Есть на волге утес кассиль краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Рассказ написан в 1940 году, тогда же напечатан в журнале “Пионер” и вышел отдельной книгой в серии “Книга за книгой” Детиздата в 1941 году. Особую известность этот рассказ получил у радиослушателей, так как он несколько раз передавался по радио. В роли Леонтия Архипки-па пел народный артист СССР М. Д. Михайлов.

Любопытную историю, связанную с этой передачей, рассказывает писатель в автобиографии (см. страницу 27).

Рассказ неоднократно перепечатывался в сборниках Л.

А. Кассиля, издавался отдельно и вошел в трехтомник “Избранные рассказы советских писателей”. М., 1961.

Слова известной песни “Есть на Волге утес…” написаны поэтом А. А. Навроцким в 1864 году.

    Лев Кассиль. Собрание сочинений в пяти томах. Том первый. Издательство: Детская литература.

Леонтий Архипкин, по прозвищу Граммофон сорок лет назад потерял свой шикарный голос. Но перед этим он успел записать три пластинки. Мальчики Гора и Витя, узнав историю старика, решили сделать ему сюрприз.

За минуту

Леонтий Архипкин, по прозвищу Граммофон давным-давно потерял свой голос. Сейчас он говорил сиплым и шероховатым шепотом, но раньше его голос гремел по всей Волге. Звали тогда Архипкина Громобоем. Любили его слушать купцы и работяги, особенно ему удавалась песня “Есть на Волге утес…”. Но однажды увез его один купец в Москву. Вернулся оттуда Громобой уже без голоса.

Как-то весенним днем готовился детский хор из Заволжанского дома пионеров к выступлению. Пели “Есть на Волге утес…”. Услышал Граммофон песню и стал ребят поправлять, а после рассказал историю, как голос потерял. Напоили его завистники кислотой. Но перед этим он записал три пластинки, которые все растерялись.

Услышали этот разговор Гора Климцов и Витя Шугалов из кружка радиотехников и вспомнили, что была у них пластинка с “Утесом”. Найти ее ребята не смогли, но одна из пластинок чудом попала на московскую радиостанцию. И устроили ребята Граммофону сюрприз — сделали заявку на эту песню в исполнении Леонтия Архипкина и включили во время праздника на собранном ими радиоприемнике.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Есть на Волге утес: краткое содержание, описание и аннотация

Лев Кассиль: другие книги автора

Кто написал Есть на Волге утес? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Лев Кассиль: Огнеопасный груз

Огнеопасный груз

Лев Кассиль: Дорогие мои мальчишки

Дорогие мои мальчишки

Лев Кассиль: Главное войско

Главное войско

Лев Кассиль: Ход белой королевы

Ход белой королевы

Лев Кассиль: Великое противостояние

Великое противостояние

Лев Кассиль: Ранний восход

Ранний восход

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Лев Кассиль: Том 1. Кондуит и Швамбрания. Вратарь Республики

Том 1. Кондуит и Швамбрания. Вратарь Республики

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Аркадий Крупняков: Есть на Волге утес

Есть на Волге утес

Есть на Волге утес — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Есть на Волге утёс

Фото

Мало кто знал в городе, где и как потерял свой голос Леонтий Архипкин, по прозвищу Граммофон. А ещё меньше было тех, кто слышал когда-нибудь и помнил этот голос. Уже сорок лет Леонтий Архипкин говорил сиплым и шероховатым шёпотом, беспрестанно отхаркиваясь и странно курлыкая, словно граммофон, у которого кончилась пластинка, но сбившаяся игла ещё царапает круг, мотаясь из стороны в сторону. Однако заволжские старики уверяли, что было время, когда голос Леонтия Архипкина гремел по всей Волге, на Среднем и Низовом плёсе, от Нижнего до Астрахани. Не Граммофоном, а Громобоем звали тогда Архипкина — такой грозный и непомерный был у него бас.

— Ох, зевластый ты! — говорили Громобою. — Дивное чудо голос у тебя! Учиться бы тебе, Леонтий, так ты в самом императорском театре оперу бы пел. А то пропадёшь тут ни за тюнтилюли, даром.

Купцы, слушая Громобоя за стерляжьей ухой и икоркой, не раз обещали определить Леонтия в учение.

Пароходчик Хребтюков однажды взял его с собой в Москву.

Давно уже забыли в городе, откуда пошло это прозвище. Так и жил Граммофон, безголосый, хрипатый. Он спился, оборвался, пропадал где-то и снова показывался на берегу. Летом он появлялся в городском саду, продавал мороженое. Он стоял у входа, огромный, широконогий, в просторной толстовке, запрокинув назад кудлатую голову в рыбацкой соломенной шляпе.

— А ну вот хватай, налетай! — надсадно сипел он. — Разбирай последнее, пойду, шабаш! Мороженое с Северного полюса для освежения голоса! Сам Папанин брал, спасибо сказал!

— Граммофон, дай за восемьдесят! — осаждали его ребята.

И когда, облизывая замлевшие губы, брали они порцию, стиснутую между двух сухих, ломких вафель, он шептал им:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ленинского района города Саратова

Исследовательская работа на тему:

Артамонова Светлан Олеговна

Майбо Елена Николаевна

«Есть на Волге утес, диким мохом оброс

Он с вершины до самого края;

И стоит сотни лет, только мохом одет,

Ни нужды, ни заботы не зная…

И поныне стоит тот утес и хранит

Он заветные думы Степана;

И лишь с Волгой одной вспоминает порой

( Александр Навроцкий)

Для того чтобы любить свою Родину, бережно к ней относиться каждый человек должен хорошо знать историю своей страны. Историю можно изучать по – разному: читать различные книги, справочники, энциклопедии, проводить разные исследования, посещать музеи, смотреть фильмы.

Мы всей семьёй летом 2018 года совершили туристско-краеведческое путешествие в Красноармейский район Саратовской области. Целью нашей поездки, было, познакомится с достопримечательностями Красноармейского района.

Вдохновившись этим путешествием, я решили сделать проект. Во время поездки наша семья предположила, что между утёсом Степана Разина и исторической личностью имеется связь.

Цель проекта : изучить информацию об утёсе и выяснить, есть ли связь между утёсом и личностью.

Изучить литературу по данному вопросу.

Выяснить, что общего между утёсом и исторической личностью.

Изучить полученные результаты и сделать вывод.

Объект исследования – утёс Степана Разина (Саратовская область).

Методы работы – наблюдение, анкетирование, анализ литературы.

Гипотеза – мы предположили, что между утёсом Степана Разина и исторической личностью имеется связь.

1. Кто такой Степан Разин?

а) художник б) казак в) музыкант г) не слышал (а)

2. Когда жил Степан Разин?

а) в XVII веке б) в V веке в) в XX веке г) не знаю

а) да, знаю эту песню б) слышал, но не знаю в) никогда не слышал

4. Где находится утёс Степана Разина?

а) в Волгоградской области б) в Саратовской области

в) в Московской области г) не знаю

5. Вы были на утёсе Степана Разина?

а) да б) нет, но хочу съездить в) нет, и не хочу (Приложение № 2)

Методы исследования:

анализ литературы, и статей интернет сайтов по утёсу Степана Разина.

анкетирование учащихся школы и анализ анкеты.

построение картографического маршрута на утёс Степана Разина.

Моя работа может быть полезна, на уроках географии, при изучении регионов России, на внеурочной работе со школьниками, а также как памятка для туристов, отправляющихся на утёс Степана Разина, любой турфирме.

1. Географическое положение.

Я решила исследовать географическое положение утёса Степана Разина. Изучая справочную литературу, Интернет-ресурсы и вспомнила, что мы изучали на уроках географии. (Приложение №3)

Что я узнала из справочной литературы [1] ?

Утёс Степана Разина – участок обрывистого берега Волги на границе Саратовской и Волгоградской областей.

Утёс находится в 5 километрах к югу от села Белогорское.

Утёс Степана Разина имеет научное историко-культурное значение, официально признан археологическим памятником природы Саратовской области.

Что я узнала на уроке географии ?

Утёс Степана Разина – участок обрывистого берега Волги на границе Саратовской и Волгоградской областей. Утёс находится в 5 километрах к югу от села Белогорское, под 50 0 36´северной широты и 45 0 39 ´ восточной долготы. [2]

Верхний слой толщиной 20 метров сложен меловыми породами турона-сенона, возраст которых достигает 90 млн. лет. Нижний слой образуют кварцево-глауконитовые пески сеноманского яруса возрастом 100 млн. лет.

1.В. И. Горцев. Саратовская область в географических названиях. Издательство Саратовского университета 1984.

2.География Саратовской области. Саратов Издательство “Лицей” 2005. А.

Утес Степана Разина имеет как историко-культурное, так и научное значение, он признан археологическим памятником природы Саратовской области. Доподлинно известно, что район утеса был освоен уже в бронзовом веке. Следы более поздних поселений относятся ко времени Большой Орды, народного восстания под предводительством Степана Разина. (Приложение № 4)

3.Костомаров Н. И. Бунт Стеньки Разина./ — М.: Чарли, 1994. Актуальная история России. — 640 с.

2 . Историческая личность Степан Разин.

Степан Разин ( около 1630—1671) - казачий атаман, предводитель крестьянской войны 1670—1671 гг. Донской казак из зажиточной семьи. ( Приложение № 5)

Разин взял Царицын (ныне Волгоград) и разгромил спешившее к городу тысячное войско стрельцов. Атаман послал 2 тыс. бойцов на Дон, а с остальными пошёл вверх по Волге. Саратов и Самара открыли перед Разиным ворота, в Самаре сильное войско Ивана Милославского и князя Юрия Барятинского было заперто разницами в кремле. Осаждая его, Разин потерял месяц и упустил инициативу в войне. [5]

Ранней весной 1667 года на территории между Саратовом и Царицыном появились разведчики с Дона, а в мае к Волге во главе тысячного отряда вышел Степан Разин.

Он опустился вниз по реке, грабя по дороге купеческие и даже царские караваны судов, а затем напал на персидские земли, пережившие накануне землетрясение.

4..География Саратовской области. Саратов Издательство “Лицей” 2005. А. М. Демин, Л. В. Макарцева, С. В. Уставщикова

5.Малохаткин И. Прощальная листва.- Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1979. – 112 стр.

Со всех сторон к нему стекаются казаки и беглые. Весной 1670 года он снова отправляется на Волгу.

Царь отправил против казаков 60-тысячную армию, но каждый новый день приносил вести о взятии городов и крепостей, о страшной гибели дворян, чиновников и местной знати. [7]

Зимой разинцы понесли ряд поражений от правительственных войск.

Весной 1671 г. домовитые донские казаки, получив от царя помощь войсками, оружием и припасами, схватили Разина с братом Фролом.

Разин был четвертован на Лобном месте в Москве 16 июня 1671 г. (Приложение № 7).

6. Энциклопедия саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов, Приволжское кн. изд-во, 2002, 688 с.

7. География Саратовской области. Саратов Региональное Приволжское издательство “Детская книга” 1997. Под общей редакцией заведующего кафедрой географии СГУ С. Г. Воскресенского

3. История утёса Степана Разина.

1857 – Тарас Шевченко после длительной ссылки попадает в Астрахань, а оттуда поднимается на пароходе вверх по реке. 29 августа 1857 года он проплывал мимо утёса Степана Разина. (Приложение № 10)

8. Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях.

9. Л. В. Мякшева . История Саратовского края. Саратов Издательство “Лицей” 2009.

1907 – Б.В. Зайковский, известный искатель старины, член Саратовской ученой Архивной комиссии был на легендарном утёсе. ( Приложение № 14)

В краеведческой литературе упоминания про утес довольно часты:

Малинин Г.А. Памятники и памятные места Саратовской области. Саратов, Приволжское книжное издательство, 1974. [11]

10. Тобольский И. Время. – М.: Современник, 1978. – 64 стр.

11. Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которые никто никогда не видел. - Саратов, Добродея, 2008. – 304 с.

4 . Легенды.

С этим местом связано много легенд. Но самая известная среди них – об атамане – разбойнике Степане Разине.

5.1. Легенда о Стеньке Разине.

5.2. Легенда о гробнице Марины Мнишек.

В народе существует множество мистических легенд, связанных не только с атаманом.

5.3. Легенда о кладе убитого разбойника.

В конце XIX века крестьянином из села Даниловка была рассказана история, переданная ему покойным отцом, участником случившегося. В

12. Палькин Н. Город волжской судьбы. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1996. – 456 стр.

13. Саратовские писатели – детям: Хрестоматия для нач. и сред. школы. – Саратов, 2007. - 592 стр.

штормовую погоду трое даниловских крестьян отправились на противоположный берег Волги, где они встретили молодого парня и женщину с ребёнком. Незнакомец попросил перевезти его в Даниловку, и после недолгих торгов крестьяне согласились. На середине пути парень приказал своей спутнице выбросить ребёнка за борт. Услышав отказ, он бросился на неё с кинжалом и был убит веслом быстро среагировавшего рулевого. Спасённая женщина рассказала, что её убитый похититель был разбойником. Раздев его, крестьяне обнаружили кладовую грамоту, составленную одним из есаулов Степана Разина, в которой подробно описывалось место захоронения богатств атамана на Дурманной горе. Разыскивать клад крестьяне отправились на Пасху. После недолгих поисков, помолившись, начали рыть. Однако тут начало происходить необъяснимое: сначала на крестьян ринулось стадо бешеных коров, затем поднялась буря, из которой показались трое разбойников с дубинами, после чего герои рассказа, испугавшись, решили прекратить поиски. На следующий день клада в яме уже не было, остались только отпечатки от зарытого там сундука и следы немецкой повозки. [14]

5.4. Легенда о призраке Степана Разина.

5.5. Легенда о Дурман- горе.

Из всех легенд, связанных с Утёсом Степана Разина, учёным удалось

разгадать только одну. Многие археологи и кладоискатели, с конца XIX

14. Чистякова Е. В., Соловьёв В. М. Степан Разин и его соратники / Рец. Докт. Ист. Наук проф. В. И. Буганов. — М.: Мысль, 1988. — 224, [16] с. — 50 000 экз.










Хотя именно с этим царем в Россию пришли крепостное право, обнищание народа, бессрочные сыски беглых крестьян, бунты, война, церковный раскол и, как последняя кровавая точка его тихого правления, восстание Стеньки Разина.

Было времечко, время давнее,
Время давнее, время славное:
На Руси жила воля-матушка;
Никого она не боялася,
И никто не смел обижать ее.
….

Но пришла на волюшку невзгодушка.
Юрьев день у бедной воли отняли
И детей ее, людей свободныих,
В кабалу по смерть боярам отдали.

С той поры лихой воля-матушка
От бояр ушла во дремучий лес,
Во сыром бору схоронилася,
С темной ноченькой породнилася.
(А.А.Навроцкий, Отрывок. 1871)

estnavolgeutes2

Правда, через четыре года Навроцкий разорился, истратив все свое состояние на издание журнала. Во второй половине шестидесятых Александр Александрович был довольно известным в литературных кругах, но в историю литературы вошел как автор всего трех стихотворений – о Стеньке Разине, Ермаке о судьбе воли на Руси.

И произошло это во многом благодаря большой популярности, которую стихи приобрели среди революционной молодежи. Но сам автор вскоре резко поправел и стал исповедовать консервативные, если не сказать реакционные, взгляды, считая самодержавие, православие, народность – тремя столпами, на которых стоит и будет стоять Россия.

estnavolgeutes7

Иногда он критиковал всевластие бюрократов, но искренне считал царя народным благодетелем, которому чиновники ставят палки в колеса. Стихи быстро стали народной песней, которую начали использовать в революционной пропаганде. Музыку к песне написала Александра Рашевская, собравшая ее из разных мелодий. Позднее музыку к стихам написал и сам автор, но она не прижилась.

После революции имя автора песни не нигде упоминалось. Очевидно, из классовых соображений и монархических взглядов Навроцкого. Правда, печатать песню не перестали в силу революционно-народного ее содержания. В авторском варианте песня имеет тринадцать строф, из которых поется только семь, а то и меньше.


Есть на Волге утес, диким мохом оброс
Он с вершины до самого края;
И стоит сотни лет, только мохом одет,
Ни нужды, ни заботы не зная.

На вершине его не растет ничего,
Только ветер свободный гуляет,
Да могучий орел свой притон там завел
И на нем свои жертвы терзает.

Из людей лишь один на утесе том был,
Лишь один до вершины добрался,
И утес человека того не забыл,
И с тех пор его именем звался.

И хотя каждый год по церквам на Руси
Человека того проклинают,
Но приволжский народ о нем песни поет
И с почетом его вспоминает.

Раз, ночною порой, возвращаясь домой,
Он один на утес тот взобрался
И в полуночной мгле на высокой скале
Там всю ночь до зари оставался.

Много дум в голове родилось у него,
Много дум он в ту ночь передумал.
И под говор волны, средь ночной тишины
Он великое дело задумал…

И задумчив, угрюм от надуманных дум,
Он наутро с утеса спустился,
И задумал пойти по другому пути, -
И идти на Москву он решился.

estnavolgeutes4

Стихи песни написаны на основании предания, которого А.А.Навроцкому рассказал рыбак-крестьянин, о чем автор поведал в одном из своих рассказов. Речь идет о таинственном утесе, о котором в народе ходили легенды и мистические истории. Утес существует на самом деле и находится на границе между Волгоградской и Саратовской областью.

При этом пленников сбрасывали в тот самый "Невольничий" овраг. На этом месте, согласно той же легенде, он утопил в Волге персидскую княжну. Сложились и другие легенды как об утесе, так и и о Дурман-горе. В частности, рассказывают, якобы два бурлака, взобравшись на утес, увидели дверь, ведущую под землю.

estnavolgeutes5

Они вошли в нее и перед их глазами предстала светлица, вся обставленная иконами, драгоценностями, мешками с золотом и стеклянным гробом посередине. Помолившись на икону, один из бурлаков разбил гроб, и из него встала живая Марина Мнишек, которую бурлак начал стегать, а второй – его останавливать. Тогда какая-то нечистая сила отбросила этого бурлака за дверь, а сама дверь бесследно исчезла вместе с его другом.

Говорили и о том, что в этих местах ходит призрак Степана Разина, неоднократно являвшийся местным жителям, а также, якобы на Дурман-горе есть клад с награбленными драгоценностями и золотом. Крестьяне пошли его искать на гору, но через некоторое время с ними начали происходить удивительные вещи: на них кинулось стадо бешеных коров, а потом началась буря, из которой показалось трое разбойников.






Тина Гай

Читайте также: