Зачет по правилам русского языка 2 класс школа россии

Обновлено: 02.07.2024

5. Из чего сост оит слово? Как опред елить количе ство слог ов в слове?

9. Какие звуки н азываются гл асными? Скольк о гласных звук ов в русском язык е, сколько б укв?

11. Как провер ить безударный глас ный в слове? (приведите примеры)

13. Назовите глас ные, обозначающ ие твердость согласного звука?

14. Назовите глас ные, обозн ачающие мягкость с огласного з вука?

17. Назовите непарные зво нкие, непарные глу хие согласн ые.

18. Назовите ш ипящие со гласные. Ка кие из них являются всегда тве рдыми, мягкими ?

21. Как пишетс я предлог с о словом и для чег о он служит?

22. Что обозначают слова, отве чающие на вопр осы : кто? , чт о?

23. Что обозначают слова, отве чающие на вопрос ы : какой? , какая? , к акое?

24. Что обозначают слова, отвеч ающие на вопр осы : что дел ает ?, что делал ? , что сделает?

25. Какие слова н азываются родственн ыми (однокоренным и) ? (приведите примеры)

Эти тесты помогают учителю оценить качество усвоенных знаний ребят во время работ с электронным диском.

ВложениеРазмер
Тест"Речь монолог диалог" Школа России 30 КБ
Тест "Слово и его значение" 131.5 КБ
Тест "Предложение. Главные члены" 133 КБ
Тест"Однокоренные слова" 131.5 КБ
Тест "Звуки и буквы. Алфавит" 131.5 КБ
Безударная гласная 135.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Покажи стрелочками виды устной и письменной речи.

УСТНАЯ РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Чтение, говорение, слушание, письмо.

А) Речь, которую мы произносим – это _______________ речь.

Б) Речь, написанная буквами или другими знаками, - _______________ речь.

В) Наша внутренняя речь –это ____________________________________.

Слова для справок: Речь про себя, устная, письменная.

1.Речь двух или нескольких лиц.

2. Речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.

  1. Прочитай текст. Определи это монолог или диалог.

-Тит, поди молотить!

- Тит, поди кисель есть!

- Где моя большая ложка?

А) МОНОЛОГ Б) ДИАЛОГ

А) ______________________________________________ - это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Б) _______________________________________________ - это, то главное о чём хотел сказать читателю автор.

Слова для справок: Тема текста, главная мысль текста.

  1. Прочитай текст. Выбери заголовок, тему, главную мысль текста.

А) Сорока все лесные дела знает. Б) Болтунья. В) О сороке.

С_нтябрь, вес_ло, л_сица, уч__ник, п__нал, учит__льн__ца, пр__щай, п__льто, дев__чка, х__р__шо, р__бота, с__бака, здра__ствуйте, ру____кий.

Предварительный просмотр:

  1. Перелётная птица с блестящим оперением.
  2. Маленькая птичка с коричневато-серым оперением.

2. Прочитай предложение. Определи значение выделенного слова.

Таяли снега в поле, таяли облака в небе, падая на землю мокрым снегом.

А) Употреблено в прямом значении. Б) Однозначное слово.

В) Употреблено в переносном значении. Г) Многозначное слово.

  1. Соотнеси слово с его лексическим значением. Подчеркни многозначное слово.

БЕРЁЗА ДОРОГА ЯГОДА ЛОПАТА

1.Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

2.а) Узкая полоса земли, предназначенная для движения.

б) Место, по которому надо пройти или проехать.

в) Путешествие, поездка.

3. Инструмент для труда.

4. Небольшой сочный плод кустарников и трав.

4. Вставь пропущенные слова в предложения.

__________________- это слова, близкие по значению.

__________________- это слова, противоположные по значению.

СМЕЛЫЙ ВЕЖЛИВЫЙ ДОБРЫЙ

НЕЖНЫЙ ЗЛОЙ ЛАСКОВЫЙ БОЛЬШОЙ

7. Вставь пропущенные буквы.

Б__рёза, яг__да, л__пата, д__рога.

Предварительный просмотр:

А) точка, б) тире, в) запятая, г) восклицательный знак,

д) вопросительный знак.

2. Прочитай. Укажи, где записано предложение.

А) Улетают на юг. Б) Журчит ручей. В) Ветер, дождь, идти.

3. Расставь . ! ? в конце предложений.

А) Осеннее солнышко светит по-летнему

Б) Какую рыбу поймали Миша и Дима

В) Рыба клевала хорошо

4. Вставь в предложения пропущенные слова.

Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы что делает? Что делают? называется - ________________________

Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? что? называется - ________________________

5. Прочитай предложения. Выбери те, которые являются распространёнными.

А) Цветёт черёмуха. Б) Синичка села на веточку берёзы.

В) Пушистый снег падал с небес. Г) Дождь прошёл.

6. Подчеркни главные члены предложения.

А) Самолёт летит над городом. Б) Звонко распевали дрозды.

В) Дрозды клюют ягоды рябины. Г) Идёт мокрый снег.

7. Вставь пропущенные буквы.

Р__сунок, р__совать, ябл__ня, ябл__ко, вет__р, вет__рок, род__на, с__нтябрь, д__журный, х__р__шо.

В__рона, в__робей, с__рока, п__тух, дев__чка, учит__ль, уч__ник.

Предварительный просмотр:

А) братик, б) сестра, в) мама, г) сестричка,

2. Выбери пару однокоренных слов.

А) лётчик, пилот. Б) ягодка, ягода. В) горе, горка.

3. Выбери группы однокоренных слов.

А) Мама, сын, дедушка, тётя.

Б) Сын, сынок, сыночек, сынишка.

В) Дед, дедушка, дедуля, дедуся.

4. Выбери слово с указанными признаками.

А) Слово отвечает на вопрос кто? Б) В слове 4 слога, второй слог –ударный. В) Первый слог слова нельзя оставить на строке

ОДУВАНЧИК ЗАЙЧАТА ОХОТНИКИ

5. Выдели слова, в которых ударный слог первый.

Луна, компот, ягода, якорь, погода, подарок.

6. Выдели слова, в которых ударный слог последний.

Забор, маяк, карандаш, лодка, дорога, мама.

7. Вставь пропущенные буквы.

Ж_лтый, п__суда, к__пуста, __зв__ните, __сина, сах__р, с__х__рок, сах__рница, сах__рный

Предварительный просмотр:

  1. Вставь подходящие по смыслу слова (Звуки, буквы).

А) Произносимые слова состоят из _______________.

Б) На письме _________ обозначаются _______________.

А) [Й 'О Л К А]-__________ [М' А Ч'] - __________

3. Какую букву в слове флаг ученик назвал неправильно.

4. Укажи в каком ряду слова расположены в алфавитном порядке:

А) Деревня, девочка, дежурный.

Б) Лисица, лопата, лягушка.

5. Выбери слово, которое будет первым в алфавитном порядке.

Охотник, удочка, нора, медведь, шалаш, рыба.

6. Выбери слово, которое будет последнем в алфавитном порядке.

Шимпанзе, заяц, енот, цапля, хорёк, чиж.

7. Вставь пропущенные буквы.

Р__дина, вет__р, р__сунок, с__нтябрь, яг__да, в__р__бей, с__нтябрь, __ктябрь, н__ябрь.

Предварительный просмотр:

А) глазок, б) глазной, в) глазки.

А) зимовать. Б) зимушка. В) зимний.

А) звон, Б) звонить, В) звонкий.

А) свет, Б) светлый, В) светить.

5Вставь пропущенные буквы:

Стр__на, зв__зда, п__сьмо, в__да, к__рмушка, з__ма, л__сной, м__рской.

6. Запиши слова в таблицу.

Цв__тник, гр__бник, м__лыш, р__чной, сл__нёнок, в__ренье, п__сать, д__бряк.

7. Вставь пропущенные буквы.

Сн__гирь, л__гушка, __дежда, з__мл__ника, м__лина, м__л__ток, п__суда, су___ота, ур__жай, к__пуста, б__рёза, ос__на, до св__дани__, изв__ните, п__жалу__ста, р__сунок, л__пата, с__хар, с__нтя____, __ктяб___, н__яб___, д__каб___, ябл__ко, яг__да, ж__лтый, пр__щ__й, вет__р.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст.



Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский .


Тема урока: Части речи.


Тест по русскому языку. УМК "Школа России", з класс

Данный тест содержит задания по основным темам, изученным по русскому языку в 3 классе.


Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский).

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский) для начальной школы в соответсивии с ФГОС.


День был пасмурный. Только что прошел дождь. Я ехал в автобусе и вдруг увидел из окна кошку. Она шла по мокрой траве. После каждого шага кошка стряхивала с лап воду. Было понятно, что погода ей не нравится. Другое дело – нежиться на солнышке.

2. Выпиши из первого предложения слово, которое отвечает на вопрос что?

_____________________________________________

3. Выпиши из третьего предложения слова, которые обозначают действие предмета.

_____________________________________________

4. Запиши проверочное слово. Обозначь в словах ударение.

__________________---(из) окна.

6. Выпиши из текста слово, которое называет:

День был пасмурный. Только что прошел дождь. Я ехал в автобусе и вдруг увидел из окна кошку. Она шла по мокрой траве. После каждого шага кошка стряхивала с лап воду. Было понятно, что погода ей не нравится. Другое дело – нежиться на солнышке.

1.Спиши текст.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпиши из пятого предложения слово, которое отвечает на вопрос кто?

Выпиши слово, в котором безударный гласный звук обозначен буквой а. Запиши проверочное слово. Обозначь в словах ударение.

(Из) окна, она, (по) траве.

Выпиши из первого предложения слово, которое отвечает на вопрос какой?, разделяя его на слоги.

Выпиши слова, в которых все согласные звуки звонкие.

День, ехал, вдруг, погода, дело.

Выпиши из второго предложения грамматическую основу. Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Четыре касатки попали в ледяной плен и никак не могли выбраться в открытое море. Самую крупную касатку спасатели назвали Вилли. Его вызволяли из плена до самого утра. Люди укутывали кита брезентом, ломали огромные льдины. И всё же им удалось пробить путь во льдах. Вилли ушёл в открытое море.

Выпиши из первого предложения слова, которые обозначают признак предмета.

Выпиши из первого предложения слово-название предмета, состоящее из одного слога.

Выпиши выделенные слова. Подбери к ним проверочные слова. Обозначь, где нужно, ударение.

Люди укутывали кита брезентом, ломали огромные льдины.

Выпиши из текста слова, в которых есть звук [ ч’] или [ш].

Запиши слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Четыре касатки попали в ледяной плен и никак не могли выбраться в открытое море. Самую крупную касатку спасатели назвали Вилли. Его вызволяли из плена до самого утра. Люди укутывали кита брезентом, ломали огромные льдины. И всё же им удалось пробить путь во льдах. Вилли ушёл в открытое море.

Выпиши из четвертого предложения слова, которые обозначают действия предмета.

Подбери и запиши слово, к которому слово МОРЕ будет являться проверочным. Обозначь ударение.

Запиши слова КРУПНУЮ и ЛЬДИНЫ, разделяя их для переноса.

Выпиши из слова ВЫБРАТЬСЯ все буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.

Подчеркни в предложении главные члены.

Вилли ушёл в открытое море.

Ушёл (куда?)___________, море (какое?)_______________.

Под солнечными лучами на час или два оживают на снегу разные жучки, паучки, комарики и блошки. Талая вода проникла в глубь снега и разбудила спящего под снежным одеялом маленького лягушонка. Он выполз из-под снега, наверх, решил, что началась настоящая весна, и отправился путешествовать.

(По М. М. Пришвину)

Запиши слова ЖУЧКИ, КОМАРИКИ, БЛОШКИ в алфавитном порядке. Обозначь ударение.

Запиши проверочное слово. Обозначь в словах корень, и, где нужно, ударение.

________________ - (на) снегу, ______________-вода.

Выпиши из текста слова с буквосочетаниями ЧА-ЩА. Подчеркни эти буквосочетания.

Запиши проверочное слово.

_______________________ - глубь.

Запиши антоним к слову.

Под солнечными лучами на час или два оживают на снегу разные жучки, паучки, комарики и блошки. Талая вода проникла в глубь снега и разбудила спящего под снежным одеялом маленького лягушонка. Он выполз из-под снега, наверх, решил, что началась настоящая весна, и отправился путешествовать.

(По М. М. Пришвину)

Обозначь, где нужно, ударение в словах. Выпиши слова, которые отвечают на вопрос кто?

Час, снег, комарики, лягушонок.

Запиши проверочное слово. Обозначь в словах корень, и, где нужно, ударение.

___________________ - весна.

*Подчеркни однокоренное слово к слову ВЕСНА.

Веселиться, весной, весенний.

Выпиши из текста слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ. Подчеркни эти буквосочетания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Зачёт по правилам по русскому языку (2класс, 1 четверть)

1. Диалог – это ____________________________________________________________

2. Речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе – это _____________

3. Текст – это ______________________________________________________________

Предложения в тексте объединены _____________________________ и связаны друг с другом __________________________.

4. Тема текста – это ________________________________________________________

5. Главное, о чём хотел сказать читателю автор – это _____________________________

6. Предложение – это _______________________________________________________

7. Перечисли знаки препинания, которые ставятся в конце предложения ____________

8. В предложении всегда есть __________________________________. Они составляют _________________ предложения. В ней заключается ____________________________

9. Подлежащее – это ________________________________________________________

10. Как подчёркивается подлежащие? …………………………………

11. На какие вопросы отвечает сказуемое? ______________________________________

12. Нераспространённое предложение состоит ________________________________

13. Предложение, которое состоит из главных и второстепенных членов, называется _______________________________________________________________________

14. То, что обозначает слово, является его ______________________________________

15. Слова, которые имеют одно лексическое значение, называются_________________

16. Приведите примеры многозначных слов_____________________________________

17. Синонимы – это ________________________________________________________

18. Антонимы – это ________________________________________________________

19. Корень слова – это ______________________________________________________

20. Ударение – это _________________________________________________________

21. Ударный слог отличается от безударного тем, что ____________________________

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 206 человек из 53 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 592 753 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.11.2018 1985
  • DOCX 12 кбайт
  • 61 скачивание
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Данданова Ольга Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диалог – это речь (разговор) двух или нескольких лиц.

Монолог – речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.

Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.

Текст можно озаглавить.

Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Главная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.

Начало текста как бы готовит читателя к чтению.

В основной части говорится о том главном, о чём хотел сказать автор.

Концовка завершает текст.

Каждая часть текста пишется с красной строки.

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Если в предложении спокойно сообщается о чём-либо, то в конце предложения ставится точка (.).

Если предложение содержит вопрос, то в конце предложения ставится вопросительный знак (?).

Если предложение произносится с сильным чувством (с радостью, огорчением, призывом), то в конце предложения ставится восклицательный знак (!).

Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

В каждом предложении есть важное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.

Когда слова объединяются в предложение, каждое из них становится одним из членов предложения. У каждого члена предложения своё значение.

В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.

Слова, которые не составляют основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.

Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, называется подлежащим.

Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?

Подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой.

Птицы летят. Ветер дует.

Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется сказуемым. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают? и др.

Сказуемое в предложении подчёркивается двумя чертами.

Дети играют. Дождь льёт.

Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.

Предложения бывают распространённые и нераспространённые.

Нераспространённое предложение состоит только из главных членов.

Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов.

В нераспространённом предложении подлежащее может стоять как перед сказуемым, так и после него.

То, что обозначает слово, является его лексическим значением.

Лексическое значение слова берёза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.


Слова



имеют


Одно Два и более

лексическое значение: лексических значений

берёза, ландыш звезда, язык, `иглы

В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться.

Такие слова называются синонимами.

В языке есть слова, противоположные по значению: большой –

маленький, плакать – смеяться, день – ночь.

Такие слова называются антонимами.

слова. Они близки по смыслу, имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому

родственные слова называются однокоренными.

Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено

общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.

Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.

Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется

дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.

Ударение в словах русского языка свободное. Оно может находиться

на любом слоге слова.

Когда мы говорим, то произносим звуки. Звуки мы произносим

и слышим. Звуки речи обозначаются на письме буквами. Буквы – это знаки письма. Буквы мы видим, пишем, читаем, называем.

Каждый звук в произносимом слове и каждая буква в

написанном слове имеют своё место. И если вы замените один звук (букву) в слове на другой, то может измениться лексическое значение слова или слова не получится: дом – ком – сом, дым – дом, кот – крот.

Алфавит – это буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква имеет своё место, своё начертание и своё название.

Отличия гласного звука от согласного:

Гласный звук состоит только из голоса;

При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград;

Гласный звук образует слог.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ковёр, стрела, письмо.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.

Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:

А) или изменить форму слова (моря – море, у моря);

Б) или подобрать однокоренное слово (трава – травка, зелёный - зелень)

так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.

Если под ударением в корне слова пишется буква ё, то без ударения в формах этого же слова и в однокоренных словах пишется буква е: слёзы – слеза, пчёлка – пчела.

В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю. Такие слова называются словарными.

Отличия согласного звука от гласного:

Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума;

При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы);

Согласный звук образует слог только вместе с гласным.

Удвоенные согласные в слове – это орфограмма.

Написание удвоенных согласных в слове необходимо проверять по орфографическому словарю.

Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и и буквой ь ( мягкий знак).

Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами а, о, у, ы, э.

Буква мягкий знак (ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается мягким знаком.

2 ЧАСТЬ УЧЕБНИКА

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч – это орфограммы. Они пишутся без ь (мягкого знака): точка, речной, почта, помощник, птенчик, женщина.

Гласные в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу – это орфограммы.

Вспомните, как они пишутся:

жи-ши пишется с буквой и;

ча-ша – с буквой а;

чу-щу – с буквой у.

Согласные звуки

Звонкие согласные

Глухие согласные

Некоторые звонкие и глухие согласные звуки образуют пары, поэтому их называют парными по глухости-звонкости.

Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять:

(дубо́к) дубки ́ (луга́) луг

(стрижи) стриж (снежный) снежинки

В одинаковой части (в корне) одного и того же слова парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой:

(много) берёз, берёза, берёзка.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне перед другим парным: ястреб, грибки, серп, скрипка, ветвь, дорожка, союз, скользкий, морж, просьба.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: ястребы, грибок, серпик, скрипочка, ветви, дорожный, союзы, скользить, моржи, просить.

Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным, надо:

или изменить слово: глаз-глаза, островки-островок, дубки-дубок,

или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н]: сказка-сказочка, сказочный, холод-холодок, холодный.

Буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным, - это орфограмма: морж, ложка, суп, загадка, поезд.

Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, пред буквами е, ё, ю, я, и.

В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука – согласный звук [й’] и последующий гласный звук:

Семья – семь[й’а́], колье – коль[й’э́],

Ружьё – ружь[й’о́], вьюнок – вь[й’у]но́к,

Соловьи – соловь[й’и́], судья – судь[й’а́].

Разделительный мягкий знак (ь) – это орфограмма: платье, эскадрилья, воробьи, чутьё, льют.

Разделительный мягкий знак (ь), как и мягкий знак – показатель мягкости согласного, при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним: вью-нок, пе-рья.

В русском языке слова объединяются в группы, которые называются частями речи. Каждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие предмета. У каждой части речи есть своё название: имя существительное, имя прилагательное, глагол и др.

Слова-названия


предметов признаков действий

кто? какой? что делает?

что? какая? что сделает?


какое? что делают?

какие? что сделают?



Имя существи- Имя прилага- Глагол

Тельное тельное

прил. сущ. гл. прил. сущ.

Ранняя гроза предвещает дождливое лето.

(какая?) (что?) (что делает?) (какое?) (что?)

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что?, называются именами существительными. Слова солнце, кот, девочка, земляника, осина, заяц – это имена существительные.

Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают живых существ (людей и животных): (кто?) ученик, петух. Такие имена существительные называются одушевлёнными.

Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей и животных: (что?) пенал, сахар, картина. Такие имена существительные называются неодушевлёнными.

Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, например: Саша, Дмитрий, Иванов, Петров, Анатолий Николаевич.

Имена собственные пишутся с заглавной (большой) буквы.

Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные. Они называ́ют (нарица́ют) любой предмет, явление, свойство из множества им подобных: город, петух, иней, доброта.

Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.

Заглавная буква в именах собственных – это орфограмма: Ольга Петровна Соколова.

Названия сказок, рассказов, картин, спектаклей – это собственные имена существительные.

Первое слово и имена собственные в этих названиях пишутся с заглавной буквы, а название заключается в кавычки:

Клички животных – это собственные имена существительные, а названия животных – нарицательные имена существительные: пёс Жук, конь Гордый, коза Милка.

Названия государств, городов, деревень, улиц, рек, озёр, морей – это собственные имена существительные: город Пенза, посёлок Рассвет, река Урал, озеро Ильмень, гора Казбек.

Имя существительное может употребляться в единственном или во множественном числе.

Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: книга, ива. Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: книги, ивы.

Имена существительные изменяются по числам:

книга – книги,

машина – машины,

письмо – письма.

При изменении числа имени существительного меняется его форма.

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?, называются глаголами.

Слова писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил, будет ждать – это глаголы.

Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, пишет, играет.

Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов: стучат, пишут, играют.

Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу:

ед. ч. ед.ч. мн.ч. мн.ч.

Самолёт летит. Самолёты летят.

Глаголы изменяются по числам: читает – читают, играет – играют.

При изменении числа глагола меняется его форма.

Слово не – это частица.

Частица не с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма.

Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?

Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными.

Слова лёгкий, весенний, добрый – это имена прилагательные.

Имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь точной, яркой, выразительной.

При сравнении двух предметов используются имена прилагательные, которые описывают их с какой-то одной стороны. Они могут обозначать признаки либо по величине, либо по цвету, либо по вкусу: маленький - большой, светлый – тёмный, горький – сладкий.

Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и могут отвечать на любой из данных вопросов: какой? какая? какое?

Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?

Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.

Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом–описанием.

К тексту–описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?

В речи мы часто употребляем слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Эти слова не называют предметы, а только на них указывают.

Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения.

Местоимение – это часть речи.

Потому что, так как пишутся раздельно, в два слова.

Предлог – это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении.

Читайте также: