Загадки о правах ребенка для начальной школы
Обновлено: 05.07.2024
Путешествие по стране Правознайке.
Цель: познакомить с декларацией прав человека; дать представление о правах ребёнка; формировать представления о правах и обязанностях школьника; дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путём обсуждения.
Вступительная часть.
Учитель: Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
На что они имеют право и на что не имеют?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путём международных переговоров. В конце концов, людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека .
Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.
-А есть ли какие-нибудь права у детей?
И они записаны в Декларации прав ребёнка, которую создала и приняла Организация Объединённых Наций (ООН) и в Конституции.
Права взрослого и права ребёнка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.
- Ребята, сегодня мы поговорим о том, что является важным для всех людей – о наших правах и обязанностях. Мы вспомним о том, для чего нужны права.
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по стране Правознайке.
Основная часть
Наша школа медленно удаляется, остается позади наш город. И вот наш воздушный шар подлетает к волшебной стране и медленно приземляется на площади Правовых знаний.
-Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
Права ребёнка надо знать,
Не только знать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
- Познакомимся с некоторыми правами.
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребёнка
Вот в углу стоит мальчонка,
Бить, наказывать ребёнка
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Эта грань обозначает:
Мать с ребёнком разлучают.
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться.
Этот трудится ребёнок,
Мало у него силёнок,
В детстве тяжкая работа…запрещается.
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить –
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
1) Мама работала,
А я в школе все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …(отдых)
2) Всех по-разному зовут:
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …(имя)
3) Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Мы использовать должны
Право на … (образование)
4) Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только… (врач)
5) Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на …(жильё)
-Так какие же права вы имеете?
Мы уже знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача всегда помнить об этом.
В сказках отражена народная мудрость. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.)
- Сейчас, попробуем вместе с вами, узнать какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.
-Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)
1. Право на бесплатное образование.
2. Право на свободный труд, защита от безработицы.
3. Право на неприкосновенность жилища.
- Ответим на вопросы.
1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (Ответ №3).
2. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ №2).
3. Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ №1).
-Какие же права есть у вас, школьников?
- Мы имеем право на учёбу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях.
- Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности. Какие же обязанности у школьника?
И вот следующая остановка улица Обязанностей.
-Как по-вашему, что такое обязанности? Послушайте, как раскрывает значение этого слова толковый словарь Ожегова.
Из словаря Ожегова:
У каждого человека есть право на жизнь, свободу, поиски счастья. Одновременно у каждого есть и обязанности. Каждый человек должен быть честным по отношению к другим людям, всегда помогать им, никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определенные обязанности. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей. Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду – в школе, на улице, в общественных местах, на природе. А теперь давайте вспомним какие же обязанности есть у школьников.
-На доске на карточках написаны обязанности школьника и то, на что школьник не имеет право. Давайте расположим эти утверждения в два столбика.
-Выполнять требования учителя, дежурных.
-Соблюдать технику безопасности.
-Беречь школьное имущество.
-Выполнять распорядок дня.
-Придерживаться правил культурного поведения.
-Уважать права других.
А на что же школьник не имеет права:
- опаздывать без уважительной причины;
- не выполнять домашние задания;
- пропускать уроки без уважительной причины;
- обижать младших и своих сверстников;
- молчать, если его обижают.
Г) Закончи предложение
Учащиеся дополняют окончание предложений:
- В школе я должен.
- В школе я имею право.
- Дома я имею право.
- На улице я должен.
- На улице я имею право.
- Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок? Какие ошибки совершаете вы сами? (Ответы детей.)
- гуляем с собакой,
- ходим в магазин за хлебом.
Работа в группе. Вычеркните предложения, которые не подходят для нашего дружного класса.
- Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.
- В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.
- Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
- В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
- В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.
- В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.
- Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.
- Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
-Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.
- Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.
- Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.
- Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.
После выполнения работы в группах ребята зачитывают то, что у них получилось.
Давайте карточки с вашими заданиями мы сохраним, и пусть они напоминают нам не только о наших правах, но и об обязанностях.
- Вот и подходит к концу наше путешествие по стране Правознайке. Ну, что? Пора возвращаться домой. Займите удобно места в нашем летающем устройстве. Наш воздушный шар взлетает, преодолевает воздушное пространство и приближается к родной школе.
Приготовиться к посадке! Приземлились! Приветствую вас в стенах родной школы!
- Чем занимались в городе Правовой культуры?
- Что полезного каждый из вас взял для себя?
Мы сегодня очень хорошо пообщались: узнали права и обязанности, поговорили о хороших поступках и плохих. Главное вы должны помнить, что вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми.
Данная подборка загадок о правах ребёнка предназначена для воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений, а также родителей детей.
Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)
Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)
Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на …
(образование)
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)
Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
(жильё)
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .
Сборник загадок о правах ребёнка
Воспитатели: Вишнивецкая Н.В.
Сборник загадок о правах ребёнка
Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)
Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)
Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на …
(образование)
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)
Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
(жильё)
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki.docx | 18.48 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Сборник загадок о правах ребёнка
Воспитатели: Вишнивецкая Н.В.
Сборник загадок о правах ребёнка
Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)
Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)
Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на …
(образование)
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)
Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
(жильё)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, .
Сборник загадок о правах ребёнка
Сборник загадок о правах ребёнка.
Сборник загадок по ОБЖ
Загадки помогут детям закрепить основные знания по ОБЖ.Научат детей предвидеть опасность, быть бдительными.
Сборник загадок "Времена года"
Материал поможет педагогам при проведении образовательных мероприятий в любое время года.
Сборник загадок "Дикие животные"
Материал в помощь педагогам при организации деятельности с детьми по ознакомлению с дикими животными.
сборник загадок
Овощи 1. Лежит хрюшка - жёлтое брюшко. (Кабачок)2. Красовалась на пенёчке, а зимой заснула в бочке. (Капуста)3.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Игра – викторина
(для учащихся 1-4 классов)
Воспитатель:
Беккер Светлана Юрьевна
с. Красное, 2013 г.
Цель: Формирование первоначальных правовых знаний, знакомство с основным законом страны - Конституцией РФ, воспитание чувства гражданского долга и ответственности.
-дать первоначальные правовые знания;
-познакомить с основным законом страны-с Конституцией РФ;
-познакомить с правами ребенка;
-формировать представления о правах школьника;
-воспитывать чувство гражданского долга и ответственности.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитанникам предлагается узнать о теме занятия, предварительно разгадав шифровку: Коррекционное упражнение на развитие анализа и синтеза.
Права ребёнка.
Введение в тему.
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь людей превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долгое время люди искали ответы на эти вопросы. И когда нашли их, появились законы, помогающие навести порядок в государстве. Что же такое законы?
Законы – это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство. Эти законы обязаны выполнять все граждане страны.
Ребята, вы знаете, что является главным законом нашей страны? (ответы детей). Предлагаю вам упражнение, выполнив его, мы с вами узнаем, что же является главным законом страны.
Воспитанникам предлагается из букв, разбросанных на доске собрать слово Конституция . Коррекционное упражнение на развитие внимания, мышления.
Конституция – главный закон страны.
Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года.
С тех пор этот день является государственным праздником - Днем Конституции РФ.
2. Обзорное знакомство с Конституцией РФ.
Главный закон состоит из 9 глав.
В первой главе рассказывается об устройстве нашего государства: полное название государства – Российская Федерация . Федерация – это значит, что наша страна состоит из частей. Россия - это правовое государство; форма правления – республика, т.е. власть выбирает сам народ.
В третьей главе рассказывается о том, как устроено наше государство.
Четвертая глава определяет деятельность президента РФ.
Отдельные главы посвящены деятельности правительства, органов местного самоуправления и органов судебной власти РФ.
Во второй главе - самой большой - записаны права и свободы граждан РФ:
-право на неприкосновенность жилища,
-право на свободный труд,
-право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
-право на образование.
Права - те правила по которым живут люди.
Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.
Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке, будем отвечать на вопросы викторины, разгадывать загадки.
Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.
Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.
Вопросы викторины:
3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)
На доске 3 листа:
Право на бесплатное образование.
Право на свободный труд, защита от безработицы.
Право на неприкосновенность жилища.
Вопросы викторины:
1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то ка кое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - № 3 право на неприкосновенность жилища.)
2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 право на свободный труд, защита от безработицы.)
3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ - № 1 на бесплатное образование.)
Оно каждому дано
Оно каждому важно.
Много их на свете есть
Всех на пальцах и не счесть (право)
Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду. (право на образование)
У взрослых право на работу,
А у детей есть на ___?___
Есть право на игру и отдых,
Я это говорю для взрослых. (право на заботу)
Вот, к примеру, право .__?__
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
И она нам всем нужна. (право на жизнь)
- Какие же права есть у вас, школьников?
1.Право на учебу.
2. Право на отдых между уроками.
3.Право на каникулы.
4.Право на занятия в кружках и секциях.
4. Заключительная часть.
Вот и подходит к концу наше занятие. Давайте подведем итог.
Блицопрос
1. Что такое Конституция? (Главный закон страны)
2. Где записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе России- Конституции.)
3. Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)
В заключение нашего занятия ребята прочтут стихи
1 - й чтец. Мы знаем о законе мало,
Не больше всех иных,
Мы знаем, делать нужно то,
Что благо для других.
2 - й чтец. Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить!
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море.
3 - й чтец. Нужны реки и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
4 - й чтец. Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Все почувствовать вокруг.
Список используемой литературы
1. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Авт.- сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина.-М.: ВАКО, 2008.-368с.
2.Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград : Учитель, 2006. – 204 с.
3.Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы / Л.И. Саляхова – М.: Глобус, 2007. -367с
Я предлагаю вам сказочную викторину: рассмотреть иллюстрации к сказкам, определить их название и подумать, о каких правах идет речь в этих сказках, чьи права главных героев, по-вашему, здесь нарушены?
-Кто из обитателей двора пользовался самым большим авторитетом? (Индюк)
-Чьи права были нарушены в этой сказке? (Гадкого утенка)
-Почему обитатели двора обижали гадкого утенка?
( Он был не похож на других)
-Должны ли герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения?
(Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)
-Как ты думаешь, поступят ли ребята твоего класса как обитатели двора?
(Ни один ребенок не должен быть обижен и оскорблен.)
Какое право нарушила ведьма в этой сказке?
( Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом)
О нарушении какого права идет речь на этой иллюстрации?
(Право на неприкосновенность жилища)
Кто нарушил это право? (Лисица)
Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права? (Петух)
Каким правом воспользовалась лягушка?
( Правом на свободное передвижение)
Кто помог лягушке воспользоваться этим правом? (Утки)
Кто из героев нарушал права в этой сказке? (Все)
Прав ли Емеля, велев дубинке поколотить офицера?
(Нет.Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)
На какое право посягнула царица, приказав Чернавке увести царевну в лес?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, право на семью)
Какое право охранял пес Соколко, когда не пускал старуху в дом?
(Право на неприкосновенность жилища)
Назовите главных героев сказки.
Какие и чьи права нарушены в этой сказке?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу уточки нарушила хитрая лисица)
Каким правом воспользовался купец, отправившись торговать?
(Право на свободное передвижение: уезжать и возвращаться на родину)
Какое право нарушила злая волшебница, когда украла маленького принца?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу)
В чем были виноваты ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой?
(Посягательство на честь и репутацию)
Какие еще права они нарушили?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу)
Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца?
(Право на личную неприкосновенность, семью, жизнь и свободу)
Кто помог девочке спасти и выручить брата? ( Мышка, Речка, Печь)
Расскажите о нарушении прав Колобка в этой сказке?
В каких сказках Кощей Бессмертный увозил к себе царевен и хотел на них жениться против их воли? Какие права он при этом нарушал?
(Право на личную неприкосновенность, семью, защиту, жизнь и свободу)
Кто в этих сказках помогал царевнам восстанавливать свои права?
Подумай, какими по твоему мнению правами должен обладать ребенок?
Праздник 1 июня — это призыв ко всем людям на планете не забывать о правах детей на жизнь и счастливое детство. Наши малыши нуждаются в защите и в определенных свободах, без которых просто нельзя сформировать доброе, справедливое, ответственное и гуманное общество.
Читайте также: