Яснов стихи о школе

Обновлено: 02.07.2024

Стремление к познанию литературного мира сопутствует Михаилу Давидовичу всю жизнь. Будучи рожденным в простой семье, юный поэт рано ступает на рабочую тропу, одновременно с этим обучаясь на вечернем отделении филологического факультета. Несмотря на все трудности, Яснов развивает свой творческий потенциал, посвящая остатки свободного времени написанию стихотворений. Стальной характер помогает Михаилу Давидовичу пережить долгие годы отсутствия печати, оттачивая навыки создания произведений. Яснов создает свою собственную стилистику работы, резко отличающуюся от привычного воспевания советского периода. Шедевры, вышедшие из-под пера поэта, привлекали внимание, как взрослых, так и детей. Молодому поколению Михаил Яснов посвящает множество произведений, продолжающих жить и в новом веке.

Стихотворения поэта ориентированы на традиции французской лирики, в сочетании с возвышенными образами западного творчества. Творчество его привлекает многогранностью образов и богатством языка. Стихи Яснова, адресованные детям, представляют собой своеобразное пособие о поэтическом воспитании юной личности. Своей целью Михаил Давидович избирает демонстрацию всего многообразия и красоту поэтических строк, умело ведя читателей по мягкой рифме стихотворений.


Я иду в школу : Стихи для детей. – СПб.: ДЕТГИЗ, 2009

Этот ход – несколько книг внутри одной общей книги-идеи – кажется мне удачным по нескольким соображениям. Мы все живём на общем поэтическом пространстве, и лишний раз это подчеркнуть совсем не мешает. Авторские книги – при всём том, что сейчас они выходят куда чаще, чем прежде, – всё-таки предприятие долгое и недешёвое. Но главное – мы сейчас переживаем какой-то странный бум бесконечных хрестоматий, тематических сборников, где отдельный автор, представленный в лучшем случае тремя–пятью стихотворениями, растворяется в общем потоке, остаётся для юного читателя безликим и зачастую неузнаваемым. А мы ещё сетуем, что он, этот юный читатель, не знает, не помнит, кто написал те или иные строчки и строфы, которые он – порой не без удовольствия – выучил на уроке или дома!

Какая мама молодая!
На свете нет такой другой:
Про всё на свете забывая,
Увлечена любой игрой.

Со мною прыгает в сугробы,
В хоккей играет дотемна.
И всё готов я сделать, чтобы
Не стала бабушкой она!


Критики справедливо сетуют на то, что некоторые детские поэты безоглядно отдаются игре и словотворчеству, забывая порой о простых человеческих чувствах, в которых как раз и нуждается маленький ребёнок. Следующий автор нашего сборника, Марина Тахистова, из другого разряда. Она умеет создавать в стихах уют, окружать своего героя (или героиню) узнаваемыми приметами быта, отвечать на детские вопросы без затей, просто и понятно. Её дом спокоен, природа – тиха, гроза – ласкова, мороз – праздничен. Конечно, в жизни бывает далеко не так радужно, но что-то тянет к этой пристани, где можно отдохнуть и поразмышлять. А то и побегать – естественно, вприпрыжку! Играть легче, чем сочувствовать, фантазировать проще, чем заниматься реальными делами, но когда всё это гармонично сочетается, тогда-то и возникает мир детской поэзии:

Скворцы живут в скворечнике,
Очки живут в очечнике,
Лиса живёт в своей норе,
Живут деревья на горе…
И у меня есть тоже дом,
Он самый лучший:
Мама в нём!

Потеплело на дворе.
Я раскрыл словарь – вот диво!
Зеленеют в словаре
Слово КЛЁН и слово ИВА.

Со страниц сошли снега,
И в словах набухли почки.
В новых листиках – ТАЙГА,
ИВА – в новеньком платочке.

КУСТ на цыпочки привстал,
РОЩА дышит каждой КРОНОЙ.
Я-то раньше и не знал,
Что словарь такой зелёный.


Мы уже давным-давно стали стесняться (и обоснованно) той выспренности, в которую порой рядятся совершенно нормальные и необходимые понятия – любовь к дому или уважение к земле. Выспренность возникает тогда, когда автор фальшивит – чувствует не то, о чём пишет, пишет не о том, что чувствует. Алексей Шевченко, выпустивший в последние годы немало замечательных книг, вовсе не стесняется, – наоборот, стремится обо всём этом говорить, но никакого пафоса в стихи свои не пропускает. Поэтому они звучат естественно, по-доброму и понятны даже самым маленьким читателям и слушателям. Этим Алексей и интересен, и притягателен. Он как мастеровитый плотник обтёсывает брёвнышко за брёвнышком, строит сруб, подводит его под крышу – для каждого движения у него найдётся прибаутка, каждый мельком брошенный взгляд примечает всё нужное и полезное для дела:

Я нарисую дом,
Скамейку у калитки,
На листьях лопуха
Две завитых улитки.
Вот бабушка в окне,
Ромашковый букет.
Вам это всё равно?
А мне дороже нет!

Мой папа – учёный-философ,
Он верит: учение – свет,
Он множество ставит вопросов
И ищет на каждый ответ.

В переполненном трамвае
Мальчик маленький сидит
И на тётеньку с арбузом
С сожалением глядит.

Уступить ей, бедной, место
Он давно бы поспешил,
Но такой поступок папа
Совершить не разрешил!

Потому что даже папе
Не под силу этот груз –
Вместо сына
Взять на плечи
Эту тётю
И арбуз.


Есть такие детские писатели, которым очень везёт. Это я про тех, кто работает в школе. Например, поэтесса Людмила Фадеева – учитель рисования. Понятное дело, у неё есть стихи и про собственный предмет. Но главное – Фадеевой вот в чём повезло: она ведь может делать к своим стихам иллюстрации! А кто, как не автор, уж точно знает выраженья лиц своих героев? Все эти весёлые рожицы, портфели, уроки, тетрадки с двойками, девчоночьи шушуканья, мальчишеские проказы, учительские наставления переплетаются в какой-то бесконечный клубок – и вдруг с удивлением замечаешь, как из разноцветных ниточек вяжется вполне реальная, весёлая, а нередко и непростая жизнь… Нет, всё-таки больше – весёлая! Потому что старшие дошкольники и младшие школьники Людмилы Фадеевой несут в себе добрый заряд иронии и оптимизма:

Вот новость!
Я чуть не упала с крыльца!
У каждого есть выраженье лица!
Испуганно соображаю:
А я что в лице выражаю?
Наверное, смелость!
Наверное, ум!
А вдруг,
Что в примерах-то я ни бум-бум?

С диктантом я свою несу
Учителю тетрадь:
– Что написали вы внизу –
Никак не разобрать!


Михаил Яснов. Стихи

Случай на железной дороге

Во взрослом вагоне
Ехали пони.
А в детском вагончике
Ехали… пончики!

Вместо рекламы

Потеряла бабушка внучку —
Целый день держала за ручку,
А в метро спустились,
И вдруг
Та исчезла — прямо из рук!

Потеряла бабушку внучка —
Там, в метро, такая толкучка!
Люди едут —
Кто вниз, кто ввысь…
Где ты, бабушка, отзовись!

Пассажиры столпились кучкой —
Едет бабушка вверх за внучкой!
Вниз за бабушкой едет внучка —
Не страшна ей в метро толкучка!

К общей радости тем не менее
Завершается
Приключение:

Вот и бабушка!
Вот и внучка!
(Правда, будет кому-то взбучка!)

И спасибо всем контролершам —
Пусть всегда говорят о хорошем,
Чтобы слушали папы и мамы
Вместо всякой глупой рекламы!

Современные страдания

Мой папа за компьютером
Проводит круглый год.
У мамы заряжаются
Айфон, айпад, айпод.
Сестра сидит с букридером —
Всё тихо, как во сне…

Пускай по скайпу бабушка
Расскажет сказку мне!

Стихи на Новый год

Я желанье загадал!

Разлетелись побрякушки,
Старой хвоей выстлан пол,
С ёлки падают игрушки —
Новый год давно прошёл.

Стали ёлочные лапы
И прозрачней, и старей,
И скользят ночами на пол
Тени ёлочных зверей.

Мишура шуршит устало —
Вот и кончен карнавал…
— Посмотри, звезда упала!
— Я желанье загадал!

Укротитель улиток

Укротитель улиток
Идёт
По дорожке,
Укротитель поёт
Про улиточьи рожки.

У него на ладошке —
Улитка в ракушке:
Две антенны
Торчат
У неё на макушке.

Выдвигает улитка их
Мало-помалу —
Но готова
Их снова
Вобрать по сигналу

И ползёт по ладошке —
Впервые на свете! —
Как по новой,
Ещё неизвестной
Планете.

Колыбельная для мизинчика

Однажды мизинец
Пошел в магазинец
И каждому братику
Выбрал гостинец:
Большому пальцу —
Шарик на нитке,
Указательному —
Открытки,
Среднему —
Кукольного человечка,
Безымянному пальцу —
Колечко,
А себе, родному, —
Дрему…
До чего же приятный
Гостинчик —
Засыпай поскорее,
Мизинчик!

Пахнет варежка лошадкой

Пахнет варежка лошадкой.
Я в неё уткнусь украдкой
И припомню, как с лошадкой
Поделился шоколадкой -
Сладкой, маленькой и хрупкой:
- На, пожалуйста, похрумкай!

Ночной разговор

В небе звёзды светятся…
Вот бы с ними встретиться!

— Здравствуй, звёздочка!
— Привет!
— Мне сегодня восемь лет!
— А мне — четыре миллиона…
— Да ты как бабушка Алёна!

Михаил Яснов. чучело-мяучело

Чучело-мяучело

Чучело-мяучело
На трубе сидело.
Чучело-мяучело
Песенку запело.
Чучело-мяучело
С пастью красной-красной —
Всех оно замучило
Песенкой ужасной.
Всем кругом от Чучела
Горестно и тошно,
Потому что песенка
У него про то, что
Чучело-мяучело
На трубе сидело.
Чучело-мяучело
Песенку запело.
Чучело-мяучело
С пастью красной-красной —
Всех оно замучило
Песенкой ужасной.
Всем кругом от Чучела
Горестно и тошно,
Потому что песенка
У него про то, что
Чучело-мяучело
На трубе сидело.
И так
Далее…

Все в порядке

Летучие мыши
Сидели на крыше.
Летучие кошки
Влетали в окошки.
Летучая лайка
Скакала по ветке —
Из кухни в дупло
Приносила объедки.
К трубе прижималась
Летучая свинка,
У свинки чесалась
Летучая спинка.
В летучем болоте
Ревел бегемот —
Занёс его ветер
В чужой огород.
Летучая репка
Скакала по грядке.
Спасался медведь
От летучих акул.
Летучий зайчонок
Летел без оглядки.
Всё было в порядке.
И Ваня —
Заснул.

Стихи 8 марта

Что рисую маме

На восьмое марта
Нарисую маме
Голубое море,
Небо с облаками.
Рядом с этим морем,
Пеною одетым,
Нарисую маму
С праздничным букетом.

А ещё сегодня я
Маме нарисую
Нашу свинку белую -
Белую, морскую.
Пусть любой увидит,
Глядя на картинку,
Как люблю я маму,
Как рисую свинку!

Щенячий сон

Плывут
Кучевые болонки
Над нами,
А дым из трубы
Поднялся пудельками,
Две перистых колли
Сидят на сосне.

Я лапкою дёрнул
И тявкнул
Во сне.

Спасибо!

Как жалко, что недели
Так медленно летят!
И что, родившись, дети
Не сразу говорят!

А то бы только-только
Я маму увидал,
Как тут же бы, как сразу
"Спасибо!" ей сказал.

За то, что я родился!
За то, что я живой!
За то, что вместе с папой
Идём сейчас домой!

За то, что дверь откроем
И знаем наперёд,
Что мама напевает
И нас к обеду ждёт!


Стихи Другие статьи автора

Новинки
Популярное


Чучело-мяучело
На трубе сидело.
Чучело-мяучело
Песенку запело.
Чучело-мяучело
С пастью красной-красной —
Всех оно замучило
Песенкой ужасной.
Всем кругом от Чучела
Горестно и тошно,
Потому что песенка
У него про то, что
Чучело-мяучело
На трубе сидело.
Чучело-мяучело
Песенку запело.
Чучело-мяучело
С пастью красной-красной —
Всех оно замучило
Песенкой ужасной.
Всем кругом от Чучела
Горестно и тошно,
Потому что песенка
У него про то, что
Чучело-мяучело
На трубе сидело.
И так
Далее…

Мыло бывает
Разным-преразным:
Синим,
Зелёным,
Оранжевым,
Красным…
Но не пойму,
Отчего же всегда
Чёрной-пречёрной
Бывает вода?

— Я не племя! —
Отвечала эта крошка. —
Я — одна!
Меня зовут Сороконожка!

Любимый мой молочный суп
Не съел —
Не получается:
Ведь у меня молочный зуб
Качается, качается.

Нет, не могу разжать я губ!
А что ещё мне выпадет?
Молчу.
Раскачиваю зуб.
Ещё чуть-чуть — и выпадет!

Ура!
Он выпал наконец!
Теперь я больше не юнец!

Я рашпрощалша ш прошлым
И штал ужашно вжрошлым!

Бумажный кораблик
По речке плывёт.
Над речкой
Бумажный
Летит самолёт.
Я маску
Могу смастерить
Из бумаги
И сделать на праздник
Бумажные флаги…
Но лучше всего
На бумажном листочке
Писать закорючки,
Крючочки
И точки,
Чтоб эти крючочки
Росли, как трава,
И сами собой
Выходили
СЛОВА!

Проснувшись, крикнул маме я:
— Прощай, моя Пижамия!
Да здравствует Туфляндия.
А мама мне в ответ:
— По курсу — Свитерляндия!
Шляпляндии — привет!
— Ура Большой Пальтонии!
Шарфанции — виват.
А если вы не поняли,
То я не виноват!

Двадцатый круг, тридцатый круг —
Но где он, лес? И где он, луг?
Как путь нелеп и тяжек
Вдоль гладких деревяшек!

— Не забудьте, не забудьте
Возвратиться к нам весной.
— Ути-ути. Ути-ути…
Утихает мир лесной.

И стоят деревья-мамы,
И тревожно шелестят,
И глядят на самых-самых
Жёлтых
маленьких
листят…

Раз-два-три-четыре-пять —
Вышла чашка погулять.
Мимо чайник пролетает —
Чашку чаем наполняет:
— Буль-буль.
Ой-ёй-ёй!
Нужен сахар кусковой!

Раз-два-три-четыре-пять —
Вышел сахар погулять.
Мимо ложка пролетает —
Сахар в чашке растворяет:
— Дзынь-дзынь.
Ой-ёй-ёй!
Нужен пряник расписной!

Раз-два-три-четыре-пять —
Вышел пряник погулять.
Рядом зубки поджидают —
В прятки с пряником играют:
— Хруст-хруст.
Ай-яй-яй!
По столу растекся чай!

Раз-два-три-четыре-пять —
Вышла тряпка погулять.
Тряпка в чае извозилась,
Тряпка фыркала и злилась:
— Раз-два-три-четыре-пять —
Не хочу с тобой играть!

— Я иду песочком!
— А я иду пешочком!
— Я иду с миской!
— А я иду с Мишкой!
— Я – за малиной!
— А я – за Мариной!
— Я иду песочком с миской за малиной!
— А я иду пешочком с Мишкой за Мариной!

Вот я уже
Дорос до лета,
Я прожил дней —
Не сосчитать.
Теперь я знаю:
Счастье —
Это
Приткнуться к маме
И читать!

Плывут
Кучевые болонки
Над нами,
А дым из трубы
Поднялся пудельками,
Две перистых колли
Сидят на сосне…

Я лапкою дёрнул
И тявкнул
Во сне.

А можно
У вас на руках посидеть?
А можно
Немножко на вас поглядеть?
А можно
К вам щёчкой своею прижаться?
Вам стало уютно?
Мне тоже, признаться!

От воды лоснится мех,
Пахнет мокрой псиной.
На Неве купают тех,
Кто большой и сильный.
Водоплавающий ньюф
Говорит хозяйке:
— Уф!
Так и плыл бы до заката,
Жаль, немного мелковато.

Выйди вечером на Мойку —
Это кто там сделал стойку?
Коккер плавает в реке,
Сеттер ждёт —
На поводке.

А на Карповке и Пряжке
Кто купается?
Дворняжки!
Им свободный выбор дан
Выбирать места для ванн.

По темнеющей Фонтанке
Долго плыли две гражданки.
— Я, — сказала доберманша, —
Доплыла бы до Ла-Манша,
В море плавать веселей.
Лайка согласилась с ней.

А на Крюковом канале
Самых маленьких купали:
Таксу и терьера
Детского размера.

Под весёлый визг бульдожий
Чертыхается прохожий.
Сам-то не купается —
Так чего ж ругается?

Пусть купанью пуделят
(Да и прочей масти)
Всё вниманье уделят
Городские власти!

А бассету незнакомы
Страсти и волнение:
У него купальня дома,
В доме —
Наводнение.
Вы видали молодца?
Поплескался в ванне
И от-ря-хи-ва-ет-ся,
Сидя на диване.
Для чего бассету уши?
Миг — и всё семейство в душе:
Воет кот,
Визжит сестрица…

После душа крепко спится!

Я сразу в жертву ей принёс
Приятелей-друзей.
Я на неё глядел до слёз.
Я улыбался ей.
Я с нею прогулял урок.
Я ей купил тетрадь…

А не дралась бы — я бы мог
Её поцеловать.

Шарф потерялся —
Лежал же под вешалкой,
Рядом с ушанкой,
На тумбочке.
Был он домашним
И выглядел неженкой:
— Не беспокойтесь!
Я — туточки.

Все вы такие,
Вовсю притворяетесь:
Мол, назовёмся друзьями.
Сами не даритесь,
Не покупаетесь,
А пропадаете —
Сами!

Я Шарика
Сразу
Привёл бы домой —
Он бродит по лужам,
Худой и хромой.
Ему бы помыться,
Ему бы расчёску —
А он убегает
К мясному киоску.
А тот безымянный
Взлохмаченный кот,
Который на мусорном баке
Живёт?
Ну что за судьба —
Караулить отбросы —
Котам полосатым,
Лихим, как матросы?
Я всех усадил бы
За нашим столом,
Я всех напоил бы
Парным молоком,
Хотя для такого —
Густого,
Парного —
Нужна, как известно,
Живая корова.
Корова могла бы
Пастись во дворе.
Я сам бы
Сводил её вниз на заре
И на зиму сено
Возил на лошадке.
А ночью она бы
Спала на площадке…

За то,
Что мы спорили с Вовкой о том,
Сумеет ли бык
Совладать со слоном
И может ли рыба
Дышать под водой
С одною-единственной жаброй, —
Нас в угол поставили:
Вовку — в пустой,
Меня — в подходящий,
Со шваброй!
Завидует Вовка,
А мне — благодать!
Со шваброй в углу
Интересно стоять:
То палку
Потрогать рукою,
То в щётку
Потыкать ногою…
А Вовка?
На Вовку мне больно смотреть:
Не знает, бедняга,
Куда себя деть, —
Один на один со стеною…
Пусть больше не спорит
Со мною!

Говорит Чечётке Чиж:
— Ты когда на юг летишь?
— За чижами наш черёд,
За чижами наш черёд,
За чижами наш черёд,
Вот!

Я посмотрел в него —
И вот,
Как в самом страшном сне,
Мой палец, словно бегемот,
Пошёл навстречу мне.

Я на колени Ваську взял
И в глаз ему взглянул —
И чуть от страха
Не упал,
Но стул перевернул!

В тетрадь решил я заглянуть —
Такое увидал,
Что заикашкою
Чуть-чуть
От этого не стал:

Я двойку —
Больше каланчи! —
Увидел на столе
В увеличи-чичи-чичи-
Чичительном стекле!

На прашлагодние ашибки
Сматреть мне трудно бес улыпки.
Пишу я лучче многих в классе,
Мне падарил падарок Вася:
Мы изучяли весь енварь
Арфаграфичиский славарь.

Поставили в угол.
За что — не пойму.
Ну, ладно.
Хотя бы учебник возьму —
Чего же стоять-то без дела?
А мне говорят:
— Надоело!

А что надоело —
Никак не пойму!
Я просто сказал, что учебник возьму.
Что толку стоять, фантазировать
И тупо коситься на тряпку и мел.
А мне говорят:
— Ну, совсем обнаглел!
И нечего иронизировать!

А что это значит —
Никак не пойму!
Я ж просто сказал, что учебник возьму:
Там скорость… и как её… масса…
С чего, не пойму я,
Учитель взбешён?
— Со всей вашей массой и скоростью —
Вон!
И пальцем на двери:
— Из класса!

Бабушка встала в автобус.
Смотрит — а место-то есть!
Бабушка встала в автобус,
Чтоб оглядеться — и сесть.

Бабушка села в автобус —
Он ей сумел угодить!
Очень приятный автобус —
Жаль, что пора выходить!

— Здравствуйте, мордаствуйте!
Вы нас не кусаствуйте.

Так говорил с хвостом щенок —
И всё поймать его не мог!

Трамвайный парк,
Трамвайный парк,
Не слышен здесь
Вороний карк.
А сторож ходит —
Шарк да шарк:
Он сторожит
Трамвайный парк.
Трамвай устал,
Трамвай уснул,
В колесах гуд затих
И гул.
Все спят,
Во всей округе,
Сложив на спинах
Дуги.
А сторож ходит —
Шарк да шарк:
Пусть крепко спит
Трамвайный парк,
Пусть тишина
Плывёт над ним,
Ведь он встаёт,
Когда мы спим…

Ну прямо как маленький!
Всё открывает.
Зачем-то обои в углу отрывает.
Я деньги ему на подарок копил —
А он его сразу на кресле
Забыл.
Все встали пораньше,
А он на кровати
Разнежился
В папином тёплом халате.
На неженку
Бабушка
Грозно ворчит, —
А он лишь вздыхает в ответ
И молчит.
Когда же зовёт его мама обедать —
Он вдруг начинает
По комнате бегать,
Как мальчик,
На кухню вприпрыжку летит
И всем объявляет
Про свой аппетит.
А после обеда
Ложится в передней
Наш дедушка-таксик
Тринадцатилетний,
Он что-то понюхает,
Что-то лизнёт, —
И, чмокая всласть,
Мой подарок грызёт!

Однажды в лесу объявился чудак.
Чудак занимался чудачеством так:
Он нюхал,
скоблил,
разрывал,
растирал
И запахи всюду, где был, собирал.
Он запах брусники в ведёрке унёс,
За пазухой —
запах осин и берёз,
А запах цветов и травы —
в рюкзаке,
А запах жуков сохранил в коробке.

Потом у реки объявился чудак.
Чудак занимался чудачеством так:
Бродил у воды,
у подножия скал
И тени повсюду, где был, собирал.
Он в книгу закладывал тень облаков
И быстрые тени мелодий и слов,
И влажные тени тяжёлых камней —
Он высушил целый гербарий теней.

Как славно в лесу, на лугу, у реки,
В том мире, где всё ещё есть чудаки:
Идти бы за ними на запад, на юг,
За облачной тенью,
на запах,
на звук!

Читайте также: