Зазнобина л с стандарт медиаобразования интегрированного с различными школьными дисциплинами
Обновлено: 05.07.2024
Приложение 12. Интегрированное медиаобразование в российской школе: анализ обязательного минимума содержания
Автор текста — А.В.Федоров. Написание данного текста поддержано Советом по грантам Президента Российской Федерации для поддержки ведущих научных школ России (руководитель ведущей научной школы РФ — д.п.н., профессор А.В.Федоров, грант № НШ-657.2003.6.).
В последние годы в ведущих странах мира всю большую значимость приобретает процесс медиаобразования. “Российская педагогическая энциклопедия” определяет медиаобразование (англ. media education от лат. media — средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение “закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств” [Российская педагогическая энциклопедия, 1993, с.555].
Существует расхожее мнение, что госстандарты начальной и средней школы России не предусматривают медиаобразовательных возможностей активизации учебного процесса. Между тем контент-анализ утвержденных Министерством образования РФ официальных документов [Обязательный минимум содержания начального общего образования, 1998; Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования, 1999], касающихся обязательного минимума содержания начального и среднего (полного) общего образования, показывает, что это не так.
Разделяя эту точки зрения, можно проследить присутствие рекомендаций к изучению ключевых понятий медиаобразования в Образовательных минимумах содержания начального и среднего общего образования Российской Федерации.
К сожалению, Образовательные минимумы содержания начального и среднего общего образования по биологии, физике, химии, экологии, географии, основам безопасности жизнедеятельности и остальным преметам (как видно из таб.1) не предусматривают элементов интегрированного медиаобразования. Хотя возможности таких дисциплин, как биология, экология или география, в плане интегрированного медиаобразования весьма значительны, что и подтверждает мировая педагогическая практика.
Таб. 1. Наличие элементов интегрированного медиаобразования в Образовательных минимумах содержания начального и среднего общего образования.
- исследовательское конструктивное видение окружающей среды, как естественных форм, так и созданных человеком;
- практическое применение знаний в творчестве;
- обучение основам графической грамотности;
- развитие проектного мышления;
- изучение, анализ и использование мирового художественного опыта;
- создание условий для самопознания и саморазвития школьников.
Ее коллегу Т.Г.Жарковскую интересуют проблемы интеграции медиаобразования в преподавание иностранного языка. Она считает, что при изучении иностранного языка в школе недостаточно внимания уделяется развитию таких умений, как находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию (что является одной из целей медиаобразования).
Конечно, для того, чтобы школьники обрели все эти умения, необходим целый цикл практических упражнений и творческих заданий. И тут сотрудниками лаборатории ТСО и медиаобразования предлагаются следующие практические задания:
- подбор информации по какой-либо теме из доступных источников;
- ознакомление с телепрограммой с последующим составлением анонсов нескольких передач по их названиям;
- предложение темы и названия передач, статей, видео/аудио продукции, которые могут дополнить изучаемый в школе материал по какому-либо предмету;
- выбор трех лучших фильмов/мультфильмов текущей теленедели, обоснование своего выбора;
- ранжирование предложенной информации по ее социальной значимости;
-составление тематической подборки информационных материалов из газет и журналов по какой-либо теме;
- запись на видеомагнитофон нескольких телесюжетов по определенной теме, составление к ним заданий и комментария.
- составление краткого описания видеосюжета на определенную тему;
- прослушивание устной информации с последующим изложением ее в виде комикса;
- прослушивание устной информации с последующей иллюстрацией ее рисунками;
- прослушивание устной информации с последующим составлением сценарного плана видеосюжета;
- изложение предложенной информации в форме послания в будущее;
- изложение предложенной информации в форме послания в прошлое;
- изложение предложенной информации в жанре публикации в "Аргументах и фактах";
- изложение предложенной информации, с изменением ее таким образом, чтобы она стала доступной малышу;
- ознакомление с информацией с целью определения аудитории, которой она адресована;
- ознакомление с информацией с целью изменения ее с учетом предложенного нового адресата;
- ознакомление с информацией и с комментарием к ней с целью обоснования собственной позиции по отношению к комментарию;
- ознакомление с информацией с целью обнаружения и исправления в ней ошибок;
- ознакомление с информацией с целью составления анонса;
- ознакомление с информацией с целью составления рецензии;
Монографии: медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность, медиапедагогика, кинообразование, медиакультура
Учебные пособия: медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность, медиапедагогика, кинообразование, медиакультура
Статьи: медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность, медиапедагогика, кинообразование, медиакультура
Авторефераты: медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность, медиапедагогика, кинообразование, медиакультура
Журнал "Медиаобразование": медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность, медиапедагогика, кинообразование, медиакультура
Сборники научных статей: медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность, медиапедагогика, кинообразование, медиакультура
Media Education Literacy in Russia: media studies, media competence, film studies, film education, media culture
Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. 199
Аннотация: рассматривается взаимосвязь медиаобразования с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, данными международных диагностических исследований и Единых государственных экзаменов.
Media education in the system of educational standards
Abstract: the interrelation of media education with the requirements of the Federal State Educational Standards, the data of international diagnostic studies and the Uniform State Examinations is examined
Keywords: media education, integrated media education, Federal state educational standards, international diagnostic studies, the Unified State Exam
Cкачать статью в .pdf
Формирование социальной активности подростка происходит на основе принципа социальной детерминации, который обусловливает взаимную зависимость социальной эволюции подростка и его психического развития. Л. С. Выготский показал, что окружающая среда влияет на развитие и создание новых форм социальных связей подростка. Сегодня эти связи формируются средствами информационных и коммуникативных технологий и должны быть учтены при обучении школьников, сформировав у них умения и навыки находить, использовать и самим создавать необходимую информацию или медиатексты, т.е. быть медиаобразованными.
Медиаобразование можно рассматривать как целенаправленный процесс познавательной деятельности в мериасреде. В современной ситуации, когда медиасреда информационно перенасыщена, каждый человек должен понимать, как взаимодействовать со всеми видами масс-медиа и массовой коммуникацией. Медиаобразование следует начинать с детства и продолжать на протяжении всей жизни - на формальном, неформальном и внеформальном уровнях. Поэтому медиаобразование можно считать необходимым компонентом непрерывного образования. Опыт показывает, что на формальном уровне медиаобразование формирует системность знаний и помогает в дальнейшем самостоятельному образованию.
Европейский парламент уже принял Резолюцию о введении обязательного медиаобразования для школьников стран Европейского Союза. В российской школьной практике медиаобразование развивается по двум основным направлениям – как специальная область дополнительного образования и как надпредметная образовательная область, которая представлена в концепции интегрированного медиаобразования с базовым (Зазнобина Л.С.).
В обоих случаях рассматриваются методы работы с текстами масс-медиа и решаются общие проблемы учебной деятельности с информацией. Разница состоит лишь в том, что в дополнительном образовании с выделением большего количества учебных часов учащиеся имеют возможность получить углубленное представление о работе средств массовой информации.
На базовых занятиях, как известно, решаются в первую очередь учебные задачи того или иного предмета и, если есть возможность, поднимаются проблемы медиаобразования, которые пересекаются с учебной темой. Материал учебных курсов дает фактологическую основу для медиаобразования, а результаты медиаобразовательной деятельности становятся метапредметными, что является одним из основных требований реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования при разработке содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет формирование метапредметных умений обучающихся, как универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Для решения познавательных и коммуникативных задач необходимо научиться использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации с соблюдением норм информационного этикета. Стандарт также устанавливает овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, развитие умений осознанного высказывания и составления текста в устной и письменной формах.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования повышает планку требований развития способностей обучающихся. Через активную учебно-познавательную деятельность обучающихся необходимо их готовить к саморазвитию и непрерывному образованию. Метапредметные результаты включают межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, осуществлять учебную деятельность как в сотрудничестве, так и по индивидуальной программе обучения, которую выстраивает сам ученик. Для такой деятельности требуются специальные умения и навыки, направленные на осознанную работу с информацией, развитие умений смыслового чтения и использования речевых средств в коммуникации, формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
В основе ФГОС основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования и активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать информационно-методическую поддержку образовательного процесса; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, а также с другими организациями социальной сферы.
Соотнесение метапредметных умений из образовательных стандартов и медиаобразовательных умений на основе интегрированного образования позволяет учителям активно внедрять медиаобразовательные технологии в учебный процесс, которые будут:
- способствовать формированию у обучающихся медиа- и информационной грамотности;
- помогать подрастающему поколению достичь реальной независимости от масс-медиа и использовать медиа в своих целях на основе этических, нравственных и правовых норм деятельности;
- формировать учащихся как активных участников коммуникативных процессов не только в современном обществе, а и в обществе будущего.
Реализация требований образовательных стандартов пока позволяет достигать определенных успехов в проводимых международных исследованиях. Международные диагностические исследования PISA показывают отставание российских подростков от сверстников из других стран по ключевым показателям формирования функциональной грамотности. В данной ситуации интегрированное медиаобразование помогает формированию медиа- и информационной грамотности.
Оргдеятельность включения медиаобразования в общую практику подразумевает несколько этапов:
- пропедевтический этап - дети знакомятся с разными видами и носителями текстов в процессе игровой деятельности;
- начальный этап, направленный на первоначальное представление работы с вербальным, визуальным, аудио и аудиовизуальным текстом;
- продуктивный этап при работе с масс-медиа.
Исходя из задач медиаобразования обучение следует организовывать по нескольким взаимодополнительным блокам:
- информационно-поисковый блок, направленный на работу с поисковыми системами, развитие умений находить, перерабатывать и использовать информацию (медиатексты);
- семиотический блок, рассматривает деятельность со знаковыми системами, способами видоизменения форм информации (медиатекстов);
- аналитический блок ориентирован на методы оценивания, сравнения и сопоставления информации и медиатекстов, формирование критического отношения к текстам, это не просто процесс оценки произведений медиакультуры, а процесс их исследования;
- этико-правовой блок предусматривает обсуждение вопросов морально-этических и нравственных ценностей медиатекстов, юридические вопросы, проблемы информационной безопасности;
- прикладной блок предназначен для развития умений осваивать ИКТ- и медиатехнологии, с помощью которых изучаются способы создания, презентации и распространения медиатекстов;
- блок медиатворчества помогает осваивать способы самовыражения, медиаприемы;
- диагностический блок позволяет скорректировать формирование медиаграмотности.
Следует обратить внимание, что в центре учебной деятельности стоит медиаобразовательная работа с текстом, с вербальными и визуальными текстами, информационными и медиа технологиями. От учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности. Требования образовательных стандартов проверяются диагностическими исследованиями и Единым государственным экзаменом, выявляются при грамотном чтении медиатекстов. При этом степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебной деятельности учащегося и грамотного чтения.
Оценивается грамотное чтение не только учебных текстов, но и дополнительных материалов. Проверяются умения понимания текста (позицию автора, основную мысль), умения аргументировано высказывать свою точку зрения, как в устном, так и в письменном виде.
Однако есть несколько условий, необходимых для эффективной медиаобразовательной деятельности учащихся в массовой школе.
- Проведение обучения в среде на основе медиатехнологий, способствующих формированию медиаграмотности, направленных на поисково-исследовательскую деятельность, требующую размышлений, анализа, логики, методов сравнения и обобщения.
- Должны быть знания базовых учебных дисциплин, которые будут помогать понимать медиатексты.
- Соотнесение медиаобразовательных и учебных целей. Введение фрагментов масс-медиа в урок должно быть обоснованным и сочетаться с программным материалом. Содержание медиа-текстов должно работать на методическую цель.
- Проектирование учебной деятельности с медиатекстом. Сначала необходимо рассмотреть условия знакомства с медиа материалами (печатной, аудио, видео), как с источником знаний и как с источником, организующим проявление чувств, впечатлений, наблюдений. Затем использование медиатекстов рассматривается с позиций выявления их информационно-образовательных возможностей. Включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных из медиа. Создание проблемных ситуаций на основе масс-медиа. Использование методов на определение структуры медиаматериала, преобразования текста, использование словарей и баз данных.
- Особое место материалы масс-медиа занимают в системе творческих работ учащихся. Опыт показал, что они могут стать организующим центром самостоятельной и коллективной работы.
- Системность работы. Работа с каждым видом информации масс-медиа должна проводиться систематически, при этом должны учитывать возрастные особенности детей, уровень их подготовки и круг интересов.
- Свобода деятельности в информационной сети ставит вопрос о качестве информационных текстов, их достоверности. Поэтому обучение критическому отношению к получаемой информации, осознание ответственности за последствия распространяемой информации становится первоочередным. В этом же аспекте следует обеспечить нравственно-этетическое воспитание учащихся в процессе обсуждения медиа.
Медиатексты интересны с познавательной точки зрения, они эмоционально влияют на человека, на развитие его способностей, потому это одно из самых эффективных средств воздействия на человека. Педагогической задачей является всестороннее раскрытие значения медиа информации и определениеь функциональных педагогических возможностей ее как средства обучения.
содержании учебников и учебных пособий , содержании конкретного урока .
Общие требования к содержанию образования определены не только в науч -
рая , в частности , предусматривает , что содержание образования
• ориентироваться на обеспечение самоопределения ли чности , создание
условий для ее самореализации ; развитие общества ; укрепление и совершенст -
• обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной
культуры общества ; формирование у обучающегося адекватной современному
уровню знаний и уровню образовательной программы ( ступени обучения ) кар -
тины мира ; интеграцию личности в национальную и мировую культуру ; фор -
мирование человека и гражданина , интегрированного в современное ему обще -
ство и нацеленного на совершенствование это го общества ; воспроизводство и
• содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми , наро -
независимо от расовой , национальной , этнической , религиозной и соци -
альной принадлежности , учитывать разнообразие мировоззренческих подходов ,
способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и
Законодательство Российской Федерации требует ориентации содержания
образования на формирование у обучающихся расовой , национальной , эт -
нической , религиозной , социально й , мировоззренческой толерантности , гу -
Требования и порядок разработки , утверждения и введения государственных
образовательных стандартов ( ГОС ) определены ст . 7 Закона РФ « Об образова -
нального компонентов ГОС , установление специальных стандартов для обу -
чающихся с отклонениями в развитии , компетенцию различных органов госу -
дарственной власти и управления в изменении стандарта образования .
Гос ударственный образовательный стандарт определяет обязательный ми -
нимум содержания осно вных образовательных программ , макси мальный
объем учебной нагрузки обучающихся , т ребов ания к уровню п одготовки
• два компонента стандарта — федеральный и национально - региональный ;
• обязательный минимум содержания образовательной программы ;
• обязанности образовательного учреждения по отношению к обучающе -
муся , возникающие при реализации образов ательных программ ;
• порядок возмещения у щерба , причиненного обучающемуся
ным учрежден ием некачественной реализацией образовательной программы .
Кроме того , выработаны три требования к фу нкционированию государственно -
го образов ательного стандарта : порядок разработки и введения в действие госу -
дарственного образовательного стандарта ; общие требования к образовательному
стандарту ( только для стандарта в сфере профессионального образования ); кон -
троль за исполнением государственных образовательных стандартов .
Стандартизация — это деятельность , направленная на достижение макси -
мальной степени упорядочения в определенной сфер е на основе установления
некоторых общих правил для всеобщего и осознанного использования в отно -
шении реально существующих или потенциальных задач
Стандартизация образования не только не ограничивает разумную иннова -
ционную деятельность педагогов , их профессиональное творчество и поиски
собственного стиля преподавания , но создает реальную возможность для этого ,
поскольку четко определяет границы возможных изменений . Задавая обяза -
тельный минимум , стандарт обеспечивает единство образовательного про -
странства страны , свободный переход обучающихся из одного учреждения в
к ним не могут предъявляться требования , превышающие ГОС ).
Учебный план является важным элементом ГОС . Он может быть четырех
Базисный учебный план утверждается органами государственной
власти и служит исходным документом для финансирования образовательной
деятельности школы . Он определяет максимальный объем учебной нагруз ки
обучающихся , распределяет учебное время , отводимое на освоение федераль -
национально - регионального компонентов государственного образова -
тельного стандарта , по классам и образовательным областям , яв ляется основой
для разработки учебных планов регионов и конкретных образовательных учре -
ждений . Структурными единицами учебного плана являются образовательные
Комлев , Е . Н . Научные основы управления и организации труда / Е . Н . Комлев . —
Читайте также: