Зачем нужна музыка в школе

Обновлено: 05.07.2024

Задача учителя музыки в обычной общеобразовательной школе в разы сложнее, чем у других учителей.

Он должен объяснить, заинтересовать, вовлечь в этот прекрасный мир юных, еще ничего не испытавших формирующихся людей.

И то, в чем они растут, и скажется на их личности в дальнейшем.

Она безусловно воспитывает морально-эстетические качества.

Вся школьная программа нацелена на это.

Этот предмет синтезирует в себе историю, литературу, живопись.

Касаясь одной темы, маленькая юная душа непроизвольно вовлекается в интереснейшее приключение, развивает воображение и фантазию.

Курс школьной программы расчитан на 7 лет. С 1 по 7 классы происходит основное духовно-нравственное формирование, когда дети еще восприимчивы ко всему светлому и доброму.

Они открыто сопереживают героям сказок, они вовлеченно рисуют под симфоническую музыку свои воображаемые картины, они интересуются причинами возникновения такого искусства, как Музыка.

Наверное, многие учителя сегодня слышат подобный вопрос: "Зачем нужна музыка в школе? Ведь не все же станут певцами и музыкантами!". Даже многие родители открыто заявляют, что этот предмет, по их мнению, лишний. Но так ли это на самом деле? Что же за предмет "Музыка" и в чем его миссия?

Она, безусловно, воспитывает морально-эстетические качества.

Вся школьная программа нацелена на это.

В Древней Греции музыкальному искусству отводилась лидирующая позиция в воспитании. Пифагор считал, что музыка является проявлением космической гармонии и способна создавать у людей такую же гармонию и внутренний порядок, как в космосе. А Аристотель не только обращал внимание на педагогическую роль музыки, но и отдавал должное ее терапевтическому значению, утверждая, что музыка способна благотворно влиять на человека, сглаживая его психические переживания.

И в средние века музыка была неотъемлемой частью воспитания будущих вельмож. Умение играть на каком-либо инструменте ценилось не меньше, чем способность ловко держаться в седле.

В этом духе всё и продолжалось. В XIX веке в России любой представитель высшего света мог запросто наиграть пару-тройку мелодий из оперного репертуара того времени. Да и ХХ век с его социальными потрясениями тоже музыке не изменил.

Курс школьной программы рассчитан на 8 лет. С 1 по 8 классы происходит основное духовно-нравственное формирование, когда дети еще восприимчивы ко всему светлому и доброму.

Уроки музыки дают ребенку значительно больше полезных навыков, чем это может показаться на первый взгляд. В частности, так как музыкальное произведение нужно вдумчиво слушать, это развивает в ребенке внимание и усидчивость, которая будет полезна и во время любых других школьных занятий.

Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

Музыка развивает воображение. Это полезно маленьким детям, в том числе, и для того, что бы они были открыты к новому материалы - всегда нужно иметь способность что-то представить, визуализировать. Это поможет ребенку в решении абстрактных задач, понимаю абстрактных понятий, которые со временем в школьном курсе будут попадаться все чаще. Музыка передает не только чувства, иногда она создает целый воображаемый мир и дети способны это понимать иногда значительно глубже, чем взрослые.

Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала музыка, потом словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.

Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, знающие не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

Музыкальные занятия развивают навыки общения или, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими музыкальными персонами.

Психологи указывают еще и на то, что музыка помогает детям справляться со стрессами и обидами, преодолеть недопонимание в коллективе. И, конечно, наличие такого творческого занятия в школе помогает хотя бы на время забыть о сухих главах и параграфах учебников. Отдохнув от учебы, ребенок с новыми силами сможет преступить к обычным школьным урокам.

К тому же традиционно пение считают незаменимым помощником при восстановлении речи у больных людей — в том числе пожилых. Люди, пережившие мозговую травму и лишившиеся способности говорить, имеют шанс восстановить свою речь через пение. Естественно, занятия пением можно использовать и для помощи ребенку, если тот плохо пишет или читает. Не надо даже играть на каком-то инструменте — просто пойте соло или в хоре! А еще пение способствует развитию словесной памяти, расширению ее объема, умению многоканально мыслить — это понадобится любому человеку, сколько бы лет ему ни было.

Исследования показали, что ученики, которые регулярно слушали музыку или играли на музыкальных инструментах, смогли развить более высокий вербальный IQ, чем дети того же возраста, которые не подвергались воздействию музыки.

В эксперименте, проведенном Йоркским университетом, дети в возрасте от 4 до 6 лет приняли участие в компьютерной обучающей программе с анимированными проекциями и красочными мультфильмами. Во время программы одна группа была подвержена воздействию музыки, а другая — нет. Результаты эксперимента были ошеломляющими: дети, которые регулярно слушали музыкальные композиции, запоминали слова, анализировали информацию и вели рассуждения значительно лучше, чем те, кто проделывал то же самое в полной тишине.

В тестировании на тему социальных навыков участвовали дети, как совершенно не занимавшиеся, так и занимавшиеся музыкой, причем занимавшиеся ею с разной степенью серьезности — кто в охотку, а кто и в музыкальной школе. При повторном тестировании через год первая группа не улучшила своих результатов, вторая — улучшила, а третья продемонстрировала значительный прогресс.

Речь идет об очень важных навыках. Развитое мышление о последствиях предполагает, что человек способен понять, к чему приведут те или иные действия, в том числе совместные. А альтернативное мышление означает, что, например, в тех ситуациях, когда кто-то другой не смог бы обойтись, например, без применения силы, музыкант может увидеть и предложить и другой вариант разрешения проблемы.

Итак, человек, у которого есть опыт музыкальных занятий, лучше понимает других людей, он более гибок и чуток, он способен увидеть ситуацию глазами другого. Игра в ансамбле, пение в хоре учат слышать и слушать других, а не только себя. И эти умения, так же как и способность быть гибким и отзывчивым, которую приобретают те, кто занимаются музыкой, может оказаться незаменимым подспорьем, например, в карьере политика или дипломата.

Казалось бы, ещё недавно, ученики на уроках внимали каждому звуку, шедшему от учителя. И думать о том, как удержать это внимание, особо-то и не приходилось. Достаточно было попросить не отвлекаться. Иное дело теперь, когда каждый учитель на своём предмете буквально борется за учеников, за их внимание, старается быть современным и плыть на одной волне с подрастающим поколением.

Пройдя многолетнее обучение в музыкальной школе, ученик приобретает решительный характер, воспитывает силу воли, утонченность восприятия, развивает умение через музыку выражать своим эмоции, настроение, учиться слушать и слышать себя и окружающих, сочетать и сопоставлять звуки музыки с природой. Но не все дети имеют возможность обучаться в музыкальной школе. Многие просто считают это лишним.

В век информационных технологий и компьютерных игр дети, а порой и их родители, часто задают вопрос о необходимости обучения музыке и в общеобразовательной школе.

Музыка является неотъемлемой частью нашей повседневной действительности. Музыку мы можем слышать и слушать каждый день, что оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка и большое воздействие на формирование внутреннего мира и восприятие окружающей среды.

Уроки музыки в общеобразовательной школе занимают важное место в воспитании учащихся и могут способствовать развитию учебной мотивации, так как дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей.

Как повысить мотивацию к обучению на уроках музыки? У каждого педагога есть свои секреты, особенно если это опытный учитель. Но музыка это тот предмет, где немалую роль играет эмоциональное восприятие материала.
Очень часто ребята переступают порог кабинета со скучными безразличными, а может уставшими лицами. И бывает тяжело завести их на нужную волну. И уговоры быть активными порою бесполезны. Нужен какой-то щелчок, который привлечёт и внимание, и интерес детей. Таким щелчком может быть необычная интеграция на уроке или нестандартно начатый урок.
Во многих школах не сохранились музыкальные инструменты, в том числе и народные. Но когда учитель может использовать на занятиях игру на шумовых инструментах, радости детей просто нет предела. Они с великим удовольствием берут в руки народные инструменты и в коллективном исполнении ощущают свою причастность к музыкальному искусству. Очень переживают, если инструментов не хватает всем желающим. И хорошо, что сейчас в продаже появляются народные инструменты, пусть даже виде детских игрушек, но это хоть какие - то наглядные пособия.

Такие уроки учащимся запоминаются надолго!

Очень любят ситуации на эмоциональной основе старшеклассники. Это и просмотр фрагментов опер, балетов, выступлений эстрадных групп, картин великих художников и создание собственных презентаций.

Взрослые ребята с удовольствием создают музыкальные презентации и фильмы по творчеству композиторов и особенно любимых эстрадных групп.
Внедрение нового государственного стандарта в образование позволяет нам широко использовать проектную деятельность. А при правильном подходе преподаватели музыки развивают индивидуальные особенности ребенка и формируют гармоничную личность, способную не только добиваться поставленных целей, но и находить свое предназначение в современном мире.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Значение уроков музыки в развитии личности ребенка. Доклад на общешкольном родительском собрании..docx

Значение уроков музыки для развития личности ребенка.

В настоящее время интерес к музыке чрезвычайно высок. По данным социологических исследований она находится на одном из первых мест в сфере предпочтений молодёжи. Однако проблема состоит в том, о какой музыке идёт речь. С каждым годом популярность низкопробной музыки всё более возрастает, а музыка классическая и народная с их огромным духовным потенциалом остаётся невостребованной.

Слайд 2 Поэтому, первая задача, которая стоит перед учителем музыки - приобщать своих воспитанников к мировой музыкальной культуре как части духовной культуры, прививать потребность в общении с ней, расширять музыкальный кругозор, воспитывать способность наслаждаться красотой музыки, откликаться на выраженные в ней чувства, мысли и настроения.

Музыкальное искусство всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Музыка сопровождает человека всю жизнь, становится частью быта. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет особую роль в эстетическом и нравственном развитии ребенка.

Слайд 3 Урок музыки – это, прежде всего, урок творчества, на котором должны быть решены следующие задачи:

Образовательная - вооружить учащихся системой музыкальных знаний умений и навыков.

Воспитательная - формировать у обучающихся духовные и нравственные качества личности через музыкальные сказочные образы.

Развивающая - при обучении развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности, любовь к музыке, эмоции, познавательные способности: речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Слайд 4 На уроках музыки используются различные виды музыкальной деятельности. Их влияние на развитие ребенка можно рассматривать в трех аспектах: физиологический, психологический, педагогический.

Слайд 5 физиологический - связан с исследованиями В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций;

Слайд 6 психологический: музыка воздействует на эмоционально-личностную сферу ребенка, способствует коррекции познавательных, коммуникативных, а также речевых нарушений, развивая дыхание, голос, артикуляционную моторику, нормализуя темп речи, динамику, исправляя недостатки восприятия и звукопроизношения.

Слайд 7 педагогический: посредством музыки у ребенка воспитывается способность эстетически воспринимать действительность, приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

Чем мы занимаемся на уроках?

Слайд 8 Урок музыки предполагает восприятие, т.е. слушание музыки, исполнение музыки - хоровое пение, движения под музыку и музыкальное творчество - игра на элементарных музыкальных инструментах. Всё это используют как эффективное средство, помогающее школьникам лучше почувствовать и понять музыку.

Ведущим видом деятельности на уроках музыки является восприятие, т.е. слушание музыки. Слушаем музыку народного творчества, знакомимся с произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства. Перед прослушиванием дети узнают о жизни и творчестве композитора, о той исторической эпохе в какой он жил и творил. После прослушивания учимся рассуждать о музыке, предполагать, о чем нам хотел рассказать композитор, как звучала музыка и т.д.; представлять и рисовать картины; делать выводы и заключения.

Диалоги со сверстниками и учителем на уроке помогают понять произведение, насладиться красотой музыки. Узнавая биографии великих композиторов, поэтов, певцов ученик вдохновляется их примером, делает выводы, мечтает. Это отлично развивает кругозор, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать.

Хоровое пение и движения под музыку ( дирижирование, ходьба, марширование, наклоны, хлопки и т.д. ) – это возможность для творческого самовыражения. Песня – это маленькая театральная сценка, которую нужно проиграть с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, инсценирование. Это способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти. (Всех видов детского творчества: художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического)

К тому же, пение благотворно воздействует на психику и поднимает настроение! Есть такой термин: вокалотерапия. Это не только настроение, это диафрагмальное дыхание, осанка, речевой аппарат и т.д.

В песне успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма.

Игра на простейших музыкальных инструментах - это металлофоны, погремушки, ложки, колокольчики, бубен. Это тоже творческий процесс для развития слуха, ритма, памяти.

Система знаний и умений:
Формирование знаний об отличительных особенностях различных музыкальных жанров (опера, балет, мюзикл);

Знания о составе симфонического оркестра;

Знание о многообразии тембральных различий музыкальных инструментов симфонического оркестра;

Знание об изобразительных свойствах инструментов симфонического оркестра;

Знание о строении музыкальных форм произведений (рондо, вариации, трехчастная, репризная формы и т.д.);

Знание о строении мелодии, ритмических особенностях, гармонической и полифонической основе музыки.

Зачем все-таки нужны уроки музыки в общеобразовательной школе?

Очевидно, лишними познания в музыке для ребенка не будут. Это развивает эстетический вкус, творческие способности, способствует формированию эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, интуиции.

Психологи утверждают даже, что в младших классах курс музыки способствует улучшению коммуникативных качеств ребенка, его способности к взаимодействию с другими детьми, что очень полезно в ходе обучения.

Уроки музыки дают ребенку значительно больше полезных навыков, чем это может показаться на первый взгляд. В частности, так как музыкальное произведение нужно вдумчиво слушать, это развивает в ребенке внимание и усидчивость, которая будет полезна и во время любых других школьных занятий.

Психологи указывают еще и на то, что музыка помогает детям справляться со стрессами, т.е. обладает релаксирующим действием. Это хороший способ расслабиться и отдохнуть от учебы, отвлечься от трудных предметов.

Я советую на уроках при слушании закрыть глаза, полежать на парте. Единственное условие: замереть и не двигаться.

Итак: основная задача занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у детей интереса к музыке, в том, чтобы учить их чувствовать, понимать, любить музыкальное искусство, наслаждаться им, испытывать потребность в общении.

Необходимо, чтобы родители интересовались с какими новыми произведениями, композиторами он познакомился, пересказал вам то, что узнал на уроке. Это дополнительно активизирует развитие ребенка и поможет укрепить отношения с родителями.

Какие они приводят доводы: что музыку надо понимать, что она отражение нашей жизни, музыка приносит успокоение, ребенок должен развиваться во всех направлениях, узнают много нового из жизни великих музыкантов, исторические факты и т.д.

Зачитать 3-4 высказывания.

Читайте также: