Завещание ярослава мудрого сыновьям краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока № 4

Дата проведения

Урок открытия новых знаний.

Воспитывать осознанное отношение к изучению предмета;

Развивать речь, навыки анализа текста.

Планируемый

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Уметь строить развернутый ответ на поставленный вопрос, работать в группах

Познавательные : Планировать необходимые действия в сотрудничестве учителем, сверстниками

Коммуникативные: Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей .

Тема, идея, сюжет

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

История, русский язык.

Беседа по вопросам, выразительное чтение, работа в группах

Учебник, печатные карточки, презентация

Подготовка учащихся к усвоению материала

мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее

2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности . Долгие годы из уст в уста передавались поколениям сказки, былины, пословицы и поговорки. Устное народное творчество было пространством, из которого люди черпали опыт праотцов. В это время люди не знали, что такое книга.
Вопросы:
- Как вы думаете можно ли назвать появление письменности значимым событием для людей? Почему?
- Могло бы нынешнее поколение обойтись без книг? Почему?

3. Усвоение новых знаний.
Учитель: Письменная русская литература возникла около тысячи лет назад.
- Как вы думаете, какая литературы древнее – русская, немецкая, французская или английская? (Конечно же, русская).

Появление письменности на Руси совпадает с принятием христианства и восходит ко второй половине 10 века. Сначала книги переводили и переписывали; потом появились оригинальные, самобытные произведения – как церковные, так и светские.
- Чем же светские произведения отличаются от церковных?
Самыми ранними древнерусскими произведениями стали летописи.

Работа по теме урока

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

9.Задание: Опираясь на изменения в современном мире, на вашу личную иерархию ценностей, составьте небольшое поучение будущим поколениям.
Чтение получившихся вариантов поучения.

1054
Русь
19 февраля в Вышгороде в возрасте 76 лет на руках своего любимого сына Всеволода умер князь киевский Ярослав, в крещении Георгий. Для устройства жизни на Руси Ярослав Мудрый оставил знаменитое завещание.

Завещание Ярослава Мудрого.

В своем завещании князь Ярослав отступил от обычного порядка наследования, и разрушил то, что с таким трудом было создано на русских просторах – он ликвидировал единую Русь. Русь, имевшая как крупное государственное образование большой политический вес в 1030-1054 в Европе, была поделена на четыре полноценных княжества и два княжества-наместничества между пятью сыновьями Ярослава. И это было сделано при том, что во Пскове продолжал томиться в узилище законный наследник всей Русской земли князь Судислав Владимирович – сводный брат князя Ярослава и родной брат Мстислава Храброго.

Святослав стал княжить в Чернигове, и стал 1-м Черниговским князем. Тмутараканское княжество входило в Черниговские земли, и вероятно, Святослав сделал в нем наместником своего малолетнего сына Глеба Святославича.

Для своего любимого сына Всеволода Ярослав персонально создал новое Переяславское княжество.

Западное Владимир-Волынское княжество, а фактически наместничество, было завещано 16-летнему Игорю.

Смоленское княжество, отделено от Киевского княжества, и завещано 16-летнему Вячеславу.

Князь Переяславский Всеволод Ярославич ходил на торков к Воиню* и победил их.


Византия
19 апреля в Риме умер папа Лев IХ, целый год пребывавший до этого в норманнском плену. Перед смертью Лев IХ направил в Константинополь своих легатов во главе с кардиналом Гумбертом, для разрешения спора о чине церковного служения.

По прибытии посольства в Константинополь стало известно о смерти папы Льва IX, что фактически лишало Гумберта и его спутников прав на ведение переговоров, поэтому Патриарх Михаил Кируларий отказался от встречи с ними. Легаты не отступили. Они добились приема у императора Константина IX Мономаха, а 24 июня Гумберт в присутствии императора выиграл диспут у богослова Никиты Стифаты. Но патриарх Кируларий не принял Гумберта и после этого.

В ответ 20 июля папские легаты были отлучены патриархом Михаилом Кируларием, после чего удалились в Рим.

Так пути Римской и Константинопольской церкви в 1054 разошлись, и, как оказалось, навсегда.

Вопрос права кардинала Гумберта действовать от имени умершего папы остается не решенным и по сей день.

В Смоленске у князя Вячеслава Ярославича родился сын Глеб Вячеславич (1054-1078), супруга князя Вячеслава точно не известна, называется Ода Штаденская, считающаяся и второй супругой Черниговского князя Святослава Ярославича (см. 1052).

* - Воинь – крепость на дороге, идущей от Переяславля на юго-восток по левому берегу Днепра, стоявшая на правом берегу устья Сулы. Позднее село Воинская гребля, в настоящее время вся эта местность затоплена водами Кременчугского водохранилища.

Завещание Ярослава Мудрого детям, где он дает завет на все последующие века – как блюсти русскую землю. Завет не о том, как управлять, как вести внешнюю и внутреннюю политику, а блюсти русскую землю.
Завещание Ярослав написал задолго до смерти. . “Вот я покидаю этот мир, сыны мои. Живите в любви, потому что все вы братья – от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших и будете мирно жить.
Если будете в ненависти, в распрях и междуусобиях, то погибнете сами, и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они добыли трудом своим великим. Но живите в мире, слушаясь брат брата.
Вот я поручаю заместить меня на столе моем в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу. Слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня. А Святославу даю Чернигов, а Всеволоду – Переяславль, а Игорю – Владимир (южный) , а Вячеславу – Смоленск”.
И сказал Изяславу: “Если кто захочет обидеть брата твоего, то ты помогай обижаемому”. И уже совсем умирая, сказал Всеволоду: ”Жди своей очереди. Если Бог дозволит тебе занять мой стол, то завещай положить себя рядом со мной, ибо я любил тебя больше всех”.
В завещании Ярослава четко сказано, что если будете жить в мире, тогда и Бог будет с вами …– вот и вся христианская политика.

Наконец, чувствуя приближение смерти, Ярослав созвал детей своих и хотел благоразумным наставлением предупредить всякую распрю между ими.

Слова достопамятные, мудрые и бесполезные! Ярослав думал, что дети могут быть рассудительнее отцев, и к несчастию ошибся.

Невзирая на старость и болезнь, он все еще занимался государственными делами: поехал в Вышегород и там скончался [19 февраля 1054 г.], имея от роду более семидесяти лет (супруга его умерла еще в 1050 году). Из детей был с ним один Всеволод, которого он любил нежнее всех других и никогда не отпускал от себя. Горестный сын, народ и Священники в служебных ризах шли за телом из Вышегорода до Киева, где оно, заключенное в мраморную раку, было погребено в Софийской церкви. Сей памятник, украшенный резными изображениями птиц и дерев, уцелел до наших времен.

Ярослав заслужил в летописях имя Государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество; успокоил отечество и любил народ свой. Следуя в правлении благодетельным намерениям Владимира, он хотел загладить вину ослушного сына и примириться с тению огорченного им отца.

Внешняя политика Ярославова была достойна Монарха сильного: он привел Константинополь в ужас за то, что оскорбленные Россияне требовали и не нашли там правосудия; но, отмстив Польше и взяв свое, великодушною помощию утвердил ее целость и благоденствие.

Ярослав наказал мятежных Новогородцев за убиение Варягов так, как Государи не должны наказывать: вероломным обманом; но, признательный к их усердию, дал им многие выгоды и права. Князья Новогородские следующих веков должны были клясться гражданам в точном соблюдении его льготных грамот, к сожалению, истребленных временем. Знаем только, что сей народ, ссылаясь на оные, почитал себя вольным в избрании собственных Властителей. Память Ярославова была в течение веков любезна жителям Новагорода, и место, где обыкновенно сходился народ для совета, в самые позднейшие времена именовалось Двором Ярослава.

Сей князь заточил брата, обнесенного клеветниками; но доказал свое добродушие, простив мятежного племянника и забыв, для счастия России, прежнюю вражду Князя Тмутороканского.

Завещание Ярослава Мудрого детям, где он дает завет на все последующие века – как блюсти русскую землю. Завет не о том, как управлять, как вести внешнюю и внутреннюю политику, а блюсти русскую землю.
Завещание Ярослав написал задолго до смерти. . “Вот я покидаю этот мир, сыны мои. Живите в любви, потому что все вы братья – от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших и будете мирно жить.
Если будете в ненависти, в распрях и междуусобиях, то погибнете сами, и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они добыли трудом своим великим. Но живите в мире, слушаясь брат брата.
Вот я поручаю заместить меня на столе моем в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу. Слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня. А Святославу даю Чернигов, а Всеволоду – Переяславль, а Игорю – Владимир (южный) , а Вячеславу – Смоленск”.
И сказал Изяславу: “Если кто захочет обидеть брата твоего, то ты помогай обижаемому”. И уже совсем умирая, сказал Всеволоду: ”Жди своей очереди. Если Бог дозволит тебе занять мой стол, то завещай положить себя рядом со мной, ибо я любил тебя больше всех”.
В завещании Ярослава четко сказано, что если будете жить в мире, тогда и Бог будет с вами …– вот и вся христианская политика.

Живой журнал

В последнем (по времени) многосотстраничном, основательном и скучном исследовании жизни и трудов великого князя (Алексей Карпов. Ярослав Мудрый. ЖЗЛ. М. 2002) есть примечательный эпизод, который, впрочем, является не более чем, художественным допущением. Он касается последних дней жизни Ярослава.

Минуло уже четыре года со дня кончины великой княгини Ирины (Ингигерд), дочери шведского конунга Олова Шетконунга, единственной и верной супруги, матери многочисленных ярославовых чад. В конце 1052 года — новый удар: в Новгороде в возрасте лет неожиданно умер Владимир Ярославич, старший сын великого князя, наследник с таким трудом созданного единодержавного царства. Отец даже не смог поехать на похороны сына.

Историк пишет, что в последние свои дни все острее ощущая одиночество, Ярослав вглядывался в изображение собственной семьи под сводами святой Софии Киевской. На ктиторской фреске (ныне сохранилась лишь ее часть) был размещен портрет ярославовой семьи, на котором сам преподносил Христу собор, за ним сыновья несли зажженные свечи, а с другой стороны с простертыми к Богу руками шествовали княгиня с дочерями. Только здесь он теперь мог увидеть и супругу, и покинувших Русь царствующих на чужбине дочерей — Елизавету, Анастасию и Анну, и уже скончавшегося Владимира. Разумеется, старец мучился мыслью: что оставлю я после себя?

История сыграла с Ярославом странную шутку: его умаление происходило на фоне всевозрастающей славы отца — крестителя Руси равноапостольного князя Владимира. Русичи далеко не сразу осознали тот гигантский перелом, который произошел в судьбе государства и народа, благодаря принятию христианства. По мере распространения и укрепления веры православной, строительства новых монастырей и храмов, росла и слава крестителя. Он заслонил собой всю Киевскую Русь: в былинах, исторических песнях и прочих фольклорных преданиях Владимиру Красное Солнышко приписываются деяния и Ярослава, и Мономаха, и прочих князей.

Единодержавное государство, созданное Ярославом в 1036 году после смерти Мстислава Владимировича Черниговского и заточения Судислава Владимировича Псковского, стало колебаться уже при ярославовых сыновьях (Изяслав Ярославич дважды терял киевский престол), а после Владимира Мономаха вообще пошло в разнос: Рюрик Ростиславович шесть раз оказывался великим Киевским князем, Юрий Долгорукий — трижды Дело дошло до того, что внук Мономаха св. князь Андрей Боголюбский вообще решил перенести столицу подальше от княжеских вожделений — на север, в город святого Владимира на Клязьме. Так что говорить о том, что Ярославу Мудрому удалось заложить основы политически стабильного государства вряд ли приходится.

Словом, у историков есть немало оснований со вздохом неоправданных надежд говорить о Ярославе Мудром и о его наследстве. Однако внешняя история народа — история фактов не всегда соответствует внутренней истории народа, его становления, самосознания и бытия. Ведь только зная последнюю можно понять, почему после поражений одни народы исчезали, для других, напротив, поражения оборачивались победами. Вот пошел Святослав на Хазарию, и исчезла без следа Хазария, великое царство, и великий народ, из которого выходили даже императоры Византии. Древние восточные хроники утверждают, что хазары просто превратились в птиц. А волжские булгары, завоевав нынешнюю Болгарию, исчезли сами, оставив после себя лишь имя. Тоже и с Русью, которая выдержала невероятные испытания, но на протяжении тысячелетия оставалась сама собой. Очевидно, что для самохранения в человечестве, народы должны были обладать большим, нежели укрепленные города, мощная армия и развитое судопроизводство. И в созидании этого нерушимого народного стержня Ярославу принадлежит роль не меньшая, чем его равноапостольному отцу.

Ярослав Мудрый оставил завещание, большее, нежели приводят летописцы. Это договор между великим князем и потомками, и не в словах, а в красках, запечатленный на ктиторской фреске Святой Софии. Именно его великий князь так внимательно рассматривал в последние дни своей жизни. И не вина Ярослава в том, что смысл его послания затерялся в веках.

Читайте также: