Зачем нужны соревнования в школе

Обновлено: 05.07.2024

Примерно такие фразы иногда приходится слышать от родителей, когда речь заходит об участии ребенка в соревнованиях.

В клубе робототехники мы проводим соревнования для всех детей 2 раза в год, я сейчас я расскажу почему.

Вот несколько плюсов участия в соревнованиях:

  • Опыт. На своих первых соревнованиях ребенок очень волнуется, это для него новый опыт, и часто бывает, что от волнения ребенок не проявляет себя в полную силу. Но чем больше раз ребенок будет соревноваться, тем меньше он будет волноваться, и скоро ваш гений будет чувствовать себя комфортно на таких мероприятиях.
  • Мотивация к дальнейшему развитию. Часто, перед соревнованиями ребенок считает что он отлично знает предмет (или спортивную дисциплину), и пропадает мотивация к занятию. Соревнования здорово отрезвляют, показывают тот уровень, которого можно достичь и к которому можно стремиться. И довольно часто после первых соревнований по робототехнике ребенок уже ждет следующие, чтобы еще лучше подготовиться и показать себя.
  • Команда единомышленников. На соревнованиях собираются такие же увлеченные дети (и часто увлеченные родители). Дети общаются между собой, проявляют себя в компании таких же детей, хвастаются своими достижениями и в целом весело проводят время. Важно, что бы соревнования были веселым времяпрепровождением, а не самым важным в жизни событием.
  • Развитие самостоятельности и активной позиции. На соревнованиях ребенок должен делать все сам, без помощи, и тут он проявляет себя, смотрит как другие ребята справляются с задачей самостоятельно и включается в работу. К тому же такого рода события формируют в ребенке потребность активно проявлять себя во всех жизненных сферах.
  • Развитие лидерства у мальчиков. Для мужчин желание быть первым, быть быстрее/выше/сильнее - естественная природная потребность. И как этого достигать, если не соревноваться среди сильнейших? На этом пути обязательно получать опыт побед и поражений, ставить новые цели и достигать их. А стараясь сберечь ребенка от того, что бы он вдруг не расстроился из-за проигрыша, вы просто душите этот порыв и это желание быть лидером.

"Конкурс помогает детям узнать, что побеждает не тот, кто более талантлив от природы, а тот, кто упорно работает над собой, придерживается дисциплины" , - говорит Тимоти Ганн, педиатр-невропатолог из Южной Калифорнии

Участие в соревнованиях не всегда подразумевает обязательную победу ребенка. Важно то, какую окраску придают соревнованиям родители, и как они реагируют на успех или неудачу ребенка. Ведь в любом случае ребенок получил опыт, и важно подержать, похвалить его за проявленные усилия и старания. И проигрыш - это один из этапов на долгом пути развития ребенка.

Старайтесь не придавать сверх важность соревнованиям, это не олимпийские игры, а возможность классно провести время в первую очередь. Закрепляя в сознании ребенка понимание того, что соревнования это классно, весело и интересно, мы даем возможность ребенку проявлять себя полностью, а не зажиматься.

Ну и в завершении хочется сказать, что важно сделать так, что бы ребенок был счастлив в детстве, и получил разный опыт и разные эмоции. И соревнование - это один из важных этапов становления ребенка как личности, и проявления его Я.

А как вы считаете, нужно что бы ребенок участвовал в соревнованиях для получения нового опыта?

Конкурсы — это соперничество, а здоровое соперничество полезно, потому что помогает развивать лидерские качества, приучает ребёнка ставить перед собой цели и идти к ним, раскрывает потенциал. Но в деле соперничества и участия в конкурсах легко перегнуть палку.

Как сделать участие в конкурсах здоровым и полезным для психики? Рассказываем!

детские соревнования

Полезно ли участвовать в конкурсах и соревнованиях?

Суть конкурса не важна — это может быть забег, соревнование песен или танцев, хакатон для программистов. Важно другое: чем бы это ни было, оно подталкивает ребёнка соревноваться с другими, будит в нём чувство азарта и желание оказаться первым.

Конкурсы помогают детям развивать эмпатию и умение сопереживать, уважительно относиться к своим соперникам. Дети учатся работать в команде, быть упорными и настойчивыми. И наконец — самое важное — они учатся совершать ошибки и понимать, что проигрыш не равнозначен поражению. Любой шаг — это бесценный опыт, на котором человек строит своё будущее, и проигрыши в конкурсах тоже становятся фундаментом для этого.

Подобный опыт, полученный в юном возрасте, способствует формированию более здоровой самооценки. Проигрыши и ошибки не становятся для человека чудовищной трагедией — просто поводом приложить чуть больше усилий.

Вредно ли участвовать в конкурсах?

Если всё так здорово, откуда вообще берётся вопрос, вредно ли участвовать в конкурсах? Исследования показали, что соперничество не помогает мотивировать детей, даже наоборот, приводит к неравенству и стрессу из-за постоянного давления. Если речь идёт об активностях, которые искренне нравятся ребёнку (спорт, творчество, наука), то участие в конкурсах может вовсе отвратить подростка от любимого занятия.

В некоторых ситуациях участие в конкурсах может привести к понижению самооценки. Дети чувствуют себя потерянными и поверженными, менее любимыми родителями и педагогами, усталыми и грустными. Они чувствуют, что зря приложили силы и потратили время на попытки достичь какой-либо цели. И всё это происходит по одной единственной причине — соперничество в конкурсе было изначально нездоровым.

Ключ — в здоровом соперничестве!

Как помочь ребёнку сформировать именно такое мышление? Так:

  • говорите о конкурсах в позитивном ключе — это опыт в любом случае, и участие, как бы заезженно это ни звучало, действительно важнее победы;
  • главное — получить опыт и бесценные знания, необходимые самому ребёнку, а не школе, кружку или секции;
  • поражение — тоже часть пути на вершину, и это очень важно понимать;
  • радуйтесь полученному опыту ребёнка, тому, что он набрался сил и поучаствовал, поддерживайте его в любом случае.

Конкурс должен вызывать у ребёнка положительные эмоции, радость и предвкушение. Это не тягостная обязанность, а нечто интересное, и к потенциальному поражению ребёнок должен относиться совершенно спокойно. Конкурс — это веселье, возможность познакомиться с единомышленниками, развить собственные умения и таланты, наметить цели на будущее.

Если конкурс вызывает у ребёнка тревогу и нежелание участвовать, если малыш очевидно не готов к поражению, и если предыдущие попытки побывать на соревнованиях привели к огорчению или ссоре с друзьями, возможно, пока стоит воздержаться от конкурсов и вместо этого сфокусироваться на восстановлении самооценки и поиске причин болезненного психоэмоционального состояния.

иконка сердечка

​Мой ребенок не говорит. Что делать?

​Мой ребенок не говорит. Что делать?

​11 лайфхаков для занятых родителей

​11 лайфхаков для занятых родителей

Как в 2021 году изменятся правила поступления в школу для первоклашек

Как в 2021 году изменятся правила поступления в школу для первоклашек

В каком-то смысле вся наша жизнь — постоянная конкуренция с другими, и нужно быть к этому готовым. Но так ли хорошо, когда учёба в школе превращается в соревнование?

Желание всех победить — эффективный стимул к действию. Именно поэтому конкурсы и соревнования так любимы педагогами. В советской школе, например, апофеоз соревновательности в обучении пришёлся на 1940-е — 1950-е годы, когда всех вдохновляли стахановцы и передовики производства. Есть и более хрестоматийный пример — система воспитания в Древней Греции, выстроенная полностью на спортивных играх, состязаниях ораторов, поэтов и драматургов. Похоже, древние греки считали, что без соперничества невозможно создать что-то новое.


Но времена меняются, и несложно заметить, что, если принцип состязательности находится в основе системы образования, он входит в противоречие с целями, которые многие современные педагоги стремятся достичь — вырастить личность со множеством компетенций, готовую к коммуникациям, к тому же инициативную и способную заниматься самообразованием всю жизнь.

Почему так? Достаточно посмотреть, чем отличается соревнование в спорте, где никто не спорит о его уместности, и в школе.

Возможность выбора и добровольность. Человек выбирает спортивные занятия по душе и добровольно соревнуется. В школе любой ученик подчинён общей программе, какой бы адаптированной она ни была, и тратит относительно небольшой процент времени на те занятия, в которых он действительно талантлив. Если состязательность становится обязательной частью учебного процесса, ученик не выбирает, участвовать ли ему в этом и, главное, в какой дисциплине.

В спорте критерии оценки строго прописаны (даже при таком условии любители спорта вспомнят немало примеров, когда результаты соревнований вызывали во всём мире жаркие споры). Здесь понятно, что значит быть лучше противника: прыгать дальше, бегать быстрее, забить больше мячей. А как объективно выбрать, например, лучшее сочинение? Оценки в области знаний всегда условны.


Конкурс, конкуренция подрывает основную цель образовательного процесса, согласно которой все студенты должны научиться тому, чему их учат. Не только самые способные.

Когда ученики соревнуются за стипендии, победы в олимпиадах и так далее, мы словно убеждаем их в том, что одни могут учиться больше, а другие могут меньше. Тот, кто занимает первое место, думает, что следующий за ним учится меньше (меньше старался), а обучение превращается в игру, в которой главное — выигрыш.

Конкуренция наглядно демонстрирует школьникам, что быть первым гораздо важнее и приятнее, чем получать знания. Кроме того, если кто-то оказывается впереди, кто-то, естественно, оказывается последним. Значит, повышение самооценки одного всегда ведёт к занижению другого.

Если студент мотивирован только таким внешним фактором, как победа, его внутренняя мотивация молчит. А ведь именно внутренняя мотивация — это необходимое условие для обучения, без неё не будет самостоятельности в постановке целей, инициативности и других замечательных качеств, которые необходимы человеку во взрослой жизни.

Значит ли это, что им не нужно пользоваться?

В школьной жизни есть место для конкурсов и соревнований. Они являются источником мотивации, эмоций, способом организовать проектную деятельность, возможностью для детей проявить себя. Кроме того, во время любого соревнования можно учить учиться: показать, как важны настойчивость и усилия, как нужно объединяться и работать командой, что главное — не победить кого-то, а самому стать в чём-то лучше. Если иметь в виду, что вся наша жизнь — это конкуренция, то на примере школьных соревнований детям самое время понять, что в таких условиях надо постоянно развиваться, учиться и дружить.

СПОРТИВНАЯ АКРОБАТИКА для детей и взрослых

Как и в обычной жизни, в спорте любой результат зависит от отношения к делу. Одно дело, когда ребенок просто посещает тренировки, и совсем другое, когда он понимает, что в определенный день ему нужно будет показывать свои умения перед большим количеством людей и выступать на публике. Именно поэтому ни одно другое средство учебно-тренировочного процесса не может мобилизировать спортсмена лучше, чем соревнования. Это касается всех качеств человека. На соревнованиях спортсмен демонстрирует мужество, смелость, инициативу, дисциплинированность, характер, волю к победе, двигательные способности и многие другие качества, которые не может проявить в полной мере в иных условиях.

Подготовка к соревнованиям и участие в них способствуют воспитанию основных физических и морально-волевых качеств спортсмена. Возрастает качество тренировки, что приносит больше пользы как спортсмену, так и его тренеру. Ускоряется процесс обучения.

Соревнования оказывают огромное положительное влияние на развитие личности спортсмена.

ПОЛЬЗА ДЛЯ РЕБЕНКА:

— Соревнования являются основным стимулом спортивного роста акробатов.

— Соревнования повышают и выявляют уровень физической, технической и тактической подготовленности участников, формируют у них потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, а также способствуют привитию нравственных норм и правильных привычек.

— все спортивные соревнования среди детей и подростков, содействуют укреплению их здоровья и основываются на пройденном материале, который изучается на тренировках.

ПОЛЬЗА ДЛЯ ТРЕНЕРА:

Кроме того, всегда нужно помнить, что соревнования в акробатике являются необходимой частью учебного процесса и служат важным мероприятием при подведении итогов проделанной работы за определенный период.

ПОЛЬЗА ДЛЯ ОБЩЕСТВА:

Спортивные и показательные выступления спортсменов являются одним из основных средств наглядной агитации за гармоничное развитие человека, массовый спорт и физическую культуру в нашей стране.

В конечном счете, можно долго и нудно рассказывать соседу, что твой ребенок занимается таким красивым и зрелищным видом спорта, как спортивная акробатика и умеет садиться на шпагат и делать сальто, а можно один раз прийти и все увидеть своими глазами. К тому же, как показывает практика, многие люди не до конца понимают, чем отличается спортивная акробатика от гимнастики или аэробики или черлидинга и т.д. А придя на соревнования, все становится понятно.

Читайте также: