Беседа о ломоносове для начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальный.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, портрет М. В. Ломоносова, презентация.

Основные понятия: Михаил Васильевич Ломоносов.

Краткое описание: На данном уроке обучающиеся знакомятся с биографией и деятельностью М. Ломоносова. Учащимся представлен увлекательный материал, обогащенный современными информационными технологиями.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

Тут затеи и кроссворды,

Игры, шутки – всё для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час

II. Проверка домашнего задания

У: Сегодня на уроке мы будем работать по группам. Делиться на группы мы будем следующим образом:
Каждый из Вас получил карточку (Приложение 1) с пропущенными словами, где найдёте продолжение фразы, там работает ваша группа.

На столах стоят таблички

Кирилл и Мефодий

ответив на вопросы, учащиеся разбиваются на группы и занимают нужный стол.

У: Разбивка на группы произошла, приступаем к работе. Вспомните, с какой исторической личностью мы познакомились на прошлом уроке.

а) Я буду задавать вам вопросы, касающиеся этого человека, а вы быстро отвечайте:

– Когда родился Петр I? (30 мая 1672 года)

-Сколько лет было Петру, когда его провозгласили царём?(10)

– Сколько лет прожил Петр I? (53 года)

– Назови рост Петра I? (2 м 4 см)

-Назови сколько специальностей освоил Петр 1. (14)

б) Я показываю таблички с датами, а вы называете событие, которое происходило в этом году? (Приложение 2)

Весна 1703 г – строился Санкт-Петербург.

Август 1703 г – построен город Петрозаводск.

1721 г – Петр Первый стал императором

На карточках написаны понятия. Представители групп берут по 2 карточки, совещаются с командой и затем дают ответы на вопросы

Стрельцы – это воины-пехотинцы, вооруженные огнестрельным оружием.

Медаль – знак отличия, вручаемый за воинскую доблесть.

Ассамблеи – балы-собрания, в которых должны были принимать участие женщины.

Каждой группе даётся лист с перечисленными новшествами, веденными в период правления Петра Первого, до него и после (Приложение 3)

У: Выберите и обведите кружочком, что из перечисленных новшеств появилось в России во время царствования Петра I. (Группы работают в течение 1 минуты, затем говорят по очереди)

У: Заслуженно, ли Петр Первый получил прозвание «Великий?

III. Определение темы и целей урока. Стадия вызова

У: Итак, преобразования Петра Первого помогли дальнейшему развитию страны. В России появился флот, возникли новые города. Петр основал новую столицу – Санкт-Петербург. Для управления империей, для развития государства, для движения вперед требовались образованные люди. Петр Великий сам всю свою жизнь учился, осваивал науки, заботился об открытии учебных заведений. Он понимал важность развития образования. Великое дело Петра – развитие российской науки продолжил первый российский ученый. Его имя вы узнаете, разгадав кроссворд.

1. Прозвище Петра I в истории России. (Великий)

2. Как назывался его полк? (Потешный)

3. Что перевезли из Владимира в лавру? (Мощи)

4. Фамилия Петра I (Романов)

5. В устье какой реки была построена морская крепость Кронштадт? (Нева)

6. Что было поставлено в центре крепости Кронштадт в честь апостолов Петра и Павла? (Собор)

7. Кто занимался государственными делами, когда юный Петр стал царём? (Софья)

8. Что было в округе той местности, где начали строить Санкт-Петербург? (Болото)
9. Как называлось то место, где начали строить суда для частных лиц?(Верфь)

У: Я читаю вопрос. Группы по очереди отвечают. Какое слово получилось по вертикали? Прочитайте все хором. (Ломоносов)

У: Кто такой Ломоносов? Что вы знаете об этом человеке?

На доске эпиграф:

Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет, бездне дна…

Трудно найти в нашей стране человека, который хотя бы в общих чертах не знал биографию Михаила Васильевича Ломоносова. Имя Ломоносова знают во всём мире. Уже при жизни его работы были признаны европейскими учёными как выдающиеся. Но путь в науку у Ломоносова был долог и труден. Давайте проследим, как крестьянскому сыну удалось стать первым русским академиком.


IV. Объяснение новой темы. Стадия осмысления

Работать мы будем по плану: (план на доске)

- Когда родился М.В.Ломоносов?

– Что закалило характер Ломоносова?

– Что интересовало любознательного мальчика?

– Какая у него была неодолимая страсть?

У: Вторая группа работает над тем, каков был путь Ломоносова в науку? (Приложение 6)

После пересказа учитель задает вопросы:

– Какое решение принимает Ломоносов?

– В какую академию он поступает в Москве?

– Какому языку здесь обучали?

– Какие трудности возникли у Ломоносова?

– Где продолжил учебу талантливый юноша?

После пересказа учитель задает вопросы:

– В каких областях знаний раскрылся талант Ломоносова?

У: Четвертой группе – группе академиков нужно выяснить, кто же для нас Ломоносов?

У: Кто же для нас М.В.Ломоносов? Давайте приоткроем дверь академии наук и послушаем, о чем говорят ученые?

Учащиеся этой группы самостоятельно готовили информацию о вкладе Ломоносова в различные отрасли науки.

У: Мы прослушали презентации групп и, используя метод ассоциации, заполним блок- схему.

На доске схема-таблица с "лучиками" – направления научных исследований учёного, в центре которой – портрет М.В.Ломоносова.


V. Закрепление

(Учитель задает вопросы по рядам.За правильный ответ ряд получает очко.)

В каком году и где родился М.В. Ломоносов? (В 1711г. не­подалеку от города Холмогоры.)

Кем был отец Ломоносова? <Рыбаком.)

Чем отличался Ломоносов в 10 лет? ( Любознательностью.Его интересовало, отчего стрелка компаса всегда поверну­та на Север, почему день сменяется ночью, откуда берется северное сияние.)

Во сколько лет Михаил начал постигать грамоту? ( В 11— 12 лет.)

Кто был его первым учителем? (Дьячок местной церкви.)

Какое решение тогда принял Ломоносов? (Он решил отпра­виться в Москву постигать науки.)

Когда и каким образом он добрался до Москвы? (В конце 1730 г. он ушел из дому с рыбным обозом своих земляков, на­правлявшихся в Москву.)

Сколько лет ему тогда было? (19лет.)

Куда ему удалось поступить в Москве? (В Славяно-греко­латинскую академию.)

Какой язык был международным языком науки в то время? (Латынь.)

Какие трудности возникли у Ломоносова? (Над ним по­тешались одноклассники, так как он был старше всех.Ему не хватало денег.)

Куда был направлен Ломоносов за отличную учебу? (В Пе­тербург, потом в Германию.)

Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину? (В Петербургской академии наук.)

В каких областях раскрылся талант Ломоносова? (Он про­славился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астро­ном, географ, историк.)

Назовите его открытия. (Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов.)

Что организовал Ломоносов? (Первую химическую лабора­торию, фабрику цветного стекла.)

Что сделал великий ученый для развития образования в России? (В 1755 г. был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова.)

20. Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдаю­щиеся работы в области естественных наук? (Золотая ме­даль имени М.В. Ломоносова.)

VI. Рефлексия

У: Подводя итог нашей работе, каждой группе необходимо составить синквейн о Ломоносове. (Приложение 8)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие способствует патриотическому воспитанию младших школьников на примере жизни и деятельности великого русского ученого М.В.Ломоносова. Классный час проводится в форме игры "Поле чудес" и требует предварительной подготовки: создания исследовательской группы учащихся для сбора информации о М.В.Ломоносове, репетиции сценария, изготовления атрибута игры - барабана, создания мультмедийной презентации. В игре участвуют дети, пршедшие отборочный тур - ответившие на вопросы учителя.

Управление образования и молодёжной политики администрации

Арзамасского района Нижегородской области

МБОУ Выездновская средняя общеобразовательная школа

Классный час на тему

«Отечества славные сыны.

учитель начальных классов

Цель: заложить в детях стремление приобретать знания и трудиться для блага окружающих людей, учиться быть гражданином своего Отечества.

1.Формирование у учащихся первоначальных знаний и представлений о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.

2.Развитие познавательной мотивации, логического мышления, творческих способностей учащихся.

3.Воспитание на примере М.В.Ломоносова лучших качеств личности - трудолюбия, честности, настойчивости, патриотизма.

Подготовительная работа:

1.Создание исследовательской группы учащихся для сбора информации о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.

2.Организация репетиции по сценарию мероприятия.

План занятия.

II. Эмоциональный настрой.

III. Вводное слово учителя.

IV. Актуализация знаний учащихся.

VI. Награждение победителей.

VII. Итог занятия.

Ход занятия.

I. Оргмомент.

-Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный,

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный!

-Как вы думаете, почему у нас сегодня важный урок? (Ответы детей.)

II. Эмоциональный настрой.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом-

Слава им, борцам суровым,

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

- О чём это стихотворение? (Ответы детей.)

- Кого автор называет героями прошлых дней? (Ответы детей.)

III. Вводное слово учителя.

- В разные периоды российской истории жили такие люди, которые оставили добрую память о себе. Это учёные, художники, писатели, композиторы, военные, которые благодаря своему труду, таланту и любви к Родине создали великие произведения, сделали научные открытия, совершили подвиги. Их называют славными сынами Отечества. Вспомним некоторых из них.

IV. Актуализация знаний учащихся.

Установление соответствия между слайдом (портретом) и табличкой-характеристикой.

1.Учёный, изобретатель, основоположник современной космонавтики.

2.Великий русский полководец, генералиссимус.

3.Основатель педагогической науки и народной школы в России.

4.Великий русский поэт.

5.Руководитель народного ополчения 1612 года.

6.Основатель книгопечатания в России.

- Кем был М.В.Ломоносов?

- Имя этого сына Отечества стоит особняком. Почему?

1) Отборочный тур.

Учащимся задаются вопросы, которые помогут отобрать 9 игроков для 3-х туров:

- Назовите символы России.

- В каком порядке расположены цветные полосы на флаге?

- Кто изображён на гербе?

-Что держит двуглавый орёл?

- Расскажите 1-й куплет гимна России.

- Чьё имя носит улица, на которой расположена наша школа?

-Какой подвиг совершил Герой Советского Союза А.А Куликов?

- Какую дату со дня рождения М.В.Ломоносова мы отметили в 2011 году?

Учащиеся, ответившие правильно, получают бейджики с №1-№9.

- Как называется известное стихотворение Н.А.Некрасова, в котором упоминается М.В.Ломоносов?

- Ну, пошёл же, ради бога!

Небо, ельник и песок-

Эй! Садись ко мне дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! Что за дело?

Это многих славных путь.

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете-

Кто-нибудь свезёт в Москву.

Будешь в университете-

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

3-й ученик: М.В.Ломоносов родился 19 ноября 1711года в деревне Денисовка близ села Холмогоры, в 80 км от Архангельска в семье рыбака-помора. (слайд 9)

В ту пору ему было 19 лет. Прибыв в Москву, Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Жить и учиться было очень трудно, но наук он не оставил.

6-й ученик: В 1735 году его, как одного из лучших учеников, отправили на учёбу в Петербург, затем в Германию. По возвращении на Родину началась его работа в Петербургской академии наук. В самых различных областях знаний раскрылся талант Ломоносова. Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ.

Какое открытие, связанное с астрономическими наблюдениями, совершил М.В.Ломоносов?

Пояснительная записка

Цели: формирование интереса и уважения к истории своей страны, развитие духовно-нравственного потенциала учащихся на примере жизни Михаила Васильевича Ломоносова и его любви к Родине.

Задачи:

- познакомить обучающихся с жизнедеятельностью М. В. Ломоносова, его ролью в развитии Отечества;

- воспитывать у учащихся уверенность в своих силах, любовь к Родине;

- развивать коммуникативные навыки общения, способствовать приобретению опыта публичных выступлений, навыков командного взаимодействия;

- способствовать становлению и самореализации социально активной личности.

Обоснование мероприятия: полученные знания о жизнедеятельности М. В. Ломоносова позволяют детям ощутить свою принадлежность к истории России, свою ответственность за будущее - хорошо учиться, развивать свои способности таким образом, чтобы стать достойным наследия и памяти великого русского ученого, применить свои способности на благо России.

Оборудование: игральный кубик (из картона), карточки с заданиями, медали для победителей.

Дополнительный материал: презентация (готовится учителем самостоятельно).

Можно добавить музыкальный фон мероприятию (детские, школьные песни).

Конспект мероприятия

I. Организационный момент.

Проверка готовности к проведению мероприятия.

II. Вводная беседа.

Дети поднимают руки.

- Как приятно слышать такие слова! А что означает умный, талантливый человек?

- Что может делать умный человек? (Человек может читать, думать, решать, давать правильный ответ.)

- Как вы думаете, ему дали таблетки? (Нет, таких таблеток нет. Человек сам своим трудом должен добиваться успехов.)

- А что нужно делать, чтобы вырасти грамотным и образованным, воспитанным человеком? (Надо много читать, запоминать, путешествовать. )

- Верно. В книгах можно найти столько интересного! Сегодня я хочу познакомить вас с биографией великого человека. Это Михаил Васильевич Ломоносов.

А помогут мне в этом мои помощники, юные следопыты, которые заранее узнали интересные сведения из биографии Ломоносова.

III. Рассказ о М. В. Ломоносове.

- Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский ученый - энциклопедист, естествоиспытатель, физик, химик, поэт, педагог.

1-й ученик. Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в довольно зажиточной семье.

2-й ученик. Его отец занимался рыбным промыслом и нередко совершал большие морские поездки. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Лучшими моментами детства Ломоносова были, по-видимому, поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.

4-й ученик. В декабре 1730 г. Михаил Ломоносов ушел с рыбным обозом в Москву.

Выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию.

В Академии он получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык освоил в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

5-й ученик . В 1735 г. Ломоносов был переведен в Санкт- Петербург в Академический университет.

С 1736 по 1742 г. учился в Германии под руководством Вольфа, а позже во Фрейберге изучал химию и металлургию. Вернувшись на родину, был определен в академию адъюнктом физики. Ломоносов первым в России начал читать лекции по физике на родном языке.

Учитель. Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела, металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы. Именем Ломоносова названы улицы, библиотеки, музеи, села, Московский государственный университет.

Об этом великом человеке вы услышите еще не раз, обучаясь в школе.

- А сейчас я предлагаю вам показать, какие вы умники и умницы!

- Для этого разделимся на 3 команды (по рядам). От каждого ряда нужно выбрать по 1 человеку в жюри. (Дети садятся по командам, выбирается жюри, члены которого располагаются за столом перед классной доской.)

- Правила игры: по очереди капитаны команд будут бросать кубик (на нем цифры от 1 до 6).

Номер на кубике будет номером задания. Если выпадает номер, который уже был, то берется следующее задание.

Ознакомьтесь с заданиями.

4. Конкурс чтецов.

5. Окружающий мир.

Капитаны каждой команды выходят по очереди и бросают кубики. Выполняется задание. Пока жюри совещается, ведущий проводит с учащимися разминку или физкультминутку.

1. Математика.

1) У деда Архимеда большая семья.

Детей всего семь и все сыновья.

У каждого сына по паре ребят.

Сколько у Архимеда внучат? (14.)

3) Коля и Саша имеют фамилии Гвоздев и Шинов. Какую фамилию имеет каждый из них, если Саша с Шиновым живут в соседних домах? (Коля Шинов, Саша Гвоздев.)

2. Буриме.

- По данным рифмам сочините стихотворение.

3. Русский язык.

1) Как правильно сказать?

У рыбей нет зубей.

У рыбов нет зубов.

У рыб нет зубов.

(У рыб нет зубов.)

- Придумайте как можно больше слов, подставив вместо точек букву.

(Дуб, зуб, куб, чуб.)

4. Конкурс чтецов.

- Выберите от команды лучшего чтеца со стихотворением об осени.

5. Окружающий мир.

- Вспомните название жилищ животных.

Корова - . (коровник, хлев).

2) Блицвикторина (на скорость).

- Как иначе называют томаты? (Помидоры.)

- С какого дня по календарю начинается лето? (С 1 июня.)

- Что делает еж зимой? (Спит.)

6. Технология.

Участникам выдаются листы бумаги. Необходимо за 3 минуты склеить длинную цепочку.

V. Подведение итогов.

- Вот и подошла к концу наша игра. Подведем итоги.

Слово жюри. (Жюри подводит итоги, победители награждаются.)

- Молодцы! Надеюсь, вы и дальше будете учиться, трудиться, самостоятельно добиваться личных успехов в жизни и станете такими же умными, талантливыми, как Михайло Васильевич Ломоносов. Удачи вам!

Литература.

1. Классные часы : 2 класс [Текст] / авт.-сост. Т. Н. Максимова.-М. : ВАКО, 2011.

2. Кугач, А. Н. Сценарии школьных праздников. 1-4 классы [Текст] / А. Н. Кугач, С. В. Турыгина. - М. : Айрис-Пресс, 2005.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 511


Для младших школьников (3 – 4 класс)

учитель начальных классов

Дорофеева Галина Анатольевна

В 2011 году исполнилось 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765).

Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой величины в России XVIII века по праву является Михаил Васильевич Ломоносов. Первый русский академик, пионер отечественной науки, просветитель, историк, физик, химик, лингвист и поэт – где только не проявил свои таланты этот выдающийся человек!

Жизненный путь Михаила Васильевича – реальный пример силы духа, упорства в достижении цели, активной жизненной позиции.

Данный ресурс предназначен для знакомства детей с фактами биографии М.В. Ломоносова, а также для проведения конкурсов на закрепление знаний.

Цель мероприятия: познакомить с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России.

учебная – способствовать формированию у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

развивающая – способствовать развитию кругозора, умение умения рассуждать, анализировать , делать вывод, коммуникативные способности;

воспитательная – воспитывать интерес к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, общества, гордость за Родину и достижения соотечественников.

Место проведения: классный кабинет

Время проведения классного часа: 45-60 минут; подготовительного этапа: 2 недели

Участники мероприятия: учащиеся 3 класса, родители, классный руководитель.

Идея изучения жизни великого северянина возникла во время знакомства с мозаичным искусством. Узнав, что автором является знаменитый русский ученый М.В.Ломоносов, ребята стали расспрашивать о нем. Их очень удивила и заинтересовала судьба простого деревенского парня ставшего первым русским академиком. Решили подготовить материал и провести классный час на эту тему.

Подготовка мероприятия проходила в несколько этапов:

Организация выставки книг М.В.Ломоносова и о Ломоносове; составление списка книг для чтения.

Проведение конкурса мозаичных работ (из бумаги и других материалов). Работы ребят стали оформлением кабинета на классный час.

Создание творческой группы учащихся для сбора материала о Ломоносове и подготовки сценария мероприятия.

Разбивка оставшихся учащихся класса на 3 группы

Выполнение домашнего задания группами ( подготовка стихов, разучивание сценок)

Организация участия родителей в подготовке костюмов, оформлении кабинета, участии в сценках, в работе жюри конкурсной части мероприятия

Подготовка презентации по материалам собранным творческой группой, родителями, учителем.

Оформление доски — тема, портрет, мозаичные работы учащихся класса.

Необходимое материально-техническое оснащение:

Мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки.

Читайте также: