Ориентировка по карте в доу или ориентирование по карте в доу

Обновлено: 08.07.2024

Ориентировка в пространстве – тот навык, которым должен хорошо владеть будущий первоклассник. Важно, чтобы дошкольник 6-7 лет легко и естественно определял направление, использовал пространственные понятия. Именно благодаря навыку восприятия пространства ребенок ориентируется на листе, запоминает правильное написание букв, овладевает математическими операциями. Поэтому начинать развитие в этом направлении необходимо с младшего дошкольного возраста. Усвоение информации происходит только с помощью взрослого.

Последовательное формирование пространственной ориентировки в дошкольном возрасте

Формирование пространственной ориентировки – это несколько последовательных этапов усвоения ребенком необходимых знаний, умений и навыков.

Каждый из этапов – это очередная ступенька, подъем по которой зависит от возраста малыша и предварительно полученных знаний.

Осознание ребенком собственного тела

Формирование умений ориентироваться в пространстве начинается с представлений о собственном теле.

Пространственная ориентировка

Именно эти знания впоследствии служат основой для понимания информации о пространственных ориентирах. Поэтому к 3 годам ребенок должен на себе показывать и называть части тела и лица.

В этом возрасте детей подводят к пониманию, что есть правая и левая рука. Малыш в состоянии запомнить и показывать нужную ручку, если его спрашивают о левой или правой. Но он воспринимает эти слова как название руки; суть понятия ему еще не доступна.

Усвоив части собственного тела, малыш начинает использовать их как ориентир. Например, ребенок усваивает, что расположение головы – это верх, а внизу находятся ноги. Соответственно можно задавать вопросы:

Таким образом, собственное тело является для ребенка главной точкой отсчета.

Ребенок ставит предметы в новое положение и получает новизну ориентировочных сигналов. Только что мячик лежал впереди справа. Небольшое перемещение, и о нем уже нужно говорить, что он слева или сзади. Для малыша это настоящее открытие.

Ориентировка от сторонней точки отсчета

Перейдя на следующую ступень, ребенок начинает воспринимать другого человека или предмет, как объект ориентировки. В это время необходимо закреплять у него базовые понятия о направлениях: лево, право, вперед, назад, вверх, вниз, за, между, под и т.д.

Освоение пространства

Особую сложность доставляет дошкольнику определение левой и правой стороны (руки) другого человека. Твердо усвоив, какая у него рука является правой, ребенок теряется, какую руку считать правой у людей или кукол, стоящих перед ним.

Помогает разобраться в таком непростом для малыша вопросе эксперимент с ленточкой. Нужно поставить куклу спиной к ребенку, повязать яркие одинаковые ленточки на детскую правую ручку и на такую же руку куклы. Обсудив с ребенком размещение меток, поворачивают куклу лицом к нему и прослеживают, где оказалась помеченная кисть куклы.

Возможно, понадобится несколько раз выполнить упражнения подобного рода с разными игрушками, прежде чем у дошкольника наступит понимание в ориентировке сторон.

Задания и упражнения на развитие ориентирования

Для формирования и развития у ребенка ориентировки в пространстве необходимо использовать специальные задания и упражнения. Уровень сложности должен соответствовать возрасту дошкольника. Примеры игры для детей младшего дошкольного возраста:

Взрослый бросает мяч малышу и говорит:

  • Я – личико. Ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос…)
  • Я – голова. Ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши…)
  • Я – туловище. Ты – моя частичка. Ты кто? (животик, спина…)

Задания на определение положения предметов в пространстве:

Подвижные игры для дошкольников на ориентировку в пространстве

Развитие ориентировки у старших дошкольников с помощью схем

У детей 6 — 7 лет развитие пространственных представлений расширяется при помощи метода моделирования. Этот метод можно использовать в разных формах, но наиболее актуальными являются схемы.

Разбирая, как добраться до итоговой точки, дошкольник чувствует себя путешественником, кладоискателем или спасателем. Например,

Эффективную помощь в развитии навыков ориентировки и пространственного мышления ребенка оказывают графические лабиринты.

Лабиринт

На первых этапах необходима помощь взрослого, так как дошкольник должен понять алгоритм определения маршрута по схеме или наброску плана. Впоследствии достаточно контроля при выполнении задания.

Следует отметить, что дошкольники испытывают интерес к тому, чтобы научиться пространственному ориентированию. Это естественная потребность, и ребенок неосознанно чувствует, что он расширяет собственные границы, когда больше понимает в организации пространства. Все, что ему необходимо, – это незначительная помощь со стороны взрослого.

Цель: ознакомление с ориентированием в пространстве.

Форма ООД: Путешествие по сказке

Форма организации детей: фронтальная, индивидуальная

Задачи приоритетной области

совершенствовать понимание пространственных отношений (вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, между, умение обозначать в речи взаимное расположение предметов;

формировать умение ориентироваться на листе бумаги;

закреплять представления детей о днях недели, наступившем времени года, умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу;

совершенствовать счетные навыки в пределах 10, закреплять знания об отношениях между числами натурального ряда, умение выкладывать изображение предмета из нескольких частей. развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление;

способствовать развитию коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речи, навыков свободного общения со взрослым.

поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость и целеустремленность;

воспитывать проявления доброжелательного отношения друг к другу, взаимопомощь и взаимовыручку.

Словарная работа: обогащение: спереди, позади, сзади, слева, справа, между; активизация: названия дней недели, названия геометрических фигур, название времен года, вчера, завтра, широко, узко, далеко, близко.

Интеграция задач образовательных областей

Речевое развитие Социально-коммуникативное

развитие Физическое развитие

Продолжать развивать связную речь детей, её выразительность, эмоциональность.

Формировать умение вести беседу, рассуждать, высказывать своё мнение

Развивать у детей речевую культуру взаимоотношений.

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональную отзывчивость, сопереживание Развитие детского творчества.

Использование художественных произведений для обогащения содержания музыкальных примеров.

Формирование интереса к эстетической стороне

окружающей действительности Предупреждать физическое переутомление.

Продолжать приучать следить за своей осанкой

иметь представление знать уметь

о графическом изображении пространственных отношений на бумаге и самостоятельно изображать окружающее пространство в рисунке, схеме;

об устойчивых координатах (право - лево, вверх-вниз, в центре, между, спереди – сзади/позади). названия дней недели, названия геометрических фигур, название времен года, числа от 1 до 10;

правильное обозначение предмета в пространстве ориентироваться в выборе направления на основе практической ориентировки, словесных указаний;

обозначать в речи взаимное расположение предметов

Методы и приемы: словесный, игровой, наглядный, практический метод (физкультминутка, игровое упражнение, самостоятельная работа).

Оборудование, наглядный и раздаточный материал, атрибуты, инвентарь

белка, лиса, ежик, медведь; ноутбук, проектор.

набор геометрических фигур, квадратный лист бумаги, смайлики (грустный и веселый) на каждого ребенка; набор цифр, ключ (из составных частей) на каждого ребенка;

Подготовка воспитателя: создание презентации, подборка музыкального сопровождения, изготовление раздаточного материала для детей.

Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей

1 часть – вводная

Цель: привлечение внимания детей, формирование позитивной мотивации на предстоящую деятельность

Создание образовательной ситуации Дети, я знаю, что вы очень любите сказки. И сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие по сказке. Подходят к воспитателю

Мотивация детей на предстоящую деятельность

Открываем глаза. Сказка начинается

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми Слайд 2. Жил-был царь.

Слайд 3. И была у него дочь - красавица. Вот уехал как-то царь по очень важным делам, а дочка дома осталась.

Слайд 4. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство.

Слайд 5. Узнал об этом её жених Иван Царевич, и поехал искать царевну.

Слайд 6. Едет день, едет два. Видит вдруг избушку на курьих ножках.

Слайд 7. А там Баба Яга живет.

Слайд 8. Зашел Иван Царевич в избушку, рассказал про свою беду. Баба Яга пообещала помочь, если Иван Царевич правильно ответит на ее вопросы.

Засомневался Иван Царевич - справится ли он со сложными заданиями Бабы Яги и обратился к вам за помощью.

А помочь Ивану Царевичу смогут дети, которые умеют не только считать, знают геометрические фигуры, но еще и хорошо ориентируются в пространстве.

Ну что-же вы готовы помочь Ивану Царевичу?

Тогда слушайте внимательно вопросы Бабы Яги : Смотрят презентацию

2 часть – основная

Цель: организация образовательной деятельности воспитателя с детьми через эффективное использование методов и приемов, способствующих активизации детской деятельности, развитию познавательных способностей и интересов воспитанников.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым Слайд 10.

Какой сегодня день недели?

Какой день недели был вчера?

Какой день недели будет завтра?

Какие времена года знаете? Назовите.

Какое сейчас время года?

Слайд 11. Составление детьми рассказа о зиме с опорой на мнемотаблицу.

Слайд 13. Прикатился клубок к болоту. И перед Царевичем появилась Кикимора.

Слайд 14. Она выслушала Царевича и решила помочь, но чтобы получить карту, надо выполнить её задание.

Давайте поможем Ивану Царевичу. Приготовьте геометрические фигуры. Давайте назовем их.

Приготовьтесь слушать задание и правильно располагать геометрические фигуры на листе бумаги:

• в центре листа расположите желтый круг

• справа от круга расположите зеленый квадрат

• слева от круга расположите красный треугольник

• над кругом расположите синий прямоугольник

• под кругом расположите черный овал

Где ты расположил круг?

Какая фигура находится справа от круга?

Какая фигура расположена под кругом?

А сейчас проверим.

Если вы верно выполнили задание, геометрические фигуры на вашем листке должны быть расположены так, как показано на слайде.

Кто допустил ошибку, исправьте ее самостоятельно.

А теперь я предлагаю вам оценить свою работу. Если вы правильно выполнили задание, поднимите веселый смайлик. Если допустили ошибку, грустный.

- Мы справились с заданием, и Кикимора дала карту Ивану Царевичу. Клубочек покатился дальше и привел Ивана Царевича в сказочный лес.

В лесу Иван Царевич встретил животных. А каких, вы узнаете, если отгадаете загадки:

На его спине — иголки.

И длинны они, и колки.

Потому-то вдоль дорожек

С ними смело ходит…

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

Хоть на вид – краса девица,

На проделки мастерица,

Кто дружить захочет с ней?

Зверя нет в лесу хитрей

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна.

Просмотрите, как расположились звери на лесной полянке.

-Кто находится между белкой и лисой?

-Кто находится справа от ежика?

-Кто находится слева от ежика?

-Сзади (позади) ежа расположился….?

Слайд 17. Веселый гномик

Пошел Иван Царевич дальше и встретил в лесу гномика, который предложил ему решить задачи:

1. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы. Сколько птиц летело над рекой?

2. Шесть веселых медвежат за малиной в лес спешат, но один из них устал и конечно же отстал. А теперь ответ найди: сколько мишек впереди?

Воспитатель. Дети, пока мы играли, Иван Царевич добрался до замка.

Вот вход в замок. Дверь, за которой находится Царевна, завалена камнями. Чтобы войти в замок нужно разобрать камни.

Разберут на доске 2 детей, а мы поможем им за столами.

Вам необходимо расположить числа в прямом порядке от 1 до 10 (работа в парах.

- Назовите самое маленькое число.

- Назовите самое большое число.

- Между числами 4 и 6 находится число.

- Назовите числа, которые больше числа 8. Где они расположены?

- Назовите числа, которые меньше 4. Где они расположены?

Благодаря вашей помощи Иван Царевич оказался перед дверью, ведущей в замок.

Но хрустальный ключик, которым можно открыть дверь разбился.

Давайте поможем Ивану Царевичу собрать ключ из частей.

Благодаря вашей помощи Иван Царевич смог открыть дверь в замок и освободить Царевну.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(выступление из опыта работы)

Замураева Светлана

Витальевна, воспитатель

(из опыта работы)

Замураева Светлана Витальевна,

воспитатель

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, в развитии личности ребенка, имеет познавательная деятельность - как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого.

Слайд Правила.

Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;

Не сдерживать инициативы детей;

Не делать за них то, что они могут сделать (могут научиться делать) самостоятельно;

Не спешить с вынесением суждений;

Помогать, детям учиться управлять процессом усвоения знаний.

Самое главное – подходить к проведению этой работы творчески. Мы, взрослые, можем научить ребёнка всему, что умеем и знаем сами, а творчеству может научить только творческий человек.

Развитие у детей старшего дошкольного возраста естественно - научных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.

Прежде чем проводить НОД, продумываем цель.

Слайд задачи

Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой.

Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.

Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.

Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.

Из этой цели вытекают задачи.

Слайд Принципы:

Принцип научности

Принцип доступности

Принцип развивающего эффекта содержания.

Принцип системности

Принцип синтеза интеллекта и деятельности.

Принцип востребованности.

Принцип интеграции.

Принцип комфортности обучения.

Принцип научности.

Детям даются только достоверные научные знания.

Принцип доступности.

Все знания должны соответствовать возрастному уровню детей.

Принцип развивающего эффекта содержания.

Знания должны опираться на зону ближайшего развития детей, обеспечивать усвоение ребёнком способов познания.

Принцип системности.

Все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечить у ребёнка знание целостной картины мира.

Принцип синтеза интеллекта и деятельности.

Это развитие не только приёмов, но и той деятельности, в которую включены дети, развивая их чувства и эмоции.

Принцип востребованности.

Всё, что ребёнок узнаёт в процессе обучения, должно перейти в его активный опыт, использовать в его повседневной жизни.

Принцип интеграции.

Обязательная интегративность познавательно - исследовательской деятельности с другими видами деятельности.

Принцип комфортности обучения.

Продумали и создали условия, при которых потребности познавательного развития старших дошкольников будут удовлетворены.

Важность данной работы состоит в том, чтобы пробудить чувства ребёнка, заинтересовать его в изучении окружающего мира не только в пределах города, области, но и всего мира.

С чего начали мы свою работу? Конечно, с изучения научно- методической литературы, подборкой интересной информации для ребёнка, подбором иллюстраций, картинок, презентаций. А также:

Слайд Среда

Организации развивающей среды (карты, глобус, художественная литература, энциклопедии и т.д.);

Нужно помнить о том, что главное не дать ребёнку готовые знания, а заинтересовать его так, чтобы он сам пытался что-то узнать, спрашивать, находить.

Занятия с детьми строятся по принципу игрового развивающего обучения и направлены на развитие любознательности, умение анализировать собственные наблюдения, сравнивать их с другими, обобщать и делать выводы. Мы учим детей, задавать вопросы и даже проводить опыты.

Для этого мы использовали разнообразные методы.

Слайд Методы:

Словесные: беседа, объяснения, вопросы, диалог, дискуссии, использование художественного слова, выдвижение гипотез.

Наглядные: использование дидактического материала, схем, моделей, картинок, карт, глобуса, презентаций, видео и т. д.

Практические: опыты, исследования, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, раскрашивание раскрасок на географическую тему,) игры (подвижные, дидактические, сюжетно- ролевые), проблемные ситуации.

Слайд. Фото дети рассматривают глобус, карту и компас

Прежде чем отправляться с детьми в путешествие, мы познакомили их с картой Слайд и глобусом, более подробно рассказали о материках, океанах. Рассмотрели и определили, каким цветом обозначены на карте: горы - коричневые, вода - голубая, зелёный- лес , жёлтый песок и другими знаками. Уточнили, что вода занимает большую часть земной поверхности,

Слайд познакомились с компасом.

Как же начать воображаемое путешествие?

Для каждого, конкретного путешествия нужен какой - либо отправной момент, который вызовет у детей интерес и желание совершить путешествие. Для путешествий по карте отправным моментом могут стать воображаемые события из художественных текстов, а также можно использовать события, происходящие в реальной жизни (отпуск с родителями в летний период).

Приведу пример одного из путешествий с детьми, его конспект есть у Вас в методических материалах, достаньте его. Обратите внимание, на колонки.

В начале путешествия в Африку мы заинтересовали детей.

Слайд Дети рассматривают глобус

Воспитатель:- Посмотрите на глобус, видите, какая огромная планета Земля и так хочется побывать в самых далёких её уголках. Сегодня я предлагаю совершить ещё одно увлекательное путешествие.

Слайд Дети ищут Африку на карте

Воспитатель: - Дети, но без карты в пути не обойтись, давайте посмотрим, где находится Африка (работа с картой).

Воспитатель: - Как нам добраться до неё, на чём? (обсуждение транспорта). Отмечаем начало пути на карте (пустыня Сахара).

Слайд. Рассматривают кактус

Дальше в ходе путешествия детям рассказываем о пустыне, об интересных растениях.

Воспитатель: - А как вы думаете, кто может встретиться нам в пути? (дети высказывают свои предположения о том, кто может встретиться в пути ). Дети рассказывают о тех животных Африки, которых уже знают: (верблюд, жираф, лев, слон) и дополняются знания детей новой информацией.

Воспитатель: - Дети, а может жить в пустыне заяц? Почему? (доказывают, делают вывод).

Слайд Окрашивание материка

На протяжении всего путешествия дети вместе с педагогом отмечали путь и совместно его окрашивали.

В конце путешествия дети наклеивают карточки – метки. На первый взгляд это простое задание, но детям предстоит найти среди большого количества карточек- меток, именно тех животных, которые живут в Африке. Чтобы закрепить полученные знания вовремя путешествия, детям предлагаем сделать макет и подумать, как мы будем его делать, чтоб потом играть в Африку.

Отталкиваясь от события, как вы заметили, мы ставим вопросы для исследования: Как добраться до того или иного места? Как путешествовать в океане, если нет дорог и указателей? Вместе с детьми обсуждаем идеи, гипотезы, что может нам встретиться на пути.

В ходе таких путешествий ребята освоили природные и культурные символы разных частей света: для Африки - жираф, бегемот, пустыня, саванна; для Антарктиды - айсберги, пингвины; для Австралии- кенгуру, утконосы, коала и т. д.

Два Слайда Опыты

Слайд Работы детей и родителей

В этом году предложили родителям сделать кару путешествия отпуска в летний период.

Мой опыт работы, будет интересен педагогам и родителям для совместной работы с детьми , как в детском саду, так и дома. Я надеюсь, данная технология поможет Вам не только открыть детям знания, но и через эти знания развивать ребёнка.

Автор: Маринина Татьяна Георгиевна

Населенный пункт: г. Сосногорск

Цель: формировать умение правильно называть местоположение предметов относительно себя.

Оборудование: игрушки белка, волк, лиса, медведь.

Ход игры: в ходе игры взрослый ставит ребенка на видном месте, а вокруг него располагает игрушки. Ребенок должен запомнить, где от него находятся игрушки (впереди-белка, сзади-волк, справа - лиса, слева – медведь), затем закрывает глаза, взрослый меняет 2 игрушки местами, а ребенок должен определить, что изменилось.

Цель: формировать умение определять местоположение справа от себя, слева от себя, закрепить умение выделять фигуры по двум признакам.

Оборудование: красный и синий обручи, логические блоки Дьенеша.

Ход игры: взрослый предлагает детям расположить обручи на полу так, чтобы они имели область пересечения – справа впереди от ребенка красный обруч, слева впереди – синий, впереди по центру – область пересечения. Далее взрослый предлагает детям положить в красный обруч все красные фигуры, в синий обруч – все круглые фигуры, а в области пересечения двух обручей фигуры с двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые). Далее дети называют, какие фигуры лежат справа впереди от них, какие – слева впереди, и какие остались лежать вне обручей (все фигуры – не красные и не круглые; синие; желтые; треугольные, квадратные, прямоугольные).

Цель: закреплять умение детей определять местонахождение предметов по отношению к себе.

Оборудование: логические блоки Дьенеша.

После взрослый усложнияет игру тем, что предлагает детям переложить фигуры так, чтобы сзади, справа и спереди остались только многоугольники.

Цель: совершенствовать умения детей определять местонахождение предметов по отношению к себе, развивать умения расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково - символическим обозначениям,

Оборудование: логические блоки, карточки с обозначением свойств.

Ход игры: взрослый предлагает детям отгадать необычные загадки без слов. Взрослый показывает карточки со знаками, которые подсказывают, какие фигуры загаданы, а дети должны расположить загаданные фигуры справа от себя, слева от себя, впереди и сзади (справа – треугольная, желтая, маленькая и толстая; слева - круглая, красная, не толстая и не маленькая; впереди – квадратная, синяя, толстая, не маленькая; сзади – прямоугольная, желтая, не тонкая, не маленькая). После выполнения задания дети называют фигуры, которые они положили около себя и объясняют, почему они выбрали именно эти фигуры.

Цель: формировать умение правильно обозначать в речи взаимное расположение предметов.

Оборудование: кукла, зайчик, пирамидка, елочка, матрешка.

Ход игры: взрослый располагает на столе игрушки по углам воображаемого квадрата. Далее предлагает детям назвать игрушки, которые расположены по углам воображаемого квадрата и в середине его, отвечая на вопросы взрослого.

– Какая игрушка, находится в центре?

– Какая игрушка находится в правом верхнем углу?

– Что стоит в левом нижнем углу?

– Какая игрушка находится в правом нижнем углу?

– Что находится в левом верхнем углу?

Если дети называют игрушки правильно, то забирают ее.

Цель: формирование умений взаимно располагать предметы по указанию взрослого на горизонтальной плоскости.

Ход игры: взрослый предлагает детям построить лесенку из палочек на столе так, чтобы внизу стола оказалась палочка с самым большим числом, а дальше строить лесенку вверх от положенной палочки так, чтобы каждое следующее число было меньше на один, располагая палочки с левого края на одном уровне. После выполнения дети отвечают, что у них получилось (лесенка), какого цвета каждая последующая ступенька и почему (число 9 меньше 10 на 1). Далее взрослый задает вопросы:

– Какого цвета ступенька, которая находится над голубой?

– Какого цвета ступенька находится между черной и синей?

– Какого цвета ступенька находится под желтой?

– Какого цвета ступенька находится выше розовой?

– Какого цвета ступенька находится ниже синей?

Далее взрослый предлагает ”сломать лесенку”, пропустив число, меньше 6 на 1, и число больше 7 на 1. После выполнения задания дети называют, какие ступеньки лесенки у них сломались и почему (5 меньше 6 на 1, 8 больше 7 на 1).

Цель: закрепить умение взаимно располагать предметы по указанию взрослого на горизонтальной плоскости.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям схему расположения домика, справа от которого сидел зайчик, составленную из палочек Кюизенера, но рисунок не цветной, палочки обозначаются цифрами. Далее взрослый предлагет детям составить рисунок по данному образцу и рассказать, что получилось и какого цвета вышли детали рисунка.

Цель: совершенствовать умение взаимно располагать предметы по указанию взрослого на горизонтальной плоскости.

Ход игры: взрослый предлагает детям составить рисунок из палочек Кюизенера самостоятельно и, не показывая взрослому, объяснить, какие палочки и как расположены в его картинке, а взрослый по объяснению ребенка составляет рисунок. После, сравнив оба изображения, выясняют, правильно ли ребенок назвал местоположение палочек относительно друг друга.

Цель: формировать умения детей двигаться в заданном направлении, найти спрятанную игрушку.

Оборудование: письмо, игрушка машинка.

Ход игры: взрослый рассказывает детям, что ночью, когда в группе никого не было, прилетал Карлсон и принес в подарок игрушку. Игрушку Карлсон спрятал, но оставил письмо, в котором написал, как ее можно найти. Далее взрослый распечатывает письмо и читает его, а дети выполняют, те указания, которые там написаны. Вместе со взрослым дети находят игрушку.

Цель: формировать умение передвигаться по ограниченной площади по заданному условию.

Оборудование: игровая площадка

Ход игры: на игровой площадке взрослый располагает детей в условленном месте, и предлагает пройти к веранде так, что одна группа обходила постройки на площадке с правой стороны, вторая группа – с левой стороны, третья группа должна пройти между постройками. После того как дети встречаются на веранде, они должны рассказать о своем маршруте и объяснить, почему группы пришли в условное место в разное время.

Оборудование: карта-схема,

Ход игры: взрослый рассказывает детям, что в группе спрятан ”клад” и показывает детям карту-схему, на которой крестиками обозначены начало и конец пути. Взрослый объяснет, как пользоваться такой картой-схемой, что обозначают стрелочки и как на карте обозначено место спрятанного клада. По ходу движения дети называют направление, куда указывает стрелка, и как им нужно изменить направление движения.

Цель: совершенствовать умение передвигаться по ограниченной площади по заданному условию.

Оборудование: игрушка зайчик.

Ход игры: взрослый предлагает детям самостоятельно спрятать на игровой площадке игрушку и придумать маршрут, как до нее добраться от условного места. Далее взрослый двигается по указанию детей и находит спрятанную игрушку.

Цель: формировать умение у детей передвигать предмет по ограниченной плоскости по указанию взрослого.

Оборудование: лист бумаги с нарисованными гаражом, школой и зоопарком; маленькая машинка.

Далее взрослый предлагает детям вспомнить и назвать, в каком направлении они передвигали машинку (вверх по правой стороне, влево вниз через центр листа, вправо по нижней стороне листа). Затем взрослый предлагает детям вернуться из школы тем же маршрутом и рассказать, в каком направлении они двигали машинку.

Цель: закреплять умение ориентироваться на листе бумаги с помощью геометрических фигур.

Оборудование: чистый лист бумаги, набор плоских геометрических фигур.

Ход игры: взрослый предлагает детям разложить геометрические фигуры на листе бумаги так, чтобы:

  • красный квадрат находился в левом верхнем углу;
  • жёлтый овал – в центре листа;
  • зеленый квадрат в правом верхнем углу,
  • красный треугольник посередине стороны листа, справа от желтого овала, но снизу от зеленого квадрата;
  • коричневый прямоугольник в правом нижнем углу;
  • оранжевый прямоугольник в левом нижнем углу;
  • синий треугольник слева от желтого овала, но над оранжевым прямоугольником;
  • посередине между квадратами синий круг;
  • зеленый круг между прямоугольниками.

Далее взрослый показывает детям узор, который должен был у них получиться при правильном расположении фигур. Дети сравнивают свою работу с работой взрослого, и называют и исправляют свои ошибки.

Цель: совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги

Оборудование: чистый лист бумаги, фломастеры или цветные карандаши.

Цель: закреплять умение детей среднего возраста определять правую и левую сторону.

Оборудование: игровая площадка.

Ход игры: Дети старшей группы ставят одного из детей средней группы посередине игровой площадки и спрашивают:

– Что ты видишь перед собой?

– Что находится справа от тебя?

– Что находится слева от тебя?

Далее предлагают ребенку закрыть глаза и поворачивают его в другую сторону

Ребенок, открыв глаза, должен назвать, что изменилось по отношению к нему.

Цель: закреплять умение передвигаться в заданном направлении

Оборудование: игрушка-клоун, чистый лист бумаги, цветные карандаши,

Ход игры: детям предлагается карта передвижения (маршрут), путь движения обозначен стрелочками. На каждой остановке дети выполняют различные задания. Во время движения дети называют, в какую сторону показывает стрелочка. На пути движения дети отгадывают загадки, рисуют рисунок. В конце путешествия дети находят спрятанную игрушку-клоуна.

Цель: закреплять умение передвигаться в заданном направлении по устному указанию.

Оборудование: игровая площадка.

Ход игры: детям предлагают на прогулке пройти от начала игровой площадки до веранды, но не как все люди, а как Роботы: два шага вперёд, один шаг вправо, два шага назад, один шаг вправо. По правилам, кто путается в шагах, тот выбывает из игры. Кто верно выполняет все правила, дойдя до веранды становится ведущим, и придумывает новый способ передвижения.

Список используемой литературы

5. Люблинская, А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста [Текст] Формирование восприятия пространства и пространственных представлений/ А.А. Люблинская СПб, ст. под ред.Афанасьева Б.Г.. – М.: Известия АПИ РСФСР, 2006. - 223 с.

  1. Метлина, Л. С. Математика в детском саду [Текст] / Л. С. Метлина. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с. – ISBN 978–5–94051–139–9.
  2. Михайлова, З.А. Математическое развитие дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А. М. Вербенец. – СПб.: Питер, 2008. – 220 с. – ISBN 5–691–00893–5.

10. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием [Текст]:Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1987. – 97 с.: ил.

Читайте также: