Автором статьи общественная активность и школьные конфликты является

Обновлено: 05.07.2024

Федосеева Любовь Алексеевна 1 , Жидков Алексей Андреевич 1 , Гордеев Кирилл Сергеевич 1 , Илюшина Елена Сергеевна 1 , Ермолаева Екатерина Львовна 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент


Аннотация
В данной статье рассматривается понятие конфликта и конфликтной ситуации, выделяются особенности педагогических конфликтов и действия, в которых могут проявляться конфликты. Авторы рассматривают причины, которые могут служить причиной возникновения конфликтов между обучающимися друг с другом и педагогом и обучающимися. Также в статье рассмотрены способы разрешения приведённых конфликтных ситуаций.

Образовательная организация – это просто протекание образовательного процесса, но и также коллективное взаимодействие различных людей в процессе освоения образовательной информации. В ходе взаимодействия субъектов образовательного процесса могут возникать различные конфликты. Участники конфликтов и образовательная организация стараются различными способами и средствами разрешить эти конфликты.

В зависимости от субъектов, которые вступают в конфликтную ситуацию, следует выделить следующие виды конфликтов: обучающийся-обучающийся, педагог-обучающийся.

Если говорить об определении понятия конфликта, то, по мнению Н.А. Ерушовой, он представляет собой форму социального взаимодействия между двумя или более людьми, которая возникает вследствие несовпадения восприятия, желаний, ценностей [1]. Педагогический конфликт является ситуацией, субъектами которого являются непосредственными участниками образовательного процесса.

А.Г. Исаева выделяет следующие особенности конфликта в педагогике:

- наличие в рамках конфликтной ситуации сторонних наблюдателей, так как образовательная организация является общественным местом. Любая конфликтная ситуация становится наглядным примером для субъектов образовательного процесса. Педагог должен понимать этот факт, принимая решения вступить в конфликтную ситуацию. Педагогу в любом ситуации необходимо реализовывать воспитательную функцию.

- различные социальные статусы сторон, вследствие чего процесс поиска оптимальной формы выхода из конфликтной ситуации крайне затрудняется.

- образовательная организация представляет собой общественную модель, в рамках которой педагог является главным показателем норм поведения;

Исследователь С.Ю. Темина отмечает, что проявление конфликта возможно в разных действиях, таких как:

- конфликтотерпимые заключающиеся в затягивании и уходе от решения проблем и компромисса;

- конфликтогенные, которые заключаются в выражении возмущения, гнева, насмешках, оскорблениях, использовании наказания в педагогическом воздействии, негативной оценке личности обучающегося;

- конструктивные, которые представляют собой действия по изменению неблагоприятного хода развития ситуации. К таким действиям можно отнести готовность идти навстречу, переключение внимание на что-то другое, неординарные действия [4].

Далее следует рассмотреть конкретные виды конфликтов с различными субъектами и способы их непосредственного разрешения.

Причины конфликтов между обучающимися могут быть совершенно разными:

- симпатия без взаимности;

- борьба за противоположный пол;

- личная неприязнь вследствие каких-либо причин.

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто обучающиеся могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без непосредственной помощи педагога. Если вмешательство со стороны педагога всё же нужно, необходимо сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на обучающихся, без публичных извинений, ограничившись только подсказкой. Лучше, если обучающиеся сами найдут алгоритм разрешения конфликтной ситуации. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта обучающихся социальные навыки, которые помогут ему в коммуникации со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему в будущем.

Причины конфликтов между педагогом и обучающимися:

- отсутствие единства в требованиях педагога;

- чрезмерное количество требований к обучающемуся;

- непостоянство требований педагога;

- невыполнение требований самим педагогом;

- обучающийся считает себя недооцененным

- педагог не может примириться с недостатками обучающегося;

- личностные качества педагога или обучающегося (раздражительность, беспомощность, грубость).


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.


Общение с другими людьми – неотъемлемая часть, необходимое условие полноценной жизни каждого человека. Самое хорошее в нашей жизни связано с общением. А самое неприятное? Тоже с общением, со взаимоотношениями дома и на работе. Размышляя о том, что мешает нормальному общению, взаимодействию мы чаще всего вспоминаем о конфликтах и о том, что с ними связано отсутствие взаимопонимания, угрозы, враждебность, обиды, попытки доказать свою правоту. Мы привыкли относиться к конфликтам как к явлению только негативному. Нам хочется их избежать. Но можно ли прожить без конфликтов? Чтобы ответить на этот вопрос, надо, прежде всего, определить что такое конфликт, прийти к согласию относительно значения этого слова.

противоречие между целевыми ориентирами образовательной практики и декларациями соответствующих институтов. То есть с одной стороны, образование должно выполнять функции подготовки к будущей деятельности, а с другой – отвечать на запросы образующейся личности в области удовлетворения любопытства (непрагматического познания).

Воплощение противоречий образовательных процессов в действующую конфликтную систему можно увидеть на модели, которая представляет собой пять конфликтных ситуаций, в образовании которых ведущим фактором является предмет конфликта:

1. Предметом конфликта является статус в иерархизированной системе отношений. Конфликтная ситуация возникает при интерпретации взаимодействия и/или собственных действий: а) как угрожающих фактически установившемуся или субъективно представляемому статусу; в) как помеха в процессе формирования желаемого статуса. Одна из сторон непременно наделяется экспертной функцией, то есть от нее зависит признание или непризнание статусного положения. Характер взаимодействия определяется как защита, доказывание или формирование статуса. Этот тип конфликта характерен при установлении отношений с педагогом как со значимой фигурой[8, с.151].

5. Предметом конфликта является чувство ответственности. Это конфликтные переживания собственной вины (неважно, есть ли ее объективные предпосылки) и стремление понести за это наказание, адекватное степени вины, и с другой стороны – попытки защититься от самонаказания через поиск смягчающих обстоятельств.

А теперь давайте рассмотрим причины возникновения педагогического конфликта в высшей школе. В чем же они заключаются? Во взаимодействиях студентов и преподавателей можно выделить наиболее характерные причины конфликтов[4, с.47]:

IV . Различия в ценностных ориентациях. Период нестабильности в идейно-нравственной сфере российского общества, экономический кризис и обнищание большинства россиян стимулируют возрождение социалистических идеалов. В таких условиях конфликты в ценностных ориентациях (и не только в них) в педагогическом процессе вполне закономерны. Также различия во взаимных ожиданиях участников учебного процесса, которые охватывают широкий круг проблем от ценностных ориентаций до качества получаемых знаний и эффективности их усвоения, могут быть конфликтогенными[5, с.24].

Подводя итог, можно сказать, что преподавание – это, прежде всего, общение, общение доставляющее радость и раскрывающее полноту жизни. Но, как и все в этом мире, общение имеет и другую сторону. Отсутствие взаимопонимания, враждебность, обиды, угрозы – вот что мы обычно вспоминаем о том, что мешает нормальному общению, то есть о конфликтах. Не зная как поступить в конфликтной ситуации, преподаватель может совершить непоправимые ошибки, которые приведут к плачевным последствиям. Чтобы этого избежать, преподавателю высшей школы необходимы знания о педагогических конфликтах и их особенностях, а также умения ими пользоваться. Тогда педагог будет способен предугадать, предотвратить конфликт или сделать его протекание наиболее конструктивным, ведь от благоприятного разрешения конфликтов зависит эффективность обучения студентов.

Гришина Н.В. Психология конфликта. – С.-Пт.,2003. –160 с.

Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М.:Экмос,1995. –215 с.

Педагогика и психология высшей школы. – Ростов н/Д.,2002. –181 с.

Практическая психология для преподавателей. – М.,1997. – 135 с.

Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Мн.,1998. –220 с.

Рогаткина Т.А. Взаимодействие и конфликт в педагогическом процессе.//Основы психологии и педагогики высшей школы №4, 2001.

Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. –М.,1989. – 243 с.

Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, предмет конфликта, высшая школа, конфликтная ситуация, преподаватель, том, III, нормальное общение, педагогический конфликт, педагогический процесс.

Похожие статьи

Педагогические конфликтные ситуации, технологии их.

Данная статья посвящена изучению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Я считаю, что данная тема актуальна во все времена, т. к. жизнь человека представляет собой постоянный переход от одного конфликта к другому.

Разрешение конфликтов в образовательной организации

конфликт, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, образовательная организация, сторона, стиль сотрудничества, педагогическое управление, педагогический конфликт, образовательный процесс.

Конфликт в педагогическом общении | Статья в журнале.

конфликт, ученик, учитель, конфликтная ситуация, учащийся, педагогическая деятельность, ситуация, сторона. Педагогические конфликтные ситуации, технологии их.

Деструктивные и конструктивные процессы в педагогических.

Конфликт, конфликтная ситуация, педагогический конфликт, конфликтное взаимодействие, педагогическая ситуация, реальная ситуация, учебно-воспитательный процесс, результат конфликта, ситуация.

Причины и некоторые особенности педагогических конфликтов

В данной статье рассмотрены в процессе поиска эффективных способов решений конфликтных ситуаций в школе. Статья имеет смысл конкретизировать эти причины, рассматривать их в контексте педагогической деятельности и воспитания культуры.

Учитель и ученик: причины возникновения конфликтов

Конфликт , конфликтная ситуация, педагогический конфликт , конфликтное взаимодействие , педагогическая ситуация, реальная ситуация, учебно - воспитательный процесс , результат конфликта , ситуация.

− Способы устранения конфликтов. − Анализ конфликтов в школе, в которой я учусь. Объект исследования: конфликтные ситуации учитель-ученик в системе общеобразовательного учреждения.

Конфликтная компетентность преподавателя | Статья в журнале.

конфликт, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, образовательная организация, сторона, стиль сотрудничества, педагогическое управление, педагогический конфликт, образовательный процесс, управление.

Некоторые особенности педагогических конфликтов и пути их.

конфликт, ученик, учитель, конфликтная ситуация, учащийся, педагогическая деятельность, ситуация, сторона.

Передача состоялась на Радио-1: 10 сентября 2019 г. 19.30; 12 сентября в 10.30; 14 сентября в 16.05. Ссылка на запись

Мыследеятельностный взгляд на конфликты в школе. Даны рекомендации: родителям, учителям, подросткам и директорам школы.

1. Важно принять как данность, что школа — это конфликтное пространство.
2. Конфликт — обязательное условие развития личности и организации и нормальное явление до точки, когда начинается вражда и насилие (нельзя этого допускать).
3. Самые сложные конфликты связаны с изменениями. В управлении изменениями должна быть заложена задача управления конфликтами.
4. Если не научишься управлять конфликтами — они могут разрушить тебя.
5. В самом конфликтном возрасте — подростковом, важно помогать ребенку решать задачу взросления и умело направлять энергию конфликта на развитие. Без любви к детям невозможно оказать им помощь в конфликте.
6. Для ребенка самая сложная задача с конфликтным содержанием — сохранять индивидуальность и быть частью группы/сообщества. Школа должна уделять этому внимание.
7. Для взрослых очень важен навык определения потенциального скрытого конфликта, чтобы он неожиданно не вырвался и не стал неуправляемым, не привел к трагедии.
8. Руководитель в школе — это стратег, который уверенно управляет развитием организации на материале конфликта.

Конфликт — это открытое столкновение между людьми, имеющими разные, противоречивые, а иногда одинаковые интересы, потребности и цели, культурные нормы и ценности.

Каковы причины возникновения конфликтов школе?

Что представляет собой школа как институт/
организация? Какие задачи она решает?

Основные задачи школы – это дать детям и подросткам образование (сформировать образ мира), воспитать их (приобщить к культурным нормам поведения) и обучить их знаниям по утвержденным программам.

Человек не рождается, рождается возможность стать человеком. А вот станет ли ребенок человеком зависит от воспитания, образования и обучения.

Основное противоречие, которое разрешает каждый человек на протяжении всей своей жизни, начиная с семьи – это противоречие между формированием и сохранением своей уникальности/индивидуальности И рефренной группой, коллективом, обществом, в которых индивидуальностям придётся совместно жить, заниматься деятельностью и становиться личностью.

Основная причина конфликтов в школах – это конфликты по поводу разрешения противоречий между индивидуальностью и коллективностью в процессе обучения, воспитания и образования, в контексте развития личности.

Применительно к организации школьной жизни, с одной стороны, конфликт может быть показателем проявления слабости управления и некомпетентности конкретного учителя/администрации, а с другой стороны, конфликт может быть показателем назревших проблем, перемен и изменений. Если школе вводятся новые нормы или преобразования/инновационные проекты, то конфликты этой школе обеспечены, так как конфликт является неизменным спутником изменений/преобразований/развития/инноваций.

Какие есть типы или виды конфликтов в школе?

В школе существуют четыре группы лиц, осуществляющих совместную образовательную Деятельность: Администрация школы, Учителя, Родители и Дети разного возраста.

Столкновение интересов, норм, потребностей и воли между этими референтными группами, выделяет несколько типов конфликтов:

  • педагогические (предмет конфликта – качество обучения и воспитания),
  • организационные (предмет конфликта – материально-техническое обеспечение, нагрузка),
  • межличностные (предмет конфликта личные симпатии и антипатии), социально-трудовые (предмет конфликта- право),
  • коммуникативные (культура коммуникации),

Исследователи считают, что конфликт выполняет определенную социальную функцию в коллективе и в обществе. Они могут привести к социальной катастрофе, или к развитию.

Перечислим несколько функций конфликта:

  • группообразование;
  • установление и поддержание нормативных и физических границ;
  • социальный контроль;
  • нормотворчество.

Некоторые люди считают, что они не конфликтные. Но это неверно. Каждый человек обладает конфликтным потенциалом, без которого он не смог бы защищать свои интересы, ценности, идеи и взгляды.

Причин конфликтов много. Можно сказать, что, сколько людей, столько и причин для конфликтов. Но главные причины можно перечислить: интересы, ценности, нормы, противоречие между традициями и инновациями, средства. Иногда одинаковые интересы и цели могут стать причиной конфликтов. А иногда и разные интересы, цели могут стать причиной конфликта, конкуренции и борьбы.

Можно ли жить без конфликтов? Или как избежать конфликты? Или может быть, их избегать не надо, просто надо уметь учиться на своих ошибках?

В имеющейся литературу по конфликтам в школах можно выделить два подхода.

Второй подход, полагает, что конфликты в процессе обучения – это норма, задача учителя и всего коллектива готовить ребенка к преодолению сложностей и трудностей, обучать детей разрешению конфликтов через приобщение их к нормам, образцам, эталонам, ценностям общества, государства и семьи. Граница, которую не должны преступать дети и учителя – это появление насилия, агрессии, ненависти и национальной розни, вражде, разрушение личности и дезорганизация коллектива. А потому, после в классе и в школе уделяется внимание анализу конфликтных ситуаций и содержательного поиска путей выхода — со всеми участниками конфликта. Конфликтологическая компетентность – это основная профессиональная компетентность, которая необходима для регулирования конфликтов в школе. Не замалчивать, а обучаться совместно со всеми субъектами образовательной деятельности, для того, чтобы улучшить работу в школьном коллективе, развивая образовательную деятельность и обучаться совместно в образовательном пространстве школы.

В общественном сознании доминирует стереотипное представление о том, что конфликтный ребенок/человек неудобный, неуживчивый, создает в коллективе психологическое напряжение, конфликты и т.д. И, как правило, конфликтный человек в большей степени может получить отрицательные характеристики от окружающих его людей.

Но если мы признаем право ребенка/подростка/человека на защиту своих интересов, то тогда необходимо признать и его право на конфликт. Сам конфликт проявляется в коммуникации и в физическом воздействии. Чем интеллектуальнее и психически развит человек, чем обширней его словарный запас, тем в большей степени он прибегнет в конфликте к слову убеждения, аргументации и договоренностей в защите своих прав. Чем ограниченнее словарный запас, чем неразвитее его сознание, тем быстрее он прибегнет к физической силе.

Коммуникация может выявить склонность ребенка к насилию или к диалогу.

Коммуникацию между людьми можно разделить на три типа.

  • Репрессивная, насильственная коммуникация, вынуждающая другого, выполнять волю сильного.
  • Манипулятивная коммуникация — не прибегая к грубым формам репрессии, но добиваясь при этом куда более впечатляющих результатов.
  • Партнерская, диалогическая, гуманитарная коммуникация, в ходе которой взаимодействие между людьми позволяет им вступить в диалог, открыто предъявляя свои намерения, интересы и аргументы для обсуждения.

Многие конфликтные дети и взрослые – это те, кто переживает за общее дело, не страшась, вступают в борьбу за справедливость, защищают слабых или свое достоинство.

Однако их беда в том, что они не знают, КАК цивилизованно отстаивать свои идеи и ценности, не создавая себе врагов по жизни, но приобретая сильных оппонентов, конкурентов и даже иногда друзей. В основе конфликтности ребенка лежит процесс развития личности. Об этом писали советские/российские исследователи.

Существуют ли алгоритмы поведения, которые можно использовать для разрешения конфликтных ситуаций в школе?

Да, существуют алгоритмы конструктивной коммуникации и поведения в конфликте. Этому необходимо учить родителей, учителей, детей и администрацию школы.

В каком возрасте конфликты возникают чаще? Какова их опасность?

Чаще всего конфликты обостряются в процессе развития/инноваций или деградации личности/коллектива/общества. Вопросы диагностики и поиск адекватных образовательных и других технологий – главные.

Да, именно в подростковом возрасте закладывается способность к логике и формирование мыслительных способностей, как потребность во взрослении и самостоятельности. Как подросток будет действовать в конфликте во много определяется его познавательными способностями и приобщением к социально-значимым нормам поведения и коммуникации. Личность – обозначает, прежде всего, СОЗНАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека, включенного в устойчивые социальные связи и отношения.

Структура личности включает три компонента: ПАМЯТЬ, КУЛЬТУРУ и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные свойства личности КОЛЛЕКТИВИЗМ и УНИВЕРСАЛИЗМ.

ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ определяет социальный статус личности.

От статуса общество ожидает определенное поведение, то есть определенной СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ личности. Личность может выполнять много разных ролей. Не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности.

Однако достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности совсем не просто. Для этого от личности требуются большие усилия, глубокие знания, время и способности, а также УМЕНИЕ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ, возникающие при выполнении социальных ролей.

Как вы считаете, когда ученики не хотят учиться, это конфликт? Кого с кем? С чем?

Если ребенок не хочет учиться, есть несколько гипотез:

  • ребенок болен,
  • ребенок социально и психологически упущен,
  • учитель проводит занятия скучно и не интересно,
  • в семье отсутствует ценность образования,
  • для ребёнка образцом являются только родители, которые работают и тяжело зарабатывают на жизнь, ребенок хочет просто работать, ка родители,
  • смысл обучения ребёнку не ясен и не понятен,
  • ребенок не мыслит свое будущее в рамках получения образования,

За сопротивлением обучению скрывается потенциальный конфликт у ребенка.

Должен ли учитель вмешиваться в конфликты между учениками?

Да должен. Вопрос в том – КАК.

Вмешательство (информационное, коммуникативное, организационное и т.д.) в конфликты эффективно только тогда, когда в школе сформирована определенная корпоративная школьная культура по поводу анализа конфликтов в школе, которая поддерживается родителями, учителями и администрацией, а также старшеклассниками.

Как остановить конфликт, который у меня длится с третьего класса с некоторыми учениками? Сейчас я учусь в 8 классе.

Формировать рефлексивное мышление и научиться самоопределяться в процессе взросления, осознавая, что именно в конфликте можно познавать себя, свои слабые и сильные стороны, становиться личностью, работая надо собой. 8 класс –это возраст осознания себя как становящейся личности.

Родители должны ЗНАТЬ о таких конфликтах и обсуждать их дома, вырабатывая стиль поведения и культурные образцы ученика в школе.

Если конфликты между учителями оказывают негативное влияние на процесс обучения, то таких учителей надо или обучать, или увольнять из школы.

Как научить детей адекватному общению и умению выходить из конфликтов. Как правильно выходить из конфликта, уж если он возник?

В школах надо вводить дополнительные занятия по разрешению конфликтов, нужны разные программы обучения: для детей, подростков, для старших классов, учителей и администрации.

Нужен ли конфликтолог в школе?

В школах конфликтолог нужен, но не во всех, а в тех, в которых ставится задача подготовить молодого человека к разрешению конфликтов в жизни и деятельности.

Шпаргалка для родителей.

Если ваш ребенок конфликтный, это значит у него большой протестно/конфликтный потенциал для развития личности. Беседуйте с ним, обсуждайте с ним честно и искренне, с любовью и уважением — по поводу чего и с кем у него конфликт, направляйте его энергию в русло развития его личности и взросления. Как – это вопрос индивидуального подхода.

Шпаргалка для учителя.

У учителя с детьми не должно быть конфликтов, после которых у ребенка появилась бы ненависть, злость и вражда к учителю или к школе.

Каждый конфликт – это повод к приглашению и беседе, к контакту с ребенком с целью оказания ему помощи разного типа. Если вы не любите детей, то вы не в состоянии оказать ему профессиональную помощь в конфликте.

Шпаргалка для ученика.

Если у вас в школе конфликт с учителем, то обсудите его с родителями. Если родителям некогда, нет контакта, то обратитесь к школьному психологу. Не забывайте о том, что, если вы не научитесь разрешать конфликты в школе, в дальнейшем вам будет все труднее уходить от деструктивных форм поведения и разрушения отношений с родителями, учителями, окружающими вас людьми.

Шпаргалка для директора школы

Развитие образовательной деятельности – конфликтно по своей сути. Директор школы – это, прежде всего, стратег, деятельность организации которой развивается на материале конфликтов. Организация пространства образовательной деятельности, в котором отсутствует место, функция, нормы и время для анализа конфликтов в школе, является указанием на непрофессионализм директора школ, как стратега, который способен учиться в конфликтах вместе с коллективом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Сферы конфликтных ситуаций в общеобразовательной школе.

2. Конфликты между учениками в школе.

3. Предупреждение конфликтного пове­дения школьников.

4. Разрешение конфликтов между учителем и учеником.

5. Особенности конфликтов между учителями.

6. Конфликты в спортивной школе.

Конфликты в общеобразовательной школе

Сферы конфликтных ситуаций в общеобразовательной школе.

Конфликты между учениками в школе.

Предупреждение конфликтного пове­дения школьников.

Разрешение конфликтов между учителем и учеником.

Особенности конфликтов между учителями.

Конфликты в спортивной школе.

Литература:

Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М., 2002. – 591 с.

Конфликтология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000) и гуманитарно-социальным специальностям (020000)/ В.П. Ратников и др.; под ред. проф. В.П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2008. – 511 с.

Шейнов, В.П. Искусство управлять людьми/В.П. Шейнов. – Минск, 2010. – 256 с.

Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение/ В.П. Шейнов. - Мн., 1997, с. 11-70

1.Сферы конфликтных ситуаций в общеобразовательной школе

Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая сфе­ра представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по пере­даче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необхо­димы благоприятные социально-психологические условия, обеспе­чивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.

В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и админист­ратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов:

администратор—администратор (В. Воронин).

Педагогические конфликты имеют особенности, связан­ные со спецификой учебной деятельности, различием в статусе и возрасте взаимодействующих сторон. Конструк­тивное поведение учителя в конфликте с учеником пред­полагает правильное определение своей позиции в кон­фликте, опору на взаимоотношения с родителями учени­ка, использование влияния класса и педагогического кол­лектива, уважение личности ученика, выполнение реко­мендаций по оптимизации взаимодействия с учеником.

2. Конфликты между учениками в школе

Рассмотрим один из наиболее распространенных в учебной деятельности конфликт между учениками.

Наиболее распространены среди учащихся конфликты ли­дерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обо­значиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьни­ка и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова) путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость — явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадно­сти, немотивированной жестокости, травли себе подобных.

Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефек­тами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сире). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по от­ношению к ним физическое насилие (А. Бандура). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного пове­дения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс).

На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным спо­собом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответст­вующей личностей основы важным становится не агрессия — способ достижения, а агрессия — самоцель, она становится само­стоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.

Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одно­классниками обусловлены важной особенностью возраста — формированием морально-этических критериев оценки сверст­ника и связанных с этим требований к его поведению (В. Лозоцева).

3. Предупреждение конфликтного пове­дения школьников

Полностью изжить конфликты подростков в средней школе практически невозможно. В зависимости от того, сколь успешно осуществляется в школе социализация личности ребенка, в первую очередь усвоение духовных, нравст­венных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между школьниками. Духовность во многом определяет деятель­ность и поведение людей.

Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дис­циплина — умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчине­ния порядку.

Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.

Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учени­ками служит примером для воспроизводства во взаимоотношени­ях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль обще­ния и педагогическая тактика первого учителя оказывают замет­ное влияние на формирование межличностных отношений уча­щихся с одноклассниками и родителями (О. Осадько).

Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учени­ков, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо админист­ративное вмешательство, а может быть — просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.

4. Разрешение конфликтов между учителем и учеником

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реаль­ности. По мнению психолога М. Рыбаковой, между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:

деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;

поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;

отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

Конфликты деятельности возникают между учителем и уче­ником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное за­дание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учеб­ного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непро­должительное время и отношения между ним и учеником ог­раничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей; в начальных классах, когда общение на уроке определяется характером сложившихся взаимоотношений с учениками в другой обстановке. В послед­нее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказа­ния тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто стано­вятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.

Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил мотивы, сделал не­обоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может вы­зываться различными мотивами. Учитель корректирует пове­дение учеников путем оценки их поступков при недостаточ­ной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отно­шения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения. Это вызывает вполне оправданное несо­гласие учеников.

Конфликты отношений часто возникают в результате не­умелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и име­ют, как правило, длительный характер. Эти конфликты при­обретают личностный смысл, порождают длительную непри­язнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Особенности педагогических конфликтов:

ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблем­ных ситуаций: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;

участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель—ученик), чем и определяется их поведение в кон­фликте;

разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении кон­фликтов;

присутствие других учеников делает их из свидетелей участ­никами, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда следует помнить учителю;

профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирую­щейся личности;

всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порож­дает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;

конфликт в педагогической деятельности легче предупре­дить, чем успешно разрешить.

Современная ситуация в стране, бедственное положение школы, недостаточная подготовка учителей, особенно моло­дых, к конструктивному разрешению конфликтов с учениками приводят к значительным деструктивным последствиям. По данным психологических исследований за 1996 г., 35—40% дет­ских неврозов носит дидактогенный характер. Исследования показывают, что в межличностном конфликте учителя и уче­ника велика доля отрицательных последствий (83%) по сравне­нию с положительным влиянием (50% от числа изученных ситуаций) (С. Хапаева).

Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою пози­цию в конфликте, так как если на его стороне выступает кол­лектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сло­жившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вме-1 сте с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).

Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоот­ношения педагога с родителями подростка.

Часто общение учителя с повзрослевшими учениками продол­жает строиться на тех же принципах, что и с учащимися началь­ных классов, обеспечивающих учителю возможность требовать подчинения. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего его новому представлению о себе, стремлению занять равное положение по отношению к взрослым (И. Вереникина). Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к но­вому типу взаимоотношений с взрослеющими детьми. Инициатором таких взаимоотношений должен быть взрослый.

Основные рекомендации учителям по управлению конфлик­тами могут быть следующими:

стараться не выгонять ученика из класса;

по возможности не обращаться к администрации;

не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше дос­тоинство), не затрагивать его личности, особенностей его се­мьи, давать оценку только его конкретным действиям;

независимо от результатов разрешения противоречия постарать­ся не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);

не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициа­тиву их конструктивного разрешения;

5. Особенности конфликтов между учителями

Межличностные конфликты во взаимоотношениях учителей изучены в наименьшей степени по сравнению с другими видами конфликтов в школьных коллективах. Это связано с тем, что конфликты между учителями гораздо более сложны и многооб­разны, чем конфликты с участием школьников.

Особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей, во-первых, определяются самим содержанием и характером пе­дагогической деятельности. Педагоги зависят от результатов труда друг друга, конечно, гораздо меньше, чем рабочие на кон­вейере или инженеры, проектирующие один станок. Однако их взаимозависимость гораздо больше, чем у учеников. Если учи­тель математики работает плохо, то это заметно отражается на качестве уроков у учителя физики. Если классный руководитель не занимается проблемой дисциплины учеников, то это затраги­вает интересы всех учителей, работающих в данном классе.

В условиях подавляющего доминирования женщин в педа­гогических коллективах сельских школ на возникновение, раз­витие и завершение конфликтов между учителями заметное влияние оказывают особенности женской психологии. По срав­нению с мужчинами женщины более эмоциональны в оценках и поступках. Они гораздо более чувствительны к отношению со стороны коллег, более остро реагируют на просчеты и ошибки окружающих. Экспериментально доказано, что конфликты меж­ду женщинами чаще связаны с причинами личностного характера. В то время как мужчины чаще конфликтуют из-за противоречий, возникающих в процессе совместной деятельности.

Третьим фактором, определяющим особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей, выступает современный уклад жизни на селе и в городе, та социально-экономическая ситуа­ция, которая сложилась сегодня в стране. Этот фактор влияет и на особенности конфликтов у школьников. Однако учителя в гораздо большей степени, чем ученики, подвержены социально-экономическому давлению окружающей среды. Ученики во многом защищены от тягот и лишений современной сельской жизни опекой со стороны родителей. Кроме того, в силу осо­бенностей детской психики они в розовом цвете видят будущее, быстро забывают обиды прошлого, легче переносят трудности настоящего. У педагогов же стабильно нестабильная обстановка в стране, непрерывные, часто необоснованные и непонятные реформы, вал трудно разрешимых проблем вызывают заметный и устойчивый стресс. Его еще называют стрессом жизни. Оцен­ка устойчивой тревожности 586 педагогов, проведенная с помо­щью специального теста, показала, что ни один из них не обла­дает низкой тревожностью. Нормальная тревожность обнаруже­на у 13% педагогов, высокая - у 87% [Гусева А.С. и др., 1997]. Очевидно, что имея такой высокий уровень личностной тре­вожности, педагоги чаще конфликтно реагируют на ущемление их интересов коллегами и руководителями.

Анализ реальных конфликтных ситуаций во взаимоотноше­ниях учителей показывает, что существует очень широкий спектр проблем, решить которые педагогам не удается без кон­фликтов. Приведем некоторые из них.

Всем старшеклассникам было стыдно, когда завуч школы в их присутствии отругал учительницу. Она не знала как себя вести, засмущалась и покраснела.

Учительница демонстративно обожествляла себя. Она на самом деле была очень сильным предметником и методистом. Часто позволяла себе при учениках пренебрежительно высказываться о коллегах.

Классная руководительница очень откровенно рассказывала старшеклассникам о конфликтах, ссорах и других событиях в жизни учителей школы.

Взаимная неприязнь двух учительниц сказывалась на дочери од­ной из них, которая регулярно получала заниженные оценки от той учительницы, с которой конфликтовала ее мама.

Учительницы в присутствии учеников ссорятся в коридоре из-за того, что обе хотят проводить урок в учебном кабинете. Повы­шают голос, жестикулируют.

Директор школы в присутствии старшеклассников грубо разго­варивал с учительницей, которая была старше его по возрасту.

Сводя личные счеты с коллегами, учитель рассказывал на уроках о проблемах в педагогическом коллективе, давая негативные оценки тем, с кем у него были натянутые отношения.

Факультатив по литературе в классе директор поручил одной учительнице, а преподавание этого предмета — другой. Из-за неприязни к коллеге учительница на уроках литературы открыто запрещала ученикам посещать факультатив, мотивируя запрет тем, что она сама дает хорошие знания предмета и без факульта­тива [Журавлев В.И., 1995].

Особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей во многом определяются причинами, вызывающими такие кон­фликты. Объект конфликта естественно влияет на характер воз­никновения, развития и завершения противодействия педагогов. Стаж работы учителя в школе также влияет на специфику конфликтов. Зависимость частоты возникновения конфликта от его причин и стажа работы в школе оппонентов представлена в табл. 1 [Куконков П.И., 1997].

Частота конфликтов в зависимости от их причин и стажа работы педагога

Читайте также: