютера. По подсчетам физиологов и педиатров, в младшей и средней школе дефицит активности у детей достигает 30–40%, у старшеклассников – 80%.

Не более 500–700 г должен весить пустой ранец ученика младшей школы, считают гигиенисты. А вот полный ранец не должен тянуть больше чем на 10% от веса своего хозяина. Но исследования показывают, что ранцы учеников весят обычно в 2 раза больше.

Говоря о школьных нагрузках не могу сказать и об обратной проблеме – 3 или 4 часть учеников нашей школы вообще не хотят ничего делать и никаких перегрузок не испытывают. Интересно было провести исследование о состоянии их здоровья.

Ну и тем не менее, что бы воспитывать здоровых детей мы и сами должны придерживаться принципов здорового образа жизни. И вот немного об этом… (видео)


Взрослые нередко жалуются на нехватку времени и с ностальгией вспоминают свое беззаботное дет­ство. На самом деле у современных школьников оно едва ли безоблачное. Так, специалисты отмечают, что одна из главных причин расстройства здоровья школьников – это так называемый стресс ограничения времени. За последние 50 лет школьная нагрузка выросла более чем в два раза.

Всё больше компьютера, и всё меньше улицы.

Соответственно, увеличился и объем домашних заданий. В дополнение к этому многие школьники посещают спортивные секции, музыкальную или художественную школу, различные кружки и факультативы. В итоге, чтобы все успеть, они вынуждены постоянно спешить, у них практически не остается времени, которое они могли бы посвятить отдыху или своим, не связанным с учебой, интересам.

Еще одна проблема – психологическое давление на школьников со стороны учителей и родителей. Нередко причиной стресса становятся завышенные требования по поводу оценок, спортивных достижений, успехов в музыкальной школе…

Так, у школьников, обучающихся в школах с углубленным изучением одного или нескольких предметов, к концу учебной недели, четверти и года существенно ухудшается работоспособность.

Кстати

Серьезным фактором риска перенапряжения является низкая физическая активность современных детей. Сегодня ребенок все чаще проводит досуг не на прогулке, а перед экраном телевизора или компьютера. По подсчетам физиологов и педиатров, в младшей и средней школе дефицит активности у детей достигает 30–40%, у старшеклассников – 80%.

Нехватка движения плохо сказывается не только на физическом, но и на психологическом состоянии, ведь бегая, прыгая, играя в подвижные игры, просто гуляя на свежем воздухе, ребенок снимает внутреннее напряжение.

Маме на заметку

Существуют признаки, указывающие на то, что ребенок переутомлен и испытывает хроническое перенапряжение.


  • Он не сосредоточен. Садясь за домашнюю работу, долго не может на ней сконцентрироваться, а учителя жалуются, что он плохо слушает на уроках, вертится.
  • Вечером ребенок долго не может заснуть, хотя может ложиться позже положенного. Днем, наоборот, чувствует сонливость.
  • У ребенка плохой аппетит, он худеет. Так, в Москве, согласно статистике, до 60% первоклассников к концу первой четверти теряют в весе, хотя они растут и должны, наоборот, прибавлять килограммы.
  • Младшеклассник становится возбужденным, а подросток раздражен и грубит, у него наблюдаются частые перепады настроения.
  • У ребенка болит голова и периодически поднимается артериальное давление. Особенно к скачкам давления на фоне интеллектуальных перегрузок склонны девочки.

Если какие-то из данных симптомов не исчезают в течение 1,5–2 недель, нужно обратиться к врачу. Он может назначить препараты, помогающие организму своевременно восстанавливаться на фоне стресса, а также повышающие умственную работоспособность. Визит к доктору также необходим, потому что некоторые из проявлений усталости очень похожи на симптомы ряда соматических заболеваний, которые важно вовремя распознать.

SOS

На фоне учебного стресса растет и количество хронических болезней. Среди них на первом месте заболевания органов дыхания и пищеварения, на втором – сердечно-сосудистые нарушения, на третьем – патологии нервной системы и опорно-двигательного аппарата. По статистике, за время обучения количество детей, имеющих хронические заболевания, возрастает в два раза.

Памятка родителям

Мама и папа школьника мало могут влиять на то, как в школе ведутся уроки, сколько их в расписании, насколько строго спрашивает учитель. Однако в их власти следить за тем, чтобы ребенок избегал перегрузок дома и в свободное от школы время.

Чтобы ребенок меньше уставал при приготовлении домашнего задания, нужно взять на заметку несколько правил.


Помните, самолечение опасно для жизни, за консультацией по поводу применения любых лекарственных препаратов обращайтесь к врачу.

Читайте также: