Здоровье ребенка и школьная нагрузка педсовет

Обновлено: 05.07.2024

Материал содержит системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. Педсовет сопровождается презентацией.

ВложениеРазмер
pedsovet.doc 284.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ценность здоровья выше ценности искусства и науки, дружбы и согласия между родителями, детьми и братьями.

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы .

В. А. Сухомлинский

Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

выше ценности искусства и науки,

дружбы и согласия

между родителями, детьми и братьями.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Ценность здоровья выше ценности искусства и науки, дружбы и согласия между родителями, детьми и братьями. Сократ

Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся; определить пути и способы совершенствования работы в пути, и способы совершенствования работы в данном направлении.

(формирование сознательной потребности у педагогов школы к здоровому образу жизни, а через них создание необходимых условий для улучшения здоровья учащихся).

  • проведение системного анализа педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся
  • определение путей и способов совершенствования работы в области здоровьясбережения школьников :

- Создание приятного психологического климата среди всех групп – участников учебно-воспитательного процесса;

- Создание условий для профилактики острых вирусных респираторных заболеваний и их осложнений, эффективного личностного роста ребенка, самораскрытие его творческого потенциала в процессе учебной деятельности;

- Воспитание здорового, творчески мыслящего человека, знающего свой организм и умеющего управлять им в любых условиях;

- Создание необходимых условий для активного вовлечения родителей в процесс восстановления и укрепления здоровья детей.

  • Нормы СанПиНа
  • высказывания о здоровье, здоровьесберегающих технологиях;

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы . В. А. Сухомлинский

Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие (ВОЗ)

Ценность здоровья выше ценности искусства и науки, дружбы и согласия между родителями, детьми и братьями. Сократ

Методы предварительного исследования:

Буклет для учителей

План проведения педсовета

1. Выступление директора школы

(Ответственный: заместитель директора по ОТ и З – Нечаева О.Г.)

3. Анализ здоровья учащихся школы.

(Ответственный: заместитель директора по ОТ и З – Нечаева О.Г.)

4. Анализ работы школы по формированию здорового образа жизни, укреплению здоровья обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.

5 Результаты анкетирование педагогов и учащихся.

8. Проведение нестандартных физкультминуток

9. Психологические тренинги для учащихся

10. Охрана здоровья в ГПД

11. Умей правильно распределять свое время

12. Новые методы борьбы с вредными привычками

13.Проект решения педсовета.

Введение (директор школы)

Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие (ВОЗ)

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровью дается такое определение: здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное благополучие? Официальная цифра такова: 96 % детей в России имеют отклонения в состоянии здоровья. Крайне неуютная цифра, не так ли?

По данным некоторых российских и зарубежных исследователей существуют четыре основных фактора, определяющих здоровье человека: физическая подготовленность, двигательная активность (30-40%), генетическая предрасположенность (20-25%), образ жизни (труд, жилье, питание, жилье и др.) (15-25%), медицина (качество лечения, профилактика болезней и т.п.) (5-10%). Степень влияния, усиления или снижения их действия различны. Для улучшения условий жизни, качества питания, медицинского обслуживания необходимы большие финансовые и материальные затраты, обеспечить которые в современной российской действительности весьма проблематично.

Стратегической целью образования является создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья.

Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 все пед учреждения должны выполнять следующие требования:

– рациональная организация учебного процесса;

– оптимальная организация физкультурно-оздоровительной работы;

– организация качественного питания;

– организация качественного медицинского сопровождения.

В соответствии с данным документом в нашем ОУ применяются следующие здоровьесберегающие образовательные технологии и формы организации учебно-воспитательного процесса (УВП) с учетом психологических и физиологических особенностей учащихся.

  • Интеграция образовательного и оздоровительного процессов.
  • Требования к психолого-педагогическим и гигиеническим условиям проведения урока.
  • Организация безопасной образовательной среды.
  • Система профилактики вредных привычек.
  • Содержание и система мониторинга здоровья учащихся.
  • Гуманизация отношений участников педагогического процесса.
  • Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества по сохранению здоровья учащихся.
  • Развитие эффективного сотрудничества с органами здравоохранения, образования, социального обеспечения.

Педагогические условия укрепления и сохранения здоровья школьников

Но, к сожалению, не всегда удается в полной мере следовать установленным нормам, т к нередко возникают проблемы…, а мы педагоги и должны учитывать некоторые особенности (физич и психолог) каждого ученика.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, часто создает для них психологические трудности.

Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. У детей, не справляющихся с программой, легко развивается самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности, они смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.

Следует особо отметить, что поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки и другие показатели – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.

При проявлении поведенческих нарушений и снижении успеваемости на фоне перегрузок ребенка следовало бы научить снимать напряжение, овладеть навыками самоконтроля, самопознания, саморегуляции. Но, к сожалению не все педагоги обращают внимание на изменение психологического состояния ребенка. А это влечет за собой плачевный результат. Школьник замыкается в себе и перестает выполнять полностью учебную программу, либо находить для себя облегченный вариант учебной программы. Происходит так называемая коррекция учебной программы, а основной целью становится приспособление ребенка к новому сниженному интеллектуальному статусу. В этом случае дальнейшее обучение тормозит формирование всех психических процессов и приводит к искажению эмоционально-личностного развития. В условиях повышенного эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения.

С другой стороны, школьно-подростковый возраст – это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и саморегуляции, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

Конечно, мы, педагоги, стараемся в полной мере следовать СанПиНу, но все-таки до сих пор у чеными выделяются 10 основных причин резкого ухудшения здоровья ребенка.

Все они кажутся безобидными по отдельности, но слитые воедино, они дают гремучую смесь, лишающую вновь пришедшего в мир человечка самого дорогого, что есть на этом свете.

Третья причина – гиподинамия, которая коварна тем, что нарушает кровоток в организме. Именно поэтому беременным женщинам необходимо как можно больше гулять, а мамам – отучать малыша от коляски задолго до того, как ему исполнится три годика. Учителями начальной школы систематически, а учителями среднего звена реже проводятся физминутки до урока и в процессе урока.

Четвертая причина – игнорирование заветов Мойдодыра.

Пятая – кроется в том, что закаливание полностью отдали на откуп моржам. А ведь элементарное ежедневное обливание прохладной водой способно снизить частоту респираторных заболеваний в два раза.

Шестая причина – низкий процент малышей, находящихся на грудном вскармливании.

Седьмая – скудный рацион питания, когда вместо овощей и фруктов меню ребенка составляют сплошные каши и картошка, а праздник души устраивается в ресторанах быстрого питания. Классным руководителям на родительских собраниях необходимо систематически обсуждать обозначенные проблемы.

Восьмая причина – запредельная интеллектуальная нагрузка на детей дошкольного возраста.

Девятая – общественный стереотип, что для успешной карьеры нужны энциклопедические знания. И мало кто пропагандирует здоровье, которое не менее важно для успешной карьеры.

И, наконец, последняя причина – сбой высших регуляторных систем из-за недостатка положительных эмоций. Некоторым педагогам, делающим ставку лишь на объем информации, не окрашивая ее положительными эмоциями, следует напомнить, что радость нужна ребенку, как воздух, а нехватка ее выливается в целый ряд психосоматических заболеваний.

Слайд модель здоровья школьника

Что же сами врачи понимают под здоровьем?

Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих в организме, и часто используется как показатель состояния здоровья детей.

Нервная система . Состояние нервной системы у детей и подростков совершенно иное, чем у взрослых и детей. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения со стороны жизненно важных органов и систем.

Эндокринная система. Биологические особенности подросткового возраста в значительной мере зависят от функции эндокринных желез.

Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы. Они влияют на все виды обмена веществ, развитие мозга, уровень интеллекта, физического развития, созревание репродуктивной системы, на адаптационные возможности.

Иммунная система. Другой важнейшей системой, определяющей адаптационные, приспособительные реакции и обеспечивающей устойчивость организма к внешним воздействиям, является иммунная система.

Половое созревание занимает особое место в развитии ребёнка. Наступление полового созревания совпадает с подростковым возрастом и является его отличительной чертой.

Сердечно-сосудистая система. В период всего периода школьного возраста происходит интенсивный рост сердца в длину, ширину, увеличивается его полостей.

Особенности развития и функционирования сердечно – сосудистой системы в подростковом возрасте определяют многообразие нарушений её функций, которые в ряде случаев могут вызывать субъективные жалобы. Чаще они выявляются в виде неприятных ощущений в области сердца (боли, чувство давления, сердцебиение), а также повышенной утомляемости, склонности к обморочным состояниям.

Нервно-психическое развитие. Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью. Пик её у мальчиков приходится на 11-13 лет, у девочек – на 13-15 лет. В старшем подростковом возрасте настроение становится более устойчивым.

Костно-мышечная система. Для нормального роста костей скелета необходимо поддержание положительного уровня кальциевого обмена, т.е. ребенок должен получать более значительное питание, чем взрослый.

Освоение школьных программ требует от учащихся высокой умственной активности.

Маленький человек, приобщающийся к общей системе знаний, не только выполняет тяжелый труд, но также и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание.

В подростковом возрасте завершается развитие пищеварительной системы. К 10-11 годам – желудок, к 11-13 годам – слюнные железы и пищевод становятся такими же, как у взрослого человека. Особенностью функции желез пищеварительной системы у детей и подростков является высокая её ранимость при длительном эмоциональном и физическом напряжении, нарушении режима питания, труда и отдыха, что приводит к увеличению частоты заболеваний органов пищеварения (гастрит), склонных к прогрессированию, особенно при несвоевременной диагностике и лечении. Это необходимо иметь в виду при организации режима дня дома, учебно-воспитательного процесса в школе

Общая смертность в РФ в 1,5 раза выше, чем в развитых странах:

- болезни системы кровообращения

Но, к сожалению, педиатры исследуют не только школьные болезни, но все чаще и чаще встречаются с детьми, которые имеют более серьезные заболевания, ведущие к смерти

высокие показатели смертности:

- болезни системы кровообращения

Статистика по области причины смертности

Анализ здоровья учащихся школы

В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит классно-урочная система с четким расписанием на каждый день недели. Школа работает в одну смену в режиме шестидневной рабочей неделе, учащиеся 1 класса – в режиме пятидневной рабочей неделе.

Согласно новым Стандартам, новому СанПиНу 2.4.2.2821-10 продолжительность уроков в 1 классе – 35 минут, внеурочная деятельность организована с 13.00 до 15.30, между занятиями перемены продолжительностью 15 минут, уроки во 2 -10 классах 45 минут.

По проекту школы для первоклассников не предусмотрен кабинет для дневного сна.

Контроль за состоянием здоровья школьников осуществлялся заместителем директора по охране труда и здоровья – Нечаевой О.Г., классными руководителями через систему мероприятий.

Учебно-воспитательный процесс в школе проводится в соответствии с результатами регулярного комплексного изучения состояния здоровья школьников, осуществляемого педагогами, медицинскими работниками в школе.

Большое внимание школа уделяет здоровью и здоровому образу жизни школьников. При выполнении учебного плана не допускаются перегрузки учащихся, ориентируясь на предельно допустимую нагрузку, строго отслеживается дозировка домашнего задания. С целью сохранения здоровья учащихся, учитель физкультуры используют индивидуальный и дифференцированный подход на уроках.

Учащиеся школы посещают бассейн.

II. Данные по школе.

Давайте посмотрим, каков паспорт здоровья детей, с которыми мы работаем, и здоровье которых обязаны сохранить.

В нашей школе из 81 учащихся: к 1-й группе здоровья отнесено 38,2%, ко 2-й – 46,9%,

к 3-й – 14,8%. Нет учащихся 4-й группы здоровья.

Слайд 19 таблица

По данным медицинских карт количество детей имеющих на начало 2011 – 2012 года I группу здоровья составляет 37,8%, II группу – 38 человек (46,3%), III – группу – 13 человек (15,8%).

Результаты распределения учащихся на группы здоровья в динамике учебных годов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Здоровье детей, допустимые и реальные учебные нагрузки. Домашние задания в ус.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Здоровье детей, допустимые и реальные учебные нагрузки. Домашние задания в ус.

Здоровье детей, допустимые и реальные учебные нагрузки. Домашние задания в условиях новых стандартов. Подготовила: Учитель МБОУ СОШ п.Нивенское Тарасова Е.М.

«Здоровье — утверждал академик И.П. Павлов — это бесценный дар природы, оно.

Здоровье детей и школа По данным Минсоцздравразвития 70 % первоклассников в н.

Здоровье детей и школа По данным Минсоцздравразвития 70 % первоклассников в начале школьного обучения относительно здоровы, при этом почти половина подростков, получающих аттестат зрелости, страдает хроническими заболеваниями. Из этой статистики ясно, что здоровье детей в школе часто ухудшается. Однако многих болезней можно избежать, если своевременно начать их профилактику и изменить образ жизни ребенка. Почему у школьников ухудшается здоровье: Из-за переутомления Из-за гиподинамии Из-за стрессов

Какие заболевания появляются у детей в школе Нарушения зрения Причины. Дети.

Состояние здоровья школьников. Характеристика заболеваний школьников. За пос.

Состояние здоровья школьников. Характеристика заболеваний школьников. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10 % выпускников школ могут считаться здоровыми, 40 % имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. За период обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 — 2 раза, нервными болезнями — в 2 раза, с аллергическими болезнями — в 3 раза, с близорукостью — в 5 раз. Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся отмечается в школах нового типа (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов и др.), учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью. Заметно возросла заболеваемость подростков: по результатам профилактических осмотров различные заболевания регистрируются у 94,5 % подростков. Распространённость заболеваний, ограничивающих выбор профессий, достигает 3 %.

Повышенная нагрузка в школе и дома, при подготовке домашних заданий: как и че.

Повышенная нагрузка в школе и дома, при подготовке домашних заданий: как и чем помочь ребенку Повышенная нагрузка, которую испытывают школьники, – серьезная проблема и для педагогов, и для врачей, и в первую очередь для родителей. Ведь интеллектуальные перегрузки приводят к стрессам и могут сказаться на физическом здоровье ребенка.

SOS Хроническая перегрузка нередко дает о себе знать простудами, которые ребе.

Какие занятия помогут сохранить здоровье детей Динамические паузы. Необходим.

Какие занятия помогут сохранить здоровье детей Динамические паузы. Необходимы, чтобы укрепить и сохранить здоровье детского организма. Проводятся во время уроков, занимают от 2 до 5 минут. Физкультурные паузы используются по мере утомляемости ребят. Занятия включают в себя упражнения для глаз и элементы дыхательной гимнастики. Подвижные игры. Необходимы для профилактики гиподинамии, снятия стресса. Подвижные игры обычно проводятся в спортивном зале или во дворе школы на уроке физкультуры. Они подбираются в соответствии с возрастом и состоянием здоровья школьников. Релаксация. Занятия необходимы, чтобы укрепить и сохранить психическое здоровье. Релаксационные упражнения обычно проводятся в кабинете школьного психолога.

Важно! Валеологический аспект на уроке должен присутствовать в обязательном п.

Важно! Валеологический аспект на уроке должен присутствовать в обязательном порядке: Гигиенические требования к кабинету. Поза обучающегося. Интеллектуальная активность обучающихся. Наличие эмоциональных пауз. Чередование позы обучающихся

ДОПУСТИМЫЕ НОРМАТИВЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ Домашнее задание – составная часть урока, направленная на по.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ Домашнее задание – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний. Лишь при единстве урочной и самостоятельной домашней работы учащихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели. Учителю предоставляется возможность при максимальной нагрузке на уроке осуществлять учебный процесс по ряду предметов без домашних заданий. Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся.

Роль домашних заданий в образовательном процессе Занятие в школе может только.

Роль домашних заданий в образовательном процессе Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд. И. Кант

В своей работе при организации домашних заданий стараюсь выполнять следующие.

В своей работе при организации домашних заданий стараюсь выполнять следующие требования: задание должно быть понятно каждому ученику (ясность задания); задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно просты и репродуктивны (должны иметь проблемный характер); задание должно предопределять его проверку (установка на контроль); задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий); задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий); задание не должно быть однообразным и однотипным. задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности); в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного); каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся; задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);

Домашнее задание по биологии должно занимать не более получаса по времени на.

Домашнее задание по биологии должно занимать не более получаса по времени на его выполнение. Рекомендации по его выполнению даю на каждом уроке с учетом особенностей учащихся. Задания творческого характера, требующие большого объема времени для их выполнения, предлагаю заранее. Большое внимание уделяю дифференцированным домашним заданиям.

Что дают дифференцированные домашние задания? Дифференциация домашних заданий.

Что дают дифференцированные домашние задания? Дифференциация домашних заданий способствует, с одной стороны, устранению перегрузки учащихся домашней работой, с другой, помогает проявить те или иные способности каждому учащемуся. Интерсные и посильные домашние задания дети делают с удовольствием Учитель одновременно дает домашнее задание трех уровней. Первый уровень — обязательный минимум, который должен быть понятен и по силам любому ученику. Второй уровень — тренировочный. Его выполняют ученики, которые без особой трудности осваивают программу и хорошо знают предмет. Третий уровень используется учителем в зависимости от темы урока и уровня подготовленности учеников. Чаще всего, это творческое задание, которое стимулируется высокой оценкой.

Примеры дифференцированных домашних заданий по биологии в условиях ФГОС Тема.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Создать условия для обеспечения формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (укрепление материально-технической базы учреждения, повышение педагогического потенциала, привлечение родительских ресурсов).

2. Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье.

3. Сформировать знания о безопасном поведении и оказании помощи в опасной ситуации.

4. Научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

5. Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.

6. Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.

Главное для вашего здоровья – чтобы в числе его врагов не оказались вы сами. Б. Тойшибеков.

Современная эпоха — эпоха реформирования образования, школы, личности педагога и ребенка, отношений к жизни и дея­тельности, друг к другу, к своему здоровью, формирование но­вых педагогических идей, нового типа мышления, нового взгля­да на самого себя.

Современное образование с каждым годом выходит на более высокий технологический уровень. Наряду с поиском новых пе­дагогических технологий, что связано прежде всего с идеями целостности, гуманизации, личностно ориентированного подхода, современная школа должна помочь ребенку реализовать образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения и при этом сохранить и укрепить здоровье учащихся.

Все чаще отмечается тот факт, что современная школа ухудшает здоровье учащихся.

Специалисты считают, что этому способствует сложившаяся здоровьезатратная система образо­вания, то есть освоение знаний в условиях массовой современной школы дается учащимся слишком дорогой ценой - ценой сво­его здоровья.

Поэтому целью образовательного процесса является не только новое качество обучения, но и сохранение здоровья учащихся, обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

Одна из главных задач - нахождение таких способов организации образовательного про­цесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического, социального и нравственного развития учащихся, а также способствовали устранению перегрузок детей.

Основополагающее значение это имеет еще и потому, что в нашем образовательном учреждении обучаются дети самых раз­ных способностей и возможностей, включая и состояние их здоровья.

Для эффективности организации образовательного процесса, охраны и укрепления здоровья учащихся, устранения имеющихся перегрузок в школе предусматриваются и осуществляются:

- медико -психологический мониторинг;

- наблюдение за функциональным состоянием детей, состоянием их здоровья,

- изучение Школьной инфраструктуры;

- организации учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки;

- работа по физической культуре и оздоровлению;

- мероприятия по охране и укреплению здоровья (использо­вание здоровьес6ерегающих технологий в образовании);

- создание условий для организации и проведения занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе

Эти мероприятия проводится с помощью администрации, учителей, врачей (медицин­ской сестры) и родителей учащихся.

Включение родителей в эту деятельность, с одной стороны, повышает их информирован­ность и заинтересованность, а с другой, помогает получить объ­ективные данные об организации внешкольных занятий и со­стоянии здоровья школьников.

Состояние здоровья школьников сегодня внушает вполне обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по ох­ране и укреплению здоровья в процессе обучения. Каждый четвертый ребенок рождается с отклонениями в здоровье. По­этому нам необходимо накопить определенный опыт в изучении данного вопроса и выработать системный подход к сохранению и укреп­лению здоровья обучающихся.

Обратите внимание на слайд, вашему вниманию представлена материально – техническая база оздоровления школьников.

Итак, что же входит в материально – техническую базу оздоровления школьников?

Материально – техническая база оздоровления школьников

Рассмотрим каждую базу поподробней.

Анализ учебного процесса и режима учебной нагрузки.

Немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья играет правильная организация учебного процесса, рациональное распределение учебной нагрузки, соблюдение режима, правильное составление расписания в соответствии с санитарными правилами и нормативами, учет индивидуальных особенностей детей.

Следователь­но, потребность в гигиенической регламентации учебной деятельности о6учающихся приобретает еще большую актуальность.

Рациональное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и учебной недели - важный фактор профилактики утомляемости и повышения работоспособности учащихся.

Расписание занятий определяет эффективность работы образова­тельного учреждения. Однако перед зам.директора по УВР стоит весьмасложная задача; не только расписать уроки, но и учесть сани­тарно-гигиенические требования.

Рациональная организация труда и отдыха обучающихся и педагогов

Между тем, как показывает практика, большинство гигиенических регламентов обеспечивают не оптимальные, а лишь минимальные здоровьес­берегагощие условия о6учения ребенка.

Воздушно – тепловой режим.

В помещениях длительного пребывания детей воздух загрязняется продуктами жизнедеятельности организма в виде кишечных газов, выделений с поверхности кожи; химических загрязнений при неправильном использовании отделочных полимерных материалов, дезинфицирующих средств, отсутствии или неисправности вытяжных устройств. Следствием этого является изменение функционального состояния центральной нервной системы, ухудшается работоспособность, самочувствие детей – появляются головная боль, ощущение разбитости, вяло­сти.

Повышение внешней температуры, тем более в сочетании с высокой влажностью и малыми скоростями движения воздуха, ухудшает отдачу тепла организмом, что может привести к пере­греву. У детей учащается пульс, дыхание, то есть организм при­лагает усилия на полезную работу (усвоение учебного материала), а на борьбу с неблагоприятными условиями внешней среды. Большая чувствительность детей к изменению микро­климата обусловливает необходимость обеспечения воздушного и теплового комфорта в учебных помещениях. Нормы микро­климата дифференцированы в зависимости от функциональногоназначения помещений.

Температура воздуха, согласно СанПиН, в зависимости от климатических условий должна составлять:

– в мастерских 15-17 °С;

а кабинетах информатики 19-21 °С;

– в спортзале 15-17 °С;

в библиотеке 17-21 °С;

– в вестибюле и гардеробе 16-19 °С;

– в рекреациях 16-18 °С.

Световой режим.

Благоприятный световой режим в школе способствует со­хранению общей и зрительной работоспособности, препятствует утомлению глаз и связанному с ним расстройству зрения, в ча­стности, формированию близорукости. Света должно быть мно­го, причем максимально естественного. Нередко препятствует широкому проникновению естественного света затемнение окон цветами, шторами и другими предметами.

Для максимального использования дневного света и равномерногоосвещения учеб­ных помещений рекомендуется не закрашивать оконные стекла; не расставлять на подоконниках цветы. Их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвес­ных кашпо в простенках окон; при размещении их на стенах –не выше 2 м от пола; очистку и мыты стёкол проводить не реже 2 раз в год (осенью и весной).

Что касается искусственного ос­вещения, то в учебных помещениях рекомендуется отдавать предпочтение люминесцентному освещению, норма освещенно­сти 90-100 %.

Следует обратить внимание на обязательное дополнительное освещение над классной доской.

Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не ре­же 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.

- между рядами двухместных столов - не менее 60 см;

- между рядом столов и стеной - Не менее 50-70 см;

- высота нижнего края учебной доски над полом - 80-90 см.

Здоровье намного больше зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства. Д. Леббок.

Положительное влияние на здоровье оказывает ежедневная влажная уборка кабинетов. Один раз в месяц генеральная убор­ка. Все работники должны сохранять учебное помещение обу­чать этому своих воспитанников.

Все работники должны проходить медосмотры при поступ­лении на работу и впоследствии 1 раз в год с внесением резуль­татов в медицинскую книжку. В противном случае работники не допускаются на свои рабочие места.

И проблемы порешать.

Что то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить!

Вам необходимо закончить пословицы, которые я вам буду говорить.

В здоровом теле … ( здоровый дух ).

Здоровье всему … ( голова ).

Кто спортом занимается … ( тот силы набирается ).

Береги платье снову … ( а здоровье смолоду ).

Болен лечись, а здоров … ( берегись ).

Отлично, вы хорошо справились с заданием!

Предлагаю вам вспомнить и предложить высказывания известных людей о здоровье.

Свобода и здоровье имеют одно общее: по-настоящему ценишь их только тогда, когда их не хватает. ( Анри Бек ).

Судите о своем здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне.

Здоровье — это когда каждый день лучший. ( Франклин Адамс ).

Надо стремиться к тому, чтобы в здоровом теле был здоровый дух.

Здоровье — это вопрос номер один. Если у вас слабое здоровье, что толку говорить о хорошей работе, хорошей защите прав, хорошем образовании!

( Сара Макклендон ).

Отлично, вы хорошо справились и с этим заданием, но наша игра подошла к концу, как вы думайте, какой вывод мы можем сделать?

Мы можем сделать вывод о том, что здоровье играет большую роль в нашей жизни.

Верно, здоровье играет очень большую роль в жизни человека, и конечно в жизни младшего школьника, поэтому, мы с вами должны обеспечить то, чтобы наши дети всегда были здоровы!

У Вас на столах, лежат рекомендации, ознакомьтесь с ними пожалуйста.

1. Наличие у детей желания заботиться о своем здоровье (заинтересованное отношение к собственному здоровью).

2. Наличие установки на здоровое питание и обеспечение здорового питания детей в школе.

3. Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных способностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

4. Применение рекомендуемого врачами режима дня.

5. Потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены и наличие эффективного взаимодействия педагогов и медицинских работников по проблемам здоровья детей.

На важность поддержания благоприятной среды обучения указывает тот факт, что только при оптимизации санитарно-гигиенических условий в ОУ достигается улучшение состояния здоровья учащихся более чем на 10 %.

При прохождении производственной практики, я пришла к выводу, что учителя в школе тщательно подходили к сохранению здоровья школьников и уделяли этому особое внимание.

В своей дальнейшей деятельности я тоже буду уделять этому очень большое внимание, потому что здоровье является очень важным фактором в жизни человека, а особенно младших школьников.

Таким образом, необходимо формирование активной пози­ции педагогов, родителей и детей по сохранению и восстановлению здоровья на основе эффективных мер профилактики, особенно её первичного звена и в том числе, оптимизации усло­вий обучения современных школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ориентировочная оценка работы школы с точки зрения здоровьесбережения.

Определение условий формирования здоровьесберегающего пространства школы.

Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.

Мотивация педагогического коллектива школы к решению задач здоровьесберегающей педагогики.

Создание основ для методологического и технологического моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в школе.

Формирование критического мышления всех участников образовательного процесса по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.

План проведения педсовета

1. Вступительное слово директора школы Астраханцевой О.А.

5. Работа в творческих группах:

6. Выработка решения педсовета, исходя из результатов деятельности творческих групп.

Вступительное слово директора школы

Методы предварительного исследования:

Мониторинг родителей «Питание глазами родителей

Анализ заболеваемости учащихся школы

Психологическое исследование учащихся 5-9 классов

  • Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия

(Устав Всемирной организации здравоохранения)

Задачи школы с позиции здоровьесбережения Сохранение высокого уровня реального здоровья школьника Формирование культуры здоровья Подготовка к дальнейшей успешной жизни 13.05.18

Задачи школы с позиции здоровьесбережения

  • Сохранение высокого уровня реального здоровья школьника
  • Формирование культуры здоровья
  • Подготовка к дальнейшей успешной жизни

Здоровьесберегающие образовательные технологии Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). 13.05.18

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

В систему здоровьесбережения входят: Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся , направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности. 13.05.18

В систему здоровьесбережения входят:

  • Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
  • Учет особенностей возрастного развитияшкольников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
  • Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
  • Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся , направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Мониторинг по группам здоровья за 3 года 2011-2012 1 группа (здоровы) 37,9% 2 группа (имеют функциональные отклонения) 2012-2013 37,9% 2013-2014 24,4% 3 группа (хроническая патология) 2014-2015 40,2% 39% 23% 4 группа (стадия декомпенсации хронической патологии) 1,1% 38% 30,2% 5 группа 0 0 20,7% 0 0 1 уч. – 1,15%

Мониторинг по группам здоровья за 3 года

1 группа (здоровы)

(имеют функциональные отклонения)

3 группа (хроническая патология)

4 группа (стадия декомпенсации хронической патологии)

Мониторинг физического развития учащихся Заболевание 2011-2012 ЖКТ ССС 2012-2013 10,3% 2013-2014 5,7% Почек 8,1% Органов дыхания 2 – 2,3% 2,3% 2014-2015 4,6% 10- 11,5% 11,5% Мозговая дисфункция 2,3% 0 – 0 % 5,8% 3,4% Нарушение осанки 2 – 2,3% 14,9% Нарушение зрения 3,5% Нервно-психические 11,5% 10,5% 9 – 10% 6 – 7% 2,3% 11,5% Простудные 12 – 13,8% 2,3% 65,5% 1 – 1% 17,4% 23%

Мониторинг физического развития учащихся

Заболевание

Органов дыхания

Мозговая дисфункция

Нарушение осанки

Нарушение зрения

Нервно-психические

По результатам диспансеризации 2013-2014 учебного года выросли сердечно-сосудистые заболевания, мозговая дисфункция и нарушение зрения. Очевидна необходимость строить образовательный процесс на основе личностно-ориентированного обучения, основанного на изучении психологических особенностей учащихся, дифференцированном и индивидуализированном подходе к обучению и развитию ребенка, использовать личностно-ориентированные технологии в обучении. Именно эти технологии являются на сегодняшний день здоровьесберегающими.

По результатам диспансеризации 2013-2014 учебного года выросли сердечно-сосудистые заболевания, мозговая дисфункция и нарушение зрения.

Очевидна необходимость строить образовательный процесс на основе личностно-ориентированного обучения, основанного на изучении психологических особенностей учащихся, дифференцированном и индивидуализированном подходе к обучению и развитию ребенка, использовать личностно-ориентированные технологии в обучении. Именно эти технологии являются на сегодняшний день здоровьесберегающими.

Психологический климат в 5-9 кл. равен 3,9 балла по пятибалльной шкале.

Психологический климат в 5-9 кл. равен 3,9 балла по пятибалльной шкале.

Здоровьесберегающая технология предполагает: - сокращение и индивидуализацию аудиторной нагрузки, - сокращение и индивидуализацию домашнего задания, - сокращение количества стрессовых и конфликтных ситуаций, - повышение мотивации учащихся.

Здоровьесберегающая технология предполагает:

- сокращение и индивидуализацию аудиторной нагрузки,

- сокращение и индивидуализацию домашнего задания,

- сокращение количества стрессовых и конфликтных ситуаций,

- повышение мотивации учащихся.

Только тот организм можно считать здоровым, который затрачивает свои ресурсы и успешно их восстанавливает. Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика Гимнастика на уроке позволяет снимать состояние усталости на уроке, ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку возможность подвигаться. Динамические паузы в течение учебного дня и физкультурные минутки должны обязательно включать в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения. В нашей школе физкультминутки регулярно проводятся только в начальных классах. Уроки физического воспитания проходят по расписанию. К сожалению, у нас нет возможности делить детей на подгруппы по медицинским или физиологическим показателям, по видам деятельности на уроке. Часть уроков проводятся в зале. При благоприятных погодных условиях уроки физкультуры и некоторых других предметов проводятся на природе

Только тот организм можно считать здоровым, который затрачивает свои ресурсы и успешно их восстанавливает.

Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика

Гимнастика на уроке позволяет снимать состояние усталости на уроке, ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку возможность подвигаться.

Динамические паузы в течение учебного дня и физкультурные минутки должны обязательно включать в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения. В нашей школе физкультминутки регулярно проводятся только в начальных классах.

Уроки физического воспитания проходят по расписанию. К сожалению, у нас нет возможности делить детей на подгруппы по медицинским или физиологическим показателям, по видам деятельности на уроке. Часть уроков проводятся в зале. При благоприятных погодных условиях уроки физкультуры и некоторых других предметов проводятся на природе

Внеурочная деятельность 1 . Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий , в текущем году проведены общешкольные мероприятия: осенний кросс (сентябрь) - традиционный День здоровья (по станциям) ;

1 . Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий , в текущем году проведены общешкольные мероприятия:

- традиционный День здоровья (по станциям) ;

2 Реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью

– беседа со старшеклассниками представителя по борьбе со СПИД

- классные часы по организации питания

-проведён мониторинг по результатам анкетирования организации питания в школе среди учащихся и родителей;

- ежегодно проводится диспансеризация учащихся

- работают логопед и психолог

- в начале учебного года проведены антропометрические измерения обучающихся

  • классными руководителями проводятся беседы, лекции, мероприятия:
  • О правильном питании 1,2,3,4,5,6, 7, 8, 9
  • О витаминах 5
  • Гигиена подростка 6
  • Вредные привычки 5,6
  • Закаляйся, если хочешь быть здоров 6
  • Трезвость – норма жизни 9
  • Бытовой и уличный травматизм 1,2,3,4
  • Интеллектуальная игра

Система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной.

В начале учебного года с самых первых дней учителем совместно с психологом отслеживается адаптация учащихся первого класса к школьным занятиям и в целом к школе, так как именно от этого зависит психическое здоровье детей.

Аналогичная работа проводится и с учащимися 5 класса.

-определить отношение школьников средних и старших классов к своему здоровью;

- изучить мотивацию учащихся к сохранению здоровья;

-выяснить, что делают учащиеся для укрепления своего здоровья;

- выяснить пожелания учащихся о том, кто и каким образом должен формировать медицинскую культуру в школе.

-чтобы быть здоровым – 17%

Чтобы не умереть, это полезно для организма, надо, быть привлекательным – по 4%

-укреплять иммунитет, хочу быть сильным, круто, не знаю – по 2%

Так же прозвучали такие ответы:

-чтобы ходить в школу и быть подготовленным к олимпиадам,

-чтобы не заражать других,

Если ты здоровый, то к тебе тянется больше людей,

-чтобы не болеть в старости

-чтобы дольше жить и быть сильным

Можно и не быть здоровым

С целью выявления валеологической оценки педагогических технологий обучения школьников в нашей школе проведен мониторинг педагогов

С целью выявления валеологической оценки педагогических технологий обучения школьников в нашей школе проведен мониторинг педагогов



Основным методом обучения в нашей школе является проблемно-эвристический (5 чел.)и информационно-репродуктивный (9 чел.), что отвечает учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной технологии обучения, и 4 преподавателя используют модульный метод обучения. А особый упор надо сделать – на проблемно-эвристический и модульный методы обучения, которые позволили бы поднять технологии обучения до личностно-ориентированных и здоровьесберегающих технологий обучения.

Основным методом обучения в нашей школе является проблемно-эвристический (5 чел.)и информационно-репродуктивный (9 чел.), что отвечает учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной технологии обучения, и 4 преподавателя используют модульный метод обучения. А особый упор надо сделать – на проблемно-эвристический и модульный методы обучения, которые позволили бы поднять технологии обучения до личностно-ориентированных и здоровьесберегающих технологий обучения.

Читайте также: