Зачем нужен классный час в школе

Обновлено: 07.07.2024

Форма – это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания.

Форма воспитательной работы – это совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (композиционное построение воспитательного мероприятия).

Формы воспитательной работы – это динамическое явление. Существующая система форм воспитательной работы постоянно пополняется новыми, соответствующими изменяющимся общественным условиям школьной жизни.

Существуют разные подходы к классификации форм воспитания, в основе которых лежит тот или иной признак:

1) по количеству участников : массовые (школьный бал, групповые (классное собрание, индивидуальные (беседа);

2) по видам деятельности : познавательно-развивающие (викторина, развлекательные (дискотека, по направлениям воспитательной работы (профориентационные, физкультурно-оздоровительные и т. п. дела);

3) по результату: информационный обмен (устный журнал, выработка общего решения (собрание, общественно значимый продукт (акция милосердия).

Широко распространенной формой воспитательной работы является классный час (час классного руководителя).

Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Выделяют два основные вида классного часа : тематический и час общения по текущим делам в классе.

Классный час выполняет следующие функции:

1) просветительскую - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.

2) ориентирующую - способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.

Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы. Хотя Кл. час м. выполнять чисто ориентирующую функцию.

3) направляющую - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

4) формирующую - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения.

Типы классного часа :

• Нравственный классный час

1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;

2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;

3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;

4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать т. з и уважать чужую т. з., и др.) (нельзя проводить часто).

• Интеллектуально-познавательный классный час

1. Развивать познавательный интерес учащихся;

2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.

• Тематический классный час

1. Развивать кругозор учащихся;

2. способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей.

• Информационный классный час

1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района;

2. Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения;

3. Формирование своего отношения к происходящему;

4. Развитие исследовательских умений.

Формы классного часа :

• Беседа (эстетическая, нравственная)

• Встречи с интересными людьми

• Викторины по различным областям знаний

Классный руководитель выбирает содержание и форму проведения классного часа исходя из :

• Возрастных и психологических особенностей школьников;

• Целей и задач, которые он ставит;

• Нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся.

При подготовке и проведении воспитательного мероприятия необходимо ориентироваться на следующую систему действий:

• Определить тему, сформулировать цель;

• Составить план (сценарий);

• Подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. п. по теме;

• Дать задание ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено планом);

• Определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.

Советы по проведению классного часа :

• От предметной информации к оценке информации;

• От общих оценок к развернутым суждениям;

• Внимание к выступлениям учащихся;

• Акцент на важных моментах;

• Размышления вместе с детьми;

• Совместный поиск решений проблемы;

• Учет психологических особенностей восприятия материала учащимися (слабое внимание смена деятельности/ муз. пауза/ физминутка/острый вопрос);

• Участие детей в составлении плана классных часов (четверть/полугодие/ год) Выбор из нескольких предложенных.

Анализ классного часа :

Он нужен воспитателю для определения задач индивидуальной работы с воспитанниками, выделения стратегических направлений работы с классом.

Выделяют две стороны анализа.

Первая – это совместный анализ учителя с воспитанниками. (рефлексия). Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся сопоставить намеченное и результат; причем, важна не констатация, а анализ деятельности, оценка вклада каждого; выделение положительных моментов в организации совместной деятельности.

Другая сторона – это педагогический анализ.

• Почему? Зачем? - Потребности, особенности, интересы

• Как? - Методы Формы работы. Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние учащихся. Удачи, трудности

• И что мы с этого имеем? - Результат, продолжение работы

Критерии эффективности классного часа :

• Личностная значимость для учащихся

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

• Комфортность, благоприятный психологический климат

• Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников

Дети – это цветы жизни. Нельзя… требовать, чтобы все цветы одинаково пахли (В. М. Дорошевич)

• Обогащенность жизненного опыта учащихся

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живет.

Познай, где свет,

Поймешь, где тьма. (А. Блок)

• Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, -

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал.

Вовек не позабудется.

О вреде спиртных напитков

Цели и задачи: Предоставить школьникам информацию о вреде алкоголизма; формировать потребность в здоровом образе жизни.

Реквизит: игровые картинки.

1. Краткая информация.

3. Демонстрация рисунков.

6. Рисунки детей, их обсуждение.

7. Игра № 2, ее обсуждение.

Ход классного часа

Алкоголь; сигареты; наркотики.

Учитель: Правильно. Сегодня мы как раз поговорим об одной из этих вредных привычек. Об алкоголизме и его вреде. А чтобы урок прошел интересней, давайте проведем следующую игру-путешествие. Итак, начинаем.

Учитель: Ребята, представьте, что вы космонавты, получившие задание облететь несколько планет и описать жизнь инопланетян.

Итак, первая планета, вас радостно встречают инопланетяне, подзывают, как они живут, чем занимаются и что умеют делать.

Рисунок № 1: Дети купаются в реке, играют в волейбол, светит солнце, зеленая полянка, прекрасный летний день.

Рассмотрите рисунок. Какие привычки у инопланетян на этой планете? Перечислите их. (Идет перечисление только хороших привычек.)

Учитель: Но, к сожалению, пришло время прощаться с хозяевами первой планеты, и космонавты летят на следующую.

Рисунок № 2: Страшный город с умирающей природой, трубами заводов, везде разбросаны бутылки, окурки папирос, город населяют в основном больные люди.

Учитель: Рассмотрите внимательно следующий рисунок-планету. Что вы видите, нравится ли вам эта планета? Какие привычки у жителей этой планеты? Опишите их. (Описание внешнего вида планеты, привычек жителей.)

Рисунок № 3: Планета, на поверхности который разбросаны бутылки, стаканы, из бутылок вылезает зеленый змий, он опутал всех жителей планеты.

Учитель: А про третью планету я вам немного расскажу.

На этой планете жил пьяница. И маленький космонавт, который высадился на этой планете, пробыл у пьяницы в гостях совсем недолго. Но было ему совсем невесело. Когда космонавт явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним армии бутылок пустых и полных.

- Что ты делаешь? - спросил маленький космонавт.

- Пью, - мрачно ответил пьяница.

- О чем забыть? - спросил маленький космонавт. Ему было очень жалко пьяницу.

- Хочу забыть, что мне совестно, - признался пьяница и склонил голову.

- Отчего же тебе совестно? - спросил маленький космонавт, ему очень хотелось помочь бедняге.

- Совестно пить! - объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

И маленький космонавт полетел на Землю, растерянный и недоумевающий.

Учитель: Понравилась ли вам эта планета?

Учитель: А что бы вы могли посоветовать жителям этой планеты?

Дети: Бросить пить!

- Завести себе верных друзей!

Учитель: Правильно! Ведь когда человек начинает пить, он теряет не только здоровье, но и своих близких, друзей и родственников.

А сейчас давайте поговорим о нашей планете, о нашем доме.

Какой может стать наша планета, если люди не откажутся от вредных привычек и будут продолжать разрушать не только свое здоровье, но и здоровье окружающих?

А теперь нарисуйте нашу планету. Расскажите о ней, о её жителях и их привычках. (Дети рисуют.)

Учитель: Глядя на свои рисунки, вы можете рассказать о них.

Дети: Совсем не хочется не только болеть, но и жить на планете больных людей. А ведь если каждый из нас не будет заботиться о своем здоровье, то наша планета не будет здоровой.

- Здоровье - это не только наша сила, но и настроение, отношение к себе и другим людям, умение жить дружно и интересно.

Учитель: Из четырех планет вы можете выбрать одну, на которой вы бы хотели жить?

Дети: Нам очень понравилась первая планета. Но жить мы все-таки очень хотели бы на родной Земле и делать так, чтобы она ста-I и шилась красивее, чище и здоровей.

Учитель: Мы выяснили и убедились, что алкоголь действительно вреден для человека. Но вредные привычки — это не только употребление спиртных напитков. Существует множество других вредных пещей, которые могут помешать вам вырасти здоровыми, красивыми, умными, окруженными верными друзьями, близкими. Но не нужно забывать и о наших помощниках - хороших привычках. А вот чего больше - хорошего или плохого — мы можем выяснить с Помощью игры в воздушные шарики.

На доске вывешен рисунок с изображением двух воздушных шаров, внутри которых дети могут нарисовать то, что, по их мнению, приносит вред или пользу человеку.

Учитель: Вы молодцы! Из ваших рисунков видно, что хороших привычек гораздо больше, чем плохих. Я уверена, что никто из вас не хотел быоказаться на месте пьяницы с планеты № 3 или жителей второй планеты. Никто из нас не хочет оставаться одиноким, без друзей, или больным и жалким. В нашей жизни нет места алкоголю и вредным привычкам, потому что у нас в мире столько всего хорошего, доброго, чистого и светлого.

Влияние алкоголя на рост и развитие растений

Цели: Ознакомить школьников с информацией о вредном воздействии алкоголя на живые организмы, растения; наглядно продемонстрировать последствия воздействия алкоголя на растения.

Реквизит: Растения в горшочках, образцы спиртных напитков, зерна растений.

1. Вступительное слово учителя.

Ход воспитательного дела

За три - четыре месяца до предполагаемой даты классного часа школьники делятся на 2 группы и проводят опытно-экспериментальную работу.

Опыт № 1. Влияние алкоголя на всходы побегов растений

Берут четыре цветочных горшка, наполняют их одной и той же землей и сажают в каждый горшок по гороховому зерну (или других бобовых, или косточке семечковых растений). Первый горшок поливают водой, второй пивом, третий виноградным вином и четвертый водкой. Через несколько дней гороховое зерно в первом горшке (которое поливают водой) начинает всходить и поднимать земляную покрышку. В остальных трех ничего не происходит. Поливка четырьмя различными жидкостями продолжается. Спустя некоторое время зерно, поливаемое водой, показывается наружу; поливаемое пивом начинает всходить; поливаемое виноградным мимом начинает набухать. Через две недели первое зерно дает уже миленькие листочки; остальные же зерна даже еще не показываются наружу. С 15-го дня все горшки поливают водой, и вскоре показываются наружу также второе и третье зерно, хотя и запоздалыми, и жалкими на вид. Четвертое, последнее, гороховое зерно, которое поливали водкой, совсем не показывается из земли, так как оно практически убито.

Опыт № 2. Влияние алкоголя на скорость проращивания растений

Берут несколько стеклянных плоских емкостей. Емкости заполняют по следующему принципу : в первой емкости — чистая вода, в последней — чистый спирт. Остальные емкости заполняются жидкостью с разной концентрацией алкоголя. Можно взять 4 емкости : вода, 33 % алкоголя, 66 % алкоголя, чистый спирт; или 6 емкостей: вода, 25 % алкоголя, 50% алкоголя, 75 % алкоголя, чистый спирт. Затем в каждую стеклянную емкость помещают по десять гороховых зерен так, чтобы они наполовину были погружены в жидкость. Через четыре дня начинают наблюдение за зернами: как они набухают, как прорастают, определяют длину и ветвистость корней, длину, силу побегов и т. д. Школьники должны убедиться, что в чистой воде прорастают все десять зерен, корни достигают наибольшей длины и ветвистости, побеги самые длинные и крепкие. Чем больше процент растворенного алкоголя в жидкости, тем дольше горошины прорастают, корни более короткие и тонкие, побеги чахлые. В более крепких растворах корни не обнаруживают наклонности ветвиться, побеги появляются гораздо позже. Через месяц в емкостях с крепкими растворами алкоголя гороховые зерна1 загнивают. Листья и плоды приносят гороховые зерна, находящиеся только в воде и в жидкости с небольшим количеством алкоголя. В остальных они засыхают, не успев дать листья.

Школьники ставят эти опыты, наблюдения записывают в отдельный дневник наблюдений, затем проводят анализ, делают выводы.

Ход классного часа:

Учитель: Ребята! Вы уже немало слышали о вредном воздействии алкоголя на человека, животных. Но опыт, проведенный с целью изучения вредного воздействия алкоголя на растения, полученные результаты — вот о чем сегодня мы и поговорим вместе. Ваши одноклассники проводили опыт в течение нескольких месяцев и сегодня представляют результаты опытно-экспериментальной работы.

Далее следуют выступления школьников с подробным рассказом об отдельных этапах проведенных опытов.

Учитель: Ребята! Давайте еще раз вспомним, какую проблему мы сегодня с вами обсуждаем?

- Что вы можете сказать об итогах проведенного опыта?

- Какое впечатление на вас произвели растения, политые алкогольными напитками?

- Какие выводы мы можем сделать на основе продемонстрированных опытов?

Сотворчество как одна из форм работы с родителями (обмен опытом)

Сотворчество как одна из форм работы с родителями (обмен опытом) В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования.

Детско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьей

Детско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьей Детско – родительский клуб, как одна из форм взаимодействия с семьей. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама.

Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми

Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогам приходится искать новые средства.

Тематические выставки — одна из форм работы с родителями.

Тематические выставки — одна из форм работы с родителями. В статье 44 Закона об Образовании, впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. 1. Родители.

Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся правильной системы отношений к обществу и окружающему миру.

Можно ли вообще сформировать правильную систему отношений? Чем старше становятся дети, тем более индивидуальный подход требуется для их воспитания. Если в начальных классах рассказ о бережном отношении к природе не вызывает противодействия, то серьезные моральные вопросы в подростковом возрасте нередко могут привести к внутреннему бунту школьника.

Классный час в начальной школе: мнение учителя

Чтобы вникнуть в проблему, мы поговорили с опытным классным руководителем начальных классов одной из московских школ – Надеждой Ивановной.

­– Какие темы можно поднимать на классном часе в начальной школе?

Я бы уделила большее внимание воспитанию нравственности и темам из истории нашей страны. Дети сейчас совершенно не знают свою историю, не знают, что за праздник 9 мая, почему его отмечают, даже относятся к ВОВ с насмешкой. Также можно брать уроки на темы, посвященные эмоциям и настроению. Например, рассказывать детям о том, как влияют на нас те или иные эмоции.

Ещё хорошо было бы включить уроки по профориентации. Ребятам просто необходимо элементарное знакомство с профессиями! Причем, с более сложными, чем классические врач и полицейский.

Обязательны также занятия, посвященные медицине и гигиене.

– Как вовлечь ребят в обсуждение темы, если они совсем не заинтересованы и откровенно скучают или смеются над сложными вопросами?

Вовлечь детей будет проще всего, если вы будете говорить с ними на равных, на понятные для них темы и разбирая понятные ситуации из жизни. Прежде всего ребенок должен понимать: для чего ему все это рассказывается.

Скучают дети только в том случае, если они а) не понимаю, для чего б) не понимают, о чем. Если тема будет касаться самих детей, им станет намного интереснее! Ну и, конечно, можно использовать формат ролевой игры.

– С какими трудностями вы сталкивались в своей практике?

Трудности бывали как раз в незаинтересованности и в непонимании. Разбирая ВОВ, дети откровенно смеялись, потому что эта война от них далеко, а что такое смерть они не понимают.

– Откуда учителю взять информацию для подготовки классного часа? Дайте совет молодым начинающим педагогам.

Материала для подготовки к урокам сейчас огромное множество. Больше всего его в интернете. Не думаю, что покупать конкретные пособия – стоящая трата. Главное: всегда проверять материал, отбирать то, что будет подходить вашим детям и обрабатывать под них.

Классный час: полезная инфографика для педагога

Направленность классных часов.jpg

Классный час и подростковый кризис – как не наступить на мину?

Классные часы необходимы!

Отвечавшие на этот вопрос педагоги были единодушны: классные часы необходимы! Вот некоторые ответы:

А что думают школьники?

Я, размышляя о роли классного часа в воспитательной работе классного руководителя, поговорила с несколькими знакомыми старшеклассниками, спросив у них, что они думают о классном часе и какие классные часы им запомнились. Мои собеседники тоже были единодушны: классные часы – это пустая трата времени!

Вот как ответили на мои вопросы школьники:

Ориентироваться на интересы детей

И тут я окончательно запуталась. Учителя в Советах пишут о том, что надо с детьми обсуждать те темы, которые им интересны, а дети мне говорят, что никакие интересные темы с ними на классных часах не обсуждают.

Тематический план классных часов

Я потратила пару часов на поиск в интернете тем классных часов, которые проводятся в современной школе. Не знаю уж, насколько найденные мной списки тем имеют отношение к действительности, но они выложены на сайтах школ, в некоторых случаях даже с конкретными датами проведения.

Приведу один такой список. Это тематический план классных часов в 10 классе в 2017-2018 учебном году.

Возникают вопросы: какие из этих тем реально интересны современным подросткам? На какие из этих тем может получиться интересный и живой разговор в классе? Почему выбраны именно такие темы?

Это еще одна формальность

Эти вопросы я задала учителю, классному руководителю 10 класса, Светлане Борисовне Черкасовой.

- Я абсолютно согласна с тем, что классный час, особенно в старших классах необходим. И точно так же поддерживаю мысль, что темы нужно выбирать с учетом интересов детей, лучше всего – вместе с ними. Но в реальности я лишена возможность претворять эту хорошую идею в жизнь. Потому что темы примерно половины классных часов – это требование администрации или каких-то учреждений. Регулярно в школу спускаются требования провести мероприятия, посвященный такой-то теме или другой. Все классные часы, посвященные ПДД, ЗОЖ, вреде табакокурения, наркомании, алкоголизма, безопасному поведению на водоемах, безопасному обращению с огнем, опасности ВИЧ и т.д. мы не просто обязаны включить в план, провести, но и должны сдать заму по воспитательной работе конспекты, а иногда еще и сделать фотофиксацию и предоставить фотографии. Конечно, хороший учитель может и на любую набившую оскомину в зубах тему провести интересный, живой и увлекательный разговор, но я признаюсь честно – у меня нет времени и сил полноценно готовить классный час каждую неделю. Максимум, что я могу, - взять готовые методические материалы и провести классный час с их помощью. И да, я понимаю, что большинству детей на классном часе скучно. Но я стараюсь компенсировать это нормальным человеческим общением на переменах, после уроков, во время поездок на экскурсии. А классные часы. Ну что ж, это еще одна формальность. Провести, отчитаться и забыть.

Ясности у меня так и не появилось. Кому же реально нужен классный час в современной российской школе?

Сегодня одной из наиболее важных форм организации воспитательной работы с учащимися считается классный час. Проводится он раз в неделю, в определенный день и время. Во время занятия педагог проводит беседы с учащимися, воспитывает их, расширяет кругозор, определяет задачи и цели классного коллектива.

Основные сведения

Классный час – это форма общения между учителем и учениками. На сегодняшний день он проводится в каждой школе. Занятие внесено в учебное расписание и проводится, как говорилось выше, раз в неделю. Длительность его составляет 40 – 45 минут.

классный час это

В целом, такая политика не совсем верна. Классный час может занимать и меньшее количество времени, так как главная его задача – выполнить поставленные учителем задачи. Проводить занятие можно как в классной комнате, так и в актовом зале, библиотеке, музее, даже на улице.

Основные цели и задачи

Классный час в школе преследует несколько целей.

В первую очередь, это просветительская, которая заключается в расширении круга знаний учеников в различных сферах жизни.

Далее следует направляющая. Она воздействует на практическую сторону жизни школьников, их поведение и отношение к жизни. Реализуется с помощью разговора о той или иной жизненной ситуации, подкрепленного примерами.

Последняя цель – ориентирующая. С ее помощью формируется определенное отношения к объектам окружающей действительности, духовные и материальные ценности.

К основным воспитательным задачам классного часа относится:

- создание условия для проявления индивидуальности учащихся;

- обогащение их знаний об окружающем мире;

- формирование эмоционально-чувственной сферы;

- формирование классного коллектива.

Формы проведения

Классный час - это занятие, которое можно проводить не только в форме лекции, но и:

Тематика классных часов

Подготовка к занятию

Приступая к подготовке классного часа, необходимо определиться с темой занятия. Сделать это можно заранее, проведя беседу с учениками или анкетирование. При выборе темы классного часа нужно выявить возрастные особенности ученика, их интересы.

Прежде чем писать сценарий классного часа, необходимо сесть и задать себе несколько ключевых вопросов:

1. Как настроить детей на участие в классном часе?

2. Как и когда провести подготовительно работу?

3. В каких заданиях дети смогут проявить себя наиболее полно?

4. Кто из учащихся сможет помочь в проведении классного часа?

5. Как правильно подвести итоги занятия?

Ответы на эти вопросы следует записать на бумагу и периодически возвращаться к ним по мере написания конспекта занятия.

После этого необходимо приступать к составлению сценария и проведению подготовительной работы. В некоторых ситуациях можно использовать уже готовые разработки классных часов, взятые из специализированных журналов для педагогов, различных интернет-ресурсов. Но при этом важно помнить, что большинство из них требуют внесения правок. Так, те или иные задания могут показаться детям слишком сложными или не заинтересовать их. Следует заменить такие задания на более легкие или интересные.

классные часы в классе

В целом подготовка состоит из следующих моментов:

  1. Определение темы и задач.
  2. Определение места и времени проведения.
  3. Определение ключевых моментов.
  4. Подготовка плана и сценария.
  5. Подбор материала.
  6. Оформления помещения.
  7. Определение участников классного часа.

После проведения занятия необходимо обязательно выполнить его анализ.

Структура занятия

При подготовке занятия необходимо учитывать, что классный час имеет свою структуру. В целом, она такая же, как и структура любого урока:

  1. Вступление, основная задача которого – активизация внимания учеников, обозначение проблемы.
  2. Основная часть, содержание которой определяется задачами классного часа.
  3. Заключительная часть, которая стимулирует потребности учеников в самовоспитании.

Час общения

Одно из форм, в которой может быть проведен классный час – это час общения. Он определяется как совместный творческий процесс ребенка и взрослого. Дети принимают участие в организации часа общения наравне со взрослыми, вместе с педагогом определяют тему и круг интересов.

Час общения имеет одно важное правило – создать благоприятную обстановку, в которой каждый из учащих может без опаски высказать свое мнение.

К основным формам часа общения относятся:

Информационный классный час

Классные часы в классе могут также проводиться и в форме защиты и реализации информационных проектов, политминуток.

Главная цель такого занятия – формирование понимания собственной важности, необходимости участия в общественно-политической жизни страны и мира в целом. В ходе информационного классного часа дети учатся разбираться в сложных современных проблемах, правильно реагировать на происходящее вокруг них.

классный час в школе

Основные формы работы на таких уроках:

- пересказ события с помощью цитат;

- работа со словарем;

- работа с политической картой;

- просмотр и обсуждение видеоматериалов.

Тематика

Несколько слов о том, какой может быть тематика классных часов. Занятия могут быть посвящены:

  1. Морально-этическим проблемам.
  2. Вопросам в сфере науки.
  3. Эстетическим проблемам
  4. Вопросам государства и права.
  5. Психологическим вопросам.
  6. Осоенностям физиологии и гигиены.
  7. Вопросам здорового образа жизни.
  8. Экологическим проблемам.
  9. Общешкольным проблемам.

В рамках той или иной тематики можно провести целый ряд классных часов, объединенных одной целью и имеющих схожие задачи.

Примерные темы

Исходя из интересов учеников и их возраста, тематика классных часов может быть следующая:

Для учеников 5 класса:

  1. "Каким я вижу себя через . лет?"
  2. "Какой я?"
  3. "Книги вокруг нас".
  4. "Что я могу?"

Для учеников 6 класса:

  1. "Мое хобби".
  2. "Я в школе и дома".
  3. "Собственное мнение. Важно ли оно?"
  4. "Мои сильные и слабые стороны".
  5. "Учимся слушать и слышать".

сценарий классного часа

В 7 классе можно проводить воспитательные часы на следующие тематики:

  1. "Хочу и могу".
  2. "Учимся управлять собой".
  3. "Внимание и внимательность".
  4. "Скажи мне, кто твой друг".

В 8 классе можно проводить классные часы на темы:

  1. "Что такое гениальность и талант?"
  2. "Тренируем память".
  3. "Ответственность и безопасность".
  4. "Страна моей мечты".

Учеников 9 класса заинтересуют беседы:

  1. "Человек и творчество".
  2. "Мои права".
  3. "Моя будущая профессия".
  4. "Красота в нашей жизни".

Для 10 класса целесообразно подготовить такие классные часы:

  1. "Я и мое окружение".
  2. "Взрослость – что это?"
  3. "Недостатки человека: причины и последствия".
  4. "Учимся владеть собой".

В 11 классе можно провести часы на тему:

  1. "Будет ли помнить обо мне школа?"
  2. "Мой профессиональный выбор".
  3. "Мое предназначение".
  4. "Юмор в жизни человека".

классный час профилактика

Интересный ход, который может сделать педагог для определения тематики занятий, – озвучить в начале года или семестра планы классных часов и дать возможность детям самостоятельно предложить те или иные темы, дополнив существующий план, предложить участвовать в их подготовке.

Не забывайте проводить игры КВН, в ходе которых ученики смогут проверить свои знания и умения. Форму проведения также стоит изредка менять. К примеру, сегодня была лекция, значит, в следующий раз это может быть экскурсия или беседа.

Советы по проведению

Для более эффективного проведения классного часа необходимо придерживаться следующих советов:

1. Комната, в которой проводится занятие, должна быть убрана и проветрена.

2. Желательно украсить кабинет с помощью цветов. Можно использовать как настоящие, так и искусственные.

3. Тему классного часа необходимо записать на доске. Уместно будет также использование афоризма.

4. Не забывайте о мультимедийных проекторах и презентациях, они существенно повысят интерес учеников к материалу.

разработки классных часов

5. При анкетировании, тестах используйте бланки. Не забывайте о наглядных материалах - брошюрах, буклетах.

6. Особое внимание уделите подготовке к занятию, если это классный час в начальной школе. Особенности развития и восприятия детей таковы, что воспитательные часы лучше всего проводить в виде игры, путешествия. Так вы сможете куда быстрее заинтересовать учеников, привлечь их внимание.

7. Не забывайте о комфорте учеников. Позвольте им сесть так, как им нравится. Можно также расставить парты по кругу, сдвинуть две парты в одну, если предполагается групповая работа.

8. Не бойтесь приглашать на классный час специалистов – врачей, психологов, историков, библиотекарей. Конечно, если они разбираются в теме вашего классного часа лучше вас и могут рассказать много полезной информации.

Выводы

Классный час – это одна из важнейших форм организации воспитательного процесса. Проводится он раз в неделю. В ходе занятия учитель повышает культурный уровень учеников, формирует их жизненные установки и ценности, организовывает коллектив. Форма проведения может быть любой, в зависимости от темы занятия и поставленных учителем целей.

Читайте также: