Взаимодействие школы и вуза по сопровождению одаренных детей

Обновлено: 30.06.2024

Аннотация. В статье описываются стратегии разработки принципов взаимодействия вуза и школ и преимущества сетевого обучения с использованием дистанционных образовательных технологий для развития одаренности у детей и подростков.

Взаимодействие вузов и школ по развитию одаренности у детей и подростков на базе дистанционных школ при национальном исследовательском университете(на материале опыта Национального исследовательского Томского государственного университета)

Аннотация.В статье описываютсястратегии разработки принципов взаимодействия вуза и школ и преимущества сетевого обучения с использованием дистанционных образовательных технологий для развития одаренности у детей и подростков. Ключевые слова:одаренность детей, дистанционная школа, сетевое обучение, информационнокоммуникационные технологии.

УДК 371 ВЫЯВЛЕНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ШКОЛЫ THE IDENTIFICATION AND SUPPORT OF GIFTED CHILDREN THE FRAMEWORK OF INTERACTION BETWEEN THE UNIVERSITY AND SCHOOLS

Аннотация. Данное исследование представляет собой краткий анализ взаимодействия ВУЗов и школ по выявлению одаренности детей и в дальнейшем их сопровождение в профессиональную деятельность. Авторами приведены методы выявления одаренности детей при взаимодействии школы и ВУЗа: тесты, олимпиады, творческие конкурсы, научные конференции, малая академия, универсиады по предметам.

ВложениеРазмер
sbornik_konferentsiya_podderzhka_i_razvitie_2015_copy_1.pdf 2.44 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопровождение одаренных детей в школе

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных дете.


Педагогический проект "Выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей в условиях сельской школы, реализация их потенциальных возможностей"

Данный проект показывает систему деятельности и организации работы с одаренными и талантливыми детьми. .



Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей«Выявление и развитие у обучающихся начальной школы способностей к познавательной и творческой деятельности».

Проект "Сетевое взаимодействие вуза и школы как фактор инновационного развития общеобразовательной организации"

Сетевое взаимодействие вуза и школы как фактор инновационного развития общеобразовательной организации.


В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей.


Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе на 2020-2021 учебный год

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе на 2020-2021 учебный год.

Данные для цитирования: . АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ИНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Развитие одаренных детей — основного интеллектуального и творческого потенциала страны — забота о развитии науки, технологий, культуры и социальной жизни России в будущем.

Осмысление процессов обучения и воспитания одаренных детей и подростков обусловлено социальными ожиданиями и потребностями педагогической науки. Каковы возможности образовательных организаций в создании условий для развития и самореализации одаренного ребенка?

В современной науке и практике довольно полно представлены исследования факторов личностного развития одаренных детей, их врожденных задатков, интересов и способностей, мотивации достижения, стремление к знаниям, познавательных потребностей. В исследованиях в рамках личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования описаны развивающие образовательные технологии, которые изменили отношение к этой категории учащихся; определена стратегия по созданию новой модели образования, способствующей разностороннему развитию каждого школьника. [1]

-развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей;

-создание условий для развития творческой личности;

-развитие индивидуальности одаренного ребенка;

-обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого

уровня, развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.[2]

Сегодня в системе образования, как и в социально-экономическом развитии нашей страны в целом, происходят интеграционные процессы, объединяющие возможности школы и организаций дополнительного образования детей; муниципальной или региональной системы образования, создающие новые условия для развития детей. Одаренный ребенок может выбирать услуги, оказываемые другими типами образовательных организаций в своем районе, регионе.

Большим, но не реализованным в полной мере, потенциалом для поддержки, развития одаренных детей обладает система высшего образования. Традиции и формы образовательной деятельности высшей школы благоприятствуют развитию способностей и одаренности ребенка Педагогические работники высших учебных заведений имеют наиболее высокий уровень квалификации,компетентностив преподавании специальных и профильных дисциплин; углубленное содержание образования имеет академическую основу, чтопозитивно влияет на успешное развитие одаренного ребенка; одаренные дети и подросткиполучают возможность осваивать новые формы коллективного общения, вовлечения в сферу научных интересов, активного интеллектуального труда;

взаимодействие ВУЗа и школы,способствует развитию мотивации, формирует систему ценностей, т.к. интегрирует положительное влияние единого образовательного пространства на личность обучающихся.

В рамках исследования А.Д. Обутовой, А.И. Голикова, Д.У. Сапаловой рассмотрены теоретические и методические обоснования обеспечения сотрудничества ВУЗа и школы, которые стали основанием для разработки моделей взаимодействия учреждений общего и высшего образования, предложены различные направления сопровождения одаренных детей с учетом их склонностей.

Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренности у детей и подростков предполагает выявление одаренности у детей и подростков; оказание психологической консультации посамопрезентации, самоанализу, самоконтролю, эффективной коммуникации и т.д.; создание психолого-педагогических условийуспешной социализации одаренных детей через реализацию различных проектов.

Методическое сопровождение формирования и развития профессиональных компетенций учителя по выявлению и развитию одаренности у детей и подростковпредполагает разработку, реализацию и апробирование учебно-методического комплекса для учителей по выявлению и развитию одаренности у школьников по математическому, физическому, гуманитарному направлениям; проведение обучающих семинаров, краткосрочных курсов, мастер-классов, конкурсов для учителей школ, методических олимпиад; организацию научно-методических лабораторий.

Психолого-педагогическое просвещение родителей в форме обучающих семинаров для родителей по раскрытию сущности одаренности детей и подростков; организация совместных летних школ для родителей и детей и т.п.

Дистанционное обучение предполагаетсоздание условий для развития и поддержки одаренности у учащихся образовательных учреждений, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях через возможности дистанционных технологий по математическому, физическому,гуманитарному профилям.

Особый интерес представляет опыт группы специалистов ЯГПУ им. К. Д. Ушинского и разработанная ими модель взаимодействия вуза и образовательных организаций по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на одаренных детей.

Цель взаимодействия: создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в процессе взаимодействия вузов и учреждений общего образования.

Форма взаимодействия– Межрегиональный ресурсный центр по поддержке одаренных детей и подростков.

Направления взаимодействия:

  • выявление одаренных детей и мониторинг их развития, интеграция образовательных учреждений разных типов в работе с одаренными детьми,
  • непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренных детей и подростков,
  • организация подготовки педагогических кадров к работе с одаренными детьми,
  • обеспечение мотивационной поддержки работы с одаренными детьми, развитие техносферы научно-исследовательской, научно-технической, проектной, поисковой деятельности школьников,
  • научно-методическое и информационное обеспечение процесса выявления, поддержки и развития одаренных детей и подростков.[1]

Результатом реализации предлагаемой модели можно считать появление у одаренного ребенка профессионального интереса, профессиональное самоопределение, получение углубленных знаний, умений и навыков в избранном предмете деятельности, а также выбор учебного заведения для продолжения профессионального образования.

Поддержка одаренных детей в процессе взаимодействия вузов и образовательных организаций позволит создать новые условия для развития творческих способностей и научно-технического творчества молодежи, привлечения одаренных детей к научно-исследовательской деятельности и решения других проблем.

Литература

1.Модель взаимодействия вуза и образовательных учреждений в процессе поддержки одаренных детей и подростков [Текст] //Ярославский педагогический вестник.– 2011. – № 3. – Т. II (Психолого-педагогические науки). – С.191.

Раскроем основные направления деятельности разработанных моделей.

Модель "Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренности у детей и подростков" предполагает реализацию следующих направлений: диагностическое (выявление одаренности у детей и подростков, изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей и т. д.); консультационное (оказание психологической консультации детям и подросткам по самопрезентации, самоанализу, самоконтролю, эффективной коммуникации и т. д.); развивающее (создание психолого-педагогических условий успешной социализации одаренных детей через реализацию проекта "Творческие мастерские", "РОСТ" для развития у них навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний; снижение уровня тревожности; формирование адекватной самооценки и т. д.).

Модель "Методическое сопровождение формирования и развития профессиональных компетенций учителя по выявлению и развитию одаренности у детей и подростков" предлагает разработку, реализацию и апробирование учебно-методического комплекса для учителей по выявлению и развитию одаренности у школьников по математическому, физическому, гуманитарному направлениям в аспекте взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования. Реализация данной модели предполагает проведение обучающих семинаров, краткосрочных курсов, мастер-классов, конкурсов для учителей школ, методических олимпиад; организацию научно-методических лабораторий.

Модель "вуз-малая академия-школа" ориентирована на создание организационно-педагогических условий для системы работы по выявлению, поддержки и развитию одаренности у детей и подростков путем организации интегрированной системы обучения на базе малых академий при СВФУ в Дальневосточном регионе России по следующим направлениям: математика, физика и гуманитарные науки. В рамках реализации данной модели разработаны проекты взаимодействия учителей школ и преподавателей вуза по творческому сопровождению развития и поддержке одаренности у детей и подростков, обеспечивающих сетевой характер реализации программ на основе социального партнерства; в СВФУ привлекается талантливая молодежь для взращивания перспективных студентов, способных в будущем обеспечить разработку наукоемких технологий и модернизацию отраслей экономики, образования и культуры региона.

Модель "Педагогическая академия для родителей" направлена на построение оптимальной системы взаимоотношений вуза и семьи в области развития и сопровождения одаренности детей и подростков. Выделены следующие направления модели взаимодействия вуза и семьи в сопровождении одаренных детей и подростков:

- методическое, которое содержит в себе деятельность вуза в оказании методической помощи родителям по развитию и сопровождению одаренных детей и подростков; подготовку и апробацию программ обучения родителей, методических пособий для родителей, классных руководителей по работе с одаренными детьми и подростками; организацию обмена опытом работы родителей по сопровождению одаренных детей и подростков;

- научно-методическое, которое характеризуется работой лекториев для родителей на базе ресурсных центров СВФУ; совместным проведением СВФУ и родителями семинаров, конференций, круглых столов по вопросам развития и сопровождения одаренных детей и подростков; разработкой образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность вуза и семьи в сопровождении одаренных детей и подростков; совместным проведением научно-практических конференций преподавателей вузов, родителей и учителей;

- профориентационное, которое включает создание и развитие внутрисетевых связей ресурсных центров, осуществляемых работу по развитию и сопровождению одаренных детей; публикации в местной печати, выступления по радио и телевидению о работе взаимодействующих ресурсных центров и вуза; проведение дней открытых дверей; предоставление услуг профдиагностики.

Модель "виртуальный лицей" направлена на создание условий развития и поддержки одаренности у учащихся образовательных учреждений, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях Дальневосточного федерального округа через возможности дистанционных технологий по математическому, физическому, гуманитарному профилям. Ключевым условием ее реализации являются формы взаимодействия вуза и школы через единство формального (разнообразные очно-дистанционные образовательные курсы для школьников, родителей, учителей); неформального (чат-конференции, форумы, сетевые дискуссии); информального (виртуальные научные лаборатории, дистанционные творческие конкурсы, дистанционные олимпиады, телекоммуникационные проекты для школьников и педагогов) образования. Совершенствование традиционных форм обучения средствами информационно-коммуникационных технологий способствует объединению их в единую дистанционную технологию обучения на качественно новом уровне. Оценка эффективности методов обучения с применением дистанционных технологий может быть дана на основе сравнения с традиционными формами обучения.

Модель "сетевое взаимодействие "вуз-общественная организация-школа"" обеспечивает условия эффективного взаимодействия университета и школ в области развития и поддержки одаренности у детей и подростков посредством деятельности ассоциации "Северо-Восточный университетский образовательный округ". Ресурсное обеспечение создания данной системы деятельности ассоциации предполагает использование учебно-методических, научно-методических информационных ресурсов посредством:

Читайте также: