Актуальность библиотеки в доу

Обновлено: 05.07.2024

Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Цель проекта: Способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой.

Содержимое публикации

ФИО автора материала: Щеглова Надежда Викторовна

Место работы: МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 42, г.Комсомольск-на-Амуре

Должность автора: воспитатель

СОГЛАСОВАНО

МУК ГЦБ городская библиотека семейного чтения им. Н. Островского подразделение № 6 г. Комсомольска-на-Амуре

ул. Магистральное шоссе

Дом 17 корпус 1

телефон: 7 (421) 753-42-73

Заведующий Л.В. Тиховская

СОГЛАСОВАНО

МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным существлением

деятельности по художественно-

эстетическому развитию детей № 42

г. Комсомольск - на - Амуре

ул. Магистральное шоссе

дом 15 корпус 6

СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ

МУК ГЦБ городская централизованная библиотека семейного чтения им. Н.Островского подразделение № 6 и МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 42

Тип проекта: образовательный и социально - просветительский

Вид проекта: групповой.

Участники проекта:педагоги ДОУ, воспитанники, родители воспитанников, работники библиотеки.

Социальная значимость проекта: Проблема: в нашей стране заметно снижен интерес к чтению у дошкольников; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

Цель проекта: Способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой.

Задачи проекта:

• Повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей

• Сформировать у детей интерес к библиотеке

• Способствовать зарождению традиций семейного чтения

• Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге

• Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге, как результату труда многих людей

• Способствовать развитию памяти, речи, внимания

• Развитие литературной речи

• Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

Формы осуществления преемственности:

•экскурсии в библиотеку;

•знакомство и взаимодействие с библиотекой;

•посещение мини-музея библиотеки;

•выставки рисунков и поделок;

•участие в театрализованной деятельности

Этапы проекта

Подготовительный этап

Цель: определение целей и форм взаимодействия с детской библиотекой

•анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;

•установление контактов с организацией

•определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия

Практический этап

Цель: реализация сотрудничества с детской библиотекой

•Составление договора о сотрудничестве между детским садом и библиотекой.

Составление плана совместных мероприятий на учебный год

План мероприятий

Мероприятия

Ответственный

Родители, воспитатели, библиотекари.

2.Рисуем осень под музыку (мастер класс).

Библиотекари, воспитатели, родители.

Библиотекари, воспитатели. родители.

Библиотекари, воспитатели, родители.

2.Посещение тематической выставки посвященной Дню защитника Отечества.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

1.Семейная викторина посвящённая 8 марта.

Библиотекари, воспитатели, родители.

Библиотекари, воспитатели, родители.

1.Познавательная программа посвящённая празднованию Дня Победы.

Библиотекари, воспитатели, родители.

Библиотекари, воспитатели, музыкальный руководитель.

Библиотекари, воспитатели, родители.

Мониторинг выполнения проекта

Фото отчет о совместно проведенных мероприятиях оформляется в приемной группы № 6, выкладывается на официальном сайте городской централизованной библиотеки и детского сада, где предлагается родителям воспитанников детского сада оставлять комментарии мероприятиям. Активность родительской общественности и комментарии к проекту позволят скорректировать работу на получение лучших результатов совместной деятельности. Защита проекта проводится в присутствии руководителей организаций, участвующих в работе, широкой родительской общественности.

Информационное обеспечение:

- Фото отчет для родителей (1 раз в месяц в приемной МДОУ);

- информационные стенды (по итогам посещения библиотеки);

- мультимедийные презентации (по итогам мероприятий);

Предполагаемые результаты

1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

2. Возрождение традиции домашнего чтения.

3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Материально-техническое обеспечение.

МДОУ детский сад № 42:

Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей.

Имеется методический кабинет, музыкальный зал, спортивный зал, спортивная площадка, участки для прогулок детей, групповые помещения, оборудованные с учетом возрастных особенностей детей.

Подобрана фонотека классической и современной музыки, музыкальный центр, аудиоаппаратура, ноутбук.

Библиотека семейного чтения:

Читальный зал, помещение для проведения общих мероприятий.

Подобрана фонотека классической и современной музыки, музыкальный центр, аудиоаппаратура, ноутбук, постоянно сменяющие выставки книг для детей.

Заключительные положения

о сотрудничестве

Договор о сотрудничестве заключен между МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 42 г.Комсомольска-на-Амуре (далее МДОУ) в лице заведующего Романовой Елизаветы Викторовны, действующей на основании Устава, с одной стороны и МУК ГЦБ городская библиотека семейного чтения им. Н. Островского подразделение № 6 г. Комсомольска-на-Амуре (далее Библиотека) в лице заведующей Тиховской Любовь Васильевны , с другой стороны о нижеследующем:

Общие положения:

1. 1. Настоящий договор регламентирует права и обязанности МДОУ и Библиотеки и обязателен к исполнению сторонами.

1.3. Настоящий договор заключен с целью:

- сотрудничества в области познавательно–речевого, социально–личностного, художественно–эстетического развития ребенка;

- организации совместных мероприятий;

- взаимодействия с родителями воспитанников (пользование книжным абонементом, передвижной библиотекой).

Права и обязанности сторон:

2.1. МДОУ обязуется:

2.1.1. Организовывать на базе МДОУ совместные мероприятия с приглашением сотрудников Библиотеки (концерты, выставки, викторины, КВН).

2.1.2. Организовывать и привлекать воспитанников, их родителей (законных представителей), работников МДОУ для участия в совместных праздниках, экскурсиях, организуемых в Библиотеке.

2.2. Библиотека обязуется:

2.2.1. Быть инициатором в проведении культурных мероприятий, своевременно информировать о предстоящих мероприятиях.

2.2.2. Организовывать сотрудников Библиотеки для участия в совместных праздниках, организуемых в МДОУ.

2.3. Обязанности обеих сторон:

2.3.1. Своевременно информировать участников сотрудничества о предстоящих мероприятиях.

2.3.2. Ежегодно в срок до 30 августа разрабатывать и утверждать план совместных мероприятий.

2.3.3. Оказывать взаимную поддержку при организации совместных мероприятий.

Прочие условия:

3.1. Срок действия договора с момента его подписания обеими сторонами до 31.08.2018 г.

3.2. Настоящий договор может быть расторгнут по инициативе одной из сторон в случаях систематического невыполнения одной из сторон условий договора (предварительное уведомление за 7 дней).

3.2. Настоящий договор может изменяться и дополняться по согласованию сторон. Изменения и дополнения к договору оформляются в виде приложений к нему.

Реквизиты сторон:

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным существлением

деятельности по художественно-

эстетическому развитию детей № 42

г. Комсомольск - на - Амуре

ул. Магистральное шоссе

дом 15 корпус 6

МУК ГЦБ городская библиотека семейного чтения им. Н. Островского подразделение № 6 г. Комсомольска-на-Амуре

Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век — век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении.

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка — дошкольника,

т. к. он является своеобразным читателем.

В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь обществаи природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоцииболее насыщенными, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасныеобразцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точностьслова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русскойречи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русскогослова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми образными выражениями и сравнениями.

Мир ребенка начинается с семьи. И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. От установок взрослого зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребенка.

Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо какможно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматриваявместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает загероев, у него формируется яркая, образная, красочная, грамматическиправильно построенная речь, возникает стремление к постоянному общениюс книгой. От взрослого зависит, станет ли ребенок настоящим читателем.

Мамино чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения. Семейное чтение способствует раннему и правильному развитию родной речи и отличается живым контактом ребёнка с матерью, звучанием ее голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.

Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера и духовное единство. Важно не растерять связь семьи и книги. А укреплять эту связь так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, и чтение стало семейным.

Тип проекта : исследовательско-творческий.

Участники проекта : дети, родители (законные представители, воспитатель, библиотекарь.

Цель: формирование грамотного читателя и развитие культурных традиций на основе чтения детской русской литературы, возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе его сотрудничества с семьей с помощью букроссинга. Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.

-приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;

- повысить интерес детей и родителей к художественной литературе, к художественной литературе Кубани;

- приобщать к истокам народной культуры родного края;

- показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;

- обобщить и распространить опыт семейного чтения художественной литературы;

- познакомить родителей с методами и приемами приобщения детей к высокохудожественной литературе, с разными видами домашнего чтения;

- помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги;

- формирование круга семейного чтения;

- создание пространства для диалога ребенка и взрослого;

- воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров;

- формирование репертуара материнского чтения для детей раннего и дошкольного возраста;

- разработка комплексных мер, направленных на обучение практическим навыкам чтения ребенку вслух и организации общения на этой основе;

-интеграция семьи с библиотеками, книжными магазинами и другими социальными институтами для успешного осуществления читательского развития ребенка;

- привлечение мам в качестве волонтеров для чтения детям вслух в ДОУ;

- обеспечение библиотечного содействия материнскому чтению;

- дать родителям информацию о важности чтения художественной литературы в развитии ребенка.

- увеличение числа родителей, читающих своим детям вслух;

- чтение художественной литературы займет одно из первых мест в семейном досуге;

- увеличение количества книг в домашней библиотеке;

- повышение уровня мотивации семейного чтения;

- у родителей возрастет интерес к чтению книг кубанских писателей о родном крае;

- у воспитанников повысится уровень развития памяти, фантазии, речи, воссоздающего и творческого воображения;

- возрождение традиции домашнего чтения;

- обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе;

- повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;

-повышение избирательного интереса к книгам, желания и умения их осознано выбирать и осмысленно читать.

Продолжительность: долгосрочный, январь 2021– май 2021 года.

Содержание проекта

Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители способствуют :

- развитию личности ребенка, его творческих способностей;

- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;

- формированию творческого воображения;

- развитию любознательности, как основе познавательной активности.

Для успешной реализации проекта ставятся задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.

В семье В детском саду

ежедневное чтение детям художественных произведений ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение, о прочитанном

использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы, созданные детьми ввести в круг чтения детскую периодику

ввести в круг чтения детскую периодику контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения

следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения

заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения

учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал активизировать работу мобильной библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению)

Реализация проекта предполагает :

- совместную деятельность родителей и детей;

- взаимодействия воспитателя с родителями;

- взаимодействие воспитателя с детьми;

- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.

Этапы реализации проекта

Этап 1. Организационно – подготовительный

5. Изучение методической и практической литературы.

6. Сбор информации по теме проекта, подбор литературы, информирование родителей.

Этап 2. Практический.

Предполагает непосредственное проведение комплекса мероприятий клуба в рамках работы мобильной библиотеки детского сада, направленных на всестороннее развитие личности ребенка, формирование круга семейного чтения. Работа мобильной библиотеки на данном этапе состоит из блоков, что позволит осуществить системный подход к обозначенной проблеме.

Освоение культурных практик совместного детско-родительского чтения :

(1 раз в две недели в течение реализации проекта)

После выступлений оформляется папка-энциклопедия

Выступают с результатами анкетирования родителей и детей.

2. Знакомство с творчеством детских писателей

обсуждаются проблемы нравственности, патриотизма, толерантности;

3. Прослушивание аудиозаписей художественных произведений в исполнении мастеров слова;

4. Создание мобильной библиотечки;

5. Консультирование родителей по организации домашней библиотеки;

7. Цикл бесед о культуре чтения.

-разработка вопросов для совместного обсуждения родителей и детей по книгам.

10. Изготовление книжек-малышек.

• Пробуждение и развитие у родителей устойчивой потребности в повышении уровня педагогических знаний, информированности в области детской литературы.

• Показать зависимость воспитания младшего поколения в семье от уровня образованности, степени приобщённости к книге старшего поколения.

Темы родительских собраний :

• Развитие и углубление читательских интересов, формирование новых запросов читателей, определение круга чтения.

1. Издание книжных памяток, закладок, дайджестов, буклетов для родителей по вопросам семейного чтения.

2. Разработка и оформление книжных выставок с использованием различных форм.

3. Составление рекомендательных списков литературы для детей и их родителей.

4. Оказание помощи родителям в определении круга детского чтения, направленного на формирование позитивных эмоций ребенка.

5. Продвижение забытых детских книг, анонсы книжныхновинок.

7. Проведение бесед, содержащих библиографическую информацию о литературе для детей и методические рекомендации для родителей.

1. Представление проекта на педсовете, по итогам проделанной работы.

2. Размещение проекта на сайте МБДОУ ДСКВ № 27.

Формы работы с детьми

8. Неделя любимой книги

9. Неделя сказок

10. Неделя любимого писателя

11. Неделя стихотворных произведений

12. Чтение литературных произведений кубанских

писателей по ролям

18. Рекламирование новых книг для младших дошкольников.

19. Подарок книжки-малышки воспитанникам младшей группы.

III этап. Заключительный

Результаты проекта

1. Методические продукты

- обобщение опыта работы «Библиотеки для детей и родителей

2. Информационно-практические продукты

3. Повышение рейтинга МБДОУ в социуме

- размещение информации (фотоматериалы, отчеты) на сайте детского сада в сети Интернет;

- публикация работы проекта в СМИ.

4. Социальный эффект

Родители :

- ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;

- повышают интерес ребенка к художественной литературе;

- расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;

- проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.

- умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;

- умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;

- сформирован интерес к литературе как к виду искусства;

- сформированы нравственные качества ребенка;

- выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой.

Предполагается что, у родителей появится интерес и потребность в чтении книг детям, а это значит, что вся проведённая работа не пройдет даром.

Дальнейшее развитие проекта найдет свое продолжение после реализации в силу следующих обстоятельств: актуальности проекта для следующих поколений юных читателей, заинтересованности педагогической,библиотечной и родительской общественности. Отзывы участников данного проекта дадут возможность разработать новые направления по формированию читательского интереса к произведениям детской литературы, способствующей развитию и поддержанию интереса к детской литературе и чтению, духовно-нравственного и нравственно-патриотическго развития.

Рекомендации родителям при чтении книг детям.

Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное

приобщение к чтению детей. В наши дома должна вернуться забытая и

утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг, общения

втроем: взрослый, ребенок и книга.

Как, бы не была неоспорима роль библиотек, воспитателей в

начальном приобщении детей к чтению, первым и основным

руководителем чтения является семья.

• Обучая детей чтению, опирайтесь на его интересы. Ребенок, которого

учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своимумением.

• Больше играйте с детьми. Путь к грамоте лежит через игры в звуки и

песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять

• Чаще устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух

еще интереснее, чем маленьким.

• Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа

проводят не только у телевизора.

• Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например,

споры родителей на бытовые темы и т. п. Но споры отца и матери по

поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.

• Не спешите отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать

ответы в книгах самостоятельно.

Соберите дома различные словари: толковый, орфографический,

энциклопедический и т. д. Вырабатывайте у ребенка привычку

обращаться к словарям и работать с ними.

• Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с

надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читают.

• Вместе с ребенком создайте для него такую библиотеку, чтобы в ней

были разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.

• Правила, с которыми нужно считаться,чтобы приучить ребенка к чтению.

• Читайте ребенку вслух с самого раннего возраста и даже если ему 10лет.

• Не хочет ребенок читать вслух, потому, что трудно. При чтении

вслух работает мышление, память, речь, восприятие, фантазия,

слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат

смысловой переработки информации.

• Выясните наклонности своего ребенка, что ему нравится. Вы

ему шикарную книгу сказок, а ему понравилась самая невзрачная, с

плохой полиграфией, книга загадок или оригами.

• Не хочет читать, потому что ему страшно, что у него получиться не

так, как хотелось маме или папе или учителю.

• Покупайте книги, дарите книги, получайте их в качестве подарка.

• Оставляйте печатные материалы везде, где только возможно, где

ребенок их увидит, даже если это ксерокопия какого-то рассказа или

• Приучать ребенка нужно с небольших рассказов, книг, сказок, чтобы у

него формировалось чувство законченности и удовлетворенности.

• Выпишите детский литературный журнал, который он будет ждать.

Там, чаще всего, печатаются маленькие произведения. Просите

рассказать, что интересного прочитал.

• Пусть дети читают младшим братьям и сестрам, друзьям и

• Купите настольную игру, предполагающую чтение.

• После просмотра фильма, мультфильма предложите почитать книгу и

сравнить, совпадает сюжет книги и сюжет фильма.

• Посмотрев документальный фильм о динозаврах или о путешествиях, предложитеребенку книгу на эту тему. Он может только посмотреть картинки и нечитать в этот раз, но в следующий раз его это обязательнозаинтересует.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Есть ли у Вас дома детская библиотечка? (ДА НЕТ)

2. В вашей детской библиотечке преобладают (нужное подчеркнуть) :

познавательные книги, сказки, стихи, рассказы

3. Чем Вы руководствуетесь при покупке литературы ребенку? (отметьте 1 из пунктов) :

• отбираю по иллюстрациям;

4. Как часто Вы читаете ребенку книги?

• 2-3 раза в неделю;

5. Как вы читаете книги?

• по просьбе ребенка;

• по своей инициативе;

• ребенок читает самостоятельно.

6. Обсуждаете ли вы содержание прочитанного с ребенком?

• спрашиваю, что нового узнал из книги;

• обсуждаю поступки героев, их поведение;

• предлагаю просто пересказать,

7. Есть ли у ребенка любимые художественные произведения?

(ДА НЕТ ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ)

8. Рассказывает ли вам ребенок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду? (ДА НЕТ)

МБДОУ ДСКВ № 27 г. Ейска и библиотека пос. Краснофлотский интересует отношение родителей к книгам и чтению. Ваши ответы помогут выяснить отношение родителей к книжной культуре и улучшить совместную работу детского сада и детской библиотеки.

Будем благодарны, если ответите на наши вопросы.

1. Вы любите читать?

2. Что делается в вашей семье для привития ребёнку любви к чтению?

• Читаете вместе с детьми

• Сочиняете вместе стихи и сказки

3. Вспомните книгу Вашего детства, которая произвела на вас неизгладимое впечатление.

4. Как Вы думаете, будет ли она интересна Вашему ребенку, если вы предложите ему ее почитать?

5. Последняя книга, купленная Вами.

6. В группе детского сада оформлен книжный уголок, что интересного вы почерпнули для себя.

7. Какую информацию о книге, чтении Вы хотели бы видеть в книжном уголке?

• Рекомендации о привлечении к чтению;

• Списки новинок детской литературы;

Проект ко Дню матери в младшей дошкольной группе

Проект ко Дню матери в младшей дошкольной группе Краткосрочный проект ко Дню матери в младшей дошкольной группе МОУ Красногуляевской СШ Сенгилеевский район Ульяновская олбасть «Мамочка.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век — век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении.

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка — дошкольника,

т. к. он является своеобразным читателем.

В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь обществаи природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоцииболее насыщенными, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасныеобразцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точностьслова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русскойречи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русскогослова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми образнымивыражениями и сравнениями.

Мир ребенка начинается с семьи. И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение.От установок взрослого зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребенка.

Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо какможно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматриваявместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает загероев, у него формируется яркая, образная, красочная, грамматическиправильно построенная речь, возникает стремление к постоянному общениюс книгой. От взрослого зависит, станет ли ребенок настоящим читателем.

К сожалению, традиция семейного чтения практически утрачена. Чтобывоспитать ребенка настоящим читателем, приобщать ребенка к книге необходимо возрождать традициюсемейногочтения.

Мамино чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения. Семейное чтение способствует раннему и правильному развитию родной речи и отличается живым контактом ребёнка с матерью, звучанием ее голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.

Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера и духовное единство. Важно не растерять связь семьи и книги. А укреплять эту связь так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, и чтение стало семейным.

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Участники проекта: дети, родители (законные представители), воспитатель, библиотекарь.

Цель: формирование грамотного читателя и развитие культурных традиций на основе чтения детской русской литературы, возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе его сотрудничества с семьей. Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.

-приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;

- повысить интерес детей и родителей к художественной литературе, к художественной литературе Кубани;

- приобщать к истокам народной культуры родного края;

- показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;

- обобщить и распространить опыт семейного чтения художественной литературы;

- познакомить родителей с методами и приемами приобщения детей к высокохудожественной литературе, с разными видами домашнего чтения;

- помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги;

- формирование круга семейного чтения;

- создание пространства для диалога ребенка и взрослого;

- воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров;

- формирование репертуара материнского чтения для детей раннего и дошкольного возраста;

- разработка комплексных мер, направленных на обучение практическим навыкам чтения ребенку вслух и организации общения на этой основе;

-интеграция семьи с библиотеками, книжными магазинами и другими социальными институтами для успешного осуществления читательского развития ребенка;

- привлечение мам в качестве волонтеров для чтения детям вслух в ДОУ;

- обеспечение библиотечного содействия материнскому чтению;

- дать родителям информацию о важности чтения художественной литературы в развитии ребенка.

- увеличение числа родителей, читающих своим детям вслух;
- чтение художественной литературы займет одно из первых мест в семейном досуге;
- увеличение количества книг в домашней библиотеке;
- повышение уровня мотивации семейного чтения;
- у родителей возрастет интерес к чтению книгкубанских писателей о родном крае;
- у воспитанников повысится уровень развития памяти, фантазии, речи, воссоздающего и творческого воображения;

- возрождение традиции домашнего чтения;

- обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе;

- повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;

- повышение избирательного интереса к книгам, желания и умения их осознано выбирать и осмысленно читать.

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас."Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты"- так можно перефразировать мудрое изречение.

Результаты исследований за последние десятилетия в ряде стран показали: читающие люди способны проблемно мыслить, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов), точнее формулируют мысли и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.

Книга нужна дошкольнику. Чтобы увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать.

Также в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. Важный показатель неблагополучия – ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности.

Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулки. Но не все знают, что не меньше, а порой и больше ребенок радуется, когда родители читают ему книжку.

В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка "социальном институте" – детском саду.

Начать создание библиотеки я решила с опроса родителей и детей старшей и подготовительной групп. В опросе пожелали участвовать 24 родителя.

На вопрос "часто ли Вы читаете ребенку книги" положительно ответили 18 (75%) участников опроса.


На вопрос – "Что больше всего любит слушать Ваш ребенок?":
13 (54%) – сказки,
3 (12,5%) – стихи,
4 (17%) – познавательную литературу;
4 (17%) – всё.


На вопрос "Считаете ли Вы книгу хорошим подарком?" положительно ответили 12 (50%) родителей.


На вопрос "Нужно ли сравнивать поступки детей с поступками литературных героев?" 16 (67%) респондентов ответили положительно.


На вопрос "Будете ли Вы пользоваться услугами библиотеки в МДОУ?" 17 родителей (71%) ответили положительно.


Во время общения с воспитанниками подготовительной группы я старалась обратить внимание на то, что дети мало интересуются книгами, не умеют пользоваться журналами.

Из 16 опрошенных ребят:


10 (62,5%) не могли точно назвать произведения, которые читают дома и в детском саду,


8 детей (50%) не смогли назвать любимого литературного героя,


9 воспитанников (56%) предпочитают слушать и читать сказки, 5 (31%) – познавательную литературу, энциклопедии и только 2 человека (12,5%) любят читать стихи.


На вопрос "Кто читает лучше?" 10 воспитанников (62%) сказали, что мама, 4 человека (25%) любят слушать воспитателя и 2 воспитанника (12,5%) – любят читать сами.

Анализируя анкеты родителей и детей, я пришла к выводу, что необходимо научить детей и их родителей любить книгу и развить у них интерес к ней. В целях поддержки и развития чтения, педагоги нашего сада решили внести посильный вклад в приобщение к книге, в формирование грамотного и вдумчивого читателя.

Для этого в январе 2010 г. была создана библиотека "Читайка" – нечто среднее между общественной и домашней библиотекой, которая будет принадлежать всем сотрудникам, родителям и детям. Пока помещение было выделено небольшое, все книги расположены на 3-х полках (сказки, стихи и познавательная литература), но в будущем планируется создание библиотеки более расширенной, вместительной.

Целью создания библиотеки является стремление научить ребенка слушать и слышать красоту слова, ритм, смысл произведения, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание. Все наши усилия должны быть направлены на пропаганду чтения. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Дети учатся не только любить чтение. Но и умению вести себя в библиотеке, находить нужные им произведения.

Необходимо показывать детям не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата, с книжками "Театр сказок", книгами с плотными картонными страницами.

Мною были созданы формуляры на каждого ребенка старшей и подготовительной групп с фотографией каждого ребенка.


В этом году я решила создать формуляры на каждого ребенка и дети сами нарисовали сюжет из сказки или сказочных героев.


Книги из библиотеки можно взять домой или в группу. Сюда можно заглянуть в любой момент, чтобы почитать, посмотреть книжки, посмотреть видеофильм или просто отдохнуть. Структура библиотечного фонда: сказки, стихи, познавательная литература и периодические издания. На полках можно найти отдельные произведения и собрания сочинений известных русских писателей, сказки разных народов мира, сборники игр, загадок, пословиц и поговорок, детских песен. Приоритетное место занимает художественная литература, которая играет важную роль в формировании социально-нравственных, эстетических идеалов ребенка. Понимая особую роль сказок в развитии ребенка, мы с большим вниманием отнеслись к их подбору: в библиотеке есть русские народные сказки, сказки народов ближнего и дальнего зарубежья и сказки народов Севера. Особый интерес у наших воспитанников вызывает периодика для детей: журналы "Мурзилка", "Веселые картинки", "Смешарики", "Филя".


Необходимо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из неё картинки и страницы. Ежемесячно организуется "Книжкина больница",где дети с удовольствием занимаются ремонтом книг, дарят книгам новую жизнь.


Каждую неделю я провожу с детьми различные библиотечные мероприятия, раз в месяц бывает большой интересный праздник. В своей работе применяю различные методы:

Выразительное чтение вслух – способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Монотонное, однообразное чтение с запинками вряд ли будут слушать внимательно, какими бы интересными не были произведения.

  • Использование иллюстративного материала – читая вслух произведения, необходимо показывать предметы и героев, изображенных на иллюстрациях к книге.
  • Иллюстрирование художественных произведений детской литературы – предлагаю нарисовать понравившегося героя или понравившийся сюжет.
  • Лепка – изготовить понравившихся героев из пластилина.
  • Литературные игры-викторины по произведениям различных авторов.

После прочтения художественных произведений мы с детьми детально анализируем художественные формы: портреты, поступки персонажей, их переживания и речь, бытовую обстановку, пейзаж, сюжет. Воспитатели детского сада стремятся научить ребенка слушать и слышать красоту слова, ритм, смысл произведения, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Литературные персонажи в нашей библиотеке "оживают" не только в драматизациях или кукольных спектаклях, но и в видеофильмах, презентациях. Из бумаги, картона, ткани, коробочек, перчаток, ложек дошкольники изготавливают объемные и плоскостные фигурки героев произведений, рисуют запомнившиеся сюжеты. Ребятам очень нравится просто рассматривать картинки, общаться друг с другом.


Основным принципом Образовательной программы детского сада "Пингвин" является комплексно-тематический, где за основу взят примерный календарь праздников. Работу библиотеки я планирую в соответствии с годовым планом МДОУ "Пингвин" (Приложение 1).

Дважды в год детский сад проводит для своих воспитанников "Неделю детской книги" – в октябре, приуроченная к Международному дню библиотек и в мае – к Общероссийскому дню библиотек. Подготовка "Недели детской книги" не требует больших временных, материальных и организационных затрат. Следует отметить, что во время проведения подобных тематических недель родители наиболее активно включаются в образовательный процесс: участвуют в праздниках, конкурсах, подбирают материалы для выставок, вместе с детьми изготавливают поделки. Периодически я принимаю активное участие в родительских собраниях МДОУ. Одно из выступлений – презентаций можно увидеть в Приложении 2.

В рамках "Недели детской книги" проводятся следующие мероприятия:

  • тематические выставки ("Моя любимая книга", "Любимые книги нашей семьи", "Книги наших родителей");
  • инсценировки сказок;
  • иллюстрирование книг;
  • изготовление закладок для книг;
  • организация "Книжкиной больницы";
  • тематические досуги "Откуда пришла книга", "Путешествие в историю книги";
  • просмотры мультфильмов и диафильмов о создании книг, экранизированных произведений художественной литературы;
  • чтение художественной литературы;
  • работа в книжных уголках.

Сказка – любимый литературный жанр детей нашего детского сада. Это объясняется тем, что сказка доступна пониманию и построена таким образом, чтобы ребенок постепенно развивался вместе с ней, обучался простым понятиям добра и зла, дружбы и вражды, любви и ненависти. С помощью сказки развивается эмоциональная сфера ребенка, который переживает за судьбу главного героя. И вряд ли найдется ребенок не согласный с тем, что в сказке добро всегда побеждает зло.

На творческих занятиях "Сочиняйка" мы с ребятами сочиняем новые сюжеты, обсуждаем, каждый высказывает свое мнение и сочиняем все вместе новые сказки (Приложение 3).

Эти занятия очень нравятся детям, и они занимаются с удовольствием. По окончании творческой работы дети зарисовывают сказку.

На библиотечных занятиях по изучению родного края мы работали над созданием "Азбуки Ямала" для детей, по которой дошкольники могли бы не только изучать буквы, но и познакомиться с животными, птицами, обитающими в нашей местности и народами, населяющими наш край. Около трех месяцев дети с удовольствием подбирали материал для создания азбуки и по окончании работы они рисовали на тему "Наш дом – Ямал!" (Приложение 4).

Создание нашей библиотеки во многом носит характер экспериментальной деятельности, однако ее работа уже дает положительные результаты: меняется отношение детей к книге, они испытывают удовольствие от прослушивания литературных произведений, охотно принимают участие в играх- драматизациях, библиотечных праздниках.

Разработанная система работы и сотрудничества дошкольного учреждения и родителей повысила интерес детей к книге, формируя социально-нравственное воспитание личности.

Хочется отметить, что уровень речевого развития детей за два года существования библиотеки повысился у детей старшей и подготовительной групп. Результаты диагностики таковы:

Мониторинг качества знаний по речевому развитию подготовительной группы на начало и конец 2010-2011 г учебного года.

Октябрь 2010 г. Апрель 2011 г.
Высокий уровень 5-28% 9-50%
Средний уровень 12-67% 9-50%
Низкий уровень 1-5% -


Мониторинг качества знаний по речевому развитию старшей группы №1 на начало и конец 2010-2011 г и подготовительной группы №1 на конец 2011-2012 учебного года.

Октябрь 2010 г. Апрель 2011 г. Апрель 2012 г.
Высокий уровень 9-45% 10-50% 11-55%
Средний уровень 10-50% 10-50% 9-45%
Низкий уровень 1-5% - -


Мониторинг качества знаний по речевому развитию старшей группы №2 на начало и конец 2010-2011 г и подготовительной группы №2 на конец 2011-2012 учебного года.

Октябрь 2010 г. Апрель 2011 г. Апрель 2012 г.
Высокий уровень 6-26% 7-30% 9-39%
Средний уровень 16-70% 16-70% 14-61%
Низкий уровень 1-4% - -


В заключение остается сказать, что с момента открытия библиотеки в дошкольном учреждении дети стали проявлять больший интерес к книгам, чаще проводят время за их просмотром, бережно к ним относятся.

Книга призвана раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве образы останутся с ними на долгие годы. Хочется верить, что работа в библиотеке МДОУ поможет нашим детям сформировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду и к природе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие.

Основание для разработки проекта: Данный проект разработан в силу особой акту.

Основание для разработки проекта: Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день проблемы не читающего молодого поколения у нас в стране, в частности, снижения интереса к книге у дошкольников. Данные анкетирования родителей, бесед с детьми, а также отсутствие системы по формированию у дошкольников интереса и любви к литературе, отсутствие понимания значимости библиотек в нашей жизни направило на поиск новых, более совершенных подходов в решении данной проблемы.

Анализ анкетирования родителей

Анализ анкетирования родителей

Цель: обеспечение условий для развития у детей любознательности, познаватель.

Цель: обеспечение условий для развития у детей любознательности, познавательной активности, читательской культуры. Задачи: Повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса; Сформировать у детей интерес к библиотеке; Способствовать зарождению традиции семейного чтения; Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге; Пропаганда чтения как фактора, содействующего становлению всесторонне развитой личности. Организация содержательного досуга детей.

Новизна проекта Организовано новое образовательное пространство; Обогащение о.

Новизна проекта Организовано новое образовательное пространство; Обогащение образовательной деятельности (чтение художественной литературы) новыми формами, содержанием; Развитие новых направления партнерства ДОУ с родителями воспитанников;

Приоритетные направления проекта 1.Площадка по нравственно-патриотическому во.

Включение элементов мультипликации по прочитанным книгам

Включение элементов мультипликации по прочитанным книгам

Театрализованные представления

Результат: Повысилась эффективность работы по приобщению дошкольников к книг.

Результат: Повысилась эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей , родителей; У детей сформирован интерес к библиотеке; Прослеживается зарождение традиции семейного чтения; Педагогическая культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге повысилась;

1 Этап. Разработка проекта. Сбор и анализ первичной информации по данной про.

1 Этап. Разработка проекта. Сбор и анализ первичной информации по данной проблеме. Изучение и переработка практического материала в изучаемых публикациях. Первоначальная диагностика детей и анкетирование родителей по проблеме. Разработка дизайн-проекта оформления помещения библиотеки , разработка и презентация эскизов. Составление перспективного плана, конспектов, сценариев досугов. Привлечение родителей к участию в конкурсах коллажей, семейных рукописных книг, акций

3. Этап Итоговый Мастер-классы: «Приемы работы с японским театром Камишибай в.

Приходит книга в дом любой. Коснись ее страниц, Заговорит она с тобой Про жи.

Приходит книга в дом любой. Коснись ее страниц, Заговорит она с тобой Про жизнь зверей и птиц. Ей вьюга злая не страшна И не страшна распутица, С тобой беседует она, Как умная попутчица. Ну, а взгрустнется вдруг, Не огорчайся слишком: Как самый лучший верный друг Развеет скуку книжка. А. Марков

Читайте также: