Закаливание в бассейне в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Оздоровительная работа в бассейне

Человек – высшее творение природы,
но для того чтобы наслаждаться
её сокровищами, он должен отвечать,
по крайней мере, одному требованию –
быть здоровыми.
А.А. Леонов

Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание, плавание и развлечение на воде - одни из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.

Плавание является прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды. Вода обладает высокой теплопроводностью, чем и объясняется ее сильное закаливающее воздействие. Пребывание в воде отлично тренирует механизмы, регулирующие теплоотдачу организма, повышая его устойчивость к изменению температуры.

Регулярные занятия в бассейне детского сада способствует закаливанию организма. Занятия плаванием особенно полезны детям, поскольку содействует развитию сердечно - сосудистой и дыхательной систем, что в свою очередь вызывает укрепление опорно - двигательного аппарата ребенка, способствует формированию правильной осанки, помогает формированию и укреплению детской стопы.

Систематическое пребывание в воде на занятиях плаванием оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка.

Для увеличения эффективности занятий и укрепления здоровья детей я решила использовать комплексы закаливающих мероприятий, проводимых в группах и на занятиях по физической культуре.

В своей работе я провожу следующие закаливающие мероприятия:

- Растирание сухим полотенцем;

Воздушное закаливание и босохождение проходят на протяжении всего занятия, начиная с упражнений на суше, и далее продолжаются в воде.

Самомассаж я провожу в конце занятия и всегда в стихах. Он помогает детям успокоиться после занятия, и массажируя определённые участки тела мы укрепляем детский организм.

Дыхательную гимнастику я использую после активных игр и упражнений, чтобы восстановить дыхание детей. Медленный выдох помогает детям расслабиться и успокоиться. К тому же правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет ребёнка от многих болезней.

Я, как специалист, который ведет занятия по плаванию и, зная все трудности и особенности проведения занятий в бассейне, стала замечать, что в последнее время контингент воспитанников можно разделить на 2 группы. Одна группа – родители активно поддерживают занятия по плаванию в детском саду, другая – считают, что ребенок обязательно будет болеть после бассейна, поэтому не разрешают посещать бассейн.

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития – как умственного, так и физического. В это время ребенок получает и усваивает информации в несколько раз больше, чем в период школьного обучения. Сегодня, следуя моде времени, родители больше внимания обращают на умственное развитие своих детей, не проявляя должной заботы о развитии физическом.

В настоящее время отмечается рост числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. При этом все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психологического здоровья детей, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышение его устойчивости к различным заболеваниям. В этом контексте важное значение имеет раннее обучение детей плаванию.

Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка. Занятие плаванием способствует лучшему усвоению питательных веществ детского организма. После занятий процессы обмена и выделения протекают более совершенно.

Мышцы брюшного пресса и тазового дна укрепляются, у ребенка улучшается аппетит.

Согласованный ритм работы мышц и органов дыхания, горизонтальное положения тела, способствуют равномерной циркуляции крови, улучшают вентиляцию легких, закрепляют навык глубокого и ритмичного дыхания, содействуют росту и укреплению костной ткани. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на ее поверхности, корректирует действия силы притяжения, снижая тем самым давление на скелет в целом и прежде всего на позвоночник.

В бассейне размером 2, 70х9м. и глубиной до 75 см. занятия длятся с октября по май месяц. В течение года в среднем занимаются от 190-215 детей. В холле бассейна проводим разминку. В бассейне имеются необходимые оборудования: массажные коврики, мини-тренажеры. Для массажа стоп сделали рефлекторную дорожку, по которой входят в душевую и выходят из нее.

Рефлекторная дорожка состоит из следующих звеньев:

• емкость с водой, морскими ракушками и камушками;

• коврик с ребристой поверхностью;

• коврик, внутри которого находятся камушки;

• коврик с пришитыми резиновыми кольцами;

• коврик с пришитыми пуговицами и бусинками.

Очень важно поддерживать положительное эмоциональное состояние детей на всех этапах обучения плаванию — стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли удовольствие, побуждали к самостоятельности, вызывали стремление научиться плавать.

При организации работы в бассейне предусмотрены следующие этапы обучения: 1. Ознакомление с водной средой;

2. Обучение дыханию с выдохом в воду;

3. Обучение статическому плаванию;

4. Обучение скольжению в воде;

Содержание занятий определяем для каждой возрастной группы, и включало в себя упражнения и игры, которые подбирались в порядке по-степенного увеличения нагрузки.

Практика показала, что в зависимости от индивидуальных особеннос-тей и физической подготовки каждого ребенка, материал не может быть усвоен всеми детьми одинаково. Появилась потребность заниматься по подгруппам и вводить разные задания, учитывая уровень умений и навыков детей.

Изучение теории (Т. Богина, Т. Осокина, Е. Тимофеева) помогло утвер-диться в том, что в процессе обучения возможно варьирование сроков при выполнении той или иной задачи. И переход от одной темы к другой должен осуществляться только тогда, когда подавляющее число детей освоят весь материал. Чем младше дети, тем большее количество раз надо повторять задания для развития и закрепления определенных навыков и умений. А при повторении, чтобы не было утомительного однообразия, следует использовать задания и игры одного типа, но разного содержания.

На протяжении многих лет наши дети занимаются гидроаэробикой. На-чинали мы с секционных занятий для детей с нарушением осанки. Затем включили гидроаэробику в занятия средней группы.

Что из себя представляет гидроаэробика? Это выполнение умеренных по интенсивности физических упражнений в воде под музыку. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они быстро утомляются при статических нагрузках. Им свойственна динамика. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В то же время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц достаточно небольшого количества повторений упражнений. Кроме того, занятия под музыку развивают у детей чувство ритма, пластику движений.

Упражнения можно выполнять как без предметов, так и с ними. Например, с мячами, гимнастическими палками, обручами или игрушками.

Неотъемлемой частью обучения плаванию являются праздники на воде. Они создают основу для творческого проявления умений детей в веселых играх и соревнованиях, для укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Участие в праздниках объединяет детей общими радостными переживаниями, приносит большое эмоциональное эстетическое удовольствие. Ребята начинают глубже осознавать значение систематических упражнений в плавании для достижения желаемых результатов, пробуждение интереса к регулярным занятиям. А художественное оформление бассейна вызывает у детей приподнятое настроение и радостное ожидание праздника.

Серьезным аспектом в нашей работе является взаимодействие с родителями. На родительских собраниях провидим мини-консультации, во время которых обсуждаются вопросы, вызывающие сомнения, затруднения у некоторых родителей, где даются конкретные советы по закаливанию ребенка с учетом его состояния и психофизиологических особенностей. Родители с удовольствием посещают акваторию бассейна, где фотографируют и снимают на камеру во время занятий, праздников и развлечений на воде.

Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствует развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь.

Купание, плавание, игры и развлечения на воде сохраняют и укрепляют не только физическое, но также и психическое и социальное здоровье дошкольника.

Под влиянием систематических занятий плаванием, регулярных гигиенических и закаливающих гидропроцедур, улучшается деятельность нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяется возможность опорно-двигательного аппарата, повышается интенсивность обмена веществ в организме, повышается эмоциональная устойчивость. Плавание повышает умственную работоспособность.

Постоянное общение с водой, умелое и комплексное, имеет исключительно важное значение для гармоничного развития детей.

Это – шаг к здоровому образу жизни! Чем раньше он будет сделан, тем лучше.

Плавание – наилучший способ закаливания, великолепное средство, которое помогает пробрести красивую осанку, пропорциональное телосложение. При обучении плаванию ставится цель укрепить здоровье детей, научить их уверенно и безбоязненно держаться на воде, привить первоначальные навыки и приемы плавания.

Для решения задачи закаливания необходимо проводить следующие мероприятия:

1. ОРУ с элементами дыхательной гимнастики

2. Хождение босиком

3. Водные процедуры

4. Массаж стоп и самомассаж

5. Растирание сухим полотенцем

6. Хождение по корригирующим дорожкам

Температура воды в бассейне от 32 (начало уч. года) – 28 градусов (конец уч. года).

Водным процедурам обычно предшествуют и сопутствуют всевозможные воздушные ванны. Именно с воздушных ванн начинается систематическое закаливание, а затем переходят к водным процедурам.

Во время воздушного закаливания следует проводить ОРУ с элементами дыхательной гимнастики и имитационных плавательных упражнений, что способствует переходу детей к бодрому состоянию, активизации и содействию, перехода к более интенсивной деятельности. Благодаря разминки на суше усиливаются все физиологические процессы – дыхание, кровообращение, обмен веществ.

Хождение босиком - это действенный метод закаливания, который к тому же является хорошим укрепляющим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Сначала выполняются ОРУ босиком, потом переходят к хождению по корригирующим дорожкам.

Хождение босиком по таким дорожкам является прекрасным способом не только закаливания, но и оздоровления, вследствие воздействия на стопу ребенка, позволяющую опосредованно влиять на состояние различных органов и систем, прежде всего верхних дыхательных путей, в частности, в области носа.

Водные процедуры являются прекрасным методом закаливания. Все водные мероприятия по закаливанию осуществляются под непосредственным контролем медицинской сестры.

Использование гигиенического душа на входе и выходе из бассейна является хорошим методом контрастного закаливания. Благодаря механическому раздражению падающей воды душ вызывает местную и общую реакцию организма. Душ – не только обеспечивает термические нагрузки, является хорошей тренировкой сосудов и способствует усилению циркуляции крови и лимфы, но и выполняет гигиенические функции, улучшает дыхание, оказывает массирующее воздействие на кожу.

Дыхательные упражнения используются на протяжении всего занятия.

При плавании ребенок дышит чистым, увлажненным воздухом. Дыхательные упражнения проводятся с целью укрепления дыхательной мускулатуры. При вдохе и выдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

При входе и выходе из бассейна можно использовать контрастные ножные ванны, в одном из которых температура воды ниже, чем в бассейне. Время увеличения контраста температур до максимального около полтора месяца и зависит от возраста детей.

Контрастное ножное закаливание начинается с теплой ванны, где температура 36 градусов. Потом переходить в прохладную ванную, где температура воды сначала 25-26 градусов и постепенно снижается до 20 градусов.

Для достижения эффективности закаливающих мероприятий используется растирание сухим полотенцем. При обучении детей обтиранию сухим полотенцем после плавания и душа придерживаться следующей последовательности: сначала дети обтирают голову, шею, грудь, руки, спину, вытирают насухо до легкого покраснения, потом приступают к ступням, голени и бедрам. Продолжительность процедуры 3-5 минут.

Заканчивать закаливающие мероприятия в помещении раздевалки, где дети одеваются, сушат волосы, делают массаж стоп.

Достичь желаемого результата невозможно без взаимодействия с родителями, а именно использование консультаций, рекомендаций, анкетирование, буклеты, фотовыставки, дни открытых дверей.

Представленная идея методического материала по закаливанию и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни во время занятий по плаванию значима для развития дошкольного учреждения.

Вавилова Е. Н. Дошкольный возраст : Учебное пособие. - М. : Физкультура и спорт,2004.

Васильев В. С., Никитский Б. Н. Обучение детей плаванию. - М. : Физкультура и спорт,2006.

Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду : Учебник. - М. : Физкультура и спорт, 2006.

Спирина В. П. Закаливание детей : Учебное пособие - М. : Физкультура и спорт,2005.

Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие. - М. : Академия, 2004.


Закаливание - это многогранный процесс, который имеет особое значение для детского организма. В процессе закаливания практически участвует вся система регулирования жизненных процессов. Закалять ребенка можно солнцем, воздухом, водой. В нашем детском саду для закаливания имеется плавательный бассейн, в котором созданы необходимые условия для оздоровления детей.

В бассейне детского сада температура воды и окружающего воздуха соответствует санитарным правилам и нормам, ребенку комфортно в созданных условиях. Но, к сожалению, многолетняя практика показывает, что часто родители избегают посещения детьми бассейна, боясь простудных заболеваний, что невозможно, так как ответственное отношение сотрудников детского сада, созданные условия для закаливания позволяют эффективно и качественно оздоравливать детей. Закаливание не может происходить урывками, частично, оно должно осуществляться в комплексе: и дома, и в детском саду, поэтому очень важно, чтобы и родители, и педагоги стали единомышленниками в этом важном деле. Не бойтесь разрешать ребенку заниматься плаванием в детском саду, не лишайте его радости ощутить себя самостоятельным, решительным перед новыми ощущениями в воде со своими сверстниками! Кроме пользы, ничего другого организм вашего малыша не получит.

Один раз в неделю дети посещают бассейн, где обучаются умению плавать. Под влиянием систематических занятий плаванием, регулярных гигиенических и закаливающих процедур, разумно введённых в суточный режим, улучшается деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяются возможности опорно-двигательного аппарата.

Купание, игры в воде, плавание благотворно влияют на весь организм в целом, на физическое и психическое здоровье ребёнка. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма:совершенствуется механизм терморегуляции, повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система,крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребёнка, но и на формирование его личности. Не всем детям с первого раза вода доставляет удовольствие и радость, некоторые дети боятся входить в воду, боятся глубины. именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают силу воли, целеустремлённость, смелость и дисциплину. К тому же умение плавать - это жизненно необходимый навык.




Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, весёлым, хорошо физически развитым. Здоровье является важнейшей ценностью для человека. Но прочный фундамент здоровья должен быть заложен именно в детстве, так как от этого будет зависеть качество всей последующей жизни человека.

Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.

При плавании решается несколько групп задач, позволяющих осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку

выработка двигательных навыков и совершенствование двигательных способностей (ловкость, быстрота, выносливость);

· формирование умений определять собственное плохое самочувствие и оказывать первую помощь на воде другим людям;

Водные процедуры прививают стойкие гигиенические навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой. Таким образом, купание, игры в воде, плавание можно рассматривать как эффективное средство нормального развития ребенка.

Читайте также: