Восприятие художественной литературы и фольклора в доу

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Восприятие художественной литературы и фольклора

дошкольников, имеющих нарушения речи,

осуществляемая в ходе режимных моментов

Актуальность и востребованность данной проблемы определяется реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования. Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Полноценная работа по данному направлению необходима в качестве важнейшего средства развития детей, так как художественная литература, с одной стороны, расширяет представления дошкольников об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству; с другой стороны, она вводит детей в особый, исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Доброта героев, их эмоциональная отзывчивость особенно важны для маленьких детей, живущих в современной информационной среде, в которой много агрессивности и эмоций. Решение основных задач психолого-педагогической работы будет возможным, если педагог сможет добиться самого главного – сформирует у детей интерес к художественной литературе, который будет содействовать активному отношению маленьких слушателей к тому, что им читают.

Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи мышления. Именно поэтому в стандартах, обязательных при реализации основных образовательных программ начального образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе.

I . Содержание психолого-педагогической работы Восприятие художественной литературы дошкольником

1.1. Исследования педагогов-психологов восприятия художественной литературы дошкольниками

1.2.Задачи педагога по приобщению детей логопедической группы к чтению:

Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности

Развивать способность к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умения выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, особо важных событий, эмоционального подтекста и общего настроения произведения или его фрагмента.

Обеспечивать развитие умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы (в том числе по частям, по ролям), выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки (и их фрагменты), придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.

Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре – драматизации и т.д.

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений, развитие литературной речи;

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

- формирование инициативности, как одной из базисных характеристик личности
- формирование нравственно-волевых качеств;
- формирование произвольности поведения.


1.3. Методы работы педагога по развитию восприятия художественной литературы и фольклора

Восприятие художественной литературы и фольклора

дошкольников осуществляется в процессе всего дня, охватывая все режимные моменты: утренний приём, занятия, физминутки и физпаузы, прогулку, прием пищи и умывание, логоритмические гимнастики, развлечения малых и больших форм, игры и т.д.

Основными методами выступают:

Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, на которых чтецы и артисты исполняют тексты, участвуют в постановках. Это будет способствовать воспитанию литературно-художественного вкуса детей, развивать способность чувствовать и понимать настроение произведения, значение средств образности языка, улавливать музыкальность, звучность, красоту и поэтичность русского литературного языка.

Просмотр (прослушивание) записей исполнения литературных текстов самими детьми. Совместное обсуждение звучащей речи дошкольников при чтении, рассказывании, в театрализованных постановках обеспечит развитие осознанного отношения к правильности и образности языка, особенностям чужой и своей речи, будет способствовать развитию умений анализа и самоанализа правильности и выразительности речи.

Беседа после чтения способствует углублению восприятия литературного текста детьми, формулированию в речи своего отношения к услышанному в процессе его анализа. В беседу включаются вопросы, направленные на выражение отношения детей к произведению, на установление разнообразных причинно - следственных связей, на целостное понимание образов героев с учетом особенностей их поведения и характера, всей коллизии произведения, на осознание значения изобразительно-выразительных средств языка, на осмысление эмоционального и идейного подтекста произведения; а также вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и выводам.

Беседы о книгах, в которых будут решаться и новые задачи: познакомить с историей появления книг в истории человечества, помочь осознать значение книг для самого ребенка.

Обобщающие беседы об основных видах и жанрах фольклора и литературы.

Вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления, в подготовке которых все больше будут принимать участие дети, в том числе организуя их для дошкольников младшего возраста.

Тематические выставки в книжном уголке и центре художественно- творческой деятельности.

Самостоятельная деятельность в книжном уголке и уголке театрализованной деятельности (рассматривание, инсценировка и т. д.).

1.4. Художественная литература и фольклор в режиме дня

Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние и на общение с ребенком в разные режимные моменты: когда его укладывают спать (колыбельные песни), когда купают (ласковые поговорки), когда эмоционально общаются в моменты бодрствования (прибаутки, потешки).
Обратимся, например, к загадкам, пословицам, песням, потешкам, сказкам, играм, праздникам как средствам воздействия на личность ребенка. Основная цель загадок – умственное воспитание, пословиц и песен – нравственное и эстетическое воспитание. Сказки же призваны содействовать совокупному решению задач умственного, нравственного и эстетического воспитания, сказка – синтетическое средство.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из самых различных областей окружающей действительности, сопоставлять их свойства и качества; причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете (явлении) позволяло давать этому предмету всестороннюю характеристику. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом образе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. В то же время загадки о доброй славе, лжи, сплетне, горе, о жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, так или иначе призывающий к совершенствованию нравственных качеств. Высокопоэтическая форма загадок содействует эстетическому воспитанию. Таким образом, загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственное воспитание в единстве с другими сторонами формирования совершенной личности.
В детском саду загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка – мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего–либо. Подбираются загадки, которые позволяют детям увидеть разнообразие мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами.

Пословица (поговорка) создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства.
Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной.

Сказки же, как было сказано выше, призваны привести в систему педагогические роли загадок, пословиц и песен, которых в сказках немало.
Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов.
Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, то есть в них содержатся педагогические идеи.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

В настоящее время проблема восприятия художественной литературы по-прежнему актуальна.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО п.2.6) направлен на восприятие художественной литературы, стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений

ФГОС ДО (п.4.6) в качестве целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования относит знакомство с произведениями художественной литературы [10].

ВложениеРазмер
vosptiyatie_hudozhestvennoy_literatury_i_folklora.pptx 2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

В настоящее время проблема восприятия художественной литературы по-прежнему актуальна. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО п.2.6) направлен на восприятие художественной литературы, стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений ФГОС ДО (п.4.6) в качестве целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования относит знакомство с произведениями художественной литературы [ 10 ] .

Цель: Выявить особенности восприятия художественной литературы и фольклора детьми старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Изучить психолого - педагогическую литературу по восприятию художественной литературы и фольклора детьми старшего дошкольного возраста. 2. Выявит особенности восприятия художественной литературы и фольклора детьми старшего дошкольного возраста. 3. Подобрать диагностический материал для выявления уровня восприятия детьми художественных произведений и фольклора.

Восприятие рассматривается как система приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире [ 7 ] . Восприятие художественной литературы и фольклора - один из видов деятельности обеспечивающий развитие во всех образовательных областях и часть задач этого вид деятельности будет решать напрямую, а часть, только при определенных условиях. Восприятие художественной литературы и фольклора способствует присвоению моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе [ 7 ] .

Мышление Память Ощущения и эмоции Внимание Воображение Социально-коммуникативное развитие Восприятие художественной литературы и фольклора Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие Обеспечивает развитие во всех образовательных областях

СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГ: Приобщает ребенка к усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; Развивает общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; Развивает социальный и эмоциональный интеллекта, эмоциональную отзывчивость, сопереживание; Формирует готовности к совместной деятельности со сверстниками; Формирует уважительное отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации; Формирует е позитивные установки к различным видам труда и творчества; Формирует основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. ДЕТИ: У детей дошкольного возраста формируются: элементарные представления нормах общения со взрослыми и сверстниками: элементарные нормы поведения и правила в разных видах деятельности; соблюдение правил поведения; способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГ: Приобщает ребенка к восприятию текста через диалог и комментированное чтение; Создает условия для развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений; Формирует элементарные представления о различных видах искусства; Стимулирует сопереживание персонажам художественных произведений; Создает условия для становления эстетического отношения к описанному в произведении окружающему миру ДЕТИ: У ребенка формируются элементарные представления о различных видах искусства: Музыка : ребенок выражает отношение к герою через песню, танец Изобразительное искусство: ребенок иллюстрирует сказку или рассматривает иллюстрации к тексту Театр: ребенок инсценирует произведение

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГ: Приобщает детей к беседам на духовно – нравственные темы; Стимулирует речевую активность с опорой на литературные произведения и фольклор; Учит детей опираться на личный опыт (реальные ситуации детского общения); Знакомит детей с книжной культурой (рассматривая книгу). ДЕТИ: Развивается связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь ребенка,; Ребенок овладевает речью, как средством общения; Развивается звуковая и интонационная культура речи, фонематический слух ребенка; Формируется звуковая аналитико – синтетическая активность, как предпосылка обучения ребенка грамоте; Формируется элементарное представление о детской литературе и ее жанрах; Формируется восприятие текста на слух, а на рефлексивном этапе дети воспроизводят (инсценируют) произведение.

ДЕТИ: Формирует познавательные действия и становления сознания; У ребенка формируются первичные представления: - о себе, других людях; - об объектах окружающего мира; - о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; - о планете Земля, как общем доме людей; - об особенностях ее природы; - о многообразии стран и народов мира. ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГ: Создает условия для восприятия художественной литературы и фольклора; Знакомит детей с объектами окружающего мира; Дает представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; Дает представление о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Иллюстрирование Лепка Аппликация Решают задачи мелкой моторики рук Инсценированние Танцы Подвижные игры Решают задачи крупной моторики, координации движений, равновесия Все движения, которые выполняют дети, не должны наносить им ущерб, одна из задач физического развития Для рефлекторного этапа лучше предлагать детям те формы работы, которые им хорошо знакомы и уже отработаны.

Для детей старшего дошкольного возраста характерно следующее: пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей; формирование умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы; рост внимания к выразительным средствам языка; герои произведения становятся им ближе и понятнее; сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают осознанный характер; понимание сложных скрытых мотивов поведения героев; чувства и переживания детей при слушании произведений уже достаточно глубоки и устойчивы, разнообразны и способы их выражения: в одних случаях ребята улыбаются, громко смеются, поворачиваются друг к другу, в других же – их внешняя активность тормозиться (они затихают, сидят неподвижно, напряженно слушают читающего); продолжает развиваться воссоздающее и творческое воображение; способность к элементарному анализу литературных произведений [5] . ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ФОЛЬКЛОРА

ЭТАПЫ ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА понимание текста, эмоции рассматривание книги обсуждение прочитанного чтение текста воспроизведение и осмысление Смысловая сторона понимания текста воображение творческий процесс логическое осмысление Техническая сторона чтения

Смысловая сторона СТРУКТУРА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Мотивационный этап Включение мотивов, формирование целей Ориентировочно – исследовательский этап Прогнозирование и планирование Исполнительский этап Воздействие на эмоции, включение воображения, смысловая обработка текста Рефлексивный этап Фиксация эмоций, смысла текста, творчество Главный критерий для выбора приемов и методов при организации детской деятельности восприятии художественной литературы и фольклора – это ориентир на наиболее активную в данный возрастной период сферу читательской деятельности и на задачи того или иного этапа деятельности

ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ПОМНИТЬ: Чтение не должно быть однообразным и неинтересным; Необходимо стараться избегать пассивного созерцания и слушания; Нужно дать ребенку высказать свое мнения, проявить эмоции; Важно внимательно относится к проявлению коммуникативной инициативы и поддерживать ее.

Приобщение к художественной литературе - актуальная проблема современного общества.

Уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры.

В школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение.

Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания.

Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования.

Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя.

И первым этапом здесь будет не библиотека, а совместная деятельность родителей и воспитателя.

Дошкольный возраст период активного становления художественного восприятия ребенка.

Восприятие художественной литературы и фольклора происходит через :

чтение и совместный анализ произведения;

проигрывание отрывка, прослушивание сказок, рассказов, потешек, стихотворений с использованием компьютера;

режиссерскую игру (со строительным и дидактическим материалом);

рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок, рассказов, с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий;

словесные, настольные и подвижные игры, пантомимические этюды и упражнения, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры со словами, разучивание чистоговорок.

В значимости чтения детям выделяют следующие позиции:

• чтение вслух является источником приятных, ценных и захватывающих событий для ребенка, мотивирующих его на самостоятельное чтение;

• обеспечение ребенка фоновым знанием, помогающим понять окружающий мир;

• демонстрация ребенку образца читающего человека, которому нравится то, что он делает;

• помощь в осмыслении и различении жанров литературы, которыми ребенок не может овладеть самостоятельно;

• приобщение ребенка к лучшей форме родного языка – литературной;

• стимулирование развития воображения ребенка, представляющего себе людей, места, время, события, описанные в художественном произведении.

Направления образовательной деятельности, в которых осуществляется приобщение дошкольника к чтению художественной литературы.

• непосредственно образовательная деятельность: чтение произведения, его обсуждение, интерпретация замысла, знакомство с автором, обсуждение эмоций, возникших при прочтении; данное направление включает обогащение развивающей предметно-пространственной среды : оформление уголка читателя (иллюстрации к произведению, портрет автора, дидактические игры);

• самостоятельная игровая деятельность (экспериментирование, решение проблемно-поисковых задач, работа с дидактическим материалом по произведению); данное направление предполагает совместную деятельность детей: продуктивную, игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную, музыкально-художественную, творческую (выполнение рисунка, поделки, макета, заполнение дневника);

• взаимодействие с родителями, осуществляемое в проектной деятельности и предполагающее единство содержания (идейного, тематического) чтения художественной литературы дома и в детском саду.

Задачи работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

На основе восприятии выдвигаются следующие задачи:

Воспитывать интерес к художественной литературе,

Развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы :

• О жанрах (проза, поэзия) (Рассказ, стихотворение, сказка, легенда, былина, предание, ода, повесть, роман, новелла, эпиграмма, загадка, потешка, скороговорка, считалка, пословица, басня и т. д.) об их специфических особенностях.

• О простейших элементах образности в языке.

Воспитывать литературно- художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.

Задачи воспитания будущего грамотного читателя:

познакомить детей с историей создания книги (рукописная книга, печатная книга, электронная книга);

со структурой книги, ее элементами и значением каждого элемента (обложка, переплет, корешок, страницы, текст, иллюстрации, оглавление); создателями книги (автор-писатель, поэт, художник- иллюстратор, дизайнер, редактор);

показать детям многообразие видов детских книг (книги-картинки, книги-рассказки, книги-игрушки, познакомить с различными видами изданий (словарь, научно-популярная книга, журнал, газета, энциклопедия);

учить различать жанры литературы;

различать стили речи и жанры текста (разговорная речь, сказки, научно-популярный текст и т. д.);

познакомить с местонахождением книг (библиотека, книжный магазин, домашняя библиотека);

прививать навыки культуры чтения.

Основные виды (жанры) детской литературы

Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. (Бывают народные и авторские)

Стихотворение – небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.

Повесть – рассказ о последовательном ходе событий.

Поэма (баллада) – повествовательное художественное произведение в стихах.

Рассказ – малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера.

Роман – большое по объёму повествовательное произведение, обычно в прозе, со сложным сюжетом.

Фэнтези – жанр литературы, близкий к научной фантастике, но в более свободной, сказочной манере, использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций.

Сказки для детей писали Шарль Перро, Братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен, Вильгельм Гауф, А. С. Пушкин, В. Ф. Одоевский, Н. П. Вагнер, Астрид Линдгрен, А. В. Чирков.

Особенности ознакомления детей с художественной литературой на разных этапах дошкольного детства.

Дети 2-3 лет только начинают своё знакомство с миром художественной литературы и фольклора :

Воспитатель :

Приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения (стихотворные и прозаические, обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов.

Побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка).

Приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах.

С 3-4 лет могут решаться уже более сложные задачи на занятиях по восприятию художественной литературы.

Дошкольники учатся прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам.

Воспитатель подводит малышей к пониманию поступков героев и их последствий.

Малыши под руководством педагога учатся инсценировать коротенькие отрывки из сказок, песенок, потешек.

Дети заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения и потешки.

К задачам чтения художественной литературы с детьми

4-5 лет относятся:

Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.

Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.

Формирование навыка нравственной оценки произведения.

Развитие способности к сопереживанию героям.

В средней группе педагог поддерживает внимание и интерес к слову в литературном произведении, объясняет, как важны в книге рисунки; показывает, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Дети знакомятся с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

В старшей группе список задач расширяется:

Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).

Побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.

Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.

Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.

Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.

Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению

К задачам возрастной группы от 6-7 лет относятся:

Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова.

Развитие у дошкольников чувства юмора.

Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.

Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов).

Как показывать детям иллюстрации

Рассматривание иллюстраций способствует более глубокому пониманию текста и заложенных в нём художественных образов.

Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги.

Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным.

В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст.

Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него (рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету).

При чтении познавательной литературы картинка используется для наглядного пояснения информации в любой момент.

Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассматриваются особенности работы с дошкольниками по образовательным областям "Речевое развитие" и "Хадожественно- эстетическое развитие". Предлагается примерный перечень литературы по нравственному воспитанию дошкольников.

Организация восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников

Организация восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников

Восприятие художественной литературы и фольклора

– форма активности ребёнка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопере-

живании героям, в

сении на себя событий,

в «мысленном дейст-

личного участия в событиях.

Художественная литература (по Фгос)

Детская литература -это художественные, научно-художественные и научно-популярные произведения, написанные специально для детей — от дошкольного до старшего

Фолькло́р —народное творчество, чаще всего устное, которое передается из поколения в поколение

Почему детям необходимо читать В процессе чтения развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас Чтение развивает мышление, стимулирует творческое воображение, пробуждает познавательные интересы и расширяет кругозор Книги помогают ребенку познать самого себя, понять других Совместное чтение способствует духовному обогащению родителей и детей Чтение самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психического становления личности

Почему детям необходимо читать

В процессе чтения развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас

Чтение развивает мышление, стимулирует творческое воображение, пробуждает познавательные интересы и расширяет кругозор

Книги помогают ребенку познать самого себя, понять других

Совместное чтение способствует духовному обогащению родителей и детей

Чтение самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психического становления личности

Методы ознакомления с художественной литературой чтение произведений, • рассказывание произведений, • вопросы по содержанию произведений, • заучивание наизусть, • беседа по произведению, • прослушивание аудиозаписей СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД • элементы инсценировки, • игры-драматизации, • дидактические игры, • театрализованные игры, • использование разных видов театра, • игровая деятельность ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД • показ иллюстраций, картин, игрушек, • элементы инсценировки; • схемы; • просмотр видеофильмов; • оформление выставок. НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД

Методы ознакомления с художественной литературой

• рассказывание произведений,

• вопросы по содержанию произведений,

• заучивание наизусть,

• беседа по произведению,

• прослушивание аудиозаписей

СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД

• элементы инсценировки,

• игры-драматизации,

• дидактические игры,

• театрализованные игры,

• использование разных видов театра,

• игровая деятельность

ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД

• показ иллюстраций, картин, игрушек,

• элементы инсценировки;

• схемы;

• просмотр видеофильмов;

• оформление выставок.

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД

Основные принципы приобщения детей к художественной литературе Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей (в отборе художественных текстов учитываются предпочтения и особенности педагогов и детей) Содействие и сотрудничество детей и взрослых Поддержка инициативы дошкольников Сотрудничество организации с семьей (создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности) Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства на произведениях литературы Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в процессе восприятия художественной литературы Возрастная адекватность: соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей

Основные принципы приобщения детей к художественной литературе

  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей (в отборе художественных текстов учитываются предпочтения и особенности педагогов и детей)
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых
  • Поддержка инициативы дошкольников
  • Сотрудничество организации с семьей (создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности)
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства на произведениях литературы
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в процессе восприятия художественной литературы
  • Возрастная адекватность: соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей

Виды деятельности детей по ознакомлению с художественной литературой и фольклором

Непосредственно организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Самостоятельная детская деятельность

Типы занятий Чтение или рассказывание одного произведения Чтение нескольких произведений, объединенных одной тематикой Чтение нескольких произведений, объединенных единством образов Чтение нескольких произведений одного жанра или разных жанров Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала Чтение как часть другого занятия

Типы занятий

Чтение или рассказывание одного произведения

Чтение нескольких произведений, объединенных одной тематикой

Чтение нескольких произведений, объединенных единством образов

Чтение нескольких произведений одного жанра или разных жанров

Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства

Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала

Чтение как часть другого занятия

Круг детского чтения Творчество народов мира Русское народное творчество Русская классическая литература Современная зарубежная литература ГРУППЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Зарубежная классическая литература Современная русская литература

Круг детского чтения

Творчество народов мира

Русское народное творчество

Русская классическая литература

Современная зарубежная литература

Зарубежная классическая литература

Современная русская литература

Критерии отбора произведений Идейная направленность детской книги Высокое художественное мастерство, литера-турная ценность Особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции Учет возрастных особенностей детей

Критерии отбора произведений

  • Идейная направленность детской книги
  • Высокое художественное мастерство, литера-турная ценность
  • Особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт
  • Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции
  • Учет возрастных особенностей детей

Примерный список художественной литературы по нравственному воспитанию старших дошкольников

Бережное отношение к природе

Сочувствие, тактичность

Уважение к взрослым

Чувство гордости

Чувство стыда, умение самостоятельно преодолевать свои недостатки

Чувство долга и ответсвенности

Формы работы с семьей:

- консультации групповые и индивидуальные;

- выставки книг, информация о книгах, которые читаются на занятиях;

- совместные праздники и развлечения;

- совместная творческая деятельность родителей и детей.

СПАСИБО ЗА внимание

Читайте также: