Значение русской избы в доу

Обновлено: 02.07.2024

В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организации деятельности детей в условиях ДОУ. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. Именно музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

Ещё известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века (Н.Фёдоров, П.А.Флоренский, Ф.Шмит, А.В.Бакушинский) придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея.

Именно музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно - речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.

Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Мини-музей стал своеобразной лабораторией поиска наиболее эффективных путей приобщения детей к отечественной истории и культуре. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно важная, сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Наш мини-музей как живой организм помогает ребёнку впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Его деятельность строится по следующим направлениям:

Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках, поэтому в нашем мини-музее ребенок - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Глоссарий

Музейная педагогика - область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями и др.

Модерниза́ция (от англ. modern — современный, передовой, обновлённый) — это: обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.

Земледельческий календарь

Аналоговый анализ:

Перечень материалов, аналогичных представляемому продукту:

Сопоставление найденных аналогов с предлагаемым продуктом:

Музейная педагогика в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения должна способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды.

Таким образом, мини-музей дает возможность: осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей. Он органично включается в единое пространство ДОУ и, будучи специально спроектированной интерактивной средой, обеспечивает детям яркие образные представления и эмоциональные переживания. Даёт возможность попробовать собственные силы и самореализовываться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность.

Не случайно, музеи называют информационно-коммуникативной системой. Включение музея в образовательный процесс способствует формированию у подрастающего поколения психологической и нравственной готовности быть активным участником перемен и преобразований в окружающем мире.

Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта

Для формирования у детей навыков исследовательской и познавательной деятельности необходимо обогащение развивающей среды группы, а также пополнение экспонатами мини-музея.

  • предметы деревенского обихода: деревянные лавки, посуда, утварь,
  • изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково.
  • прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;
  • лоскутные одеяла; подузорники, наволочки (вязанные и вышитые гладью),
  • русские народные инструменты: патефон, гармошка, бубен;
  • элементы русского народного костюма: сарафаны, головные уборы (кокошники, кички), мужские сорочки;
  • элементы женских народных украшений;
  • книги русских народных сказок;
  • настольно-печатные игры:
  • этнокарты;
  • картины с изображением русского народного быта.

Технология внедрения инновационного продукта

Для чего и зачем?

Данная технология – это работа на перспективу. В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. И чем раньше ребёнок окунется в атмосферу увлекательного мира музея, тем быстрее будут развиваться у него способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, начнется формирование уважения к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

  • воспитателям младших, средних, старших и подготовительных групп детских садов;
  • родителям воспитанников для использования с детьми дома.

Опыт распространен среди работников дошкольного образования города.

Описание эффектов достигаемых при использовании инновационного продукта

В результате использования данного инновационного продукта достигнуты следующие результаты:

  • обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни, архитектуре современной жизни родного города;
  • сформированы представления о малой родине как о природном комплексе с разнообразным животным и растительным миром;
  • вызван постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности;
  • сформированы первые представления о культуре своего народа, обычаях;
  • обогащение словарного запаса детей;
  • сформированы представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги;
  • развиты коммуникативные навыки, уважительного отношения к взрослым, сверстникам, малышам;
  • обогащены представления детей о культурном наследии своего народа.
  • сформированы предпосылки интеллигентного человека, с детства приобщенного к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею;
  • сформирована способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, к художественному восприятию действительности;
  • погружение в мир отечественной культуры с помощью музейных экспонатов позволит детям получить представление о традициях, сформировать целостную картину мира, узнать об элементах материальной и духовной культуры, пробудить интерес к поисковой и исследовательской деятельности;
  • заложены основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми;
  • дошкольники научатся высказывать предпочтения, проводить ассоциации, опираясь на собственный опыт восприятия, научатся отражать полученные эстетические представления в собственной деятельности: играх, рисунках, поделках, музыкальном и речевом творчестве.

В свою очередь мини-музей, являющийся неотъемлемой частью музейной педагогики, позволит реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы, которые станут действенным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса. Именно мини-музей поможет наладить сотрудничество педагогического коллектива с родителями и представителями социума за пределами детского сада. А также расширит кругозор, откроет возможности для самостоятельной исследовательской деятельности, сыграет роль психологической разгрузки детей и откроет новые возможности для коррекционной работы с гиперактивными или, наоборот, с пассивными детьми.

Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления

Важными задачами нашего времени в воспитании подрастающего поколения являются приобщение к культуре своего народа и бережное отношение и природе родного края. Знание о наследии своих предков воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Дети должны знать о том, как жили наши предки, их обычаи и традиции, во что одевались, как отмечали праздники, как готовили пищу, как относились к природе. Это поможет донести до сознания воспитанников, что они являются частью народной культуры.

Подготовлено воспитателем

I квалификационной категории

Никитиной Галиной Михайловной


Козлитина Марина Петровна, воспитатель МБДОУ “Детский сад общеразвивающего вида “Рябинушка” с.Гостищево” Белгородская область Яковлевский район.


Цель:

— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

Ход занятия:

Хозяйка избы встречает детей у входа.

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Но, в отличие от елки,

— Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

Печь – это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.

Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит, он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов,

Кран на брюхе открывает, кипяточек наливает (самовар)

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

“Как у нас семья большая”

Как у нас семья большая

(Ритмические хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят

(Загнуть большие пальцы на обеих руках).

Два учится хотят

(Загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются

(Загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки

(Загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люлке

Воспитатель. Продолжим отгадывать загадки.

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Дети пробуют просеять муку через сито.

«Что за барыня такая ?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

«Всех кормлю с охотою,

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

«Что хозяйка в печку ставит,

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Горшок был мужской и женский.

Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.

Женский горшок по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.

Мужской по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.

Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

О посуде мы с вами поговорили, а теперь давайте вспомним что же готовили в печи.

Я вам предлагаю испечь баранки, но сначала вы мне скажите что нужно для того чтобы испечь баранки?

(дети перечисляют продукты: яйца, мука, вода, соль, дрожжи. Воспитатель показывает перечисляемые продукты детям, доставая из большой чаши, которая стоит на столе прикрытая рушником). Что такое рушник?

Да вот печь надо разжечь,

Тесто надо замесить

Да баранки надо накрутить.

Будьте добрее, подсобите,

В моем деле помогите.

Давайте печь растопим,

Что там у нас посмотрим?

Подбросим дров. Прекрасно!

Эх, гори, гори ясно!

Описание: участники становятся в круг, держа в руках, красные и желтые платочки, и говорят слова выполняя движения.)

Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз)

Чтобы не погасло (присесть руки в низ)

Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)

Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)

Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)

Ну что ж о печь мы затопили, а теперь можно взяться и за работу

Теперь нам надо замесить тесто.

Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)

И баранки испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)

Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!

(дети снимают салфетки с тарелочек на стол. В тарелочках тесто скатанное в шарик)

Тесто наше отдохнуло,

К ручкам нашим все прильнуло,

И сейчас нам нужно,

Вылепить баранки дружно.

Мы с вами как настоящие хозяева сегодня будем работать с тестом- выпекать баранки.

— Какое она на ощупь тесто? (мягкая, податливая, меняет форму)

Давайте вспомним как мы будим делать баранки

нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко.

(дети лепят баранки, воспитатель готовые ставит в печь).

А баранки, к чаю подавали давайте посмотри, готовы ли наши баранки?

(воспитатель достает из печи настоящие баранки и раздает детям)

Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.

Воспитатель. Молодцы! Красивые баранки у вас получились.

Воспитатель: Ребятки расскажите мне, к кому вы сегодня ходили в гости? В какие русские народные игры вы играли? Что нового вы сегодня узнали на этой встречи? А что вы сегодня стряпали? А из чего?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 109 г. Сочи

Образовательный проект

hello_html_m781d803.jpg

Составитель:

Воспитатель МДОБУ №109

Панченко Анна Викторовна

Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов.

Актуальность

В последнее время широкое распространение получила организация работы с детьми на базе мини-музеев, созданных в дошкольном образовательном учреждении. Обращение к истории, освоение социального опыта прошлых поколений, активное участие в проектной деятельности - популярные формы взаимодействия с дошкольниками, выработанные современной музейной педагогикой.

hello_html_3caa3ea4.jpg

Автор: Панченко А.В.

Тип: Информационно-практико-ориентированный, (социально – познавательный)

Вид: долгосрочный

Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы.

Задачи проекта:

1. Формирование представлений о специфике традиционной русской избы, ее элементов.

2. Воспитание интереса к народным традициям, обычаям через участие в народных праздниках.

3. Ознакомление с прекрасными образами народного декоративно-прикладного искусства.

4. Формирование у детей умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры-драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок).

5. Обеспечение полноценного физического развития через использование народных игр, досугов, спортивных развлечений.

6. Формирование художественно-эстетической культуры во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет), педагоги детского сада, родители.

Срок реализации проекта: учебный год.

Условия реализации проекта:

грамотный подход к конструированию содержания дошкольного образования (включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в базовую комплексную программу);

определение базовых направлений работы с воспитанниками, предполагающих окружение предметами национального характера, использование разных видов фольклора (сказок, песенок, пословиц, поговорок, хороводов и т.д.),

организацию народных праздников и традиций;

ознакомление детей с народной декоративной росписью, пробуждение интереса к национальному изобразительному искусству;

использование разнообразных технологий в совместной деятельности с детьми, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей, устное народное творчество, художественная литература, игра, народная игрушка и национальная кукла, декоративно-прикладное искусство, живопись, музыка; этнические мини-музеи);

организация совместной деятельности родителей и педагогов, отвечающей требованиям целостного педагогического процесса. направленное на разносторонне развитие и гармонизацию развития личности ребенка.

Планируемые результаты:

-будут реализованы мероприятия по ознакомлению дошкольников с русской традиционной культурой;

-будет качественно реализовываться часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.

-получат обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве;

- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;

- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;

- дошкольники приобщатся к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;

-повысится профессиональный уровень и творческая активность педагогов в реализации задач патриотического воспитания;

-Будут принимать активное участие в совместных мероприятиях по краеведению;

-повысится эффективность взаимодействия с родителями по личностному развитию детей на основе культурно-исторических ценностей.

Практическая значимость

Практическая значимость представленного проекта состоит в возможности применения его в повседневной практике педагога любого дошкольного образовательного учреждения, в возможности использования в рамках любой образовательной программы.

Реализация проекта открывает для педагога новое направление в воспитании дошкольника, углубляя патриотическую работу, раскрывает для других педагогов новый положительный опыт по данной теме.

Работа над реализацией проекта позволит раздвинуть рамки традиционных контактов с родителями, которые могут внести свой вклад в образовательную работу, разнообразить образовательную деятельность с детьми.

Читайте также: