Направление течение школа в литературе

Обновлено: 05.07.2024

Литературное направление — это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы.

Основания, необходимые для того, чтобы отнести творчество различных авторов к одному литературному направлению:

Следование одним и тем же культурно-эстетическим традициям.

Единые мировоззренческие установки (т.е. однотипность миропонимания).

Общие или близкие принципы творчества.

Обусловленность творчества единством социальной и культурно-исторической ситуации.

(время: XVII – начало ХIХ в.; типичные представители: П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Лафонтен, Н. Буало, Мольер, А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин; стилеобразующие особенности: подражание образам и формам античной литературы; вера в разум, идеал гармонии и меры; принцип рационализма; тяготение к образцам; строгая иерархия жанров: высоких – трагедия, ода, эпопея; низких – сатира, комедия, басня);

И.А. Бунин, М.А. Булгаков, А.А. Ахматова, М.М. Пришвин,

Аре. А. Тарковский, А.И. Солженицын, Г.Н. Владимов, В.П. Астафьев,

В.Г. Распутин. К классическому реализму из числа зарубежных писателей самое прямое отношение имеют не только О. де Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Э. Золя, но и Дж. Голсуорси, Т. Манн, У. Фолкнер.

В XX в. с традиционным реализмом сосуществуют и взаимодействуют иные, новые литературные общности. Таков, в частности, социалистический реализм, агрессивно насаждавшийся политической властью в СССР, странах социалистического лагеря и распространившийся даже за их пределы. Произведения писателей, ориентировавшихся на принципы соцреализма, как правило, не возвышались над уровнем беллетристики (см. с. 132–137). Но в русле этого метода работали и такие яркие художники слова, как М. Горький и В.В.Маяковский, М.А. Шолохов и А.Т. Твардовский.

модернистские течения: время – начало ХХ в

На авансцену литературы и искусства в XX в. выдвинулся модернизм, органически выросший из культурных запросов своего времени. В отличие от классического реализма он наиболее ярко проявил себя не в прозе, а в поэзии. Черты модернизма — максимально открытое и свободное самораскрытие авторов, их настойчиво стремление обновить художественный язык, сосредоточенность более на универсальном и культурно —исторически далеком, нежели на близкой реальности.

Модернизм крайне неоднороден. Он заявил себя в ряде направлений и школ, особенно многочисленных в начале столетия, среди которых первое место (не только хронологически, но и по сыгранной им роли в искусстве и культуре) по праву принадлежит символизму, прежде всего французскому и русскому. Неудивительно, что пришедшая ему на смену литература именуется постсимволизмом, который ныне стал предметом пристального внимания ученых (акмеизм, футуризм и иные литературные течения и школы)

Литературное течение — это одна из разновидностей какого-либо литературного направления. Литературное течение не выходит за рамки художественного метода, являющегося основой литературного направления, однако при этом характеризуется особым отношением ряда писателей к поставленным проблемам.

Салон – это общий центр для литераторов и вообще для любителей всякого рода искусств, музыки, пения, живописи.

У аристократов существовало несколько типов салонов.

В одних принимаются только люди равного социального слоя и писатели , музыканты и художники аристократического направления. Положение писателя в таком салоне, если он по своему родовому признаку не аристократ, несколько напоминает положение певца – простолюдина, допускавшегося в средние века ко двору.

Другие салоны были более демократичны. Состав их посетителей строился по принципу индивидуальной одаренности. Так, демократически настроенный В.Ф.Одоевский стремился превратить свой салон в объединяющий центр родовой аристократии с лучшими представителями писателей – разночинцев. Подобные попытки кончались неудачно.

ЛИТЕРАТУ?РНЫЕ КРУЖКИ? — творч. объединения литераторов на почве единства взглядов, интересов, направлений и т. д.

Смена направлений в мировом историко-литературном процессе XVI-XXI вв. Характеристика одного из направлений литературы в XVI-XXI вв. ( По алфавиту: барокко, классицизм, модернизм и его течения, постмодернизм, реализм, романтизм, сентиментализм). Анализ текста в аспекте того или иного направления.

Возникновение новых идей, взглядов и новых словесно-художественных форм предполагает смену литературных направлений.

Литературное развитие, взятое в целом, можно охарактеризовать как постепенную смену литературных направлений, как движение от классицизма к сентиментализму, романтизму и реализму. При этом нужно учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, смена одного направления другим не совершалась в строго определенные календарные сроки. Во-вторых, торжество одного литературного направления над другим нельзя понимать как полное исчезновение предшествующего (рядом с писателями-реалистами, например, в первой и во второй половине XIX века публикуют свои сочинения и писатели-романтики) или как его полное исключение из литературной практики (например, многие свойства романтизма, прежде всего понимание им жизни как текучей, изменчивой стихии, были подхвачены реалистами). Следовательно, смена предшествующего направления последующим должна стать не только предметом полемики, отторжения и преодоления, но и продолжением, усвоением, переосмыслением и преображением.

Периодизация литературного процесса:

XVI – XVII в. – барокко (Рим, Венеция, Флоренция)

Конец XVII в. – 1730 – барокко, классицизм

1730 – 1750-е – утверждение классицизма

1760 – 1780-е – расцвет сатиры, кризис классицизма

1780-е – 1790-е – утверждение сентиментализма

1789 – 1830 – романтизм

1830 - 1871 - критический реализм

1895 – 1925 – дальнейшее развитие реализма и ранний модернизм

1918 – 1945 – зрелый модернизм

1944 – 1975 – новые формы реализма. Ранний постмодернизм

1970 – 1995 – диверсификация и экспериментирование

Классицизм (от лат. classicus первоклассный) - течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в XVII-XVIII веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нем нашли отражение представление о рационалистической гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум чело­века. Получил свое развитие в начале XX века как неоклассицизм.

Западноевропейская литература - Пьер Корнель, Никола Буало, Ж.-Б.Мольер, Ж.-Б.Расин

Русская литература - А. П. Сумароков, М. М. Херасков, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, Я. Б. Княжнин

- Наследует традиции искусства античность

- Действия и поступки героев определяются сточки зрения разума

- Художественное произведение представляет собой логически по-строенное целое

- Строгое деление героев на положительных и отрицательных).

- Сюжет и композиция подчиняются принятым правилам (правило трех единств)

- Повествование должно быть объективным

- Значимость гражданской проблематики содержания

Высокие – трагедия, поэма, ода (в них действуют герои, повествуется об общественной жизни)

Низкие – комедия, басня, сатира (в них действуют обычные люди, повествуется об повседневной жизни)

Сентиментализм (от фр. Sentimental – чувствительный) - литературное течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в конце XVII - начале XIX веков. Выступает против отвлечённости и рассудочности произведений классицизма. В нём нашло отражение стремление изобразить человеческую психологию.

Русская литература - Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев, В. В. Капнист, Н. А. Львов

Западноевропейская литература – Э. Юнг, Л. Стерн, Т. Грей, Дж. Томсон, Ж.Ж. Руссо, Жан Поль

- Действия и поступки героев определяются с точки зрения чувств. Преувеличенная чувствительность героев

- Идеализация действительности, субъективное изображение мира

- В центре изображения - чувства, природа

- Представители низших сословий наделяются богатым духовным миром

- Идеалом является нравственная чистота, неиспорченность

- Значимость гражданской проблематики содержания

Эпос – сентиментальная повесть, путевые заметки, послание

Лирика – элегия, народные песни

Драма – мещанская драма

Романтизм - течение в искусстве и литературе Западной Европы и России XVIII-XIX веков, состоящее в стремлении авторов противопоставить неудовлетворяющей их действийтельности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник-романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяющим. Возник как реакция на рационализм.

Западноевропейская литература - Дж. Г. Байрон, И. Гете, И. Шиллер, Э. Гофман, П. Шелли, Ш. Нодье

Русская литература - В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь

- Необычность характеров, исключительность обстоятельств

- Трагический поединок личности и судьбы

- Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим - вот основные характеристики романтического героя

- Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яркому, возвышенному

- Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного

- Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству

Эпос – роман, повесть, баллады и думы, поэмы

Лирика - элегическая лирика, пейзажная лирика, философская лирика

Драма – проблемно-историческая драма

Реализм - течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX веке.

Русская литература - В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь

Западноевропейская литература – О.Бальзак, Ч.Диккенс, Г.Флобер, М.Твен

- Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром

- Для писателя важны детали интерьера, портрета, пейзажа

- Изображение характеров и событий в развитии

- Исторически конкретное общество, события, эпоха

- В центре внимание конфликт: герой – общество

Эпос – роман, повесть, поэма, рассказ

Лирика – песня, элегия, сатира

Драма – трагедия, комедия, исторические хроники

Модернизм— явление в литературе конца XIX — начала XX века, характеризуемое отходом от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальным пересмотром литературных форм. Период модернизма считается завершившимся к концу 1930-х годов.

Модернизм в литературе стал закономерным итогом развития художественного сознания и перехода от классического восприятия автором мира к модернистскому. Вместо создания собственного мира, предложения читателю готовых концепций, литература модернизма становится чистым отражением реальности или её полной противоположностью. Автор перестаёт быть носителем абсолютной истины и начинает демонстрировать её относительность. Как следствие, рушится целостность мира произведения: на смену линейному повествованию приходит обрывочное, раздробленное на небольшие эпизоды и подаваемое посредством нескольких героев, имеющих даже противоположный взгляд на излагаемые события и факты.

Русская литература – В.Маяковский, А.Ахматова, А.Белый

Западноевропейская литература – Э.Хемингуэй, Ф.Кафка, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, В.Вулф

Постмодернизм в литературе, как и постмодернизм в целом, с трудом поддается определению — нет однозначного мнения относительно точных признаков феномена, его границ и значимости. Но, как и в случае с другими стилями в искусстве, литературу постмодернизма можно описать, сравнивая её с предшествующим стилем. Например, отрицая модернистский поиск смысла в хаотическом мире, автор постмодернистского произведения избегает, нередко в игровой форме, саму возможность смысла, а его роман часто является пародией этого поиска. Постмодернистские писатели ставят случайность выше таланта, а при помощи самопародирования и метапрозы ставят под сомнение авторитет и власть автора. Под вопрос ставится и существование разницы между высоким и массовым искусством, которую постмодернистский автор размывает, используя пастиш(смесь различных имитаций искусства прошлого) и комбинируя темы и жанры, которые прежде считались неподходящими для литературы.

Русская литература - А. Битов, Е. Попов, М. Харитонов, В. Пелевин

Западноевропейская литература – У.Эко, Д.Хоукс, К. Воннегут, Д.Фаулз

Барокко - появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции.

Возникновение барокко определялось новым мироощущением, кризисом ренессансного миросозерцания, отказом от его великой идеи гармоничной и грандиозной универсальной личности. Уже в силу этого возникновение барокко не могло быть связано только с формами религии или характером власти. В основе же новых представлений, определивших суть барокко, лежало понимание многосложности мира, его глубокой противоречивости, драматизма бытия и предназначения человека, в какой-то мере на эти представления оказывало влияние и усиление религиозных исканий эпохи. Особенности барокко определяли различия в мироощущении и художественной деятельности целого ряда его представителей, а внутри сложившейся художественной системы сосуществовали весьма мало схожие друг с другом художественные течения.

Литература барокко, как и все движение, отличается тенденцией к сложности форм и стремлением к величавости и пышности. В барочной литературе осмысляется дисгармония мира и человека, их трагическое противостояние, как и внутренние борения в душе отдельного человека. В силу этого видение мира и человека чаще всего пессимистично. Вместе с тем барокко в целом и его литературу в частности пронизывает вера в реальность духовного начала, величие Бога.

Русская литература – С.Полоцкий, Ф.Прокопович

Западноевропейская литература – Д.Донн, Д.Марино, В.Вуатюр

Литературное направление — это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы. Основания, необходимые для того, чтобы отнести творчество различных авторов к одному литературному направлению:

  1. Следование одним и тем же культурно-эстетическим традициям.
  2. Единые мировоззренческие установки (т.е. однотипность миропонимания).
  3. Общие или близкие принципы творчества.
  4. Обусловленность творчества единством социальной и культурно-исторической ситуации.

К литературным направлениям, наиболее значительным для литературы, относятся: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм.

ТЕЧЕНИЕ (ХУДОЖЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНОЕ), — поэтическая группировка, отмеченная большим или меньшим единством приемов художественного оформления у входящих в нее писателей. Характерным признаком художественно-литературного течения является его хронологическая ограниченность.

Школа в литературе – это некая сложившаяся общность писателей, осознавшая себя, теоретически очертившая свои границы и выделявшаяся из литературного процесса в самостоятельное образование, имеющее свою теоретическую платформу, принципы, программу, печатные органы. Школы могут образовываться и называться по лидеру – школа Гоголя, некрасовская школа и так далее.

41.Стадиальность литературного развития. Возникновение художественных методов и литературных направлений : реализм Возрождения, классицизм, сентиментализм, романтизм , реализм, символизм, импрессионизм, модернизм и постмодернизм.

Направление. Под направлением понимались самые разные литературные общности. Объединяющим их признаком является единство общих принципов воплощения художественного содержания, общность глубинных основ художественного миропонимания. Это единство обусловлено сходством культурно-исторических традиций, типом сознания литературной эпохи, может быть и обусловлено единством творческого метода писателей. Нет заданного списка литературных направлений, однако традиционно выделяют классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм. Каждый из них обладает своими формально-содержательными признаками. Например, в романтизме всегда показан исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Одинаковая последовательность смены направлений в разных странах служит доказательством их наднационального характера. Под термином направление в литературоведении понимают творческое объединение писателей определенной исторической эпохи, пользующихся общими идейно-эстетическими принципами изображения действительности. Направление рассматривают как обобщающую категорию литературного процесса, как одну из форм художественного мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображения жизни, связанную со своеобразным художественным стилем.

Течение. Группа писателей, связанных общностью идеологических позиций и художественных принципов, в пределах одного направления или художественного движения. Принадлежность художников к одному направлению или течению не исключает глубоких различий их творческих индивидуальностей. Но и в индивидуальном творчестве писателей могут проявляться особенности направлений и течений. Течение – более мелкая единица литературного процесса, характеризуется существованием в определённый исторический период и локализацией в определенной литературе. В основе течения общность содержательных принципов, но сходство идейно-художественных концепций проявляется более отчетливо. Принадлежность писателя к тому или иному направлению или течению предполагает свободное, личностное выражение миросозерцания автора, его эстетических и идеологических позиций. С этим фактом связано достаточно позднее возникновение направлений и течений в европейской литературе – период Нового времени, когда личностное, авторское начало становится ведущим в литературном творчестве. В этом принципиальное отличие современного литературного процесса от развития литературы эпохи Средневековья, где содержательные и формальные особенности текстов были предзаданными канонами. Особенность направлений и течений: базируются на глубинном единстве философских, эстетических и др. содержательных принципов во многом различных, индивидуально-авторских художественных систем.

Лит.направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм)

Классицизм – худ.направление в европейском искусстве рубежа 17-18 – н.19 века, сформировался во Франции в конце 17 в. Осн.черты: высокая гражданская тематика; изображение не того, что есть, а того, что должно быть ;разделение высоких и низких жанров в форме строгих канон; культ разума; разделение героев на положительных и отрицательных (говорящие фамилии), столкновение личных интересов и гражданского долга.

Сентиментализм – лит.направление второй половины 18в., пришедшее на смену классицизма. В России зародился в 1760-е (Радищев). Осн.черты: акцент смещается с общества на личность, частную жизнь; культ чувства; идеализация семейных отношений; повествование обычно от первого лица.

§ Революционный романтизм (прогрессивный). Рылеев.

§ Реакционный (консервативный) - Жуковский

Реализм – худ.направление, воплотившее принципы, устремленные к худ.познанию человека и мира 19 века. Для реализма хар-но: изображение действительности, как она есть; глубокий анализ негативны сторон жизни; изображение типичных характеров в типических обстоятельствах.

Модернизм – философско-эстетическое движение в литературе и искусстве возникшее на рубеже 19-20 вв. Черты: максимально свободное и открытое самораскрытие авторов, их настойчивое стремление обновить худ.язык, усилить, сделать более объемным и утонченным впечатление от поэтического текста. Модернизм крайне неоднороден, он заявил о себе в ряде направлений и школ. Наиболее значимые направления русского модернизма:

§ Акмеизм – модернистское течение в русской поэзии 1910-х гг. (Ахматова, Гумилев)

§ Футуризм – одно из основных авангардистских направлений в европ.искусстве начала 20 века, получившее наибольшее развитие в Италии и России. Четыре течения:

Постмодернизм - литературное направление, сложившееся в 60-70-ые гг. 20 в. Основывается на культивировании художественной цитаты, заимствованного сюжета, языкового упрощенчества, ориентируется на плебейский вкус.

Прежде чем говорить о конкретных литературных тенденциях и жанрах, сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.

В истории литературы выделяют:

Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.

Периодизация основных литературных направлений:

Литературные направления

Основные признаки и представители литературного направления

Читайте также: