Загрязнение воды экологическая проблема для начальной школы

Обновлено: 02.07.2024

Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!

II. Цель исследования.

Уточнить и расширить знания о воде и ее значении для живых существ. Раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране ее чистоты.

III. Задачи исследования.

– Проанализировать научную информацию по теме;
– описать причины загрязнения водоемов;
– познакомиться с мерами охраны водоемов от загрязнения;
– доказать необходимость бережного отношения к воде;
– выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме.

IV. Объект, предмет и база исследования:

Объект исследования: экология;

Предмет исследования: вода – источник жизни;

База исследования: учащиеся, их родители.

V. Гипотеза исследования.

Человек неразумно относится к воде и загрязняет ее. Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Каждый человек должен беречь воду!

VI. Методы исследования:

– анализ;
– наблюдение;
– сбор информации из книг, журналов, газет;
– анкетирование;
– сравнение;
– обобщение.

VII. Результаты исследования:

Вода – источник жизни.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

С развитием человечества от самых древних времен до наших дней вода приобретала все большее значение. Сначала она несла на себе первые утлые суденышки. Потом ею начали орошать поля, создали первые примитивные водопроводы. И вот она уже вращает турбины современных гидростанций, несет на себе гигантские корабли…

Вода в опасности!

В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями и т.д., возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды.

Водоемы загрязняются сточными водами промышленных и коммунальных предприятий, при заготовке, обработке и сплаве лесоматериалов, водами шахт, рудников, нефтепромыслов, выбросами водного, железнодорожного и автомобильного транспорта.

Широкое применение синтетических моющих средств в быту и промышленности приводит к увеличению их концентрации в сточных водах. При концентрации 1 мг/л погибают мелкие планктонные организмы, такие как водоросли, дафнии, коловратки. При концентрации 5 мг/л гибнет рыба. Синтетические моющие средства практически не удаляются очистными сооружениями, поэтому они довольно часто попадают в водоемы, а оттуда – в водопроводную воду.

Охрана воды.

Для очистки жидких стоков применяют специальные системы очистных сооружений. Для очистки бытовых стоков, а также для каждого предприятия проектируются свои очистные сооружения.

Охрана вод представляет собой систему мероприятий, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнения и истощения вод, их рациональное использование. Благодаря специальным мерам охраны обеспечивается экологическое благополучие водных ресурсов. Водное законодательство регулирует не только водопотребление, но и условия, которые должны соблюдаться на территориях, прилегающих к водоемам. Нормы качества питьевой воды содержаться в специальном документе – Государственном стандарте “Вода питьевая”.

Почему воду надо беречь.

Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения.

Изучив соответствующую литературу по данной проблеме, проведя практическое занятие “Как очистить загрязненную воду”, а также, узнав о водоочистных сооружениях в нашем городе (очистные сооружения водопровода и канализации МУП г. Астрахани “Водоканал”) мы провели игру-интервью среди родственников. Проанализировав ответы наших родных, мы составили бланки-анкеты с аналогичными вопросами, чтобы узнать отношение других учащихся наших классов и их родителей к данной проблеме.

В опросе участвовало 28 человек: 16 детей и 12 взрослых.

Вопросы Опасно ли загрязнение воды для человека? Знаете ли вы о водоочистных сооружениях в нашем городе? Есть ли у вас в семье собственная система очистки воды? Должен ли каждый человек беречь воду?
Ответы да нет не знаю да нет да нет не знаю да нет не знаю
Взрослые 12 0 0 8 4 8 4 0 12 0 0
Дети 12 0 4 2 14 9 4 3 15 0 1

Из результатов таблицы мы сделали вывод, что взрослые и большинство учащихся осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли. В большинстве семей имеются собственные системы очистки воды. Но не все участники опроса знают о водоочистных сооружениях нашего города.

Помимо анкетирования мы разработали классный час на тему: “Почему воду надо беречь”, который провели во 2 “а” и 3 “а” классах, где поделились с учениками результатами своих исследований, рассказали о том, какие меры по охране и очистке воды применяются в нашем городе, чем мы – дети можем помочь в решении данной проблемы.

Классный час “Почему воду нужно беречь?”

Цели: дополнить представления детей о роли воды для человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения; расширить общий кругозор детей; формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе.

Ход классного часа

Организационный момент.

Учитель. Подводя итоги проектно-исследовательской работы по теме “Берегите воду! ”, сегодня мы проводим классный час по теме “Почему воду нужно беречь?”

Введение в тему.

Ученик. Если взглянуть на глобус, больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом изображают воду. Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.

Ученик. Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно сорвать и помять в руках лист растения, чтобы убедиться в этом.

Ученик. Вода – важное для организма вещество: на 1кг тела коровы – 600 г воды, утки – 700 г воды, у медузы на 100 г тела – 99 г воды. Таким образом, мы видим, что вода входит в состав любого организма.

Учитель. Планеты, вращающиеся вокруг Солнца, имеют свои цвета. Венера ярко – белая. Это цвет окутывающих облаков. Марс красноватый. Это цвет марсианских песков. Нептун синеватый, это цвет его газов. А наша Земля на снимках из космоса выглядит голубой. Это цвет ее океанов и морей. А какие-нибудь еще водоемы вы знаете? Мы сейчас это проверим, отгадав загадки и решив кроссворд “Водоем (искусственный и естественный)”

6. Посреди поля лежит зеркало – стекло голубое, рама зеленая.

7.
Кто бежит по горным склонам,
Тараторит сам с собой
И в густой траве зеленой
Прячет хвостик голубой?

8.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды – в нем все отражается.
Как это зеркало называется?

9. Искусственное русло, наполненное водой.

10. Часть водного пространства, вдающаяся в сушу.

1.
Не вода и не суша –
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.

3. Водное пространство, омывающее материк или находящееся между материками.

4. Кругом вода, а с питьем беда.

5.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе:
Узкий кончик – в родничке,
А широкий – в море.

6. Узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части.

По горизонтали: 6. Пруд. 7. Ручей. 8. Озеро. 9. Канал. 10. Залив.

По вертикали: 1. Болото. 3. Океан. 4. Море. 5. Река. 6. Пролив.

В выделенных клетках – слово ВОДОЕМ.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом проползает,
Ледником в горах зовется,
Речкой серебристой вьется.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.

Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап…
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря…
А то пройдет немного лет,
И нет водицы – нет, нет, нет…

Учитель. Все вы знаете сказку Пушкина о том, как в стародавние времена поймал старик золотую рыбку. А как это происходит сегодня?

Ведущий. Пошел Денис на речку ловить рыбу. Раз закинул он свою удочку в речку – поймал бутылку из-под сока. Второй раз он закинул удочку – выловил рваный башмак. В третий раз закинул удочку, и попалась маленькая рыбка. Стало жалко Денису рыбку, решил он отпустить ее в реку – пусть подрастет! И вдруг рыбка голосом человеческим заговорила.

Рыбка. Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки нет больше жить в речке!

Учитель. Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – это ее дом!

Ученики. Наверное, вода в речке была грязной.

Учитель. Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке и другим обитателям водоемов? Почему?

Ученик. Чистой воды на Земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства.

Рыбы, растения, звери – все живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают заболевания. Но есть ли предел загрязнению вод? Ведь это не может продолжаться бесконечно.

Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира.

Результаты исследовательской работы.

Учитель. У нас в городе тоже не все благополучно с чистотой водоемов. В реку Волгу сбрасывают отходы производства. Мусор вдоль берегов реки попадает в воду и засоряет ее. Мойка машин около реки вносит свой вклад в загрязнение.

Знакомство с результатами и выводом проведенного анкетирования.

Прослушивание докладов учеников по теме исследования.

Просмотр экологических знаков, показывающих, как нужно беречь воду.

Учитель. А теперь давайте подведем итоги нашего классного часа и сформулируем правила бережного отношения к воде.

  1. Обращай внимание, не течет ли зря вода из водопроводного крана дома, в школе. Если ты заметишь такое, закрой кран.
  2. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
  3. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь!
  4. Ты хочешь охладить лимонад и держишь бутылку под холодной струей. Не лучше ли поставить лимонад в холодильник, а воду поберечь.
  5. Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым.
  6. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.

Учитель. Если мы будем знать и выполнять правила экономного расходования воды, мы поможем сберечь воду.

В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее.

Вода – это жизнь. Древнейшие цивилизации зародились у воды, в долинах великих рек: “уходила” вода – пустели города и деревни.

Не станем без надобности держать открытым водопроводный кран, не будем загрязнять водоемы мусором, будем беречь и экономить каждую каплю воды!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Загрязнение нефтью и нефтепродуктами. Приводит к появлению нефтяных пятен, что затрудняет процессы фотосинтеза в воде из-за прекращения доступа солнечных лучей, а также вызывает гибель растений и животных. Каждая тонна нефти создает нефтяную пленку на площади до 12 км квадратных. Восстановление пораженных экосистем занимает 10 – 15 лет;

Экология- это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой..

Основные причины загрязнения: Нефть и нефтепродукты; Радиоактивные отходы; Тяжелые металлы; Сточные воды; Кислотные дожди; Тепловое загрязнение; Механическое загрязнение; Бактериальное и биологическое загрязнение.

Радиоактивные отходы Серьезную экологическую угрозу для жизни в Мировом океане и, следовательно, для человека представляет захоронение на морском дне радиоактивных отходов (РАО) и сброс в море жидких радиоактивных отходов (ЖРО).

Загрязнение тяжелыми металлами. Нарушает жизнедеятельность водных организмов и человека

Загрязнение сточными водами Ведет к эвтрофикации водоемов – обогащению их питательными веществами, приводящим к чрезмерному развитию водорослей и гибели других экосистем водоемов с непроточной водой (озер и прудов), а иногда к заболачиванию местности

Загрязнение кислотными дождями Приводит к закислению водоемов и гибели экосистем

Источником теплового загрязнения служат подогретые сбросные воды теплоэлектростанций и промышленности. Повышение температуры природных вод изменяет естественные условия для водных организмов, снижает количество растворенного кислорода, изменяет скорость обмена веществ. Многие обитатели рек, озер или водохранилищ гибнут, развитие других подавляется. Тепловое загрязнение

Последствия употребления загрязненной воды для человека различные кишечные и инфекционные заболевания (холера, тиф, гепатит, дизентерия, гастроэнтерит); ухудшение состояния кожи, волос, порча зубов; оказывает отрицательное воздействие на деятельность печени и почек; приводит к появлению онкологических заболеваний; расстройствам центральной и периферической нервной систем; развитие мочекаменной и желчекаменной болезней; нарушение работы сердечнососудистой системы; также велика вероятность заболеваний хроническими нефритами и гепатитами.

развитие безотходных и безводных технологий, внедрение систем оборотного водоснабжения, утилизация отходов очистка промышленных, коммунально-бытовых и др. сточных вод передача сточных вод на другие предприятия, предъявляющие менее жесткие требования к качеству воды и если, содержащиеся в ней примеси, не оказывают вредного воздействия на технологический процесс этих предприятий, а наоборот улучшают качество выпускаемой продукции например, передача сточных вод химических предприятий на предприятия строительного производства канализирование и санитарная очистка городов очистка поверхностного стока городских, промышленных территорий создание водоохранных зон. Защита от загрязнения воды

Понимая, что экологические проблемы и загрязнение воды в частности доставляют угрозу человечеству, на государственном и международном уровне создаются требования к поведению людей и деятельности предприятий. Разработаны регламенты контроля за работой систем очистки: Первичная или механическая. Главная задача — не пропустить в водоем крупные предметы. На стоках устанавливаются задерживающие решетки, фильтры. Требуется своевременная их очистка, иначе засорившиеся решетки могут спровоцировать аварию. Специализированная. Улавливается загрязнитель определенного типа. Существуют, например, ловушки для нефтяных пятен, жиров, хлопьев, их осаждают с использование коагулянтов. Химическая. Такая система подразумевает, что сточные воды будут использоваться в замкнутом (повторном) цикле. На выходе используют вещества, которые возвращают ее в первоначальный вид. Это техническая вода. Третичная очистка. Вода обрабатывается порошками, специальными составами, многоэтапно фильтруется, убивая вредные организмы и уничтожая другие вещества. Используется для бытовых нужд граждан, а также в пищевой промышленности, в сельском хозяйстве. Контроль очистки воды

Предметные: познакомить со значением воды в жизни человека, способами охраны и экономии воды.

Личностные УУД :

формируем умение этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД :

осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

Познавательные УУД:

формируем умение на основе анализа объектов делать обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД :

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила;

Ресурсное обеспечение : компьютер мультимедиапроектор.

Оборудование для работы с обучающимися: иллюстрации для выдвижения гипотезы; оборудование для проведения опытов ( чаши с водой, пробирки с компонентами), микроскопы

(эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности)

С чего начинается Родина?

С тропинки твоей у ворот.

С той самой берёзки, что во поле

Под ветром, склоняясь растёт. (Звучит запись песни) Слайд 1

Так поётся в известной песне. Большая Родина - это страна, в которой ты родился, живёшь, гражданином которой ты являешься - это наша Россия. Но большая Родина начинается с малой. А что же такое малая Родина? Это край твоего детства, твой родной город или деревня, улица на которой стоит твой дом. Это край, который ты никогда не забудешь.

Мы живём с вами в удивительном солнечном крае. Слайд 2

- Знакомы ли вам эти места?

- Как вы думаете, чем они привлекают?

- А какая река прославляет наш край и даёт название ему?

У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок. И где бы он ни родился, его всегда будет тянуть навстречу со своим детством…

- А эти места дороги моему сердцу. Слайд3

- А вы любите свой город?

Наш город это шахтёрский город. Название своё он носит с 1805года.

– А раньше как назывался наш город? Александровск-Грушевский

- Откуда такое название? Хотите узнать?

С 1805 появилось первое горное поселение. Оно занимало первое место по добыче угля.

В 1883 годуГосударственный Совет принял решение переименовать поселение в память императора Алек c андра II ( Царя-Освободителя: отменил крепостное право, завершил многолетнюю войну на Кавказе,) Слайд6

В 2015 году перед зданием главного корпуса Института ДГТУ в г. Шахты был установлен в честь императора памятник, отлитый из бронзы.

А Грушевский, потому что город расположен на реке Грушевка.

Слайд 7

Река Грушевка берёт своё начало в Красносулинском районе. Общая протяжённость 90 км. Протекает почти через весь наш город, она разделяет его на 2 неравные части.

В верховьях реки находится два больших пруда: водохранилище ХБК и Артёмовское водохранилище.

Свое название река получила благодаря плодовым грУшевым садам, которые располагались на ее берегах. Слайд8

Река- кормилица с любовью говорили о ней местные жители.

Введение в тему урока. Постановка учебной задачи (создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока: использование коллизий, проблемных ситуаций, эмпирических наблюдений и т.д

А теперь посмотрите фото реки сейчас. Слайд9

Что произошло с рекой?

Я предлагаю вам поработать экспертами для этого мы отправимся в научно-исследовательскую лабораторию по изучению экологических проблем

Но, перед дорогой нужно немного отдохнуть, правда?

для катания на качелях,

Для сушки подушки,

для стирки белья

Для приготовления завтрака, обеда и ужина

Для стирания двоек и единиц

Для мытья посуды

Проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями

Работа с фотографиями в группах

Итак, чтобы ответить на вопрос

Какие факторы могли привести к гибели р. Грушевка?

Предлагаю вам рассмотреть фотографии, поработать в группах и выдвинуть гипотезы, указав факты, которые приводят к гибели водоемов.

1. Ядохимикаты

2. Выброс в водоёмы отходов, нечистот;

3. Стихийные бедствия, природные катаклизмы

4. Попадание нефтяных продуктов

А теперь, я предлагаю вам поработать исследователями , давайте создадим искуственные водоёмы и на практике убедимся, как легко и незаметно загрязняются водоёмы .

Часто в реку попадают удобрения с/х промышленностей.

( Компонент № 1-кофейные гранулы-ядохимикаты)

Что произошло с водой? Вода стала прозрачной? (Нет.Она поменяла цвет)

Кофейные гранулы остались прежними?(Они растворились. Так происходит с ядовитыми веществами, они не исчезают, а растворяются. Река – это дом для многих животных и растений, которые от загрязнения погибают.

Люди устраивают свалки рядом с водоёмами, что пагубно влияет на их загрязнение.

( Добавляют компонент под № 2 – обёртки бумаги, кульков)

Что произошло с водоёмом? (мусор на поверхности)В таких грязных водоёмах утоляют жажду многие животные, которые вместе с водой получают опасные для них вещества.

- Рядом с реками строят заводы, из-за чего происходит обрушение берегов, земля попадает в воду,

( Добавляют компонент №3-земля, песок) тем самым заиливает дно реки, происходит обмельчение.

Около водоёмов моют машины в реке, сливают в реки отработанное масло.

(Компонент № 4).

- Что произошло с вашими водоёмами?

Вывод гипотезы подтвердились

А можно что-то предпринять, чтобы изменить состав воды. Да, очистить

Попробуйте при помощи воронки и ваты очистить воду.

Удалось ли вам очистить воду в вашем водоеме? (да)

Посмотрите при помощи микроскопа- действительно ли она стала чистой?

Мы сейчас очищали воду в маленьком искусственном водоеме. А можно ли таким образом очистить природные водоемы: реки, озера, пруды, моря, океаны? (нет)

Вывод Что же можно предпринять для очистки водоёмов? Современные очистные сооружения (при очистки вода кол-во воды уменьшаетс я это важно? т. к это пресная вода) а её гораздо меньше на Земле.

Посмотрите ролик .(сжигание камышей)

Бороться с камышом действительно надо, но вот этим ли способом? путём скашивания его 2 раза в год.

А кто ещё оказывает воздействие на природу? ЧЕЛОВЕК и он оказывает огромное влияние на состояние природы наносит раны, оставляя ожоги на земле.

Слайды карты

Мы смогли с вами доказать, что действительно происходить загрязнение водоемов, и это пагубно отражается на экосистеме реки.

Это проблема для нашего города?

Ведь мы с вами не купаемся в этой реке, не отдыхаем на ёё берегах?

Для чего нам нужно было рассмотреть её ? Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём. Заботясь о чистоте вод, мы заботимся о своём здоровье, красоте окружающей природы.

Так вот это местная экологическая проблема.

Готовясь к занятию я открыла для себя секрет. Хотите я поделюсь им с вами.

По реке Грушевка можно в Америку попасть. Слайд 11-13

Грушевка впадает в Тузлов, Тузлов впадает в Аксай, Аксай в Дон, Дон впадает в Азовское море, Азовское море соединяется с Чёрным морем, Чёрное море с Мраморным ,Мраморное море с Эгейским,Эгейское со Средиземным, Средиземное море граничит с Атлантическим океаном, стоит переплыть его и ты в Америке.

Здорово !. А теперь подумайте что происходит с этими водоёмами? свяжите это путешествие с нашими гипотезами. Это проблема? Да, но уже глобальная проблема Мирового океана , проблема всего Человечества . Она актуальна во всех уголках Земли.(факты из фильма Вали)

Загрязнение воды представляет особую опасность для здоровья человека.Нехватка питьевой воды в некоторых странах , болезни, передаваемые через загрязненную воду, вызывают ухудшение состояния здоровья, инвалидность и гибель огромного числа людей, особенно детей.

Природа все больше нуждается в защите.

А что мы с вами можем сделать чтобы этого не происходило?

2017 год объявлен Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным Годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации .

Целью Года экологии является привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации.

Надо знать особенности воды в своем родном крае и понимать, что наши реки, озера и родники - это единая система. Если каждый гражданин страны будет заботиться о чистоте воды, то на всей Земле чистой воды станет больше.

Ролик о мёртвом озере

Водой покрыта большая часть поверхности нашей планеты, поэтому её можно было бы

планета Вода или Океан!

- Ребята, а как вы думаете, если воды на нашей планете так много, нужно ли её беречь?

Вот сосуд – он полон воды. Представьте, что это вся вода, которая имеется на земном шаре. А вот пипетка - это запас пресной воды на Земле, пригодной для питья.(Вылить её в пустой стакан) Сколько её по вашему мнению?

Если мы жители планеты не будем относиться бережно к самому бесценному золоту на планете воде, то планета высохнет, а это уже проблема мирового масштаба.

А сейчас я предлагаю поиграть в увлекательную настольную игру о воде.

Каждая группа получает игровое поле. Это нечто иное, как озеро, в котором живёт

Бобёр и которое так безжалостно загрязнили люди. Ваша миссия — очистить

родное озеро Бобра. Для этого вам предстоит ответить на 9 вопросов. Каждый правильный ответ даёт вам призовую карточку, которая делает кусочек вашего озера первозданно чистым.

1.Правда ли, что воду легче загрязнить, чем очистить?

2.Как уменьшить количество мусора?

А) Покупать одноразовые вещи;

Б) Покупать вещи без упаковки или с минимумом упаковки;

В) Ничего не покупать;

Г) Ничего не выбрасывать

3.Правда ли, что благодаря переработке мусора уменьшается загрязнение окружающей среды?

4.Какой мусор загрязняет океан и образует мусорные острова?

5.Лена хочет мыть посуду, как настоящий Хранитель воды, но посудомоечной машины у неё нет. Как ей сэкономить воду?

а) Лить побольше моющих средств.

б) Сделать напор воды посильнее, чтобы посуда отмылась быстрее.

в) Замочить посуду в раковине или в тазу, прежде чем мыть её – правильный ответ.

6.Проверив составы популярных стиральных порошков, эксперты рекомендуют полоскать бельё не менее 3 раз подряд. Почему мы должны тратить так много воды?

а. Чтобы защитить стиральную машину от повреждений.

б. От остатков порошка разрушаются волокна ткани.

в. На ткани остаются вредные вещества, которые проникают в наш организм - правильный ответ.

7.Как вы думаете, почему бобёр — настоящий друг наших рек и озёр? Как он помогает экосистеме?

б) В построенных им прудах активно развивается флора и фауна - правильный ответ

в) Он помогает очистить воду от загрязнений.

8.Одиннадцатиклассник Дима хочет привлечь 100 друзей к уборке берегов. Что им пообещать?

а) Глобальное потепление и катаклизмы.

б) Вечную славу и лавры супергероев.

в) Хорошую компанию и чай с печеньем - правильный ответ

9 .Каким должен быть настоящий Хранитель воды?

а) Осуждать тех, кто загрязняет воду, и не дружить с ними.

б) Ответственным: тратить столько воды, сколько действительно нужно - правильный ответ.

в) Тратить как можно меньше воды, даже если она нужна.

Бобёр благодарен вам что вы предприняли первые шаги по очистки его озера.

А вы любите сказки?

Я предлагаю посмотреть сюжет о мёртвой воде.

Вода имеет чёрный цвет. К чему же привело воздействие человека на воду? К гибели всего живого в этом водоёме. Значит чистая вода- источник жизни на Земле.

В чём важность нашего занятия?

Сумели ли мы разрешить глобальную экологическую проблему?

Но мы сделали первые шаги по охране здоровья, планеты.

Слайд 18

Чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. Поэтому каждому из нас нужно бережно относиться к воде,экономно её расходовать и охранять водоёмы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержательная – систематизировать знания детей о воде, ее значении в жизни всего Живого.

Деятельностная – формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого содержания.

Обучающие задачи: обобщение знаний об экологических угрозах, связанных с водными ресурсами планеты.

Развивающие задачи: развитие умения работать с информацией, анализировать её. Развитие памяти, внимания, мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывающие задачи: воспитывать в детях чувство бережного отношения к природе, ответственность за свои поступки.

Планируемые результаты.

Предметные: обучающийся получит возможность научиться осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения экологических задач в зависимости от конкретных условий.

Метапредметные:

Регулятивные - умение самостоятельно ставить новую учебную задачу, умение планировать последовательность учебных действий по аналогии в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные - ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные - слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; оказывать необходимую взаимопомощь, формировать собственное мнение и позицию.

Личностные: осознанно давать оценку поступкам других людей, формировать положительное отношение обучающихся к окружающему миру, формирование осознания необходимости оказывать помощь другу.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично – поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

Средства обучения: у учителя – мультимедийный проектор, компьютер, авторская презентация, материал для проведения опыта.

у обучающихся – рабочие листы, карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Деятельность

Деятельность

Планируемые результаты

I. Мотивация к учебной деятельности

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Общая готовность к уроку.

Саморегуляция. (Личностные УУД)

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

-организовать формулирование темы урока учащимися;

Организует формулирование темы и постановку задачи урока учащимися. – (2 слайд) (1 и 6 слайды)

Задаю вопросы.(3 слайд)

Работа с диаграммой (4 слайд, результат)

Читает стихотворение. (5 слайд)

Работа в группе (7 слайд)

Ученики отгадывают. Отвечают на вопросы.

Сами формулируют тему урока.

Отвечают на вопросы о состояниях воды.

Работа в группе. Работают с диаграммой, определяют количество воды на земле.

Работа в группе. Выбирают информацию из текста о соленой и пресной воде.

Уметь осуществлять анализ. (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Уметь работать в группе.(Коммуникативные УУД).

Уметь определять тему и задачи урока. (Регулятивные УУД).

Физкультминутка

III. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

Организует работу учащихся, фронтальный опрос. (8–11 слайды)

Отвечают на вопросы учителя.

Наблюдают за таянием снега и делают выводы

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, контролировать действия одноклассников. (Коммуникативные УУД).

Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. (Познавательные УУД).

Уметь прогнозировать свою деятельность, саморегулировать свою работу. (Регулятивные УУД)

IV. Этап включения изученного в систему знаний.

- организовать работу над заданием

Организует фиксирование содержания. (12, 13 слайды)

Отвечают на вопросы учителя.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, контролировать действия одноклассников. (Коммуникативные УУД).

Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. (Познавательные УУД).

Уметь прогнозировать свою деятельность, саморегулировать свою работу. (Регулятивные УУД)

V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Незаконченные предложения.- 14 слайд

Организует самооценку деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.(Коммуникативные УУД)

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

(Регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

(Познавательные УУД)

Уметь отделять известное от неизвестного. (Регулятивные УУД)

Строить речевые высказывания.

(Познавательные УУД)

Конспект занятия

Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, о чём сообщает нам зимним вечером завывание ветра за окном? (о метели)

- О чём сообщает капель с крыш в конце февраля? (о скором приходе весны)

- А о чём нам сообщает звонок после перемены в школе? (о начале урока)

- И так проверим всё ли у нас готово к уроку? Занимайте свои места.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Я прочитаювам загадку.Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! О какой воде идёт речь? (о снеге) – 2 слайд

- Скажите, в каких состояниях мы можем встретить воду? – 3 слайд

- Давайте вспомним, какую часть нашей планеты занимает вода? Для этого возьмите круговые диаграммы на ваших столах и закрасьте нужную часть – 4 слайд (ответ)

- Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде! В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смеем вам мы доложить:
Без воды нам не прожить.– 5 слайд

- Предположите, как будет звучать тема нашего урока. – 1 слайд

- Каких целей мы должны достичь?

1. Вспомнить сколько на Земле воды пригодной для жизни человека.

2. Выяснить экологические проблемы пресной воды.

3. Задуматься о рациональном и бережном отношении к водным ресурсам Земли. – 6 слайд

Работа с текстом в группе.

- Вас ждет работа в группе. У вас на столах тексты, у каждой группы своё задание. Выполнив его, мы ответим на следующий вопрос: на земле так много воды. Так надо ли её беречь? (получают тексты с заданиями по группам) ответ на 7 слайде.

Текст у всех групп одинаковый.

Много ли воды на Земле? Если взглянуть на глобус, то кажется, что много. Но давайте разберемся! Более 80% поверхности нашей Земли покрыто водой. Но целых 97% всей этой воды – это солёная вода, непригодная для питья и других нужд человека. Пресная вода составляет лишь 3% от всей воды на планете. При этом, 2/3 всей пресной воды закованы в ледники. Эту воду мы тоже не можем использовать. Что же получается? Только 1% воды на нашей планете пригоден для нужд наших городов, деревень, сельского хозяйства, заводов и фабрик!

Все живые существа – растения и животные – регулярно нуждаются в воде. Мы с вами состоим из воды почти на 70%. Мы можем жить без воды всего от 2 до 10 дней!

Многие животные и рыбы состоят из воды на 75%. Огурцы – на 95%, яблоки – на 85%.А медузы – почти полностью, на целых 99%!

1 группа. Прочитай текст и узнай, сколько процентов соленой воды на нашей планете.

Закрась синим цветом полоску соответствующего размера.

2 группа. Прочитай текст и узнай, сколько процентов пресной воды находится в ледниках на нашей планете.

Закрась голубым цветом полоску соответствующего размера.

3 группа. Прочитай текст и узнай, сколько процентов пресной воды на нашей планете, мы можем использовать для своих нужд.

Закрась зеленым цветом полоску соответствующего размера.

Физкультминутка.

Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

- Ребята, для чего нужна вода?(для жизни человека, для производства, для животных и растений)- 8 слайд

- Действительно вода очень важна для всего Живого на Земле. Но что угрожает воде? (загрязнение, бесконтрольная трата)– 9 слайд

- А что самое страшное? (загрязнение)

- Назовите источники загрязнений – 10 слайд

- Проведём опыт. Мы с вами принесли снег, собранный в разных местах. Скажите, какой снег собран у дороги, а какой принесён из леса? (рассматривают банки со снегом) По каким признакам вы догадались? ( в 1 банке он грязный: желто-коричневый, есть мелкий мусор, а во 2 банке – он почти чистый)

- Придёт весна. Снег растает. И куда потечёт вода? –11 слайд

Этап включения изученного в систему знаний.

- Итак, мы назвали важные правила, которые может соблюдать любой человек. Сегодня после урока, я предлагаю вам напомнить эти правила жителям нашего посёлка, но для этого мы с вами создадим листовки, а когда выйдем на улицу, то просто раздадим их прохожим. (конструируют пословицы из отдельных частей)

Читайте также: