Семейные традиции родительское собрание в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Цель собрания: Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.

Задачи:

- Установить контакты с членами семьи для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

-Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

-Научить родителей слышать и понимать своего ребенка, формировать мотивы успеха.

-Повысить уровень педагогической культуры родителей.

Предварительная работа:

Оформить доску пословицами о семье:

  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Вся семья вместе, и душа на месте.
  • Дружная семья гору сдвинет.
  • В родной семье и каша гуще.
  • В какой семье любовь да совет, в той и горя нет.

Подготовительный этап:

  1. Расставить столы и стулья так, чтобы получился открытым центр группы и родители могли видеть друг друга.
  2. Подготовить рекомендации и памятку для родителей.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. Оформлена выставка детских рисунков "Моя семья"
  2. На доске плакаты с пословицами о семье
  3. Цветок-ромашка (на лепестках написаны вопросы)

Ход собрания.

1.Вступление.

То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка. Без вашей поддержки и помощи ребёнок не будет счастлив, здоров.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

От традиций каждой семьи зависят уют и тепло вашего дома, включающее в себя распорядок дня, обычаи, уклад жизни и ее привычки.

Семейные традиции – это не только праздники, это и будни, это - когда вся семья в сборе, это когда вы собираетесь вместе за одним столом, это чтение сказок на ночь, это пожелание доброго утра или спокойной ночи, это семейный отдых на природе, посещение театра, музеев, – это все, что вас объединяет. Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей. Маленькие дети доверяют своим родителям и даже просто взрослым людям. Если ваш ребёнок сейчас рассказывает вам свои тайны – уважайте это, не смейтесь, понимайте – для него это важно!

Воспитатель: - Каждый родитель желает вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым, умным. Многие родители больше времени проводят на работе, им кажется, что главное накормить, одеть, создать все условия для ребенка, а времени для того, чтобы поговорить с ребёнком, услышать о том, что делается в его детской душе не всегда хватает.

Дорогие родители! Отложите все дела в сторону, привлекайте к себе ребёнка, обнимайте его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, его нужно 7 раз в течение дня погладить по голове, обнять, одобрить, т. е. через телесное прикосновение подтвердить: "Я тебя люблю".

Цель: Создать у родителей прекрасное настроение, желание общаться.

Воспитатель предлагает родителям цветок - ромашку, на лепестках которой написаны вопросы. Родители отрывают лепесток, читают вопрос, и все вместе обсуждают ответы.

Вопросы:

- Какие трудности Вы испытываете в воспитании своего ребенка?

- Рассказывает ли Вам ребенок о своих неприятностях или огорчениях?

- Проводите ли Вы свое свободное время с ребенком? Если да, то чем с ним занимаетесь?

- Участвует ли Ваш ребенок в подготовке и проведении семейных праздников? Если "да", то какова его роль?

- Позволяете ли Вы своему ребёнку совершать ошибки?

-Сколько раз в день вы хвалите своего ребенка?

- Часто ли Вы обнимаете своего ребёнка?

- Проводите ли Вы с ребенком вместе отпуск или нет?

Воспитатель: - Большое спасибо вам, родители, что вы такие заботливые, внимательные и живёте жизнью своих детей, интересуетесь их проблемами.

Рекомендации родителям

Для Вас, родители!

Чем можно заняться с Вашими детьми дома, что бы повысить их интерес к семье и семейным традициям и ценностям к прошлому вашей семьи:

Расскажите детям о своём детстве. Рассмотрите вместе с ним ваш семейный альбом. Объясните, кто изображён на старых фотографиях, расскажите, кем они приходятся ребёнку.

Расскажите ребёнку, в какие игры вы играли в детстве, какие тогда были игры и забавы. Найдите фотографию вашей школы, дома, в котором вы жили, фотографию своего двора. Попробуйте сравнить обстановку комнаты вашего детства с обстановкой комнаты своего ребёнка.

Обязательно расскажите детям о семейных реликвиях, дедушкиных медалях и орденах, необычной старой вазе, старых открытках.

Познакомьте детей с историей образования вашей семьи, расскажите, где жили ваши бабушки-дедушки, мамы и папы, в каких городах они встретились.

Вспомните, как вы ждали появления ребёнка, как выбирали для него имя. Расскажите какие-то забавные случаи из его жизни в первые год-два, вместе посмотрите его фотографии. Попробуйте нарисовать ваше генеалогическое древо и вклеить туда фотографии ваших родственников.

-Слово предоставляется Бабичевой Кристине Юрьевне.

-Выбор родительского комитета

Воспитатель: - Дорогие родители, именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам найти выход в сложной ситуации. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

В завершение, всем родителям дарятся памятки с правилами по воспитанию детей.

Воспитатель: Ну вот и закончилось наше необычное родительское собрание. Спасибо за внимание. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Цель: заинтересовать родителей семейными традициями.

-привлечь внимание родителей к проблеме (отсутствие традиций в современных семьях)

- организовать работу по вопросам

- помочь сделать символ Нового года.

- привлечь внимание к традициям класса

Необходимое оборудование: презентация к собранию, вопросы (на листочках), цветная бумага, ножницы, клей, звёздочки разных цветов

Ход собрания

Учитель: Добрый день, дорогие родители! Я рада встрече с Вами. Сейчас Вам будут представлены слайды из презентации, подумайте, о чём пойдёт речь, и назовите тему нашего родительского собрания, (слайды)

Ответы родителей: семейные традиции

Учитель: Правильно. Мы будем с Вами говорить о семейных традициях. (Слайд)

Скажите, что такое традиция?

Ответы родителей.

Учитель. В толковом словаре такое толкование этого слова (слайд).

Учитель: Какие бывают семейные традиции? (слайд)

Ответы родителей.

Учитель: Предлагаю объединиться в группы. Перед началом собрания вы выбирали звёзды разного цвета, создайте группы по цветам.

Каждой группе я предлагаю ситуацию, которая часто встречается в нашей жизни. Проанализируйте её, ответьте на вопросы. (Слайд)

Работа в группах, ответы родителей

Учитель: Большинство семейных пар понимает, что семейные традиции – это важный фактор духовного единения и крепости семьи, но, не смотря на это, в свою семью вносят минимум таких традиций, делая акцент лишь на больших праздниках или других событиях, тогда как семейные традиции - это не только празднование Дня рождения и Нового года, но это и семейный завтрак или ужин, это чтение книг, походы в кино, на природу или просто совместное хобби.

Я предлагаю вам подумать над этим вопросом (работа в группах)

Ответы родителей.

А сейчас давайте задумаемся: традиции созданы, но их нужно как-то сохранить:

Ответы родителей.

Учитель. Конечно же, самая сильная память запечатывается на наших сердцах, но еще одним важным хранителем счастливых и важных для членов семьи моментов являются семейные фотоальбомы. Их составление, бережное хранение и продолжение – дело рук не одного поколения. В этом и просматривается глубинная родовая связь, помогающая каждому члену семьи в непростой задаче самоидентификации самого себя. Беседы с детьми, воспоминания о своём детстве.

Праздники должны быть запоминающимися, яркими. Хорошо, если эти праздники будут описываться разными членами семьи либо сочинениями, либо рисунками, получится своеобразная летопись праздников вашей семьи. Это будет очень здорово!

Учитель: Приближается самый лучший семейный праздник – Новый год. Вспоминая своё детство, я помню, как накануне праздника мы всей семьёй мастерили своими руками новогодние игрушки. Сейчас эта традиция и моей семьи.

Я предлагаю Вам смастерить символ Нового года – ёлочку. Может быть, изготовление новогодних игрушек станет Вашей семейной традицией. (Слайд)

Работа в группах, изготовление ёлочки.

Учитель: (слайд) Подошло к концу наше родительское собрание. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. И ещё, я думаю, что семья – это не только дети, родители, но и наш класс – это тоже большая семья. Давайте мы тоже создадим нашу классную традицию. А вот какую, я предлагаю Вам дома обсудить это с вашими детьми и на следующем собрании мы обсудим ваши предложения.

Семья – это громкое слово!
Семья – это звонкое слово!
Семья – это слово важное,
Об этом вам скажет каждый.
Семья – это солнце светит,
Семья – это звезды на небе,
Семья – это всё любовь.
Любовь сыновей и отцов,
Любовь дочерей и мам.
Любовь свою дарим вам.
А.В. Сидорова

Преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. И свою основную цель я вижу в том, чтобы помочь родителям преодолеть эти трудности:

  • научить родителей слышать и понимать своего ребенка, формировать мотивы успеха;
  • повысить уровень педагогической культуры родителей;
  • достичь оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему социального партнерства.

В процессе этой работы я решаю следующие задачи:

  • Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
  • Изучить семью и установить контакты с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
  • Создать в группе условия для совместной деятельности детей и их родителей.
  • Пробудить желание увидеть проблемы своего малыша изнутри, сотрудничать со специалистами с целью их решения.
  • Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

Для себя я определила основные принципы взаимодействия с семьёй:

  • все формы должны быть интересными для семьи;
  • родители и педагоги должны иметь право выбора внутри предлагаемой формы взаимодействия;
  • родители имеют возможность действовать со своим ребенком и выглядеть в его глазах значимым.

Итак, чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребёнка, я пересмотрела основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта – готовность принять от родителей сведения о ребёнке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. А высшей целью и основным содержанием работы воспитателя должен быть – Ребенок, а не потребности детского сада, не образовательная программа, тем более не методики обучения.

Вся система моей работы с родителями направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Наряду со сложившимися традиционными формами работы с семьёй я не один год использую и новые формы и методы взаимодействия с родителями. Наиболее удачными и продуктивными из них я проложила прочный мостик к сердцам родителей. Среди них нетрадиционные родительские собрания.

Подготовка:

Литература:

  • Метенова Н.М. Родительское собрание. Методика проведения.
  • Лопатина А., Скребцова Л. Семейные заповеди.

Ход собрания

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?

Сегодня на нашем собрании нам предстоит обсудить это, поделиться опытом, поговорить о семейных традициях.

Семейные традиции – это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечён праздничный сервиз – тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

В нашей семье есть традиция: по вечерам мы с ребенком ведём задушевные беседы. Мы с Женей садимся рядышком и рассказываем друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах. Всё это, конечно же, строится на доверии.

Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей.

Представьте, что вы хотите попасть в запертый дом, но хозяин дома не дал вам ключ. Что делать? Взломать дверь, залезть через окошко? Вряд ли хозяину это понравится. Раз он не дал вам ключ, значит, не хочет вас пускать.

Жизнь ребёнка – это огромный мир. Чтобы в него войти, чтобы помочь маленькому хозяину этого мира, нужно иметь волшебный ключ, который называется доверием.

Маленькие дети доверяют своим родителям и даже просто взрослым людям. Если ваш ребёнок сейчас рассказывает вам свои тайны – уважайте это, не смейтесь, понимайте – для него это важно!

Маму я свою люблю,
Ей секрет я расскажу!
Мальчик новый к нам пришёл,
И ко мне он подошел.
Стал со мною он играть,
Стал со мною рисовать,
Подарил он мне игрушку.
А зовут его – Ильюшка!

Дискуссия родителей, обмен опытом поддержания семейных традиций.

Объявляю музыкальную паузу. Сегодня к нам в гости приехал мой папа. Традиция моего детства – это песни под гитару перед сном, и сейчас папа споёт нам песню, и мы все окунёмся в детство.

Как вы думаете, детские праздники в семье – это хорошая традиция? Нужны ли они нашим детям?

  1. Могут ли помочь праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?
  2. Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, нет?
  3. Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.
  4. Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?
  5. Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?
  6. Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?
  7. Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?
  8. Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?

Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция. Загадки, викторины, познавательные игры – развивают ум ребёнка. В доме праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, вычистить – так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей эстетически?

Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, где ловкость и сообразительность способствует здоровому росту?

И ещё – семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы. Семья – это основа всего доброго, положительного, то есть в ребёнке. В семье закладывается уважение и любовь к семейным традициям! Любите своих детей, уважайте их мнение, желания и они ответят вам тем же! Дружите с детьми!

Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!

И сейчас, здесь появится смысл всей вашей жизни, самое дорогое, что у вас есть. Встречайте, ваши дети!

Семья – защита от обид,
Для малышей она как щит.
Как прочная она броня
От холода и от огня.

Случилась с малышом беда,
Семья поймёт его всегда;
Порой за шалость побранит
Но все равно потом простит.

Семья – любви волшебный край,
Она как драгоценный рай,
В котором вера и мечта
Ее иссякает никогда.

Всем детям на земле нужна
Семьи волшебная страна,
Чтобы любить и жалеть,
Чтобы они могли взлететь.

Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка – родня, и братишка,
И щенок лопоухий – Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем им подарки куплю
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – удобная щенка,
Молоток настоящий – братишке,
Мяч – сестренке, игрушку – Тишке.
А еще есть друг у меня,
Друг Сережа мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему расскажу,
Все на свете ему подарю!

Оценить комментарий +1 Спам

Ольга Анатольевна, спасибо за работу, думаю этот материал можно использовать не только на общешкольном родительском собрании, но и на собрании в классе. Тема семейных традиций действительно важна и актуальна в любое время.
Что касается презентации к выступлению:
нужно разобраться с сылками на каждую картинку ресурса, многие картинки плохого качества, на большом экране это будет очень хорошо видно, некоторые картинки (2, 4,5 11слайд) фото растянуто не пропорционально, лица стали чрезмерно вытянуты, нарушены пропорции, это надо откорректировать.
Каждая картинка появляется по отдельному клику - это очень не удобно, такой подход предполагает наличие помощника для показа презентации или рассказчику придется постоянно отвлекаться, следить за происходящем на экране.
Считаю, что материал требует доработки.
С уважением, Августина

Оценить комментарий 0 Спам

Оценить комментарий 0 Спам

Здравствуйте, Ольга Анатольевна, сейчас презентация выглядит гораздо выигрышнее, картинки подобраны хорошего качества, работа воспринимается совсем иначе.
Думаю нужно подписать автора стихотворения, использованного Вами - это СЕБАСТЬЯН БРАНДТ.
На мой взгляд 6, 10 слайды слишком перегружены текстом, на 6 слайде слова очень близко находится к краю слайда, что мешает восприятию, стоит сделать появление каждого пункта с добавлением эффекта анимации, может быть поделить содержание слайда на 2.
На зелёном с белым рисунком фоне слайдов, контрастнее будет смотреться чёрный цвет, желтые буквы сливаются с рисунком
Фото лучше расположить так, чтоб по краю слайда оставался кант - это придаст завершенность страничке
Вот такие мысли
Давайте подождём советов других коллег
С уважением, Августина

Оценить комментарий 0 Спам

Ольга Анатольевна, спасибо за предоставленный материал. Широкий охват тематики, уклон на преемственность поколений. Материал несомненно поможет коллегам при подготовке к собраниям.
По поводу оформления Августина подробно всё расписала (хотя осталась ещё пара картинок с размытой резкостью). По поводу самой работы: на мой взгляд, прослеживается формальный подход. такая тема, есть чем поделиться и самим родителям, и анкетирование можно предварительное дать. Здесь опять всё сводится к лекции. КПД будет минимальным. Может, я не права, коллеги помогут нам разобраться.
Материал, безусловно, ВАЖНЫЙ! Может, его заявить как материал к собранию?
С уважением, Анжела.

Оценить комментарий 0 Спам

Анжела, я с вами согласна, что этот материал можно дополнить, если его применять на классном родительском собрании. Но работа готовилась как лекция для общешкольного родительского собрания. Спасибо за комментарий.

Оценить комментарий 0 Спам

Оценить комментарий 0 Спам

Оценить комментарий 0 Спам

Ольга Анатольевна, спасибо за материал.В наше время надо ещё больше уделять работе с родителями.Взяла себе в закладки.С уважением Нина Анатольевна

Если Вы являетесь автором или правообладателем материала и он размещен на этом сайте с нарушением авторского права, просьба сообщить для устранения нарушения. Мы с Вами обязательно свяжемся.

Читайте также: