Защита от шума в школе

Обновлено: 03.07.2024

Данный проект был разработан с применением цифровой лаборатории Архимед.

ВложениеРазмер
proekt_shum_v_shkole.rar 2.51 МБ
shum_v_nashey_shkole.pptx 2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Актуальность работы: Школа – это место, где собирается большое количество детей и взрослых. Каждый издает звуки – кто – кричит, кто - то поет, разговаривает. Есть уроки, на которых неминуемы громкие звуки – музыка, физкультура. На переменах масса детей устремляется по разным кабинетам, в столовую. Часто эти перемещения сопровождаются шумом. Здоровье ребёнка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живёт. Для детей 6-17 лет основной средой жизни является школа, где они могут проводить до 70% времени бодрствования. Говоря о психогигиенической обстановке в школе, нельзя обойти вниманием такой существенный фактор, как шум. Необходимо подчеркнуть, что шум коварен, его вредное воздействие на организм совершенно незримо, незаметно и имеет аккумулирующий характер. Более того, против шума организм человека практически не защищен. При резком свете мы закрываем глаза, инстинкт самосохранения спасает нас от ожогов, заставляя отдернуть руку от горячего, а от воздействия шума у человека нет защитной реакции. Поэтому и существует недооценка борьбы с шумом. Наша задача – обезопасить себя и окружающих от такого небезопасного шума.

Цель работы: изучение шумового загрязнения школы как фактора риска здоровью.

Предмет исследований: школьные помещения.

1. Характеристика шума.

1.1. Определение шума.

Мы живем среди различных звуков и шумов. Часть из них является полезными сигналами – они дают возможность общаться, правильно ориентироваться в окружающей среде, принимать участие в трудовом процессе и т. п. Некоторые из них, такие как шумы природы (листьев, дождя, моря, птиц и др.), даже оказывают благоприятное воздействие на человека. А многие другие мешают, раздражают и даже могут повредить здоровью.

Так что же такое шум?

Вот определения шума, взятые из разных источников:

С физических позиций шум представляет собой механические волновые колебания упругих твердых тел различной частоты и интенсивности. Звуковые колебания, возникшие в твердом теле, распространяются в окружающей человека воздушной среде и могут восприниматься органом слуха человека. Человек способен слышать колебания с частотой от 16 до 20000 Гц.

Санитарные нормы устанавливают значение уровня шума около зданий в дневное время не более 55 децибел, ночью (с 23 до 7 ч утра) — 45 децибел, а в наших квартирах — соответственно 40 и 30 децибел.

Наша школа, как и многие другие детские учреждения, страдает как от внутреннего, так и от внешнего шума, под влиянием которого у учащихся и учителей проявляется изменение функционального состояния нервной системы. Источником внутреннего шумового загрязнения являются сами дети. Уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50 до 80 дБ. Шум до 40 дБ не вызывает отрицательных изменений, они становятся выраженными при воздействии шума в 50 и 60 дБ. За стенами школы недалеко расположены железнодорожные пути, автомобильная дорога, которые также издают неприятные звуки.

В условиях мегаполиса человек постоянно зависим от шумовой нагрузки, к которой он привыкает и, которая, в большинстве случаев, становится для него малозаметным жизненным фактором, не побуждающим к незамедлительной защитной реакции. В этом и состоит ответ на то, почему в городе борьбе за тишину отводится одно из последних мест. О тишине просто забывают, т.е. привыкают к шуму, приводящему постепенно организм человека к пагубным ответным реакциям. При этом зачастую такие реакции даже не отождествляются с вызвавшим их шумовым фактором.

1.2. Источники шума

Источником шума является любой процесс, вызывающий местное изменение давления или механические колебания в твердых, жидких или газообразных средах. Его источником является как окружающий мир, так и сами люди. Современное общество, имеющее в своем распоряжении наисовременнейшую электронику, — самое шумное за всю историю существования человечества. В нашем мире шум сопровождает нас с утра до вечера. Шумовой фон — признак городской жизни. Дома — гул пылесоса, соковыжималок, на улице – рев моторов и автосигнализаций, в магазинах, ресторанах и кафе, обычно звучит музыка, отнюдь не всегда приглушённая. Невозможно представить без музыки современных молодых людей. Миниатюрные плееры нового поколения, начинённые музыкой, можно даже носить на запястье, как часы.

Источники шума в окружающей человека среде могут быть разбиты на две большие группы: внешние и внутренние.

Основными источниками шума в жилых и общественных помещениях являются, в первую очередь, жизнедеятельность людей (разговор, крики, игра на музыкальных инструментах, ходьба, передвижение мебели) и связанная с ней работа радиотелеприемников, магнитофонов, электромеханических бытовых приборов, а также эксплуатация инженерного и санитарно-технического оборудования. При ходьбе, танцах, передвижении мебели, беготне детей в перекрытиях дома возникают звуковые колебания, которые распространяются по зданию на большое расстояние в виде структурного шума. Уровни звука в жилых помещениях от различных источников могут достигать значительной величины, хотя в среднем эквивалентные уровни звука редко превышает 80 дБ.

Наиболее распространенным источником городского внешнего шума является транспорт, особенно грузовой. Повышается шум при эксплуатации транспортных средств с неисправными и не отрегулированными двигателями. Автотранспорт, троллейбусы и трамваи на магистралях городов создают шум, который воздействует на человека в течение 16–18 часов в сутки, движение иногда затихает лишь на короткий срок. Значительное влияние на шумовой режим города оказывают внешние шумы железнодорожного транспорта и открытых линий метрополитена. Шумовой режим многих городов определяется близостью расположения аэропортов гражданской авиации.

Промышленные предприятия, расположенные вблизи жилой застройки также являются источниками шума, но их действие "смягчается" при наличии шумозащитной зеленой массы. К внешним источникам шума также можно отнести различные источники шума внутри кварталов, связанные с жизнедеятельностью людей (например, спортивные и игровые площадки и др.). Оборудование, применяемое при строительстве и ремонте домов и дорожных покрытий, промышленные предприятия, звуковая реклама, автомобильные сигналы и многие другие источники звука увеличивают уровень шума на улицах.

1.3. Нормирование шумов.

Пороговое значение звукового давления равно 0 дБ. Ухо человека способно различать разницу в звуковом давлении на 1-2 децибела. Спектр акустического шума – распределение уровней звукового давления по частотам – зависит от источника шума. Уличные шумы и шумы в жилых помещениях имеют обычно широкий спектр - от 10 Гц до 50 кГц. Диапазон слышимых человеком частот лежит в пределах от 16 Гц до 20 кГц.

Уровень шума в 20-30 децибел практически безвреден для человека. Это естественный шумовой фон, без которого невозможна человеческая жизнь. Для “громких звуков” допустимая граница примерно 80 децибел. Звук в 130 децибел уже вызывает у человека болевое ощущение, а в 150 - становится для него непереносимым.

По Строительным нормам и правилам Российской Федерации ( СНиП 23 - 03 - 2003) в классных помещениях, учебных кабинетах, аудиториях учебных заведений, конференц-залах, читальных залах библиотек - допустимая норма шума 40-55 дБ. К сожалению, в Санитарных правилах и нормах в организации деятельности образовательных учреждений (СанПиН, 2003 г.) мало обращается внимания на шумовое загрязнение, не прописаны допустимые нормы шума в кабинетах, спортивном зале и других помещениях школы.

2. Шум в условиях учебной деятельности в школе.

Основной шум, который возникает на уроке,— это шум человеческой речи. Интенсивность речевого шума измеряется в дб: тихий шепот — 10 дб, умеренный шепот — 20 дб, громкий шепот — 40 дб, нормальная громкая речь — 50—60 дб. Эти уровни не мешают умственному труду, если этот шум кратковременный.

В технической и медицинской литературе по вопросам акустики имеются данные о влиянии шума на внимание, умственный труд, работоспособность, разборчивость речи, центральную нервную систему с указанием порогов интенсивности шума, превышение которых оказывает существенный отрицательный эффект.

Так, шум, интенсивностью выше 55 дБ мешает умственному труду, ощущается при умственной работе неприятным, раздражающим; шум интенсивностью выше 58 дБ заглушает нормальную речь учителя, делает ее неразборчивой; шум, превышающий 60 дБ, снижает внимание; шум интенсивностью выше 65 дБ, оказывает вредное влияние на центральную нервную систему, снижает работоспособность, развивает утомление, может вызвать раздражение, подавленное настроение, тревогу.

Исходя из интенсивности шума , характера его влияния на умственный труд, внимание, работоспособность, центральную нервную систему, эмоции, исследователь В. А. Рахматшаева дает следующую типологию шумов школьного урока.

Незаметный шум (40—45 дБ) создает ощущение полной тишины, благоприятной для умственного труда. Этот шум не утомляет. Его можно сравнить с шумом тихого радио, легкой радиомузыки в квартире, с шумовым фоном в городе ночью. Незаметный шум не превышает допустимых уровней шума для умственного труда и речевого шума, не снижает внимания, работоспособности, не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему, не вызывает отрицательных эмоций.

Тихий рабочий приятный шум (46—58 дБ) ощущается субъективно приятным. Это шум умеренного разговора. Он сам по себе также не утомляет. Его можно сравнить с шумом спокойной улицы днем, с шумной квартирой. Он в два раза громче незаметного шума. Тихий рабочий приятный шум не превышает допустимых норм для умственного труда, не снижает внимания, умственной работоспособности, не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему, не вызывает отрицательных эмоций.

Громкий рабочий неприятный шум (59—65 дБ) ощущается неприятным, мешающим умственному труду, раздражающим. Это шум громкого разговора. Он заметно утомляет. Его можно сравнить с громкой речью по радио, с шумной улицей (без трамвая). Он в два — два с половиной раза громче тихого приятного рабочего шума, в четыре раза громче незаметного шума. Громкий рабочий неприятный шум превышает санитарные допустимые нормы для умственного труда, снижает внимание, работоспособность, оказывает нагрузку на центральную нервную систему вызывает неприятные эмоции.

Интенсивный анормативный шум (65—75 дБ) — это шум, неприемлемый для умственного труда. Заглушает повышенный голос учителя, голоса детей. Этот шум быстро утомляет. Его можно сравнить с громкой музыкой по радио, с шумом очень оживленной городской улицы. Он в полтора-два раза больше громкого рабочего неприятного шума. Интенсивный анормативный шум значительно превышает санитарные нормы для умственного труда, нормы допустимых уровней речевого шума, снижает внимание, развивает утомление, оказывает значительную нагрузку на центральную нервную систему, вызывает отрицательные эмоции.

Вредный импульсный шум (76—88 дБ) — это шум крика, резкого стука, удара. По интенсивности можно сравнить с громкой музыкой в ресторане, с шумом очень большого водопада. Он в два раза громче интенсивного анормативного шума, почти в три раза громче неприятного рабочего шума, в пять раз громче приятного рабочего шума; вреден не только для умственного труда, центральной нервной системы, внимания и работоспособности, но и для слухового анализатора. Этот шум быстро утомляет, вызывает чувство страха, неустойчивое эмоциональное состояние, отрицательные эмоции, вызываемые им, сохраняются надолго.


3. Влияние шумового загрязнения на организм человека.

3.1.Медико-техническая характеристика шума

Шум характеризуется двумя основными параметрами: интенсивностью и частотным составом. Интенсивность шума измеряется в децибелах (дб), частота в герцах (гц). При гигиенической оценке учитываются оба фактора.
В зависимости от уровня интенсивности и спектра шума различаются несколько ступеней воздействия шума на человека:

• шум, вызывающий механические повреждения органов слуха;

• шум, вызывающий необратимые изменения в органах слуха и приводящий к общему болезненному состоянию организма человека;

• шум, затрудняющий разборчивое восприятие речи и оказывающий, таким образом, значительное воздействие на нервную систему человека, повышающий утомление и снижающий производительность труда;

• шум более низких уровней, оказывающий вредное воздействие на нервную систему человека, мешающий его умственному труду и отдыху.

3.2. Правило тишины.

Проведенные исследования достаточно убедительно показали, что шум вызывает изменения в первую очередь в центральной нервной системе. Медицинская литература так описывает механизм воздействия шума на центральную нервную систему. В коре головного мозга, то есть в высшем его отделе, под воздействием шума возникает охранительное торможение, защищающее нервные клетки от истощения, затем, по мере увеличения времени действия шума, происходит нарушение уравновешенности основных нервных процессов — торможения и возбуждения — в сторону преобладания возбуждения. Нарушение слаженности двух основных процессов в центральной нервной системе приводит к нарушению функции различных органов и систем организма.

3.3. Негативное воздействие шума на организм человека.

1)Последствие постоянного шума – шумовая болезнь;

Громкие, резкие, пронзительные звуки действуют возбуждающе на нервную систему. Ведь в природе шум часто связывается с опасностью, и в ответ организм рефлекторно приходит в боевую готовность. Если вокруг слишком шумно, перенапряжение приводит к неприятным последствиям: снижается внимание, падает работоспособность, появляется бессонница и даже страдает желудок (вплоть до возникновения гастрита и язвенной болезни). Все это называют шумовой болезнью. Кроме того, установлено, что внезапный и громкий шум вызывает сужение сосудов и, как следствие, повышение артериального давления. Резкие звуки оказывают на наш организм более вредное воздействие, чем слабые – монотонные, ритмичные. Знакомые звуки переносятся легче непривычных.

2) Звуки – причина нервных расстройств;

Зависим мы и от частоты звука, то есть от его высоты. Слишком высокие для нас - ультразвуки и слишком низкие – инфразвуки мы не слышим, но все же ультразвуки способны вызывать общую слабость и головокружение, а инфразвуки – стать причиной нервных хронических расстройств.

3) Еще одно последствие постоянного шума – ослабление слуха;

Однако когда мы мечтаем о тишине, вовсе не имеем в виду абсолютное безмолвие. Полная тишина угнетающе действует на психику, не случайно для будущих космонавтов испытание в сурдокамере – испытание тишиной - одно из самых трудных. Эксперименты, проводившиеся медиками и физиками еще в 40-х гг. XX в., показали, что пребывание человека около 6-10 ч. В звуконепроницаемой камере отрицательно сказываются на его двигательной реакции, памяти и сочувствии. Увеличение времени пребывания в камере приводило к серьезным изменениям, требовавшим лечения.

4)Длительное воздействие шума может повлиять и на характер человека. Большинство тех, кто страдает от шума, замечают, что им становится все труднее сохранять спокойствие в напряженных ситуациях. Люди, подвергающиеся постоянному воздействию шума, часто становятся трудными в общении. Усталость от шума накапливается, угнетается нервная система, происходит функциональное расстройство центральной нервной системы, психики. Шум вызывает заболевания сердечно-сосудистой системы, зрения и вестибулярного аппарата, снижает рефлекторную деятельность, часто становится причиной несчастных случаев и травм.

5)Также негативные последствия для здоровья и психики человека можно получить от шума и вибрации компьютера. Компьютер обычно включен не час–два, а 10 и более часов, то есть человек работает при постоянном шумовом фоне, методов противостояния которому крайне мало. Если работа требует внимания, то смесь шумов (гула компьютера, радио, разговоров коллег) может действовать раздражающе. Это проявляется не сразу, однако рано или поздно человек может начать чувствовать повышенное утомление по окончании рабочего дня. Ярким примером такого отрицательного влияния является потеря общего тонуса, сонливость и головные боли по вечерам, появление которых объясняют магнитными бурями или плохой экологией.

Итак, можно выделить следующие последствия влияния шумов на человека:

1. Шум становится причиной преждевременного старения. В тридцати случаях из ста шум сокращает продолжительность жизни людей в крупных городах на 8–12 лет.

2. Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдают неврозами, вызванными повышенным уровнем шума.

3. Достаточно сильный шум уже через минуту может вызвать изменения в электрической активности мозга, которая становится схожей с электрической активностью мозга у больных эпилепсией.

4. Такие болезни, как гастрит, язвы желудка и кишечника, чаще всего встречаются у людей, живущих и работающих в шумной обстановке. У эстрадных музыкантов язва желудка – профессиональное заболевание.

5. Шум угнетает нервную систему, особенно при повторяющемся действии.

6. Под влиянием шума происходит стойкое уменьшение частоты и глубины дыхания. Иногда появляется аритмия сердца, гипертония.

7. Под влиянием шума изменяются углеводный, жировой, белковый, солевой обмены веществ, что проявляется в изменении биохимического состава крови (снижается уровень сахара в крови)

1. Определение уровня шума в школьных помещениях.

Используя NOVA 5000, провела обработку данных проведённых измерений. С помощью анализа определила среднее, максимальное и минимальное значение уровня шума (в дБ) в исследуемых помещениях. По каждому эксперименту с помощью NOVA построила соответствующие графики, диаграммы.

3. Анкетирование учащихся.

В анкетировании принимали учащиеся 7 классов (53 учащихся). Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1 . Знаете ли вы о влиянии шумового загрязнения на живые организмы?

2.Влияет ли шум на ваше состояние?

3.Какие места нашей школы наиболее шумные?

А) в кабинете на уроке

Б) в кабинете на перемене

Г) в рекреации (укажите этаж)

Д) другое __________________________________________________________

4.Как вы чувствуете себя после урока, на котором было шумно?

5.Шум на переменах мешает тебе отдыхать?

6.Что является источником шума в нашей школе?

В) другой ответ______________________________________________________________

7. Как громко вы слушаете музыку?

8.Удобно ли вам слушать музыку и одновременно заниматься учебой?

9.Предпочитаете смотреть телевизор при:

А) высокой громкости

10.Надо ли принимать какие-то меры, чтобы запретить на переменах включать громкую музыку на сотовых телефонах?

09 арбитражный суд г. Москвы

Шум и вибрация негативно влияют на здоровье человека, и особенно сильно на здоровье детей и подростков. В период переходного возраста постоянное нахождение ребенка в зонах, где уровень шума и вибрации превышает допустимые значения, может значительно повысить нервозность ребенка, он становится неуправляем, часто устает, его клонит в сон, внимание рассеивается. Иногда это может привести к очень серьезным заболеваниям нервной, сердечно-сосудистой и кровеносной систем, развитию вегето-сосудистой дистании, сложным сердечным заболеваниям, у ребенка может ухудшиться слух и зрение. Стоит ли говорить о том, что успеваемость при этом сильно падает, появляются проблемы с поведением. Поэтому защите от шума и вибраций образовательных учреждений следует уделять особое внимание.

7 смонтированный виброизолятор 4 слоя

Прежде всего, следует обратить внимание на расположение образовательного учреждения. Согласно санитарным нормам общеобразовательное учреждение должно размещаться на внутриквартальных территориях, удаленных от транспортных дорог и развязок на расстояние не менее 100-150 м. Не должно быть вблизи образовательных учреждений и техногенных объектов, являющихся источниками повышенной вибрации и шума.

Чтобы шум с улицы не доносился в учебные классы для защиты от шума и вибраций образовательных учреждений следует использовать двойные или тройные стеклопакеты, также необходимо установить двойные двери, причем как входные, так и внутренние, разделяющие классные комнаты.

Конструкция_горизонтального_упора

Защита от шума и вибраций образовательных учреждений должна предусматривать и такие работы, как виброизоляция и шумоизоляция инженерного оборудования - трубопроводов систем канализации, водоснабжении, вентиляции и так далее. Эти работы осуществляются путем прокладки в местах соединения трубопроводов со стенами, потолками, балками и другими конструкциями здания звуко- и виброизоляционных материалов и устройств, например, виброизоляторов. На практике для защиты от шума и вибраций образовательных учреждений чаще всего используют комбинированные виброизоляторы, которые представляют собой устройство их пружин и резины. Пружины гасят вибрацию, а резиновые детали вдобавок заглушают шум.

time2_400

Современное общеобразовательное учреждение предполагает наличие определенного количество технических средств обучения - компьютеров, проекторов, лабораторное оборудование. Все они в той или иной степени являются источниками шума и вибрации. Поэтому компьютерные классы и лаборатории должны быть звуко- и виброизолированы в первую очередь. Компьютеры и лабораторное оборудование необходимо размещать на специальных платформах, оснащенных виброизоляторами. Не стоит также забывать о санитарных нормах, ограничивающее пребывание подростков в компьютерных классах и местах с повышенной вибрацией и шумом. После 45 минут пребывания в классе необходимо сделать перерыв.

Во избежание превышения нормативных показателей уровня вибрации и шума регулярно следует осматривать все оборудование в школе и при необходимости незамедлительно производить ремонт.

before-1

Наши уникальные технологии по защите от шума и вибраций образовательных учреждений запатентованы и нашли широкое применение в строительстве. Даже если школа вашего ребенка расположена в самом негативном с точки зрения защиты от шума и вибраций образовательных учреждений месте, мы найдем необходимые решения этой сложной задачи.

Мы сделаем местопребывание вашего ребенка абсолютно безопасным и комфортным!

Защита от шума и вибраций образовательных учреждений - наша общая задача!

Анкета № 1. Влияние шума на обучающихся.

  • Шум на уроках мешает сосредоточиться.
  • Шум на перемене мешает отдохнуть.
  • Шум вызывает усталость, головную боль.

Из анализа анкет, учащихся выявили, что любой шум мешает сосредоточиться на уроке, отдохнуть на перемене, вызывает головную боль и усталость.

Анкета № 2. Какие звуки из предложенных вам нравятся, а какие - нет.

  1. Шелест листьев.
  2. Стук дождевых капель.
  3. Шум телевизора.
  4. Шум ручья, водопада.
  5. Работа пылесоса.
  6. Шум в доме.

Вывод: школьникам нравятся шум листьев, стук дождевых капель, шум ручья, отрицательно относятся к шуму телевизора, пылесоса, к шуму в доме.

Из анализа анкет убедились, что шум отрицательно влияет на самочувствие учеников, отрицательно сказывается на здоровье.


Анкета № 3. Социологический опрос среди учеников и учителей о влиянии шума на здоровье человека (11 учителей и учащихся 49).

1. Можно ли считать шум невидимым убийцей? Ответ. Да, нет, не знаю.

По мнению учеников и учителей, шум влияет на здоровье человека.

2. Как вы думаете, где на территории школы повышено шумовое загрязнение: на этажах, спортзале, столовой, классе?

На этажах в перемену Спортзал Столовая Класс
Учителя 48% 25% 18% 9%
Ученики 34% 26% 24% 16%

Главными источниками шума являются этажи, спортзал, меньше столовая.

3. Считаете ли вы, что шум является причиной рассеянности, отвлеченности учащихся на уроке?

Большинство учителей и учеников считают, что шум влияет на сосредоточенность учеников на уроке.

4.А что лично вам мешает сосредоточиться на уроке?

Шум в коридоре Шум в классе
Учителя 82% 12%
Ученики 28% 72%

Вывод: по мнению учителей шум в коридоре мешает больше чем на уроке в классе. А ученики считают, что шум в классе более отрицательно влияет на сосредоточенность на уроке.

5.Что вы чувствуете при шумовом загрязнении? Как шум влияет на вас?

Головная боль Усталость Раздражение Не знаю
Учителя 36% 45% 10% 9%
Ученики 34% 51% 13% 2%

Вывод: Учителя и ученики отметили, что шум вызывает головную боль, раздражение, усталость.

6. Где больше шумов загрязнения?

На улице В школе Дома В лесу
Учителя 19% 72% 9% -
Ученики 23% 70% - 7.%

Вывод: большинство участвующих в анкетировании считают, что наибольшее шумовое загрязнение в школе. Таким образом, по мнению учащихся и учителей, шум может быть причиной болезней, усталости, влиять на сосредоточенность и вызывать головную боль. Шум может мешать нормальному ритму жизни, а школа является объектом повышенного уровня шума. (Приложение №1)

Экспериментальная работа о шуме

Тема. Исследование по воздействию шума на кошку.

Цель. Изучить изменение в поведении кошки в зависимости от разных жанров музык Длительный шум высоких звуков приводит к угнетению, а нередко и к гибели животных организмов.

Когда кошка лежала, я включил ей классическую музыку, ее состояние не изменилось, она вела себя спокойно. Тогда я включила пылесос, она вскочила на ноги и убежала. Я повторил опыт, и после включения очень громкой музыки, она опять убежала из комнаты. Значит, животное ведет себя беспокойно при громкой эстрадной музыке и остается в состоянии покоя при включении спокойной тихой классической музыки.

Исследовательская работа № 2

Тема: Влияние шума на объем выполненных заданий.

Цель: Выяснить влияние шумового фона на объем выполненных заданий.

Оборудование. Листки с заданиями, компьютер, телефон.

Задание. В течение 3 мин необходимо решить примеры и ответы записать на листах. Количество правильно решенных примеров умножить на 10. Подсчитать % правильно решенных примеров в тишине и при громкой музыке, чтении текста другим учеником вслух, телефонном разговоре.

Вначале урока решали карточки №1, а в шумной обстановке карточку №2. Задания выполняли ученики 4.классов.

4 г кл В тишине В шуме
1. 240+360) :12+150 ) : 2 =

2. (2*49 +502) :10 +80 =

3. (12 *12 +156) : 3 *7 =

В шуме. Решали 23 учеников. Из 69 примеров в шуме решено - 21, это составляет % от предложенных. В тишине из 69 примеров решено 25 это составляет- 43%.

Вывод: решение примеров с сопровождением неприятных звуков отвлекают от работы. Такие звуки способствуют невнимательности и увеличению ошибок, отрицательно влияют на объем выполненных заданий.

Тема. Как шум влияет на запоминание.

Цель: Выяснить, как шум притупляет умственные способности.

Задание. Выучить четверостишье в тишине и при искусственно созданном шуме (играет бубен, ученик громко читает текст, играет громкая музыка). Время на запоминание 2 минуты.

В тишине В шуме
1.Как дорожу я прекрасным мгновеньем!

Музыкой вдруг наполняется слух.

Звуки несутся с каким-то стремленьем,

Звуки откуда-то льются вокруг.

как в небе, навсегда

Результаты: Чтобы выучить четверостишье при шуме затрачено больше времени, а некоторые ученики не смогли запомнить, и отказались рассказывать стихотворение.

Заключение

Проведены исследования

  • По воздействию шума на остроту слуха.
  • Влияние шума на объем выполненных заданий.
  • Как шум влияет на кошку.
  • Как шум влияет на запоминание.

Результаты исследования

  • Шум влияет на остроту слуха, притупляют его, влияет на объем полученной информации.
  • Шум вызывает головную боль, раздражение, усталость. Шум может мешать нормальному ритму жизни, а школа является объектом повышенного уровня шума.
  • Выработаны рекомендации учащимся.

Рекомендации по снижению вредного воздействия звука на организм человека

  • Старайтесь не шуметь на уроках и переменах;
  • ограничьте ежедневное прослушивание громкой музыки.
  • просмотр телевизионных передач, работу за компьютером; делайте 10 минутный перерыв и слушайте успокаивающую музыку;
  • следите за разговорной речью: не кричите, не повышайте голос;
  • регулярно проходите медицинское обследование;
  • сажайте деревья -они производители кислорода и защищают от шума;
  • чаще ходите пешком, или используйте велосипед, так как это укрепляет здоровье, и способствует уменьшению шумового загрязнения;
  • больше бывайте на природе, слушайте пение птиц, шелест листвы. Это благотворно сказывается на состоянии нервной системы и здоровье в целом.

Внедрение

Ученикам школы выполнять рекомендации, способствующие защите от шума.

По результатам анкет классным руководителям провести беседы в классах.

Выступили с презентацией в 4г классе.

Вывод: Убедились в том, что выдвинутая гипотеза верна. Шум влияет на здоровье человека доказали экспериментами.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ШУМОВОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ В ШКОЛЕ


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. Шум и здоровье человека…………………………………………….. 5

ГЛАВА 2. Определение уровня шума в школе………………………………… 9

ГЛАВА 3. Влияние шума на учителей и учащихся…………………………….13

В В Е Д Е Н И Е

Изучение окружающей среды и экологии человека – является одной из важнейших задач современности.

Существует своеобразный и очень опасный для здоровья человека вид загрязнения среды обитания - шумовое загрязнение. Сильный продолжительный и особенно постоянный шум - скрытый и опасный враг человека и многих живых существ. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Я тоже заинтересовался этой проблемой. Большую часть времени дети проводят в школе. Здесь они постигают основы наук, занимаются спортом, играют в игры, слушают музыку, посещают столовую. И при этом они создают шум, не задумываясь о том, насколько этот шум может быть сильным и приносящим вред организму.

В данной исследовательской работе рассматриваются вопросы, связанные с изучением и оценкой шумового загрязнения в школе.

Перед началом исследования мной была выдвинута гипотеза: уровень шума в школе не превышает допустимых границ.

Цель исследования: - подтвердить или опровергнуть гипотезу об уровне шума.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

изучить физические характеристики шума и его влияние на организм человека;

определить величину шума в различных помещениях общеобразовательного учреждения;

провести социологический опрос среди учителей и учащихся школы;

Объектом исследования является шумовое загрязнение внутри общеобразовательного учреждения.

Методы исследования: анализ научной литературы, эксперимент, сравнительный анализ.

Технология работы: исследование.

Практическая значимость: дает возможность использовать результаты данного исследования на уроках основ безопасности жизнедеятельности, физики, биологии, на классных часах и внеклассных мероприятиях; доступна для выполнения в обычных средних школах.

Теоретической базой работы служат труды ученых Хотунцева Ю.Л., Раймерса Н.Ф., Андреева-Галанина Е.Ц. посвященные изучению шума, его влиянию на организм человека.

ШУМ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

С самых первых дней жизни человек находится в мире звуков и других колебаний. Звук – это механические колебания воздуха, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Звук - это важнейший источник информации и общения человека с окружающим миром. Это общение может быть приятным, доставлять удовольствие, а может раздражать и даже вредить.

Шум — беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры. Первоначально слово шум относилось исключительно к звуковым колебаниям, однако в современной науке оно было распространено и на другие виды колебаний (радио-, электричество). Звуки, слившиеся в нестройное, громкое звучание принято считать шумом [5]. С физиологической точки зрения шум — это всякий неблагоприятный воспринимаемый звук.

Пагубное влияние шума на человека известно давно. Две тысячи лет назад во имя тишины и спокойствия Юлий Цезарь запретил повозкам ночью разъезжать по улицам древнего Рима. Во Франции, в период правления короля-солнца Людовика XIV, существовал жесткий запрет шуметь в городе после того, как Париж и его король лягут спать. Более 100 лет назад, немецкий ученый Роберт Кох писал, что наступит время, когда борьба с шумом станет столь же актуальной, как и борьба с холерой или чумой. Однако до сих пор огромная часть людей не догадывается об опасности шумового загрязнения. Длительный шум неблагоприятно влияет на органы слуха, понижая чувствительность к звуку. Он нарушает работу печени, приводит к расстройству сердечно-сосудистой системы, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности, снижается внимание, работоспособность (особенно умственная), повышается утомляемость и раздражительность. Шумы оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижают рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.

Постоянное действие шума может явиться причиной язвенной болезни,

гастрита, головной боли, головокружения, звона в ушах, а также способствует

нарушению обмена веществ.

Шум не только влияет на человека, но и на любой живой организм. Например, под его длительным воздействием теряют способность к размножению, пожирают свой молодняк и в конечном итоге гибнут от паралича сердца крысы, кролики, собаки. В условиях агрессивного шумового фона деревья в городе чаще болеют и умирают гораздо раньше, чем в естественной среде.

Используя литературу по данной теме, я составил таблицу №1, иллюстрирующую воздействие шума на человека.

Дата введения 2011-05-20

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ - Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИСФ РААСН)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минрегион России) в сети Интернет.

ВНЕСЕНЫ правки на основании информации об опечатках*, опубликованной в Информационном Бюллетене о нормативной, методической и типовой проектной документации N 6, 2011 г.

* См. ярлык "Примечания".

Правки внесены изготовителем базы данных

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2017 год

Введение

Настоящий свод правил устанавливает нормируемые параметры, допустимые и предельно допустимые уровни шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных и производственных зданий, а также на территориях жилой застройки, порядок проведения акустических расчетов по оценке шумового режима на этих территориях и в помещениях зданий, порядок выбора и применения различных методов и средств для снижения расчетных или фактических уровней шума до требований санитарных норм, а также содержит указания по обеспечению в помещениях специального назначения (театральные, киноконцертные, спортивные залы и т.п.) оптимального акустического качества с точки зрения их функционального назначения.

Актуализация выполнена Учреждением Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук ("НИИСФ РААСН").

Ответственные исполнители: НИИСФ РААСН (И.Л.Шубин, В.Л.Анджелов, М.А.Пороженко, Л.А.Борисов, В.П.Гусев, X.А.Щиржецкий, И.Е.Цукерников, В.А.Аистов, С.И.Крышов, Н.А.Минаева), НИиПИ Генплана Москвы (Н.К.Кирюшина), НИиПИ ТРТИ (Н.Н.Минина), МГСУ (А.И.Герасимов).

Изменение N 1 к СП 51.13330.2011 разработано авторским коллективом в следующем составе: НИИСФ РААСН (И.Л.Шубин, М.А.Пороженко, В.П.Гусев, В.Н.Сухов, В.А.Аистов, X.А.Щиржецкий, И.Е.Цукерников, Н.А.Минаева), ОАО "НИИБТМЕТ" (Н.Н.Ведерников, Д.Б.Чехомова, И.И.Новиков) при участии ГУП НИиПИ Генплана Москвы (Н.К.Кирюшина), ННГАСУ (Д.В.Монич).

1 Область применения

Настоящий свод правил устанавливает обязательные требования, которые должны выполняться при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий различного назначения, планировке и застройке городских и сельских поселений с целью защиты от шума и обеспечения нормативных параметров акустической среды в производственных, жилых, общественных зданиях, на прилегающих к ним территориях и в рекреационных зонах.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил приведены ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования

ГОСТ 27296-2012 Здания и сооружения. Методы измерения звукоизоляции ограждающих конструкций

ГОСТ 30691-2001 (ИСО 4871-96) Шум машин. Заявление и контроль значений шумовых характеристик

ГОСТ 31295.2-2005 (ИСО 9613-2.1996) Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ Р 53187-2008 Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий

ГОСТ Р 56769-2015 (ИСО 717-1:2013) Здания и сооружения. Оценка звукоизоляции воздушного шума

ГОСТ Р 56770-2015 (ИСО 717-2:2013) Здания и сооружения. Оценка звукоизоляции ударного шума

ГОСТ Р ИСО 10140-2-2012 Акустика. Лабораторные измерения звукоизоляции элементов зданий. Часть 2. Измерение звукоизоляции воздушного шума

ГОСТ Р ИСО 10140-4-2012 Акустика. Лабораторные измерения звукоизоляции элементов зданий. Часть 4. Методы и условия измерений

СП 254.1325800.2016 Здания и территории. Правила проектирования защиты от производственного шума

СП 271.1325800.2016 Системы шумоглушения воздушного отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Правила проектирования

СП 275.1325800.2016 Конструкции ограждающие жилых и общественных зданий. Правила проектирования звукоизоляции

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный материал отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил использованы следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 время реверберации Т, с: Время, за которое уровень звукового давления в помещении после выключения источника звука снижается на 60 дБ.

3.2 допустимый уровень шума: Уровень, который не вызывает у человека значительного беспокойства и существенных изменений показателей функционального состояния систем и анализаторов его организма, чувствительных к шуму.

3.3 звуковая мощность, Вт: Количество энергии, излучаемой источником шума в единицу времени.

3.4 звукоизоляция окна R, дБА: Величина, служащая для оценки одним числом изоляции внешнего шума, создаваемого городским транспортом, при передаче его внутрь помещения через окно.

3.5 изоляция воздушного шума (звукоизоляция) R, дБ: Способность ограждающей конструкции уменьшать проходящий через нее звук.

Примечание - В общем виде представляет собой десятикратный десятичный логарифм отношения падающей на ограждение звуковой энергии к энергии, прошедшей через ограждение.

3.6 изоляция ударного шума перекрытием: Величина, характеризующая снижение ударного шума перекрытием.

3.7 индекс изоляции воздушного шума R, дБ: Величина, служащая для оценки одним числом изоляции воздушного шума ограждающей конструкцией.

Примечание - Определяется путем сопоставления частотной характеристики изоляции воздушного шума со специальным оценочным спектром.

3.8 индекс приведенного уровня ударного шума L, дБ: Величина, служащая для оценки одним числом изоляции ударного шума перекрытием.

Примечание - Определяется путем сопоставления частотной характеристики приведенного уровня ударного шума под перекрытием со специальным оценочным спектром.

3.9 коэффициент звукопоглощения : Отношение величины неотраженной поверхностью звуковой энергии к величине падающей энергии.

3.10 максимальный уровень звука, дБА: Уровень звука непостоянного шума, соответствующий максимальному показанию измерительного прямопоказывающего прибора (шумомера) при визуальном отсчете, или уровень звука, превышаемый в течение 1% длительности измерительного интервала при регистрации шума автоматическим оценивающим устройством (статистическим анализатором).

3.11 непостоянный шум: Шум, уровень звука которого изменяется за время оценки более чем на 5 дБА при измерениях на временной характеристике S шумомера по ГОСТ 17187.

3.12 октавный уровень звукового давления, дБ: Уровень звукового давления в октавной полосе частот.

3.13 постоянный шум: Шум, уровень звука которого изменяется за время оценки не более чем на 5 дБА при измерениях на временной характеристике S шумомера по ГОСТ 17187.

3.14 предельно допустимый уровень шума; ПДУ шума: Уровень шума, который при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа, не должен вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Примечание - Вместе с тем соблюдение ПДУ шума не исключает нарушения здоровья у сверхчувствительных лиц.

3.15 приведенный уровень ударного шума под перекрытием L, дБ: Величина, характеризующая изоляцию ударного шума перекрытием, представляющая собой уровень звукового давления в помещении под перекрытием при работе на перекрытии стандартной ударной машины и условно приведенная к величине эквивалентной площади звукопоглощения в помещении, равной А=10 м.

3.16 проникающий шум: Шум, возникающий вне пространства с расчетными точками и проникающий в него через ограждающие конструкции зданий, системы вентиляции, кондиционирования воздуха, водоснабжения и отопления.

3.17 реверберация: Явление постепенного спада звуковой энергии в помещении после прекращения работы источника звука.

3.18 средний коэффициент звукопоглощения : Отношение суммарной эквивалентной площади звукопоглощения в помещении А (включая поглощение всех поверхностей, оборудования и людей) к суммарной площади всех поверхностей помещения.

3.19 уровень звука, дБА: Энергетическая сумма октавных уровней звукового давления в нормируемом диапазоне частот, откорректированных по частотной характеристике А шумомера по ГОСТ 17187.

3.20 уровень звуковой мощности, дБ: Десятикратный десятичный логарифм отношения звуковой мощности к опорной звуковой мощности (W=10 Вт).

3.21 частотная характеристика изоляции воздушного шума: Величина изоляции воздушного шума R, дБ, в третьоктавных полосах частот в диапазоне 100-3150 Гц (в графической или табличной форме).

3.22 частотная характеристика приведенного уровня ударного шума под перекрытием: Величина приведенных уровней ударного шума под перекрытием L, дБ, в третьоктавных полосах частот в диапазоне 100-3150 Гц (в графической или табличной форме).

Читайте также: