Зарождение самостоятельных научных направлений и школ в исторической науке

Обновлено: 30.06.2024

Полноценная и фундаментальная научно-исследовательская работа на историческом факультете была бы немыслима без наличия серьезных научных школ, существующих на его кафедрах уже не один десяток лет. Каждая из них имеет свою судьбу и индивидуальность, собственную историю и периоды расцвета, методологические установки и научные предпочтения.

История возникновения и существования Московского университета, как и длительная, насыщенная просветительская миссия лежат в основе научной деятельности исторического факультета. Сила традиции отечественной исторической науки, влиятельные и многообразные научные школы, существующие в стенах факультета, с их последовательно поддерживаемой преемственностью, как и реалии современной научной и общественной жизни определяют структуру, характер и специфические особенности научной работы факультета.

Отметим некоторые крупные научные школы исторического факультета, их основателей и ведущих представителей:

Ранние цивилизации Древнего Востока – профессор В.И. Авдиев, профессор А.А. Вигасин, доцент С.С. Соловьева.

История Древней Греции и Древнего Рима: экономика, политика, государственность – профессор В.С. Сергеев, профессор А.В. Мишулин, профессор Н.А. Машкин, профессор А.Б. Ранович, профессор А.Г. Бокщанин, профессор В.И. Кузищин, профессор И.Л. Маяк, профессор С.Ю. Сапрыкин;

Античное Причерноморье – профессор В.Д. Блаватский, профессор В.И. Кузищин, профессор С.Ю. Сапрыкин;

Византия и Причерноморье в Средние века – член-корреспондент АН СССР З.В. Удальцова, академик РАН С.П. Карпов;

Средневековая цивилизация: экономика, политика, культура – академик АН СССР Е.А. Косминский, член-корреспондент АН СССР А.Д. Удальцов, профессор С.Д. Сказкин, профессор А.Р. Корсунский, профессор А.И. Неусыхин, профессор А.И. Данилов, профессор Е.В. Гутнова, профессор М.М. Смирин, профессор Ю.М. Сапрыкин, член-корреспондент АН СССР З.В. Удальцова, академик РАН С.П. Карпов;

Власть и культура в эпоху Средневековья и в Раннее Новое время – профессор Н.А. Сидорова, профессор Н.А. Хачатурян, профессор Л.М. Брагина, профессор О.В. Дмитриева, профессор И.С. Филиппов;

Проблемы истории северной и центральной Европы в Новое и новейшее время – профессор И.С. Галкин, профессор Н.Ф. Мочульский, профессор М.И. Орлова профессор А.И. Патрушев, профессор А.Д. Колпаков, профессор Н.М. Мещерякова;

Проблемы истории западной и южной Европы в Новое и новейшее время – профессор И.Д. Белкин, профессор А.В. Адо, профессор В.П. Смирнов, профессор И.В. Григорьева, доцент В.С. Бондарчук, профессор Л.С. Белоусов;

Американистика – профессор Н.В. Сивачев, профессор И.П. Дементьев, профессор О.С. Сороко-Цюпа, профессор Е.Ф. Язьков, профессор А.С. Маныкин;

История стран Латинской Америки в Новое и новейшее время – профессор А.И. Строганов, профессор Э.Э. Литаврина, доцент А.А. Соколов;

Международные отношения в новое и новейшее время – профессор И.С. Галкин, профессор А.С. Маныкин;

Зарубежные славянские народы от древности до современности – академик АН СССР В.И. Пичета, профессор И.М. Белявская, профессор С.А. Никитин, профессор И.А. Воронков, профессор В.Г. Карасев, профессор Л.П. Лаптева, профессор Л.В. Горина, профессор Г.Ф. Матвеев;

Специальные исторические дисциплины – академик АН СССР М.Н. Тихомиров, академик АН СССР Л.В. Черепнин, член-корреспондент РАН Я.Н. Щапов, академик РАН В.Л. Янин, академик АН СССР И.Д. Ковальченко, профессор А.В. Муравьев, профессор А.Г. Голиков, профессор Г.А. Федоров-Давыдов;

История России до начала XIX века – Профессор К.В. Базилевич, член-корреспондент АН СССР, академик АПН С.В. Бахрушин, академик АН СССР Ю.В. Готье, профессор Н.Л. Рубинштейн, академик АН СССР Б.Д. Греков, академик АН СССР М.Н. Тихомиров, академик АН СССР Л.В. Черепнин, академик АН СССР Б.А. Рыбаков, профессор Г.А. Новицкий, профессор П.П. Епифанов, профессор А.М. Сахаров, профессор М.Т. Белявский, член-корреспондент РАН Я.Н. Щапов, академик РАН Л.В. Милов, профессор А.Д. Горский, профессор О.М. Рапов, профессор Н.Б. Голикова, профессор Н.В. Козлова, член-корреспондент РАН Б.Н. Флоря, профессор В.И. Моряков, профессор Д.Ю. Арапов, профессор А.А. Горский, профессор Н.С. Борисов;

История России XIX – начала XX века – профессор Б.Б. Кафенгауз, академик АН СССР Н.М. Дружинин, академик АН СССР М.В. Нечкина, профессор А.Л. Сидоров, профессор И.А. Федосов, профессор В.А. Федоров, профессор Н.Л. Рубинштейн, профессор С.С. Дмитриев, профессор П.А. Зайончковский, профессор Е.Д. Черменский, профессор Н.С. Киняпина, профессор Н.И. Цимбаев, профессор Н.Д. Ерофеев, профессор Л.Г. Захарова, профессор С.В. Мироненко;

Отечественная история XX – начала XXI века – профессор А.М. Панкратова, профессор Э.Б. Генкина, профессор Е.А. Луцкий, профессор А.Л. Сидоров, профессор С.Ф. Найда, профессор М.Е. Найденов, профессор В.М. Селунская, профессор В.З. Дробижев, профессор Д.К. Шелестов, профессор А.К. Соколов, академик РАН В.Г. Трухановский, профессор А.И. Вдовин, академик РАН Ю.С. Кукушкин, профессор С.В. Девятов;

История российской экономики в эпоху модернизации – академик АН СССР И.Д. Ковальченко, профессор Л.И. Бородкин;

Аграрная история, культура и быт русского крестьянства – академик АН СССР И.Д. Ковальченко, профессор В.А. Федоров, академик РАН Л.В. Милов;

Социальная история, история российского самодержавия, реформ и контрреформ XIX века – профессор П.А. Зайончковский, профессор Л.Г. Захарова, профессор С.В. Мироненко;

История общественной мысли России – профессор Б.Б. Кафенгауз, академик АПН СССР И.А. Федосов, профессор П.А. Зайончковский, профессор С.С. Дмитриев, профессор Н.В. Козлова; профессор Н.И. Цимбаев;

Проблемы государственного и конституционного строительства в РСФСР, СССР и РФ – академик РАН Ю.С. Кукушкин;

История политических партий и общественных движений России – профессор Н.В. Савинченко, профессор В.И. Тетюшев, профессор В.И. Злобин, профессор Л.С. Леонова;

История русского зарубежья и политической эмиграции, история стран ближнего зарубежья и диаспор – член-корреспондент РАН Е.И. Пивовар, доцент А.В.Власов, доцент О.В. Солопова;

Русская культура от средневековья до XX века – академик РАН Б.А.Рыбаков, профессор С.С. Дмитриев, профессор А.М. Сахаров, доцент Б.И. Краснобаев, академик РАН Л.В.Милов; член-корреспондент РАН Б.Н. Флоря, профессор Л.В. Кошман;

Источниковедение текстов на древних языках – профессор А.Ч. Козаржевский, доцент Д.А. Дрбоглав, профессор А.В. Подосинов;

Археология – профессор В.А. Городцов, член-корреспондент АН СССР А.В. Арциховский, академик РАН В.Л. Янин, академик АН СССР Б.А. Рыбаков, профессор С.В. Киселев, профессор В.Д. Блаватский, доцент М.В. Воеводский, профессор Б.Н. Граков, профессор Д.А. Авдусин, профессор Л.Р. Кызласов, профессор Г.А. Федоров-Давыдов, профессор А.С. Хорошев, профессор Ю.Л. Щапова, профессор Н.В. Рындина, профессор Е.А. Рыбина, профессор Н.Б. Леонова;

Этнология – Историко-этнографические области Евразии и мира (история формирования, этнокультурная специфика, этнические процессы и межэтническое взаимодействие):
член-корреспондент АН СССР С.П. Толстов, профессор С.А. Токарев, профессор Н.Н. Чебоксаров, профессор М.О. Косвен, доцент Е.М. Шиллинг, профессор В.В. Пименов, профессор С.П. Поляков, доцент Г.Г. Громов, профессор Л.П. Лашук, профессор К.И. Козлова, профессор А.А. Никишенков, академик РАН В.А. Тишков, член-корреспондент РАН С.А. Арутюнов, профессор Г.Е. Марков, профессор Л.Б. Заседателева, профессор В.В. Карлов;

Теория, методология, история этнологической / антропологической науки:
Член-корреспондент АН СССР С.П. Толстов, профессор С.А. Токарев, профессор М.О. Косвен, профессор Н.Н. Чебоксаров, профессор Л.П. Лашук, профессор В.В. Пименов, академик АН СССР Ю.В. Бромлей, профессор Г.Е. Марков, профессор А.А. Никишенков, академик РАН В.А. Тишков, член-корреспондент РАН С.А. Арутюнов, профессор О.Е. Казьмина, профессор В.В. Карлов, профессор Т.Д. Соловей;

История религии и этно-конфессиональные процессы в России и в мире:
профессор С.А. Токарев, профессор С.П. Поляков, профессор А.А. Никишенков, член-корреспондент РАН С.А. Арутюнов, профессор О.Е. Казьмина;

Русская традиционная культура и памятники русской археографии – д.и.н. И.В. Поздеева;

Количественные методы в исторических исследованиях – академик АН СССР И.Д. Ковальченко, профессор Н.Б. Селунская, профессор Л.И. Бородкин;

Искусство Западной Европы от античности до современности – член-корреспондент АН СССР В.Н. Лазарев, академик АХ СССР М.В. Алпатов, член-корреспондент АХ СССР Б.Р. Виппер, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР В.В. Павлов, член-корреспондент РАН В.Н.Гращенков, профессор Ю.К. Золотов, академик РАХ В.С. Турчин, профессор Г.И. Соколов, профессор Н.М. Никулина, профессор В.Н.Головин, профессор В.Д. Дажина, профессор С.С. Ванеян, профессор И.И.Тучков;

История византийского и древнерусского искусства – член-корреспондент АН СССР В.Н. Лазарев, профессор В.М. Василенко, профессор М.А. Ильин, профессор О.С. Попова, профессор Э.С. Смирнова;

История отечественного искусства – профессор Н.Н. Коваленская, член-корреспондент АХ СССР, профессор А.А. Федоров-Давыдов, академик РАН Д.В. Сарабьянов, профессор В.М. Василенко, профессор М.А. Ильин, профессор О.С. Евангулова, академик РАХ В.С. Турчин, профессор М.М. Алленов, профессор А.И. Морозов, профессор А.А. Карев;

© 1997-2022
Исторический факультет
МГУ имени М.В. Ломоносова

119192, г. Москва,
Ломоносовский проспект, д.27, корп.4,
исторический факультет
МГУ имени М.В. Ломоносова


Истории, популярные в той или иной культуре, но не подтверждаемые сторонними источниками, например, легенды о короле Артуре, считаются обычно частью культурного наследия, а не "беспристрастным исследованием", которым должна быть любая часть истории как научной дисциплины [6] [7] .

Содержание

Этимология и смысл термина

История одними авторами относится к гуманитарным наукам, другими — к общественным [14] , а может и рассматриваться как область между гуманитарными и общественными науками [15] . Изучение истории часто сопряжено с определенными практическими или теоретическими целями, но может быть и проявлением обычного человеческого любопытства [16] .

Историография

Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тем, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков. Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.

Философия истории

  • Какова важнейшая единица в истории — личность? Гражданское общество? Цивилизация? Культура? Национальное государство?
  • Имеются ли в истории общие для всех образцы или какой-то прогресс? Цикличность? Не может ли вся человеческая история быть случайной и лишенной всякого смысла?

Философия истории — часть философии, пытающаяся решить вопрос о конечном смысле человеческой истории. К этой же области философии относятся спекуляции о возможном телеологическом конце истории, то есть развивается ли история по какому-то плану, имеет ли какую-то цель, направляющие принципы и конечна ли она во времени. Философию истории не следует путать с историографией, то есть с исследованием истории как академической дисциплины, которая имеет определенные методы, их практическое применение и собственную историю развития. С другой стороны, не следует путать философию истории с историей философии, то есть исследованием истории философской мысли.

Профессиональные историки обсуждают также вопрос, является ли история наукой или свободным искусством. Это разделение является в значительной степени искусственным, так как историю как область знания обычно рассматривают в разных аспектах [17] [18] [19] .

Исторические науки





1. Зарождение истории


“Отцом истории” называют древнего греческого писателя Геродота. Он жил 2500 лет назад, объездил почти все известные ему страны, описал их природу и народы. Свое сочинение Геродот так и назвал: “История”. Потом появились и другие книги о прошлом.

В представлении древних, это девушка со свитком из папируса и грифельной палочкой в руках: очевидно, в свитке хранилась летопись былых времен.


Клио. Античная скульптура.

Начиная с 18 века История – это не только описание или регистрация событий (в летописях, хрониках), но наука, исследующая, почему эти события происходили.

История – сегодня, это целый комплекс разнообразных наук связанных между собой и помогающих нам изучить прошлое и понять настоящее

2. Основные разделы истории

История человечества распадается на историю отдельных человеческих сообществ – племён, народов, государств и т.д.

С другой стороны мы можем говорить о Всеобщей истории человечества, образуемой взаимосвязями и влияниями друг на друга всех частей человечества. Истории регионов, наций, народов и государств, континентов образуют ниточки, которые вплетаются в одну большую историю – Всеобщую.

Всеобщую историю принято разделять на 4 основных этапа.

Древний мир – с момента зарождения человечества и почти до конца 5 века нашей эры. Это самый продолжительный исторический период. С ним вы познакомитесь на уроках в 5 классе.

Средние века – почти тысяча лет истории человечества с 476 года и до начала 16 века.

Новое время – 16-19 века.

Новейшая история (наши дни) – это история с начала 20 века и до наших дней.

3. Всеобщая история и История России

Важное место в истории занимает цепь исторических событий, образующих историю России.


Она особенно важна для нас и близка нам, потому что мы – граждане России, её дочери и сыновья, наследники трудов и славы наших предков, построивших Россию и отстоявших её в бесчисленных войнах и сражениях ценой своей крови и жизни.

Только изучая историю своего Отечества, мы сможем понять, кто мы такие, почему живём именно здесь, отчего являемся такими, какие есть, что нам стоит и чего не стоит брать у других, как мы можем и как не можем жить в будущем.


История Руси – России продолжается уже более тысячи лет, и мы, опираясь на правильно понятый опыт и достижения предков должны сделать всё, чтобы она осталась в веках как Родина наших детей и внуков, их дом, своё дорогое место на Земле.

История России – часть истории человечества, Всемирной истории и тесно связана с историей других стран и народов. Чтобы понять историю России, нужно изучать её вместе с историей других стран.

Справедливо сказать, что и Всеобщая история без истории России не существовала и не может быть понята. События мировой истории и исторические личности оказывали влияние на историю России и наоборот.

Знаете ли вы, какое влияние на Всеобщую историю оказали эти люди и события?


4. Направления и дисциплины исторической науки.

В исторической науке существуют следующие направления:


Понять историю нам помогают вспомогательные исторические дисциплины.

Вспомогательными историческими дисциплинами называют науки, которые имеют свою область исследования происхождения того или иного вещественного или письменного источника.

К ним относятся:

Хронология (греч. Chronos – время и logos – наука). Наука, изучающая системы летоисчисления и календари различных народов. Историческая хронология - определяет на основании изучения и сопоставления письменных или археологических источников точные даты различных исторических событий и документов. Переводятся на современную систему летосчисления события древней истории, известные по источникам под определёнными годами.


Генеалогия (от греч. – родословная). Наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений.

Генеалогия оказывает помощь исследователю-историку в изучении родственных связей и имущественных отношений, вопросов происхождения и содержания исторических источников (определение авторства, датировки и др.).


Геральдика (лат. Heraldus – глашатай). Наука, изучающая гербы как исторический источник. Герб - эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции владельца, государства. Геральдика помогает понять и истолковать значение гербов.


Родовой герб Российского императора (1856 г.)

Метрология (греч. Metron – мера и logos – наука). Наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса – в их историческом развитии.

Ономастика (греч. Onoma – имя, наименование). Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения.

Имеет несколько разделов: антропонимика – изучает личные имена людей; топонимика – изучает географические названия; этнонимика – изучает названия племен, народов и других этнических общностей; теонимика – изучает имена богов.


Имена египетских фараонов: Птолемей и Аменхотеп

Нумизматика (лат. Numisma – монета). Наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. Монеты - источник при изучении истории идеологии, религии, политической мысли общества. С помощью монет нему можно проследить развитие экономики - их усиление или ослабление, изменение весовой системы, введение в обращение иных металлов. Монеты помогают изучению истории техники и истории искусства. В некоторых случаях это - шедевры изобразительного искусства. Важную информацию могут дать надписи на монетах. В археологии монеты служат датировки при исследовании различных памятников.


Монеты (слева направо): золотой солид императора Константина (IV в), арабский дирхем (X в), медная копейка Петра I (н. XVIII в.).

Фалеристика (лат . falerae, phalerae - металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия, от греческого phalara - металлические бляхи, побрякушки). Традиционно включаемая в нумизматику вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю орденов, медалей, знаков отличия.


Римская награда - фалера, медаль за взятие Шлиссельбурга (Россия, 1702 г.), ордена Российской империи до 1917 г.

Сфрагистика (греч. Sphragis – печать). Наука, изучающая печати. Печать как признак удостоверения подлинности документа возникла впервые на Древнем Востоке. Сфрагистика изучает историю формирования и развития государственных институтов, изменения государственного аппарата и т.д. Первый раз мы видим двуглавого орла как символ государства Российского на оборотной стороне печати из красного воска, которой великий князь Иван III скрепил грамоту, данную его родственникам в 1497 году.


Науки, изучающие письменные источники. К ним в частности относятся: эпиграфика – изучает надписи на твёрдых материалах; палеография – изучает памятники древней письменности; дипломатика – изучает документы, договоры, грамоты и др.


Надпись на стене собора Святой Софии в Киеве.

С этими и другими историческими дисциплинами мы познакомимся на следующих занятиях.

Критика И.Н. Болтиным трудов Щербатова по истории России. Решение И.Н. Болтиным основных антиномий. Применение сравнительно-исторического метода. Мысль об идентичности российского и западноевропейского исторического процесса, попытка поиска внутренних закономерностей исторического развития. Критика юмовского подхода, необходимость философии. Влияние философии Просвещения на методологию И.Н. Болтина. Требование критики и отбора фактов.

Либерально-романтическая концепция российской истории Н.И.Костомарова. Критика Костомаровым современной ему историографии. Задачи исторической науки. Проблема исторического факта и исторического источника в понимании Н.И. Костомарова. Теория национального характера. Этническое решение проблемы народа и государства в трудах Н.И. Костомарова. Разработка ученым объединения и централизации русского государства. Проблемы истории России и Украины. Вклад в дело публикации источников по истории Юго-Западной Руси.

Углубление специализации в отечественной исторической науке. Петербургская историческая школа. К.Н. Бестужев-Рюмин. Приемы исторической критики. Концепция русской истории. Труды Бестужева–Рюмина по историографии отечественной истории. Концепция русской истории в трудах С.Ф. Платонова. Концепция Смуты XVII века и народных движений. Роль монархии и государства в концепции С.Ф. Платонова. А.С.Лаппо-Данилевский. Критика позитивизма. Развитие методологии истории. Пересмотр А.Е.Пресняковым проблемы образования Московского государства. Идея собирания власти.

Основные проблемы в отечественной историографии различных направлений.Советская историография как научно-политический феномен тоталитарного государства. Подходы к анализу и оценки советской историографии отечественными историками (И.И.Минц, М.В.Нечкина, И.А.Данилов, М.П.Ким, Ю.С.Кукушкин, П.В.Волобуев, А.И.Зевелев, Г.А.Бордюгов, В.А.Козлов, А.А.Искандеров). Характеристика внешнего (взаимоотношения государства (власти) и исторической науки) и внутреннего (методология, принципы исследования, проблематика трудов) факторов развития советской историографии. Определение социальных функций советской исторической науки.

Утверждение марксистско-ленинской историографии во второй половине 1920- начале 1930-х гг. и её влияние на уровень развития исторической науки в стране. Изучение советскими историками крестьянских войн. Труды М.В.Нечкиной и Н.М.Дружинина, посвящённые движению декабристов. Новые труды о народническом движении. Исследование проблем экономической истории России. Литература по истории рабочего класса и революционного движения (работы А.М. Панкратовой). Дискуссии по ряду проблем отечественной истории.

Читайте также: