Завхоз школы обратился за помощью в химический кружок

Обновлено: 30.06.2024

· Задача 1. Определите массу раствора фосфорной кислоты, пролитую на себя неаккуратным лаборантом, если кислоты в растворе было 4 г, а ее массовая доля составляла 0,001.

Задача 2. Миша с пеленок был заядлым экспериментатором. Однажды он решил получить кристаллы йода из 5%-го спиртового раствора йода путем выпаривания спирта. В выпарную чашку он вылил из флакончика 25 г раствора и начал процесс выпаривания.

Объясните, почему в конце работы у Миши округлились глаза и было недоумевающее лицо. Сколько граммов йода мог бы получить Миша теоретически?

· Задача 3. Познакомившись на уроках химии со способами выражения концентрации растворов, Оля для себя решила, что станет фармацевтом. Для домашней аптечки 3%-й раствор перекиси водорода она взялась приготовить сама. Сполоснув флакончик из-под спирта дистиллированной водой и бросив в него четыре таблетки гидроперита (каждая по 0,75 г), она отмерила 97 мл все той же воды, влила во флакон и плотно закрутила крышечку.

Как вы полагаете, получилось ли у Оли медицинское средство?

Задача 4. Ученик выполняет контрольное задание. Ему нужно приготовить 100 г раствора поваренной соли с ее массовой долей 7 %. Он взвешивает 7 г соли, отмеряет 100 г воды и помещает все это в стаканчик. Размешивает палочкой и видит колючие глаза учителя с поджатыми губами. Ученик сразу все понял.

Что понял ученик?

Войдя в дом, Алена устремилась в зал. Во флаконе еще оставалось 20 г содержимого (это половина того, что было), а кот лежал на полу, как большая белая плюшка, растопырив лапы и продолжая лизать пол.

Сколько граммов спирта слизал кот с пола, если его доля в одеколоне – 96% (испарением пренебречь)?

Задача 6. Со шкафа техничка уронила сосуд, где содержалось 700 г раствора гидроксида натрия с массовой долей NaОН 10%.

Cколько граммов воды и щелочи взял лаборант для приготовления нового такого же раствора?

· Задача 7. У Виталия пониженная кислотность желудка. Врач порекомендовал ему запивать принимаемую пищу 3%-м раствором соляной кислоты. В день Виталий выпивает 10 г такого раствора. Чтобы не ходить часто в аптеку, Виталий предложил маме купить средство сразу на весь год. Мама посмотрела на сына и предложила ему сначала подумать, а затем самому воплотить в жизнь это решение.

Почему мама так себя повела? Найдите массу выпитой Виталием кислоты за год.

Задача 8. Завхоз школы обратился за помощью в химический кружок школы. Выдав кружковцам 500 г 25%-го раствора технического аммиака (нашатырный спирт), он поставил перед ними задачу: обеспечить каждый из 30 кабинетов школы флакончиком для аптечки, где содержалось бы 20 г раствора аммиака с его массовой долей 10%.

Справятся ли с поставленной задачей кружковцы?

· Задача 9. В лаборатории был разбит градусник, и ртутъ раскатилась по полу. Ее собрали в сосуд, который закупорили. Учитель химии дал строгое распоряжение лаборанту провести демеркуризацию помещения подкисленным соляной кислотой раствором марганцовки с массовой долей перманганата калия 10%.

Предложите быстрый грубый способ приготовления раствора в 12-литровом ведре. А как приготовить раствор точно?

Задача 10. Студент химического факультета в очередной раз после стирки любовно разглаживал свой халат. Дойдя до рукавов, он решил бросить эту затею и купить новый, ибо этот остался без отпавшего рукава. Причина этого была в попадании на ткань всего лишь 100 г раствора соляной кислоты с массовой долой НСl, равной 5%. Оставшиеся 400 г раствора находились в колбе.

Сколько граммов хлороводорода осталось в колбе?

· Задача 11. Подоив корову, хозяйка налила в горшок 2 л молока с жирностью 4,6%. Выспавшийся за целый день толстый пушистый кот прыгнул на стол и слизал 200 г отстоявшихся сливок с жирностью 15%.

Подсчитайте, много ли жира осталось в горшке? Сколько граммов жира съел кот? Плотность молока принять за 1 г/см 3 .

Задача 12. Определите массовую долю сахара в сгущенном молоке, которое вылизал из банки пудель Татоша, пока его хозяева купались в реке. Татоше показалось, что во всей 400-граммовой массе молока сахара было 180 г.

· Задача 13. Юлина мама взвешивала сахар для вишневого варенья. Она попросила папу подать полиэтиленовый пакет с верхней полки, где был сахар. Пробегающая мимо Юля с ножницами в руках случайно проткнула пакет, он разорвался, и весь килограмм сахара оказался на полу. Рассерженная мама заставила папу и Юлю убрать сахар с пола и высыпать в мусорное ведро. Папа решил восстановить справедливость. Он сказал, что все сделает сам и отпустит девочку играть, если она предложит способ очистки рассыпанного сахара и определит его массовую долю в водном растворе 15-литрового ведра, где воды было 12 л.

Поставьте себя на место Юли и дайте ответы на все вопросы.

Задача 14. Четыре подряд съеденных мороженых обернулись для Насти температурой и ангиной. Врач назначил ей почаще полоскать горло 2%-м раствором фурацилина.

Сколько 250-граммовых стаканов этого средства попало в канализацию, если было израсходовано восемь стандартов фурацилина по 10 таблеток каждый? Каждая пилюля весит по 0,5 г.

· Задача 15. Определите массу воды, идущую на промывание желудка при отравлении щелочами, если при этом необходимо выпить пять стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем столько же стаканов раствора уксусной кислоты с массовой долей ее 2%. После чего сделать еще два промывания чистой теплой водой по пять стаканов каждое. Стакан вмещает 250 г жидкости. Какой вывод вы сделаете для себя?

Задача 16. Чтобы продемонстрировать детям, пришедшим на экскурсию в аптеку, важность знаний по химии, директор показала на женщину, работающую со склянками, и сказала, что здесь готовится 5%-й спиртовой раствор борной кислоты, и тут же дала школьникам задачку на 5 мин. Решите и вы ее.

Определите долю воды в 5%-м спиртовом растворе борной кислоты, если использован 96%-й раствор спирта.

Будь вы Ксюшей, сколько взяли бы воды и кислоты для приготовления раствора? В какой емкости выводили бы пятно?

Определите массу аммиака, выпущенного в воздух мальчиком, если морщить нос и пускать слезы при смазке рук ему пришлось два раза. Первый раз мама налила на руки 7 г смеси, а второй – 5 г. Третьего раза не понадобилось, т.к. цыпки исчезли.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Формирование ЗОЖ на уроках химии и биологии

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Определите массу раствора фосфорной кислоты, пролитую на себя неаккуратным лаборантом, если кислоты в растворе было 4г, а ее массовая доля 0,001. ( отв. 4000г )

2. Миша “с пеленок” был заядлым экспериментатором. Однажды он решил получить кристаллы йода из 5%-ного спиртового раствора йода путем выпаривания спирта. В выпарную чашку он налил из флакончика 25г раствора и начал процесс выпаривания. Объясните, почему в конце работы у Миши округлились глаза и было недоумевающее лицо. Сколько граммов йода мог бы получить Миша теоретически? ( отв. 1,25г йода)

3. Познакомившись на уроках химии со способами выражения концентрации растворов, Оля для себя решила, что станет фармацевтом. Для домашней аптечки 3%-ный раствор перекиси водорода она взялась приготовить сама. Сполоснув флакончик из под спирта дистиллированной водой и бросив в него четыре таблетки гидроперита (каждая по 0,75г), она отмерила 97мл все той же воды, влила во флакон и плотно закрыла крышку. Как вы полагаете, получилось ли у Оли медицинское средство?

4. Ученик выполняет контрольное задание. Ему нужно приготовить 100г раствора поваренной соли с ее массовой долей 7%. Он взвешивает 7г соли, отмеряет 100г воды и помещает все это в стаканчик. Размешивает палочкой и видит “колючие” глаза учителя с поджатыми губами. Ученик сразу все понял. Что понял ученик?

5. У Алены есть кот, который неравнодушен к запаху одеколона “Гвоздика”, который девочка использует для отпугивания комаров. Оставшись дома один, он уронил флакон со шкафа и начал лизать разлившуюся жидкость. Войдя в дом, Алена устремилась к нему. Во флаконе еще оставалось 20г содержимого ( это половина того, что было ), а кот лежал на полу, как большая белая плюшка, растопырив лапы и продолжал лизать пол. Сколько граммов спирта слизал кот с пола, если его доля в одеколоне - 96% (испарением пренебречь)? (отв. 19,2г 100%-ного спирта)

6. Со шкафа техничка уронила сосуд, где содержалось 700г раствора гидроксида натрия с массовой долей 10%. Сколько граммов воды и щелочи взял лаборант для приготовления нового такого же раствора? (70г щелочи и 630г воды)

7. У Виталия пониженная кислотность желудка. Врач порекомендовал ему запивать принимаемую пищу 3%-ным раствором соляной кислоты. Чтобы не ходить часто в аптеку, Виталий предложил маме купить средство сразу на весь год. Мама посмотрела на сына и предложила ему сначала подумать, а затем самому воплотить в жизнь это решение. Почему мама так себя повела? Найдите массу выпитой Виталием кислоты за год? (В год надо 36,5кг раствора кислоты)

8. Завхоз школы обратился за помощью в химический кружок школы. Выдав кружковцам 500г 25%-ного раствора технического аммиака (нашатырного спирта ), он поставил перед ними задачу: обеспечить каждый из 30 кабинетов школы флакончиком для аптечки, где содержалось бы 20г аммиака с его массовой долей 10%. Справятся ли с поставленной задачей кружковцы? (Да справятся. На каждый кабинет получится по 40г нашатырного спирта и еще останется 50г. Вообще получится 1250г 10%-го раствора аммиака).

9. В лаборатории был разбит градусник, и ртуть раскатилась по полу. Ее собрали в сосуд, который закупорили. Учитель химии дал распоряжение лаборанту провести демеркуризацию помещения подкисленным соляной кислотой раствором марганцовки с массовой долей KMnO 4 10%. Преумножите быстрый грубый способ приготовления раствора в 12-литровом ведре. А как приготовить раствор точно?

10. Студент химического факультета, по неосторожности опрокинул на стол склянку с раствором соляной кислоты с массовой долей кислоты 5% и 100г этого раствора попала на его халат, а 400г этого раствора осталось в колбе. Сколько граммов HCl осталось в колбе.

11. Подоив корову, хозяйка налила в горшок 2л молока с жирностью 4,6%. Выспавшись за целый день, толстый пушистый кот прыгнул на стол и слизал 200г оставшихся сливок с жирностью 15%. Подсчитайте, много ли жира осталось в горшке? Сколько граммов жира съел кот? ρ(молока)=1г/см 3 . (Кот съел 30г жира из 92г. Осталось 62г, что составит жирность3,4%)

12. Определите массовую долю сахара в сгущенном молоке, которое вылизал из банки пудель Татошка. В 400-грамовой массе молока сахара было 180г. (Отв. масс. доля сахара 45%)

13. Юлина мама взвешивала сахар для вишневого варенья. Она доставала пакет сахара с верхней полки. Пробегающая мимо Юля, подтолкнула маму и весь килограмм сахара оказался на полу. Рассерженная мама заставила Юлю убрать сахар с пола и высыпать в мусорное ведро. Вмешался папа и решил восстановить справедливость. Он сказал, что поможет ей убрать и отпустит девочку играть, если она предложит способ очистки рассыпанного сахара и определит его массовую долю в водном растворе15-литрового ведра, где воды было 12л. Поставьте себя на место Юли и дайте ответы на все вопросы. (7,69%)

14. Четыре подряд съеденных мороженных обернулись для Насти температурой и ангиной. Врач назначил ей почаще полоскать горло 2%-м раствором фурацилина. Сколько 250-грамовых стаканов этого средства было израсходовано Настей, если она использовала 8 стандартов фурацилина по 10 таблеток каждый? Вес пилюли 0,5г. (2000г, т.е. 8 стаканов 2%-го ра-ра фурацилина.)

Химия – наука точная и конкретная. Многие дети это не сразу понимают и принимают. Поэтому неплохо было бы вносить в точные дисциплины элементы гуманизации. Ведь не все станут химиками. Это каждый из нас понимает. А вот выпустить из школы человека с определенными ценностями, для которого не чужда доброта, было бы достоинством каждой школы. Чем с большим количеством ценностей личности человек встречается в жизни, тем больше он их перенимает.

В химии есть много мест, где можно обратить взор ученика на человеческие качества личности, моменты добра и юмора, человечности. Одним из них являются задачи. С их помощью можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, невзначай обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются без внимания. Г.Остер давно подметил это, и мы имеем возможность пользоваться его задачами по физике и математике. Такие задачи учат сосредоточиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты.

Задача 1. Определите массу раствора фосфорной кислоты, пролитую на себя неаккуратным лаборантом, если кислоты в растворе было 4 г, а ее массовая доля составляла 0,001.

Задача 2. Миша с пеленок был заядлым экспериментатором. Однажды он решил получить кристаллы йода из 5%-го спиртового раствора йода путем выпаривания спирта. В выпарную чашку он вылил из флакончика 25 г раствора и начал процесс выпаривания.

Объясните, почему в конце работы у Миши округлились глаза и было недоумевающее лицо. Сколько граммов йода мог бы получить Миша теоретически?

Задача 3. Познакомившись на уроках химии со способами выражения концентрации растворов, Оля для себя решила, что станет фармацевтом. Для домашней аптечки 3%-й раствор перекиси водорода она взялась приготовить сама. Сполоснув флакончик из-под спирта дистиллированной водой и бросив в него четыре таблетки гидроперита (каждая по 0,75 г), она отмерила 97 мл все той же воды, влила во флакон и плотно закрутила крышечку.

Как вы полагаете, получилось ли у Оли медицинское средство?

Задача 4. Ученик выполняет контрольное задание. Ему нужно приготовить 100 г раствора поваренной соли с ее массовой долей 7%. Он взвешивает 7 г соли, отмеряет 100 г воды и помещает все это в стаканчик. Размешивает палочкой и видит колючие глаза учителя с поджатыми губами. Ученик сразу все понял.

Что понял ученик?

Войдя в дом, Алена устремилась в зал. Во флаконе еще оставалось 20 г содержимого (это половина того, что было), а кот лежал на полу, как большая белая плюшка, растопырив лапы и продолжая лизать пол.

Сколько граммов спирта слизал кот с пола, если его доля в одеколоне – 96% (испарением пренебречь)?

Задача 6. Со шкафа техничка уронила сосуд, где содержалось 700 г раствора гидроксида натрия с массовой долей NaОН 10%.

Cколько граммов воды и щелочи взял лаборант для приготовления нового такого же раствора?

Задача 7. У Виталия пониженная кислотность желудка. Врач порекомендовал ему запивать принимаемую пищу 3%-м раствором соляной кислоты. В день Виталий выпивает 10 г такого раствора. Чтобы не ходить часто в аптеку, Виталий предложил маме купить средство сразу на весь год. Мама посмотрела на сына и предложила ему сначала подумать, а затем самому воплотить в жизнь это решение.

Почему мама так себя повела? Найдите массу выпитой Виталием кислоты за год.

Задача 8. Завхоз школы обратился за помощью в химический кружок школы. Выдав кружковцам 500 г 25%-го раствора технического аммиака (нашатырный спирт), он поставил перед ними задачу: обеспечить каждый из 30 кабинетов школы флакончиком для аптечки, где содержалось бы 20 г раствора аммиака с его массовой долей 10%.

Справятся ли с поставленной задачей кружковцы?

Задача 9. В лаборатории был разбит градусник, и ртутъ раскатилась по полу. Ее собрали в сосуд, который закупорили. Учитель химии дал строгое распоряжение лаборанту провести демеркуризацию помещения подкисленным соляной кислотой раствором марганцовки с массовой долей перманганата калия 10%.

Предложите быстрый грубый способ приготовления раствора в 12-литровом ведре. А как приготовить раствор точно?

Задача 10. Студент химического факультета в очередной раз после стирки любовно разглаживал свой халат. Дойдя до рукавов, он решил бросить эту затею и купить новый, ибо этот остался без отпавшего рукава. Причина этого была в попадании на ткань всего лишь 100 г раствора соляной кислоты с массовой долой НСl, равной 5%. Оставшиеся 400 г раствора находились в колбе.

Сколько граммов хлороводорода осталось в колбе?

Задача 11. Подоив корову, хозяйка налила в горшок 2 л молока с жирностью 4,6%. Выспавшийся за целый день толстый пушистый кот прыгнул на стол и слизал 200 г отстоявшихся сливок с жирностью 15%.

Подсчитайте, много ли жира осталось в горшке? Сколько граммов жира съел кот? Плотность молока принять за 1 г/см3.

Задача 12. Определите массовую долю сахара в сгущенном молоке, которое вылизал из банки пудель Татоша, пока его хозяева купались в реке. Татоше показалось, что во всей 400-граммовой массе молока сахара было 180 г.

Задача 13. Юлина мама взвешивала сахар для вишневого варенья. Она попросила папу подать полиэтиленовый пакет с верхней полки, где был сахар. Пробегающая мимо Юля с ножницами в руках случайно проткнула пакет, он разорвался, и весь килограмм сахара оказался на полу. Рассерженная мама заставила папу и Юлю убрать сахар с пола и высыпать в мусорное ведро. Папа решил восстановить справедливость. Он сказал, что все сделает сам и отпустит девочку играть, если она предложит способ очистки рассыпанного сахара и определит его массовую долю в водном растворе 15-литрового ведра, где воды было 12 л.

Поставьте себя на место Юли и дайте ответы на все вопросы.

Задача 14. Четыре подряд съеденных мороженых обернулись для Насти температурой и ангиной. Врач назначил ей почаще полоскать горло 2%-м раствором фурацилина.

Сколько 250-граммовых стаканов этого средства попало в канализацию, если было израсходовано восемь стандартов фурацилина по 10 таблеток каждый? Каждая пилюля весит по 0,5 г.

Задача 15. Определите массу воды, идущую на промывание желудка при отравлении щелочами, если при этом необходимо выпить пять стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем столько же стаканов раствора уксусной кислоты с массовой долей ее 2%. После чего сделать еще два промывания чистой теплой водой по пять стаканов каждое. Стакан вмещает 250 г жидкости. Какой вывод вы сделаете для себя?

Задача 16. Чтобы продемонстрировать детям, пришедшим на экскурсию в аптеку, важность знаний по химии, директор показала на женщину, работающую со склянками, и сказала, что здесь готовится 5%-й спиртовой раствор борной кислоты, и тут же дала школьникам задачку на 5 мин. Решите и вы ее.

Определите долю воды в 5%-м спиртовом растворе борной кислоты, если использован 96%-й раствор спирта.

Будь вы Ксюшей, сколько взяли бы воды и кислоты для приготовления раствора? В какой емкости выводили бы пятно?

Определите массу аммиака, выпущенного в воздух мальчиком, если морщить нос и пускать слезы при смазке рук ему пришлось два раза. Первый раз мама налила на руки 7 г смеси, а второй – 5 г. Третьего раза не понадобилось, т.к. цыпки исчезли.

1. Пользуясь формулой = mв-ва/mр-ра определяем массу раствора фосфорной кислоты. Она равна 4000 г (4 кг).

2. В выпарной чашке ничего не осталось. Йод испарился, как и спирт. Испарение твердых веществ, минуя жидкую фазу, называют возгонкой. Теоретически можно было бы получить 1,25 г йода.

3. Оля все сделала правильно: 3%-й раствор перекиси водорода получился.

4. Ученик понял, что сделал работу неправильно: нужно было к 7 г NaCl добавить 93 г Н2О.

5. Кот слизал 19,2 г 100%-го спирта.

6. Лаборанту пришлось смешать 70 г NaOH и 630 г Н2О.

7. Мама – не грузовик. Она не может сразу принести 36,5 кг раствора кислоты. За год мальчик выпьет 1,095 кг 100%-й кислоты.

8. Да, справятся. На каждый кабинет получится даже по 40 г нашатырного спирта и еще останется 50 г (для завхоза лично или для медпункта). Вообще получится 1250 г 10%-го раствора аммиака.

9. Быстро готовят так: в ведро наливают 10 л воды и растворяют в нем литровую банку марганцовки, доливают примерно столовую ложку соляной кислоты. Точно готовят так: к 9 кг воды добавляют 1 кг марганцовки, получают 10 кг 10%-го раствора. Далее его подкисляют.

10. 20 г хлороводорода осталось в колбе.

11. Кот съел 30 г жира из 92 г. Осталось 62 г, что составит жирность, равную 3,4%.

12. Доля сахара была 0,45, или 45%.

13. Доля сахара – 7,69%. Очистить можно следующим образом: 1) растворить в воде и отфильтровать; 2) отфильтрованный раствор выпарить до патоки, которую и использовать для варки варенья, компотов, киселей.

14. В канализацию попадет 2000 г, т.е. 8 стаканов 2%-го раствора фурацилина.

15. На промывание желудка пойдет 4975 г воды.

16. Доля воды составляет 3,8% (каждые 100 г раствора содержат 3,8 г воды).

17. Отбеливать нужно в пластмассовой, керамической, стеклянной или эмалированной посуде.
300 г раствора достаточно. Нужно отмерить 270 г воды и 30 г кислоты. (Практически это полный до краев стакан воды, смешанный со столовой ложкой лимонной кислоты, набранной с горкой.)

18. После смешивания с глицерином содержание аммиака в растворе стало 5%. Из использованных 12 г смеси улетело 0,6 г аммиака.

19. 0,4 г йода и 7,6 г 96%-го раствора спирта создали специфический запах в квартире.

Н.Г.Пахомова,
учитель химии средней школы № 11
(г. Рубцовск, Алтайский край)

Линда Свой человек

Читайте также: