Конструкторское бюро в детском саду оформление

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Краткосрочный групповой проект

Воспитатели гр. № 9

Актуальность.

Формирование конструктивной деятельности — важный этап в психическом развитии ребенка. Сформированность конструктивной деятельности определяет уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у ребенка. Как известно, теоретическому мыслительному анализу и синтезу предшествует практический анализ и синтез вещей в действии, то есть, формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями теоретического мыслительного процесса. Именно поэтому столь серьезное значение имеет конструирование в детском саду.

Способность анализировать графические изображения – вычленять составляющие их элементы, соотносить их друг с другом, синтезировать графический образ – известный отечественный психолог А. Р. Лурия назвал зрительным анализом и экспериментально доказал важность и необходимость р Поэтому конструирование в детском саду способствует:

• Развитию зрительно-моторной координации

• Развитию двигательных функций глаз

• Развитию мелкой моторики пальцев рук

• Развитию умения делить сложную форму на составные части

• Умению соотносить размеры объектов,

Конструирование в детском саду больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, развивает творческое воображение. Конструирование становится одним их перспективных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Дети с увлечение конструируют из различных видов конструктора. К концу подготовительной к школе группы дети получили навыки конструирования из бросового материала используя схему или по собственному замыслу.

Конструирование из бросового материала носит творческий характер, способствует поиску самостоятельных конструктивных решений для достижения поставленной цели.

Работа в данном направлении начиналась с формирования у детей таких важных качеств как: умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способы её решения. Дети научились анализировать свою деятельность, отмечать, что наиболее удалось. Они понимают, что при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности.

Когда ребёнок многое знает и умеет ему хочется применить полученные знания и навыки на практике. Вот по этому, я предложила детям создать мебель для куклы из спичечных коробков самостоятельно с опорой на картинки и схемы. Дети с радостью встречают любые предложенные им идеи, дополняют их собственными авторскими деталями. Создание мебели для куклы носит практический характер, её можно использовать в игре.

Данный проект создаёт условия для проявления творческого начала детей, выявляет уровень их конструктивных навыков. Работа с бросовым материалом вызывает у детей большой интерес, эмоциональный заряд, учит работать командой, вместе идти к намеченной цели.

Данный проект создаёт условия для проявления творческих и конструктивных способностей детей, вызывает большой интерес, даёт уверенность в своих силах. Созданы условия для проявления инициативы детей, дети создают мебель по своему выбору, гордятся полученным результатом.

Развитие творческих задатков у детей.

Процесс развития ребёнка важно направлять по творческому руслу – руслу созидания, самостоятельности, гибкости, оригинальности мышления.

С раннего возраста дети приобретают знания и сведения об окружающих их предметах, расширяют свой кругозор, осваивают предметное окружение в его изменении, движении, развитии.

Под умелым руководством дети учатся преобразовывать различные предметы, из знакомых материалов создавать, что, то новое и интересное.

Работа с бросовым материалом даёт широкие возможности для проявления творческого начала у ребёнка.

Потребность в творчестве у детей необходимо формировать с раннего детства. Нужно предлагать различные материалы и способы их преображения.

Немаловажное значение имеет индивидуальная работа с детьми, когда педагог определяет интересы каждого ребёнка, его предпочтения. Детям, которые стремятся к ручному труду, можно предложить, например, сделать из спичечных коробков забавные игрушки, или мебель для маленьких кукол.

Цель проекта : создание конструктора из бросового материала.

- Знакомить детей с приёмами конструирования из бросового материала (спичечные коробки) .

- Создание условий для формирования исследовательских умений у детей.

- Развивать у детей интерес к конструированию

- Учить детей фантазировать, использовать для конструирования подручный материал.

-Развивать умелость рук.

Краткое содержание проекта:

https://img2.freepng.ru/20180702/qiq/kisspng-educational-toys-child-care-toddler-kids-slide-5b3a3d3e182f29.1101789715305434220991.jpg

Как показывает лучший отечественный и зарубежный опыт, успешным направлением подготовки умеющих самостоятельно мыслить, генерировать конструктивные идеи, принимать решения и добиваться их исполнения технических специалистов является практико ориентированное обучение, основанное на регулярном выполнении обучающимися технических проектов нарастающей сложности. Концепция предполагает подготовку таких специалистов со школьной скамьи, но основы исследовательского поведения, творческого потенциала, конструктивные способности, логическое мышление начинают формироваться еще в период дошкольного детства. Поэтому на сегодняшний день является актуальной необходимость подобрать из множества практико-ориентированных технологий такие, которые бы способствовали формированию перечисленных выше качеств у детей.

Для дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда её познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. Заметно повышается умственная и физическая работоспособность детей, степень которой тесно связана с интересом к делу и с чередованием разных видов деятельности. У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов – восприятия, мышления, речи, внимания памяти, воображения.

Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Подъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны.

Однако возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Данную стратегию обучения и развития в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью конструктивной деятельности.

Конструирование во ФГОС ДО определено как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

В процессе конструирования дети приобретают специальные знания, умения и навыки. Создавая конструкции из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объемными фигурами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании, получают представления о симметрии, равновесии, пропорции.

Конструктивная деятельность является средством социально-коммуникативного развития дошкольников. В процессе конструирования формируется трудолюбие, самостоятельность, инициатива, умение взаимодействовать со сверстниками.

Конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей:

  • познавательное развитие – техническое конструирование;
  • речевое развитие – использование конструкторов в развитии фонетического слуха, словообразования, связной речи;
  • художественно-эстетическое развитие – творческое конструирование; физическое развитие – координация движений, крупной и мелкой моторики рук;
  • социально-коммуникативное развитие - развитие трудолюбия, самостоятельности, инициативы, умения взаимодействовать со сверстниками.

Современные конструкторы представляют множество вариантов конструирования – деревянные, пластмассовые, металлические конструкторы, конструирование из бросового и природного материала, оригами, бумажно-картонное моделирование и т.д. Объединение разных видов конструирования в систему обогащает детскую деятельность, приводит к переходу в новое качество, позволяет эффективно решать задачи развития ребенка.

Цели и задачи проекта

Цель: развитие познавательных процессов, конструкторских способностей, креативности у детей старшего дошкольного возраста.

1. Развивать умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

2. Воспитывать умение работать в группе, аккуратное отношение к постройкам.

3. Развивать умение детей работать со схемами.

4. Развивать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.

5. Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретѐнные навыки и создавать привлекательную игровую ситуации, способствующую возникновению у детей собственных замыслов.

Предполагаемый результат старшая группа:

1. Дети создают разнообразные постройки.

2. Умеют работать коллективно.

3. Объединяют свои поделки и постройки в соответствии с общим замыслом, договариваются, кто какую часть работы будет выполнять.

4. Самостоятельно подбирают материал с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).

Предполагаемый результат подготовительная группа:

- Увеличение количества детей, имеющих сформированный интерес к научно-техническому творчеству, а также имеющих навыки практической деятельности, необходимой для ведения исследовательских и конструкторских работ;

- Обеспечение активного взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника;

в старшей группе

  • Анкетирование родителей;
  • подбор, анализ программ и методической литературы;
  • подбор материала и оборудования для конструирования;
  • подбор консультаций для родителей о значении конструирования в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей;
  • составление тематического планирования
  • Мероприятия по реализации проекта;
  • НОД, совместная деятельность, наблюдения;

подготовительная к школе группа

Вид конструктивного материала:

1. Строительный материал - объемные (или плоскостные) деревянные окрашенные (или неокрашенные) строительные детали простой геометрической формы.

2. Природный материал (желуди, шишки, кора, ракушки, веточки, листья, мох, береста, солома и др.).

3. Бумага, палочки.

4. Бросовый материал (спичечные коробки, разные по величине, форме, материалу упаковочные коробки, пластмассовые банки, бутылки, ящики и т. п.).

5. Цветные мягкие и твердые объемные крупногабаритные модули.

6. Конструирование из влажного песка и снега.

7. Разные виды конструктора.

Новизна проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения: Lego Education, Lego Duplo, ТИКО- конструкторов в образовательном пространстве ДОУ.

Но при реализации данного проекта, как и любой экспериментальной деятельности, можно предвидеть некоторые риски, на которые следует обратить внимание:

• Неготовность и незаинтересованность педагогов в организации новых способов совместной деятельности с детьми.

• Недостаточная возможность проявить личностные достижения в области конструирования не позволит удовлетворить запросы воспитанников.

• Несоответствие содержания образовательной программы потребностям и интересам дошкольников может повлечь нежелание заниматься предложенной деятельностью.

• Отсутствие партнёрских отношений с родителями может привести к незаинтересованности родителей в совместных творческих проектах.

Методы устранения рисков.

• Повышение квалификации педагогов за счет курсов повышения квалификации, проведение консультаций, семинаров-практикумов, мастер-классов;

• Поиск потенциальных партнеров проекта, налаживание сетевого взаимодействия в направлении технического творчества воспитанников, предполагающее дальнейшее обучение в данном направлении и совместные творческие проекты;

• Корректировка образовательной программы в соответствии с возможностями и интересами дошкольников;

• Активизация деятельности родителей по проблеме через активные формы взаимодействия, систематическое информирование об успешности дошкольников, выражении своевременной благодарности (благодарственные письма, информирование на стендах, сайте ДОУ и т.д.)

Направления реализации проекта

- формирование инженерного мышления у воспитанников в рамках познавательной и исследовательской деятельности

- формирование мотивации к техническому творчеству на уровне дошкольного, в процессе использования технологий конструирования, Lego -конструирования и ТИКО-конструирования, конструирования из бросового материала.

- формирование инженерного мышления у воспитанников в рамках совместной экспериментально-исследовательской деятельности (совместные эксперименты, исследовательские проекты в рамках изучения предметного мира).

- формирование инженерного мышления у воспитанников средствами взаимодействия с другими образовательными организациями района и города, учреждениями культуры.

Механизмы и условия реализации проекта

Реализация направлений проекта возможна через разработку и апробацию организационно-содержательных условий, таких как:

1. Разработка и апробация содержания образовательных программ дополнительного образования, учебных программ компонента учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.

2. Развитие материальной базы образовательной организации, эффективное использование групповых и вне групповых помещений детского сада.

3. Формирование системы социальной поддержки одаренных детей.

4. Развитие и подготовка педагогических кадров (формирование компетенций педагогов) для эффективной работы по формированию инженерного мышления воспитанников через разработку, отбор и апробацию эффективных методик, технологий и диагностического инструментария. Поддержка инновационной деятельности педагогических работников образовательных организаций.

с детьми по конструированию

ОД в совместной деятельности

Закрепить умения выделять, называть, классифицировать разные объемные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав конструкторов. Познакомить с профессией инженера – строителя, архитектора.

  • Игры- экспериментирования с кубиками.
  • Рассматривание альбома о строительных профессиях
  • Рассматривание карты мира с нанесением контура России.
  • Выкладывание российского флага при помощи деталей конструктора.

Цель: Учить строить в команде, помогать друг другу. Развивать интерес, внимание, быстроту.

  1. Трактор.
  2. Экскаватор.
  3. Тягач.
  4. Катер.
  5. Подъемный кран.
  6. Горный внедорожник

Закрепить умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость. Дать начальные представления о профессии горного инженера, инженера – механика, дорожного строителя.

Игра-соревнование в командах «Кто быстрее построит гараж для авто?

Научить самостоятельно, преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов. Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству.

Развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других.

  • Создание города принцесс - умение работать коллективно , договариваться между собой. Использовать детали подходящие для постройки.

1. Пожарная машина.

Привить навык коллективной работы.

Выработать способность осознанно заменять одни детали другими. Формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам.

  • Конструирование в свободной деятельности детей:

Катер водолазов. Скорая помощь.

Пожарная машина. Полицейская машина.

Научить использовать различные типы композиций при создании объемных конструкций. Научить создавать сюжетные конструктивные образы.

  • Конструирование в свободной деятельности детей:

Скворечник для птиц.

Цветок для мамы.

  1. Самолет.
  2. Ракета.
  3. Космонавт.
  4. Космический корабль.
  5. Звездолет.
  6. Творческое конструирование по замыслу детей.

Учить создавать 3Dмодель ракеты в соответствии с алгоритмом чередования деталей LEGO 9689;9222 в соответствии с фотографической схемой. Развивать умение анализировать фотографическую схему и конструировать в соответствии с ней. Воспитывать умение концентрировать внимание на создании 3Dмодели. Дать начальные представления о профессии радиоинженера.

  • Конструирование в свободной деятельности детей:

Познакомить с плоскостным конструированием, совершенствовать умение использовать различные приемы и техники в

процессе создания конструктивного образа. Формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам.

Познавательное развитие Беседы:


Ключевые слова: инновационная технология, детско-родительские отношения, конструкторский центр.

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.

Наблюдая за семейными взаимоотношениями детей и родителей, можно заметить, что на второй план отходит стремление к духовности. Родители разговаривают с детьми с позиции мамы или папы, не открыто, а прячась за свои роли. Самая трудная жизненная задача — это родительство. Здесь никто не может рассчитывать на быстрый успех и абсолютную компетентность.

Как помочь родителям и ребенку стать ближе, самыми родными и близкими людьми на свете? Ведь из семьи вырастает почти все в нашей жизни; то мироощущение, которое мы приобретаем в результате воспитания, остается с нами почти без изменений на всю оставшуюся жизнь.

Что для этого необходимо? Конечно же, поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, полезных идей, свежих современных технологий.

XXI век — век новых технологий. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации, роботостроения. Технические достижения проникают во все сферы жизни людей и вызывают интерес детей к современной технике. Конструирование и робототехника направление новое, инновационное, тем самым привлекает внимание и детей и родителей. Отличная возможность, дать шанс ребенку проявить конструктивные, творческие способности, а детскому саду приобщить к сотрудничеству родителей, способствовать становлению позитивных межличностных отношений.

Новые виды сотрудничества, интересные и детям и родителям, имеют преимущества

− Создания единого дружного творческого коллектива

− Помогает детям узнать друг друга ближе, учит их работать вместе

− Развивает привычку к взаимопомощи, способность радоваться успехам друзей

− Дает ребенку возможность ощутить себя на равных со своими родителями.

1-й этап — изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений.

Современные конструкторы обладают большим разнообразием для лучшего удобства их нужно хранить в ящиках.

Энциклопедии, книги, схемы и алгоритмы по сборке различных конструкций. Папки с образцами построек из разных видов конструктора. Инструкции по созданию робототехнических изобретений.

В конструкторском центре находится несколько полок и столов, где выставляются индивидуальные и коллективные работы детей и родителей.

Команды из родителя (законного представителя) и ребенка приглашаются на данные мероприятия. Результатом каждого мероприятия является создание собственного изобретения в рамках тематики бюро. Команде нужно определить, как они будут конструировать изобретения и из чего. В связи с этим проводится разработка вариантов решения (рисунки, эскизы, модели), выбор лучшего решения. На этом этапе осуществляется творческий замысел.

Следующим этапом является защита проекта. Участники приставляют экспертной группе свое изобретения. Экспертная группа рассматривает, оценивает работы по нескольким критериям — соответствие тематики, оригинальность идеи, творческий подход, наличие различных механизмов, сложность конструкции. Патент выдается в зависимости от сложности изобретения.

− Приятное совместное времяпрепровождение

− Сближает и развивает обоих участников

− Когда мама рядом и включена в творческий процесс, он чувствует, что он любим

− Вы можете стать для ребенка другом, если вы не просто рядом находитесь, а делаете вместе

− Ребенок чувствует, что вам можно доверять, т. к. вы искренне проявляете интерес к его детским делам

− Творчество — хороший способ воспитывать в ребенке черту характера — доводить дело до конца

− Создание чего-то нового дает ребенку ощущение собственной значимости (Я МОГУ!)

− Если вы расставляете детские изобретения в квартире, размещаете их на специальные для этого полки — это дает ребенку ощущение, что его в вашей семье уважают и принимают за равного

  1. Захарова Е. И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительских отношений // Психолог в детском саду.- 2014.- № 1.- с.9–14.
  2. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Проспект, 2015.- с.308.

Основные термины (генерируются автоматически): LEGO, ребенок, экспертная группа, родитель, конструкторский центр, семья воспитанников, DUPLO, детский сад, Игровой набор, Создание.

t1593413161aa.jpg

Тип и вид проекта : практико – ориентированный, игровой, фронтальный, групповой.

Участники проекта : воспитатели группы, дети, родители

Актуальность .

Космос – обширная тема для исследовательской деятельности, которая вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Рассказать коротко о большом космосе, его героическом покорении нашими космонавтами и нелегком труде российских ученых – невозможно.

Конечно, в нынешнее время интерес к космосу уже не так силен, но все – таки есть еще ребята, которые смотрят в небо с любопытством и предвосхищением чуда. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно увлечь и заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос и его покорение? Я считаю, что проектная деятельность позволит дошкольникам усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит как в повседневной жизни, так и на специальных интегрированных занятиях. Содержаниеобразовательной деятельности доступно возрасту, даётдетямспособностьвыразитьсвоиэмоциональные переживания иосвоить новые знанияокосмосе.

Задачи проекта :

сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства

познакомить детей с историей развития космонавтики, профессиями инженера – конструктора, проектировщика, изобретателя в космической сфере;

учить обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить его с условиями, имеющимся строительным материалом и возможностями его пространственного расположения.

развивать на конструктивном материале зрительное внимание, воображение, мышление, мелкую мускулатуру рук

прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса

воспитывать интерес к конструированию, совершенствовать коммуникативные навыки при взаимодействии с детьми и взрослым;

поддерживать стремление детей проявлять изобретательность, фантазию, экспериментировать;

создать условия для выбора деятельности детьми на основе их способностей, особенностей и интересов;

способствовать развитию успешности каждого ребенка, проявления его инициативности;

стимулировать позитивное взаимодействие детей друг с другом, закреплять умение работать в коллективе,пользоваться общим набором деталей;

Ожидаемый результат:

В ходе реализации проекта у детей сформируются следующие компетенции:

- усвоение детьми знаний и представлений о космосе, отечественной космонавтике

- уважение к трудной и опасной профессии космонавта

- проявление своей инициативы;

- позитивное взаимодействие друг с другом;

- готовность к самовыражению в конструктивной деятельности;

- составление творческих и описательных рассказов.

- проявление стремления фантазировать, изобретать.

Этапы реализации проекта

Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам.

Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её.

Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками. Развивать творческое воображение. Способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Побуждать к проведению режиссерских игр, игр-фантазий

Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.

Этапы реализации проекта :

I этап– подготовительный

Определение цели задач проекта

Изучение и подбор художественной и методической литературы по теме

Изучение интернет – ресурсов по теме

Анализ предметной среды группы

Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, тематических мультфильмов

Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности

Оснащение развивающей среды

Планирование совместной деятельности

II этап – практический

Опыты и эксперименты по теме

Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме “Космос”

Чтение стихотворений современных поэтов о Космосе, Вселенной, подвигах космонавтов

Чтение художественной литературы

Чтение произведений о космосе

Конструирование из разного конструктора, бумаги, бросового материала: летательных аппаратов, Космогородка, ракеты

Сюжетно – ролевые игры

Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.

Космос. Детская энциклопедия. Москва 2000

Читайте также: