Зачем нужны отметки в школе

Обновлено: 08.07.2024

Тема оценок — из того числа, вокруг которых постоянный шум. Кто-то выступает за отмену системы оценок, кто-то считает, что ее нужно пересмотреть. И аргументы каждой стороны, безусловно, заслуживают внимания.

Оценка или отметка?

Оценка — это мнение учителя о знаниях ученика. Она отражает процесс: как школьник понимал тему раньше, как понимает ее сейчас и к чему стремится дальше. Главная задача оценки — установить глубину и объем индивидуальных знаний. А функции — обратная связь и поощрение.

Главная цель оценки — определить сильные и слабые стороны каждого ученика, понять, как учить его дальше, то есть выработать стратегию и тактику обучения.

А вот отметка — это выражение оценки в баллах, которое проецируется на шкалу плохо — удовлетворительно — хорошо — отлично.

Зачем в школе ставят отметки?

Это способ управления ребенком

И порой, как ни печально, они зависят от субъективного отношения учителя к ребенку.

Это способ управления родителями

«Оценка — это не показатель знаний. Есть студенческая мудрость: первые два года студент работает на зачетку, а потом зачетка работает на него. Аналогичная ситуация происходит в школе. Есть определенная группа детей, которая может ничего не делать, но автоматически получает высокие оценки, потому что "идет на золотую медаль".

Что дает отметка?

Отметки превратились в цель и смысл обучения и нахождения в школе. Интерес и стремление к знаниям пропадает, погоня за результатами затмевает процесс познания.

Дети видят то, что мы помогаем им увидеть. И в этом смысле школа упрощает картину мира: есть только два варианта ответа — правильный и неправильный. Такая среда неблагоприятна для развития креативности.

У ребенка обрывается на корню стремление к чему-то нестандартному, креативному — к чему-то, что лежит за рамками школы.

Задача учителя — помочь ребенку почувствовать, что любое мнение имеет право на существование. А когда учитель выставляет низкую отметку, у ребенка искажается восприятие, он начинает узко мыслить. Он натыкается на несправедливость: есть только правильно и неправильно, другого не дано. В результате школьнику сложно поверить в себя, он больше не может полноценно доверять собственным ощущениям, чувствам, мыслям, мнению.

Из тех, кто ждет чужого мнения и оценки со стороны, вырастают неуверенные в себе взрослые люди.

Для семьи оценка становится неким индикатором принятия ребенка системой и обществом. И еще, конечно, своеобразным мерилом родительской успешности.

В конечном счете, в погоне за хорошими отметками ребенка родители перестают замечать его личность.

Сегодня те знания, которые ребенок получает в школе, в большинстве своем формальны. Обучение в основном теоретическое, переусложненное, без практической значимости.

Представьте, что ЕГЭ отменят. Что получится? Система образования развалится, потому что ребенку не для чего будет учиться. Ведь сегодня дети ходят в школу не для того, чтобы приобретать знания и применять их в жизни, а для того, чтобы получить достойные баллы на экзаменах.

Тесты, рефераты, доклады практически не соприкасаются с реальной жизнью — той, в которую все мы погружаемся после окончания школы.

Еще одна причина искаженной оценочной системы — погоня школ за рейтингами и престижем. Лучшие школы формируют детей-перфекционистов. Они чаще всего не учат, а лишь дают детям характеристики и находят изъяны, пробелы в теоретических знаниях.

Правильный ответ всего один?

Отметка фиксирует, насколько ответ ребенка соответствует эталону. И в такой схеме наш мир превращается в черно-белый: хорошо/плохо, правильно/неправильно, знает/не знает, да/нет. Но наш мир цветной! Не забывайте напоминать об этом ребенку.

Как мы можем делить ответы учеников на правильные и неправильные, если все человечество до сих пор не разгадало тайну своего появления в этом мире?

Дайте возможность ребенку обосновывать свой ответ. Пусть дети проявляют творческий потенциал.

Нужна ли соревновательность?

Безусловно, дух соревнования важен. Но это не должно становиться единственным инструментом в школьных стенах.

Просто поразмышляйте, что важнее — воспитывать школьников в духе соревновательности, чтобы каждый стремился быть первым во что бы то ни стало, или приучать детей к сотрудничеству, когда все готовы прийти друг другу на помощь и уважают чужое мнение?

Нужно ли подтверждать завершение изучения?

Сдать на отлично не равно знать и применять навыки в жизни.

В процессе обучения важную роль играет все: и черновики, и ошибки, которые делал школьник, — только так он сможет прийти к заметному для себя прогрессу.

Как говорить с ребенком об оценках?

Оценка — это лишь способ узнать, что о ребенке как об ученике думает педагог. Если школьника наказать за плохие отметки, он не станет учиться лучше.

Когда родители слишком бурно реагируют на двойку или тройку, у ребенка формируется страх: получить плохую отметку значит потерять любовь мамы и папы.

Вместо негативной реакции на отметку лучше попробуйте спокойно разобраться вместе с ребенком, почему же так получилось. Окажите поддержку, не отворачивайтесь от школьника, который и без того расстроен.

Задайте ему вопросы:

Как ты к этому относишься?Узнайте отношение самого ученика к такому результату. Дайте ему выговориться, рассказать о своих чувствах.

Как ты мог(-ла) бы помочь себе и получить более хорошую оценку? Это сложный вопрос, но он однозначно поможет школьнику задуматься и проанализировать ситуацию — этот навык пригодится во взрослой жизни.

Можешь ли ты как-то изменить ситуацию сейчас? Помогите ребенку увидеть, что он управляет ситуацией и осознать ответственность за свою жизнь.

Тебе нужна моя помощь? Не делайте за вашего ученика доклады, не решайте задачки по алгебре. Просто будьте всегда рядом, чтобы быть готовым помочь — найти информацию, принести нужную книгу и т.д.

Кем ты хочешь стать? Если ребенок говорит, что ему не нужна математика, потому что он хочет стать фотографом, то договоритесь, что он будет изучать предмет, чтобы по крайней мере освоить минимум.

Дайте ребенку возможность ошибаться. Только через ошибки он обретет необходимый опыт, получит мотивацию найти правильный ответ, достичь результата и узнать что-то новое.


Отметка — это 1, 2, 3, 4, 5. При этом оценка не сводится исключительно к какому-то баллу: она должна давать более широкое представление о знаниях ребенка, принимать во внимание его прогресс и старания и служить мотивацией для дальнейшей работы. Например, ребёнок решил две задачи из пяти на контрольной и получил двойку. Но, возможно, в прошлый раз он решил всего одну и также получил двойку — то есть его прогресс остался незамеченным. Также остаётся непонятным, почему он не справился с остальными заданиями и что ему нужно сделать, чтобы в следующий раз показать лучший результат.

Отметка — не самоцель


Оценка должна служить инструментом для развития ученика: чтобы он понимал, как и куда движется на своем образовательном пути. На деле оценки часто становятся способом давления. В итоге получение идеальных отметок становится самоцелью и для ребенка, и для его мамы с папой.

Хотя сама по себе условная тройка не говорит о том, что ребенок плохой, ничего не знает и не понимает. Причин может быть масса: неинтересная тема (и низкая вовлеченность ученика как итог), высокий темп объяснения у учителя (ребенок не успевает вникнуть), важный материал пропущен по болезни, а следующие темы строятся именно на нем. И это только верхушка айсберга.


Оценки надо обсуждать


Когда ребенок приносит домой плохую оценку, надо разбираться, в чем причина. Иначе он продолжит и дальше заполнять дневник двойками и тройками и недополучать знания. Сходите к учителю, узнайте, с какими сложностями сталкивается ребёнок. Возможно, он всё понимает, но не способен правильно рассказать. Или он пропустил тему и не может освоить следующую, потому что она связана с предыдущей.

Типы оценивания знаний


Можно выделить три основных типа оценивания:

  • Диагностическое: оно помогает определить, что знает ученик перед началом обучения, и составить программу с учетом его текущего уровня. Такую диагностику важно провести в начале года или при переходе детей к новому учителю.
  • Итоговое оценивание, или оценивание обучения: проверка того, насколько ученик освоил программу. Результат такого оценивания часто влияет на отметки за четверть, за год или за всю школьную программу (как, например, ОГЭ и ЕГЭ).
  • Формирующее, или оценивание для обучения: целью является не выставление отметки, а получение информации о знаниях ученика, чтобы выстроить для него оптимальную образовательную траекторию. Формирующее оценивание подразумевает постановку целей для ученика, частую проверку его знаний, анализ его результатов и непременную обратную связь — обсуждение с учеником его успехов и трудностей, совместное формирование дальнейших шагов для достижения поставленных целей.

В результате ученик будет понимать, где его сильные и слабые стороны, постарается улучшить свои результаты, будет вовлечен в учебу.

В российских школах преобладает итоговое оценивание, важно повышать объемы и значимость формирующего. Его элементами можно считать промежуточные срезы и тесты, которые проводятся в течение четверти, небольшие опросы или карточки на уроке. Два важных момента:

  1. Чем чаще учитель проводит подобные проверки, тем более полной информацией он обладает.
  2. Результаты проверок надо обсуждать и анализировать с учениками, чтобы корректировать учебную программу.

Как помочь учителю с оцениванием


Но чтобы приступить к формирующему оцениванию, надо потратить много времени на подготовку и последующую проверку. Здесь могут помочь различные электронные ресурсы.

На Учи.ру мы собрали разные инструменты для проверки знаний школьников. Учитель получает подробную статистику: какие ошибки в каких заданиях допустил ученик.

  • Это могут быть трудности с решением заданий по теме, которую сейчас проходят в школе. Так учитель сможет больше времени выделить на дополнительные объяснения в классе.
  • Благодаря заданиям на повторение могут выявиться темы, хорошо освоенные ранее, но по какой-то причине забытые учениками. В таком случае важно не упустить момент и заполнить пробелы, чтобы они не помешали освоению программы в дальнейшем.


Оценивание — важная часть образовательного процесса. И в интересах всех участников — сделать его наиболее эффективным, чтобы оценка действительно была инструментом мотивации ученика. Если ребенок не выполнил задачу на отлично, важно разобраться, почему так произошло. Только тогда дети будут учиться и увеличивать свой объем знаний, а не просто стремиться к идеальному аттестату. А упростить процесс оценивания уровня знаний школьников помогут инструменты в личном кабинете учителя на Учи.ру — тестирования, автоматически формирующиеся домашние задания и статистика успеваемости в классе.

Тест: что значат эти устаревшие слова?

И стоит ли переживать, если ваш ребенок приносит домой одни тройки.

Часто школьное и вузовское обучение мы воспринимаем как необходимое условие для поиска работы и старта карьеры – и в случае высококвалифицированных профессий это можно считать оправданным (если, конечно, кто-то не займется самообразованием и откроет потом свой бизнес, который перевернет всю индустрию). Однако между образовательными программами и требованиями работодателя часто лежит пропасть, которую выпускникам приходится преодолевать самостоятельно.

Ученики и студенты попадают в порочный круг погони за оценками, это приводит их к высоким уровням стресса и тревоги. Оценки становятся для них целью жизни. Такие ученики воспринимают оценки как показатель их интеллекта и высокой ценности их как личностей. Педагоги отмечают, что оцени и тесты заменили собой осмысленное и эффективное обучение (как со стороны учителя, так и со стороны ученика). А некоторые учителя вовсе считают оценки – самым худшим способом оценить развитие ребенка или его личные и образовательные потребности.

Мы все в свое время заблуждались: хорошие школьные оценки приведут в будущем к хорошей карьере и жизни. Но как может оценка за контрольную повлиять на будущую жизнь ребенка?

Но у такого стремления получать только хорошие оценки есть несколько причин: система образования, давление родителей, высокая конкуренция и любовь к измерению всего и вся в обществе. Самый эффективный способ обучения – показать ребенку реальный мир, показать законы общества и роль человека в нем, а какие оценки и предметы для самореализации в школе понадобятся в будущем, ребенок сможет решить сам.

Школьные тесты, как правило, оценивают умение ребенка готовиться к нему, запоминать информацию и воспроизводить её – это серьезная угроза отбить у ребенка креативность, навык решения проблем и желание учиться. В этом виноваты не только школы, но и учителя, уставшие от своей профессии.

Учитель – одна из самых креативных профессий на свете, но некоторые педагоги становятся со временем (а иные и с самого начала карьеры) незаинтересованными в своем деле – они ведут уроки, не отходя от учебника и методичек. Такой подход педагога разрушает весь учебный процесс и делает школы неэффективными.

Подведем итоги. Так ли оценки бессмысленны и плохи? Конечно же, нет. Пятерка или двойка за тест не будет показателем вашего интеллекта или особой значимости, но станет показателем того, насколько вы старались её получить. И такое отношение к оценкам необходимо закрепить в обществе: они показывают работу ученика, а не его уровень интеллекта.

Такое отношение вместе с образовательным подходом, для которого важно понимание темы, а не запоминание и воспроизведение материала, позволят создать образовательную культуру, которая будет поощрять критическое мышление и отказ от погони за оценками любой ценой.

Цифры от одного до пяти обладают магической силой, способны привести к ссоре или к щедрому подарку. Зачем детям нужны отметки, рассуждает наш автор и мама двоих детей Ева Резван.

Это может быть интересно :


Учителя и школьная администрация используют их как простейшую метрику собственной эффективности. Родители — фактически для того же. А как оценки используют дети — не очень понятно.

У оценок есть и материальное выражение. Они, конечно, не конвертируются в буквальном смысле в те же конфеты, но имеют потенциал обратной манипуляции родителями. Согласитесь, отличнику проще выпросить новый смартфон, чем двоечнику.


Этому ученику смартфон не грозит — хотя бы потому, что во времена ведения дневника их попросту не существовало.

Один мой знакомый учитель физики объяснял детям свою отметочную политику следующим образом:

Представьте, что физика — это дерево, на которое вам надо забраться. Кто-то из вас обезьяна, кто-то кошка, кто-то медведь. Лезть на дерево им в целом легко. А кто-то из вас, например, дельфин. Для дельфина противоестественно лазить по деревьям. Зато если ему удается забраться хотя бы на нижнюю веточку, он становится волшебным супер-дельфином. И такому дельфину я с удовольствием поставлю пятёрку.

Существующая оценочная система не работает на дельфинах сама по себе; ей нужен толковый и здравый руководитель.

Читайте также: