Заполните таблицу школа в древнем риме

Обновлено: 02.07.2024

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В так называемую эпоху царей (VIII-VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи, дома как ячейки общества и воспитания.

Дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество богов. Юнона почиталась как покровительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома и т.д. Отец был в семье неограниченным властелином. Мать пользовалась куда меньшими правами, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы.

Отношения в семье часто были далеко не идиллическими. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах у детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках.

На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда считалась ответственной за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подраставшего поколения. "Вся наука из родного дома", - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.).

Как утверждает римский историк Ливий, первые попытки создания учебных заведений относятся к 449-му г. до н. э. Занятия проводились частными лицами на форуме - в месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. восходит появление профессии наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4-5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и рабов-педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться на форум. Ремесло педагога считалось унизительным для свободных граждан.

Начиная со II в. до н. э. на организацию школьного обучения в Риме большое влияние оказывала традиция эллинистических центров Античного мира.

Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными учебными заведениями частных она имела более практическую направленность (подготовка сильных, волевых, дисциплинированных граждан). Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства - музыку и пение, поскольку они, как полагали многие римляне, "побуждают более мечтать, нежели действовать". Девиз "польза" можно назвать главным в римском воспитании и обучении. Основная цель была обеспечить определенную карьеру или в военном деле или в политике.

В первые века нашей эры в Римской империи сложился устойчивый и внешне единообразный канон содержания, системы и методов образования. В I в. основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформилась программа семи свободных искусств сдвухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с 7-летнего возраста. В круг дисциплин входили латинская (иногда греческая) грамота, общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской - абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для хорошо успевающих учеников.

Частные грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными школами грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях. В этих школах предлагалась более широкая программа. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников было ограниченным, а обучение - преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки распределить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей предусматривались уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам.

Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях - легионах.

В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно -философию. Нередко практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства. До нас дошли темы таких диспутов, например, прославление мухи. Риторические школы выполняли определенный социальный заказ - готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.

Таблица 1 – Сравнительный анализ образовательных систем Древней Греции и Древнего Рима

Афины

Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. В круг дисциплин входили латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство с литературой, начатки счета.

Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. В круг дисциплин входили латинская грамота (иногда греческая), общее знакомство с литературой, начатки счета.

здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников - ограниченное, обучение - преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки разбить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей проводились уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях - легион В Высшей Школе обучение проходило по ораторскому искусству. При практических занятиях ученики выполняли упражнения, заключающиеся в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы или из общественной жизни. Уроки музыки и гимнастики фактически отсутствуют, а вместо них юношество обучается верховой езде, фехтованию и плаванию.

В частных грамматических школах -оличество учеников - ограниченное, обучение - преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки разбить учащихся на группы (классы).

Справочная таблица содержит основные школы и представителей римской античной философии , их краткая характеристика, высказывания и основные идеи. Основные школы: эклектизм, римский эпикуреизм, стоицизм, неопифагореизм, платонизм, скептицизм, перипатетики, неоплатонизм.

Наиболее известным среди электизмов был выдающийся политик и оратор Марк Тулий Цицерон (106—45 до н. э.), создатель латинской философской терминологии.

— Алчность есть преступное желание чужого.

— Без истинной дружбы жизнь — ничто.

— Благо народа — вот высший закон.

— Более поздние мысли обычно бывают и более разумными.

Это направление в римской философии, старающееся построить систему путём сочетания различных, признаваемых истинными, положений, заимствованных из разнообразных философских систем. Эклектицизм, развивающийся на основе академической философии, достигает границ энциклопедизма, охватывающего познание как природы, так и общества. Представители римского эклектицизма владели колоссальным количеством знаний. В ряде случаев они были подлинными энциклопедистами своей эпохи.

Крупнейшим представителем греческого эллинистического эпикуреизма является в первую очередь сам Эпикур.

— Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.

— Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума - счастливым.

— Кто не помнит о прошлом счастье, тот старик уже сегодня.

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.

Поздняя Стоя (стоицизм)

Основатель стоицизма, Зенон Китийский. После него были: Посидоний, Сенека, Эпиктет, МаркАврелий.

— Время - это расстояние движения.

— Добро можно отдавать малыми частями, но оно от этого не умалится.

— Все делать для себя одного отнюдь не означает поступать против общего блага.

— Человек — это душонка, обремененная трупом.

Учение стоиков принято разделять на 3 части: логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами. Также свою систему классификации стоики сравнивали с животным и с яйцом. В первом случае кости — логика, мясо — физика, душа животного — этика; во втором — скорлупа — логика, белок — физика, а желток яйца — этика.

К основный представителям неопифагорейской школы относятся: Аполлоний Тианский, Евдор Александрийский, Трасилл, ПлутархХеронейский, Модерат из Кадиса, Нумений.

— Хватит умничать, расслабься.

Первыми последователями платонизма были ученики Академии, школыПлатона:

Платон, Спевсипп, Ксенократ, Гераклид Понтийский, Апулея, Алкиноя, Аттика, Нумения.

— Бесстыдство - терпеливость души к бесчестью во имя выгоды.

— Воля — целеустремленность, соединенная с правильным суждением.

— Обвинить можно и невинного, но обличить — только виновного.

— Пифагор первый, кто дал философии ее имя.

Среди различных обсуждаемых тем особенную важность имел вопрос об онтологическом статусе идей. Начиная с 1 века до н. э., платоники, используяАристотеля и пифагореизм, стали решительно бороться со всеми элементами натурализма, сохранившимися ещё у самого Платона и окрепшими в эпоху эллинизма благодаря деятельности стоиков, эпикурейцев и скептиков. Это стало прелюдией к началу следующего периода — промежуточного.

Основатели: Фаворин, Секст Эмпирик

— Божьи жернова мелют медленно, но муку дают превосходную.

— То, что Бог существует, не является вполне очевидным.

— Чтобы помыслить причину, нужно раньше познать действие, а чтобы познать действие, нужно. раньше знать причину.

Умеренный скептицизм в римской философии ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений. Скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма — явление. Философский скептицизм — направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания

Наиболее известные перипатетики: Аристотель, Теофраст, Эвдем, Дикеарх, Стратон, АфинейМеханик, Адраст Афродисийский.

— В жизни больше пустого, чем полезного.

— Едва начав жить, мы умираем; поэтому нет ничего бесполезнее, чем погоня за славой.

— Быть смелым — значит считать далеким все страшное и близким все, внушающее смелость.

Обучение обычно происходило во время прогулок. Перипатетическая школа существовала около тысячи лет (до 529г.н.э.) и была крупнейшим центром античной науки.

Развивали материалистическую тенденцию философииАристотеля.

Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма являетсяПлотин.

Так же: Кастриций, Порфирий, Ямвлих, Клавдиан, Зенодот, Дамаский, Симпликий.

— От магов он знал, что бог, которого они называют Оромадром, телом своим подобен свету, а душою - истине (о Пифагоре)

— Писал он обычно напряженно и остроумно, с такой краткостью, что мыслей было больше, чем слов (о Платоне)

Парадигма (образец) неоплатонизма сводится:

— к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа;

— к мистически-интуитивному познанию высшего;

— к освобождению души человека от мате́рийной обремененности, к достижению чистой духовности с помощью аскезы и/или экстаза.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Материалистическая концепция развития личности

Витторино де Фельтрэ,

Иоганн Генрих Песталоцци

Идеи народного воспитания, антропологичный подход к человеку и воспитанию

Методы учения посредством делания, эксперементальная педагогика

Идеи творчества и самостоятельности в воспитании

Воспитание личности в советской школе

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Сейчас обучается 203 человека из 60 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 591 467 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.12.2017 11063
  • DOCX 17.5 кбайт
  • 98 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сахнова Юлия Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: