Зачем изучать конституцию в школе

Обновлено: 02.07.2024

Евгений БУНИМОВИЧ, заслуженный учитель РФ, депутат Московской городской Думы VII созыва, председатель Комиссии по образованию:

– В школе правам человека, конечно, уделяется недостаточно внимания. Кроме того, у учителей есть настороженность, опасения перед правозащитной тематикой. Я был в Москве уполномоченным по правам ребенка десять лет, часто посещал школы, встречался с ребятами. При этом от учителей и директоров неоднократно слышал реплики о том, что следовало бы сначала рассказать детям не про права, а про их обязанности…

Я не считаю, что нужно добавлять в школьную программу новые часы, отдельные предметы по правам человека. Но в рамках ОБЖ и обществознания, в других курсах можно было бы больше внимания уделять правовым знаниям, включать такие модули, квесты. Это на самом деле нужно каждому школьнику.

Андрей ИОФФЕ, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании МГПУ:

Геннадий САРАЕВ, уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия, детский психолог:

Думаю, идея о специальном модуле избыточна. Можно создавать хорошие новые программы по этой теме, но не выделять в отдельный модуль. Такой модуль будет способствовать перегрузке детей при их занятости, особенно с учетом дистанта. Но, разумеется, уделять внимание этой теме надо. Потому что многие дети знают, что у них есть права, но, к сожалению, понимают их не совсем правильно и, бывает, злоупотребляют ими.

Надежда РУКИНА, учитель истории и обществознания школы №75, Воронеж:

t1600508568aa.jpg

Знание конституционных прав, обязанностей необходимо каждому учащемуся общеобразовательной школы. Правовое образование позволит овладеть умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности. Освоение основных законов позволит успешно взаимодействовать в обществе, в различных областях профессиональной деятельности.

- изучить, что включает в себя конституционное право;

- изучить Конституцию РФ;

- сделать вывод о значении Конституции в нашей жизни.

Конституционное право является одной из отраслей российской правовой системы, определяет исходные положения для отраслевых юридических дисциплин, устанавливает основные начала других его отраслей.

При изучении теоретических правовых тем необходимо обратить внимание учащихся на то, что конституционное право является важнейшей отраслью российского правоведения.

При изучении вопросов конституционного права, школьники учатся анализировать принципы построения и деятельности органов государственного управления, определяют их место в системе органов российского государства.

Конституционное право закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования, их взаимодействие с другими ветвями единой государственной власти (ст. ст. 10, 11, 71, 72, 77, 83-88, 102, 103, 110-117, 125 Конституции РФ).

При изучении правовых тем необходимо обратить внимание учащихся на права и свободы человека и гражданина, которые реализуются в сфере государственного управления.

Я изучила статьи Конституции РФ и сделала следующие выводы.

Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Провозглашение Российской Федерации светским государством означает отделение церкви от государства, отказ от установления государственной или обязательной религии. Признаётся свобода религии и атеизма, возможность придерживаться как религиозных, так и антирелигиозных взглядов.

Канонические установления и правила религии не признаются источниками права и не оказывают никакого влияния на деятельность государственных органов, учебных заведений всех уровней. Образование носит светский характер.

Задача государства – не допустить установления какой-либо из религий предпочтительного положения в стране и не давать никому возможности его добиваться. Вероисповедание - личное дело каждого гражданина, и оно не должно оказывать никакого влияния в общественной жизни и на рабочих местах.

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Частная жизнь – это функционирование человека в особой сфере семейных, бытовых, личных, интимных отношений, не подлежащих контролю со стороны государства, общественных организаций, граждан. Частная жизнь защищается судом. Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за разглашение тайны усыновления против воли усыновителя (ст.155); разглашение данных предварительного следствия и дознания (ст.124, 139 УПК РФ); нарушение тайны переписки, телефонных переговоров (ст.138); нарушение неприкосновенности жилища; незаконный обыск, незаконное выселение (ст.139) и иные преступления против автономии личности.

Вынужденная необходимость разглашения личных и семейных тайн, сведений о частной жизни граждан возникает в трёх основных сферах:

- в области борьбы с преступностью;

- при защите здоровья граждан;

- при объявлении чрезвычайного и военного положения.

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Я выяснила, что вопрос о национальной принадлежности едва ли не самый болезненный для нашего государства. В годы сталинских репрессий по признакам национальной принадлежности государство осуществляло политику геноцида, сопровождающуюся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований.

В соответствии с подзаконными актами, ранее существовавшими в стране, национальность человека определялась национальностью родителей или одного из них, если родители были разной национальности. Национальность проставлялась в общегражданских паспортах.

В новой Конституции РФ сформулирован новый подход к данной проблеме. Указание собственной национальности – это не обязанность, а право человека. Определение национальной принадлежности осуществляется на основании самоидентификации, то есть с учётом субъективного фактора, самоопределения человека в решении этого вопроса. Принадлежность лица к определённой национальности не может служить основанием для ограничения его прав.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Я поняла, что защита своего Отечества является не только правовым, но и нравственным, моральным долгом, всеобщей обязанностью. Эта норма направлена на защиту страны, её населения, материальных и духовных ценностей, территориальной целостности и суверенитета. Защита Отечества касается всех граждан: мужчин и женщин.

Меры обороны страны могут быть политическими, экономическими, военными, правовыми и т.д.

Для обороны Российской Федерации с применением средств вооружённой борьбы созданы Вооружённые Силы РФ и установлена воинская обязанность граждан.

Воинская обязанность включает в себя: воинский учёт; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; военные сборы.

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооружённых Силах РФ, а также пограничных войсках, во внутренних войсках, в Железнодорожных войсках, Службе внешней разведке РФ и др.

Альтернативная гражданская служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства.

Необходимость изучения конституционного права связана с тем, что оно устанавливает экономическую систему Российской Федерации, основу которой составляет разнообразие форм собственности и их равную защиту государством. Я понимаю, что знание вопросов конституционного права поможет им осуществлять в будущем профессиональную и предпринимательскую деятельность.

Я познакомилась с тем, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества, согласно ст. 34 Конституции РФ, для предпринимательской и другой экономической деятельности, которая не запрещена законом.

В ходе исследования я выяснила, что положения конституционного права закрепляют свободу труда и дают право распоряжаться своими способностями, выбирать тот род деятельности и профессию, который им по душе. Человек имеет право на труд в безопасных условиях, которые отвечают требованиям гигиены. Конституция РФ закрепляет право «получать вознаграждение за свой труд и не ниже установленного минимального размера оплаты труда.

Я сделала вывод о том, что изучение вопросов конституционного права особенно необходимо для общего правового образования, формирования у меня активной гражданской позиции и правосознания. Конституционное право составляет ведущую отрасль права Российской Федерации, в которую входят совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, обеспечивающих единство общества (основы Конституционного строя, статус человека и гражданина, федеративное устройство государства, система органов власти).

Знать Конституцию - дело нужное. Как и другие законы. Как и другие права. Но нужно ли это в нашей стране?

Я думаю, что не надо.

Конституция "писалась" под обнуление и это известно всем. Если кто-то другого мнения - напишите в комментариях.

Те, кто рассказывал, что первая Конституция была написана американцами и она была плохая, то я возражу. Например, в новой Конституции прямо закрепили возможную отмену пенсий, потому что теперь дети должны заботиться о родителях. В той американской такого не было. В той американской государство заботилось :)

Тем, кто попал под волну пропаганды еще могу привести сотню аргументов. Но зачем? Ведь дело сделано. Если люди не поняли, что все законы уже были на все эти темы, но они или не исполнялись или были таким чтобы их не нужно было исполнять. Ничего не изменилось!

Да. Все сделано. Сделано до 2036. Путин предлагает учить Конституцию в школах. Ну или изучать. Не важно в общем, смысл особо не меняется. Сейчас 2020 год. Моему старшему сыну 9 лет. Ну вот он ее выучит и зачем? Чтобы в 2036 году Владимир Владимирович вспомнил что еще что то там не поменяли в 2020 и надо бы изменить. А тут Дегтярев, которому будет уже 54 года выступит в Госдуме за обнуление сроков. Снова Конституционный суд и снова - все ок. И все. Снова всякой ерунды понапишут чтобы продвинуть один пункт с обнулением.

Я там выше написал, что Конституция писалась наспех и основным пунктом было обнуление. И я прав. Обратите внимание, Путин вчера сказал, что, мол, давайте ка теперь обсудим какие там у кого еще мысли были умные..

То есть, мысли были. их было много, хороших решений тоже. Но всем было не до этого. Запихнули волонтеров, животных и русский язык и патриотизм чиновников (самый, кстати, смешной пункт).

Ну да ладно. Путин сказал - будет сделано. Даже интересно что будет сделано и как. Посмотрим. Надеюсь, 1 сентября новый учебный год все-таки начнется.


В Конституции написано одно, на практике происходит другое. Подростки не могут этого не замечать, поэтому изучение главного закона страны часто вызывает у них недоумение. Наш блогер Артём Русакович делится своими наблюдениями и предлагает способы, как сделать изучение Конституции продуктивным.

Конституция РФ — это главный правовой документ страны. Можно даже сказать, просто главный документ (не только правовой). Она описывает устройство нашего государства, основные принципы его работы и базовые права и свободы граждан. Почти все общественные явления и процессы, происходящие в стране, так или иначе связаны с Конституцией. При этом большинство жителей России этот документ не читали, а юное поколение знакомится с ним только в рамках занятий по обществознанию. Здесь сразу же возникают проблемы.

Дело в том, что никакие другие темы в курсе обществознания не вызывают такое острое чувство когнитивного диссонанса, как изучение российской Конституции. Особенно первых двух глав, где описана не реальная Россия, а какое-то другое, сказочное государство. В этой фэнтезийной России провозглашены демократия и свобода, действует честный и независимый суд, разные ветви власти самостоятельны и контролируют друг друга, разрешены митинги по любым вопросам и разные политические партии, а государство обеспечивает гражданам достойную жизнь.

В результате Конституцию изучают без особого осмысления. Если гражданское, семейное или трудовое право школьники ещё могут как-то примерить на себя и узнать оттуда какие-то полезные вещи, которые им пригодятся в будущем, то Конституция — это скорее художественное произведение, причём не очень захватывающее. В результате школьники просто заучивают основы конституционного строя и конституционные права и свободы граждан. Какие-то жизненные примеры, которые помогли бы понять ценность и важность этих положений Конституции, в реальности просто отсутствуют. Довольно сложно заинтересовать человека текстом, который никак не связан с реальной жизнью и даже скорее ей противоречит.

Как сделать изучение Конституции полезным и интересным

Есть очень простой способ: можно просто признать, что Конституция у нас плохая и неработоспособная, а многие её положения в реальности не действуют. Тогда вам откроется масса интересных путей изучения этого документа.

Отсюда уже недалеко до столь актуальной в российских школах проектной деятельности. Один из интереснейших проектов, которым могут заняться школьники, планирующие поступать на юридические и политологические факультеты, — это составление своего конституционного проекта с учётом недостатков действующей Конституции. Уверен, что в школах найдутся ученики, которым будет интересно исследовать и найти свои ответы, например, на такие вопросы:

  • Как сформулировать право граждан на получение пенсии, чтобы власти не могли в любой момент повысить пенсионный возраст?
  • Как сформулировать право граждан на высказывание своего мнения, чтобы власти не могли сажать людей за твиты, репосты и картинки в соцсетях?
  • Как сформулировать право быть избранным, чтобы власти не могли произвольно отказывать в регистрации неугодным кандидатам?
  • Как организовать разделение властей, чтобы у президента не оказывалось так много полномочий?

К сожалению, у нас в обществе почти не ведут дискуссии по этим вопросам, а подобные проекты и споры вокруг них могли бы способствовать росту интереса к данной теме. Ведь многие конституционные документы в разных странах были когда-то созданы как ответ на произвол и беззаконие, которое устраивали власти этих стран. Часто это происходило в результате широкой общественной дискуссии. Людям было важно осмыслить, почему вокруг творится беспредел и какие понятные и единые для всех правила нужно установить, чтобы он прекратился. Конечно, такие проекты возможны далеко не в каждой школе.

Если в вашей школе ещё не наступил тоталитаризм, а обстановка более или менее свободная, то почему бы не попробовать

Ну и вам в подспорье я сделал несколько роликов для предварительного ознакомления с Конституцией, её структурой, содержанием, основными достоинствами и недостатками. Как обычно, о положениях российской Конституции я рассказываю на примерах из фильмов, мультфильмов, сериалов и других произведений массовой культуры. Так что в рассказе мне помогают Владимир Путин и Гомер Симпсон, декабрист Сергей Волконский и юный Дарт Вейдер, русские правители Василий Шуйский и Анна Иоановна, Рик и Морти, а также ряд других вымышленных и реальных персонажей.

Занятия позволяют школьникам вести себя в жизни правильно с правовой точки зрения

Заявление в полицию – не донос

– Евгения Николаевна, зачем школьникам познавать достаточно сложную юридическую науку?

– Всю жизнь мы постоянно вступаем в различные правовые отношения. При этом большинство людей очень плохо разбирается даже в простых юридических вопросах. Практически все темы, которые мы обсуждаем на занятиях клуба, основаны на классических юридических дисциплинах и при этом являются очень прикладными.

Например, мы учим ребят, как не стать жертвами того или иного преступления – от киднеппинга до нарушения интеллектуальных прав. Рассказываем, как самому не стать преступником из-за незнания неких норм законов. Такие занятия позволяют школьникам вести себя в жизни правильно с правовой точки зрения.

Уважительное отношение к закону – это тоже часть правовой культуры, которую надо воспитывать со школы. Если вдуматься, многие люди в нашей стране живут по принципу: если есть возможность нарушить закон без последствий, я это сделаю. В нормальном государстве так быть не должно! На мой взгляд, кощунство говорить: хороший юрист не тот, кто знает законы, а тот, кто знает, как их обходить.

Хочется разрушить и другие стереотипы. Например, считается, что решать проблемы в правовом поле –доносительство. На мой взгляд, прошли те времена, когда решать конфликты на кулаках было признаком мужества. Теперь можно написать заявление в полицию на соседа, который регулярно в час ночи громко включает музыку, а не идти с ним разбираться лично.

Мы ребят учим: прежде чем куда-то влезать, сто раз по-думайте. Незнание законов от ответственности не освобождает.


– Должны ли дети знать свои права?

– Конечно. Но тема эта непростая. Важно не просто перечислить набор прав, но и объяснить ребёнку их значение.

Считаю, что в семье и школе такие темы надо поднимать. И не в старших классах, когда ребёнок может уже всё в Интернете найти, а, скажем, после окончания начальной школы. Можно рассказать, что есть органы опеки и попечительства, они защищают права детей. Родители по закону обязаны заботиться о ребёнке и не только материально, но развивать его как личность. Мама и папа имеют равные права и обязанности по воспитанию ребёнка…

Я также против того, чтобы зарубежные стандарты семейного права слепо копировали в нашей стране. В России свои традиции и особенности воспитания детей.

Попробуй стать юристом

– Как надо рассказывать о праве, чтобы детям не было скучно?

– Наш клуб работает один раз в месяц по воскресеньям. Такой формат позволяет школьникам совмещать занятия в клубе с учёбой, кружками, отдыхом. Занятия совершенно бесплатны. Сначала – неформальная лекция преподавателя факультета права или практикующего юриста. Это не просто монолог выступающего с редкими вопросами аудитории – ребята сразу же вовлекаются в дискуссию – предлагают, спорят, обсуждают.

Второй блок – практические занятия, основанные на теме лекции. И это не тесты или контрольные, а разнообразные юридические игры, квесты.

Наши заседания – постоянная смена деятельности, переключение внимания. Кстати, за годы работы тема заседания клуба не повторилась ни разу! Такой мультимедийный, интерактивный формат близок современным школьникам.


– Получается, ребёнка надо развлечь, чтобы он захотел что-то узнать?

– Скорее, повысить внутреннюю мотивацию, убедить: он здесь не потому, что его заставили или надо, а потому, что ему интересно. Школьнику нужно большое желание, чтобы прийти в свой единственный неучебный день и почти три часа активно заниматься правом.

На заседаниях клуба ребята как бы изнутри знакомятся с некоторыми аспектами работы юриста.На мой взгляд, учась в школе, очень трудно выбрать профессию без посторонней подсказки, да и подсказки порой могут быть неверными.

Начать с конституции

– Сегодня много говорят, что юристов на рынке труда переизбыток. А клуб так или иначе ориентирует школьников выбирать юридическую специальность. Здесь нет противоречия?

– Как бы сейчас ни дискредитировали профессию, интерес к ней у подрастающего поколения, несмотря ни на что, огромен. И она всегда востребована на рынке труда. Но всем нужны хорошие специалисты.

Выбирая эту профессию, надо чётко понимать, чем юрист занимается. У нас есть клише: технические профессии – это сложно, гуманитарные – проще.

Между тем юристу нужно острое аналитическое мышление, он должен уметь осваивать большие объёмы информации, применять на практике то, что написано в законе. Законы очень часто дополняются, принимаются новые. Надо быть в курсе, нужно понимать, зачем та или иная норма была введена. Часто это ответ на вопрос, как её надо применять. В общем, юрист – сложная профессия.

– Мы говорим о юридическом воспитании детей, но родителям тоже бы не мешало ликвидировать правовую безграмотность. С чего можно начать?

– Конечно, начинать надо с Конституции РФ. Она содержит базовый набор прав гражданина РФ. Согласно социологическим опросам, около трети россиян никогда не открывали данный документ. Кроме того, сейчас есть масса достоверных правовых информационных ресурсов в Сети, где можно найти предметные ответы на многие жизненные вопросы.


Юридическая безграмотность зачастую связана с простым нежеланием узнать хотя бы базовые правовые правила. Когда у нас что-то болит, мы же идём к специалисту и исправляем ситуацию. Так и в юриспруденции. Есть проблема – надо узнать, как решить её в правовом поле.

Это, конечно, пока мало реализуемо в нашей стране, но я считаю, что у каждой семьи в идеале должен быть личный консультант-юрист. В разных жизненных ситуациях он мог бы оказывать правовую помощь: например, при совершении крупных покупок, при расторжении или заключении брака. Любовь проходит, но остаётся совместно нажитое имущество, которое надо делить. Хотя многих проблем можно избежать ещё в начале семейных отношений. Почему бы не позаботиться об этом заранее?

Читайте также: