Записки замоскворецкого жителя краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

ЗАПИСКИ ЗАМОСКВОРЕЦКОГО ЖИТЕЛЯ

Милостивые государи и государыни! Спешу поделиться с вами моим открытием. 1847 года, апреля 1 дня, я нашел рукопись. Рукопись эта проливает свет на страну, никому до сего времени в подробности неизвестную и никем еще из путешественников неописанную. До сих пор известно было только положение и имя этой страны; что же касается до обитателей ея, то есть образ жизни их, язык, нравы, обычаи, степень образованности, - все это было покрыто мраком неизвестности.

Страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье. Впрочем, о производстве этого слова ученые еще спорят. Некоторые производят Замоскворечье от скворца; они основывают свое производство на известной привязанности обитателей предместьев к этой птице. Привязанность эта выражается тем, что для скворцов делают особого рода гнезда, называемые скворечниками. Их вот как делают: сколотят из досок ящичек, совсем закрытый, только с дырочкой такой величины, чтобы могла пролезть в нее птица, потом привяжут к шесту и поставят в саду либо в огороде. Которое из этих словопроизводств справедливее, утвердительно сказать не могу. Полагаю так, что скворечник и Москва-река равно могли послужить поводом к наименованию этой страны Замоскворечьем, и принимать что-нибудь одно - значит впасть в односторонность.

Сведения, сообщенные этой рукописью, я поверил на месте и дополнил своими примечаниями. Из этих источников я составил замоскворецкие очерки, и на первый раз вот вам:

Одним из величайших драматургов российской империи по праву считается А.Н. Островский. Он оставил после себя значимый вклад не только в Российскую, но и мировую литературу. Пьесы А Н Островского пользуются огромным успехом и сейчас. Это позволило драматургу занять высокое место в нашем рейтинге топ 100 авторов, а его произведениям быть представленными в других рейтингах нашего сайта.

Биография Александра Островского

И первый человек греха не миновал, да и последний не минует. Грех сладок, а человек падок.

В этой пьесе барыня Раиса Павловна оказывается одураченной проезжими актёрами – один из них притворяется её наследником. Но не нужен ей больше наследник, Раиса сама хочет ещё пожить – уводит поклонника у своей воспитанницы Аксиньи.

Но той повезло, ведь он – мошенник. Аксинья находит своё счастья, благодаря помощи артистов, которые упросили барыню дать девушке денег на приданое. И больше в этом лесу, где люди хуже зверей, артисты не задерживаются.

Вывод:

В произведении отмечают три сюжетных линии. Любовь Петра и Аксюша, превратности их судьбы. Перипетии жизни Счастливцева и Несчастливцева. Любовная линия Гурмыжской и Буланова. Персонажи связаны между собой родством, денежными либо деловыми отношениями. Но всё-таки на первый план выходят мотивы маски и обмана.

Пьеса учит оставаться людьми, даже в диком лесу социальной жизни со всеми её выгодами и удовольствиями.

Все произведения А Н Островского

  1. Семейная картина
  2. Свои люди — сочтёмся
  3. Неожиданный случай
  4. Утро молодого человека
  5. Бедная невеста
  6. Не в свои сани не садись
  7. Бедность не порок
  8. Не так живи, как хочется
  9. В чужом пиру похмелье
  10. Доходное место
  11. Праздничный сон до обеда
  12. Не сошлись характерами
  13. Воспитанница
  14. Гроза
  15. Старый друг лучше новых двух
  16. Свои собаки грызутся, чужая не приставай
  17. Женитьба Бальзаминова
  18. Козьма Захарьич Минин-Сухорук
  19. Тяжёлые дни
  20. Грех да беда на кого не живёт
  21. Воевода
  22. Шутники
  23. На бойком месте
  24. Пучина
  25. Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский
  26. Тушино
  27. Василиса Мелентьева
  28. На всякого мудреца довольно простоты
  29. Горячее сердце
  30. Бешеные деньги
  31. Лес
  32. Не всё коту масленица
  33. Не было ни гроша, да вдруг алтын
  34. Комик XVII столетия
  35. Снегурочка
  36. Поздняя любовь
  37. Трудовой хлеб
  38. Волки и овцы
  39. Богатые невесты
  40. Правда хорошо, а счастье лучше
  41. Женитьба Белугина
  42. Последняя жертва
  43. Бесприданница
  44. Добрый барин
  45. Дикарка
  46. Сердце не камень
  47. Невольницы
  48. Светит, да не греет
  49. Без вины виноватые
  50. Таланты и поклонники
  51. Красавец мужчина
  52. Не от мира сего

Творчество А.Н.Островского тест по литературе (10 класс) по теме

ТВОРЧЕСТВО А.Н. ОСТРОВСКОГО

  1. Какому городу Феклуша дает следующую характеристику?

СКАЗАНИЕ О ТОМ, КАК КВАРТАЛЬНЫЙ НАДЗИРАТЕЛЬ ПУСКАЛСЯ В ПЛЯС, ИЛИ ОТ

ВЕЛИКОГО ДО СМЕШНОГО ТОЛЬКО ОДИН ШАГ

В одном из грязных переулков, которых так много между Мясницкой и Сретенкой, есть домик очень непривлекательной наружности; три маленькие окошечка смиренно смотрят на улицу, а дощатая кровля во многих местах поросла мохом. Рядом с домом будка с белыми колоннами. Этот домик, со множеством прочих близ стоящих, принадлежит одной почтенной персоне, которая была чуть ли не у крепостных дел где-то секретарем, но по причине слабости здоровья и трясения рук вышла в отставку; вот, чтобы иметь всегда хлеб насущный, и скупила весь квартал, а пустопорожние места застроила новыми лачужками и отдает внаймы по уголкам. Так вот в описанном-то домике живут два рода жильцов: во-первых, квартальный надзиратель Ерофеев с женой и, во-вторых, Зверобоев, чиновник.

Первую, лучшую половину (два окошка на улицу) занимал квартальный. Его нечего описывать, он не имел ничего особенного, был обыкновенный квартальный надзиратель, форменный, поседевший и растолстевший на службе царю и отечеству. Жена его - это дело другого роду, нельзя не описать, не из дюжинных; она довольно хороша собой, лет с небольшим двадцать, личико беленькое, румяненькое, волосы черные, бровки колесом, говорят, будто она их подкрашивает, ну да это грех невелик, - и по-французскому знает. Она слывет в околодке дамой образованной. С ней, брат, не сговоришь, одним словом ограничит, говорит Иван Иванович Зверобоев, сосед их. И на фортепьяно забавляется, поет "Безумную" и "Ты не поверишь" без нот и половину романса "Талисман" по нотам; когда ее просят спеть другую половину, она говорит, что еще разыгрывает (вот уж года четыре). Она недавно вышла замуж больше из интересу, а говорит, что из любви, но вы не верьте ей. Она немного кокетничает, как говорит Иван Иванович Зверобоев, мигая одним глазом, и особенно не может равнодушно смотреть, когда по переулку едет офицер с черным или белым пером. Зовут ее Анисьей Павловной.

Другую, худшую половину (одно окошко на улицу и притом верхнее стекло открывается в виде форточки) занимает Иван Иванович Зверобоев. Он ходит в серых брюках, в белом пикетовом жилете летом, а зимой в форменном и во фраке с светлыми пуговицами. Шляпа у него прежде была горохового цвету, а теперь, говорят, купил черную, - все это может быть. Служит он хорошо, забыл только в каком месте, кажется в сиротском суде, имеет знак беспорочной службы и уж чуть-чуть не титулярный. От роду ему лет сорок, росту небольшого, немножко рябоват. Лицо цвету светлокоричневого с красными крапинками, волосы заметно редеют, особенно на висках и на маковке; впрочем, он хочет казаться молодым человеком. Он имеет претензию на ум и с особенною важностью и смелостью повторяет суждения, вычитанные из журналов, об наших писателях. Особенно он пленяется Пушкиным, - он купил у Сухаревой башни один том сочинений Пушкина, который и лежит у него всегда на столе. Говорят, будто он и сам писал стихи, и поэтому приходил к нему А. П. Сл[нрзбр.] просить оных для помещения в [нрзбр.], но он из скромности не дал, и поэтому публика не знает ничего об этих грехах его. Говорят также, что он жил на Зацепе, на квартире у одной купчихи третьей гильдии, и, чего злые люди не навыдумают, будто бы так, не платя за квартиру. Когда заговорят с ним об этом, то он всегда сморщит лицо свое и с важностью говорит, что точно жил на Зацепе, но, по разным сплетням, а более потому, что там нет хорошего общества, переехал сюда. Итак, это дело темное, может быть последствия откроют. Теперь приступим к повести.

Была осень. Таинственный полусвет вечера воцарялся над Москвой. Солнце гасло, утопая в розовом море зари. Грустно смотреть, как догорает день осенью. Только одно солнце и живит умирающую природу, и оно гаснет, как гаснет последний румянец на щеках умирающего. Иван Иванович сидел в своей комнате у окошка и наслаждался картиной вечера. Последние лучи солнца отражались на его стеклах, против него в почтительном отдалении сидел пожилой человек в драповом сюртуке, остриженный в скобку. Это был один купец соседний, которого мучила жажда просвещения, и он ходил к Ивану Ивановичу за книжками.

- Ну что, батюшка, читали книжку-то? - сказал Иван Иванович.

- Читал, да только не всю.

- А почему же не всю? - спросил Иван Иванович с удивлением.

- Да так-с, занятного-то ничего нету-с.

- Ах, что вы говорите, Пушкин был величайший поэт, он, так сказать, облагородил русский стих, он первый, так сказать, приучил нас читать легкую поэзию.

- Оно, может быть, что другое и хорошо. А тут такое, что порядочному человеку совестно читать-с.

- Да вы что читали-то?

- А вот как какой-то граф к помещице в спальню пришел. Ей-богу, не благопристойно-с.

- Это, батюшка, значит, что вы отстали от веку, который беспрестанно подвигается и быстрыми шагами идет вперед.

- Вы это про кого говорить изволите, я что-то не понял-с. А вот послушайте лучше мое глупое слово.

- Что такое вы хотите сказать?

- Да вот в "Библиотеке для чтения", я брал ее у приятеля недавно, там под статьею гиморой сказано - статья не Для дам, ну, так и тут бы оговорку сделать - статья, дескать, не для дам, там пускай себе читают, да сочинитель-то по крайности прав, не так ли-с?

Тут почтеннейший гость раскланялся и ушел домой. Иван Иванович принялся в десятый раз с громкими восклицаниями читать Нулина. Потом поужинал и лег спать, как и все порядочные чиновники, в десятом часу.

Вы думаете, что и конец; нет, это еще только начало. Иван Иванович долго лежал, устремивши взоры в потолок, и думал о чем-то, потом погасил свечку и завернулся в одеяло. Но сколько он ни старался, уснуть никак не мог. Воображение его, настроенное чтением Нулина, и соседство хорошенькой жены квартального рисовало ему разные курьезные вещи, и вместе с тем что-то тяжелое давило ему сердце. Вот он встал с постели, высек огню, закурил трубку и сел под окошко.

На улице было грязно и темно, хоть глаз выколи; по расчетам полиции, должен был светить месяц, потому и не зажигали фонарей, а почему месяца не оказалось, неизвестно. Только один фонарь подле будки изливал тусклое сияние, и лучи его падали прямо на окошко. Ивану Ивановичу было душно, он опять походил по комнате, подошел к окну и открыл форточку, но это не помогало, какое-то неизвестное томленье тревожило его душу. Вот он встал на колени на окошко и положил голову в форточку, свежий ветер дул ему прямо в лицо, крупные капли дождя падали с крыши прямо ему на нос - это его немного освежило. Он взглянул на будку - хохол будочник сидел на скамейке и что-то мурлыкал. Меланхолия отражалась на его лице и во всех движениях. Вот подошел к нему другой будочник.

1. Що, Трохиме, а який час?

2. Та вже часов дисять е.

1. Еге, а где ты був?

2. Та с фартальным ходили.

1. А где ж вин дивався?

2. Та где, - у Браилови.

1. Еге - а що там?

2. Та що, яки-то немци гуляют.

2. И музыка грае и якого-то вальца танцуют.

1. Еге, а горилку пьют? - сказал, делая горлом, как будто что глотает.

2. Та як пьют, без усякой лепорции.

2. Пив, пив и горилку, и пиво, и усе, та як у пляс пустится, так у во всей официи бида.

2. Я ну швыдче от биди втикати.

В голове Ивана Ивановича родилась ужасная мысль. Квартального нет дома, Анисья Павловна одна, подумал Иван Иванович, и граф Нулин пришел ему на память. Тут он с глубоким вздохом слез с окна, надел халат и начал ходить по комнате, собираясь с духом; душа его вертелась между страхом и надеждою. Вот он подошел к двери, взялся за скобку, подумал немного и опять назад. Тут он начал гадать, зажмурил глаза, хоть в комнате было так темно, как в царстве Плутона, повертел пальцем кругом пальца и начал медленно сводить; первый раз сошлись, второй - нет и третий сошлись, в четвертый - нет. Потом раза три он подходил к двери, наконец решился. Дверь скрипнула. Анисья Павловна лежала на постели и читала что-то, вдруг она опустила книгу и устремила свои огненные взоры на Ивана Ивановича: он сконфузился решительно.

Записки замоскворецкого жителя

Том XIII Художественные произведения. Критика. Дневники. Словарь. 1843-1886 ГИХЛ, М., 1952 К читателям Иван Ерофеич Рассказ Ивана Яковлевича

К ЧИТАТЕЛЯМ

ИВАН ЕРОФЕИЧ

РАССКАЗ ИВАНА ЯКОВЛЕВИЧА

(Из найденной рукописи)

КОММЕНТАРИИ

Печатается по тексту "Московского городского листка", NoNo 119, 120, 121, 1847 г. В начале второй половины 40-х годов Островский работал над очерками, в которых предполагал дать подробную картину жизни Замоскворечья: "Автор описывает Замоскворечье в праздник и в будни, в горе и в радости, описывает, что творится по большим длинным улицам и по мелким, частым переулкам". "Записки замоскворецкого жителя" представляют собою первый такой очерк. Он был задуман Островским как изложение двух биографий и навивался в первой редакции "Две биографии". В процессе работы план изменился. Островский опустил изложение истории обучения героя, наэвав его уже иначе -- Иван Ерофеич. Лишь в нескольких словах сообщив о домашнем окружении и обучении грамоте Ивана Ерофеича, Островский сосредоточил внимание на его положении как чиновника, на отношениях с мещанкой Козырной. В этой второй редакции очерк получил и другое название -- "Иван Ерофеич". Работа над очерком, как это видно из пометы на рукописи, окончена в апреле 1847 года. (Рукописный отдел Института русской литературы Академии наук СССР.) Очерк "Записки замоскворецкого жителя" имеет частичную связь с сюжетом "Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или от великого до смешного только один шаг". Но в "Сказании" Островский в известной степени безобидно смеется над недостатками единичных людей, тогда как в "Записках замоскворецкого жителя" его интересует заслуживающая глубокого сочувствия жизнь "маленького" человека; за внешностью явления, вызывающего смех, Островский видит причины, заставляющие не смеяться, а сострадать и негодовать; судьба Ивана Ерофеича не случайна, она типична и определяется совокупностью социальных условий. Опубликованные в 1847 году в "Московском городском листке", "Записки замоскворецкого жителя" вызвали большой интерес у читателей. В повести И. С. Тургенева "Дневник лишнего человека" (1850 г.) читаем: "Да, поневоле скажешь с одним русским философом: "Как знать, чего не знаешь". Эта фраза напоминает известное место из "Записок замоскворецкого жителя": "Такая уж у него [у будочника] была и поговорка: "А как его знать, чего не знаешь?" Право, словно философ какой, стоит на одном, что ничего не знает и знать ему нельзя". В печати не последовало продолжения "Записок замоскворецкого жителя", однако Островский не ограничился написанием одного этого очерка. В рукописном наследстве сохранились очерки "Замоскворечье в праздник" и "Кузьма Самсоныч", которые являются продолжением "Записок замоскворецкого жителя".

Читайте также: