Зачем нужен этикет в школе

Обновлено: 02.07.2024

Как в каждой семье имеются свои традиции и правила, так и в школе существуют определенные нормы поведения. Интересно, что в сочинениях на эту тему все учащиеся, как один, осознают важность соблюдения установленных правил, однако в реальности далеко не все так радужно. С раннего детства дети копируют поведение и привычки близких членов семьи, однако в большом школьном коллективе каждый ребенок должен научиться соблюдать общие правила, утвержденные учебным заведением.

Для чего и кем устанавливаются школьные нормы поведения

Правила поведения призваны обеспечивать:

  • оптимальную организацию учебного процесса;
  • безопасность школьников, снижение риска травмирования;
  • спокойную комфортную обстановку для учащихся и преподавателей, других сотрудников школы;
  • соблюдение этикета;
  • обучение школьников жизни в социуме, формирование самодисциплины, воспитание уважения к окружающим.

Как научить школьника соблюдать правила

Правила поведения в школе

С первого школьного дня детям объясняют существующие в школе нормы поведения, которые нужно выполнять. Каждое из них имеет обоснованные причины и в полном объеме учитывает права ребенка, однако нередко вызывает неприятие учащихся и даже их родителей. Отсюда и игнорирование некоторых аспектов - опоздания, отсутствие надлежащего внешнего вида или культуры общения. Важно понимать, что соблюдение школьных правил - это элемент воспитания личности, которой должно быть комфортно в любом коллективе. Кроме того, от этого напрямую зависит успешность учебного процесса.

Обязанность родителей - всемерная поддержка требований школы. Дети должны понимать суть правил и необходимость следования им, не слышать негативных отзывов взрослых по поводу тех или иных требований. Комфортная и спокойная обстановка, которую обеспечивает выполнение установленных норм, способствует эффективному получению знаний, и это важно для каждого школьника.

Школа - главный помощник в становлении личности ребёнка. Маленький человек попадает в новый мир, где его окружают педагоги, одноклассники, дети, формируются новые отношения, устанавливаются правила и нормы поведения. Дети младшего школьного возраста часто находятся в школе в течение всего дня, занимаясь учебной и внеурочной деятельностью. Здесь они учатся, отдыхают, участвуют в различных мероприятиях. Именно на школьных занятиях закладываются основы культуры поведения ребёнка в обществе.

Культура поведения учащихся - тема актуальная в наше время. Конечно, семья играет важную роль в воспитании культуры поведения ребёнка. И, как показывает опрос родителей, они стараются привить важнейшие навыки поведения, обращаясь к книгам, своему опыту. Но, с другой стороны, родители отмечают свою занятость, недостаточность знаний. Значительное расширение круга общения ребёнка не всегда положительно. Надо иметь в виду и неустойчивую, формирующуюся психику ребёнка. Дети легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Внимание детей этого возраста ещё слабо организовано, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво. Дети получают замечания со стороны педагогов, одноклассников, ребят из других классов. И они начинают задумываться, почему нужно соблюдать какие-то правила. Зачем они нужны?

В школе закладываются навыки культурного поведения, которые потом ребёнок пронесёт через всю жизнь.

В основе занятий должна присутствовать - игровая технология обучения и воспитания, технология сотрудничества и сотворчества. Игровая технология характеризуется наличием сценариев игры, ролевых игр, элементов занимательности, управлением эмоционального напряжения, предполагаемыми результатами.

Поступление в школу связано для детей с освоением новой роли - роли ученика и новой формой общения - делового общения. В ситуациях школьной жизни возникает необходимость усвоения ролевых позиций на уроке, на перемене, в раздевалке, в библиотеке. Речь и поведение взаимосвязаны. Усвоение связанных с этими новыми ситуациями норм речевого поведения помогает ребенку адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности, с которыми в повседневной жизни сталкивается каждый ребенок, избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками, осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения.

В основе обучения младших школьников этикету лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший-младший, знакомый-незнакомый - и др.) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы. Такая система обучения привязывает усвоение этикетных формул и других норм поведения к типичным ситуациям общения, важным для школьника: дом, школа, общественный транспорт, театр, поликлиника.

Через занятия по этикету дети осваивают этические нормы, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим (в наше время общество испытывает необходимость в таких гуманных ценностях), учатся соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, вежливость и уважительное отношение к другим. Данные нравственные понятия, которые формируются через занятия по этикету,- неотъемлемые черты личности.

Из опыта работы могу сказать, что дети с удовольствием работают на занятиях, владеют "волшебными словами", умеют вести себя в общественных местах, со взрослыми и одноклассниками. Большинство детей могут адекватно оценить поступки других, могут помочь, могут осудить. Они открыты и любознательны. Но дети должны знать и помнить, что в школьном пространстве есть определённые правила поведения, которые они должны выполнять. А учитель должен придерживаться следующих заповедей: быть требовательным, но добрым; уметь определить, что хотите от ребенка; разбирать с ребенком его правильные и неправильные поступки; дать ему почувствовать, что вы верите ему; оценивать поступок, а не личность; предоставить самостоятельность; не предпринимать воздействий в плохом настроении; быть последовательным.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель занятия: заинтересовать детей в изучении этикета.

Задачи: рассмотреть историю развития этикета, определить основные правила этикета.

Методические рекомендации: карточки с текстами, которые должны читать дети, стоит раздать заранее, чтобы дети могли с ними ознакомиться получше.

Реквизит: карточки с текстами, плакат со словами Б. Паскаля (смотри ниже).

Ход мероприятия

Все правила достойного поведения давным-давно известны,

остановка за малым—за умением ими пользоваться.

Что такое этикет?

Учитель: Сегодня мы проведем нашу первую беседу об этикете. Кто-нибудь из вас знает, что такое этикет?

Ребята отвечают.

История этикета

Читает один из учеников: Уже с древних времен люди соблюдали правила общения. Даже в первобытнообщинном обществе, когда люди жили племенами, существовали определенные нормы, которым все подчинялись. Непременным было уважение к старшим, поскольку это были самые мудрые представители племени. Это правило обязательно и на сегодняшний день. Особые традиции были заложены в Средние века, когда процветала особая рыцарская культура. Когда рыцари в доспехах приходили со сражений, они поднимали забрало шлема, чтобы приветствовать собеседника. А теперь этот перешло в обычай снимать шляпу при встрече.

Учитель: Вот так неписанные правила, обусловленные местными обычаями и традициями, превратились в неизменные правила, которые знает и соблюдает любой культурный человек.

Великие мысли об этикете

В человеке должно быть все прекрасно

Учитель: Об отношении к окружающим говорит все в человеке: и одежда, и поведение, и манера общения. В самых мелких деталях проявляются уважение или неуважение, поэтому нужно всегда быть внимательным к себе. Чисто и опрятно одетый человек притягивает взгляды и производит хорошее впечатление. Одежда — визитная карточка человека. Ведь, согласитесь, и самому не очень приятно ходить в запачканной одежде и растрепанными волосами. Это не только неуважение к окружающим, но и неуважение к самим себе. Но еще большим неуважением является безобразное поведение и вульгарная речь. Человек должен вести себя достойно. Представьте себе такую ситуацию: вы заходите в столовую на перемене, а там огромная очередь. Какие будут ваши действия?

Ребята отвечают.

Учитель: Не стоит пропихиваться вперед, расталкивая огромную очередь локтями. Это только усугубит ситуацию. Можно просто занять и дождаться свою очередь. Если все спокойно будут продвигаться вперед, то обслужат вас очень скоро. Или же можно попросить кого-нибудь из друзей, стоящих ближе к кассе, купить и вам что-нибудь. Тем более что не стоит специально наступать другим на ноги и оскорблять их. Уже за первые минуты общения можно определить, что человек собой представляет.

Умение правильно здороваться

Учитель: Пожалуй, первые слова—это слова приветствия. Давайте вспомним, как можно поздороваться.

Ребята отвечают.

Этикет дома

Волшебные слова и слова –паразиты

Ребята отвечают.

Этикет в школе.

Учитель: В школе тоже существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать всем ученикам. Знаете ли, почему нельзя опаздывать на урок? Во- первых, это плохо говорит о вас и характеризует вас несобранным человеком. Во- вторых, заходя в класс после звонка, вы отвлекаете и учителя и других учеников. Правила поведения в школе очень простые и запомнить их не составит никакого труда:

--не опаздывать на уроки;

--громко не смеяться;

--не ковырять в носу и прилюдно не чесаться;

--при причинении неудобств всегда извиняться;

--всегда выполнять свои обещания.

Зачем нам этикет?

Учитель: Этикет люди создавали не только чтобы получать удовольствие от культурного общения, чувствовать себя уверенно в неожиданных ситуациях и вежливо обращаться к незнакомым людям. Итак, в чем же заключается культурное поведение и почему оно полезно нам самим? Вот только несколько простых примеров.

Читает один из учеников:

Всегда, прежде чем спросить что-то, у незнакомого человека, нужно улыбнуться и поприветствовать его—это всегда производит приятное впечатление, и человек будет уже расположен к вам.

Всегда сделай комплимент человеку, который его заслужил. Но только не перестарайся, чтобы не прослыть подлизой, поскольку чрезмерная похвала превращается в некрасивую лесть.

Еще раз отметим, что вежливое обращение с другими людьми всегда благоприятно говорит о вас. Улыбка заряжает положительными эмоциями на целый день, комплимент, сказанный к месту, также поднимает настроение, а взаимная вежливость и уважение помогают избежать ненужных ссор и конфликтов.


Каждый из нас должен знать правила этикета. Научиться всему: вести себя в обществе, дома, правильно общаться, есть и одеваться. Часто так бывает, что все это мы приобретаем уже к зрелому возрасту. Мы сталкиваемся с проблемами незнания, и это плохо влияет на нашу жизнь, ведет к переживаниям, смущениям, чувству неуверенности. Было бы правильно осваивать правила этикета с детства, со школьного возраста. Поэтому очень важно правильно донести до ребенка те прописные истины, которые мы, взрослые, считаем нормами правильного, здорового поведения и правилами этикета.

Когда и как начинать учить правила этикета в школе?

Правила этикета востребованы во многих сферах: в общественных местах и дома, в гостях, театре и кафе, также на работе и, конечно, в школе. Запомнить их будет проще, если приучать к ним ребенка в раннем возрасте. Это поможет быстрее адаптироваться в обществе, чувствовать себя уверенно, повысить самооценку и сформироваться как личность. Поможет избегать конфликтов и казусов, неловких моментов.

Примерно с 5 лет можно начинать сознательное обучение ребенка этикету как таковому, но не нужно превращать это в урок или лекцию.

В этом возрасте усвоение информации происходит через тематические игры, активность, образы. Но не ждите, что уже через неделю такого обучения малыш все поймет и пойдет в 1-й класс идеальным и образцовым ребенком. Это многолетний процесс воспитания и родительских наставлений.

3 формы обучения правилам этикета в школе

Поиграем. Игровое моделирование школьной ситуации в обычной жизни. Эффективна работа в парах, когда один ребенок играет ученика, а другой учителя, младшего/старшего школьника. Важно, чтобы игровую работу сопровождал психолог.

Топ-20 общих правил этикета, которые нужно донести до школьника

Правила этикета в школе очень смежны с этикетом других отраслей, поэтому перечисление всех истин не уложится в одну статью. Сюда относят внешний облик (аккуратность, состояние книг, тетрадей, чистоту рабочего места), манеру общения, поведение в стенах учреждения во всех локациях (урок, перемена, столовая, библиотека, территория), отношение к чужой собственности и границам других, взаимопомощь, дружбу.

Ребенок должен твердо знать хотя бы 20 общепризнанных норм:

  1. Соблюдай график посещений, приходи минут за 10-15, не опаздывай к началу занятий (если опоздал – вежливо извинись).
  2. Всегда приветствуй учителя, одноклассников, друзей и работников школы.
  3. Одежда должна быть чистой и удобной, прическа опрятной и уложенной, имей при себе сменную обувь, если она требуется.
  4. Верхнюю одежду оставляй в отведенном для этого месте или раздевалке.
  5. Все необходимое для занятий приготовь заранее (тетради, учебники, ручки).
  6. Держи школьные принадлежности в порядке, следи за чистотой парты.
  7. На уроке веди себя тихо, не разговаривай, не ходи по классу без разрешения.
  8. Во время урока отключи звук на мобильном телефоне и не доставай его.
  9. Если в класс вошел учитель или директор – нужно встать с места в знак приветствия.
  10. Не перебивай учителя и одноклассника.
  11. Говори, только когда тебя спрашивают. Если хочешь что-то спросить, подними руку.
  12. Отвечай на поставленные вопросы учителя внятно, громко, уверенно.
  13. Во время обучения будь внимательным, слушай, думай, старайся.
  14. На перемене не нужно бегать, кричать и драться, свистеть, толкать других учеников.
  15. Будь вежливым, не груби ни взрослым, ни детям.
  16. Неприличные слова и жесты недопустимы не только во время урока, а вообще.
  17. Береги школьное имущество, ни в коем случае не порть его.
  18. Мусорят только невоспитанные дети – уважай труд работников школы.
  19. Помогай младшим, не стесняйся просить помощи у старших.
  20. В столовой ешь аккуратно, не торопись и не разговаривай с полным ртом.

Если ученик неадекватно ведет себя в школе?

Как бы старательно мы не говорили своим детям о правилах этикета в школе и не показывали бы это на личном примере – это не всегда срабатывает. Как быть, если ребенок постоянно балуется, обижает младших, хамит учителям? Ответит профессиональный психолог:

«Первая причина кроется в возрасте. Либо школьник еще мал и не может долго заниматься, поэтому вымещает агрессию на тех, кто его заставляет. Либо это подростковый возраст, когда подобное поведения является своеобразной характеристикой пубертатности.

Вторая причина – дефицит внимания. Таким образом ребенок восполняет все свои потребности и довольно успешно. Ведь после очередной выходки все внимание сосредоточено на нем.

Впрочем, согласно исследованиям, 85% детей приходят в школу, уже зная некие ключевые правила школьного этикета. В то же время 46% учащихся ответили, что знакомы с этим, но соблюдать получается не всегда. Специалисты уверены – повышать уровень знаний детей в этой сфере необходимо. Но никто не должен требовать от ребенка невозможного.

Правила этикета в школе – это важная составляющая формирования нашей личности, нашего сознания. Все, что мы получаем от школьного воспитания. в дальнейшем помогает нам существовать, гармонично чувствовать себя во всех сферах нашего общества. Правильное развитие и навыки способствуют комфортной жизни. Вежливость, доброта, грамотная речь, спокойствие и гармония каждого человека просто необходимы для культурного общения. И пускай пока школьник не задумывается о столь важных вещах – главное, чтобы он запомнил все правила, которые пригодятся ему в дальнейшем.

В школе дети не только получают знания, но и учатся социальным отношениям, приходить друг другу на помощь, дружить. В связи с этим на учеников возлагается обязанность соблюдать школьный этикет, правильно вести себя в классе и школе.

Школьный этикет: правила, культура, как себя вести в классе и школе

Кто устанавливает школьные правила

Всегда лучшим видом дисциплины являлась самодисциплина, которая выходит изнутри человека, а не навязывается обществом. Правильно будет, если при работе с детьми учителя станут использовать средства, способствующие формированию уважения к себе и к другим. На школьном совете регулируется поведение учащегося и обсуждается школьная дисциплина. Нормы и правила поведения в школе устанавливаются школьной администрацией.

Если ученик нарушает правила школы, пренебрегает ими, не считается с их важностью, администрация напоминает ему и его родителям о необходимости соблюдения мер, дисциплинарных взысканиях и последствиях. Поэтому, прежде чем поступать в школу, родителям необходимо ознакомиться с правилами учебного заведения, ознакомить ребенка со школьным этикетом, обучить его базовым тезисам безопасности в стенах и за стенами школы.

Общие правила

В каждой школе есть несложные общие требования:

Приходить в школу раньше за 10-15 минут, чем начнется первый урок. Этого времени хватит, чтобы спокойно раздеться, войти в класс, подготовиться к уроку, поздороваться с одноклассниками.

Верхнюю одежду оставьте в гардеробе или специально отведенном классе.

Переобуйте первую обувь. Таким образом будет чище в школе, да и ногам будет легче.

Дежурный ученик или класс приходит в школу раньше остальных, чтобы выполнить свои обязанности.

Если опоздал на занятие, постучись, попроси разрешения войти. Если учитель спросил причину опоздания, то ответь. Если нет, то не стоит отвлекать класс, быстро садись на место и включайся в работу.

Не приноси в школу игрушки, опасные для здоровья предметы, дорогие вещи.

Правила поведения на уроке

Во всех школах существуют общие правила поведения на уроке. Если ребенок будет их соблюдать, то он не только сбережет учителю нервы, но и полноценно получит знания, усвоит учебный материал. Успеваемость ребенка зависит от его внимательности и поведения на уроке. Правила поведения на уроке:

Школьные принадлежности готовить на перемене.

Когда учитель входит в класс, ученики встают, таким образом приветствуют его, показывают уважение, свою готовность к работе.

Если во время урока вошел в класс другой учитель, директор, завуч, то дети должны встать.

В течение урока необходимо соблюдать тишину. Если возникла необходимость что-то сказать, спросить, то нужно поднять руку и подождать, когда учитель обратится к ребенку.

Запрещается на уроке заниматься посторонними делами, разговаривать, переписываться с одноклассниками.

Важно точное соблюдение дисциплины. Нельзя вставать с места, смеяться, кричать, ходить по классу.

После звонка на перемену нельзя сразу же вскакивать с места, нужно дождаться, когда учитель закончит урок.

Перечисленные правила поведения на уроке идентичны как для младшеклассников, так и для учеников старшей и средней школы.

Правила поведения на перемене

Школьный этикет: правила, культура, как себя вести в классе и школе

После каждого урока идет перемена. Это время для отдыха, подготовки к другому занятию, общению с одноклассниками. Чтобы отдых прошел без происшествий, был безопасным, нужно максимально соблюдать правила поведения на перемене.

Покидайте класс только после того, как разрешит учитель, а не прозвонит звонок.

Не бегайте в коридорах, не создавайте беспорядок в классе и школе, берегите школьное имущество.

Запрещается драться, оскорблять друг друга.

Не открывайте окна, не сидите на подоконниках.

Ходите по правой стороне, чтобы избежать столкновения с дверью.

Уступайте дорогу взрослым и маленьким детям.

Не портите имущество других людей.

Не употребляйте ненормативную лексику, следите за культурой общения.

Кушайте только в столовой.

10. В школу нельзя приносить алкоголь, наркотики, другие запрещенные вещества и предметы.

11. Дежурные проветривают класс и готовят доску к другому уроку.

Правила поведения на лестнице

Лестница – это место повышенной опасности в школе, соблюдение правил поведения позволит избежать толкучки.

Место около опор нужно уступать людям более старшего возраста, младшеклассникам, женщинам.

Обгоняют по лестнице с левой стороны.

Если человек несет тяжелые вещи, нужно его пропустить, задержавшись на лестничной площадке.

Если навстречу идет учитель, директор, то пропустите его, поздоровавшись.

Когда вам уступают дорогу, не забудьте поблагодарить.

Находясь на лестнице, думайте о безопасности, причем не только о своей, но и о других людях.

Правила поведения в раздевалке

В раздевалке нужно соблюдать особые правила.

Переобувайте сменную обувь в раздевалке.

Одежда должна быть с петелькой. Перчатки, шапка, шарф убираются в рукав верхней одежды или в отдельный пакет.

Мешок с обувью убирается на отдельную полочку.

Не оставляйте в раздевалке ценные вещи, деньги.

Не роняйте чужие вещи. Если увидели, что вещи упали, поднимите их.

Не играйте, не бегайте в раздевалке.

Не берите чужие вещи.

Правила поведения в библиотеке

Библиотека – особое место, которое требует своих правил поведения.

Не набирайте слишком много книг.

Используйте закладку, не загибайте страниц книги, не делайте на полях пометки.

Не бегайте в библиотеке, двигайтесь бесшумно, не мешайте окружающим, говорите приглушенно.

Если не успеваете сдать книгу в срок, продлите его.

Если потеряли книгу, честно скажите библиотекарю. Это неприятная история, но нестрашная. Не нужно переживать, прятаться, открыто решите вопрос. Возможно, придется сдать взамен другую книгу или деньги. На деле все окажется не так страшно. Ведите себя таким образом, чтобы никто не усомнился в вашей порядочности.

Правила поведения в столовой

Школьный этикет: правила, культура, как себя вести в классе и школе

Ученики ходят в столовую на большой перемене. Между обычными уроками туда бегать не разрешается. Правила поведения в школьной столовой:

Вымойте перед едой руки с мылом или протрите дезинфицирующими салфетками.

Ведите себя за столом аккуратно.

Не разговаривайте во время еды, не вертитесь.

Не кидайтесь едой.

Ешьте осторожно, не прихлебывая.

Не берите еду из чужой тарелки, не пейте из чужого стакана.

Используйте столовые предметы по назначению.

После еды уберите тарелки в специально отведенное место.

Правила внешнего вида

В школах есть нормы, которые касаются внешнего вида учащихся. Если в учебном заведении присутствует школьная форма, то она должна быть на всех школьных мероприятиях, не только на уроках. Изменения в школьной форме не допускаются. Она должна строго соответствовать предписанию. Если школьная форма отсутствует, то необходимо придерживаться следующих требований к внешнему виду:

Светлый верх и темный низ.

Чистая, опрятная, наглаженная одежда.

Аккуратно уложенные волосы с неброскими украшениями.

Не допускается окрашивать волосы в кричащие, неестественные тона.

Челка не должна лезть в глаза.

Нельзя носить дорогих ярких украшений.

Не приемлем пирсинг языка и тела из вопросов безопасности.

Правила общения с учителями

Конечно, все люди разные и учителя не исключение. Кто-то может вам нравится, кто-то нет. Это нормально. Но, вне зависимости от своих симпатий, придерживайтесь следующих правил:

Внимательно слушайте объяснения учителя.

Если что-то хотите сказать, поднимите руку.

Правила общения с одноклассниками

Школа – это не только место получения знаний, но и место социального общения. В любом коллективе встречаются разные люди. Это хорошо, когда отношения в классе позитивные, но в жизни редко бывает все гладко. Если тебя задевают одноклассники, то психологи дают следующие правила, которые помогут избежать таких ситуаций в дальнейшем:

Обрати внимание на свою реакцию во время нападок. Возможно, ты сам являешься их инициатором.

Вспомни, как ты реагируешь, когда тебя обижают. Удалось ли задирам обидеть тебя, достигли ли они своей цели.

Кто кого пропускает

На вопрос кто кого пропускает, нет единого ответа. Это своего рода ролевая игра, в которой ученик выступает в той или иной роли. Классические правила этикета:

Мужчина пропускает вперед женщину и придерживает дверь.

Младший уступает дорогу старшему, также придерживая дверь. Старшеклассник пропускает вперед младшеклассника.

Учащийся школы пропускает вперед гостя или человека, который занимает более высокое положение в обществе.

Если человек пропустил вас вперед, то не забудьте его поблагодарить и пройти.

Пропускайте вперед человека, который несет тяжелые вещи.

Женщина пропускает вперед мужчину, который старше его по возрасту.

Не бросайте дверь, чтобы не ударить людей, идущих сзади.

Не хлопайте дверями, закрывайте их плавно.

Не останавливайтесь в дверях, если встретили знакомого, отойдите в сторону.

Культура общения

Школьный этикет: правила, культура, как себя вести в классе и школе

Красивая речь является огромным преимуществом лиц, владеющих ей, неважно, чем они занимаются, какой у них возраст. Чтобы речь была безупречной, нужно немного поработать. Основные правила речи:

Не стройте сложных речевых конструкций.

Говорите спокойно, с улыбкой на лице.

Полностью откажитесь от ненормативной лексики, будьте осторожны со сленгом, не увлекайтесь чрезмерно иностранными словами, следите за словами-паразитами, от них очень сложно избавиться в речи.

Если не хватает доводов, то не повышайте голос. Нельзя заставить себя слушать даже громким голосом.

Если вы беседуете в тесном кругу, к вам подходит человек, которого разговор не касается, то невежливо всем замолчать, давая понять, что разговор не для его ушей. Если есть возможность, то введите его в курс дела. Если нет, то переключите разговор, продолжите позже.

Юмор в речи должен нести добро, мир.

Говорим спокойно, ровно, грамотно, стараемся правильно ставить ударения.

Попробуйте записать свой голос на диктофон и прослушать свою речь. Порой важно оценить себя со стороны, услышать не только слабые места, над которыми нужно поработать, но и знать сильные, которыми можно воспользоваться в какой-нибудь ситуации.

Правила поведения в школе являются общеобязательными. Их исполнение позволит сделать максимально комфортным время пребывания в школе как для учителей, так и для учеников.

Читайте также: