Подготовка детей к поступлению в дду и школу адаптация детей в организованных коллективах

Обновлено: 04.07.2024

1. Подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение и школу Тимиргалеева Т.В. -преподаватель

Подготовка детей к
поступлению в
дошкольное учреждение
и школу.
Адаптация детей в
организованных
коллективах.

3. Актуальность темы

Поступление детей в ДДОУ и школу
являются
одними
из
критических,
переломных этапов детского возраста.
Исходя
из
этого,
профилактика
нежелательных последствий адаптационного
периода к образовательным учреждениям,
снижение
заболеваемости
детей
при
поступлении их в дошкольные учреждения и
школу являются одним из важнейших
вопросов поликлинической педиатрии.

Научные исследования показали, что
характер адаптации ребенка к ДДОУ является
прогностическим тестом для характеристики
состояния здоровья детей при их адаптации к
детскому саду, школе, больнице и санаторию.
Поэтому организация правильной
профилактической работы с детьми раннего и
дошкольного возраста в детской поликлинике
является залогом их оптимального состояния
здоровья как в течение адаптации, так и на
протяжении всего периода пребывания в
дошкольном учреждении и при поступлении в
школу.


У них снижается аппетит, нарушается сон.
Отмечается снижение массы тела, задержка
темпов нервно-психического развития.
Могут появляться соматовегетативные
расстройства в виде энурезов, заикания, тиков и
других проявлений.
В ряде случаев снижается иммунитет.
Из этого следует, что большая по объему
работа по подготовке детей в образовательные
учреждения является одним из основных разделов
медико-педагогического обслуживания детей в
детских поликлиниках.

12. Методические рекомендации №206-ВС от 15.01.08г. «Проведение профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепления

14. Виды подготовки к ДДОУ

15. Общая подготовка

Это проведение профилактических мероприятий по
систематическому, начиная с периода
новорожденности, обслуживанию детей на
педиатрическом участке с целью обеспечения:
1. Гармоничного физического и нервнопсихического развития;
2. Оптимального состояния здоровья;
3. Благоприятного семейного воспитания.
Правильное проведение общей подготовки значительно
сокращает объем специальной подготовки.

16. Специальная подготовка

Эта подготовка начинается с 3-х
месячного возраста, если ребенок
идет в ясельную группу до 1,5 лет,
если после 1,5 лет в детский сад– то с 6
месяцев и включает:
Санитарно-просветительную работу с
родителями в виде тематических бесед:

Кроме того, для направления в
ДДОУ существует ряд
медицинских противопоказаний:
•Все болезни в остром периоде;
•Инфекционные заболевания до окончания сроков
изоляции;
•Бациллоносительство;
•Злокачественные заболевания;
•Любые формы туберкулеза;
•Недостаточность кровообращения;
•Психические заболевания, требующие индивидуального
ухода и лечения.

19. Рекомендации родителям для успешной подготовки детей к ДДОУ:

Организовать для ребенка оптимальный
режим дня, близкий к режиму, который
принят в ДДОУ, куда поступает ребенок;
Вырабатывать у ребенка положительное
отношение к детскому саду и смене
социального окружения;
Воспитывать доброжелательность ко
взрослым и детям;

•Искоренять вредные привычки
(сосание пустышки, засыпание при укачивании,
стремление быть постоянно на руках у взрослых,
кормление с игрушками и уговорами);
•Формировать у ребенка навыки опрятности
и возрастные навыки при кормлении,
одевании
•(самостоятельно держать ложку, протягивать
ножки и ручки для одевания, уметь пользоваться
горшком, мыть руки);
•Организовать рациональное питание ребенку,
предлагая разнообразное меню, как в детском
саду.

21. 2. Диспансеризация детей за 2-3 месяца до поступления в ДДОУ по 3 этапам скрининг - программы (проведение лабораторных

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРАХ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Переломн
ые
возрастны
е
периоды
Доврачебный
этап
(скрининг и
лабораторное
обследование)
1
Перед
поступлен
ием
в
дошкольн
ое учреждение
Врачебнопедагогический
этап
Специализированн
ый этап
педиатр
педагог,
психолог
2
3
4
Средний
медработник
лечебнопрофилактическог
о учреждения
Осмотр с
анализом
данных
скрининг-теста и
лабораторного
обследования.
Распределение по
группам
здоровья
Невропатолог,
Рекомендац окулист, отолаии по
ринголог, хирургрежиму
ортопед, стоадаптации
матолог, логопед (с
в
3-х лет),
дошкольно по показаниям
м учрежпсихиатр и друдении
гие специалисты
5

3. Оздоровление и лечение
детей
в зависимости от уровня их
здоровья (по V группам здоровья)
и результатов последней
диспансеризации.

4. Профилактику острых заболеваний (ОРВИ,
гриппа и др.)
за 1-2 месяца до поступления в детское учреждение с
применением средств, направленных на
повышение защитных сил организма:
•Проведение общих и местных закаливающих
мероприятий;
•Введение элементов дыхательной гимнастики и ЛФК
(дома или в условиях детской поликлиники);
•Назначение участковым врачом-педиатром витаминов
С, группы В, препаратов шиповника, интерферона.

5.Запрещается проведение
профилактических прививок в течение
месяца перед поступлением в
дошкольное учреждение.
Разрешается поступление ребенка в ДДОУ
без проф.прививок.
Первая прививка назначается после
окончания периода адаптации в ДДОУ, но не
раньше, чем через 1 месяц.

26. 6.Оформление документации ( в ф.112/у, ф. 026/у, ф.063/у): -делается запись в истории развития ребенка о начале и окончании

подготовки;
-о результатах диспансеризации и проведенном
оздоровлении, указывается группа здоровья и
медицинская группа для занятий физкультурой;

-оценивается
физическое и нервнопсихическое развитие ребенка;
-указываются полученные
профилактические прививки и реакции на
них;
-указываются контакты с инфекционными
больными.

-составление
выписного эпикриза для детского
учреждения по определенной схеме с обязательными
рекомендациями участкового врача-педиатра на
период адаптации по:
1. режиму;
2. питанию;
3. физическому воспитанию;
4. индивидуальному подходу;
5. оздоровительно-лечебным мероприятиям для
профилактики острых заболеваний, обострений
хронических очагов и фоновых состояний.

29. 7. Необходимо обеспечить преемственность в работе детской поликлиники и дошкольного учреждения по подготовке и ведению детей в

В детской поликлинике необходимо дважды
проводить прогнозирование течения
адаптации ребенка в ДДОУ –
1–
В начале проведения подготовки
(здесь планируются профилактические
мероприятия по облегчению адаптации);
2-
Подводится итог эффективности
мероприятий и даются индивидуальные
рекомендации по ведению ребенка в
адаптационный период.

После приема участковым педиатром
ребенок направляется в кабинет
здорового ребенка (КЗР).
Медсестра КЗР:
• дает родителям памятку по организации жизни
ребенка в дошкольном учреждении;
• обучает мать специальному комплексу массажа и
гимнастики;
• обучает методике закаливания;

32. АДАПТАЦИЯ –(adaptacio –лат. –приспособление), в данном случае, к новым условиям окружающей среды, т.е. социальным условиям,

происходит смена домашней обстановки на
организованный коллектив.
Легкая – до 20 дней;
Средне- тяжелая -20-40 дней;
Тяжелая I – до 60 дней;
Тяжелая II – свыше 60 дней.

33. Мероприятия для облегчения адаптации к посещению ДДОУ, правила ведения ребенка в период адаптации к ДДОУ.

Укороченное время пребывания, новый режим вводят ребенку
постепенно;
Домашний режим должен быть приближен к детсадовскому;
В первые 1-2 дня разрешается присутствие родителей, если ребенок
сильно плачет, отказывается есть и спать;
В первые дни кормить и укладывать спать так, как ребенок привык
дома, насильно не кормить, компенсировать недоедание дома;
Нового ребенка необходимо тепло одевать, следить, чтобы он не
переохлаждался, чтобы ручки и ножки были теплыми;
Чаще предлагать теплое питье, учитывая повышенное мочеиспускание,
слезотечение, сухость слизистых оболочек;
Не заставлять обязательно выполнять физкультурные упражнения;
В первые дни организовать игровую деятельность отдельно от других
детей, постепенно вовлекая в игру;
Поведение нового ребенка отмечать в листе адаптации.

34. Классификация тяжести адаптации детей к ДДОУ

Симптомы
Легкая
адаптация
Среднетяжелая
адаптация
Тяжелая I
Тяжелая II
Нарушения
поведения (сна,
аппетита, эмоции,
речевая
активность)
До 10-20 дней,
могут
отсутствовать
20-40 дней
До 60 дней
Более 60 дней
Нервнопсихическое
развитие
Не отстает
Замедление
речевой
активности на 1-2
месяца
Резкое
замедление
темпов НПР на 12 эпикризных
срока
Появление
энуреза,
заикания,
невротических
реакций.
Острые
заболевания
однократно,
может не быть
10 дней, могут
быть повторные
Более 10 дней,
длительные, с
осложнениями
Формирование
ЧБД, хронических
заболеваний
Физическое
развитие
Не изменяется
Потеря массы в
течение 30-40
дней
Замедление
темпов веса и
роста
в течение 6
месяцев
Вегетативные
Нарушений нет
Нормализация
Нормализация
Нарушения не

После завершения адаптации врач ДДОУ пишет
эпикриз, где оценивается тяжесть адаптации,
указываются проведенные мероприятия, намечается
план дальнейшего наблюдения и оздоровления. Этот
эпикриз передается в детскую поликлинику в отделение
ОМПДП в образовательных учреждениях.
Продолжается санитарно-просветительная работа с
родителями по вопросам преемственности и единства
воспитания и ухода за ребенком в условиях семьи и
ДДОУ.
При необходимости ребенок консультируется
психологом, педагогом, психоневрологом.

Переломные
возрастные
периоды
За год до
поступления в
школу
Доврачебный
этап
(скрининг и лабораторное
обследование)
Средний
медработник
дошкольного
учреждения
Врачебно-педагогический
этап
педиатр
Осмотр с
анализом
данных
скрининг-теста и
лабораторного
обследования
Специализированный
этап
педагог,
психолог
Определение
функциональной
готовности к
обучению в
школе
Невропатолог, окулист,
отоларинголог, хирург-ортопед,
стоматолог, по показаниям
логопед, психиатр
Медико-педагогическая коррекция
Перед
поступление
м
в школу
Средний
медработник
дошкольного
учреждения
Осмотр с
анализом
данных
скрининг-теста и
лабораторного
обследования.
Распределение на
Определение
функциональной
готовности к школе
Невропатолог, окулист,
отоларинголог, хирург-ортопед,
стоматолог, по показаниям
психиатр, логопед

38. Подготовка детей к поступлению в школу

39. Медицинские критерии

Уровень биологического развития
(определяется по физическому развитию и
количеству постоянных зубов – не менее 2-6);
Уровень резистентности – не более 3 острых
заболеваний в год;
Состояние здоровья – 1, 2 или 3 (в состоянии
компенсации) группа здоровья;
Отсутствие тяжелых заболеваний за прошедший
год.

40. Психолого-педагогические критерии

Школьная зрелость по психометрическому тесту
Керна-Йерасека – 3-8 баллов;
Сформированность школьных умений и навыков;
Освоение программы детского сада в полном
объеме;
Качество звукопроизношения без дефектов;
Уровень психического развития по возрасту;
Смена игровой мотивации учебной.

41. Тест Керна-Йерасека

46. Школьная зрелость

Или готовность ребенка к
систематическому обучению в школе –
это совокупность соматических,
биологических и
психофункциональных признаков
организма ребенка, говорящих о
способности к успешному обучению
без проявлений дезадаптации.

Непосредственно перед оформлением в школу ребенка повторно
осматривают те специалисты.;
Проводятся лабораторные исследования (ОАК, ОАМ, кал на яйца
глистов);
Оценивается эффективность проведенного лечения и состояние
здоровья ребенка;
Оценивается функциональная готовность к поступлению в школу.
Алгоритм врачебного заключения:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Клинический диагноз (основной, сопутствующий);
Оценка физического развития;
Оценка нервно-психического развития;
Группа здоровья;
Медицинская группа для занятий физкультурой;
Медико-педагогическое заключение о готовности к
обучению;
Рекомендации по оздоровлению, режиму, питанию.

48. Адаптация к школе

Первый этап –ориентировочный (фаза острой
адаптации) – от 10 дней до 2-3 месяцев.
Второй этап – неустойчивое приспособление (фаза
подострой адаптации), когда формируются
оптимальные варианты реакции на стрессовые
воздействия.
Третий этап – компенсаторная фаза –организм находит
оптимальные варианты реагирования на нагрузку.
Длительность адаптации детей к обучению
индивидуальна, в среднем 5-6 недель, особенно
сложные первые 4 недели.

49. Проявления дезадаптации у детей в условиях школы

Частая острая заболеваемость;
Невротические реакции;
Неуспеваемость в учебной
деятельности;
Нарушения поведения(тревожность,
агрессивность, нарушение
общепринятых норм поведения);

50. Мероприятия по облегчению адаптации к первому классу

Учебные занятия должны проводиться только в
первую смену;
Пятидневная учебная неделя;
Организация облегченного учебного дня в середине
учебной недели;
Проведение не более 4 уроков в день;
Продолжительность уроков должна составлять 35
минут;
Организация в середине учебного дня динамической
паузы в течение 40 минут;
Обучение без домашних заданий и балльной оценки
знаний обучающихся.
(Согласно САНПИНу по общеобразовательным школам).

51. Медицинские корригирующие мероприятия по снижению явлений дезадаптации

Повышение неспецифической реактивности
организма ребенка (вит.С, элеутерококк);
Воздействие на метаболические звенья
эмоционального стресса (глютаминовая,
липоевая, пантотеновая кислота- курсом 10
дней);
Мероприятия общего плана, направленные на
предупреждения инфицирования, утомления и
совершенствования приспособительных
механизмов (экстракт валерианы, оптимизация
расписания, проветривание, контроль
освещенности, рациональное питание,
физкультминутки, динамические паузы).

52. Использованная литература

1. Участковый педиатр: Справочное
руководство/ Под ред. М.Ф.
Рзянкиной, В.П.Молочного.- 3-е изд.Ростов-на-Дону, 2016.-313 с.

Каждый родитель, отдавая ребенка в детское дошкольное учреждение хочет, чтобы адаптация к новым условиям прошла хорошо, и ребенок получал удовольствие от посещения детского сада и общения со сверстниками. Как это сделать? Готовить ребенка к посещению детского сада надо заранее – не лишним будет узнать режим дня детского сада и постараться придерживаться его и дома -то есть с утра рано вставать, завтракать, в обед - сон после еды, а вечером рано ложиться. Это очень поможет и взрослым, и малышам. Ребенку будет легче вставать с утра, поскольку он к этому заранее привыкнет. Послеобеденный сон войдет в его привычку, и он будет чувствовать себя спокойнее, когда день в садике будет проходить примерно также, как и дома.



Один из важных пунктов, при подготовке детей к новому этапу жизни, - развитие в них самостоятельности. Неплохо будет если ребенок уже будет уметь сам одеваться и раздеваться. Не забудьте промаркировать всю одежду и обувь – тогда дети не будут путать свои и чужие вещи, а воспитатели и педагоги будут тратить меньше время на поиск одежды ребенка. Можно использовать термоапликации или яркие наклейки- стикеры, вышить инициалы ребенка или подписать перманентным маркером –главное, чтобы и ребенок, и сотрудник детского сада смогли легко идентифицировать детские вещи.


Совсем не лишним будет научить ребенка правилам личной гигиены, ведь недостаточно просто научить ребенка самостоятельно ходить в туалет, у малыша должно войти в привычку мыть руки после посещения туалетной комнаты – чистота рук является профилактикой многих инфекционных и паразитарных заболеваний.

Ещё один важный этап подготовки ребенка к детскому саду - вакцинация. Каким бы крепким бы здоровьем не обладал Ваш малыш, - не лишней будет дополнительная защита путем создания активного иммунитета против многих грозных заболеваний с возможными тяжелыми осложнениями, тем более в условиях скученного коллектива. Прививаться необходимо в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Дополнительно привиться от заболеваний, не входящих в календарь профилактических прививок, может порекомендовать педиатр, наблюдающий Вашего ребенка.


Правильная подготовка ребенка к саду – залог благополучной адаптации в детском коллективе.

У детей старше 3 лет возникает потребность общаться со сверстниками, участвовать в сюжетно-ролевых играх. Для удовлетворения названных потребностей целесообразно, чтобы ребенок трех лет и старше посещал ДДУ.

Но резко это делать не рекомендуется. Необходимо ребенка подготовить к перемене обстановки, к расставанию с близкими людьми, к изменению режима дня.

Подготовка к поступлению в ДДУ включает:

1. Максимальное приближение домашнего режима к режиму ДДУ.

2. Ликвидацию вредных привычек (укачивание, кормление из бутылочки, пользование соской).

3. Обеспечение основных навыков опрятности и самообслуживания (произвольное мочеиспускание и дефекация, самостоятельное умывание, одевание, пользование столовыми приборами).

4. Обеспечение вакцинации в полном объеме для данного возраста.

5. Проведение оздоровительных мер (при анемии, диатезах, частых ОРВИ).

6. Проведение санитарно-просветительной работы с родителями.

7. Обеспечение постепенного увеличения длительности пребывания ребенка в ДДУ:

в течение 1 недели – 3-4 часа в день (до обеда),

в течение 2 недели – 5-6 часов в день (до дневного сна),

Необходимо помнить, что адаптация ребенка к ДДУ протекает индивидуально, а значит, требует разного подхода.

Условно выделяют по степени тяжести следующие виды адаптации:

1 группа – физиологической адаптации: дети, не болеющие в период адаптации и легко переносящие ее, длительность 2-3 недели;

2 группа – напряженной (среднетяжелой) адаптации: дети, болеющие ОРВИ в период адаптации 1-2 раза в легкой форме, длительность от 2-3 недель до 2-3 месяцев;

3 группа – патологической (тяжелой) адаптации: дети с неблагополучным социальным и биологическим анамнезом, болеющие ОРВИ 3-4 и более раз за период адаптации, обычно в тяжелой форме, часто с осложнениями, дети с психологическими переживаниями (депрессии, извращенные поведенческие реакции), длительность от 2-3 до 6 месяцев и более.

Подготовка ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение должна начинаться с первых дней его жизни, так как поступление в детский коллектив всегда сопровождается определёнными психологическими трудностями.

Ребёнку при поступлении в дошкольное учреждение (ДДУ) приходится привыкать к новой обстановке, незнакомым людям, новому режиму дня.

Общая подготовка включает в себя систематическое профилактическое наблюдение для обеспечение нормального физического и нервно-психического развития.

Специальная же подготовка состоит из следующих мероприятий:

  • тематические беседы с родителями по вопросам подготовки ребёнка к поступлению в ДДУ;
  • диспансерное наблюдение детей участковым педиатром, проведение лабораторных исследований за 2-3- месяца до поступления;
  • осмотр врачами-специалистами;
  • оздоровление и лечение детей в зависимости от результатов последней диспансеризации.

При подготовке ребёнка к поступлению в ДДУ врач составляет предварительный план подготовки. В форме N°112/у в листе уточнённых диагнозов ставится отметка о начале подготовки ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение. Не менее, чем за 2-3 мес. до поступления проводится углублённый медицинский осмотр с участием специалистов: хирурга, ортопеда, оториноларинголога, офтальмолога, дерматолога, психолога, логопеда, невролога. Обязательно проводят исследование крови, мочи, исследование кала на наличие глистной инвазии, соскобы на яйца остриц.

После осмотра специалистами и получения результатов лабораторных исследований, врач-педиатр оформляет заключение в медицинскую карту 026/у-2000, где указывает клинический диагноз, оценивает физическое и нервно-психическое развитие, устанавливает группу здоровья и группу для занятий физкультурой, указывает данные о профпрививках, данные аллергологического анамнеза, данные о контактах с инфекционными больными. Данная индивидуальная карта хранится затем в учреждении, которое посещает ребёнок.

Также перед поступление в дошкольное учреждение ребёнок вместе с родителями направляется в КЗР, где медицинская сестра даёт родителям памятку для подготовки ребёнка к поступлению в ДДУ; также здесь родители получают информацию об организации жизни ребёнка в дошкольном учреждении.

Медсестра КЗР обучает мать методике закаливания, специальному комплексу массажа и гимнастики для повышения антистрессовой готовности сосудистой системы ребёнка. Также матери необходимо объяснить, что домашний режим нужно постараться максимально приблизить к режиму дошкольного учреждения, активно приучать малыша к общению с другими детьми, воспитывать у ребёнка гигиенические навыки.

Работа врача по определению готовности ребёнка к школе проводится в 2 этапа и включает в себя оздоровление дошкольников и коррекцию развития школьно-необходимых функций. Первое обследование ребёнка проводится осенью того года, в котором ребёнок пойдет в школу. Ребёнка осматривают: врач-педиатр, специалисты: хирург, ортопед, офтальмолог, оториноларинголог, дерматолог, психоневролог, стоматолог, педагог-психолог, логопед.

Повторный осмотр осуществляется перед поступлением в школу (в апреле-мае) теми же специалистами, оценивается состояние здоровья ребёнка, его функциональная готовность к школе. Затем врач-педиатр оформляет заключение, где указывает клинический диагноз, оценивает физическое и нервно-психическое развитие, определяет группу здоровья, группу для занятий физкультурой, даёт медико-педагогическое заключение о готовности к обучению, а также даёт родителям рекомендации по оздоровлению, режиму дня, режиму питания будущего школьника.

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к посещению детского сада

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к посещению школьного учреждения

Подготовка ребёнка к школе – задача не из лёгких. И от того, как эта задача будет выполнена, будет зависеть легким или трудным будет вход ребёнка в новую для него школьную жизнь.

Нужна ли ребёнку помощь родителей при подготовке к школе? Конечно, ведь каждый нуждается в поддержке близких, тем более в таком ответственном событии. Рассказы о школе, о том, как и чему учат, какими правами и обязанностями обладают школьники, помогают детям настроиться на учебный процесс.

Задача взрослых – создать у ребёнка положительный настрой на школу.

Что могут сделать родители для подготовки ребёнка к школе:

Чего делать не стоит:

  1. Превращать ребёнка раньше времени в ученика (большое количество занятий истощают его, лишая возможности играть и общаться со сверстниками).
  2. Формировать отрицательное отношение к школе.
  3. Заставлять переписывать несколько раз выполненную работу.
  4. Не следует пугать ребёнка трудностями и неудачами в школе.

Главное, что могут и должны делать родители – это верить в своего ребёнка, хвалить в случае, даже маленьких успехов, поддерживать и помогать в случае неудач (но не делать его работу за него).

Портрет успешного первоклассника:

  • имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности;
  • умеет контролировать свои эмоции и поведение;
  • готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками;
  • имеет желание идти в школу, что вызвано учебными мотивами.

К первому классу должны быть готовы не только дети, но и их родители: быть готовы к тому, что их ребенок меняется, у него появляются новые интересы и новые люди, мнение которых для него важно.

Персоны и организации статьи


Сазанова Элла Григорьевна Высшая квалификационная категория

Высшая квалификационная категория Педиатрия


Пн-Пт: с 08:00 до 19:00
------------------------------
Сб: с 08:00 до 14:00
(приём дежурного врача,
вызов врача на дом)
------------------------------
Вс: с 08:00 до 14:00
(приёма нет, только
вызов врача на дом)

Читайте также: