Экологическая комната в детском саду описание

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Демянюк Олеся Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотой ключик" с.Покровское
Населённый пункт: с.Покровское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Проект по созданию экологической комнаты"
Раздел: дошкольное образование

_________________ И. Ю. Холодова

Приказ №______от_____________

Проект по созданию экологической комнаты в ДОУ

- Средствами экологической комнаты осуществлять экологическое воспитание, обучение,

развитие воспитанников ДОУ;

- Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в

Задачи Экологической комнаты:

- создать пространство для постоянного и активного общения детей с природой, в котором

ребенок осознает, что состояние природы зависит от действий каждого, и в немалой

степени от самого ребенка;

- познавательное воспитание ребенка, формирование у детей целостного взгляда на

природу и место человека в ней, познавательное развитие ребенка;

- формирование экологически грамотного поведения: создание условий для регулярного

ухода за животными и растениями, воспитание чувства ответственности, желания и

умения сохранить окружающий мир природы

Экологическая комната – это специально оборудованное помещение внутри детского сада,

разделенное на несколько тематических зон.

Экологическая комната создает особую,

неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться,

отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в

этом помещении. Она настраивается на восприятие чего-то нового, таинственного,

В нашей экологической комнате предусмотрены следующие развивающие зоны:

Расположение экологической комнаты.

Экологическая комната будет расположена на в левом крыле, первого этажа здания

детского сада , общей площадью - ___ кв.м

Экологическая комната (комната природы, комната друзей природы, экологическая

гостиная). Экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные

эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят

любую деятельность в этом помещении. Уже сам факт того, что в экологическую комнату нужно идти,

выходить за пределы своей группы, влияет на отношение ребенка к занятиям. Он настраивается на

восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид экологической комнаты действительно резко

отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день. Дома дошкольники будут делиться

о том, что делали в экологической комнате, что им там понравилось больше всего, пригласят родителей в

гости. В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната будет подразделяться на ряд

Зона обучения должна быть хорошо освещена, и поэтому под нее, как правило, выделяется часть комнаты

у окон. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы, сидя за которыми дети могут рисовать,

принципов педагогики сотрудничества, диалоговой формы обучения. За столами дошкольники находятся

только в том случае, если выполняют определенную практическую работу. При других видах

деятельности (например, чтение литературных произведений, работа с ящиком ощущений, игры)

дошкольники удобно располагаются на диванах, креслах, низеньких мягких стульчиках или на полу (на

ковре). Такие участки также должны быть предусмотрены при оформлении помещения.

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у

них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный

материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах

или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка. При сборе образцов следует учитывать

доступность объектов для сбора. Коллекции детского сада должны включать, прежде всего,

образцы, которые могут собрать сами дошкольники и их родители, - камни, различные семена

растений, сухие листья, ветви, сухую кору деревьев, кустарников, образцы песка, глины,

различных почв, речные и морские раковины и т.п.;

разнообразие. В зоне коллекции в той или иной степени представлены (насколько это возможно)

объекты как живой, так и неживой природы;

краеведческий аспект. В коллекциях должны быть представлены природные объекты местности,

где располагается дошкольное учреждение. Это позволит воспитателю использовать в работе уже

привычные для детей объекты, на которые они смогут посмотреть с новых позиций. Местный

материал составляет основу, базовое ядро коллекций;

страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться за счет материала, привозимого

дошкольниками и их родителями из различных регионов нашей страны и других стран, которые

они посещают во время различных путешествий, отдыха. Любой привезенный объект может

послужить прекрасным поводом для начала разговора о странах, обычаях, природе, народах

Земли, то есть способствовать формированию основ глобального мышления;

природоохранный аспект. Его реализация способствует формированию у дошкольников основ

экологического мышления. Это важно и с точки зрения биоэтики. Не нужно включать в состав

объектов коллекции бабочек, жуков, растений собранных и засушенных детьми и родителями.

Лучше начинать знакомить детей с деревьями, травами, животными непосредственно в природе, а

для закрепления материала использовать хорошие рисунки, фотографии, видеофильмы, слайды.

Не рекомендуется также покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных. Во-первых,

ребенок должен уже с детства понимать, что спрос рождает предложение: чем больше коллекций

покупается, тем больше отлавливается животных, причем часто среди них преобладают самые

крупные, красивые, редкие виды. Это как раз пример того, что даже от конкретного действия

ребенка – желания иметь коллекцию красивых бабочек – зависит жизнь насекомых,

распространенных в далеких от него странах;

безопасность. Любой объект зоны коллекций должен быть безопасным для ребенка – как с точки

зрения различных механических повреждений (например, у камней не должно быть острых

кромок, их острые грани можно обстучать молоточком), так и с точки зрения здоровья

(используемые птичьи перья и другие объекты должны быть чистыми, не являться аллергенами и

т.п.). Камни, образцы песка, семена, соцветия растений (которые упали на землю) нужно собирать

вдали от мест, посещаемых собаками и кошками.

Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами,

альпийской горкой, фонтаном. Предназначена для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки

навыков ухода за растениями. Не рекомендуется помещать в данной зоне животных (кроме аквариумных

рыбок), так как это отвлекает дошкольников от занятий. В релаксационной зоне могут быть размещены

фонтаны, обработанные пеньки, бревна разных размеров, служащие в качестве стульев и столов.

Зона библиотеки – уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, атласы,

периодические издания (экологические журналы). В уголке не рекомендуется располагать методические

пособия для педагогов, как это иногда делается. Всю педагогическую литературу лучше размещать в

методическом кабинете. В зоне библиотеки могут находиться куклы — сказочные персонажи, которые

используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же располагается технический

комплекс – телевизор, видеомагнитофон, магнитофон (музыкальный центр) или проигрыватель,

диапроектор, проектор для слайдов, сами слайды, видео, аудиокассеты и др.

На стенах экологической комнаты вывешиваются физико-географическая карта мира, России, региона,

картосхемы экологических тропинок, календари природы. В помещении могут выставляться различные

макеты, в том числе макет территории ДОУ, объемные календари природы. Часть экологической комнаты

может быть отведена под визит-центр экологической тропинки.

Оформление экологической комнаты должно служить примером безопасного оформления помещений,

способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций

лучше всего использовать только природные материалы, по возможности исключив искусственные цветы,

экологически неблагоприятные строительные материалы (прежде всего синтетические).

Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к

исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же

время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории

предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по

разной тематике). Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, создают у них

положительный образ ученых, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке. Можно

выделить несколько видов лабораторий: лаборатория в отдельном помещении, в экологической комнате, в

группе (мини-лаборатория), лаборатория на территории детского сада.

Оформление лаборатории. Желательно, чтобы в лаборатории были краны с водой и раковины. Это

позволит детям мыть руки сразу после занятий, а педагогам – быстро приводить в порядок столы,

оборудование. На дверях лаборатории вывешивается табличка с названием и эмблемой. Эмблему и

название лаборатории дети могут придумать вместе с воспитателями. Оформление лаборатории не

требует больших дополнительных затрат. В зависимости от размера помещения в лаборатории могут быть

либо только небольшие столики, либо столики со стульчиками. Здесь же размещаются стеллажи (полки)

для оборудования и материалов. На подоконниках можно поставить ящики с растениями для наблюдений.

Искусственных растений при оформлении лаборатории следует избегать. На стенах можно повесить

портреты известных ученых.

Оборудование. Бросовые, в частности упаковочные, материалы разного размера и формы для проведения

опытов: стаканчики разной степени прозрачности из-под йогуртов, сметаны и других молочных

продуктов, мороженого, коробки из-под тортов и т.п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов,

палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки).

К подбору оборудования хорошо привлечь детей и родителей. В этом случае сам процесс оформления

демонстраций отдельных опытов педагогом подойдут прозрачные пластмассовые банки для круп.

Обязательно нужны лупы. В качестве дополнительного оборудования можно приобрести микроскопы,

барометр, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. Важно помнить, что

микроскоп не должен быть слишком сложным в использовании, лучше всего подходят специальные

детские микроскопы, к которым обычно прилагаются и различные препараты для исследований. Чем

дороже микроскоп, тем сложнее приготовить для него препараты. Достаточно иметь пять микроскопов на

подгруппу. Комплект оборудования для конкретного занятия готовится на каждого ребенка воспитателем

заранее и размещается на индивидуальном небольшом подносе или клеенке.

Материалы для работы. В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для

проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно

массовый материал для организации занятий).

Особенность проведения занятий в лаборатории. Как уже указывалось, приходя в лабораторию, дети

они надевают белые халаты и получают опознавательные значки, которые прикрепляются на груди. На

таком значке, сделанном из бумажного прямоугольника или круга, пишутся фамилия и имя ребенка,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила: Шамшурина Ирина Владимировна, воспитатель I квалификационной кат.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовила: Шамшурина Ирина Владимировна, воспитатель I квалификационной кат.

Подготовила: Шамшурина Ирина Владимировна, воспитатель I квалификационной категории, Стаж работы: 17 лет МБДОУ д/с № 17

Создание эколого-развивающей среды в ДОУ - одно из условий экологического вос.

Цель: формирование у дошкольников экологической культуры и элементарных естес.

Цель: формирование у дошкольников экологической культуры и элементарных естественнонаучных представлений.

формировать интерес к природе; формировать познавательную активность, самосто.

формировать интерес к природе; формировать познавательную активность, самостоятельность, любознательность, инициативность; побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов; приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; развивать познавательные способности у детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности; развивать у детей чувство сопричастности с окружающим миром; воспитывать у детей заботливое отношение к природе; прививать детям чувство любви к окружающему миру. Задачи:

Работа в Экологической комнате проводится в утренние и вечерние часы. Воспит.

Работа в Экологической комнате проводится в утренние и вечерние часы. Воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.

В Экологической комнате дети имеют возможность самостоятельно выбирать деятел.

В Экологической комнате дети имеют возможность самостоятельно выбирать деятельность по интересу - это позволяет формировать у них такие качества как самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, умение сотрудничать в коллективе.

При организации деятельности в экологической комнате мы не должны забывать о.

При организации деятельности в экологической комнате мы не должны забывать о безопасности детей: Вся работа, проводимая в Экологической комнате, осуществляется в сопровождении взрослых. При озеленении экологической комнаты запрещается использовать ядовитые растения. При проведении опытов нельзя использовать огонь. Для подкормки и ухода растений не рекомендуется использовать химические удобрения. В Экологической комнате запрещается держать колющие, режущие, токсичные предметы. Использование фартуков. Проведение инструктажей.

Формируются начала экологической культуры у детей; У детей формируется стойки.

Формируются начала экологической культуры у детей; У детей формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность. У детей появляется интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования; Дети активно общаются и взаимодействуют со взрослыми и сверстниками; У детей формируется умение наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов; У детей развиваются познавательные способности путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности; Развивается чувство сопричастности с окружающим миром и чувство любви к окружающему миру. Результаты работы Экологической комнаты: Результаты работы Экологической комнаты: Результаты работы Экологической комнаты:

Важно формировать основы экологического воспитания с раннего детства, так как.

Важно формировать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей нам помогает наша Экологическая комната. Через ознакомление с природой мы воспитываем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты Земля. ВЫВОД:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение условий экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Создание условий экологического образования в помещении дошкольного учреждения.

1. Значение условий экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Условия экологического воспитания детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования – это развивающая предметная среда, способствующая формированию у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об уникальности и самоценности природы.

Созданные условия экологического образования в детском саду должны способствовать:

познавательному развитию ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы);

эколого-эстетическому развитию ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира);

оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздух);

формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирования желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитания чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

формированию экологически грамотного поведения (развитию навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически правильного поведения в природе и быту);

экологизации различных видов деятельности (создание условий для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).

Таким образом, создание условий экологического воспитания может способствовать реализации всех его компонентов содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.

2. Создание условий экологического образования в помещении дошкольного учреждения.

К условиям экологического воспитания в помещении дошкольного учреждения относятся: экологическая комната, лаборатория, экологический музей, зимний сад.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМНАТА

Экологическая комната – это специально выделенное помещение для объектов живой природы и предназначенное для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, труда по уходу за животными, наблюдений и самостоятельных детских игр.

Экологическая комната должна быть красивой, удобной, но без яркого оформления: не следует расписывать стены, развешивать картины, искусственные цветы. Все внимание находящихся в комнате детей должно быть сосредоточено на объектах природы.

В оптимальном варианте экологическая комната подразделяется на ряд функциональных зон: зона животных, зона растений, зона коллекций, зона обучения, зона библиотеки.

Зона животных

При подборе видового состава обитателей экологической комнаты следует учитывать следующие аспекты:

экологический – представлены животные различных сред и условий местообитания (водные, летающие, приспособленные к условиям обитания в жарких и холодных странах и т.д.;

систематический – представлены животные разных систематических групп (птицы, звери, земноводные, рыбы и т.д.).

Зона растений

Растительный мир экологической комнаты может быть разнообразным и хорошо дополнять уголки природы. Очень часто комнатные растения экологической комнаты предназначены только для наблюдений и выработки навыков ухода. Однако правильный подбор видов растений может значительно расширить их функции.

В экологическую комнату дети приходят с разными целями: наблюдать, трудиться, общаться с животными. Оснащение комнаты должно отвечать разнообразным потребностям детей. Прежде всего должно быть место для занятий и труда.

Зона обучения

Она должна быть хорошо освещена. В ней размещаются столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями.

Зона коллекций

Эта зона предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам и сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала.

Для формирования зоны коллекций следует учитывать следующие моменты:

Доступность объектов для сбора. Коллекции должны включать в первую очередь те объекты, которые могут собрать сами дошкольники и их родители (камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухая кора деревьев, кустарников, образцы почв, песка, глины, речные и морские раковины, овощи, фрукты, плоды).

Разнообразие. Важно, чтобы в зоне коллекций были представлены (насколько это возможно) объекты как живой, так и неживой природы.

Краеведческий аспект. В коллекциях должны быть представлены, прежде всего, природные объекты той местности, где располагается детский сад.

Страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться за счет материалов, привозимых дошкольниками и их родителями из различных регионов страны и других стран, которые они посещают во время отдыха.

Природоохранный аспект. При отборе объектов для коллекций следует учитывать природоохранный аспект, способствующий формированию у дошкольников экологического мышления.

Безопасность. Любой объект зоны коллекций должен быть безопасным для ребенка, как с точки зрения различных механических повреждений, так и с точки зрения здоровья.

Помимо коллекций природных материалов можно создать коллекции марок, открыток, календарей о природе. Дети могут на время приносить в экологическую комнату собственные коллекции и рассказывать о них другим детям.

Зона библиотеки – это уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. В зоне библиотеки могут быть размещены игры и игрушки, используемые на занятиях по экологии.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Создание небольших музеев непосредственно в дошкольных учреждениях - это направление является относительно новым для учреждений дошкольного образования. Экологические музеи играют огромную познавательную и воспитательную роль. Они могут создаваться коллективом детей, родителей и воспитателей. Музеи могут играть большую роль в сотрудничестве детского сада и семьи.

Для музея может быть выделено отдельное помещение или отдельные участки холлов и групп.

Для учета музейных предметов в музее дошкольного учреждения должна вестись инвентарная книга, в которой фиксируются все экспонаты.

Формы работы в музее

Один из критериев деятельности музеев – это разнообразие форм работы. В музее могут проводится:

В канун завершения года экологии в нашем ДОУ открылись "Экологические комнаты" (в двух зданиях).

Экологический комната — новый элемент развивающей предметной среды, которая предназначена для проведения СОД по экологии, экспериментально-исследовательской деятельности, релаксации и других мероприятий, главной задачей которых является создание условий для формирования у ребенка основ экологического сознания, культуры.

Экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает для ребят любую деятельность привлекательной в этом помещении.
Комната разбита на зоны (8):


Зона обучения

Здесь находятся различные методические пособия, игры, макеты, календарь природы, магнитная доска. Эта зона должна быть хорошо освещена, т.к. в ней размещаются столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями.


Лабораторная зона — она относится к учебной зоне. Это с недавних пор – новый элемент развивающей предметной среды.

Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. Дети всегда с огромным нетерпением ждут занятий в лаборатории.
Зона релаксации представляет собой уголок оформленный под лес…. Эта зона предназначена, прежде всего, для отдыха детей, бесед, прослушивания музыки.


Природная зона

Здесь представлен видовой состав растений. В основном, комнатные растения предназначены для выработки у дошкольников навыков ухода за ними.

Экологические особенности растений мы отразили на специальных табличках: рисунок лейки, наполненной водой — влаголюбивое растение; незакрашенное солнце — светолюбивое растение и т. п.


Также в уголке природы у нас есть имитация водоёма с населяющими его водоплавающими птицами.


Выставочная зона


Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными коллекционными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам.
Коллекционирование это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру.
В перспективе мы планируем коллекционировать запахи, звуки, краски природы, открытки о природе и т.п.

Читайте также: