Зачем нужны школьные автобусы

Обновлено: 08.07.2024

Школьный автобус— транспорт, предназначенный для перевозки детей в черте города или за его пределами. Применяется для доставки учащихся к школе или домой после учебы, организации экскурсионных поездок, выезда всем классом на развлекательные, образовательные и иные мероприятия. Ниже рассмотрим, что нужно знать о назначении и правилах применения такой техники, поговорим о школьном транспорте в США, приведем технические характеристики популярных в России моделей.

  1. Назначение и область применения школьных автобусов
  2. Школьные автобусы в США
  3. Школьные автобусы в России: нормы и правила
  4. Классификация детских автобусов
    • Малый класс
    • Средний класс
    • Большой класс
  5. Итог

Назначение и область применения школьных автобусов

Необходимость доставки детей к месту обучения появилась очень давно. Первые повозки появились в столице Великобритании еще в начале 19 века. С развитием автомобильной промышленности и созданием ДВС стали выпускаться первыешкольные автобусы для детей. Сначала они имели простейшую конструкцию, но уже к концу 30-х годов 20-го века получили классический вид.

Сегодня такой транспорт применяется для решения следующих задач:

  • Доставка школьников к учебному учреждению.
  • Развозка детей по домам после завершения учебного процесса.
  • Перевозка школьников к местам проведения разных событий в сфере спорта, развлечений, образования.
  • Экскурсионные поездки и т. д.

В РФ школьные автобусы чаще всего используются для доставки детей к школе из удаленных регионов. Нередко бывают ситуации, когда учебное заведение находится только в районном центре, а в деревнях и селах их нет.

Школьные автобусы в США

Широкое применение детские автобусы получили в Соединенных Штатах. История появления транспорта в стране началась в 1914-м с появлением первого деревянного фургона на шасси. В нем не было стекол, а вход осуществлялся через одну заднюю дверь. В дальнейшем конструкция школьных автобусов постоянно совершенствовалось.

В 1939-м на специальной конференции был утвержден желтый цвет такого транспорта, который лучше всего виден на дороге. В тот же период установлены и другие требования по отношению к школьным автобусам, которые действуют и сегодня.

Школьные автобусы

К особенностям школьных автобусов США стоит отнести:

  • 3-точечные ремни безопасности (требование актуально не для вех штатов);
  • меньшее расстояние между креслами;
  • наличие дверей и люков для эвакуации;
  • зеркала заднего вида на капотной части (имеют вид сферы);
  • видеокамеры, навигация, система кондиционирования;
  • подъемник для детей с ограниченными возможностями и т. д.

Сегодня многие компании выпускают автобусы для школ. Некоторые из них уже изменили вид деятельности, но есть и те, которые до сих пор производят такую технику. К наиболее популярным брендам стоит отнести:

  • Thomas Built Buses — производитель, работающий с 1916 года;
  • Blue Bird Corporation — работает с 1932-го, а с середины 2000 годов ориентируется на выпуск школьного транспорта;
  • Gillig — до 1970-х (с 1932 года) производитель занимался только выпуском специального транспорта для школьников;
  • IC Bus — ведет деятельность с 1933-го, сегодня занимается выпуском транспорта для школьных / коммерческих перевозок;
  • Crown Coach Corporation — известный производитель, история которого начинается с 1904-го, выпускает надежный транспорт с хорошим ресурсом;
  • Wayne Corporation — предприятие, созданное еще в 1837-м, до 1992 года выпускало автобусы для школьников, туризма, специальных и городских поездок.

Школьные автобусы в России: нормы и правила

К перевозке школьными автобусами предъявляется много требований, которые обязательны к выполнению и контролируются многими органами. Одним из главных регулирующих документов является ГОСТ Р 51160-98. Действующий стандарт ориентирован на повышения уровня безопасности перевозки детей.

Именно по его требованиям в 2017-м было внесено ряд дополнений, обязывающих оснащать школьный транспорт системами ГЛОНАСС, необходимыми для быстрого поиска транспорта в случае аварии и оказания помощи.

Школьные автобусы

Базовые нормы и правила в отношении школьных автобусов:

  • Регулярное прохождение технического осмотра.
  • Запрет на эксплуатацию при выявлении поломки.
  • Наличие тахографа, контролирующего скорость движения, а также режима работы / отдыха водителя.
  • Максимальный вес авто — до 5000 кг, а возраст — до 10 лет.
  • Наличие специальных ящиков для школьной поклажи.
  • Наличие кресел для сопровождающих возле выхода.
  • Первая ступень на входе — не более 25 см от дорожного покрытия.
  • Максимальная скорость — до 60 км/ч.

За состояние и техническую исправность автобуса несет сама школа, на балансе которой закреплен транспорт.

В случае найма машины на определенное время эта функция ложится на перевозчика. Школьные автобусы должны поддерживаться в исправном состоянии, а в процессе движения важно выбирать безопасные маршруты.

Школьный транспорт должен оборудоваться:

  • специальными знаками безопасности:
  • ремнями;
  • кнопкой связи, громкоговорителями;
  • аптечкой;
  • парой огнетушителей.

Перед поездкой водитель обязан проверить техническую исправность транспорта, наличие необходимой документации, правильность заполнения путевого листа и чистоту интерьера. Также существует ряд правил, касающихся самой поездки. Во время движения водителю нельзя:

  • отвлекаться от графика, маршрута школьного автобуса;
  • пользоваться смартфоном без специальной гарнитуры;
  • пускать в транспортное средство посторонних;
  • курить, есть или разговаривать;
  • перевозить людей, которые не пристегнуты ремнями.

Управление школьным автобусом доступно только для водителей с категорией D и имеющих опыт вождения такого транспорта не менее 12 месяцев в течение последних 3-х лет. Ранее шофер не должен был лишаться прав или нарушать ПДД. Обязательным условием также является прохождение медосмотра.

Дополнительные правила перевозки детей:

  • обязательно сопровождение взрослых;
  • время перевозки — с 6.00 до 23.00, кроме случаев доставки в аэропорт или ж/д вокзал, когда остается меньше 100 км;
  • каждые три часа необходимо обеспечить прием пищи;
  • при поездках свыше 12 часов обязательно наличие медицинского работника;
  • при изменении времени отправки об этом оповещаются все участники процесса;
  • для детей возрастом до 7 лет время поездки не должно быть больше 4-х часов.

Детские перевозки автобусом несут повышенные риски и требуют особого внимания со стороны организаторов / водителей. Следовательно, ни одна рекомендуемая мера не является избыточной.

Классификация детских автобусов

Школьный транспорт условно делится на три класса — малый, средний и большой. Они отличаются по размерам и вместительности. Для примера рассмотрим наиболее популярные модели для каждого из вариантов.

Малый класс

В салоне автобусов малого класса вмещается не больше 20-25 человек. Длина транспорта не превышает 6-8 метров. Такая техника отличается высокой маневренностью и отлично подходит для перевозки небольшого количества детей в черте города или между населенными пунктами.

Пример техники —ПАЗ-32053-70. Школьный автобус на 100% соответствуют действующим ГОСТ. Внутри предусмотрено 22 / 23 кресла, в том числе места для сопровождающих лиц. В салоне предусмотрены кнопки для быстрой связи с водителем, а на самой панели имеется средство-громкоговоритель. На всех креслах предусмотрены ремни безопасности, а сверху имеются полки для школьных принадлежностей. Специальные устройства ограничивают скорость движения транспорта до 60 км/ч. Дополнительно такой транспорт оснащается подогревом зеркал заднего вида и устройством подачи звука при движении задним ходом.

На школьный автобус ПАЗ может устанавливаться три типа двигателя:

Средний класс

К этой категории относится школьный транспорт, имеющий длину до 10 м и число кресел для пассажиров не более 30-35. Это универсальный транспорт, пользующийся наибольшим спросом для школьных перевозок между разными городами.

Маз 257.

Пример — Маз 257. Это продукт белорусского автомобильного завода. Первоначально выпускался для перевозки школьников в сельской местности, но сегодня активно применяемый и в условиях города. Впервые Маз 257 S30 представили в 2017-м, а в 2019-м началось серийное производство.

Автобус отличается неплохим уровнем комфорта и рассчитан на перевозку 31 человека, из которых 29 детей и дополнительно два сопровождающих. Транспорт имеет высокую подвеску, что позволяет ему перемещаться даже по бездорожью. Он не боится гравийного покрытия, песка и глубоких луж.

Кузов машины представляет собой надежный каркас, сваренный из стальных профилей и прямоугольных труб. При этом транспорт прошел все испытания и соответствует требованиям безопасности, принятыми в Европе и СНГ. Внутри предусмотрены ремни безопасности на креслах, полки для школьных принадлежностей, громкая связь, мультимедийная система.

Большой класс

Для перевозки большого количества детей применяются вместительные автобусы. К категории большого класса относится транспорт, вмещающий до 40 человек, и имеющий длину кузова до 12 м. Такая техника подходит для продолжительных поездок.

Пример транспорта —Нефаз 5299. Школьный автобус предусмотрен для перевозки детей возрастом 6-16 лет. Оснащается всеми необходимыми системами, обеспечивающими безопасность передвижения: пожаротушения, оповещения водителя, ГЛОНАСС и т. д. Все кресла оборудованы 4-точеными ремнями безопасности, стекла имеют защитную тонировку, есть необходимые полки для вещей школьников.

В основе школьного автобуса лежит шасси Камаз 5297 с расположением двигателя в задней части. Базовая комплектация предусматривает наличие отопителя салона, электрических пневматических дверей, переговорного устройства, систему регулировки уровня пола, подогрев зеркал по бокам и другое. Дополнительно может быть установлена DVD-система, мониторы, кондиционер и другое оборудование.

Машины для перевозки детей — особый вид транспорта, требующий внимательного подхода при производстве и эксплуатации. В процессе перевозки важно придерживаться строгих инструкций для школьного автобуса, следовать требованиям ГОСТ в плане безопасности подготовки техники и передвижения. Нарушение любого из требований может привести к трагедии, поэтому все производители особое внимание уделяют безопасности, а соблюдение норм строго контролируется уполномоченными органами.

Ну ладно, в селах школьные автобусы необходимы. А в городах-то они зачем?

Причём, ходят они сейчас полупустые. И ходят по расписанию.

Любой школьник к любому уроку в свою школу доедет без приключений.

Это раньше, во времена до НКВИ, на работу было невозможно доехать, и с работы. Все абсолютно маршруты были битком набиты: на работу, в техникумы и колледжи, бабушки с внуками сидеть, в поликлинику.

Удивлялись, что даже младшие школьники в автобус втискивались. Зима, темно, холодно, а ребятишки стоя и спя, с рюкзаками за спиной в школу в автобусе трясутся. Мысленно задавали себе вопрос: родители, а школы-то поближе к дому нет? В нашем городе около 30 школ на 250 тысяч населения. Это не мало.

Зато сейчас, даже в час пик спокойно можно ехать в полупустом автобусе.

И не надо никакого школьного транспорта. Ведь ездят же дети в спортивные секции, в учреждения дополнительного образования на танцы, хоры, в музыкальные школы. И не выделяют же им от этих учреждений автобусы!

Нет, здесь опять дело не в заботе о населении, в данном случае, о детях. А в чем-то другом.

И, хотя не совсем корректно сравнивать условия, в которых учились дети 1940-1950-х годов, но сравню.

Мама моя пошла в школу в 1946 году. Жили в заводском посёлке. Школа в городе, километрах в семи от посёлка. Ездила на трамвае до школы. Это потом им дали квартиру в центре города, но также далеко от школы, примерно четыре километра.

Ездили так же, на трамвае.

А отец мой вообще родом из деревни. Школа в селе, четыре километра по грунтовой дороге. Время также послевоенное, полуголодное, хотя и деревня.

А вот как зимой, в северной деревне (север Горьковской области) детям почти что по лесу идти утром в школу, по темноте, по морозу? А если метель, да буран?

Однажды он пришёл из школы без сумки - вместо портфеля у него противогазная сумка была. А в сумке тетрадки, учебники. Его отец, дед мой (участник Великой Отечественной ) велел ему за сумкой обратно в школу идти. Весело, наверное, ребёнку было четыре раза по четыре километра за один день!

Вот в таких условиях учились дети 1940-1950-х годов. И ведь выучились! Кто техникум, институт закончил. Кто-то в училище учился и стал квалифицированным рабочим. А все потому, что трудности умели преодолевать.

А сейчас в городе до школы доехать - без проблем. В сельской местности детей родители на машинах до школы возят, если далеко.

Для сельской местности транспортный вопрос играет не последнюю роль. Большая протяженность нашего района может заставить корректировать работу учителей и учеников достаточно серьезно.

На звонки родителей, почему не предоставляется транспорт на такие поездки, в Транспортной компании отвечают, что подобных заявок от директоров не поступало. К сожалению, это не всегда соответствует истине.

Другой пример, весной этого года в п. Ивняки проводилась районная игра-викторина , посвященная 200-летию Отечественной войны. Для участия в ней необходимо было собрать команду из пяти учеников 8 – 9 классов. Транспортная компания сказала, что бензина нет, поэтому участники были вынуждены добираться до места проведения своим ходом.

Можно приводить еще множество других примеров, когда интересы транспортников, с одной стороны, и учителей и учеников, с другой, не совпадают. В любом случае последнее слово в этом вопросе остаётся… сами догадываетесь за кем. Такая ситуация повторяется из года в год. И улучшения, к сожалению, что-то не предвидится.

Неужели экономия бензина и районных денег будет происходить за счёт наших с вами детей?!

К слову сказать эта статья была опубликована на страницах районной газеты и наделала много шума среди работников районного Управления образования.


Баланс между качеством образования и его доступностью: роль школьных автобусов

Во многих территориях изначальная попытка оптимизации системы образования с организацией подвоза детей к более крупным школам вызывала непонимание, не в полной мере устранённое и до сих пор. Единого рецепта, в каких случаях нужно подвозить детей к школам, а в каких лучше сохранять даже совсем маленькие сельские школы, нет. Но реально обеспечить в небольших учебных заведениях качество образования достаточно сложно. Жизненные возможности тех, кто заканчивает школу с одним-двумя учителями, преподающими по пять-семь предметов, достаточно ограничены уже на стадии сдачи ЕГЭ.

Школьные автобусы в таких случаях — необходимость, позволяющая повысить качество жизни. И если переходить на использование подвозящего транспорта, он должен быть надёжным. Он не должен быть помехой и приводить к опозданиям детей на занятия. На уровне всей страны должна быть создана система ритмичной работы школьных автобусов, необходимо обеспечить качество и безопасность самих транспортных средств, сделать их действительно комфортными для учащихся, считает Андрей Максимов, председатель Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ.

Обновление школьных автобусов — путь к качеству и безопасности?

Парк школьных автобусов во многих регионах заметный. Счёт специализированной техники в них ведётся на сотни машин. Далеко не все из них новые, а срок их службы весьма ограничен. Транспорт старше 10 лет для перевозок детей уже использовать нельзя.

В 2021-2024 гг. за счёт средств федерального бюджета в регионы будет поставлено не менее 16 тыс. школьных автобусов разных модификаций. Среди первых школьные автобусы уже получили Башкортостан, Татарстан, Кемеровская область — Кузбасс, Омская и Ростовская области. Поставка новых автобусов позволит использовать их и для внешкольных мероприятий.

Важность обновления автопарка подтвердили и представители регионов. Заместитель председателя Законодательного собрания Владимирской области Роман Каминов сообщил, что во Владимирской области 240 автобусов работают на перевозках школьников к 166 образовательным организациям. Более 8000 учащихся полуторамиллионного региона пользуются автобусами постоянно. За ближайшие четыре года по возрасту и техническому состоянию необходимо обновить 125 из 240 автобусов.

Похожая статистика наблюдается и в других частях страны с большой долей сельского населения. Так, в Алтайском крае с 2300 тыс. жителей около 40% проживают в сельской местности. 683 школьных маршрута связывают 730 населённых пунктов, а имеющиеся 572 автобуса перевозят порядка 14,5 тыс. детей. Обновление автопарка проводится за счёт краевого и федерального бюджетов. В Архангельской области 134 школы обеспечивают подвоз детей школьными автобусами, ежедневно ими пользуются около восьми тысяч детей. В перевозках задействованы 303 автобуса.

Кто должен управлять школьными автобусами: школа или единый оператор?

Получив школьный транспорт, регионы часто раздают их по школам. И дальше руководители образовательных учреждений остаются один на один с вверенной им техникой.

Но такой способ организации школьных перевозок — не единственный. Автобусы можно передавать специализированному подрядчику — транспортной компании. Или вообще, школьными перевозками может заниматься региональный оператор.

При организации перевозок силами транспортных компаний можно обеспечивать и перевозки школьников на учёбу, и выезды на спортивные и культурные мероприятия. В случае неисправности есть возможность предоставить замену техники. Сейчас же в случае неисправности единственного, как правило, автобуса, школы полностью приостанавливают подвоз учащихся, не имея замены. Держать же всегда наготове второй исправный автобус для каждой школы достаточно накладно.

Татьяна Ильиченко, председатель комитета по спорту, культуре и молодёжной политике законодательного собрания Алтайского края, затронула проблемные инфраструктурные вопросы. Отслужившие свой срок школьные автобусы порой находятся в неплохом техническом состоянии и могут продолжить работать на регулярных муниципальных перевозках маршрутах. Поэтому школьные перевозки нельзя рассматривать отдельно от остального транспорта. Единые транспортные предприятия могли бы обслуживать одновременно и школьные маршруты, и муниципальные регулярные перевозки. В ряде муниципалитетов сохранились АТП, в других их необходимо создавать фактически с нуля, так как былая инфраструктурная база разрушена.

Заместитель министра образования Архангельской области Ирина Попова отметила, что в масштабах региона создание единого оператора из-за размеров территории трудно реализовать, однако в отдельных муниципалитетах такие структуры уже созданы.

Заместитель директора департамента финансов, экономики и организации бюджетного процесса Минпросвещения России Андрей Родионов отметил, что возможность создания единого оператора в полномочиях субъекта РФ предусмотрена. И эти действия не требуют поддержки от федерального центра. В то же время сельские школьные перевозки порой требуются в столь малонаселённых местах, что сложно для них сделать опорную инфраструктуру уровня транспортных предприятий.

Безопасность перевозок: как её повысить?

Статистика аварийности со школьными автобусами не является аномально высокой. Но всегда хочется ещё уменьшить и имеющуюся вероятность несчастных случаев. Ведь на кону — жизнь детей.

По информации Центрального аппарата МВД, озвученной членом Общественной палаты РФ, председателем Общероссийского объединения пассажиров Ильёй Зотовым, в 2020 г. в России произошло 17 ДТП с использованием школьных автобусов, ранения получили 52 человека. В этом году произошли две крупные аварии в Воронежской и Иркутской областях, в которых пострадало более 20 человек, и в обоих случаях установлена вина водителей автобусов.

Если количество школьного транспорта в регионах довольно прозрачно, то его техническое состояние — тайна, покрытая мраком. Единая база транспортных средств и водителей отсутствует. Поэтому, по мнению участников Круглого стола, важно создать онлайн-реестр транспортных средств, где можно будет проверить прохождение медицинского и технического осмотра, а также иметь в наличии базу водителей, допущенных для перевозки детей с учётом специальных требований для этой категории.

Водители школьных автобусов являются одним из слабых мест перевозочной модели. Присутствует дефицит кадров и дефицит фонда оплаты труда работников. Из-за малого количество рабочих часов (автобусы востребованы лишь для перевозок на занятия и с занятий) водители школьных автобусов зарабатывают заметно меньше других водителей автобусов.

В ряде случаев муниципалитеты не могут запустить школьные перевозки из-за плохого состояния дорог, нуждающихся в ремонте. Важно, чтобы трассы движения школьных автобусов в приоритетном порядке попадали в списки ремонтируемых по федеральным (БКД) и местным дорожным проектам, отметили участники Круглого стола.

Школьникам — автобусы. А дошкольникам?

Минпромторг совместно с производителями техники обеспечит в 2023-2024 гг. возможность выпуска автобусов для перевозок групп дошкольного возраста, поделился планами Андрей Родионов. Места для дошкольников должны быть меньше размером и оборудованы трёхточечными ремнями безопасности.

А всем ли нужны ли школьные автобусы?

Если сопоставить число школьников, регулярно пользующихся школьными автобусами, с численностью парков школьных автобусов в регионах, то можно сделать несколько выводов.

Один автобус в среднем служит для перевозки 25-33 пассажиров. Это значительно меньше, чем способны перевозить автобусы на пригородных маршрутах в режиме регулярных перевозок. Низкая отработка негативно влияет на уровень оплаты водителей. Поэтому желающих работать шофёрами школьного транспорта не так много.

Вот лишь несколько примеров из регионов — Карелии и Вологодской области.

Закончив обучение в школе, бывшие сельские школьники вынуждены либо приобретать личный автотранспорт, либо покидать свою малую родину в поисках мест с лучшей транспортной доступностью, позволяющей найти и лучшую работу. Поэтому рассматривать сеть школьных маршрутов отдельно от сети маршрутов общего пользования — крайне порочная практика. Она способствует дальнейшей деградации регионов.

Что делать?

Итоговую резолюцию по перевозкам школьными автобусами Общественная палата РФ подготовит и в качестве рекомендаций разошлёт причастным ведомствам и организациям для дальнейших действий.

От директивного дарения-навязывания автобусов директорам школ необходимо переходить на контрактную систему закупки транспортных услуг и к передаче школьных перевозок профильным транспортным организациям. Местами это можно увязать с возрождением муниципальных автопарков.

Дорогам, используемым для перевозок школьными автобусами, нужно уделить внимание при ремонте их по программам БКД и региональным программам обновления дорожной инфраструктуры.

Читайте также: