Задания по функциональной грамотности в начальной школе русский язык

Обновлено: 05.07.2024

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Ниже представлена диагностическая работа для учащихся 2-3 класса для проверки функциональной грамотности предметов естественного цикла: грамотность чтения, грамотность в области естествознания, грамотность в математике.

Она строится на основе текста, включает задания на выявление умения читать и работать с информацией, выделять главное в тексте, проводить математические действия и вычисления по изученному материалу, отвечать на поставленные вопросы на основе анализа прочитанного текста.

Рекомендуется выполнять работу в заданной последовательности в течение 40 минут. Перед началом работы следует провести инструктаж. Если ученик не может выполнить очередное задание, он должен перейти к следующему. Если он не успел выполнить работу за отведенное время, необходимо дать ребенку возможность закончить ее выполнение в дополнительное время.

Задания по формированию функциональной грамотности на уроках. 3 класс.

ВложениеРазмер
zadaniya_po_formirovaniyu_funktsionalnoy_gramotnosti.docx 58.55 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по формированию функциональной грамотности

Учитель: Куликова Л.П.

3 класс Уроки чтения и окружающего мира.

Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.

Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый.

Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.

Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.

Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена. (95 слов.)

1).Определи и запиши тему текста___________________________________

2). Запиши основную мысль текста__________________________________

Ответьте на вопросы

3). Что обещает прилёт журавлей? Подчеркни:

Б) Позднюю осень;

Г) Близкое тепло .

4). Из пар слов подчеркни то, что соответствует тексту:

А) Много (былин и легенд, сказок и песен) сложили о журавлях;

Б) Журавлиха кладет (два, три) крупных яйца;

В) Гнездо журавль вьет (в ямке на поле, на дереве);

Г) Молодых журавлят уводят (в лес, в камыши);

5). Подчеркни в тексте описание внешнего вида журавля.

6). Чем опасен раненый журавль?____________________________________

Белый журавль , или стерх , гнездится исключительно на территории России , в Якутии и в Ямало-Ненецком округе. В зимнее время птицы мигрируют в Инди ю . Птица стерх в высоту достигает около 140-160 сантиметров, размах крыльев составляет 210-230 сантиметров, а вес журавля от 5 до 8 килограмм. Передняя часть головы белого журавля лишена оперения, окрашена в красный цвет. Оперение почти полностью белое, кроме маховых перьев черного цвета на крыльях. Продолжительность жизни птицы составляет около 70 лет. Гнездо белые журавли устраивают в тундре, в воде с глубиной в 30-40 сантиметров. Белый журавль остерегается человека: если он заметит человека на горизонте, то навсегда может покинуть гнездо.

В дикой природе белых журавлей максимум 3000. В ЯНАО около 20 особей. Белые журавли стерхи находятся на грани вымирания, поэтому внесены в международные списки Красной книги и Красную книгу России.

( Материал из Википедии )

7).Выбери правильные высказывания:

А) Текст №1 – художественный текст;

Б) Текст №2 – научно-познавательный текст;

В) Оба текста – художественные тексты;

Г) Оба текста - научно-познавательные.

8). Выпиши из текста слова, значение которых тебе непонятно.

9).В текстах идёт речь об одном виде журавлей?_(ДА; НЕТ;)

10).Перечисли перелетных птиц нашего округа_______________________

11).Перечисли зимующих птиц нашего округа_______________________

Умение ориентироваться в источнике информации

- Умение извлекать информацию

- Умение работать с недостающей информацией

Прочитай текст. Определи, какие пауки по размеру — большие или маленькие.

Структура материала в номинации

«Я конструирую задание, направленное на формирование

Формулировка задания: Мама решила приготовить роллы в домашних условиях. Для изготовления ей понадобилось ряд ингредиентов: рис, лист нори, рисовый уксус, огурец, крабовые палочки, творожный сыр. Она отправилась за покупками в магазин. Это был день недели - пятница. Мама знала, что в пятницу в некоторых магазинах действуют скидки. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на необходимые продукты. В каком магазине мама сделает выгодную покупку, если у неё в кошельке 300 рублей?

Предметные умения (объект проверки) : Решать текстовые задачи.

Выполнения арифметических действий с числами.

Критерии оценивания: Выполнены необходимые вычисления и/или рассуждения, приводящие к ответу, получен верный ответ –2 балла;

Приведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, но допущена одна арифметическая ошибка, не нарушающая общей логики решения, в результате чего получен неверный ответ – 1 балл;

Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше – 0 баллов.

Когнитивные процессы (мыслительная деятельность): Рассуждать; применять; интерпретировать.


Папа решил сделать ремонт в ванной комнате и выложить кафельной плиткой стену над раковиной. Размеры стены – 1 м х 1 м (100 см х 100 см). Он решил купить плитку квадратной формы со стороной 20 см.


20 см 100 см


Вопрос. Сколько таких плиток ему надо купить?

Выберите и отметьте верный ответ.

Вопрос 2. В магазине выяснилось, что нет плиток нужного размера, но имеются два вида плиток, которые можно приложить друг к другу и сложить из них плитку размером 20 см х 20 см. Рассчитайте, сколько плиток каждой формы нужно купить. Для этого заполните следующую таблицу.

Сколько надо плиток этой формы, чтобы сложить из них плитку размером 20 см х 20 см?

Сколько надо плиток этой формы, чтобы выложить квадратную площадку размером 100 см х 100 см?



- Содержательная область оценки – Пространство и форма

- Компетентностная область оценки - Применять

- Контекст- Личная жизнь

- Формат ответа – выбор ответа (из четырех предложенных)

Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: планировать ход решения, мысленно конструировать ситуацию на нахождение количества равных частей в целом

- Содержательная область оценки – Изменение и зависимости

- Компетентностная область оценки - Применять

- Контекст - Личная жизнь

- Формат ответа – краткий ответ

Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: устанавливать зависимость между данными, представленными в соседних столбцах таблицы, составлять целое из заданных частей, обобщать информацию, заполнять таблицу

Верно заполнены все ячейки таблицы.

Сколько надо плиток этой формы, чтобы сложить из них плитку размером 20 см х 20 см?

Сколько надо плиток этой формы, чтобы выложить квадратную площадку размером 100 см х 100 см?


10 см


10 см

Верно заполнена хотя бы одна строка или один столбец таблицы, а другие строки/столбцы не заполнены или заполнены неверно.

  1. Какой день наступает после понедельника?
  2. Какой день следует за вторником?
  3. Какой день недели наступает раньше других?
  4. Какой день недели наступает позже других?
  5. Какой день недели предшествует субботе?
  6. Какой день недели находится между средой и пятницей?
  7. Как перечислить пять дней недели, не называя их?

Примерные вопросы, используемые при тестировании международного исследования TIMMS.

Какой организм сам производит питательные вещества, используя солнечный свет?

Запиши одно различие между Солнцем и Луной.

Какие из следующих тел могут заржаветь?

а) деревянные опилки

б) пластмассовые трубочки для питья

в) железные гвозди

г) стеклянные бусинки

Древесина-это природный ресурс, используемый человеком. Для чего люди используют древесину? Приведи два разных примера.

Птица - живая, облако - неживое. Почему птицы относятся к живой природе, а облако к неживой? Приведи два объяснения.

На рисунке изображен скелет человека. Напиши две причины, почему человеку нужен скелет.

Людям не стоит пить воду непосредственно из моря или океана. Объясни почему.

Какое из следующих животных имеет зубы, больше всего похожие на зубы человека?

Из данных вопросов видно, что тестируемые показывают умение справляться с жизненными ситуациями, прослеживается меж предметная связь. Ученик должен уметь анализировать, сопоставлять, сравнивать и делать выводы.

Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.

- Воспроизводить по памяти, узнавать

Пример 1. Соедини линиями понятия.

Пример 2. Проставь номера месяцам по порядку следования в году. Укажи число дней и месяцев.

Пример 3. Изобрази условными знаками, какие виды осадков бывают в разные времена года

Пример 1. Запиши показания термометров.

Пример 2. Какие времена года изображены на рисунках.

Пример 3. Что можно узнать об этих предметах с помощью органов чувств?

Пример 1. Какие национальные одежды носят жители твоего родного края?

Пример 2. Какие ты знаешь тела и вещества?

Пример 3. Приведи примеры животных, которые родились зимой, застыли, заснули, поменяли шерсть.

Пример 1 . Пользуясь рисунком, составь рассказ о жизни людей в Арктике.

Пример 2. Расскажи, какие изменения в неживой природе происходят осенью

Пример 3. Опиши снаряжение воина, рассмотрев картину художника

- Демонстрировать знания об использовании приборов и материалов, методов и процедур

Пример 1. Расскажи, как устроен микроскоп.

Пример 2. Как называется эта группа изделий человека (см. рисунок)? Что можно ими измерить?

Пример 3. Подчеркни и объясни, какие предметы нужны при наблюдении за Солнцем?

Практико-ориентированные задания, направленных на применение знаний в опыте деятельности.

Пример 1. Вы собираетесь в отпуск на 1 месяц. За вашими любимыми фиалками согласился ухаживать ваш лучший друг. Напишите другу записку о том, как ухаживать за цветами.

Инструмент проверки – аналитическая шкала.

Пример 2. Наступили каникулы. Теперь вы чаще остаетесь дома одни. Какую записку оставит вам мама?

Инструмент проверки – модельный ответ.

Инструментом проверки может быть:

- Ключ - используется для тестовых заданий закрытого типа.

- Модельный ответ – обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом.

- Аналитическая шкала - используется для открытых тестовых заданий с развёрнутым ответом.

- Бланк наблюдений за групповой работой – используется для оценки вклада каждого участника в групповой продукт и эффективности деятельности всей группы в целом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Способствовать развитию орфографической самостоятельности, вырабатывать навыки грамотного письма.

3. Воспитывать культуру грамотного общения на уроке.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

Какие действия совершились в стихотворении, как называются эти слова?

Спинки, ручки, парты, улыбку.

-Ребята я вижу вам трудно меня понять ?

А если я скажу: Выпрямили спинки, приготовили ручки, сядьте ровно за партами, подарите мне улыбку.

Слова которые вам помогли меня понять что называют? (предмет, признак предмета или действие предмета?) слова какой части речи называют –действие предмета ? (глагол)

- Вы уже , наверное, догадались что сегодня будет в центре нашего внимания часть речи –ГЛАГОЛ.

Что обозначает слово глагол.


Возьмите на парте желтый конверт ( он один на двоих ) достаньте всё из него и соберите солнышко с лучиками из слов которые относятся к части речи-глагол.

И тогда, вы узнаете какие умения нам понадобятся на уроке. А лишние слова –(слова которые не являются глаголами) отложите.

Кто готов ? поднимите руку.

Проверка: РАССУЖДАТЬ, ДУМАТЬ, НАБЛЮДАТЬ, СЛУШАТЬ, ДОКАЗЫВАТЬ.

Верно . Такие умения пригодятся нам на уроке.

2. Работа в тетради. Минутка чистописания.

Руки? – НА МЕСТЕ

Ноги? – НА МЕСТЕ

Локти? – У КРАЯ

Спина? – ПРЯМАЯ.

Я пишу, ты пишешь, мы пишем, вы пишете, он пишет, они пишут.

3. Словарная работа.


Подбери к глаголу словарное слово. Кто подобрал и записал поднимите руку!

Мычит-корова и т.д.

У кого верно и без ошибок 1 балл , получает фишку.

4. Повторение пройденного.

Собрать нужные слова для ответа по плану - 3 человека.

На какие вопросы отвечает.

( В разброс даны карточки к частям речи, выбрать 1-му, сё , что относится к существительному, 2-му – к прилагательному, 3-му- к глаголу, по плану подготовить выступление по своей части речи)

В это время, остальные работают коллективно.

- Звон, звонит, звонкий.

- Ходит, ход, походка.

- Холод, холодный, похолодало.

- Старик, старый, стареет.

- Бег, бегун, бежать.

- Свет, светить, светает.

- Ленивый, ленится, лентяй.

- Бездельник, безделье, бездельничает.

Чтение слов-глаголов: звонит, ходит, похолодало, стареет, бежать, светить, светает, ленится, бездельничает.

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Работа в группах.



С сигнальными карточками. Ед.ч и мн.ч.

Мычит, лает, кукарекают, летают, каркает, воет, жужжат, растёт, растут, шумит, шумят, квакают, квакает.

Задания на формирование функциональной грамотности для учеников
1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA PISA — Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся

Что же такое функциональная грамотность?

Как устроен банк заданий?

Наши эксперты разработали полнофункциональный тренажер заданий в формате PISA, в котором задания расположены в нужной последовательности, чтобы учащийся полностью мог освоить навык и закрепить его.

Каждая ситуация подкреплена дидактической карточкой для педагога.

Карточка содержит подробный план отработки ситуации-задания, а также и рекомендации по включению материала в урок.


С учениками 1-4 классов отрабатываем метапредметные навыки

С учениками 5-9 классов развиваем:

  • Читательскую грамотность
  • Математическую грамотность
  • Естественнонаучную грамотность
  • Креативное мышление


Каждое задание представлено в виде ситуации с 3 уровнями сложности. Разработано > 10 различных типов и форматов заданий.


Как использовать?

Что получает педагог?

При разработке банка заданий мы учли проблемы, с которыми педагог сталкивается, работая с темой функциональной грамотности:

Работа над функциональной грамотностью требует много времени. Когда педагог находится в рамках жесткого планирования, чрезвычайно сложно найти ресурс на создание практико-ориентированных заданий.

Мы предлагаем проработанный банк готовых ситуаций, охватывающий все основные виды грамотности. Задания сформированы в нужной последовательности для полноценного освоения материала.

Дидактические задания PISA непривычны, в образовательном процессе мы работаем с такими формами заданий крайне редко.

Каждая ситуация прорабатывается в формате PISA, чтобы и педагогу, и ученику было легче привыкнуть и понять логику исследования.

Отсутствие методического аппарата и качественной методической помощи для учителя, не ясен алгоритм преподавания функциональной грамотности.

Каждое задание сопровождается дидактической карточкой с подробной инструкцией об отработке навыка, а также рекомендациями по включению заданий в учебный процесс.

Кроме того, в пакет входит серия вебинаров для учителей. Отдельно разработан курс повышения квалификации от специалистов в теме PISA.

Читайте также: