Ю и фаусек теория и практика детского сада монтессори

Обновлено: 09.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Юлия Ивановна Фаусек - человек, который еще в дореволюционной России продвигала у нас в стране Монтессори-педагогику. она не перестала этого делать и после революции, и во время войн прошлого века
но эта книга особенно хороша еще и тем, что Ю.И., не скупясь, рассказывает о том, как и что она делала в реальных группах, каким образом строила занятия, какие упражнения использовала, какой готовила материал
именно ее книга имеет однозначный прикладной характер в отличие от книг собственно М.Монтессори

многоинформативная книга для монтессори-педагогов. текст изложен доступно и непринуждённо. для родителей книга менее информативна, так как монтессори-педагогика - это мировоззрение, приветствуемое далеко не всеми ( а жаль. ). есть статья о внимании, интеллекте, морали у маленьких детей. затронуты темы практики, музыкального воспитания, занятий ручным трудом. обсуждается тема сказки, рисования. есть статья о грамматике у маленьких детей.

Очень полезная книга для родителей.Интересный подход в воспитании наших деток описан довольно легким языком. Многое из прочитанного мы с женой перенесли на свой опыт и получаем постепенно результат. Моему сыну 2 года, и книга мне очень пригодилась, а главное вовремя.

Смысл системы Монтессори-реализация индивидуальности ребенка, нахождение своего неповторимого пути.Прежде всего программа подходит для ослабленных детей, неуверенных в себе. Простота игр и материала помогают ребенку свободно творить и развиваться. В книге описывается какой материал и для чего используется.Доказываются все его за. Можно прочесть книгу для общего развития, использовать отдельные моменты в работе с детьми. Но если обычные родители не прочтут ее -катастрофы не случится.

Для кого эта книга? Если Вы родитель, который решил отдать своего ребенка в детский сад, работающий по системе Монтессори, эта книга поможет вам настроится на одну волну с воспитателями и педагогами и говорить с ними на одном языке. Если Вы педагог и решили организовать модную нынче "развивалку по-монтессори", у вас в руках прекрасное методологическое пособие. Если Вы студент педагогического вуза и тема вашей курсовой "Практика детского сада Монтессори в России", без этого источника Вам не обойтись. Автор книги интересно и доступно делится своим опытом. Теоретическая часть плавно переходит к практике. Читается легко. Качество этой книги (как и всей серии Педагогика детства) прекрасное. Особый респект составителям - супругам Сумнительным. Я купила книгу, когда отдала ребенка в развивающую группу, так как не все запомнила из вступительной лекции. Безусловно книга превзошла эту узкую цель.

Юлия Фаусек - Детский сад Монтессори (сборник)

Юлия Фаусек - Детский сад Монтессори (сборник) краткое содержание

Ценность наследия Юлии Ивановны Фаусек в полной мере становится понятной именно сегодня, так как очевидно доказывает простую истину, которую давно признала значительная часть цивилизованного мира. Она в том, что система М. Монтессори универсальна и требует минимальной социо-культурной адаптации, если общество готово принять ребенка как равноправного человека, но развивающегося и потому не похожего на взрослого.

Эта книга станет не только данью памяти замечательному педагогу – Юлии Ивановне Фаусек, но и настольной книгой для всех, кто интересуется педагогикой М. Монтессори. Рекомендуется педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям, гувернерам, преподавателям и студентам педагогических учебных заведений.

Детский сад Монтессори (сборник) - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Детский сад Монтессори (сборник) - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Юлия Фаусек

Общий контекст того времени неоднозначен. На фоне голода и разрухи, как тогда казалось, зарождается новая педагогика, в большей степени ориентированная на идеи свободного воспитания, формируется парадигма трудовой школы, вокруг которой идут ожесточенные споры. Начинается время экспериментов и пристального внимания к зарубежному опыту.

Для реформирования системы просвещения была сформирована научно-педагогическая секция Государственного ученого совета Наркомпроса РСФСР (НПС ГУСа). Именно эта секция должна была сформулировать концепцию и разработать содержание образования единой трудовой школы РСФСР. В ее состав вошло более 50 человек, среди которых были крупные ученые педагоги. В частности, членами секции стали П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.Н. Пинкевич, С.Т. Шацкий. Все они были знакомы с прогрессивным зарубежным опытом, но были ориентированы не на его механическое заимствование, а на критическое осмысление и использование.

Только педагогике США были посвящены содержательные работы Е. Янжул, Н. Ильина, Е. Гуро, И. Свадковского, Б. Комаровского, М. Штейнгауз. С 1924 по 1930 год появилось более 800 работ, в которых анализировался зарубежный педагогический опыт, сопоставлялись системы образования в разных странах с постоянным обращением к отечественным проблемам. Обсуждалась и возможность использования зарубежных образовательных технологий в практике советской школы.

Несмотря на пристальное внимание и значительный интерес, вызванный появлением и развитием идей М. Монтессори во втором-третьем десятилетиях двадцатого века в России, их оценки носили неоднозначный характер. Будучи единомышленником и последовательницей М. Монтессори, Ю.И. Фаусек не могла оставаться равнодушной к попыткам критики некоторых положений её педагогического подхода и метода, и посвятила немало усилий компетентной популяризации системы Монтессори. В рамках решения задач настоящего исследования эта сторона деятельности Ю.И.Фаусек обретает особую важность.

Е.И. Тихеева не утверждала, что свобода воспитания необходима, ведь в условиях полной свободы, по её мнению, будет невозможно осуществлять воспитание, а воспитание, в свою очередь, должно координировать, руководить и ограничивать свободу. Именно это на самом деле и происходило в классах Монтессори, в таком случае провозглашение ею свободы воспитания, по мнению Е.И. Тихеевой, необоснованно.

В нормально развивающемся ребенке интерес к работе возникает без вмешательства педагога, его активность стимулирует стремление к самостоятельности, а ошибки корректирует сам ребенок при помощи различных видов самоконтроля. Значительное отличие в психическом развитии детей заключается также и в том, что нормальные дети несут в себе возможности не только к всестороннему развитию, но и к саморазвитию, в то время как отсталым детям материал дает возможность развиваться до положенного ему предела.

По мнению Ю.И. Фаусек, М. Монтессори не только не изгоняет природу, как утверждают критики, а придает ей огромное значение и подходит к ней с гораздо большей ответственностью и тонкостью, чем в других системах. Безусловно, перечисленные условия (жизненность, разнообразие материала) очень важны в формировании целостного представления о природе в её многообразии. Однако общее знакомство с природой в её целостном и синтетическом виде не обязательно обеспечивает глубокого её знания. На определенном этапе синтетические представления о природе должны быть дополнены аналитическими материалами, сведениями о составных частях, свойствах, оттенках, градациях свойств. Это структурированное знание невозможно дедуцировать из общих понятий. Оно проявляется в результате сенсорного освоения и откладывается в сознании в виде понятий, позволяет воспринимать и понимать целостные явления в более сложном и богатом содержании.

Развитие активной деятельности предупреждает развитие пассивного внимания у ребенка, склонность к которому Ю.И. Фаусек отмечает в возрасте пяти-шести лет, и которая проявляется в стремлении получать готовую информацию из рассказов взрослых. Работа с дидактическим материалом стимулирует собственную активность ребенка. Аргументируя примерами из собственного опыта, Ю.И. Фаусек показывает, что главной целью использования дидактического материала Монтессори является не тренировка органов чувств, а помощь его внутреннему развитию с помощью внешних стимулов, инициирующих процесс сосредоточения ребенка.

Создавая свой дидактический материал, М. Монтессори, возможно недооценивала, а по утверждению Л.А. Венгера, даже и не подозревала о тех сложных формах ориентировки, к которым стимулируют ребенка упражнения с ним. Она стремилась лишь дать четкие стимулы, расположенные в виде сериационных рядов и классификационных групп, представленных последовательно и расчлененно.

С.И. Гессен показывает, что М. Монтессори, в отличие от Ф.Фребеля учла психо-биологическую функцию игры, сущность которой сводится к упражнению участвующих в будущей работе взрослого человека органов, однако предостерегает от опасности вырождения игры в чисто механическое занятие.

Можно ли согласиться с той недостаточной ролью, которая отведена в системе М. Монтессори коллективным творческим играм детей? Игра реализует потребность ребенка в свободной конструктивной деятельности и в освоении различных социальных ролей. Как отмечает К.Е. Сумнительный, рассматривая основные цели игры в дошкольном возрасте Монтессори-педагог ориентируется на следующее её назначение:

- предоставление возможности обучаться на собственном опыте, самостоятельно решать собственные проблемы;

- овладение опытом деятельности, сходным с получаемым в действительности;

- ощущение актуальности, практической ценности получаемых знаний;

- развитие исследовательского и рефлексивного мышления;

- возможность действовать по правилам и т.д.

Рассматривая деятельность ребенка в условиях системы М. Монтессори, можно отметить, что часть этих функций реализуется в процессе самостоятельной работы детей с материалами, часть - в спонтанной деятельности, а часть - может быть организована педагогом. Работая с материалами Монтессори, ребенок занимается свободной конструктивной деятельностью. Эффект от такой деятельности усиливается тем, что она происходит по собственному выбору и желанию ребенка, а также может быть организована в паре с другим ребенком, или группой детей.

Что касается дидактических игр, то, будучи широко использованы в системе М. Монтессори они решают несколько иные задачи, в отличие от практики традиционной школы. Если традиционно игра используется в обучении как средство, иллюстрирующее учебный материал, а создание игровой ситуации является приемом привлечения ребенка к обучению, то в системе М.Монтессори роль игры рассматривается как упражнение, способствующее активному закреплению знаний, полученных в ходе работы с дидактическим материалом.

Безусловно, Ю.И. Фаусек не ответила на все критические замечания в адрес педагогики Монтесори публично, но её собственная практическая работа с детьми была и остается самым убедительным ответом на эти и многие другие возражения относительно педагогической состоятельности системы Монтессори, которая (как и любая инновация, особенно в педагогике) не лишена недостатков.

Как уже было отмечено, организационно-педагогическая деятельность Ю.И. Фаусек динамично начинается с открытия в октябре 1913 года первого в России детского сада по системе Монтессори в коммерческом училище М.А. Шидловской.

В 1919 году, в октябре, Ю.И. Фаусек принимает участие в конференции по краткосрочным курсам дошкольного воспитания в Луге вместе с СИ. Созоновым, Л.Г. Оршанским, где они читают лекции в течение лета и по окончании которой, им не удается вернуться в Петербург из-за вступления в Петербург Юденича. Вернувшись через полтора месяца в Петербург, она застает крайне тяжелую из-за перебоев с электричеством, отоплением, недостатка пищи ситуацию в детском саду.

Тяжелые материальные условия не помешали Ю.И. Фаусек продолжать интенсивную деятельность по организации воспитательно-образовательного процесса детского сада, наполнения его методическим содержанием и расширения дидактической среды. Она разрабатывает новые дидактические материалы, ведет диагностическую работу, анализирует результаты работы и пишет многочисленные статьи, раскрывающие теоретические основы своей деятельности.

Совместная опытно-экспериментальная деятельность Ю.И. Фаусек и В.В.Таубман способствовала зарождению научно-обоснованной системы воспитательно-образовательной работы, в которой теоретические и практические вопросы получили всесторонний анализ и оценку. Однако логического завершения совместная деятельность Ю.И. Фаусек и В.В. Таубман не получила.

Между В.В. Таубман и Ю.И. Фаусек возникают разногласия, коснувшиеся поначалу, некоторых частных методов воспитательно-образовательной работы, а затем переросшие в принципиальные расхождения по основным позициям педагогики Монтессори.

Ю.И. Фаусек приняла необходимые меры для восстановления рабочей атмосферы: изготовила новые дидактические материалы, навела порядок в классе, организовала самостоятельную работу детей. Постепенно дети начали втягиваться в привычную для них рабочую обстановку, однако тенденция к распаду убеждений двух педагогов привела к тому, что в детском саду фактически сформировалось два отдельных учреждения - младшее отделение под руководством В.В. Таубман и старшее - под руководством Ю.И. Фаусек.

В феврале 1925-го ее вызвали в Москву и устроили настоящее судилище над Монтессори и, разумеется, над самой Фаусек.

По ходатайству Н.К. Крупской перед заведующим учебной частью педагогических ВУЗов детский сад по системе М. Монтессори бал сохранен как опытная лаборатория при педагогическом институте.

Проблема коллективного воспитания решалась Ю.И. Фаусек путем предоставления свободы выбора каждому ребенку, ограниченного, однако коллективным интересом. Такое ограничение, воспринимаемое детьми сознательно, способствовало формированию детского коллектива, как самоуправляющейся, дисциплинирующей каждого ребенка системы и являлось эффективным воспитывающим средством.

В это время в руководстве педагогического института утверждается мнение о недостаточности ведения научно-исследовательской работы в детском саду, в связи с чем, весной 1926 года заведование учреждением передали В.В.Таубман. Ю.И. Фаусек оставила руководящую должность в возрасте шестидесяти трех лет и продолжала работать с детьми в качестве учителя.

Ю.И. Фаусек оставила практическую деятельность в образовательном учреждении в возрасте шестидесяти семи лет.

В течение последующих десяти лет Юлия Ивановна тяжким трудом зарабатывала на существование: вязала шапки, шила и вышивала белье, переписывала карточки в библиотеке. Но при этом непрерывно творила. Система Монтессори ее не отпускала. Она продолжила разработку вопросов дидактики дошкольного образования и начального обучения, проведя в многочисленных теоретических статьях глубокий анализ своей практической деятельности, представляющий значительный интерес для последователей в области применения педагогики Монтессори.

Ценность наследия Юлии Ивановны Фаусек в полной мере становится понятной именно сегодня, так как очевидно доказывает простую истину, которую давно признала значительная часть цивилизованного мира. Она в том, что система М. Монтессори универсальна и требует минимальной социо-культурной адаптации, если общество готово принять ребенка как равноправного человека, но развивающегося и потому не похожего на взрослого.

Эта книга станет не только данью памяти замечательному педагогу – Юлии Ивановне Фаусек, но и настольной книгой для всех, кто интересуется педагогикой М. Монтессори. Рекомендуется педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям, гувернерам, преподавателям и студентам педагогических учебных заведений.

Отзывы

Популярные книги

Трансерфинг реальности

Трансерфинг реальности

Поступай как женщина, думай как мужчина

Почему даже самые умные, успешные и привлекательные женщины не всегда понимают поступков мужчин и н.

Поступай как женщина, думай как мужчина

Изучаем Python, 4-е издание.

Изучаем Python, 4-е издание.

Очаровательный кишечник. Как самый могущественный орган управляет нами

Многие стесняются говорить о кишечнике вслух. Может быть, именно поэтому мы так мало знаем о самом м.

Очаровательный кишечник. Как самый могущественный орган управляет нами

Библия бармена. Всё о напитках. Барная культура. Коктейльная революция

Библия бармена. Всё о напитках. Барная культура. Коктейльная революция

Матрёнин двор

Александр Солженицын Матренин двор Эта редакция является истинной и окончательной. Никакие приж.

Матрёнин двор

Дорогие друзья по чтению. Книга "Детский сад Монтессори (сборник)" Фаусек Юлия Ивановна произведет достойное впечатление на любителя данного жанра. Захватывающая тайна, хитросплетенность событий, неоднозначность фактов и парадоксальность ощущений были гениально вплетены в эту историю. Актуальность проблематики, взятой за основу, можно отнести к разряду вечных, ведь пока есть люди их взаимоотношения всегда будут сложными и многообразными. Попытки найти ответ откуда в людях та или иная черта, отчего человек поступает так или иначе, частично затронуты, частично раскрыты. Возникает желание посмотреть на себя, сопоставить себя с описываемыми событиями и ситуациями, охватить себя другим охватом - во всю даль и ширь души. Произведение, благодаря мастерскому перу автора, наполнено тонкими и живыми психологическими портретами. С первых строк обращают на себя внимание зрительные образы, они во многом отчетливы, красочны и графичны. Автор искусно наполняет текст деталями, используя в том числе описание быта, но благодаря отсутствию тяжеловесных описаний произведение читается на одном выдохе. Мягкая ирония наряду с комическими ситуациями настолько гармонично вплетены в сюжет, что становятся неразрывной его частью. Через виденье главного героя окружающий мир в воображении читающего вырисовывается ярко, красочно и невероятно красиво. На развязку возложена огромная миссия и она не разочаровывает, а наоборот дает возможность для дальнейших размышлений. "Детский сад Монтессори (сборник)" Фаусек Юлия Ивановна читать бесплатно онлайн безусловно стоит, здесь есть и прекрасный воплощенный замысел и награда для истинных ценителей этого жанра.

Читать Детский сад Монтессори (сборник)

  • Размещено 14.11.2015
  • Тип размещения: Бесплатно

Новинки

Дед Мороз нового тысячелетия, или Как поймать монстра!

– Ты спасла меня, – неожиданно широко улыбнулся Дед Мороз. – Значит, я не так уж отвратителен тво.

Читайте также: