Взаимодействие школы семьи и социума по профилактике девиантного поведения учащихся

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Кяхтинское районное управление образования

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

по ВР Дылыкова И.П

Адрес: 671840, Республика Бурятия, город Кяхта, ул. Каландаришвили,1

Электронный адрес: kyahta 2 school @ yandex .

г. Кяхта, 2019 год

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Приветствие

СЛАЙД 1: Своё выступление мне хотелось бы начать со слов В. Солоухина:

Детство, как почва, в которую падают семена.

Они крохотные, их не видно, но оно есть.

Потом они начинают прорастать…

Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,

Некоторые – хлебными колосьями,

Некоторые - злым чертополохом.

Я думаю, что будущее этих семян зависит в первую очередь от семьи, школы, ну и конечно же велика роль социума.

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и

антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
-
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая
реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
-
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий..

Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми трудновоспитуемыми и педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, в силу своих проблем, в конце концов, становятся правонарушителями. Может быть, где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир, запаздываем с принятием мер по предупреждению отклоняющегося поведения.

СЛАЙД 4: Мы в своей работе рассматриваем все категории ребят, которые подходят под категорию трудной жизненной ситуации.

Трудной жизненной ситуацией считается такая, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность; неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью; сиротство; безнадзорность; малообеспеченность; безработица; отсутствие определенного места жительства; конфликты и жестокое обращение в семье; одиночество и т.п.) и которую он не может преодолеть самостоятельно.

СЛАЙД 5: В научной литературе выделяют следующую квалификацию педагогически запущенных детей. Если внимательно рассмотреть все категории, представленные на слайде, то можно практически всех учащихся класса разделить на эти категории.

По типу запущенности

Педагогически запущенные;

Социально запущенные;

Правонарушители;

Отклоняющиеся от нормы по здоровью.

По области психических нарушений

С нарушениями в сфере общения;

С повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;

С односторонним умственным развитием;

С неправильным развитием волевой сферы.

По позиции

Неудовлетворенные своим положением в коллективе;

Неудовлетворенные своим положением в семье;

С надломленной психикой;

С избыточной энергией, не нашедшей применения.

СЛАЙД 6: Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и классным руководителем в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т. е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и практике получила широкое распространение основная технология работы с подростками для предотвращения формирования девиантного поведения - профилактическая.

Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении человека.

СЛАЙД 7: Профилактические технологии, используемые в школе:

Информационный подход - информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм.

Социально-профилактический подход- система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения

Медико-биологический подход предупреждение возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями

Социально педагогический- восстановление или коррекция качеств личности человека с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности

СЛАЙД 8: Большое влияние на формирование личности ребенка, на склонность его к совершению правонарушений оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения. Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство, наркомания и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, отсутствие дисциплины, физическое и психологическое насилие в семье, раздоры, конфликты, со всеми этими негативными проявлениями мы часто сталкиваемся на практике, толкают ребенка на путь правонарушений.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров: социально-культурным, социально-экономическим, технико-гигиеническим, демографическим . Современные родители… Как хочется сделать их настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Как бы там ни было, классный руководитель не может заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо ребенок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей. Классный руководитель может помочь трудному подростку познать самого себя, разобраться в отношениях с окружающими, приобрести необходимые знания, гражданские и профессиональные качества, достичь нормальных отношений с родителями, учителями, сверстниками, сформировать творческие увлечения. С целью социализации подростка, его профессиональной ориентации педагог организует разнообразные дела, привлекая в работу трудного ребенка. И только при полном взаимопонимании и эффективном сотрудничестве учителей, кл. руководителя, родителей, учеников может быть достигнут хороший результат.

СЛАЙД-9: В последние годы наблюдалась и тенденция отчуждения образовательного учреждения от семьи, во многом связанная с выполнением педагогами работы с родителями с точки зрения формальности. Несмотря на то, что педагогическое просвещение родителей в целом проводилось, оно имело существенные недостатки: затрата усилий педагогов в основном была направлена не на совершенствование содержания знаний, их качество, пропаганду, формирование у родителей подлинного интереса к повышению своей педагогической культуры, а на детальное обсуждение двух вопросов: успеваемость и поведение обучающихся. Родители, вынужденные присутствовать на собраниях, мысленно были заняты совсем другим делом. В корне должны поменяться формы работы с родителями для изменения отношения школы и семьи: традиционные (собрания, консультации, посещения на дому, конференции) на нетрадиционные (тренинги, круглые столы, практикумы, род.чтения).

СЛАЙД-10 : Во главу угла в данное время ставится идея привлечения родителей к сотрудничеству с образовательным учреждением, идея активного взаимодействия с родительской общественностью в различных формах: УС, Совет профилактики, Общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты, Советы отцов.

Партнерские отношения между школой и семьей расширяют сферу действия в образовательной среде субъективных отношений вокруг ребенка, включают семью в образовательный процесс как заказчиков, соисполнителей и экспертов, позволяют повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и влияют на тип воспитания в семье.

СЛАЙД-11 : Традиционные мероприятия по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних в школе.

Работа Совета по профилактике правонарушений.

Индивидуальная работа с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении.

О казание учителями-предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня восприятия материала.

Для формирования навыков конструктивного общения практикуется проведение классных часов, тренингов, КТД.

Организация консультаций для родителей со школьными специалистами по различным проблемам, помощь в разрешении проблем.

Вовлечение детей, состоящих на учете, в общественно-значимую деятельность в школе и районе.

Проведение мероприятий с детьми и их родителями, направленных на предупреждение правонарушений и преступлений.

Проведение с учащимися классных часов, бесед, лекций по правовому воспитанию, ЗОЖ.

Проведение родительских собраний, лекториев по правовому воспитанию.

Взаимодействие с ОДН и КДН по профилактике правонарушений и преступлений.

СЛАЙД-12 : РАБОТУ С ДЕТЬМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТАКЖЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЁРЫ ШКОЛЫ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА СЛАЙДЕ.

СЛАЙД-14 : Наиболее распространённые методы раннего выявления детей группы риска :

изучение школьной документации

запрос информации из ОДН, КДНиЗП и т.д.

беседа, соц.опрос

наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях, в семье

методы педагогической диагностики

методы самоизучения и самооценки (анкетирование, тестирование, сочинения, игры на самопознание)

психологический диагностический комплекс

1. Защита прав детей оставшихся без попечения родителей.

1.Выявить проблемы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей и найти пути их решения.

2. Охарактеризовать нормативно-правовое законодательство в отношении защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

3.Создать интернет-сайт с целью оказания социальной и информационной помощи детям Республики Бурятия, находящимся без попечения родителей, профилактики правонарушений в отношении детей, находящихся без попечения родителей.

ЦЕЛь: Проанализировать причины правонарушений несовершеннолетними и выявить наиболее действенные профилактические меры

Практическая значимость
Попытка создания наиболее действенных профилактических мер правонарушения несовершеннолетних в условиях Кяхтинского района

Выдержка из вывода: Таким образом, исследование показало, что неблагополучная обстановка в семье для большинства несовершеннолетних, совершивших преступление, явилось одной из основных причин формирования личности с антиобщественной направленностью.

МЕРЫ СНИЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Работа школьных инспекторов ОДН

Изменение законодательства (ужесточить меры воздействия на родителей)

Работа школьных психологов, социальных педагогов

Запрет продажи алкогольной и табачной продукции

Увеличение заработных плат и суммы детских пособий

СЛАЙД-15 : Закончить своё выступление мне хочется словами замечательного С.Давидовича

Вот он сидит перед нами, взгляните…
Сжался пружиной, отчаялся он.
С миром оборваны тонкие нити
Словно стена без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили. Поздно учли..
Нет. Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли.
Спасибо за внимание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. И я решила дать несколько оветов о том, как же нам "Педагогам" понимать учащихся.

Доклад по теме:


«Педагогика поддержки ребенка: взаимодействия школы, семьи и социума.

на методическом совете

Учитель начальных классов: Макажанова Б.К.

2015-2016 учебный год

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.

Взаимодействие с семьёй - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка - чтобы его любили таким, какой он есть.

Сегодня одна из главных задач школы - создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Положительный результат зависит от контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

Перечислим основные направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями:

Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.

Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Взаимодействие с родительским комитетом.

Совместная деятельность родителей и учащихся.

Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

К ним можно добавить:

выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;

участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей; проведение дней здоровья;

Основными формами работы с семьёй являются групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещая семьи и беседуя с родителями, учителя узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы; уделяют большое внимание здоровью ученика.

Консультации могут быть тематическими. Их рекомендуется проводить в каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог не был жестко ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись учителями-предметниками о поведении, опозданиях на уроки и т.д.

Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.

К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители нашей школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями - предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направление: врачей, юристов, психологов, инспектора ГИБДД, ПДН УВД и т.д.

В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего и бывает низкая посещаемость и активность родителей.

Учителя и родители оказывают неоценимое влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие и сотрудничество. Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является диагностика.

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.

Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семья, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное. Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку.

В начальной школе классный руководитель должен знакомить родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней, с системой контроля за выполнением домашних заданий учащихся. Это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т.д.

Формирование здоровья подрастающего человека происходит в течение всего учебно-воспитательного процесса, с использованием разных видов деятельности, форм, методов и приемов. Однозначно, что без участия родителей учащихся вся эта работа будет неэффективной.

Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы. Постоянная модернизация образования имеет две стороны. С одной - наши дети получают крепкие знания, позволяющие после школы поступить и продолжить обучение в других учебных заведениях. На первый взгляд, и дети, и родители должны быть этим довольны. Но есть другая сторона этого вопроса. Имея огромное количество учебных перегрузок, именно успешные ученики больше, чем другие теряют свое здоровье. Это не может не беспокоить как педагогов, так и семьи учащихся.

Общеизвестно, что состояние здоровья детей, значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения, уют и комфортность помещений и т.д.). В нашем образовательном учреждении для учеников созданы достаточно хорошие условия.

Сотрудничая с родителями, мы должны создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентации, в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала. Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.

Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью. Например, Каждый день интересоваться школьными событиями. Чем занимались на уроке чтения? Чем вас кормили сегодня в столовой?

В школьной библиотеке имеется большая подборка нормативных документов, книг и материалов, позволяющих родителям найти ответы на многочисленные вопросы по воспитанию своих детей.

Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.

Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Сегодня в школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление вашей деятельности.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность
деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте - родители и педагоги «. Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправитъ, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Педагогика поддержки ребёнка: взаимодействие школы, семьи и социума по профилактике девиантного поведения учащихся. Конструктивное партнерство школы и семьи.Формы взаимодействия педагога и родителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Совместная деятельность Принимая во внимание, что совместная деятельность с родителями строится на основе сотрудничества, можно выделить, в свою очередь, несколько направлений такой деятельности. Итак, что можно сделать вместе с родителями? К чему их стоит и нужно привлечь? I. Вовлекать родителей во внеурочную (творческую) деятельность. Сразу оговоримся, что охотнее всего в такой деятельности принимают участие родители учеников начальной школы. Этому способствует и тот факт, что со временем растет число неработающих матерей, ориентированных в большей мере на воспитание детей, чем на успешную карьеру.Педагогика поддержки ребёнка: взаимодействие школы, семьи и социума по профилактике девиантного поведения учащихся. Конструктивное партнерство школы и семьи. Совершенствование воспитательно- профилактической работы.

Марлагина Татьяна Валерьевна


Миасский медицинский колледж

Образовательная среда — это социальный институт, который является важным связующим звеном, между детьми, родителями и образовательной организацией, как бы образуя социальный треугольник. Эффективное усвоение ценностей и норм подростком возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. На данный момент мы можем наблюдать нелицеприятную картину, где родители не нуждаются в советах школы, колледжа или вуза и не идут на контакт, у самой образовательной организации не хватает ресурсов и времени в оказании помощи родителям и подросткам с девиативными проявлениями, а сам мир динамично меняется, заменяя одни ценности другими. Тема является актуальной и она применима в любое время и к любой нации, поскольку именно дети являются будущим страны, а правильно заложенное воспитание, усвоение правил и норм морали даст возможность воспитать сильную нацию и конечно уменьшить процент преступности. Не секрет, что за последние тридцать лет процент детской преступности значительно вырос и это не может не тревожить, именно поэтому эффективное взаимодействие семьи и образовательной организации требует пристального внимания.

Ключом к пониманию своих детей, усвоению норм, приобретению новых навыков в воспитании является школа. Это связующее звено, помогающее закрепить и усвоить основные нормы поведения и морали в семье. Стоит отметить, что все таки семья является первой ступенькой в освоение навыков взаимодействия внешнего мира и ребенка, а родители являются примером для подражания и источником всех первичных навыков, возникающих у ребенка при взаимодействии двух составляющих.

В настоящее образовательная организация становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к взаимодействию с обществом, организации широкого социального взаимодействия как условия решения своих проблем. Пишутся методические разработки, проводятся тематические классные часы, разрабатываются методика взаимодействия семьи и школы. Но, как мы уже указали выше «школе часто не хватает персонала, времени и средств для разработки и применения, эффективных мер в отношении отклонений несовершеннолетних [1, c. 560]. Это одна из главных проблем во взаимодействии семьи и школы, чаще всего не хватает персонала. С каждым годом увеличивается число учащихся поступающих в начальные классы, но, к сожалению, образовательные организации среднего и высшего не готовы выпускать такое количество педагогических работников, стоит отметить также, что присутствует большая потеря педсостава, а именно в том, что педагоги не идут работать по своей профессии и это также обусловлено многими факторами.

Стоит отметить другую проблемную сторону, не касающаяся образовательной организации, а именно существуют проблемные зоны во взаимодействии родителей и детей, например, такие как, постоянная занятость на работе, непринятие ошибок в воспитании детей, при решении проблем ребенка неправильная постановка возрастных, психологических и половых особенностей, а также главным камнем преткновения является нежелание контактировать со школой.

Как мы видим, проблемные зоны существуют не только в образовательных организациях, но и в семье. Только взаимодействие двух этих сфер помогут в полной мере помочь воспитать в ребенке правильные качества и привить моральные и правовые нормы, а также подтолкнуть ребенка на пусть исправления, если уже имеются отклонение в поведении.

Важной формой работы по укреплению педагогического потенциала семьи является организация просвещения родителей по вопросам воспитания детей. Школа может привлечь к этой работе специалистов из разных сфер общественной жизни. В работе также могут и должны использоваться современные формы образования взрослых – тренинги, деловые игры, включение в деятельность, рефлексия собственного опыта[2, c.64].

Организация просвещения родителей направлена на достижение следующих целей: повышение актуальных возможностей семьи, формирование субъектности семьи во сегодняшнем социокультурном, а также просветительном плане, восстановление института семьи.

Главные тенденции системы работы по педагогическому сопровождению семьи: содержательное и технологическое, социально-педагогическое, кадровое обеспечение системы.

Содержательное направление предполагает определение «содержания образования родителей, форм и методов интеграции семьи с другими общественными и социально-образовательными институтами.

Социально-педагогическое направление включает в себя создание системы педагогических и организационных мероприятий, ориентированных на следующие категории семей: семьям, переживающим разные периоды развития, семьям, требующим повышенного внимания, неблагополучным и асоциальным семьям группы риска, социально активным семьям.

Содержание работы педагога с родителями включает З блока, а именно: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управлении школой. Для повышения психолого-педагогической культуры родителей используются лекции, беседы, родительские конференции, приглашение родителей на открытые уроки, индивидуальные консультации.

«Формой вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс являются родительские комитеты. И если лекции, беседы, конференции — это больше напряженная работа для родителей, то интерес и удовольствие — посещение открытых уроков, классные, общешкольные мероприятиях, о которых можно говорить особо, так как именно здесь каждый видит свой результат и своего ребенка[3, c. 35].

После этого непосредственно увеличивается активность родителей в таких направлениях, какработа секций футбол и волейбол, работа семейного клуба, родители с детьми готовят концертные номера, участвуют в праздничных представлениях, организуют экскурсионные поездки, проводят тематические беседы и консультации.

Укрепить связи семьи и школы помогает привлечение родителей к осуществлению социальной деятельность вместе со ребенком во просветительном учреждении. Немаловажно, для того чтобы в базе единого процесса, заинтересованности укреплялись внутренние взаимосвязи между ребенком и родителями.Потребность интенсивного взаимодействия, партнерства, опекунов, группы просветительного института во воспитании растущего поколения характеризуется усложнением хода развития персоны в обстоятельствах нынешнего общества

Осознавая это, многие родители не только проявляют заботу о создании в семье морально-нравственного климата, но и участвуют в воспитательной работе образовательного учреждения [4, c.192].Необходимо помочь родителям глубже осознать свои воспитательные возможности, не только научить их азам педагогической науки, но и взять на вооружение все лучшее, что накоплено в семейном арсенале, сделать родителей союзниками образовательного учреждения. Для осуществления такой масштабной работы по взаимодействию семьи, школы и детей, школе требуется мощная поддержка государства, прежде всего в расширение педагогического состава, в том числе привлечение школьного психолога, повышении существующего финансирования, разгрузки классного руководителя, увеличение полномочий администрации школы.


Ведущий: Бурдина М.С. - социальный педагог Регионального социопсихологического центра.

Категория участников: классные руководители 1-11 классов .

Количество человек: 34

Сегодня мы обсудим один из актуальных вопросов воспитания – практику работы с девиантными детьми. Давайте попробуем понять, кто такие девиантные дети, выявить проблемные зоны, которые требуют наших совместных действий, обсудим доступные и эффективные методы работы с такими детьми, систематизируем наши знания, накопленный опыт работы и составим алгоритм действий, чтобы в дальнейшем использовать его при взаимодействии с детьми, а именно с подростками отклоняющегося поведения, а также определим формы взаимодействия всех участников образовательного процесса по профилактике девиантного поведения.

Что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение? По словарю Ожегова, девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности. Выделяют три формы девиантного поведения:

Рассмотрим конкретно каждую из этих форм.

1. Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

Какие поступки являются антисоциальными?

- насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;

- мелкое хулиганство;

- порча чужого имущества;

- торговля наркотиками

2. Асоциальное поведение – уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.

Какие поступки являются асоциальными?

- побеги из дому;

- систематические пропуски в школе;

- агрессивное поведение;

- вымогательство;

- настенные надписи и рисунки непристойного характера;

- ненормативная лексика

3. Аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:

Какие поступки являются аутодеструктивными?

- токсикомания;

- наркомания;

- вскрытие вен;

- алкоголизм;

А сейчас проведем небольшое практическое занятие. Перед вами ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами отклоняющегося поведения и определить, к какой группе они относятся.

Ситуация 1. После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. (Агрессия – асоциальное поведение)

Ситуация 2. Группа подростков из 7 класса систематически издеваются над четвероклассником, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. (Насилие – антисоциальное поведение)

Ситуация 3. Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (Токсикомания – аутодеструктивное поведение)

Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители?

Существует множество факторов риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение.

Наследственность

Проблемы в подростковом возрасте

Отсутствие прочных социальных связей.

Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения. Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.

Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье.

- Поражение нервной системы в родах

- Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии….

- Физические дефекты - Наследственность

- Рождение от наркомана или алкоголика

Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.

Действительно, подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников.

Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники. Отсюда возникает:

- Конфликтное отвержение со стороны сверстников

- Вымогательства денег, давление, шантаж;

- Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения

- Принуждение совершать поступки против воли.

Школа как один из факторов риска развития девиантных форм поведения у подростков

Как часто бывает в школах, когда ребенок, ошибившись в жизни раз, становится черным пятном, как говорится, второсортным ребенком на всю жизнь. А если к такой характеристике и взгляду предрасполагает его семейное положение, алкоголизм родителей, низкий уровень нравственности

семьи? Поэтому у нас вырабатывается стереотип проблемного ребенка. Если ребенок оступился раз, кажется, что он на самом деле такой и поступить иначе не может. Наблюдается:

- Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности;

- Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;

- Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми

- В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях.

Отсутствие прочных социальных связей в семье, школе, неформальном обществе инициируют в таких подростках постоянное желание восставать против чего-либо. Они не признают ничьи авторитеты. У них появляется сильное стремление к независимости. Вместе с тем, подростки испытывают ощущение провала, безнадежности. Чувствуя себя брошенными, никому не нужными, они уже не способны устанавливать близкие взаимоотношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, все дальше отдаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения.

Что должны знать педагоги о работе с такими детьми?

Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений ;

Факторы риска, формирующие девиантное поведение;

Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние.

Все ситуации, встречающиеся в школьной практике, обобщая, можно назвать линиями нарушений: нарушение обучения, нарушение поведения, нарушение общения, нарушение самосознания, смешанные формы. Согласно этим линиям нарушения мы рассмотрим сегодня методы воздействия и помощи девиантному подростку.

Нарушения в обучении:

Оказание учителями-предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех.

В первую очередь мы обращаемся к диагностике, наблюдениям, беседам с учителями-предметниками, чтобы выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом опять же с помощью учителей-предметников оказываем ребенку реальную помощь. В то же время мы наблюдаем за изменением его психологического состояния во время индивидуальной методической помощи и заносим наблюдения в журнал наблюдений.

Нарушения в поведении:

Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком;

При нарушениях в поведении каждый раз мы должны побеседовать как с ребенком, так и с родителем по поводу совершенного поступка, и вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий.

Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения

Чтобы показать ребенку настоящие поступки, которые ценятся в обществе, чтобы закрепить их и сделать нормой поведения, необходимы часы общения, беседы и практикумы. Особенно помогают осознать свои проблемы в поведении ролевые игры. Но чтобы нормальное поведение вошло в привычку, такие мероприятия должны быть систематичны и каждый раз отрефлексированы вместе с ребенком.

Создание комфортных условий ребенку в коллективе

Чаще – совершаемые проступки в среде подростков – это демонстративное поведение. Ребенок совершает проступки потому, что не чувствует себя комфортно в своем коллективе, школе. Таким образом, он пытается привлечь к себе внимание и своим поведением показать всем, что он одинок, что его не понимают. Обычно дети не хотят дружить с детьми – хулиганами, забияками. И тогда подросток чувствует себя никому не нужным, не таким как все. Сам он не способен устанавливать близкие взаимоотношения, и из-за этого у него нет друзей. Именно поэтому он отчуждается от сверстников, у него появляется постоянное желание восставать против чего-либо, сильное стремление к независимости. Он не признает ничьих авторитетов. И в то же время у него присутствует постоянное чувство безнадежности, ощущение собственного провала, потеря уверенности в себе. В этом случае, возможно, использовать индивидуальные и групповые беседы с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок моделирует свое поведение с положительной стороны.

Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха. Это может быть включение ребенка в КТД, школьное самоуправление, кружки доп. образования. Уверенность в себе и волевые качества хорошо вырабатываются с помощью вовлечения ребенка в деятельность класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Но, чтобы у ребенка получилось порученное дело, необходимо постоянно вести его, помогать ему добиваться поставленной цели. Кроме того, можно использовать специальных упражнений на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств трудного ребенка.

Нарушения в общении

Для формирования навыков конструктивного общения предлагается проведение классных часов, которые вы всегда можете найти в своих методических журналах.

Нарушения в самосознании

Отрицательное влияние семьи, окружения может быть нейтрализовано только воспитанием. Даже если семья сама по себе является фактором риска, и подросток живет среди алкоголиков и наркоманов, у него всегда есть шанс, вырасти здоровым и социально благополучным взрослым.

Это происходит тогда, когда на помощь подростку приходят окружающие, в первую очередь школа и детский коллектив. Активная коллективная деятельность помогает удовлетворить ребенку потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми, помогает найти признание, самоутвердиться. Только тогда меняется самосознание. Поэтому наша задача - формировать в ребенке устойчивое позитивное представление о себе через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха

- вырабатывать навыки ответственного поведения через включение в КТД, школьное самоуправление; через развитие трудовых навыков как важного средства формирования личности посредством включения в трудовые десанты, ОППТ, в качестве руководителя.

Большое влияние на формирование дружеских контактов оказывает создание благоприятного фона его пребывания в классе, школе, приветливое, доброжелательное, уважительное отношение к нему учителей, сверстников. И, чаще, в такой атмосфере ребенок находит среди окружающих значимого для него взрослого.

В школе таких детей видишь обязательно при взрослом, которых он выбирает согласно своим интересам – классным руководителем, вокруг какого-нибудь учителя, в библиотеке, у трудовика.

В работе с такими детьми желательно взаимодействие с другими структурами социума – участковым, инспектором по делам несовершеннолетних, представителей церкви и т.д.

Для того чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, который поможет привести в систему работу с детьми такой категории.

- Групповое изучение класса (выявить детей с отклоняющимся поведением, то есть мы должны вначале с помощью наблюдения, анкетирования, беседы диагностировать наличие отклоняющегося поведения ребенка)

- Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты

- Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);

- Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами, всех участников образовательного процесса.

- Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.

- Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.

Заместитель директора по ВР _________________Литвиненко Г.И.

Социальный педагог

Регионального социопсихологического центра _________________Бурдина М.С.


-80%

Читайте также: