Зачем нейропсихолог перед школой

Обновлено: 05.07.2024

Узнать сильные и слабые стороны ребенка. Понять, какой вид спорта ему лучше выбрать. Определить тип восприятия и причины задержек в развитии. Составить план развивающих занятий. Все это обещают специалисты по нейропсихологической диагностике.

Классическая диагностика проводится у детей от 4 лет. Моему сыну Егору пока только два: для малышей вроде него существует диагностика раннего возраста. Она немного отличается подходами и результатом, но тоже может многое рассказать родителю о ребенке и помочь во взаимоотношениях с ним.

В этой статье я хочу поделиться опытом, как мы с сыном посещали нейропсихолога и какие выводы из этого сделали.

Средняя стоимость нейродиагностики в Москве — 7-10 тысяч рублей

Что это такое?

Для начала коротко о методе. В нейропсихологической диагностике не задействуется никакого оборудования, аппаратуры или анализов. Этот метод основан исключительно на наблюдении за ребенком во время игры. Специалисты предлагают детям разные типы заданий и в зависимости от того, справляются те с ними или нет, делают вывод о развитии различных зон мозга.

Диагностика позволяет увидеть и оценить следующие моменты:

  • как развиты высшие психические функции (память, мышление, речь, все виды восприятия);
  • достаточно ли физически развит ребенок;
  • с какой скоростью он обрабатывает информацию;
  • какие навыки требуют коррекции;
  • какой спорт поможет поднять слабые стороны и развить сильные;
  • в чем заключаются причины возможных трудностей и что с этим делать.

В итоге родители получают пошаговые рекомендации о том, как работать с проблемными вопросами и строить план дальнейшего развития ребенка

Кому нужна нейродиагностика?

Пройти нейродиагностику полезно каждому, но особенно важна она для детей с какими-либо из следующих симптомов:

  • излишняя застенчивость;
  • тревожность и страхи;
  • родовые травмы;
  • гиперактивность;
  • тики, энурезы и другие особенности неврологического характера;
  • задержки речевого или психологического развития.

Если у ребенка нет явных задержек в развитии, то лучше всего проходить нейродиагностику перед походом в первый класс. Специалист подскажет, как готовиться к школе, как сделать так, чтобы во время обучения не проседали слабые стороны, и как организовать досуг ребенка продуктивно и с пользой.

Однако существует также нейродиагностика раннего возраста: ее можно проходить с детьми от года до 4 лет. В это время только идет закладка высших психологических функций, но уже можно увидеть зарождающиеся проблемы и начать их коррекцию, чтобы они не переросли в трудности в будущем.



Суть нейродиагностики — в тестировании через игру и взаимодействие с предметами.
Нейродиагностику могут проводить и взрослым людям: после инсульта, черепно-мозговых травм или потери памяти
Я не видела у своего ребенка проблем с развитием: в свои два года он уже говорит, хорошо понимает просьбы, владеет базовыми навыками самообслуживания, справляется с заданиями вроде забросить мяч в кольцо, нарисовать линию, найти одинаковые фигурки или сложить простые паззлы. Но мне было интересно, что скажет на все это специалист, заметит ли зоны риска, которых не замечаю я. А главное, мне хотелось понять причины кризиса в поведении сына и спросить совета о том, как вести себя в случае истерик.

Как проходит процесс?

Диагностика длится час. Как у малышей, так и у детей постарше. Поначалу такое время меня смутило: разве сможет двухлетка целый час заниматься чем-то одним? На самом деле как таковое тестирование длилось около тридцати минут, все остальное время уделяется свободной игре, во время которой специалист смотрит на взаимоотношения ребенка с родителями и поведение в бытовой среде.

Сначала нейропсихолог внимательно следила, владеет ли Егор базовыми бытовыми навыками: может ли снять ботинки и курточку, помыть руки, как реагирует на просьбы повесить полотенце или взять стульчик.

Дальше малыша пригласили занять место за столом. Специалист расположилась напротив него, а нас, родителей, попросила сесть в стороне — так, чтобы ребенок видел, что мы рядом, но при этом не отвлекался на наше присутствие. Тут же нам дали четырехстраничную анкету: в ней были вопросы о течении беременности и родов, этапах физического и эмоционального развития ребенка (например, в каком возрасте научился держать голову, а в каком — говорить первые слова), режиме дня, любимых игрушках, особых наблюдениях у врачей, навязчивых реакциях и выявленных задержках развития (если такие есть).

Пока я отвечала на вопросы, нейропсихолог предлагала Егору игры на разные зоны развития. Среди них были:

  • рамки-вкладыши,
  • паззлы,
  • шнуровка,
  • кубики из четырех частей,
  • мемори,
  • пинцет,
  • карточки с рисунками, среди которых нужно было найти одинаковые,
  • мозаика.

Все это позволило нейропсихологу оценить ребенка по трем сферам развития: интеллектуальной, физической и эмоционально-волевой

В конце Егору дали игрушки для свободной игры: машинки, паровозы, фигурки животных, — а родителям в это время нейропсихолог озвучила свои заключения.

Какие выводы можно сделать?

Специалист подтвердил, что наш ребенок развивается в полном соответствии возрасту, без перекосов в какую-либо сторону. Нам дали перечень игр, которые можно купить для дальнейших занятий, подсказали, чем можно заниматься всей семьей, чтобы это было одновременно и весело, и полезно.

Нейропсихолог особо подчеркнула, что в возрасте до трех лет ребенок развивается через движение, поэтому приоритет всегда стоит отдавать активным играм на свежем воздухе: бросать мяч ногами и руками, учиться попадать в кольцо, прыгать через препятствия, играть с кольцебросом, сбивать мячом кегли, осваивать мини-гольф и, конечно, забираться на всевозможные лестницы на детских площадках.



Активные игры на улице и бытовые навыки для детей раннего возраста важнее, чем развивающие занятия.

Одним из наших запросов было разобраться с капризным поведением сына и понять, что делать в ситуациях, когда он заставляет всех плясать под его дудку, а в ином случае пускается в истерики. Психолог заверила нас, что это нормальный тип поведения в его возрасте, более того — это связано с высоким интеллектом малыша, который уже в два года может строить в голове сценарии дальнейших действий и заставлять окружающих выполнять их. Даже если эти требования кажутся нам абсурдными (положить косточку обратно в черешню, кинуть на пол стул или вынуть изо рта съеденный пирожок).

Нейропсихолог разобрала конкретные ситуация, в которых мы не понимали, как вести себя, дала рекомендации по режиму дня и подготовке к детскому саду, разобрала спорные моменты, которые возникали в общении с ребенком прямо по ходу приема

В итоге я вышла из кабинета куда более уверенной мамой, чем была до диагностики. Получила четкий план действий на будущее, уверилась в том, что с ребенком все в порядке и он развивается полноценно и гармонично. И избавилась от чувства вины за слезы и истерики — теперь я знаю, как вести себя в таких ситуациях. И что на самом деле работать над личными границами теперь нужно мне, а не ребенку.


Чем занимается нейропсихолог

Нейропсихология — область психологической науки, которая граничит с медициной и изучает мозговые механизмы работы высших психических функций. То есть то, как у человека формируются и развиваются познавательные процессы и их свойства: способность к долговременному или оперативному запоминанию информации, концентрации и переключаемости внимания, различные виды мышления, речь, эмоции, а также способность к волевой саморегуляции, планированию, контролю ребёнка за собственной деятельностью. Все это нейропсихология рассматривает с опорой на созревание мозговых структур, отвечающих за ту или иную операцию: например, за запоминание слухоречевой информации или способность ребёнка ориентироваться в пространстве листа.


Причины, по которым одна из познавательных функций ребёнка оказалась недостаточно сформированной, могут быть связаны с осложнениями беременности и родов или приобретёнными ребёнком в раннем возрасте заболеваниями и травмами. Например, хроническая или острая гипоксия плода, травма шейного отдела позвоночника у новорожденного, а также черепно-мозговые травмы, инфекционные и органические заболевания нервной системы у детей становятся преградой к естественному физиологическому созреванию мозга и его психических функций.

Функции памяти, мышления, речи, пространственного, слухового и речевого восприятия в мозге ребёнка (особенно до 9–12 лет) и взрослого человека организованы по-разному. Это отражается на методах коррекционной и развивающей работы нейропсихологов. Взрослый специалист работает с уже созревшим мозгом — диагностирует нарушения в работе мозговых систем и восстанавливает утраченные или ослабленные функции. Детский нейропсихолог взаимодействует с пластичным, активно растущим мозгом, поэтому делает упор на активизацию психической деятельности, стимулирование к развитию психических функций ребёнка, что в конечном счёте улучшает созревание разных отделов мозга как органа.

Как понять, что ребенку нужен нейропсихолог

Детский нейропсихолог работает с ребенком от 0 до 12 лет. Зрелость психических функций, которые он будет оценивать и анализировать, зависит от возраста ребёнка. Например, к 7 годам детский мозг активно растет через движение. А двигательная сфера тянет за собой развитие более сложных функций психики — мышления, речи, высоко координированной деятельности (например, курсивного письма).

Часто к нейропсихологам детей ведут во втором классе. В первый год ребенок опирается на знания и навыки, освоенные ещё до школы, — ведь многие современные родители стараются подготовить будущего первоклассника, чтобы он уже знал алфавит, мог читать по слогам. Ко второму классу в школьной программе появляется новая информация и виды работ, которые ребёнку надо воспринять, усвоить и встроить в собственную учебную деятельность, — тогда и становится понятно, способен он ее освоить или нет. И здесь у школьника либо возникают единичные трудности, которые естественны, либо он сталкивается с систематическими препятствиями, преодоление которых требует помощи специалиста.


Как показали исследования, которые в 2000-х годах провели российские психофизиологи Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М., у 20% до 60% первоклассников есть недоразвитие в психомоторной сфере — это отражается на их учебе: у младших школьников возникают трудности с письмом, счётом, чтением, решением логических и пространственных заданий, у них снижена концентрации внимания.

Методики развития когнитивных способностей

Коррекционная программа — это всегда целый комплекс действий: начиная от режима дня и улучшения качества сна, заканчивая дыхательными и кинезиологическими упражнениями. Важны и разнообразные задачки — мини-игры, тренажеры и видеоупражнения нейрогимнастики: такие, как в новом курсе Учи.ру для учеников 1–4-х классов.

Несмотря на то что каждый ребенок индивидуален и при наличии выраженных проблем ему по результатам диагностики составляют отдельную коррекционную нейропсихологическую программу, есть общие законы развития мозга, на которые мы можем опираться, воспитывая и развивая малыша. Мозговые структуры ребёнка вызревают по трём так называемым векторам:

Исходя из этой модели составляется общая нейропсихологическая развивающая программа для детей младшего школьного возраста.


Все задания в курсе системные: каждое из них в большей или меньшей степени развивает модально-специфические функции внимания (слуховое, слухо-речевое, зрительное, двигательное), оперативную, рабочую, долговременную память, тренирует логическое (левополушарное) и творческое (правополушарное) мышление. Поэтому общая программа будет полезна каждому ребенку. Но для кого-то один тип заданий будет казаться сложнее, где упор, например, на память, а для кого-то — другой, где в фокусе абстрактное мышление.

Детский мозг до 7 лет наиболее пластичен и может сам войти в норму, поэтому не стоит переживать, если у ребенка возникают единичные трудности. С большой долей вероятности мозговые функции дозреют через образовательную и воспитательную среду. В такой важный этап развития постарайтесь быть внимательными к ребенку, потому как даже стойкие трудности легче всего корректировать до 10 лет.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Педагоги, как и родители, довольно скептически относятся к важности подготовки к школе с нейропсихологом.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Педагоги, как и родители, довольно скептически относятся к важности подготовки к школе с нейропсихологом. Но, все это до того момента, пока они не увидят результаты и не вникнут в вопросы развития ребенка комплексно, а не однобоко.

На самом деле, для того, чтобы ребенок в школе был адаптивен, успешен, здоров, уверен в своих силах, подготовка к школе должна происходить на 5 уровнях:

Занимаясь нейропсихологической подготовкой к школьному обучению, мы ставит перед собой задачу подготовить ребенка, как раз на всех 5 уровнях, а не только на интеллектуальном (обучить читать, писать и считать). Ведь буквы, цифры – это символическая, абстрактная система, к которой должен быть готов мозг, он должен дозреть до абстрактного мышления. А для того, чтобы появился этот тип мышления, один период развития мозга, должен смениться вторым, тот третьим. И на каждом из этих этапов есть своя задача развития, вмешиваться в которую ранней интеллектуализацией нельзя (рис.1).

t1611228721aa.jpg

Рис.1 Пирамида обучения

Все моменты развития должны быть в свое время. Еще пример, если ребенок не ползал, а сразу пошел – в будущем это трудности с пространственной ориентировкой, нарушены зрительно-пространственные представления, также проблема эмоционального интеллекта (не видит и не распознает эмоции ни свои, ни других людей).

В любом случае, готовить ребенка к школе нужно. Но, это не означает, что в возрасте 3, 4, 5 лет мы начинаем учить читать, писать и считать. Это значит, что акцент делается на развитии главных составляющих этих процессов, начиная с двигательной сферы (сначала крупной, а затем мелкой моторики), развитии зрительного, зрительно-пространственноговосприятия, различных видов памяти, сферы образов, представлений, фонематического слуха. И все это должно быть в совокупности, в свой временной участок. Поэтому подготовка к школе в нашем образовательном учреждении начинается не в подготовительной группе, а намного раньше. Например, уже с 3-4 лет мы включаем детей в развитие пространственных представлений, которые и будут основой для успешного усвоения счета, формирования абстрактно-логического мышления. Но, начинаем мы с элементарного – формирования представлений о собственном теле, потом переходим к пониманию своего тела в пространстве комнаты, предметов в этой комнате, и лишь только после этого переходим на пространство листа и квазипространство.

Для того, чтобы эффективно выстроить маршрут ребенка, необходимо понимать, что в нейропсихологии условно принято делить мозг на три функциональных блока:

1) энергетический– стволовые и подкорковые структуры;

2) блок приема и переработки информации (зрительной, слуховой, сенорной)– затылочные и височные отделы мозга;

3)блок контроля и программирования деятельности – лобные отделы.

Трудности 2 блокаслабостьсенсомоторных систем, фрагментарность восприятия, нечеткая переработка информации из окружающего мирачерез органы чувств: не могут вычленить фигур, звуков из фона, особенности распознания цвета, света, температуры, текстуры, контуров, величины, движения, громкости, ритмов (проблемы с пунктуацией, где предложение закончилось, где нужна пауза).

Трудности 3 блока: неусидчивость, бесконтрольность своей деятельности, дети не могут организовать себя и свое время, не могут удержать программу деятельности, действовать по инструкции. Характерно и игнорирование общепринятых правил поведения, бедная речь, упрощение любой программы, пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание заданий.

Учитывая эти особенности, проведя нейропсихологическую диагностику, чему же мы уделяем внимание на нейропсихологической подготовке к школе:
• Обучению детей умению слушать и слышать.
• Развитию концентрации внимания на заданиях.
• Формированию самоконтроля.
• Развитию пространственного восприятия.
• Улучшению коммуникабельности с другими детьми.
• Развитию необходимых в учебе психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи, воображения).
• Улучшению эмоционального фона и умению выражать свои чувства и мысли.

Для развития каждого из этих блоков в нейропсихологической подготовке к школе мы используем:

Развитие 1 блока мозга (энергетический, активационный ресурс, ребенок должен быть включен в работу, ему должно хватать сил на выполнение заданий):

- координированность движений (крупная моторика);

Развитие 2 блока мозга.

-коррекция зрительного восприятия (узнавать предмет по его фрагменту, собирать его из частей, опознавание зашумленных изображений, определять предмет по контуру, тени, конструирование изображений – опознавать изображение по одной его части, фрагменту);

- развитие слухового восприятия (опознание речевых и неречевыхзвуков, понимать и выполнять инструкции);

-развитие тактильного восприятия (расширение сенсорного опыта ребенка: ощупывать руками разные поверхности, ходить по ним ногами)

Развитие 3 блока мозга.

Игры по правилам (подвижные и настольные), задания на внимание, прыжки через скакалку, через веревочку, игры с мячом.Формирование коммуникативных навыков.

Что делает детский нейропсихолог? Зачем он ребенку?

Ребенок перебивается с двойки на тройку? Он не в силах выучить даже самое короткое стихотворение? Пишет с ошибками, и вся тетрадь в красных исправлениях?

Если вы проводите весь вечер за домашним заданием, а на следующий день ребенок опять приносит двойку или тройку, это не значит, что он не способен учиться или патологически ленив. Чаще всего причина кроется в недостаточной сформированности высших психических функций, незрелости мозговых структур. Поможет ребенку в этой ситуации специалист, который называется нейропсихолог.

Чем занимается нейропсихология?

Этот раздел медицины и психологии изучает взаимосвязь функционирования мозга и поведения, психики человека. Иными словами, нейропсихолог – это врач, который может объективно оценить состояние высших психических функций и помочь их восстановить (если они утрачены в силу тяжелой травмы или болезни) или развить, когда это необходимо.

Особенности развития головного мозга у каждого человека индивидуальны. Большое значение имеет то, как протекали беременность и роды, раннее детство, были ли перенесены тяжелые инфекции или травмы, соответствовали ли развивающие занятия возрасту ребенка и т. д. Нейропсихолог выявляет сильные и слабые стороны мозга, чтобы привести их к одному уровню, сделать работу обоих полушарий более гармоничной и продуктивной.

Поскольку детский врач оценивает развитие и поведение ребенка с точки зрения законов развития головного мозга, высших психических функций и личности и использует специфические методы диагностики, то именно он может выявить на ранней стадии серьезные заболевания и разработать наиболее эффективную программу коррекции или формирующего обучения с учетом индивидуальных особенностей малыша.

В каких случаях следует обратиться к детскому нейропсихологу?

Чаще всего функциональная незрелость структур головного мозга у ребенка, который здоров в неврологическом отношении, проявляется в следующих ситуациях:

  • наступает возрастной кризис;
  • начинается обучение в детском саду, школе;
  • резко возрастает умственная или эмоциональная нагрузка.

Показать ребенка детскому нейропсихологу необходимо в следующих случаях:

Кроме того, помощь нейропсихолога необходима, если ребенок давно занимается с логопедом с практически нулевым результатом, или у него выявлено отставание в развитии – умственном, речевом, психическом, психоречевом.

С какого возраста можно посещать нейропсихолога?

Как работает нейропсихолог с детьми?

Нейрокоррекция начинается с нейропсихологической диагностики. Она совершенно безболезненна и состоит из комплекса специальных заданий, выявляющих причины трудностей с учебой и поведением. Диагностика занимает примерно 1,5 – 2,5 часа.

При нейрокоррекции используется комплекс двигательных заданий и дыхательных упражнений, основанный на тех движениях, которые характерны для детей первого года жизни. Программа состоит из трех этапов:

  • Восполнение энергетического потенциала. На этом этапе врач устраняет такие проблемы, как безынициативность, плохая память, слабое внимание, резкие перепады настроения, быстрая утомляемость.
  • Следующий этап направлен на развитие сенсомоторной и двигательной координации, представлений о пространстве, сенсорного восприятия, чувства ритма, памяти.
  • На заключительном этапе ребенок обучается планированию и самоконтролю, следовать правилам, соблюдать границы, действовать по определенному алгоритму.

Каждый этап длится около 20-25 занятий, и в него обязательно должна включиться вся семья, ведь необходимо изменить и сложившиеся родительско-детские отношения.

Нейрокоррекция по времени занимает от 4 месяцев до 4 лет, все зависит от тяжести случая. Родителям нужно понимать, что первое время может наблюдаться резкое ухудшение поведения и успеваемости ребенка, но вскоре все придет в норму. Это нормальная реакция мозга на протекающие в нем изменения. Необходимо, чтобы ребенок привык мыслить и действовать по-другому.

Перед началом занятий нейропсихолог обычно направляет ребенка на консультацию к неврологу и педиатру. Она нужна, поскольку некоторые упражнения противопоказаны со стороны опорно-двигательного аппарата и ЦНС. Врач должен владеть полной информацией о здоровье малыша.

Читайте также: