Закаливание дошкольников в доу и семье

Обновлено: 02.07.2024

Самым важным и необходимым в жизни нашего ребенка по праву нужно считать здоровье! К сожалению, с каждым годом иммунная система детского организма все менее и менее устойчива к заболеваниям, в связи, с чем растет уровень заболевших детей. Встает необходимость создания мер для укрепления физических сил организма. Ответ кроиться в закаливание, которым нужно умело вводить весь день ребенка с самого утра до вечера.

Вырастить здорового ребёнка крепким, сильным, здоровым – это желание каждого родителя. Но как это сделать, какими путями и средствами многие не знают.

Воспитание, в частности физическое, детей в детском саду тесно связано с целями и устремлениями родителей и зависят от них. А так как большая часть жизни ребёнка проходит в семье, развитие ребёнка тесно связано с образом жизни семьи. И родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребёнка, заниматься регулярно физкультурой, приобщаясь к здоровому образу жизни.

Полноценное физическое развитие и здоровье детей – это основа формирования личности.

Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому множество: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских.

Одна из них - невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не

используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания. Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Закаливание представляет собой систему мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома.

Основные задачи закаливания: укрепление здоровья, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.

Рекомендации родителям по закаливанию детей в выходные дни

и во время отпуска.

При организации закаливания необходимо учитывать состояние здоровья детей, их возраст, уровень подготовки родителей.

В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы (воздух, вода, солнечный свет) при непременном соблюдении следующих условий:

1. Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания.2. Постепенность в увеличении силы воздействия и длительности природного фактора.3. Систематичность закаливания - оно осуществляется круглый год, но виды его и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.4. Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.

Закаливание в повседневной жизни детей

Первым требованием для проведения закаливания в домашних условиях является создание определенных гигиенических условий: систематическое проветривание помещений, стабильная температура, рациональная одежда детей.

Сквозное проветривание, обеспечивающее бактериальную и химическую чистоту воздуха, проводят кратковременно в течение 5-7 минут в отсутствии детей:

1. утром2. перед возвращением с прогулки,3. во время дневного сна,

После сквозного проветривания температура в помещении, как правило, восстанавливается за 20-30 минут.

Температура воздуха в комнатах детей до трех лет должна быть - +21-23 С; трех-четырех лет - +20-22 С; пяти-семи лет - +19-21 С.

Для поддержания температуры воздуха в помещениях используется постоянное одностороннее проветривание. Оно проводится в присутствии детей. Для этого в помещении оставляют открытыми одну - две фрамуги (с одной стороны). Для контроля температурного режима градусники помещают на уровне роста ребенка на внутренней стене помещения.

Прогулка, при правильной ее организации, является одним из важнейших моментов закаливания.

Хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы является хождение босиком. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать закаливание следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения босиком (с 2-3 до 10-12 минут) и продолжать при более низких температурах (до +22-20 С). Затем нужно приучать детей ходить босиком в помещении, например перед дневным сном ребенок идет до своей кровати по дорожке босиком. Проведение утренней гимнастики для детей 5-7 лет проводится босиком (в зале с паркетным, пластиковым полом или покрытым ковром).

Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе. Летом все организованные формы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения) лучше проводить на улице.

Абсолютных противопоказаний для занятий на воздухе практически не имеется. Но дети, страдающие хроническими заболеваниями, должны приступать к ним в летнее время, при условии индивидуального подхода в дозировании мышечной нагрузки по назначению врача.

После перенесения заболевания, протекавшего без осложнений, здоровые дети, ранее закаливаемые, освобождаются от 1-2 физкультурных занятий, а ранее не закаливаемые и имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, освобождаются на 2-3 занятия. Дети, имеющие хронические заболевания, после обострения основного или перенесения другого заболевания допускаются к занятиям только после разрешения врача.

Использование воды в целях закаливания в повседневной жизни сочетается с формированием у дошкольников навыков личной гигиены. Обязательным требованием для этого является постепенное снижение температуры воды при умывании и мытье ног.

Дети до трех лет моют кисти рук, лицо, шею. Если они при этом забрызгали белье или намочили рукава, надо без промедления сменить мокрую одежду, так как, высыхая на ребенке, она оказывает сильное охлаждающее действие. С возрастом и по мере привыкания увеличивается зона воздействия воды: дети моют руки до локтя, шею, верхнюю часть груди и спины.

Обливание оказывает большой раздражающий эффект. Местное обливание ног проводится из ковша емкостью 0,5 литра при температуре воздуха в помещении не менее +20 С. При обливании смачивают нижнюю половину голени и стопу. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4-5 см.). Собственно обливание продолжается 15-20 секунд. После этого следует растирание сухим полотенцем до легкого порозовения кожи.

Следует помнить, что эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. В связи с этим обливание следует проводить после дневного сна.

Летом целесообразней обливание ног сочетать с мытьем их после прогулки - сначала ноги моют теплой водой с мылом, затем обливают их водой соответствующей температуры.

Для детей 2-3 лет начальная температура воды при обливании +32 С, конечная +18С; для детей 4-7 лет - соответственно +30С и 16С. Таким образом, температура воды снижается через один - два дня на 2С.

В домашних условиях обливание ног с использованием контрастных температур воды можно рекомендовать для детей раннего возраста, когда начало закаливания приходится на холодный период года.

Контрастное обливание может быть щадящим, когда вначале ноги обливают теплой водой (+36С-35С), а затем сразу же прохладной (+24С-25С), после чего вновь следует теплое обливание (+36С-35С). Постепенно температура теплой воды увеличивается до +40С, а холодной снижается до +18С. Заканчивают процедуру сухим растиранием. Такой метод обливания рекомендуется детям ослабленным или после болезни. Детям же закаленным и редко болеющим лучше проводить контрастное обливание сначала холодной водой (+24-25С), а затем теплой (+35-36С) и вновь холодной водой с таким же постепенным изменением температур. После обливания проводится сухое растирание.

Общие водные процедуры (обливание, купание) организуются не раньше, чем через 30-40 минут после приема пищи.

Купание в открытых водоемах является наиболее сильно действующей процедурой, так как здесь имеет место одновременное влияние трех факторов (воздуха, большой массы воды и солнечных лучей) на всю поверхность кожных покровов.

Купание в открытом водоеме разрешается детям старше трех лет (не более одного раза в день) при температуре воздуха не менее +25С и воды не менее +23С. Продолжительность купания – от 3 до 5-8 минут.

Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки, особенно в весеннее - летнее время. Начинать следует со свето - воздушных ванн в тени деревьев, затем переходить к местным солнечным ваннам: детям оголяют руки и ноги, на голове при этом всегда должна быть светлая шапочка.

При проведении солнечных ванн дети играют под прямыми лучами солнца 5-6 минут и снова уходят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, а для этого детей раздевают до трусов и маек, а затем до одних трусов. Солнечные ванны начинают с 5 минут и доводят до 10 минут (в течение дня общее время пребывания детей на солнце может составить 40-50 минут).

Для достижения оптимального эффекта закаливания целесообразно применение комбинированных воздействий воды и воздуха.

В летнее время следует широко использовать игры с водой, игры в плескательных бассейнах, ручейках. Температура воды при этом должна быть не ниже +20С. Время воздействия фактора постепенно увеличивается с 30 секунд до 5-10 минут.

Каковы принципы закаливания детей дошкольного возраста?

Для достижения положительного результата от процедур необходимо стараться придерживаться некоторых правил:

* регулярность в проведении процедур. Важно обратить внимание на время, в которое проводится закаливание, и стараться его соблюдать;

* проведение процедур закаливания дошкольниковдолжно быть поэтапным. Важно не совершать резких переходов между степенью нагрузок при закаливании;

* для достижения положительного эффектазакаливание детей дошкольного возраста должно проводиться с чередованием общих и местных процедур;

* в процедурах должны быть задействованы все элементы природы (вода, земля, солнце, снег и так далее);

* процедуры закаливания должны быть комплексными. Например, кроме самого обливания водой или обтирания могут включаться: посещение бани, сауны, прогулки на воздухе и прочее;

* Важно, чтобы закаливание дошкольников проходило в позитивном ключе и вызывало у них только положительные эмоции.

Основные правила правильного закаливания

Каких же правил следует придерживаться при закаливании детей дошкольного возраста?

* Важно, чтобы одежда ребенка соответствовала погодным условиям;

* ребенок должен спать в хорошо проветренной комнате;

* в комнате общая температура должна быть примерно на два градуса ниже дневной;

* после пробуждения дошкольник должен ополаскивать лицо и кисти рук прохладной водой;

* важно проводить с малышом ежедневные прогулки на воздухе;

* в помещении ребенок должен быть одет в легкую одежду.

При возникновении какого-либо заболевания ребенок должен быть полностью восстановлен перед процедурой закаливания.

Существующие противопоказания к закаливанию дошкольников

* различные виды повреждений кожи;

* различные виды инфекций;

* высокая степень возбудимости;

* различные нарушения дыхательной системы;

* нарушения сердечно-сосудистой системы;

* также, если вначале процедур закаливания у ребенка возникло резкое ухудшения состояния, то следует их прекратить.

Следует запомнить, что температура при закаливании должна подбираться строго индивидуально и ориентироваться стоит только на состояние дошкольников. Перечислим основные правила, которых следует придерживаться при закаливании ребенка дошкольного возраста:

* прием воздушной ванны по утрам с ребенком проводится в течение десяти минут при открытой форточке. При этом можно сделать с малышом зарядку;

* ежедневное умывание до пояса стоит начинать проводить теплой водой, постепенно с каждым днем понижая температуру. После умывания растирать тело ребенка не нужно. Такие умывания можно делать утром и вечером;

* ежедневно стоит полоскать нос, горло и рот. При этом можно использовать в качестве полосканий различные травяные отвары;

* на безопасных участках ребенку следует разрешать совершать прогулки босиком по траве или песку;

* закаливание водой стоит начинать с ежедневных обливаний стоп холодной водой;

* летом особенно не стоит забывать и о купании в открытых безопасных водоемах. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться при закаливании. Зимой можно посещать бассейн.

И главное правило — водные процедуры должны обязательно сочетаться с солнечными ваннами.

Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям.

ВложениеРазмер
priemy_zakalivaniya_detey_v_usloviyah_dou_i_semi.docx 48.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Консультация для педагогов

Приёмы закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи

Соответствие занимаемой должности

Приёмы закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи

Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям.

Существуют несколько обязательных правил:

Во-первых, любые закаливающие процедуры надо проводить систематически. При нерегулярном их проведении организм не может выработать необходимые реакции. Закаливание нельзя проводить как бы впрок. Если закаливающиеся процедуры прекращаются (обычно в холодное время года), то образовавшиеся в организме условия связи на раздражения холодом быстро угасают и сопротивляемость снижается. Поэтому при изменении условий, связанных с сезоном года, следует не отменять закаливающие процедуры, а просто несколько изменить их.

Во-вторых, следует соблюдать принцип постепенности в увеличении силы раздражающего воздействия. Это необходимо для успешного приспособления организма к изменяющимся условиям. Особенно важна постепенность при закаливании детей раннего возраста, организм которых не способен быстро реагировать на холодные факторы.

В - третьих, очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его реакцию на применяемые раздражители. Закаливание можно проводить только при положительном отношении ребенка к процедуре.

Необходимо учитывать состояние здоровья ребенка, особенности его высшей нервной деятельности. Более осторожно проводить закаливание ослабленных и часто болеющих детей.

Организованная двигательная деятельность

  1. Утренняя гимнастика (ежедневно)
  2. Занятия физкультурой (3 раза в неделю)
  3. Подвижные игры на первой и второй прогулках (ежедневно)
  4. Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями:
    - утром
    - на прогулке
    - после сна
    - на второй прогулке
  5. Базовая и игровая деятельность
  6. Закаливание.
    Система мероприятий в старшей группе будет отличаться от приведенной двигательным режимом и более сильными дозами закаливания.

1. Утренний прием на свежем воздухе

2. Режим проветривания
3. Санитарный режим. Температурный режим t 0 = 20-22С
4. Индивидуализация режимных процессов с учетом здоровья и развития детей
5. Оптимальный двигательный объем (4 ч в день)
6. Утренняя гимнастика
7. Физкультурные занятия (босиком)
8. Подвижные игры
9. Закаливание:
- оздоровительные прогулки;
- умывание прохладной водой;
- воздушные ванны:
а) гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики);
б) дорожка здоровья;
в) облегченная одежда;
г) сон с открытой фрамугой, без маек.

- солнечные ванны (в летний период)
10. Употребление лука, чеснока в осенне-зимний период
11. Употребление витаминов в период вспышки заболеваний
12. Витаминизация III блюда

Основные принципы и средства закаливания


С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода .

Целью физического воздействия является воспитание здоровых, стойких, мужественных людей, активных и бесстрашных защитников Родины. Закаливание организма детей служит той же цели.

Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но говоря о закаливании как средстве физического воспитания, мы имеем в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур, несомненно. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.

При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Если не будут соблюдаться эти принципы, то закаливание будет носить случайный характер.

Нельзя прерывать начатые мероприятия. Но систематичность нужна не только в проведении того или иного специального мероприятия. Если проводятся все мероприятия, а дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, не в соответствии с погодой, то закаливание нельзя считать полноценным. Закаливание должно проводится систематично, лучше всего с самого рождения, и продолжаться в течение всей жизни. Необходимо также считаться с индивидуальными особенностями ребенка.
Есть дети чувствительные, к ним применяются более нежные средства закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от средств закаливания нецелесообразно. Дети должны принимать активное участие в закаливающих мероприятиях, знать порядок их проведения.

Большое значение имеет и заинтересованность детей. Личный пример взрослых также имеет большое значение: если взрослые сами боятся холода, не любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными.

Одежда детей на прогулке в зимнее время года

  • от + 6 до - 3: белье, платье, трикотажная кофта, колготки, куртка или демисезонное пальто (без трикотажной кофты, если t 0 выше 0 градусов).
  • от -3 до -8: белье, платье, кофта, колготки, зимнее пальто, утепленные сапоги.
  • от -9 до -14: белье, платье, кофта или свитер, колготки, зимнее пальто, утепленные сапоги.


Одежда детей при различной t 0 воздуха в помещении

1-2-х слойная одежда: тонкое х/б белье, легкое х/б платье, с короткими рукавами, носки, босоножки.
+21+22

2-х слойная одежда: белье, платье х/б или полушерстяное с длинным рукавом, колготки для детей 3-4х - лет, для детей 5-7-ми лет - гольфы, туфли.
+18 + 20

2-х слойная одежда: белье, платье с длинным рукавом, колготки, туфли.
+16 +17

3-х слойная одежда: х/б белье, трикотажное или шерстяное платье с длинным рукавом, кофта, колготки, туфли.

Закаливание в режиме повседневной жизни сводится к следующему:
- создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;
- рациональная одежда;

- длительное пребывание на воздухе независимо от погоды
- привычка к прохладной воде.

Традиционные виды закаливания детей.

Некоторые приёмы закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи

1. Обширное умывание

Намочить обе ладошки и умыть лицо.

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

Комплекс оздоровительных мероприятий в ДОУ

  • Утренняя гимнастика (в группе)
  • Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
  • Физкультурные занятия (в носках)
  • Фитонциды (лук, чеснок)
  • Прогулки дважды в день
  • Оптимальный двигательный режим
  • Дневной сон без маек
  • Оздоровительная гимнастика после сна
  • Дыхательная гимнастика в кровати
  • Упражнения на профилактику плоскостопия
  • Максимальное пребывание детей на свежем воздухе
  • Приём детей на свежем воздухе (при температуре выше -15°)
  • Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на свежем воздухе, с октября по апрель – в зале по графику)
  • Полоскание полости рта после приема пищи
  • Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
  • Физкультурные занятия (босиком)
  • Фитонциды (лук, чеснок)
  • Точечный массаж (в осеннее-зимний период)
  • Прогулки дважды в день (при температуре выше -15°)
  • Оптимальный двигательный режим
  • Дневной сон без маек
  • Оздоровительная гимнастика после сна
  • Дыхательная гимнастика
  • Упражнения на профилактику плоскостопия
  • Элементы обширного умывания
  • После полдника полоскание полости рта
  • Максимальное пребывание детей на свежем воздухе

КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ № 1

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Закаливание после сна. Лежа в кровати.

обязательно зевнут, потянутся потянутся,

ловко хвостиком махнут.

потягивание поочередно на правом и левом боку

руки перед собой, ладони вместе,

Перед тем, как прогуляться

выгнуть спину, стоя руках и ногах

3. Ну, а мишка косолапый

Широко разводит лапы

То одну, то обе вместе

А когда зарядки мало

Начинает все сначала

Руки опущены, ноги вместе

поднять руки вверх и развести в стороны

на счет два скрестить повторить только с ногами

Выход из спальни

гимнастика после сна с нестандартным оборудованием.

1. Зашагали ножки, топ, топ, топ!

Прямо по дорожке, топ, топ, топ.

Ну-ка веселее, топ, топ, топ.

Вот как мы умеем, топ, топ, топ.

ходьба по змейке (дорожка зигзаг)

2. Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки:

3. Тут прохожим не пройти,

Тут веревка на пути.

руки опущены вдоль туловища,

подлезание под канат (скакалку).

Кому дать, кому флаг поднять?

Встали детки в кружок

И подняли флажок!

ноги на ширине плеч,

руки с ленточками опущены,

стоя в кругу поднять руки вверх и посмотреть на руки.

Буд-то ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой

Если ты солдатик смелый!

ноги вместе, руки произвольно опущены, стоя в кругу поднять поочередно левую ногу, руки в стороны, правую ногу.

6. Вот как кружится волчок,

Прожуж-ж-жал и на бочок!

руки опущены, кружатся на месте, потом приседают, склонив голову на бок, опираясь о пол, руки в стороны.

оставайся такой, да не лопайся.

глубокий вдох через нос, выдох через рот (одновременно показывая руками как надувается пузырь).

Буль-буль-буль- зовет вода,

Полоскать наш рот пора.

Чтобы зубы не болели,

Хорошо продукты ели.

Набери воды ты в рот

Губы как замок закрой

И воду взад – вперед

Зубы ею ты помой

КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ № 2

(декабрь, январь, февраль)
Оборудование:

  • Ребристая доска
  • Канат (скакалка)
  • Коврики с пуговицами
  • Снежинки
  • Стаканчики для полоскания рта

Закаливание после сна. Лежа в кровати.

1. Все проснулись – улыбнулись

С боку на бок повернулись

И.п. руки вдоль туловища - повороты на правый бок, левый бок,

потягивание поочередно на правом и левом боку

2. Какие мы хорошие

Какие мы пригожие

руки поднять вверх

массажные движения рук и ног

3. Вот к нам солнышко пришло

Стало весело светло

ноги вместе, руки поднять и развести в стороны

4. Громче музыка играй

Нас на зарядку приглашай.

встать на ноги, ходьба на месте, высоко поднимая ноги

Выход из спальни

гимнастика после сна с нестандартным оборудованием.

1. Через прыгалки поскачем

По дорожке далеко,

Не сумел бы даже мячик,

Так подпрыгнуть высоко.

И.П. руки на поясе, ноги вместе, прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

2. Широко раскинул ветки

Возле дома старый клен

Выгнул спину кот соседский,

Физкультуру любит он.

руки опущены вдоль туловища, ноги на ширине плеч, ходьба по ребристой доске.

руки подняты вверх над головой, в стороны, нагнуться, прогнув спину, подлезть под скакалку

3. По подошве как граблями

И полезно и приятно –

Это всем давно понятно.

руки на поясе ходьба по массажным коврикам

4. И снежиночки сейчас

Улететь хотят от нас.

В рот воды глоток возьми

Губы плотно ты сожми

Быстро щеки надувай

Водой зубы полоскай

А водичку не глотай

В раковину выливай.

КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ № 3

(март, апрель, май)

  • ребристая доска
  • коврики с пуговицами
  • мешочки с песком
  • кегли
  • стаканчики для полоскания рта

Закаливание после сна.

1. Все проснулись – улыбнулись

С боку на бок повернулись

И.п. руки вдоль туловища - повороты на правый бок, левый бок,

потягивание поочередно на правом и левом боку

2. Какие мы хорошие

Какие мы пригожие

руки поднять вверх- массажные движения рук и ног

3. Вот к нам солнышко пришло

Стало весело светло

ноги вместе, руки поднять и развести в стороны

4. Громче музыка играй

Нас на зарядку приглашай.

встать на ноги, ходьба на месте, высоко поднимая ноги

Выход из спальни

гимнастика после сна с нестандартным оборудованием

1. Мы походим на ногах

Ходьба на носочках

2. И как серый волк, волчище

И как мишка косолапый,

Ходьба по коврикам с пуговицами с высоким подниманием ног

3. Как зайчишка прыг-прыг,

И лисичка шмыг-шмыг

Прыжки с ноги на ногу

ходьба по ребристой доске,

по мешочкам с песком,

4. Пробежим неслышно

Бег между кеглями

5. Свежим воздухом подышим.

Стоя руки вверх – вдох, опустить – выдох

Мы поели и попили

Свои зубы загрязнили

Надо крошки с них убрать

И водой пополоскать .

Чередование ходьбы по мокрой и сухой дорожке.

Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Все мы дружно отдохнем

И массаж подошв начнем.

И.п. руки опущены вдоль туловища, ходьба на месте, прыжки на мете на двух ногах. Энергично вытирают ноги, перепрыгивание на сухую дорожку.

Закаливание является одним из общепринятых традиционных методов неспецифической профилактики ОРЗ. В основном - это воздушные и водные процедуры с постепенным понижением температуры. В реальной практике дошкольного учреждения трудно одновременно охватить процедурами детей всей группы, обеспечив при необходимости индивидуальные дозировки. Однако в целом традиционные подходы к закаливающим мероприятиям в среде пониженной температуры при правильной их организации могут дать определенный закаливающий эффект.

Более эффективным воздействием обладают нетрадиционные методы закаливания, к которым относятся контрастные методики в пульсирующем режиме.

1. Осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей;

2. Увеличивать интенсивность закаливающих процедур нужно постепенно, в соответствии с возрастающими в процессе закаливающей тренировки компенсаторными возможностями растущего организма;

3. Соблюдать систематичность и последовательность закаливания, которое только при этих условиях будет эффективным.

Перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма ребенка к простудным факторам. Поэтому необходим тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям. Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребенка отрицательных реакций (страха, плача, беспокойства). Это может привести к невротическим расстройствам.

Закаливание детей в дошкольных учреждениях, помимо специальных закаливающих процедур, предусматривает также строгое соблюдение рациональных гигиенических условий и требований: чистый воздух, оптимальные соотношения температуры воздуха в помещениях и адекватная одежда, активный двигательный режим и др. Закаливающие мероприятия требуют специального обучения медицинского персонала, педагогов, родителей и ребенка.

Следующим обязательным условием эффективного закаливания является наличие у детей одежды, которая должна соответствовать погоде на данное время дня.

Дети при закаливании должны быть одеты в двухслойную одежду: хлопчатобумажное белье (майка, трусы, фланелевое платье или рубашка, на ногах – колготки, носки, гольфы и тапочки. По мере закаливания все чаще используется одежда в один слой.

В целом традиционные подходы к закаливающим мероприятиям в среде пониженной температуры при правильном их выполнении могут дать определенный закаливающий эффект.

Методы проведения закаливающей контрастной процедуры

Хождение босиком – действенный «исторический «метод, являющийся также хорошим средством укрепления свода стопы и ее связок. Этот технически самый простой для реализации нетрадиционный метод закаливания, к сожалению, мало используется в дошкольных учреждениях. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже

+ 18 С. Вначале дети ходят в носках в течение 4-5 дней, затем босиком по 3-4 минуты. Время процедуры ежедневно увеличивается на 1-2 минуты и постепенно доводится до 15 – 20 минут.

Контрастное водное закаливание дошкольников

Контрастное водное закаливание – эффективный компонент воздействия. Оно проводится 2 раза в неделю в детских учреждениях, имеющих закрытые бассейны. Закаливающая процедура осуществляется при температуре воздуха +26…+ 27 С, температура воды в бассейне - +28. +27 С.

Традиционные методы закаливания

Водные процедуры, особенно водные ножные ванны, имеют большое значение в формировании устойчивости организма ребенка к изменяющимся температурным условиям окружающей среды. Ноги (нижняя треть голени) опускают в сосуд с водой при температуре +33 С (для детей 2-3 лет) летом, зимой - +36 С; для детей 4-6 лет – соответственно + 32 С и 33 С. Продолжительность ванн составляет от 2-3 до 4-5 минут. Каждую неделю температура воды понижается и доводится до + 18С и ниже.

Контрастные водные ножные ванны проводят путем попеременного местного обливания ног водой из двух емкостей, имеющих контрастную температуру. От начального контраста + 37…+38 С до +30…+31 С и трех-, четырехкратной смены воды разной температуры через месяц ежедневного закаливания можно достичь контраста в 15-18 С при шести -, восьмикратной смене температур. Вначале ноги погружают в теплую воду на 1-2 минуты, затем – сразу в холодную на 10 секунд. Постепенно время нахождения в холодной воде увеличивается до 15-20 секунд. По окончании процедуры ноги вытирают полотенцем и растирают до покраснения.

Лечебным действие обладают раствор с добавлением на стакан воды 1 г поваренной соли и 0,5 г питьевой соды, отвары лекарственных трав, минеральная вода и др. Вообще полезно вырабатывать у детей с раннего возраста привычку пить прохладную воду.

Аэрофитотерапия и фитотерапия.

Перспективными методами профилактики респираторных заболеваний являются аэрофитотерапия и фитотерапия. Это рациональные, простые и доступные методы оздоровления детей. Для проведения дозированной аэрофитотерапии можно использовать ароматизированные лампы и нюхательные флаконы, ингаляторы, травяные подушки. Для ароматизации воздуха в спальне рекомендуется помещать на радиатор батареи небольшие травяные подушечки, что способствует процессу засыпания, благоприятно воздействует на сон детей и состояние их здоровья.

Мамин день. Фотоотчет наших стараний в детском саду и дома

Мамин день. Фотоотчет наших стараний в детском саду и дома Представляю вашему вниманию наши старания, приуроченные к международному женскому дню. В детском саду мы все занятия посвящали изготовлению.

Организация работы с дошкольниками по ручному труду в детском саду и дома

Организация работы с дошкольниками по ручному труду в детском саду и дома Организация работы с дошкольниками по ручному труду в детском саду и дома - Ручной труд в детском саду – это всевозможные занятия, зафиксированные.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Закаливание полезно для людей всех возрастов. Но особенное влияние закаливание оказывает на детей дошкольного возраста. Закаленный детский организм легче адаптируется в неблагоприятных условиях, повышается иммунитет, устойчивость к недостатку кислорода (гипоксии). Закаливание также нормализует состояние нервной системы, укрепляет ее. Повышается устойчивость эмоциональной сферы ребенка, что делает его более сдержанным и уравновешенным. Кроме этого у ребенка отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшение настроения.

Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Цель закаливания - тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.

Основная задача : осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.

Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

Смысл закаливания в многократно повторяющихся однотипных нагрузках, чаще всего Холодовых, в результате чего вырабатывается тренированность в отношении этих нагрузок, включаются защитные реакции иммунной системы, а значит, повышается и устойчивость к простудным заболеваниям, в первую очередь, а также отражается на всех других функциях организма - улучшаются аппетит и усвоение пищи, нормализация роста, повышается умственная и физическая работоспособность, появляется жизнерадостное настроение .

Родителям следует помнить, что тренирующий эффект закаливающих процедур сохраняется недолго, особенно у детей дошкольного возраста, это примерно 3-10 дней, тогда как для достижения этого эффекта необходим срок не менее месяца, а у ослабленных детей и более. Не следует форсировать усложнение закаливающих процедур, так как это может привести к срыву механизмов адаптации и появлению и возобновлению повторных заболеваний.

Основными правилами закаливания являются следующие:

. Закаливающие процедуры следует проводить только в том случае, если ребенок здоров. Начинать можно в любой сезон года, но лучше летом.

. Постепенность. Недопустимо, решив закалять ребенка, сразу обливать его прохладной водой, отправлять на прогулки в ненастную погоду легко одетым. Это непременно приведет к тому, что малыш простудится, а мать впредь будет бояться

. Нужно стремиться к тому, чтобы закаливание нравилось детям, воспринималось ими как забава.

. При повышении температуры, насморке, кашле, жидком стуле - необходимо приостановить закаливание или проводить на щадящем уровне. Гипотрофия, анемия, рахит не являются противопоказаниями к закаливанию.

. Приступая к закаливанию, создайте ребенку здоровые условия быта, нормальную психологическую атмосферу в семье, достаточный сон. Необходимо сквозное проветривание комнаты не реже 4-5 раз в день, каждый раз не менее 10-15 минут.

. Детям 1,5 лет и старше нужно гулять не менее двух раз в день по 2,5-3,0 часа. Зимой, при более низкой температуре, время прогулки ограничивают. Детей с возраста 2,5-3 лет можно обучать кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде. В летнее время не нужно запрещать игры в воде, ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Большое значение имеет одежда: важно, чтобы она была по размеру, ребенок в ней не мерз и не перегревался. Все эти меры также обладают определенным закаливающим эффектом.

В различные возрастные периоды закаливание проводится разными способами, по принципу от простого к сложному [6, c. 56].

. Воздушные ванны: зимой в комнате, летом на улице при температуре +22+28 С, лучше утром. Начинать можно с двухмесячного возраста, первое время по 1 минуте 2-3 раза в день, через 5 дней увеличить время на 1 минуту, доведя к 6 месяцам до 15 минут и к году до +16 С.

. Закаливание солнечными лучами : лучше в тени деревьев, в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже +22 С. Начиная с возраста 1,5-2 года дети могут загорать в одних трусиках, продолжительность с 3 до 10 минут, увеличивая за 7-10 дней до 20-25 минут. Оптимальное время с 9 до 12 часов дня.

. Влажное обтирание : проводится смоченным в воде и отжатым куском чистой фланели, один раз в день по 1-2 минуте. Начинать с рук - от пальцев к плечу, затем ноги, грудь, живот и спину до легкого покраснения. Температура воды в возрасте 3-4 года +32 С, 5-6 лет +30 С, 6-7 лет +28 С; через 3-4 дня снижают на 1 С и доводят до +22+18 С летом и +25+22 С зимой. По окончании ребенок должен быть тепло одет. В случае перерыва, начинают с сухих обтираний.

. Закаливание ротоглотки : полоскание ротоглотки любой дезинфицирующей травой 3-4 раза в день (лучше после посещения детского сада, школы, кинотеатра и т.д.). После приготовления настой разделить пополам, полоскать попеременно, один раз в неделю температуру во втором стакане снижать на 0,5-1 С. Начинать с температуры +24+25 С.

. Ножные ванны : обливание ног в течении 20-30 секунд водой температуры +32+34 С, с постепенным снижением один раз в неделю на 1 С до +10 С. Можно чередовать холодное и теплое обливание, по 3-6 раз. По окончании ноги растирают до розового цвета кожных покровов.

. Общее обливание : начинать с 9-10 месяцев, голову не обливать, при этом ребенок стоит или сидит. Температура воды в возрасте до одного года +36 С, 1-3 года +34 С, старше 3 лет +33 С. Постепенно снижая на 1 С в неделю, до +28 С зимой и +22 С летом. Длительность до 1,5 минут. После растереть тело полотенцем до розового цвета.

. Душ: после 1,5 лет . Лучше утром по 30-90 секунд при температуре воды +34 С, постепенно снижая до +28 С зимой и +22 С летом.

. Плавание: одна из самых эффективных форм закаливания . Сочетает в себе влияние воды, воздуха, температуры, двигательной активности ребенка. Можно начинать обучение с первых месяцев жизни, но под обязательным руководством опытного инструктора.

. Эффективными мерами закаливания являются лечебная физкультура и массаж, которые должны проводить квалифицированные специалисты.

Закаливание можно проводить большинству детей, но предварительно следует обратиться к своему детскому врачу по месту жительства, желательно соблюдение определенной последовательности в наращивании закаливающих нагрузок. Особенно важно проводить закаливание при подготовке детей к посещению детского сада или школы.

Существует ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется, а именно:

-если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки,

-если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания,

-повышенная температура у ребенка вечером,

-страх у ребенка перед закаливанием.

Таким образом, комплекс оздоровительных и закаливающих мероприятий в ДОУ, направленных на укрепление организма и развитие движений детей, помимо укрепления и развития опорно-двигательного аппарата ребенка, вызывает улучшение крово- и лимфо-обращения, углубляет дыхание и улучшает вентиляцию легких, повышает пищеварительные и выделительные функции, улучшает обмен веществ. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.

Знание ребенком основ гигиены и элементарных медицинских сведений составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и в семье.


В статье описываются формы взаимодействия ДОУ с семьей в период закаливания детей старшего дошкольного возраста в весенне-летний сезон. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания.

Ключевые слова: закаливание, старший дошкольный возраст, формы взаимодействия ДОУ с родителями.

Актуальность исследования. Вопросы здоровья детей методами закаливания и организации их жизни были предметом исследования многих педагогов как прошлого, так и настоящего времени: Дороновой Т., Зверевой О. Л, Кротовой Т. В., Маханёвой М. Д., Рылеевой Е. и другими. В их трудах поднимаются вопросы организации совместной с родителями оздоровительной работы с дошкольниками, использования в режиме дня всех естественных факторов внешней среды, повышения двигательной активности детей, обеспечения максимального пребывания их на открытом воздухе и рационального питания, соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Анализ последних достижений. Вопросы здоровья детей методами закаливания и организации их жизни были предметом исследования многих педагогов как прошлого, так и настоящего времени: Дороновой Т. Н., Зверевой О. Л, Кротовой Т. В., Маханёвой М. Д., Рылеевой Е. В. и другими. В их трудах поднимаются вопросы организации совместной с родителями оздоровительной работы с дошкольниками, использования в режиме дня всех естественных факторов внешней среды, повышения двигательной активности детей, обеспечения максимального пребывания их на открытом воздухе и рационального питания, соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Цель статьи заключается в раскрытии преемственных и согласованных форм взаимодействия ДОУ с семьей в период закаливания детей старшего дошкольного возраста в весенне-летний сезон.

Многие авторы (В. Г. Алямовская, Т. С. Овчинникова) указывают в своих работах на то, что в центре работы по здоровьесбережению детей должен находиться не только детский сад, но и семья, так как именно эти две социальные структуры в основном и определяют уровень здоровья ребенка.

Под закаливанием понимается постепенное повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (холоду, жаре, изменению атмосферного давления). Закаливание укрепляет организм ребёнка, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям.

К основным эффектам закаливающих процедур можно отнести: укрепление нервной системы, развитие мышц и костей, улучшение работы внутренних органов, активизация обмена веществ, невосприимчивость к действию неблагоприятных факторов природных изменений.

Весенне-летний период оптимален для начала занятий по общему закаливанию детей. Методика закаливания детей старшего дошкольного возраста в данный период предполагает наиболее простой и доступный метод — хождение босиком. Ребенка нужно приучать к хождению босиком вначале на ковре, а в теплые летние дни — на траве или нагретом песке не более 30 минут в день, затем время постепенно увеличивают. Закаленный таким образом ребенок дошкольного возраста может с пользой для здоровья круглый год дома, а в теплое время и во дворе ходить без обуви. Полезны после хождения босиком ножные ванны с постепенным понижением температуры воды.

Поскольку стопы рефлекторно связаны с верхними дыхательными путями, детям полезно одновременно с хождением босиком полоскать горло и нос водой, постепенно снижая температуру воды от 20 до 8° С.

Также к мероприятиям по закаливанию в весенне-летний период относятся:

- ежедневные прогулки на свежем воздухе;

Доронова Т. Н. подчеркивает важность наглядной информации для родителей и раскрывает основные критерии для ее оформления: единый стиль, ясность логики, доступность, конкретность [1, с.60–68]. Е. П. Арноутова, О. Л. Зверева, В. П. Дуброва отмечают, что общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Т. В. Короткова подчеркивает важность общения в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке, что способствует сближению воспитателей, родителей и детей [4, с. 86].

М. Д. Маханева определяет основные принципы при работе с семьей.

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо поняты не только воспитателями, но и родителями, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Системность и последовательность работы

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.

4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей [с. 3, 76–121].

Д. Б. Филоновым была выделена и раскрыта методика контактного взаимодействия с родителями. Суть ее заключается в следующем [3]:

- Доверительное общение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны;

- Процесс контактирования проходит в своем развитии определенные этапы. Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие;

- Процесс взаимодействия должен развиваться последовательно, а переход в другую стадию возможен только при наличии определенных промежуточных результатов.

Все это указывает на переосмысление и изменение содержания и форм работы с семьей. Из перечисленного выше можно сделать вывод, что оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии взаимодействия, установлении доверительных отношений.

Формы работы взаимодействия ДОУ с семьей ребенка во время закаливания в весенне-летний период с родителями целесообразнее всего подбирать согласно классификации нетрадиционных форм, которые предлагают Т. В. Кротова и О. Л. Зверева. Они выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные, представленные с помощью таблицы [4, с. 24–62].

Нетрадиционные формы организации взаимодействия педагогов и родителей во время закаливания

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение опросов, бесед, заполнение анкет, медицинских карт

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, посвященных вопросам закаливания

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей.

Такие подходы к взаимодействию педагогов и родителей предполагают переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта в вопросах закаливания детей.

Таким образом, структурно-функциональная модель перспективного плана работы с родителями во время закаливания их детей в весенне-летний период состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, состоянии здоровья, наследственных факторов семьи, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.

Используемые методы: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.

Второй блок — практический. В нем содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.

Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависят от той информации, какую они получили при анализе ситуации в рамках первого блока.

К сожалению, результаты большой экспериментальной работы убедительно показали, что формы и методы сами по себе не являются столь значимыми.

За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

С целью отслеживания качества и результативности работы с родителями необходимо введение третьего блока — контрольно-оценочного.

Контрольно-оценочный блок — это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов [1, с.62].

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Эффективность использования данной модели в работе с семьями в повышении педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья неоспорима.

Выводы. Сотрудничество и поддержка семьи в вопросах закаливания дошкольников позволяет добиться высоких показателей в уровне физического развития и здоровья детей. Оздоровительное значение закаливания (воздушных, солнечных ванн, водных процедур) несомненно. Закаленные люди меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, не только в весенне-летний сезон, но и в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений. В ДОУ придается большое значение рациональной организации режима дня и его выполнению во время закаливания, такое же отношение на основе традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с родителями необходимо добиваться в семье, особенно в летний период, когда дети большую часть времени проводят дома, а не под руководством специалистов.

1. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание.- 2004. — № 1. — с.60–68.

2. Рылеева Е. В. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 5. — с.57–63.

4. Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 128 с.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, семья, весенне-летний период, время закаливания, детский сад, здоровье детей, старший дошкольный возраст, весенне-летний сезон, внешняя среда.

Читайте также: