Взгляды тифлопсихологов различных школ на особенности памяти слепых и слабовидящих

Обновлено: 02.07.2024

Важнейшим процессом памяти является запоминание, и от уровня его развития в прямой зависимости находится успешность деятельности человека. Среди особенностей процесса запоминания того или иного материала слепыми и слабовидящими школьниками, можно отметить недостаточную осмысленность запоминаемого материала. Недостаточное развитие логической памяти обусловлено своеобразием восприятия и связанными с ним особенностями мышления. Речь идет, в частности, о тех трудностях, которые слепые и слабовидящие испытывают в процессе выполнения таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация и т.д. Но несмотря на недостаточный уровень развития логической памяти, у детей с нарушенными зрительными функциями запоминание материала, имеющего смысловые связи, протекает успешнее, нежели материала, не связанного смысловыми отношениями.

Несмотря на наличие некоторых специфических особенностей, процесс запоминания у слепых и слабовидящих подчиняется тем же закономерностям, которые имеют место в норме. Это подтверждается увеличением объема и скорости запоминания с возрастом, лучшим запоминанием слов, не имеющих смысловых связей, в младшем школьном возрасте.

Психологическое объяснение замедленного развития процесса запоминания у слепых и слабовидящих исследователи находят в недостатке наглядно- действенного опыта, повышенной утомляемости. Ранняя коррекция психической деятельности слепых и слабовидящих является достаточно надежной профилактикой подобных отклонений.

Сохранение и забывание — процессы памяти, отражающие прочность и динамичность временных нервных связей, — зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений. У слепых и слабовидящих наряду с длительным сохранением можно наблюдать быстрое забывание. Своеобразие протекания этих процессов памяти в первую очередь обусловлено тем, что такие дети не располагают достаточными возможностями для повторного восприятия материала. Образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенденцию к угасанию.

Быстрое забывание усвоенного материала объясняется и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых слепые могут получить только вербальное знание.

Однако недостатки процесса сохранения, возникающие как следствие нарушений в сфере чувственного отражения, могут быть в значительной мере устранены при дифференцированном, учитывающем состояние зрительного анализатора наглядно-действенном обучении слепых и слабовидящих.

Узнавание как деятельность, в процессе которой сопоставляется образ памяти с объектом восприятия, зависит от того, насколько полно и точно в прошлом и настоящем было и есть восприятие, от того, какие — существенные или несущественные — свойства и признаки были выделены и теперь сравниваются. Формирующиеся у слепых и слабовидящих слабодифференцированные, фрагментарные образы и трудности, испытываемые при выделении наиболее существенных сторон и свойств предметов и явлений окружающего мира, проявляются впоследствии при узнавании объектов. Узнавание объектов при дефектах зрения осуществляется замедленно и менее полно, чем в норме, причем правильность узнавания находится в зависимости от остроты зрения. Так, у слабовидящих по сравнению с частично зрячими она возрастает примерно в 1,5 раза.

Узнавание как способность соотносить, сопоставлять объекты восприятия и образы памяти развивается у слепых и слабовидящих так же, как и в. норме, постепенно и зависит от чувственного опыта. Ограниченность последнего при нарушениях функций зрительного анализатора замедляет развитие этого процесса.

В процессе специально организованного обучения незрячие, частично зрячие и слабовидящие овладевают соответственно навыками осязательного, осязательно-зрительного и зрительного узнавания. Процесс узнавания претерпевает серьезные качественные и количественные изменения и приближается к норме. Восприятие, в отличие от узнавания, предполагает более полное запечатление и сохранение ранее воспринятого. В ряде исследований памяти слепых и слабовидящих отмечается недостаточно полное и замедленное воспроизведение материала. На качестве этого процесса сказываются отмечавшиеся выше недостатки запоминания и сохранения.

Приобщение лиц с глубокими поражениями зрительного анализатора к различным видам деятельности и широкое использование всех сохранных анализаторов, а также остаточного зрения явится стимулом и объективным условием для гармоничного развития всех видов (словесно-логической, образной, эмоциональной и двигательной) памяти.

1. Квндратов А.М. Восстановление трудоспособности слепых. - М., 1976.

2. Сверлов В.С. Пространственная ориентировка слепых. - М., 1951.

3. Шемякин Ф.И. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР. - М„ 1959. Т. 1.

ГЛАВА 12. ПАМЯТЬ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

§ 1. Проблема памяти в тифлопсихологии

Память как совокупность процессов запоминания, сохранения и забывания, узнавания и воспроизведения является необходимым условием деятельности человека. Развитие памяти непосредственно связано с развитием общества - исторический прогресс требует все большего и большего усложнения функций памяти. Совершенно очевидно также, что уровень развития памяти оказывает существенное влияние на развитие личности в целом, так как от него зависит успешность участия человека в различных видах деятельности.

Очевидно, что именно ролью памяти в жизни людей можно объяснить проявляемый к этому свойству психики огромный интерес. В общей психологии важнейшие аспекты проблемы памяти изучены весьма глубоко и разносторонне. Специалисты в области тифлопсихологии изучили эту проблему применительно к слепым и слабовидяшим гораздо менее полно, чем это сделала общая психология (стр. 229) по отношению к нормально видящим. Между тем роль памяти, и в особенности процессов запоминания и сохранения, при дефектах зрения различной тяжести особенно велика. Это объясняется тем, что слепые и слабовидящие должны запоминать многое из того, что не обязательно запоминать лицам с нормальным зрением. Если к этому добавить затруднения, испытываемые слепыми и слабовидящими при работе с литературой (справочниками, словарями, учебниками и т.п.) и другими объектами деятельности, то необходимость прочного запоминания и длительного сохранения большого количества дополнительной (по сравнению с нормой) информации для данного контингента станет вполне очевидной.

Проводившиеся в конце XIX - начале XX вв. экспериментальные исследования памяти слепых не дали однозначных результатов; во взглядах на память слепых существовали серьезные расхождения.

Очевидно, что именно ролью памяти в жизни людей можно объяснить проявляемый к этому свойству психики огромный интерес. В общей психологии важнейшие аспекты проблемы памяти изучены весьма глубоко и разносторонне. Специалисты в области тифлопсихологии изучили эту проблему применительно к слепым и слабовидящим гораздо менее полно, чем это сделала общая психология по отношению к нормально видящим. Между тем роль памяти, и в особенности процессов запоминания и сохранения, при дефектах зрения различной тяжести особенно велика. Это объясняется тем, что слепые и слабовидящие должны запоминать многое из того, что не обязательно запоминать лицам с нормальным зрением. Если к этому добавить затруднения, испытываемые слепыми и слабовидящими при работе с литературой (справочниками, словарями, учебниками и т.п.) и другими объектами деятельности, то необходимость прочного запоминания и длительного сохранения большого количества дополнительной (по сравнению с нормой) информации для данного контингента станет вполне очевидной.

Проводившиеся в конце XIX — начале XX вв. экспериментальные исследования памяти слепых не дали однозначных результатов; во взглядах на память слепых существовали серьезные расхождения.

Необоснованность указанных утверждений о памяти слепых отмечалась еще современниками (Лембке, Мюллер и др.) упомянутых авторов, однако нуждалась в экспериментальном подтверждении.

Рекомендуемые файлы

Специфические особенности памяти слепых и слабовидящих

Запоминание в различных его видах — осмысленное и механическое, произвольное и непроизвольное — является важнейшим процессом памяти, и от уровня его развития в прямой зависимости находится успешность деятельности человека.

Известно, что физиологическим механизмом Процесса запоминания является образование временных нервных связей. Успешность образования нервных связей зависит от скорости Выработки и дифференцировок между раздражителями и количества подкреплений.

Рассматривая особенности высшей Нервной деятельности слепых, мы уже отмечали, что при нарушениях зрительных функций наблюдается замедленное по сравнению с нормой образование временных связей и замедленная выработка дифференцировок. что выражается в необходимости большего количества подкреплений. Это дает возможность предположить, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов — возбуждения и торможения, концентрации, иррадиации и индукции отрицательно влияют на скорость запоминания.

Эксперименты, во время которых исследовались особенности памяти слепых и слабовидящих, показали пониженную продуктивность запоминания материалов. Так, по данным В.А. Лениной, продуктивность запоминания наглядного материала слабовидящими школьниками 4-го класса ниже, чем у учащихся 1 -го класса массовой школы.

Среди особенностей процесса запоминания того или иного материала слепыми и слабовидящими школьниками можно отметить недостаточную осмысленность запоминаемого материала. Недостаточное развитие логической памяти обусловлено своеобразием восприятия и связанными с ним особенностями мышления. Речь идет, в частности, о тех трудностях, которые слепые и слабовидящие испытывают в процессе выполнения таких мыслительных операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация и т.д. Однако нужно отметить, что, несмотря на недостаточный уровень развития логической памяти, запоминание материала, имеющего смы­словые связи, протекает у детей с нарушенными зрительными функциями успешнее, нежели материала, не связанного смысловыми отношениями.

Характерным для слепых и слабовидящих является большой размах индивидуальных колебаний в объеме памяти, скорости запоминания, соотношении механического и осмысленного запоминания. Индивидуальные различия, обусловленные многообразными причинами (типологические Особенности, чувственный опыт, уровень интеллектуального развития и т.д.), не зависят, как выявилось в экспериментах, от состояния зрительных функций. Такого рода зависимость обнаруживается только в тех случаях, когда слепота обусловлена поражениями центральной нервной системы. При наличии черепно-мозговых заболеваний или травм и выз­ванных ими задержек психического развития и различной степени умственной отсталости на общем фоне снижения памяти наиболее страдает осмысленное запоминание. Подобная патология обусловливает, кроме того, и нарушения внимания, что также неблагоприятно сказывается на объеме и скорости запоминания.

Несмотря на наличие некоторых специфических особенностей, процесс запоминания у слепых и слабовидящих подчиняется тем же закономерностям, которые имеют место в норме. Это, в частности, подтверждается увеличением объема и скорости запоминания с возрастом, преобладанием смыслового запоминания над механическим, лучшим запоминанием слов, не имеющих смысловых связей, в младшем школьном возрасте.

Психологическое объяснение замедленного развития процесса запоминания у слепых и слабовидящих исследователи находят в недостатке наглядно-действенного опыта, повышенной утомляемости, а также несовершенстве методов обучения детей с дефектами зрения.

Недостаточный объем, пониженная скорость и другие недостатки запоминания слепых и слабовидящих детей имеют вторичный характер, то есть обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии. Ранняя коррекция психической деятельности слепых и слабовидящих является достаточно надежной профилактикой подобных отклонений. Сейчас имеется большое количество данных, свидетельствующих о больших, но, к сожалению, не всегда используемых возможностях детей с глубокими нарушениями зрения для развития памяти при учете индивидуальных, возрастных и аномальных особенностей.

Сохранение и забывание — процессы памяти, отражающие прочность и динамичность временных нервных связей, — зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений, типологических особенностей личности.

Так же как и при запоминании, у слепых и слабовидящих наблюдается большая вариативность индивидуальных показателей. Так, например, наряду с длительным сохранением у них можно наблюдать быстрое забывание.

Очевидно, что своеобразие протекания этих процессов памяти у слепых и слабовидящих в первую очередь обусловлено тем, что они не располагают достаточными возможностями для повторного восприятия материала. Большое Количество экспериментальных данных, характеризующих процесс сохранения при дефектах зрения, получено при изучении представлений. Имеются многочисленные факты, свидетельствующие о том, что образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенденцию к угасанию. Даже небольшие промежутки времени (1—3 месяца) между подкреплениями отрицательно сказываются на их представлениях, что проявляется в резком снижении уровня дифференцированности, адекватности образов эталонам (объектам восприятия).

Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых слепые могут получить только вербальное знание. В этом отношении яркой иллюстрацией могут служить эксперименты Ф.Н. Шемякина, показавшие, как слепота и нарушения цветного зрения отрицательно сказываются на оперировании понятиями, обозначающими цвета. Совершенно очевидно, что большое количества объектов и понятий, полных значимости и поэтому легко запоминающихся и длительно сохраняющихся в памяти у зрячих, для лиц с дефектами зрения теряют свое значение.

Установлено, что сохранность представлений зависит от остроты зрения. Однако нетрудно предположить, что недостатки процесса сохранения, Возникающие как следствие нарушений в сфере чувственного отражения, могут быть в значительной мере устранены при дифференцированном, учитывающем состояние зрительного анализатора наглядно-действенном обучении слепых и слабовидящих.

Узнавание и воспроизведение — процессы памяти, в которых проявляется качество запоминания и сохранения материала, — также имеют у слепых и слабовидящих свои особенности.

Узнавание как деятельность, в процессе которой сопоставляется образ памяти с объектом восприятия, зависит от того, насколько полно и точно в прошлом и настоящем было и есть восприятие, от того, какие — существенные или несущественные — свойства и признаки были выделены и теперь сравниваются.

Характерным для слепых и слабовидящих является также неспецифическое узнавание. Если затруднения в установлении тождественности образов памяти объектам восприятия связаны с осо­бенностями осязательного или дефектного зрительного восприятия, то неспецифнчность узнавания, под которой подразумевается опознавание объектов как ранее воспринимавшихся по второстепенным, несущественным, неспецифическим признакам, объясняется трудностями, испытываемыми при выделении существенных, специфических признаков.

Вам также может быть полезна лекция "История и источниковедение".

Узнавание как способность соотносить, сопоставлять объекты восприятия и образы памяти развивается у слепых и слабовидящих так же, как и в Норме, постепенно и зависит от чувственного Опыта, Ограниченность последнего при нарушениях функций зрительного анализатора замедляет развитие этого процесса.

Исследования показали, что в процессе специально организованного обучения незрячие, частичнозрячие и слабовидящие овладевают соответственно навыками осязательного, осязательно-зрительного и зрительного узнавания.

Процесс узнавания претерпевает серьезные качественные и количественные изменения и приближается к норме,

Воспроизведение в отличие от узнавания предполагает более полное запечатление и сохранение ранее воспринятого. В ряде исследований памяти слепых и слабовидящих отмечается недостаточно полное и замедленное Воспроизведение материала. Совершенно очевидно, что на качестве этого процесса сказываются отмечавшиеся выше недостатки запоминания и сохранения. Однако можно предположить, что замедленное воспроизведение слепыми того или иного материала объясняется еще и особенностями их высшей нервной деятельности, а именно некоторым усилением тормозных процессов. Возможно, этой же причиной объясняется и более часто, чем у нормально видящих, наблюдающееся у слепых явление реминисценции. Подобное предположение, разумеется, нуждается в проверке, но независимо от того, Подтвердится оно или нет, учитель специальной школы должен проявлять особое внимание и такт при опросе учеников, так как замедленное воспроизведение учебного материала может свидетельствовать не об отсутствии или недостаточно высоком уровне знаний, а об особенностях высшей нервной деятельности опрашиваемою.

Важнейшим условием успешного запоминания, сохранения и воспроизведения является качество и характер материала. В тифлопсихологии начала XX века существовало мнение, что слепым присущ слуховой тип памяти, а оптимальным для запоминания считался абстрактный материал (абстрактные понятия, цифры) и слова, обозначающие слуховые образы, Однако это свидетельствовало не о том, что слепота обусловливает развитие словесно-логической памяти слухового типа, а о господстве словесных методов обучения слепых.

В действительности тип и вид памяти зависит от доминирующего характера деятельности и содержания материала. Поэтому приобщение слепых и слабовидящих к различным видам деятель­ности и использование всех сохранных анализаторов и остаточного зрения является стимулом и объективным условием для развития различных видов и типов памяти

4250 дн. с момента
открытия on-line центра

4. Особенности мнемических процессов слепых и слабовидящих детей

Современные жёсткие требования к характеристикам памяти

  • технический прогресс и
  • современные условия
    обучения, жизни и деятельности
    слепых и слабовидящих предъявляют к их памяти
    (как и к другим высшим психическим процессам)
    все более жесткие требования, связанные со
    • скоростью мнемических процессов,
    • подвижностью мнемических процессов,
    • прочностью образующихся связей.

    Исследование памяти слепых по мет. Эббингауза (А.А. Крогиус)

    • процесс заучивания
      • бессмысленных слогов,
      • слов,
      • стихотворений
        у слепых осуществляется быстрее, чем у зрячих,
        что он связывает с
        • более сосредоточенным вниманием
          к выполняемой деятельности и
        • умением слепых соотносить
          воспринимаемый материал
          с практическим опытом.
        • объем памяти у слепых по сравнению со зрячими увеличен
          • на 0,7 для слов, обозначающих зрительные образы, и
          • на 0,9 для слов, обозначающих осязательные образы.

          Исследование объёма памяти слепых (Г. Шауерте)

            свойствен больший, чем у зрячих, объем памяти.

          • У некоторых слепых большой объем материала,
            хранящегося в памяти,
            • недостаточно организован и
            • слабо систематизирован.

            • Другие обладают меньшим ее объемом,
              • но структурированной памятью.
                Они пользуются памятью
                более рационально и успешно
                .

              Особенности процесса образования временных связей

              • изменение темпа образования временных связей,
                что отражается на
                • увеличении времени,
                  требующегося для закрепления связей, и
                • увеличении количества подкреплений.

                Исследование связи зрения и памяти (Л.П. Григорьева)

                • наряду с более длительным временем опознания
                  зрительных стимулов наблюдается также
                  • снижение объема памяти
                    • оперативной,
                    • кратковременной,
                      который изменяется в зависимости от
                      • изменения фона,
                      • изменения цвета
                        зрительных стимулов,
                        и, что очень важно, прослеживается
                      • прямая зависимость
                        мнемических процессов от
                        степени сформированности
                        свойств зрительного восприятия.

                      Исследование памяти при неточном восприятии (В.А. Лонина)

                      • неточного восприятия предметов, изображенных на рисунках, и
                      • нечеткой дифференциации
                        чувственных признаков предметов
                        на результаты
                        • непреднамеренного запоминания школьников,
                          вследствие чего продуктивность запоминания
                          зрительно воспринимаемых объектов
                          у слабовидящих 4-классников значительно ниже,
                          чем у нормально видящих 1-классников.

                        Исследование непроизвольного запоминания
                        при классификации наглядного материала (В.А. Лонина)

                        • недостаточное осмысление
                          запоминаемого наглядного материала.
                        • классификации,
                        • сравнения,
                        • анализа,
                        • синтеза,
                          связанные с
                          • нечетко воспринимаемыми качествами объектов,
                          • трудностями дифференцирования
                            существенных и несущественных качеств,
                            приводят к
                            • недостаточности логической памяти.

                            Исследование произвольного запоминания
                            сочетания точек в брайлевском шеститочии (Л.И. Солнцева)

                            • запоминание логически связанных стимулов
                              у этих детей, как и в норме, более эффективно,
                              нежели материала, не объединенного смысловыми связями.
                            • слепые лучше запоминали и воспроизводили фигуры,
                              имеющие более четкие и завершенные
                              геометрические формы
                              (Л.И. Солнцева).

                            Исследование запоминания рядов брайлевских фигур

                            • менее ярко выраженное, чем в норме,
                              проявление закона края и
                            • меньшая подвижность и свобода воспроизведения.
                              • Слепые дети более строго придерживались
                                в воспроизведении порядка предъявления,
                                что связано с
                                • большей утомляемостью и инертностью ЦНС
                                  при глубоких нарушениях зрения.

                                Диапазон индивидуальных различий в параметрах памяти
                                по сравнению с нормой (А.И. и А.А. Зотовы)

                                • диапазон индивидуальных различий
                                  у слепых с остаточным зрением
                                  • 30 – 75% — в слуховой памяти и
                                  • 15 – 80% — в памяти зрительной (А.И. Зотов, А.А. Зотов).

                                  Исследование соотношения памяти разной модальности

                                  • Зрительные предметные представления
                                    скорее, чем у нормально видящих,
                                    • теряют дифференцированность,
                                    • становятся схематичными и фрагментарными.

                                    • кратковременной и
                                    • долговременной памяти
                                      при зрительной недостаточности,
                                    • более быстром распаде зрительных образов,
                                    • значительном снижении объема
                                      долговременной памяти.

                                    Исследование забывания и его специфика (А.Г. Литвак)

                                    Специфика сохранения и забывания при слепоте и слабовидении связывается с несколькими факторами.

                                      образы памяти слепых и слабовидящих
                                      при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к угасанию.

                                    • значительное количество объектов и понятий
                                      не имеют для слепых того значения,
                                      которое они имеют для зрячих,
                                      сохранение их теряет свой смысл.

                                    Развитие мнемических процессов у слепых и слабовидящих

                                    • многочисленных повторениях и тренировках,
                                    • логической обработке материала,
                                    • уточнении образов,
                                    • показе значимости усваиваемой информации
                                      для жизни и деятельности.

                                    Особенности развития узнавания слабовидящих (Т.Н. Головина)

                                    • зрительное узнавание слабовидящих отстает
                                      от узнавания нормально видящих по таким показателям, как
                                      • правильность,
                                      • специфичность,
                                      • многосторонность уровня анализа,
                                      • темп.

                                      • слабом владении категориями
                                        • общего,
                                        • особого,
                                        • единичного.

                                        • использование сохранных анализаторов
                                          в процессе узнавания объектов

                                          слабовидящими школьниками
                                          • повышает его эффективность и
                                          • содействует развитию памяти.

                                          Особенности процесса восроизведения

                                          • Воспроизведение —
                                            процесс отражения прошлого опыта
                                            в виде образа отсутствующего в данный момент объекта.

                                          • результативности запоминания и
                                          • результативности сохранения образа в памяти.

                                          Дидактика запоминания (Н.С. Костючек, В.З. Денискина)

                                          Для слепых и слабовидящих огромное значение имеет организация материала для запоминания и его характер, учитывающий особенности восприятия.

                                            рельефные рисунки, имеющие цветную раскраску,
                                            узнавались слепыми детьми с остаточным зрением через полгода
                                            (Н.С. Костючек, В.З.Денискина).

                                          Память как совокупность процессов запоминания, сохранения и забывания, узнавания и воспроизведения является необходимым условием деятельности человека. Уровень развития памяти оказывает существенное влияние на развитие личности в целом, так как от него зависит успешность участия человека в различных видах деятельности.

                                          Очевидно, что именно ролью памяти в жизни людей можно объяснить проявляемый к этому свойству психики огромный интерес. В общей психологии важнейшие аспекты проблемы памяти изучены весьма глубоко и разносторонне. Специалисты в области тифлопсихологии изучили эту проблему применительно к слепым и слабовидяшим гораздо менее полно, чем это сделала общая психология по отношению к нормально видящим. Между тем роль памяти, и в особенности процессов запоминания и сохранения, при нарушениях зрения различной тяжести особенно велика. Это объясняется тем, что слепые и слабовидящие должны запоминать многое из того, что не обязательно запоминать лицам с нормальным зрением. Если к этому добавить затруднения, испытываемые слепыми и слабовидящими при работе с литературой (справочниками, словарями, учебниками и т.п.) и другими объектами деятельности, то необходимость прочного запоминания и длительного сохранения большого количества дополнительной (по сравнению с нормой) информации для данного контингента станет вполне очевидной.

                                          Проводившиеся в конце XIX - начале XX вв. экспериментальные исследования памяти слепых не дали однозначных результатов; во взглядах на память слепых существовали серьезные расхождения.

                                          Многие тифлопсихологи (Верт, Крогиус, Штумпф), опираясь на свои исследования, утверждали, что память слепых развита лучше, чем зрячих. В их работах отразилось ошибочное мнение, согласно которому развитие памяти у слепых происходит быстрее и достигает более высокого уровня, чем это имеет место в норме. Причину более быстрого запоминания, длительного сохранения и увеличения объема памяти слепых объясняли как результат мнемических упражнений.

                                          Необоснованность указанных утверждений о памяти слепых отмечалась еще современниками (Лембке, Мюллер и др.) упомянутых авторов, однако нуждалась в экспериментальном подтверждении.

                                          Читайте также: